Выгоден ли лизинг автомобиля для физических лиц

5 неизвестных вам фактов о лизинге для физических лиц

Лизинг для физических лиц – это новый и постепенно набирающий популярность способ купить автомобиль. В западных странах лизинг так же привычен для покупателя, как и автокредит. Но в Россию этот финансовый инструмент пришел с сильным опозданием, из-за чего сейчас он практически неизвестен – покупатели авто рассматривают только покупку в кредит или за наличные.

Чтобы развеять покров тайны над лизингом, мы решили рассказать о нем 5 фактов, которые важно знать каждому автовладельцу.

1. Лизинг для физических лиц существует!

Самый частый вопрос, который обычно задают на интернет-форумах и «Ответах@mail.ru» – это существует ли вообще лизинг для физлиц. А самый частый ответ от уважаемых «диванных экспертов» – что, дескать, нет, лизинг только для юрлиц.

Действительно, до 2011 года в России существовали законодательные ограничения на лизинг имущества – он был доступен только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Лизинг до сих пор весьма популярен среди представителей бизнеса за счет экономии на налоге на прибыль, снижении общей закредитованности компании, минимальных сроках сделки, комплексном обслуживании, отсутствии необходимости в обеспечении и залоге 1 .

Однако с 2011 года законодательные ограничения были сняты, а в конце 2013 года автофинансовая компания «Европлан» впервые предложила физическим лицам воспользоваться лизингом при покупке автомобиля. В течение 2014 года лизинг для физлиц «подхватывался» другими игроками рынка, становился все более известным, начал привлекать внимание СМИ и широкой аудитории автовладельцев.

Сегодня лизинг для физлиц является полноправным конкурентом автокредита.

2. Лизинг для физических лиц поддерживается государством

Учитывая крайне тяжелую ситуацию на российском авторынке, в 2015 году Министерство промышленности и торговли взялось за разработку программы поддержки автопрома за счет субсидирования лизинга для физических лиц. Сегодня по госпрограмме субсидируется часть аванса – 10% от стоимости автомобиля. Говоря простым языком, покупатель получает дополнительную скидку в 10% от цены автомобиля!

3. В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите

В лизинге ключевое преимущество дает не ставка, как в кредите, а размеры аванса и ежемесячного платежа, которые меньше, чем в банковском кредите. Дело в том, что лизинговые компании принимают на себя риск остаточной стоимости машины через 2-3 года – из-за того, что не требуют выплачивать всю стоимость автомобиля в составе платежей.

Если представить это в виде математической формулы, то вы платите не за всю машину, как в кредите, а за (стоимость машины сейчас) минус (стоимость машины, когда закончится договор лизинга). Таким образом лизинговые компании снижают ежемесячный платеж, а в конце срока лизинга позволяют лизингополучателю пересесть на новый автомобиль без дополнительных инвестиций. Такая «пересадка» становится возможна за счет возвращаемой части аванса, которая в конце срока договора может «перейти» в новый договор в качестве аванса за новый автомобиль – или просто быть возвращена покупателю авто, если он не хочет продолжать пользоваться лизингом.

Например, платеж за кредитный Volkswagen Touareg в 2 раза больше, чем за лизинговый. И со среднероссийской зарплатой руководителя в 73 000 руб. 2 купить его в кредит невозможно, а вот в лизинг (особенно если общий семейный доход составляет больше 100 000 руб.) – вполне.

4. Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит

«Диванные эксперты» любят рассуждать о том, что кредитный автомобиль – он уже свой, родной, а взятый в лизинг – чужой, его же придется отдать.

Не все так просто. Пока действует кредитный договор (если внимательно его изучить, конечно) клиент банка не может:

  • Продать автомобиль без его выкупа у банка
  • Доверить автомобиль другому водителю без добавления этого водителя в полис КАСКО
  • Сделать тюнинг автомобиля без разрешения банка

Вы не поверите, но эти ограничения ничем не отличаются от ограничений лизингового договора. Но если вы хотите от них освободиться, то, как и в кредитном договоре, лизинговый автомобиль можно выкупить в собственность досрочно. А можно и вообще не выкупать, а просто вернуть в лизинговую компанию.

И тут мы переходим к пятому факту, за который так любят лизинг на Западе.

5. После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами

Радость от наконец-то выплаченного кредита проходит настолько же быстро, насколько наступает время первых безгарантийных ремонтов (обычно эти сроки совпадают – средний гарантийный срок составляет 3 года). И, как показывает статистика, средний срок владения автомобилями премиум-марок (Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen и др.) – это чуть больше 2,5 лет (хотя для марки Lada он составляет 5 лет). Налицо следующая картина: после истечения гарантийного срока большинство автовладельцев стремятся продать свой старый автомобиль и купить новый. Обычно – снова в кредит, внося вырученную от продажи сумму в качестве аванса.

Прелесть лизинга в том, что он в этой цепочке исключает звено «продать свой старый автомобиль»:

  • Владелец лизингового автомобиля не тратит свое время и нервы на размещение объявлений, ответы на звонки, показы, торговлю.
  • Он не берет на себя и риск того, что автомобиль будет продан через 3 года дешевле, чем планировалось при оформлении кредита (особенно смешно прогнозы будущей стоимости авто выглядят у нас в стране, не так ли?).
  • А также у него нет риска нарваться на недобросовестных покупателей, которые могут его просто «кинуть».

Он просто возвращает машину в лизинговую компанию, использует возвращаемую часть аванса в качестве нового первоначального взноса – и пересаживается на новый автомобиль.

Заключение

Итак, подведем итоги:

  • Лизинг для физических лиц существует! (и вы можете им воспользоваться)
  • Лизинг для физических лиц поддерживается государством (это равноправный конкурент автокредита)
  • В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите (удобно, особенно в сегодняшние времена)
  • Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит (все остальное – досужие домыслы)
  • После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами (это правда, которую раньше сложно было даже представить)
Читайте также:
Выгода лизинга по сравнению с кредитом

Согласитесь, тут есть, о чём задуматься. А в нашей следующей статье мы подробнее остановимся на том, по каким параметрам наиболее практично сравнивать лизинг для физических лиц с автокредитом.

Лизинг для физ.лиц — выгодная ли это история?

Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.

До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.

На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.

Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.

Что такое лизинг?

Само слово «лизинг» пришло к нам из английского языка, это производное от слова «to lease», означающее «сдавать в аренду». И покупка имущества в лизинг как раз подразумевает долгосрочную аренду транспортного средства, оборудования и прочих активов с возможностью выкупа по окончании срока арендного договора.
Возможность купить автомобиль в лизинг у обычного россиянина появилась сравнительно недавно – в 2011 года. Именно тогда были внесены соответствующие поправки в российское лизинговое законодательство.

Виды лизинга

Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственность лизинговой компании.
В обоих случаях на период действия лизингового договора автомобиль находится в собственности компании-лизингодателя, а клиент пользуется им по доверенности.

На данный момент правила регулируют все формальности формирования доверенности: документ выдается лизинговой компанией автовладельцу и действует в течение всего периода погашения долга. Доверенность на автомобиль считается неотъемлемым приложением к договору.

Договор лизинга может заключаться на разные сроки, обычно это 12, 24, 36 или 48 месяцев. Остаточная сумма, по которой производится выкуп транспортного средства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Она зависит от марки и модели авто, его состояния, срока договора и прочих факторов. Обычно в нее включены следующие составляющие:

-​ амортизация автомобиля за период;
​- процентные средства;
-​ комиссия лизинговой компании;
​- сама стоимость автомобиля;
-​ дополнительные факторы вроде суммы страховки имущества.

Лизинг или кредит – что выгоднее?

Для физлица приобретение автомобиля по схеме лизинга имеет некоторые преимущества перед кредитованием, к которым можно отнести более быстрое рассмотрение заявки (например, Сбербанк обещает выдать решение по лизинговому займу в течение 8 часов), невысокий первоначальный взнос (некоторые компании предлагают оформить договор лизинга под залоговые 10%, например, такие ставки предлагают «Балтийский лизинг», и ВТБ-лизинг), и более низкие ежемесячные выплаты по договору.

Кроме того, действуют специальные государственные программы поддержки российских автопроизводителей, по которым можно приобрести авто отечественного производства со скидкой от 10%.

В отличие от программ автокредитования, все регистрационные действия с автомобилем осуществляет лизингодатель, владельцу не придется тратить деньги, силы и время на общение с соответствующими органами. При покупке в кредит вам предстоит самостоятельно оплатить регистрацию авто в органах ГИБДД.

Лизинговые программы предоставляют более широкий выбор вариантов по окончанию срока действия договоров. Владелец имеет возможность выкупить автомобиль, став его полноправным владельцем, обменять его на новое, вернув б/у лизингодателю, продлить договор лизинга. В то же время после окончания срока действия кредитного договора никаких вариантов у автовладельца нет. У него остается подержанное авто, которое он должен продать самостоятельно, если есть желание купить новую машину.
Однако, оформляя автомобиль в лизинг, физлицо должно осознавать риски, связанные с данным видом кредитования: при разорении лизинговой компании, помимо потерянного автовладелец теряет и денежные средства, внесенные за автомобиль.

Также огромным минусом лизингового рынка в России до сих пор является малое количество программ для физических лиц. Большинство выгодных ставок до сих пор доступны только юридическим лицам либо ИП.

Покупка автомобиля в лизинг предоставляет физлицу некоторые преимущества. Однако есть и существенный минус, связанный с риском лишиться автомобиля в случае просрочки.

Мы решили на примере покупки нового Kia Sportage рассчитать, во сколько он нам обойдется в кредит и в лизинг.

KIA Sportage в кредит

Допустим, мы планируем приобрести двухлитровый Kia Sportage с передним приводом в обычной комплектации Classic “Теплые опции” . Его стоимость будет составлять 1 409 900 без скидки за наличный расчет. Но мы планируем приобрести автомобиль в кредит. Поэтому для нас распространяется прямая скидка от производителя в размере 30 000 руб и скидка в 18 000 руб. при оформлении кредита. Получается Sportage нам предлагают за 1 362 000 руб. Мы готовы внести первоначальный взнос в размере 362 000 руб. На что нам рассчитывать в таком случае? Партнер официального дилера Favorit Motors Kia Банк “СЕТЕЛЕМ” предоставил следующие не очень привлекательные условия: при первоначальном взносе в 26% ( 362 000 руб) сроком в 2 года, процентная ставка получилась — 16,6 %. А ежемесячный платеж — 52 000 руб. Переплатить придется — 195 000 руб. Если растянуть кредит на 3 года, процентная ставка будет такая же -16,6 %, ежемесячный платеж — 38 000 руб. Но переплата увеличиться в 300 000 руб.

Читайте также:
Досрочный выкуп автомобиля из лизинга проводки

Kia Sportage в лизинг

Нас смутил большой ежемесячный платеж, поэтому мы обратились к лизинговому партнеру Kia. Выбрали “ Мэйджор Лизинг”.

У нас практически такой же первоначальный взнос — 360 000 руб. Рассчитываем возвратный лизинг сроком на 2 года (24 месяца) . Ежемесячный платеж составит 26 644 руб. Итого сумма выплат составит — 639 472 руб. Прибавляем наш первоначальный взнос и получаем 1 001 472 руб. В случае, если мы захотим все-таки выкупить ТС, то нам придется заплатить еще 681 000 руб. Таким образом, переплата будет космической — 319 000 руб.

Возвратный лизинг с таким же первоначальным взносом ( 360 000 руб.) сроком на 3 года (36 месяцев) ежемесячно будет обходится нам в 21 531 руб. Итого сумма выплат будет в размере — 775 151 руб. Добавляем наши 360 000 рублей. Итого: 1 137 151 руб. Если предстоит выкупать автомобиль, то придется доплатить еще — 681 000 руб. Переплата будет тоже заоблачной…

Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.

Если нас угораздит ввязаться в выкупной лизинг сроком на 3 года, к чему стоит приготовиться? К тому, что опять придется отдать свои кровные 360 000 руб. (первоначальный взнос) и на протяжении 36 месяцев выплачивать каждый месяц 36 305 руб. По прошествии трех лет в общей сложности общая сумма выплат составит 1 306 992 руб. Прибавляем первоначальный взнос и получаем сумму в размере — 1 668 992 руб. Таким образом, переплата будет 306 992 руб.

Отметим, что в случае, если первоначальный взнос составляет до 40%, то необходимо предоставить следующий пакет документов: паспорт, водительское удостоверение, справку о доходах и копию трудовой книжки и заполненная анкета. Договор рассматривается банком до 3 рабочих дней. Годовой налог, ТО — это все не входит в стоимость лизинга. При желании эти, расходы можно, конечно, занести в тело кредита, но дешевле будет самому оплатить этот налог.

На данном примере мы убедились, что нет никаких явных преимуществ у лизинга перед кредитом. За исключением того, что ежемесячный платеж в случае с лизингом немного меньше. И да, Kia Sportage нам зарегистрируют.

Тем не менее, эксперты позитивно оценивают перспективы развития лизинга для физлиц в России. Так, компания autospot.ru отмечает положительную динамику: “Еще два года назад у нас не было продаж по лизинговой программе, только за наличный расчет или автокредит. В этом году мы наблюдаем значительный рост. Ежемесячно через нас продается около 20 автомобилей в лизинг для физических лиц”. Отмечает директор по маркетингу Дмитрий Рыбальченко.

Немного статистики

В мировой практике лизинг является одним из основных каналов сбыта автомобилей для физических лиц. К примеру, в США и Центральной Европе около 30% общего рынка лизинга составляет именно лизинг для физических лиц.
У российских автолюбителей покупка автомобилей в лизинг пока не пользуется популярностью, по такой схеме приобретают авто около 3% россиян. Одна из основных причин – неосведомленность населения о возможности покупки авто в лизинг. По данным Национального агентства финансовых исследований, всего 14% россиян знают о том, что автомобиль можно приобрести в лизинг. А свыше половины из тех, кто принял участие в опросе, вообще никогда не слышали о том, что такая услуга доступна и физическим лицам. И это неудивительно, ведь услуги лизинга для физлиц предлагаются практически только в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же на сегодняшний день существует и еще одна возможность приобрести автомобиль — оформить кредит с остаточным платежом. Однако для большей части потенциальных клиентов этот шанс практически ничем не отличим от традиционного лизингового соглашения.

Еще одна причина низкого спроса на услуги лизинга – отсутствие культуры аренды автомобилей. Многих автолюбителей смущает тот факт, что владельцем автомобиля является лизинговая компания. Для российского потребителя важно обладание машиной, поэтому многие предпочитают приобретать автомобили в кредит, а не по схеме лизинга.

Что такое лизинг

Лизинг — это долгосрочная аренда оборудования с возможностью его выкупа в дальнейшем.

Если вкратце, именно возможность выкупа отличает его от обычной аренды: например, можно арендовать автомобиль в течение двух лет, а потом выкупить его по остаточной стоимости. Того, кто сдает собственность, называют лизингодателем, а арендатора — лизингополучателем.

Кому подходит

Предпринимателю имущество в лизинге удобно как альтернатива покупке в кредит. Сделку легко расторгнуть: например, если предприятие взяло во временное пользование станки, а потом выяснилось, что такая производственная мощность ему не нужна, то арендованное имущество можно вернуть лизингодателю. Если бы компания купила оборудование в кредит, то понесла бы убытки. Поэтому лизингом выгодно пользоваться предпринимателям, которые выходят на новые для себя рынки.

Читайте также:
Переуступка лизинга проводки у лизингополучателя

Что можно взять в лизинг

Предметом договора обязательно должны быть непотребляемые вещи — то есть имущество, которое может изнашиваться, но им все равно можно пользоваться по назначению. Поэтому во временное пользование нельзя взять, например, стройматериалы, продукты питания, сырье. Кроме того, гражданский кодекс запрещает держать в лизинге земельные участки, водоемы, леса и другие природные объекты. Еще в такую долгосрочную аренду нельзя взять военную технику и оборудование без заводских номеров. Вот что берут в лизинг чаще всего:

  1. Автомобили и спецтехнику.
  2. Оборудование — начиная от дорогих станков и заканчивая офисной техникой.
  3. Недвижимость, включая жилую.

Лизингом часто пользуются предприниматели, которым необходимо дорогостоящее оборудование, транспорт, спецтехника или производственная недвижимость.

Отличия от кредита

Когда компания берет оборудование в кредит, оно сразу становится ее собственностью. При лизинге же можно не платить налог на имущество или транспортный налог, если речь идет о технике, — владельцем остается лизингодатель. Еще к имуществу в лизинге применяют ускоренный коэффициент амортизации. Поэтому к моменту, когда компания решит выкупить предмет аренды, он может быть полностью амортизирован. То есть налог на имущество можно не платить и после выкупа.

Еще одна особенность лизинга, которая отличает его от кредита, — лизингодатель может прописать в договоре, что обслуживать оборудование или обучать сотрудников, которые работают на арендованной технике, лизингополучатель обязан только у него.

Вместо понятия процентной ставки в лизинге используют термин «ставка удорожания». В нее включены затраты лизингодателя на покупку имущества и его прибыль.

Отличия от аренды

Главное отличие — имущество в лизинге переходит в собственность лизингополучателя спустя некоторое время. Если речь идет о земельных участках, по закону их можно только арендовать.

В случае с лизингом оборудование или технику обычно покупают специально для конкретного лизингополучателя. Имуществом, предлагаемым для аренды, может воспользоваться любой желающий, если оно его устраивает.

Виды лизинга

В зависимости от срока службы арендуемого имущества различают два вида:

Финансовый лизинг — срок договора совпадает со сроком службы оборудования. Когда остаточная стоимость оборудования становится нулевой, его выкупают за небольшие деньги. По сути, предприниматель таким образом получает рассрочку под небольшой процент.

Операционный лизинг — срок договора меньше срока службы оборудования. В таком случае после окончания действия договора лизингополучатель продлевает аренду, либо возвращает имущество, либо выкупает его по остаточной стоимости.

Есть еще один вид — возвратный: когда предприниматель продает свое имущество другой фирме, а потом берет его же в лизинг. Фактически он получает кредит под залог собственного оборудования, экономя при этом на налогах.

Преимущества

Основной плюс в сравнении с кредитом — возможность не платить налог на имущество. Предмет договора фактически принадлежит лизингодателю. А благодаря ускоренной амортизации к окончанию срока аренды имущество может быть полностью изношено. Кроме того, лизинговые платежи относятся к затратам на себестоимость и поэтому снижают налогооблагаемую базу.

Еще одно преимущество перед кредитами: если бизнес имеет сезонный характер, то при лизинге можно распределить платежи так, чтобы они приходились на период максимальной прибыли. А еще благодаря лизингу можно оперативно обновлять оборудование, арендуя каждый раз более современное.

Сублизинг

Имущество, полученное по договору лизинга, можно сдать в сублизинг. Тогда лизингополучатель станет одновременно сублизингодателем, а тот, кто получит такое имущество — сублизингополучателем. Получится цепочка: «Лизингодатель → лизингополучатель (он же сублизингодатель) → сублизингополучатель». Просто так передать третьей компании чужое имущество нельзя — надо, чтобы фактический владелец — лизингодатель — дал разрешение в письменной форме.

Сублизингополучатель, как и лизингополучатель, не платит налог на имущество. Но сам он уже в третий раз сдать кому-то в субсублизинг ничего уже не может. Обычно сублизинг используют компании, которые сдают в аренду технику. Кроме того, по такому договору оформляют пересдачу помещений в аренду, если арендатор получил недвижимость в лизинг.

Как оформить договор

Договор лизинга заключают только в письменной форме. В законе о финансовой аренде, который регулирует такие сделки, указаны обязательные требования. Вот что там должно быть:

  1. Описание имущества, которое передается в лизинг.
  2. Обязательство лизингодателя купить это имущество, чтобы потом сдать его в аренду.
  3. Обязательство лизингополучателя принять имущество и вовремя вносить все необходимые платежи.

Еще в договоре можно указать, продлевается ли сделка с лизингом после окончания срока действия договора. При этом условия аренды могут измениться.

Лизингодатель должен обязательно заключить с поставщиком договор купли-продажи. Обычно его оформляют одновременно с договором лизинга.

На что обратить внимание, подписывая договор

Прежде всего надо обратить внимание на график платежей. Наиболее популярны три вида:

  1. Регрессивный — ежемесячный платеж постепенно уменьшается.
  2. Аннуитетный — оплата равными частями в течение всего срока.
  3. Сезонный — когда график привязан к сезонности бизнеса лизингополучателя. Например, у аграриев большая часть платежей приходится на осень, после продажи урожая.

Есть и другие тонкости, которые могут усложнить или облегчить жизнь лизингополучателя. Вот что важно учесть, заключая договор:

  1. Чему равен размер первоначального платежа.
  2. Чему равна ставка удорожания.
  3. Можно ли досрочно выкупить имущество и надо ли платить в таком случае штрафы.
  4. Надо ли страховать предмет договора и ответственность лизингополучателя.
  5. Контролирует ли лизингодатель использование имущества, и если да, то в каком виде.
  6. Есть ли условия по обучению сотрудников лизингополучателя и сервису арендуемого оборудования.

Что будет, если нарушить условия договора

Обычно в договоре прописываются пени и штрафы за нарушения, но лизингодатель может и расторгнуть договор. Самые частые причины расторжения лизингового договора — нарушение графика платежей, несоблюдение условий эксплуатации и нарушение правил страхования, предусмотренных договором. В предыдущей редакции закона о лизинге лизингодатель имел право автоматически забрать арендуемое имущество в случае проблем. Сейчас действует более мягкая норма: собственник должен сначала расторгнуть договор. Если лизингополучатель откажется это сделать, то придется идти в суд.

Читайте также:
Лизинг грузового транспорта для юридических лиц

Бывают ли льготы для малого бизнеса

В России работает льготная лизинговая программа для малых и средних предприятий. Такие компании могут получить во временное пользование оборудование: отечественное — по ставке 6%, импортное — 8%. Рассчитывать на льготы могут не все — сниженная ставка положена высокотехнологичным компаниям, сельхозкооперативам, предприятиям, расположенным в моногородах или индустриальных парках, и так называемым приоритетным производствам. Чтобы стать участником программы, надо заполнить анкету на сайте «Корпорации малого и среднего бизнеса».

Что такое лизинг

Лизинг простыми словами – это аренда имущества. Но с одним существенным отличием: имущество можно в конце срока договора выкупить за небольшую стоимость. Но покупка – это не обязательное условие. У клиента есть право выбора, как поступить. Почему появилась такая услуга, ведь есть кредиты, займы, аренда, рассрочка – множество способов пользоваться нужной вещью? Потому что у лизинга есть ряд экономических преимуществ. Давайте разберемся, в чем особенности лизинга и его отличия от других финансово-кредитных услуг?

Какое имущество можно взять в лизинг?

По законодательству РФ, можно взять любые непотребляемые вещи. Что значит этот термин? То, что можно оформить в лизинг вещи, которые длительный период сохраняют основные потребительские свойства. Сюда относится техника, транспорт, бытовая и компьютерная техника и т.д. То есть имущество, которое можно использовать долго. Потребляемые вещи подходят для однократного использования: продукты питания, строительные материалы.

Самые популярные товары, которые берут в лизинг:

  • автомобильный транспорт;
  • специальная техника;
  • оборудование;
  • недвижимость;
  • персонал.

Что не может быть предметом лизинга?

Кроме того, что нельзя оформить в лизинг непотребляемые предметы, перечисленные выше (продукты питания, сырье и т.д.), есть еще ограничения.

Нельзя взять в длительную лизинговую аренду:

  • земельные участки (возможна только классическая аренда);
  • природные объекты (водоемы, реки, лесные массивы);
  • памятники культуры;
  • военную технику.

Виды лизингов

Классификация строится на сроке действия договора и на том, собирается ли клиент выкупать имущество. Есть три вида:

  • финансовый: компания предлагает оформить договор на срок, который равен сроку службы имущества. А в конце сделке состоится его выкуп. Вся процедура похожа на систему рассрочки, только под небольшой процент;
  • операционный: продолжительность соглашения меньше, чем срок службы имущества. В конце периода клиент может сделать выбор: заплатить всю сумму за товар и стать его собственником или оставить его компании;
  • возвратный: схема работы сложней, чем в предыдущих видах. Сначала клиент продает лизинговой компании свое имущество, а затем берет ее в лизинг. По сути это кредитование под залог.

Лизинг по сравнению с кредитом: чем отличается и что выгодней

Главное отличие двух услуг состоит в том, что кредит может выдаваться в денежной форме, а лизинг – нет. Во втором случае компания может передавать клиенту только имущество.

Еще одно отличие: банки оценивают клиентов жестче, чем лизинговые компании. Дело в том, что банковские организации находятся под контролем ЦБ РФ, а значит, должны строго соблюдать критерии отбора кредитополучателя. Для банков нужно подготовить больше документов, а также соответствовать всем требованиям. Иметь хорошую кредитную историю, быть официально трудоустроенным, иметь регистрацию в регионе, где присутствует банк.

Процесс отбора клиентов у лизинговых компаний проще. Организации действуют исходя из внутренних методик оценки платежеспособности и ответственности клиента.

У лизинга есть несколько преимуществ:

  • более быстрый срок рассмотрения заявки (около 15 минут). Среди кредитных продуктов такой скоростью может похвастаться только потребительский экспресс-кредит;
  • гибкий график платежей. Компания может пойти навстречу клиенту и подстроить график под сезонность бизнеса. Кроме того, возможны отсрочки платежей в сложных финансовых ситуациях;
  • лизинговые компании не требуют ни залога, ни поручителей, ни других способов обеспечения сделки;
  • не нужно платить налог на имущество, потому что предмет сделки не находится в собственности клиента.

Лизинг по сравнению с арендой: чем отличается и что выгодней

Основное отличие: машину в лизинге можно выкупить в конце действия аренды. При стандартных арендных отношениях сделать это нельзя.

Еще одно отличие состоит в том, что лизинг не может предложить физическое лицо, только юридическое. А точнее – лизинговая компания, у которой есть право на соответствующую деятельность. Имущество в аренду может предложить как физическое, так и юридическое лицо.

Важное преимущество лизинга – налоговые льготы. Есть и еще одно. Компании, предоставляющие оборудование, могут предложить товары только из наличия. Если нужно какое-то специфическое, то компания не сможет удовлетворить запрос. Абсолютно другая ситуация с лизингом. Компания может купить именно то, что нужно клиенту.

Но есть плюс и у аренды – процесс оформления проходит гораздо быстрее. Не нужно подтверждать платежеспособность, предоставлять поручительство или залог.

В чем преимущества лизинга?

Основной плюс услуги – возможность выкупить товар по остаточной стоимости. Остальные преимущества зависят от того, кто является лизингополучателем.

Покупка б/у авто в лизинг: что важно знать

Если вам нужен автомобиль, вы можете получить его либо в аренду, либо по договору купли-продажи. Однако существует договор, который включает в себя сразу оба этих пункта — он называется лизинговым.

Что такое лизинг автомобилей

Лизинг автомобиля – это аренда машины на долгий срок с последующим выкупом или возвратом лизингодателю.

Метод удобен для тех, кому не хватает финансов на приобретение нового авто, но есть возможность выплачивать сумму аренды. Около 34% машин на Западе покупают по договору лизинга — это больше, чем в России, в 10 раз. В нашей стране такой способ покупки только набирает обороты.

Читайте также:
Взять грузовик в лизинг без первоначального взноса

В данной статье мы подробно разберем нюансы покупки подержанного автомобиля в лизинг.

Можно ли купить в лизинг б/у автомобиль

Как правило, у лизинговых компаний существует множество программ и предложений для пополнения таксопарков и оснащения предприятий, нуждающихся в большом количестве автомобилей. Кроме того, воспользоваться условиями специальных предложений может и физическое лицо. Аренда подержанных машин выгодна, поскольку стоимость таких транспортных средств существенно ниже новых.

Лизинг автомобилей – своего рода риск для лизингодателей, поэтому договор заключается на определенных условиях:

    • Срок эксплуатации подержанной машины должен быть не больше 3-4 лет.
    • Минимальная стоимость автомобиля устанавливается лизингодателем.
    • Срок сделки ограничен договором (1-5 лет), так как машина амортизируется достаточно быстро.
    • Как и с новым транспортным средством, за лизинг подержанной машины необходимо внести авансовый платеж. Его размер устанавливается лизингодателем. Часто он составляет 15% от общей стоимости автомобиля.

Кроме того, оформление страховки – обязательно условие заключения договора лизинга.

Лизинг б/у автомобилей для физических лиц

Главное отличие лизинга от автокредита в том, что до выплаты последнего платежа транспортное средство принадлежит лизинговой компании, а не покупателю. Если происходит просрочка платежей, компания-владелец имеет полное право вернуть себе свою собственность. В случае с автокредитом кредитор является владельцем купленной машины, которая выступает залогом у банка.

Лизинговые платежи, как правило, ниже кредитных. Стоимость рассчитывается без учета аванса и окончательной выплаты в конце сделки. То есть, вы потратите много в начале и в последние дни договора, а в остальное время будете платить мало.

Плюсы покупки машины в лизинг для физических лиц:

    • Лояльные условия аренды. Как правило, отсутствует проверка кредитной истории.
    • Минимум документов (для получения автокредита может потребоваться больше 10 справок).
    • Возможно отсутствие первоначального взноса. Для физических лиц подготовлены программы, предполагающие оформление лизинга под небольшой залог.
    • Корпоративные скидки (в сумме они могут составить одну четвертую стоимости всего авто).
    • Грузовые машины и спецтехника. Банк не выдает автокредиты на технику в целях коммерческого использования, лизинг – отличный вариант перешагнуть запреты.

Несмотря на большое количество плюсов, лизинг б/у авто для физ. лиц имеет и темные стороны. К таким минусам относятся:

    • Возможность расторжения договора лизингодателем в одностороннем порядке.
    • Лизингодатели предпочитают работать с юридическими лицами.
    • Присутствие штрафных санкций, описанных в договоре. Лизингодатель имеет право попросить штраф за досрочное расторжение договора или за несвоевременный выкуп машины.
    • Автолизинг для физических лиц чаще всего не предусматривает ежемесячные выплаты в счет полного выкупа авто в собственность. Для этого необходимо заново заключать договор на эту же технику, только с целью покупки.

При этом сумма предоплаты – для кого-то минус, а для кого-то плюс. Она варьируется от 0% до 50%. Чем больше денег вы вносите заранее, тем меньше потом приходится платить ежемесячно. Тем, у кого мало средств на приобретение, выгодны условия с минимальной предоплатой. На этот случай для физических лиц предусмотрены различные программы.

Программы по автолизингу для физических лиц

Акций и предложений от лизингодателей очень много, но их можно разделить по следующим схемам:

    • Без учета финансовых возможностей лизингополучателя. Компания предоставляет транспорт физическому лицу и не учитывает его материальное положение, либо относится к этому факту не строго. Метод хорош для ИП, начинающих свое дело с минимальными затратами. Однако переплата в ежемесячных платежах будет значительной.
    • Нулевое удорожание. Такой способ предлагают не лизингодатели, а сами производители транспортных средств для повышения роста продаж. Программа позволяет взять автомобиль в лизинг без наценок. Вы можете выкупить авто, погасив сумму беспроцентной рассрочки, равной розничной стоимости товара.
    • Без первоначального взноса. В этой схеме предполагается замена первоначального взноса на залоговый депозит. Обычно она равна 10% от цены машины, и по истечении договора вы возвращаете ее обратно. Чаще всего, депозит используют на погашение оставшейся суммы при последующем выкупе.

В основном вышеперечисленные предложения финансируют компании — производители или автодилеры. У лизингодателя, как правило, выбора не остается. На данных условиях можно приобретать только определенные модели и марки.

Лизинг подержанных автомобилей для юридических лиц

Юридические лица являются самой обширной категорией клиентов, поэтому для них предусмотрено максимум привлекательных возможностей и условий.

Лизинговые операции для юр. лиц делят на несколько схем:

    • Возвратный лизинг – одна из самых распространенных схем. Допустим, вы приобретаете авто в лизинг, но покупка оказывается слишком затратной, вам требуются деньги на другие нужды. Вы можете продать машину обратно лизинговой компании, а из вырученных денег снова оформить ее в аренду и позже выкупить.
    • Выкуп авто по истечении срока договора.
    • Операционный лизинг – аренда автомобиля с полным сервисом от лизинговой компании (оформление страховки, бесплатное ТО и т.д.). В конце срока авто возвращается владельцу – лизингодателю.

Финансовые выплаты по каждой из схем назначаются индивидуально.

Плюсы покупки б/у машины в лизинг для юридических лиц

Автолизинг выгоден для юридических лиц и коммерческих организаций, поскольку им не приходится делать большие финансовые вложения. Ежемесячная плата за аренду невысокая, договор предусматривает взаимовыгодные условия, а времени на его оформление требуется немного.

Какие еще выгоды предусмотрены для юридических лиц:

    • Налог на доход становится меньше. НДС по лизинговым выплатам возмещают полностью.
    • Клиент сам устанавливает порядок внесения платежей.
    • Легковой транспорт для юр. лиц можно не покупать, а менять на новый.
    • Клиенту легче соблюдать условия договора, ведь в залоге находится только сам транспорт.

Негативных моментов остается немного. Самый главный – при отсутствии своевременных выплаты вы лишитесь автомобиля и ранее уплаченной суммы без какой-либо компенсации. Купить б/у авто в лизинг – наиболее популярное решение для юр.лиц на сегодняшний день.

Читайте также:
Расчет лизинга автомобиля для юридических лиц

Нюансы заключения договора лизинга

Лизинговый договор всегда оформляется в письменном виде. Так требует статья 15 закона о лизинге. В документе должны быть прописаны все условия сотрудничества с лизингодателем на протяжение всего срока лизинга.

    • полное описание предмета, передаваемого в лизинг (модель, комплектация, марка и т. д.);
    • срок приобретения авто компанией – лизингодателем;
    • условия об авансе;
    • размер ежемесячного платежа.

Общая сумма, которую вы внесете по лизингу, будет состоять из стоимости машины, процентов за эксплуатацию автомобиля, стоимости оформления транспорта в ГИБДД, страховки, возмещения налога на имущество и НДС лизингодателя и т.д.

Если вы передумаете оформлять лизинг и решите приобрести авто у частного лица, перед заключением договора купли-продажи советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Ездить или владеть: 5 случаев, когда лизинг оказывается выгоднее, чем кредит

Ключевым финансовым инструментом приобретения новых автомобилей в России остается кредит. Главная причина его популярности проста и понятна: автовладельцы привыкли «платить за свое», постепенно выкупая машину. На этом фоне лизинг кажется чем-то двойственным: с одной стороны, платить проще и меньше, а с другой, машина как бы остается чужой… Но мы посмотрим на ситуацию со стороны: вот 5 случаев, когда приобретение машины в лизинг оказывается явно лучше кредита.

К ак известно, лизинговая схема кардинально отличается от кредитной тем, что в ней собственником автомобиля является не банк, а лизингодатель – и он же берет на себя обязательства по страхованию, уплате транспортного налога, обслуживанию машины и так далее. Таким образом, лизинг не является кредитным продуктом – то есть, он никак не влияет на кредитные возможности и не зависит от кредитных обязательств. Проще говоря, если у вас уже есть ипотека или другой непогашенный кредит, получить еще один кредит на покупку новой машины может быть затруднительно – и наоборот, взяв кредит на автомобиль, покупатель машины ограничивает свои возможности по покупке недвижимости и получения новых займов до погашения текущего. Лизинг полностью решает эту проблему: приобретая автомобиль по такой схеме, вы не имеете никакой кредитной нагрузки, а потому покупка чего-то еще ограничена исключительно вашими финансовыми возможностями: можно без проблем получить кредит на квартиру, дачу или новый ремонт в доме.

Еще один сопутствующий плюс независимости лизинга от кредитов – это возможность купить новую машину даже при условии неидеальной кредитной истории или сложностей с подтверждением ежемесячного дохода. К примеру, заемщики, допускавшие просрочки платежей по кредиту, зачастую получают менее выгодные кредитные условия – а лизинг «един для всех». И еще: если ваша специфика работы предполагает неравномерность выплат – к примеру, годовые или квартальные премии при сравнительно небольшой зарплате – лизинг тоже может оказаться более простым способом купить новую машину.

В большинстве своем кредитные предложения составлены с учетом первоначального взноса – причем чем больше этот взнос и меньше срок кредита, тем выгоднее оказывается предложение. Акции со «сладкими» процентами и минимальными переплатами в подавляющем большинстве случаев актуальны при оплате 60-80% стоимости автомобиля первоначальным взносом и сроке кредита, не превышающем 12 месяцев – нетрудно подсчитать, что даже для недорогой машины стоимостью в миллион это означает 600-800 тысяч первоначального взноса и ежемесячный платеж в 20-35 тысяч в месяц. Но если денег на руках не так много, а вкладывать их в ремонт подержанной машины не хочется, именно лизинг может стать выходом из ситуации.

Лизинговые программы здесь имеют сразу несколько преимуществ. Во-первых, лизинговые компании зачастую получают скидки на новые машины – то есть, и им, и покупателю автомобиль обходится дешевле. Ну а во-вторых, у крупных компаний, таких как Major, есть большой выбор лизинговых программ, предлагающих разные условия первоначального взноса – от крупного в 50-60% и до нулевого. То есть, в самом простом сценарии можно прийти в салон, имея сумму одного лизингового платежа (20-30 тысяч), и уехать на новом автомобиле.

Кому-то эта причина может показаться надуманной: мол, зарегистрировать машину, съездить на ТО, оформить страховку, оплатить транспортный налог и переобуться – дела редкие и растворяющиеся в ежедневной рутине. Однако если вспомнить, сколько раз вы затягивали с сезонной сменой шин из-за нежелания попасть в очередь, как подгадывали ТО под зарплату, как озадачивались выбором зимних шин и страховой компании, можно иначе посмотреть на то, насколько просто и удобно делать один ежемесячный платеж и больше ни о чем не задумываться. Учитывая, что владельцем автомобиля в период лизинга является лизингодатель, именно он берет на себя обязательства по регистрации машины после покупки и ее содержанию, обслуживанию, страхованию и гарантийному ремонту. Клиенту остается просто заправляться и ездить – и к такой модели владения стремятся многие из тех, для кого машина – это просто средство передвижения, а такси и каршеринг – дорогие и неудобные полумеры.

Как мы уже упоминали, в России модель владения автомобилем обычно предполагает его покупку и долгосрочное владение – на одной машине ездят 3-5 лет, до истечения гарантийного срока, и только потом продают, теряя 30-40% ее стоимости и начиная этот кредитный процесс сначала. Но если вы не видите смысла «выкатывать ресурс» до последнего, предпочитая свежие машины, и любите часто менять автомобили, то лизинг – это ваше решение.

Нулевой первоначальный взнос, ежемесячный платеж ниже, чем по кредиту, никаких обязательств по выкупу и сложностей с последующей продажей на вторичном рынке: просто новая машина каждый год и возможность выбора любой модели из доступных в лизинговых программах. Сменить «корейца» на «японца», через год попробовать «немца», а потом снова выбрать свежую корейскую новинку – без проблем. Купить ярко-красную машину, через год сменить ее на оранжевую, а еще через год пересесть на строгую черную – пожалуйста. Выбрать кроссовер вместо хэтчбека, а потом выяснить, за что у нас так любят седаны – никаких ограничений. Попробовать автомобиль классом выше, чтобы убедиться в том, стоит ли он переплаты, а через год принять окончательное решение – да, и это тоже в ваших руках! В общем, для тех, кто не мыслит свою жизнь без регулярных обновлений и частых перемен, именно лизинг может стать билетом в автомобильное разнообразие.

Читайте также:
Мокрый лизинг в авиации

Это условие сначала тоже может показаться странным – однако стоит взглянуть на условия выдачи крупных кредитов, чтобы вспомнить, что возраст тоже является ограничением. Обычно кредиты выдаются при условии, что срок их выплаты должен истечь до достижения заемщиком определенного возраста – так банки страхуют себя от излишних рисков. У лизинга таких ограничений нет: поскольку лизинговая машина не принадлежит заемщику, требования к нему снижены – причем не только по доходу или чистоте кредитной истории, но и по возрасту.

Есть ограничение только по минимальному возрасту клиента – он должен быть не моложе 18 лет, а вот верхняя планка не установлена. Так что если вы хотите приобрести машину, но выгодные предложения от надежных банков ограничены возрастом, можно пойти более простым путем и облегчить жизнь, вообще отказавшись от кредита, оформления, содержания и потенциальных сложностей с долговым наследством. Ведь лизинг дает главное – возможность ездить на новой машине с минимальными затратами.

На самом деле, перечисленное выше – это еще не полный список преимуществ лизинга. Можно вспомнить и значительно более низкие ежемесячные лизинговые платежи, и возможность ездить на машине, не декларируя ее в списке личного имущества, и упрощенную процедуру приобретения автомобиля в лизинг по сравнению с кредитом, и так далее. Однако, пожалуй, именно эти пять примеров – это самые наглядные случаи, когда лизинг действительно оказывается более предпочтительным, удобным и выгодным, чем кредит. Не зря на некоторых рынках он весьма популярен: например, в США лизинговые автомобили составляют до четверти всего первичного рынка. Так что этот финансовый инструмент хоть еще и не слишком привычен российским автомобилистам, но вполне заслуживает внимания наравне с хорошо знакомым кредитом.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Очень много теории, хорошо бы автору попробовать оформить лизингв реальности.

По затратам временным: Бумажек по лизингу оформлять не меньше, чем при оформлении машин в кредит. При том, что оформление в ГИБДД при предварительной записи – это два часа, на ТО и так, и так пригонять.

По затратам денежным: Лизинг – это дороже автокредита. Даже со всеми страховками. Плюс у вас нет альтернатив для торга. Плюс то, что у вас есть – не ваше. Ну а если у вас кредитная история такая, что автокредита вам не видать, то и лизингового автомобиля вам тоже не видать.

В результате имеем единственное реальное назначение – когда срочно нужно средство производства при полном отсутствии денег.

Лизинг и кредит -это одно и тоже: разница в нюансах. Лизинговая компания предоставляет тот же самый кредит на покупку машины, только либо на свои деньги (в меньшинстве случаев), либо на заемные у аффилированного банка ( в большинстве случаев). Лизинговая компания, как и банк, не захочет терять деньги , профинансировав недобросовестного заемщика. Наличие автомобиля в собственности лизинговой компании не дает ей никаких преимуществ: машину , если что, надо продать, а кто её купит? Учитывая, например, что сделка с клиентом была с “0” первоначальным взносом. А теперь по пунктам, если мне будет позволено:

  1. ” У вас есть ипотека и кредит”. “лизинг не является кредитным продуктом” и далее по тексту “приобретая автомобиль по такой схеме, вы не имеете никакой кредитной нагрузки” ! Лизинг – это другое имя благотворительности.
  2. “У вас нет достаточной сумы для первого взноса” Суть лизинга именно в том, что лизингодатель покупает именно ту вещь (оборудование, станок, машину, телефон и т.д.), что необходимо клиенту с обязательным первым взносом, чтобы в случае не оплаты платежей иметь возможность продать предмет лизинга без потери для себя. Поэтому первоначальный взнос не может равняться нулю или первоначальному лизинговому платежу.
  3. “У вас очень мало свободного времени” . Тут не поспорить: лизинговая компания за Ваши деньги сделает всё сама))
  4. ” Вы любите перемены”. Тут не очень понятно откуда статистика, что “в России модель владения автомобилем обычно предполагает его покупку и долгосрочное владение – на одной машине ездят 3-5 лет, до истечения гарантийного срока, и только потом продают”. Есть подозрение, что так владеют машиной только в Москве и то далеко не все)
  5. “Вы- пенсионер”. Да, автомобиль принадлежит лизинговой компании, и в случае смерти пенсионера, она его заберет себе ( с небольшими временными проблемами, конечно, но заберёт). Вот только потом надо продать этот автомобиль, а это время в течение которого платежи никто не платит и уже не будет платить. Вопрос: насколько лизинговой компании нужны такие проблемы в будущем, чтобы осчастливить некоего пенсионера?

Я попытался в общих чертах описать смысл деятельности лизинговой компании исключительно с целью, чтобы читатели Вашего портала не рассчитывали на то, что можно прийти в лизинговую компанию и уехать оттуда на любом автомобиле с пятью копейками в кошельке и не имея соответствующего дохода. Прошу прощения, если очень много текста.

Читайте также:
Машина в лизинге кто платит транспортный налог

Вместо автокредита можно оформить авто в лизинг. Рассказываем все, что нужно знать – от теории до реальных условий

Лизинг считается уделом бизнеса – потому что экономит ему до 40% только на налогах. Это, по большей части, соответствует действительности, но сейчас число программ автолизинга серьезно выросло. Мы разобрались, что это вообще такое, как работает и сколько будет стоить приобрести автомобиль, оформив его в пользование через лизинг.

Немного теории – что такое лизинг и почему это не просто аренда

О лизинге в России начали говорить еще в 90-е годы, хотя изначально такой вид бизнеса начал зарождаться в США и Европе в 50-60-е годы прошлого века. Понятие «лизинг», на первый взгляд, происходит от слова «to lease», что означает «брать или сдавать имущество во временное пользование». То есть, это похоже на аренду – и лизинг даже можно назвать одним из разновидностей аренды. С другой стороны, отличий у лизинга от традиционной аренды столько, что сейчас он считается совершенно самостоятельным видом отношений.

Итак, лизинг (например, с точки зрения лизинга автомобилей) – это передача определенного имущества в долгосрочное пользование с правом последующего выкупа. Кто-то считает, что именно право выкупа отличает лизинг от обычной аренды, хотя разница на самом деле намного больше. Все дело в том, что лизинг объединяет трех участников сделки:

  • поставщик – компания, предоставляющая необходимое имущество, которое впоследствии будет передано в лизинг;
  • лизингодатель (лизинговая компания) – это банк или специализированная компания, которая покупает у поставщика имущество и передает его в пользование;
  • лизингополучатель – это компания или частное лицо, которое получает это имущество в пользование с правом выкупа.

Другими словами, в отличие от обычной сделки аренды, где владелец имущества соглашается передать его в пользование в обмен на регулярные платежи, в схеме с лизингом участвует специальный посредник – лизинговая компания, которая выкупает имущество у поставщика, и затем уже передает его в пользование своему клиенту. То есть, это уже становится немного похоже и на кредит, но отличия от кредита тоже существуют.

Дело в том, что при покупке техники, оборудования или иного имущества в кредит оно переходит в собственность покупателя (максимум – банк оформляет залог на него). Соответственно, уже покупатель несет полную ответственность за это имущество и вынужден платить за него налоги. В случае с лизингом имущество остается в собственности лизинговой компании, тогда как лизингополучатель избавлен от значительной части проблем.

То есть, при лизинге у каждой из сторон есть свой определенный интерес:

  • поставщик – получает всю сумму за свой товар сразу, а не частями. Фактически для него продажа в лизинг равнозначна обычной продаже (он все равно получит те же самые деньги, просто уже от лизинговой компании);
  • лизинговая компания – получает определенную плату от клиента сверх того, что тот платит в виде части стоимости имущества. Другими словами, клиент платит сумму амортизации оборудования плюс лизинговую плату. Для лизинговой компании это равнозначно продаже товара в кредит, но без передачи прав на имущество покупателю и залога;
  • лизингополучатель – экономит на налогах и некоторых других платежах. А плата по лизингу может быть сопоставима с периодическими платежами по обычному кредиту.

С точки зрения лизингополучателя вся эта схема напоминает кредит – он точно так же вносит часть стоимости приобретаемого имущества (как первоначальный взнос по кредиту), а потом каждый месяц вносит плату. Требований к такому клиенту меньше, чем по кредиту – фактически ведь это аренда, и в случае отсутствия платежей лизинговая компания может быстро забрать купленный автомобиль или иное имущество (и продать его другому клиенту уже как б/у-технику).

Как можно было уже понять, лизинг чаще всего – это удел корпоративных клиентов, обычным гражданам будет проще и выгоднее воспользоваться автокредитом. Почему так и какие выгоды получает бизнес – разбираем дальше.

Почему лизинг так популярен у бизнеса

Простые россияне привыкли к достаточно дешевым автокредитам, специальным предложениям автодилеров и нескольким государственным программам субсидирования таких кредитов. Но несмотря на то, что ежемесячный оборот ИП или компании может быть гораздо больше, чем зарплата среднестатистического физлица, банки очень неохотно кредитуют малый и средний бизнес. Из-за того, что доходы бизнеса плохо поддаются прогнозам, и в любой месяц может пойти убыток, банки закладывают в процентную ставку огромные риски, и кредиты становятся «неподъемными» для многих.

И в этом случае лизинг приходит на помощь. Как мы отметили выше, при лизинге имущество не переходит в собственность тому, кто им пользуется. Это означает, что риски для лизинговой компании будут меньше, чем для банка при бизнес-кредитовании. А отсюда – более простое оформление (отбор заявок гораздо мягче), и меньше переплата.

Но есть и более важные пункты, которые показывают выгоду лизинга для бизнеса. Разберем на примере автомобильного лизинга:

  • лизинг снижает сумму налога на прибыль . Дело в том, что платежи по лизингу переносятся на себестоимость, тогда как при покупке автомобиля за собственные средства его стоимость будет переноситься на себестоимость в виде амортизации по обычным правилам. Так, если срок полезного использования автомобиля – 5 лет, его стоимость будет списываться в виде амортизации все 5 лет (и в месяц будет выходить совсем небольшая сумма). При лизинге доступна ускоренная амортизация, к тому же всю сумму лизингового платежа, кроме НДС, можно включить в состав расходов по налогу на прибыль;
  • лизинг дает право вычета по НДС . Так, если организация купила автомобиль, она может применить вычет в размере НДС со всей стоимости авто единоразово. В случае с лизингом в вычет по НДС можно включать весь налог на добавленную стоимость – как на сам автомобиль (пропорционально его стоимости), так и на плату за лизинг (которая идет вместо процентов). Соответственно, можно списать с суммы НДС к уплате всю сумму налога, которая включается в платеж лизинговой компании;
  • автомобиль, находящийся в лизинге, не попадает на баланс компании . Это не отменяет необходимости платить транспортный налог (его платит по согласованию или лизинговая компания, или клиент), но используемый компанией автомобиль не будет отображаться ни в активах (как ТС), ни в обязательствах (как долг по кредиту);
  • минимальный первоначальный платеж составляет от 5 %, тогда как по кредиту на транспорт или оборудование первый взнос гораздо выше;
  • большую часть бюрократических обязанностей (постановка на учет, оформление страховки или даже периодическое техобслуживание) берет на себя лизинговая компания. Правда, все ее расходы так или иначе будут включены в лизинговую плату;
  • лизинговая компания – не банк, и может предложить индивидуальные, более гибкие условия . Например, для сфер деятельности с выраженной сезонностью компания может установить график платежей, которые будут снижаться в несезон и вырастать в сезон.
Читайте также:
Выкуп лизингового имущества на балансе лизингодателя

Другими словами, лизинг с точки зрения компании или ИП на основной системе налогообложения будет гораздо выгоднее традиционного кредита за счет экономии на налогах и того факта, что сам по себе автомобиль остается в собственности лизинговой компании (что для бизнеса не так критично, как для частного владельца).

Право выкупа объекта лизинга по остаточной стоимости – в данном случае не настолько важно, как для обычного гражданина. Дело в том, что бизнес эксплуатирует транспорт в более жестких условиях, и срок его годности примерно соответствует сроку полезного использования. К окончанию срока договора лизинга имущество будет, скорее всего, изношено так, что его остаточная стоимость будет символической – но бизнесу может быть выгоднее как раз не выкупать его, а оформить новый договор на новую технику. С другой стороны, при не очень интенсивном использовании имущество можно будет купить все равно за остаточную стоимость и эксплуатировать после этого как угодно долго.

Как нам пояснили в компании «Газпромбанк Автолизинг», выгода присутствует не для всех компаний – а преимущественно для тех, кто работает на основной системе налогообложения – они смогут сэкономить до 40% только на налоге на прибыль и НДС. К тому же в лизинговые платежи можно вписать и некоторые дополнительные расходы, которые тоже будут снижать налоговую нагрузку клиента.

На каких условиях сейчас оформляют лизинг

В России работает достаточно много лизинговых компаний, часть из них связана с крупными банками (Газпромбанк, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и т.д.). То есть, лизинг – это своего рода «продолжение» банковского бизнеса. Но есть и независимые компании, и даже специализированная государственная компания (ГТЛК – она занимается крупными проектами вроде поставок воздушного транспорта или массовых поставок пассажирских автобусов в города).

Условия и процедура оформления лизинга на автомобиль мало чем отличается от оформления автомобильного или иного кредита – нужно точно так же собрать определенный пакет документов, подать заявку в лизинговую компанию, компания примет решение, после чего будет оформлена поставка оборудования.

Но важно обратить внимание на некоторые пункты, которые с точки зрения лизинга будут важны:

  • обязанность по уплате транспортного налога . Уведомление ФНС присылает по адресу регистрации транспортного средства, но кто будет непосредственно платить налог – определяется условиями договора лизинга. Даже если эта обязанность возложена на лизинговую компанию, она просто перенесет эту сумму в платеж по лизингу – но в этом случае клиент хотя бы не получит штрафных санкций за неоплату налога;
  • обязанность по оплате полисов каско и ОСАГО . Скорее всего, страховка будет обязательным условием договора лизинга – потому что это позволит лизинговой компании вернуть все свои деньги, даже если авто попадет в ДТП. Но нужно заранее оценить все условия страхования – кто платит премию по договору и на какой срок оформляется полис;
  • сумма выкупа. Это сумма, по которой лизингополучатель сможет выкупить имущество в конце срока договора. Это может быть как символическая сумма (1000 рублей), так и более существенная – и на это нужно обратить внимание;
  • вид платежа . Погашение стоимости автомобиля может происходить по-разному – аннуитетными или регрессными платежами. В первом случае будет меняться соотношение погашения стоимости ТС и лизинговой платой (в начале проценты всегда больше), во втором – сумма платежа будет уменьшаться за счет снижения суммы лизинговой платы. Второй вариант выгоднее, но не всегда у компании есть возможность платить больше в начале срока;
  • возможность досрочно выкупить автомобиль . Как правило, досрочный выкуп допускается, когда с начала действия договора прошел определенный срок (обычно – 12 месяцев, но может быть и 1 месяц, и 24 месяца). Будет лучше, если прямо в договоре будет указан график изменения выкупной суммы – то есть, стоимость авто для полного выкупа в каждый момент срока договора.

Что же касается конкретных условий лизинга, они определяются каждым лизингодателем в индивидуальном порядке. Можно выбрать любую компанию, желательно – их числа крупнейших, потому что они более надежны (нельзя забывать, что автомобиль остается в собственности лизингодателя). Лучше ориентироваться на рейтинги – так, недавно агентство «Эксперт РА» составило Топ-10 компаний рынка автолизинга в России, и туда вошли крупнейшие фирмы – в том числе «Газпромбанк Автолизинг», занявший 9 строчку рейтинга (что соответствует почти 8,5 тысячам сделок).

Читайте также:
Договор сублизинга транспортного средства: образец

Чтобы понять примерный порядок цифр, мы просчитали ежемесячный платеж в нескольких лизинговых компаниях при условии оформления договора на автомобиль стоимостью 1,5 миллиона рублей, с первоначальным взносом в 500 тысяч рублей, на срок в 36 месяцев. Цифры мы затем сравнили с приблизительными суммами платежей по автокредитам с теми же условиями:

Автолизинг

Автокредиты

Как видно, за счет ряда условий лизинг все же предполагает чуть большие платежи, чем автокредиты. Но учитывая, что лизинговая компания берет на себя часть обязательств, разница по итогу будет не очень большой. А если учесть налоговую выгоду, лизинг для компании окажется намного выгоднее, чем автокредит для частного лица.

Но есть еще один очень весомый плюс – государство с некоторых пор активно поддерживает лизинг.

Как работает государственное субсидирование

Государство уже несколько лет активно поддерживает лизинг в России – например, сейчас значительная часть поставок пассажирских автобусов в регионы идет именно по программам лизинга, как и поставки воздушного, морского или железнодорожного транспорта. Фактически лизинговые компании заменяют собой банки, но без избыточного регулирования и с более гибким подходом к каждому клиенту.

Существует несколько программ поддержки лизинга, но с автотранспортом работает одна – «Автопром». Ее основные условия такие:

  • предоставляется на покупку коммерческой колесной техники, произведенной в России . Это легковые, грузовые автомобили и автобусы, производство которых до определенного уровня локализовано в России, произведенные в 2021 году;
  • есть ограничение по маркам и моделям транспорта, участвующим в программе;
  • сумма составляет до 10% от стоимости ТС, но не более 500 тысяч рублей;
  • требования к клиенту стандартные – наличие лицензии на осуществляемые виды деятельности, отсутствие претензий со стороны налоговых органов и проблем в кредитной истории.

Как пояснили нам в компании «Газпромбанк Автолизинг», субсидия представляет собой компенсацию части стоимости транспортного средства. С точки зрения клиента это скидка в размере до 10% от стоимости ТС – фактически ее предоставляет лизинговая компания, которая затем получает эту сумму от Минпромторга.

Пока возможности программы ограничены – Минпромторг отобрал для участия в программе лишь 15 лизинговых компаний (хотя всего их около 100), и выделил им финансирование в размере 3,8 миллиардов рублей. Как считают в компании, этой суммы хватит лишь на до лета, а чтобы она существовала и дальше, нужно дополнительное финансирование.

В отрасли пока остались не очень довольны тем, как Минпромторг распределил финансирование – многие региональные компании фактически остались без финансирования, «выпав» из программы по формальным признакам (а действующий механизм отвечает интересам лишь крупнейших федеральных компаний, что вредит репутации самого лизинга.

Отметим, что в прошлом году в России стартовала программа «Доступная аренда», которую также курирует Минпромторга. Это еще более упрощенный вариант аренды автомобилей, предназначенный, в том числе, и для физических лиц. Выделили на программу ненамного меньше, чем на «Автопром» – 2,5 миллиарда рублей, все это должно начать двигать авторынок к так называемой «шеринговой» модели и модели подписки.

Возможные риски для клиентов

Говорить о возможных рисках для клиентов лизинга стоит, учитывая финансовое положение этих самых клиентов. Как показали итоги «пандемического» 2020 года, около 20% всех активов лизинговых компаний попали в категорию проблемных – клиенты попросту не могли обслуживать свои договоры. Лизинговые компании пошли навстречу своим потребителям и предложили им программы реструктуризации (всего она затронула до четверти всего портфеля).

Так что основной риск в лизинге для клиента – возможность остаться и без денег, и без автомобиля в случае проблем с бизнесом.

Но есть и некоторые другие потенциальные опасности от таких сделок:

  • клиент обязуется обслуживать ТС у официального дилера , вплоть до капитального ремонта – при неблагоприятном стечении обстоятельств это будет дорого. Можно договориться с компанией так, что именно она будет обслуживать авто, но тогда лизинговая плата вырастет на еще большую сумму;
  • на лизинговом автомобиле запрещено выезжать за границу ;
  • автомобиль может быть не только в лизинге, но и в залоге у банка из-за проблем лизинговой компании. Такое бывает редко (все же лизинговых компаний в стране не так много), но риск все же существует – при выкупе авто по истечению срока действия договора клиент в этом случае не сможет переоформить на себя покупку;
  • могут быть проблемы при полном закрытии договора – если компания по каким-то причинам будет тянуть с закрытием, все это время клиент не сможет переоформить на себя автомобиль (а компания при желании вообще может его изъять).

Кроме того, стоит обратить внимание на некоторые особенности лизинга. Так, при страховании по договору каско выгодоприобретателем указывается лизинговая компания, и при угоне авто или серьезном ДТП компенсацию получит именно компания. Но может быть так, что страховщик выплатит всю сумму, а потом выяснит, что авто угнали из-за неосторожности водителя – ему предъявят регресс на всю сумму.

Есть и вопрос со штрафами – обычно лизинговые компании оплачивают штрафы за водителя быстро и с 50%-ной скидкой (так как уведомления приходят именно компании). Но если компания не успеет отреагировать и оплатить штраф в 20-дневный срок, водителю придется оплачивать все 100% его суммы.

Тем не менее, лизинг остается практически самым удобным и выгодным способом обновить материальную базу для бизнеса при отсутствии средств на это – несмотря на все условия, ограничения и риски.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: