тс застраховано от ущерба: что это

Как правильно оформить Европротокол при ДТП

Автомобилист может получить от страховой до 400 тыс. рублей на ремонт машины после аварии, если правильно оформит ДТП по Европротоколу. Для этого не нужно вызывать ГИБДД и даже необязательно заполнять бумажный бланк. Рассказываем, когда это возможно, как оформить ДТП без вызова ГИБДД и как заполнить документы.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • Можно ли оформить ДТП без ГИБДД
  • В каких случаях
  • Что возмещает страховая
  • Как оформить Европротокол
  • Образец
  • Как заполнить

Возможно ли оформление ДТП без ГИБДД

Да, чтобы оформить аварию, вызывать наряд ГИБДД необязательно. Но только если столкнулись две машины, у обоих водителей есть полисы ОСАГО и не пострадали люди.

Что такое Европротокол. Это процедура, которая позволяет оформить ДТП без привлечения полиции. Участники аварии заполняют извещение о происшествии, фотографируют повреждения, после этого страховая виновника ДТП выплачивает пострадавшему до 400 тыс. рублей на ремонт. Не нужно несколько часов ждать полицию и перегораживать движение.

Когда лучше вызывать ГИБДД. Если в ДТП попало больше двух машин, у кого-то из собственников нет полиса автогражданки или на ремонт потребуется больше денег, вызывайте полицию. Инспектор нарисует схему ДТП, зафиксирует информацию об участниках аварии и составит протокол.

В каких случаях уместно оформление ДТП по Европротоколу в 2021 году

Чтобы оформить ДТП без полицейских, оно должно отвечать следующим требованиям.

Наличие полиса ОСАГО у водителей. Все, кто находились за рулем при ДТП, должны быть вписаны в полисы ОСАГО или иметь открытую страховку. Другой вариант — международный полис «Зеленая карта», который покупают при ввозе машины из-за рубежа, с ним тоже можно оформлять извещение по Европротоколу.

В ДТП нет потерпевших. В результате аварии не должно быть травмированных, раненных или погибших. Если они есть, вызывайте скорую и полицию.

В ДТП участвуют только два ТС. Европротокол доступен, только если столкнулось две машины. Если повреждено другое имущество, надо звонить в ГИБДД.

Ущерб ТС не превышает максимальную сумму страховой выплаты. Если у водителей нет разногласий о картине ДТП и они оформляют аварию через приложения «ДТП. Европротокол» или «Помощник ОСАГО», максимальная сумма компенсации — 400 тыс. рублей.

Взаимное согласие водителей. Это необязательно, но влияет на сумму страховой выплаты. Если водители не сошлись во мнении о том, кто из них виноват, лимит будет меньше — до 100 тыс. рублей.

Если авария не подходит под любое из этих требований, безопаснее вызвать ГИБДД.

Что возмещает страховая компания в таких случаях

Стандартный лимит. Пострадавшему автовладельцу страховая виновника ДТП возместит ущерб не больше 100 тыс. рублей, если:

  • у участников ДТП есть разногласия о том, кто виноват в аварии. Это зафиксировано в извещении;
  • у участников нет разногласий, но они не зафиксировали аварию через приложение.

Максимальный лимит. Возмещение до 400 тыс. рублей возможно, если:

  • хотя бы один водитель зафиксировал ДТП через приложение;
  • у участников нет разногласий.

Что делать, если ущерб от ДТП больше 100 тыс. рублей. Если пострадавший видит, что ремонт машины будет дороже, есть два варианта действий:

  1. зафиксировать аварию через приложение — так максимальный лимит будет уже 400 тыс. рублей;
  2. вызвать ГИБДД.

Если правильно оформить извещение и договориться с другим участником ДТП, в будущем пострадавший сможет получить от страховой до 400 тыс. рублей.

Каким будет лимит — стандартным или максимальным, зависит от этих условий

Как оформить Европротокол при ДТП

Остановиться и включить аварийку. Если водитель не пострадал, после столкновения он прекращает движение и включает аварийку. Потом выходит из машины и оценивает повреждения. Если пострадал кто-то из людей, оформлять ДТП по Европротоколу уже нельзя — вызывайте скорую и полицию.

Выставить знак аварийной остановки. Если ДТП произошло в населенном пункте, знак ставят минимум в 15 м до машины, если за городом — в 30 м. Если не поставить знак, будет штраф — 1000 рублей.

Если авария произошла ночью или в условиях плохой видимости, участники ДТП должны надеть светоотражающие жилеты.

Пообщаться со вторым участником ДТП. Нужно проверить, есть ли у него полис ОСАГО, вписан ли он в этот документ и не фальшивый ли полис — это можно узнать по номеру на сайте Российского союза автостраховщиков.

Зафиксировать повреждения. Важно сфотографировать на телефон:

  • панораму места ДТП;
  • повреждения машин;
  • следы торможения и обломки на дороге, если они есть;
  • номера машин.

Это нужно сделать в течение первого часа.

Оповестить страховые компании о ДТП. Для этого скачайте и откройте одно из двух приложений:

Чтобы воспользоваться любым из них, потребуется подтвержденная запись на «Госуслугах». Водитель авторизуется в приложении, фотографирует место ДТП, фиксирует координаты и передать все это в систему страховых компаний — базу АИС РСА. Оттуда страховая сможет получить информацию об аварии, а водитель требовать возмещение до 400 тыс. рублей.

Читайте также:
Лишили водительских прав за пьянку: что делать

Заполнить извещение о ДТП. Его страховая компания выдает вместе с полисом. Обычно бланк есть в бардачке. Если нет — можно обратиться в ближайшую страховую, либо скачать и распечатать в двух экземплярах.

Передать извещение в страховую. Это необходимо сделать в течение пяти рабочих дней. Тому, кто претендует на возмещение, дополнительно придется заполнить заявление о страховом случае.

Европротокол — образец 2021 года

Извещение о дорожно-транспортном происшествии — бумага формата А4, она состоит из двух листов:

  • основной лист. На его лицевой стороне две колонки, которые водители заполняют вместе, с оборотной стороны — обстоятельства, которые заполняют по отдельности;
  • дополнительный — это копия, на которой отпечатается все то же, что водители написали на основном листе. Дополнительный лист тоже имеет юридическую силу, поэтому неважно, кому он достанется. У копии также есть поля для обстоятельств с оборотной стороны.

На лицевой странице водители указывают место, дату ДТП и свои данные, а также рисуют схему и ставят подписи

На оборотной стороне каждый водитель сам описывает обстоятельства

Как правильно оформить Европротокол при ДТП

Особенности заполнения бланка. Пишите:

  • обычной шариковой ручкой. Не используйте гелевую или карандаш — записи могут стереться или смазаться;
  • разборчивым почерком или печатными буквами;
  • желательно без помарок. Если они будут, оба водителя должны утвердить их фразой «Исправленному верить» и своими подписями;
  • во всех полях. Если одно из них осталось пустым, поставьте прочерк.

Лицевая сторона. На ней укажите:

  • место происшествия. Например, перекресток улиц Степана Разина и Горького рядом с домом № 7. Если ДТП на трассе, укажите название трассы и километр;
  • дату. Время — с точностью до минуты;
  • данные свидетелей, если они есть;
  • данные ТС, собственников и водителей;
  • описание повреждений.

Составьте схему ДТП в нижней части листа. Для этого изобразите участок, соседние улицы с номерами домов, светофоры, знаки, разметку. Нанесите машины на схему прямоугольниками с пометками A и B. Направление движения укажите стрелкой, место удара — знаком ×. Под схемой расшифруйте обозначения.

Подпишите документ в пунктах 15 и 18.

Оборотная сторона. Здесь вы можете написать свое видение ситуации и разногласия, если они есть. В примечании отметьте приложение, если есть фотографии или запись с видеорегистратора.

На что обратить внимание при покупке полиса каско?

На что обратить внимание при покупке полиса каско?

При покупке полиса каско следует обратить внимание на условия хранения автомобиля, условие о франшизе, условие об агрегатной или неагрегатной страховой сумме, все ли водители вписаны в полис, а также на перечень нестраховых случаев.

Страхование автомобиля по каско – добровольная форма страхования собственником автомобиля своего имущества.

Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимает и утверждает страховщик или объединение страховщиков самостоятельно (п. 3 ст. 3 Закона от 27.11.1992 N 4015-1).

Поэтому перед приобретением полиса каско следует ознакомиться с правилами страхования и самим полисом каско.

В правилах страхования изложены общие условия страхования в конкретной страховой компании. В полисе указываются индивидуальные условия страхования.

Обратите внимание! При соблюдении определенных условий сведения о договоре каско могут быть указаны в полисе ОСАГО без заключения договора каско в виде отдельного документа (Указание Банка России от 10.01.2020 N 5385-У).

1. Условия хранения автомобиля

Обратите внимание на условия хранения автомобиля в ночное время. Если в правилах страхования указано, что автомобиль следует оставлять на охраняемой стоянке или в гараже (гаражное хранение), лучше такой полис не покупать. В противном случае, если автомобиль будет угнан не с такого места хранения, скорее всего, возникнут проблемы при получении страхового возмещения.

2. Условие о франшизе

Условие о франшизе в договоре страхования значительно снижает стоимость полиса, но при этом ограничивает ответственность страховщика. Франшиза – это условие об освобождении страховщика от возмещения убытка в пределах определенной суммы (п. 9 ст. 10 Закона от 27.11.1992 N 4015-1).

При условной франшизе:

  • если сумма ущерба меньше установленной в договоре франшизы, то страховая компания освобождается от выплаты;
  • если сумма ущерба больше установленного в договоре размера франшизы, то страховое возмещение выплачивается в полном объеме.

При безусловной франшизе, если сумма ущерба больше установленной в договоре франшизы, вы получаете выплату за вычетом франшизы.

3. Условие об агрегатной или неагрегатной страховой сумме

Страховая сумма – сумма денежных средств, в пределах которой страховая компания должна выплатить возмещение по договору КАСКО. Эта сумма определяется в договорном порядке между вами и страховой компанией (ст. 947 ГК РФ).

В случае указания сведений о договоре каско в полисе ОСАГО страховая сумма устанавливается в размере, равном действительной стоимости застрахованного автомобиля в месте его нахождения в день заключения договора каско (п. п. 1.2, 1.4 Указания Банка России N 5385-У).

На практике различают агрегатную и неагрегатную страховую сумму.

Под неагрегатной страховой суммой принято понимать лимит ответственности страховой компании по каждому страховому случаю перед вами, выраженный в денежных средствах.

Читайте также:
Машина без ПТС: что делать

То есть вне зависимости от того, сколько страховых случаев в период действия договора страхования с неагрегатной страховой суммой произошло и какие они были, лимит ответственности в виде страховой суммы остается прежним, оговоренным в договоре страхования каско.

Пример. Выплата неагрегатной страховой суммы

Страховая сумма составляет 500 000 руб. Страховщик произвел выплату по риску “ущерб” в размере 20 000 руб. Автомобиль отремонтировали. Через некоторое время автомобиль угнали – вы получаете 500 000 руб. В таком случае не вычитаются суммы, выплаченные по другим страховым случаям.

Неагрегатная страховая сумма может устанавливаться договором КАСКО как индексируемая, к примеру, с применением коэффициента выплат с учетом амортизационного износа автомобиля (Определение Московского городского суда от 19.07.2018 N 4г-6373/2018).

Под агрегатной страховой суммой принято понимать лимит ответственности страховой компании по договору страхования каско за период действия договора. То есть в случае наступления страхового случая и вашего обращения в страховую компанию при выплате вам страхового возмещения вы будете “выбирать” (опустошать) оговоренную в договоре страховую сумму.

Договором может быть предусмотрена агрегатная страховая сумма отдельно по каждому риску, от которого было произведено страхование, или общая агрегатная страховая сумма, при выплате размера которой обязательства страховой компании прекратятся вне зависимости от того, по каким страховым случаям вы обращались за возмещением.

Пример. Выплата общей агрегатной страховой суммы

Страховая сумма составляет 500 000 руб. Страховщик произвел выплату по риску “ущерб” в размере 20 000 руб. Автомобиль отремонтировали. Через некоторое время автомобиль угнали – вы получаете 480 000 руб. То есть из страховой суммы вычитается сумма, выплаченная страхователю по другим страховым случаям.

4. Водители, допущенные к управлению

Проверьте, вписаны ли в полис все лица, допущенные к управлению этим автомобилем. В случае ДТП с водителем, не вписанным в полис, страховую выплату вы не получите.

5. Перечень нестраховых случаев

Обязательно обратите внимание на нестраховые случаи. Перечень таких случаев указывается в Правилах страхования и должен соответствовать требованиям законодательства. Злоупотребление со стороны страховщика при заключении договора страхования, в частности навязывание страхователю явно обременительных условий (например, установка дорогостоящего противоугонного устройства), может повлечь признание такого договора недействительным (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

“Электронный журнал “Азбука права”, актуально на 29.06.2021

Другие материалы журнала “Азбука права” ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы “Азбуки права” доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Что в европротоколе значит «ТС застраховано от ущерба»

При заполнении европротокола у многих автовладельцев возникают вопросы относительно пункта «ТС застраховано от ущерба» – что это за пункт и нужно ли его заполнять при оформлении документа. Соответствующую галочку можно ставить в протоколе, если транспортное средство является застрахованным по договору КАСКО. Иными словами, если в рамках имеющихся страховок автолюбитель имеет не только обязательное страхование гражданской ответственности, но и страхование самого ТС по КАСКО.

  1. Понятие европротокола
  2. При каких условиях можно составлять?
  3. Как правильно заполнить европротокол?
  4. На лицевой стороне
  5. Как заполнить 12 пункт о «ТС застраховано от ущерба»?
  6. На оборотной стороне
  7. Советы и рекомендации по заполнению
  8. Вывод
  9. Видео по теме статьи

Понятие европротокола

Европротокол – специальный бланк-протокол, который используется для существенного упрощения процесса официального оформления автомобильной аварии без вызова сотрудников ГИБДД. В европротоколе должна содержаться вся достоверная информация о полученных автомобилями повреждениях в результате ДТП, обстоятельствах случившегося, участниках аварии и т. д.

Оформление европротокола возможно вне зависимости от того, как именно застрахована машина, и типа страховок, которые имеются у участников автомобильной аварии. Например, при наличии у двух водителей страховки ОСАГО также возможно оформить протокол о ДТП без вызова ГИБДД.

Важно! Не при каждом ДТП разрешено оформлять европротокол. Необходимо ознакомиться с правилами оформления в договоре автострахования.

При каких условиях можно составлять?

Европротокол – ограниченный по условиям использования бланк. Это означает, что не после каждой аварии можно его оформить. Многое будет зависеть от типа нанесенного ущерба, наличия страховок у участников, предполагаемого размера ущерба.

По состоянию на 2020 г., условия для оформления бланка выглядят следующим образом:

  • отсутствие пострадавших людей в аварии (здоровью ни одного человека не нанесен ущерб);
  • участие в ДТП только двух ТС (не более);
  • физический ущерб был нанесен только ТС, которые стали участниками аварии;
  • водители имеют действующие страховки ОСАГО (альтернативный допустимый вариант: «Зеленая карта»);
  • размер нанесенного ущерба не превышает максимальную границу страховых выплат;
  • оба автовладельца определились с виновником, пострадавшим и не имеют ничего против оформления извещения без вызова ГИБДД.

Важно! Если хотя бы одно условие не соблюдено, то оформление европротокола видится невозможным (в противном случае страховая компания откажет в выплатах).

Как правильно заполнить европротокол?

Для заполнения данных может использоваться бланк, предоставленный любым водителем – здесь не имеет значения кем – виновником или пострадавшим. Один из водителей забирает оригинал, другой – копию. Оба документа имеют равную юридическую силу, поэтому нет смысла спорить насчет того, кто какую версию протокола заберет.

Читайте также:
Что будет, если поймают с просроченными правами

На лицевой стороне

На лицевой стороне необходимо правильно и достоверно заполнить несколько пунктов. Обязательно писать информацию по ДТП необходимо в извещении в следующих пунктах:

  • Место. Необходимо указать город, улицу, номер ближайшего здания. Если ДТП случилось на трассе, то указывают буквенно-числовое обозначение дороги, километр, направление движения ТС.
  • Дата. Нужно указать текущую дату и примерное время столкновения.
  • Число ТС. Только два. Если более двух – оформление европротокола невозможно.
  • Раненые/погибшие. Ставится прочерк. Если они есть, то заполнять извещение без ГИБДД и полиции невозможно.
  • Освидетельствование. Также проставляется прочерк. При проведении подобных мероприятий оформить невозможно.
  • Ущерб, нанесенный другим ТС и имуществу. Ставится прочерк, если такой ущерб есть, то нельзя оформить европротокол.
  • Свидетели. Рекомендуется сразу уточнить и записать контакты свидетелей, если таковые имеются.
  • Оформление ДТП инспекторами ГИБДД. Ставится галочка «Нет», т. к. их помощь не требуется в этом случае.
  • Марка, модель ТС.
  • Собственник ТС.
  • Водитель ТС.
  • Страховая компания. Необходимо написать полное наименование автостраховщика, номер полиса ОСАГО.
  • Зона изначального удара. Нужно указать, куда именно пришелся первый удар (каждый автовладелец пишет про свою машину).
  • Тип, список обнаруженных повреждений. Стоит записать все повреждения, которые были найдены при визуальном осмотре автомобиля.
  • Замечания. Виновник указывает на свою виновность, пострадавший ставит прочерк.
Как заполнить 12 пункт о «ТС застраховано от ущерба»?

Особые вопросы вызывает пункт европротокола «ТС застраховано от ущерба», который находится на лицевой стороне бланка. Если автовладелец (вне зависимости от того, виновник от или пострадавший, имеет помимо полиса ОСАГО страховку КАСКО, то напротив этого пункта нужно поставить галочку «Да». Если КАСКО у автомобилиста нет, то ставится «Нет».

Важно! При наличии ОСАГО водители страхуют только свою гражданскую ответственность, а не свое транспортное средство. КАСКО как раз работает наоборот.

На оборотной стороне

Также обязательна к заполнению оборотная сторона бланка. Заполняется она частично, нет необходимости писать что-то там во всех свободных графах.

Там содержатся следующие пункты:

  • Транспортное средство («А» или «В»).
  • Обстоятельства ДТП (краткое описание обстоятельств случившегося в свободной и произвольной форме). Например: двигался на автомобиле Opel Astra по ул. Гагарина по первому ряду, направлялся в сторону Ленинского проспекта. Во время перестроения во второй ряд совершил столкновение с автомобилем Ford Cuga. Пострадало левое крыло, фара.
  • ТС находилось под управлением (собственника или иного лица, которое в соответствии со страховым полисом допущено к управлению автомобилем).
  • Может ли ТС передвигаться своим ходом («Да» или «Нет»).
  • Примечания (заполняется по желанию, если есть какие-то особые замечания у виновника или пострадавшего).
  • Дата заполнения.
  • Подпись.
  • Фамилия, инициалы.

Помимо этих пунктов, на оборотной стороне извещения также есть следующие графы: «Участие в ДТП более двух автомобилей», «Нанесение ущерба иному имуществу и другим транспортным средствам». Они не заполняются, потому что при наличии подобных обстоятельств оформить европротокол невозможно.

Советы и рекомендации по заполнению

По заполнению европротокола можно дать следующие рекомендации:

  • Если на обратной стороне недостаточно места для описания, то можно взять чистый лист формата А4, написать всё, что требуется там, приложив его после к основному бланку. При этом в протоколе нужно поставить галочку напротив пункта «С приложением».
  • Писать необходимо максимально грамотно, без ошибок, крупных исправлений, четким и понятным почерком, иначе у страховой компании могут возникнуть вопросы, что приведет к существенному затягиванию рассмотрения начисления выплат.
  • В протоколе должна быть указана достоверная информация. Каждый бланк после сдачи в страховую фирму проверяется экспертами. При нахождении расхождений и противоречий протокол аннулируется (придется привлекать свидетелей, разбираться со страховщиком и, возможно, подавать в суд).
  • Если второй водитель ведет себя неадекватно, агрессивно, пишет в протоколе недостоверную информацию, то стоит отказаться о самостоятельного заполнения бланка и вызвать полицию.

Вывод

Пункт «ТС застраховано от ущерба» рассчитан на те автомобили, которые застрахованы по КАСКО. При наличии добровольного автострахования необходимо отметить «Да», если КАСКО не оформлено, то следует проставить «Нет».

Видео по теме статьи

Страховые выплаты по ОСАГО

При ДТП полис ОСАГО покрывает ущербы, которые нанес водитель другим участникам ДТП. Так ущерб может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу. Бывают случаи, когда виноваты оба водителя, тогда выясняется, кто больше виноват и у кого меньше ущерб.

После обращения в страховую компанию насчет ДТП страховая дает ответ в течение 20 рабочих дней, а после этого в течение 5 дней можно еще раз подать обращение, если решение не устраивает.

Компенсация ущерба может быть путем денежной выплаты или непосредственно прямого ремонта машины пострадавшего.

Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним и проконсультируем. Предлагаем лучшие варианты страхования авто в надежных компаниях.

Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП

Сумма выплаты по полису ОСАГО составляет:

«Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ); б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ).» (Статья 7 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ).

Читайте также:
Что надо, чтобы поменять водительские права

Есть случаи, при которых страховая не оплачивает ущерб. К ним относятся:

  • в ДТП попало лицо, не записанное в полисе;
  • величина компенсации выше 400 тысяч рублей;
  • виновник аварии – ученик, а ДТП произошло на специальной учебной площадке.

Также надо помнить о праве регресса. В некоторых случаях у страховщиков есть причины для возмещения суммы, которая была оплачена ими пострадавшему в ДТП:

  • умышленное вредительство,
  • опьянение,
  • отсутствие ВУ,
  • отсутствие ОСАГО,
  • ОСАГО просрочен,
  • сокрытие с места ДТП,
  • нарушение порядка действий при европротоколе,
  • ущерб выше 400 тысяч рублей,
  • ложные данные в полисе ОСАГО.

Если виновник ДТП решит оплатить сумму ущерба самостоятельно, а потом только заявит в страховую и предоставит необходимые документы, то страховая не будет компенсировать уже совершенную выплаты, так как это не предусмотрено законом.

Расчет максимальной выплаты по страховому полису в 2020 году

Размер компенсации складывается из многих факторов, таких как: виды повреждений, износ ТС цена на рынке и т.д.

Расчет компенсации на каждую деталь считается отдельно, чтоб определить ее износ. При этом расчет производится только для тех элементов, которые полностью подлежат замене.

Некоторые элементы под понятие износа не попадают вовсе:

  • краска,
  • восстанавливаемые детали,
  • процесс ремонта,
  • подушки и ремни безопасности.

Еще на размер выплаты влияет ваша локация, т.к. в разных городах России – разные цены на запчасти.

Чтобы точно вычислить сумму на ремонт автомобиля, надо знать точное название необходимых деталей и их стоимость, стоимость часа работы мастеров, материалов, работы оборудования в мастерской.

Чтобы узнать абсолютно точно, сколько стоит восстановление ТО, привлеките экспертов.

Оформление ДТП по европротоколу

В случае оформления ДТП по европротоколу сумма компенсации сокращается до 100 тысяч рублей. К тому же необходимо соблюсти все правила оформления европротокола и вовремя отправить извещение о ДТП в страховую.

4 пункт статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО: «4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счёт возмещения вреда, причинённого его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.»

Формально, есть одно условие, при котором может быть выплачена сумма до 400 тысяч рублей, но на практике на данный момент это невозможно.

Что должно быть соблюдено:

  • ДТП должно произойти в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области;
  • устройство, фиксирующее результаты ДТП должно поддерживать систему ГЛОНАСС. Должны быть соблюдены временные рамки, а также зафиксированы все повреждения, расположение и т.п;
  • информация должна быть передана через специальную программу, которая пока не работает.

При повреждении авто

Размер суммы компенсации от страховой компании выводится исходя из заключения экспертизы (поэтому нельзя ремонтировать автомобиль ранее ее проведения, а также отказываться от экспертизы). При несогласии с выделенной суммой страхователь проводит независимую экспертизу, а при отсутствии положительного результата может обратиться в суд.

Автомобиль не подлежит восстановлению

Когда автомобиль не подлежит восстановлению, такую ситуацию называют гибелью автомобиля. В каком случае признаётся гибель автомобиля? Когда стоимость ремонта более или равна стоимости автомобиля на дату ДТП.

Тогда страховая выплачивает сумму стоимости автомобиля на момент наступления страхового случая или максимальную сумму компенсации, если цена авто была выше 400 тыс.руб., т.к. максимальная сумма выплат по ОСАГО составляет 400 тыс.руб.

Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” ( ОСАГО ), N 40-ФЗ | Ст. 12, П.1

«18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: а) в случае полной гибели имущества потерпевшего – в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.»

Если вы не согласны с суммой компенсации по ОСАГО и очевидное занижение выплаты

  • По “Закону об ОСАГО” вы вправе требовать результаты экспертизы, проведенной страховой компанией.
  • При несостыковке в суммах (необходимая по экспертизе и реальная от страховой) следует провести независимую экспертизу, которая докажет, что выплаченной компенсации не хватает на полноценный ремонт.
  • Попытаться решить проблему мирным путем и составить досудебную претензию (в последующем она в любом случае будет нужна для суда). Это нужно сделать в течение 20 дней после выплаты страховой страхователю заниженной суммы.
  • При непринятии решения в вашу пользу обращайтесь в суд. И обязательно воспользуйтесь услугами автоюриста.
Читайте также:
Что дает ОСАГО автовладельцу

Если нанесен вред здоровью или жизни

Размер выплаты пострадавшим людям рассчитываются исходя из степени повреждения здоровья и суммы, необходимой на лечение.

Степень повреждения Размер компенсации Сумма выплаты
Ребенок-инвалид 100% 500 тыс.руб
Инвалидность I степени 100% 500 тыс.руб.
Инвалидность II степени 70% 350 тыс.руб.
Инвалидность III степени 50% 250 тыс.руб.

Законом об ОСАГО предусмотрены решения в случае смерти участника ДТП:

«Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей – выгодоприобретателям, указанным в пункте 6 настоящей статьи; не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение – лицам, понесшим такие расходы.» (Часть 7 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)

Если погибших несколько, страховая выплачивает компенсацию каждой семье погибшего кормильца.

Какие нужны документы для страховой компании и срок выплат

Для того, чтобы страховая компания исполнила свои прямые обязанности, необходимо оформить и предоставить все требуемые документы.

  1. Заявление о ДТП.
  2. Справка от сотрудников ДПС.
  3. Полис ОСАГО.
  4. Водительское удостоверение.
  5. Свидетельство о регистрации ТС.
  6. Паспорт страхователя.
  7. Справка об ИНН.

Сколько нужно ждать решение страховой?

Итоговую сумму возмещения страховщики обязаны отдать в течение 20 рабочих дней:

«21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.» (Часть 21 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)

Если страховщики задержали выплату, отправляйте им заявление-претензию. Помимо этого у вас есть право просить выплаты неустойки в размере 1% от суммы компенсации за каждый день просрочки. Если и это не сработает, придется идти разбираться в суд.

Формы страховых выплат

Иногда страховые компании производят компенсацию исключительно натурой, то есть ремонтом. Закон о ремонте вместо денежных выплат вышел в свет 17 марта 2017 года. Поэтому сейчас страховые в 90% случаях отправляют страхователей на ремонт.

Когда же человек сможет получить именно выплату?

  1. Причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть.
  2. Автомобиль не подлежит восстановлению.
  3. Потерпевший – инвалид I или II группы.
  4. Сумма ущерба более 400 тысяч рублей.
  5. Ремонт в автосервисе страховой компании невозможен.
  6. Ближайший автосервис расположен далее, чем 50 км от дома водителя или от места ДТП.

Оформляйте ОСАГО вовремя! С помощью этой формы вы можете сделать все самостоятельно. Если у вас есть вопросы по внесению данных, можете ознакомиться с инструкцией по покупке страховки онлайн.

Вопросы и ответы по ОСАГО

Когда виноваты 2 водителя?

  • – Страховые выплачивают по 50% каждому пострадавшему-виновнику по ГК РФ (ст.1083).
  • – Страховые не выплачивают никому ничего, но это нарушение закона об ОСАГО и надо разбираться в суде.

Когда виновнику ДТП все равно придется платить?

Виновнику нужно оплачивать ремонт пострадавшему из своего кармана, если сумма ущерба более 400 тысяч рублей (400 т.р. выплатит страховая, а оставшаяся часть ложится на виновника аварии).

Если ПДД были нарушены и страховая воспользовалась правом регресса (см. начало статьи).

Если есть КАСКО

Если есть КАСКО вам покроют убытки в любом случае.

Если вы виновник: ОСАГО займется пострадавшим, а КАСКО – вами.

Если вы пострадавший: вас “починят” КАСКО и ОСАГО вдвоем.

Получите электронный полис по почте, на бланке курьером или в одном из наших офисов

ДТП: когда и как водителю нужно уведомить страховую компанию

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодняшняя тема касается взаимоотношений водителя и страховой компании при ДТП. Посмотрим же, кто именно — пострадавший или виновник — должен уведомить страховщика об аварии, дабы не лишиться страховой выплаты или не оказаться жертвой регрессного требования. И выясним, когда и как сделать это. Итак…

Кто уведомляет: виновник или потерпевший?

И тот и другой. Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ (об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года предусматривается обязанность лица, которое является или может быть признано виновником ДТП, уведомить об аварии свою страховую компанию.

С другой стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона об ОСАГО, потерпевший также должен поставить своего страховщика в известность, если рассчитывает на финансовую компенсацию от него (редко, но бывает, что виновник прямо на месте покрывает ущерб из своего кармана — в этом случае уведомлять страховую компанию уже не нужно).

Вышеизложенное рассматривалось применительно к ситуации, когда ДТП оформлял сотрудник Госавтоинспекции. Однако и при составлении европротокола виновник и пострадавший в обязательном порядке уведомляют свои страховые компании на основании пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО и пункта 3.8 Правил ОСАГО, отраженных в Положении ЦБ № 431-П от 19 сентября 2014 года.

Некоторые водители полагают, что если вызвать на место ДТП аварийного комиссара, то он и уведомляет страховую о дорожно-транспортном происшествии. Это не так.

Аварийный комиссар не является сотрудником полиции и с точки зрения закона не имеет никаких полномочий и никаких обязанностей. Он всего лишь консультант, который чаще всего помогает грамотно составить европротокол, поэтому ответственность за оповещение страховой компании в любом случае лежит на водителе.

Когда и как нужно уведомить страховую компанию о ДТП

Если оформлением дорожно-транспортного происшествия занимались сотрудники ГИБДД, то виновнику Закон об ОСАГО не выставляет четкого срока уведомления; однако пунктом 2 статьи 11 оговаривается, что он должен соответствовать периоду, который установлен договором.

Что касается потерпевшего, тут ситуация аналогичная: пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ лишь предусматривается сделать это в кратчайший срок со ссылкой на пункт 3.9 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком.

А вот при составлении европротокола обе стороны аварии (виновник и потерпевший) должны известить о ДТП свои страховые компании в течение пяти рабочих дней согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года.

Как оповестить страховщика о наступлении страхового случая? Телефонный звонок, SMS-сообщение, письмо на электронную почту, уведомление по WhatsApp — подойдет любой из этих способов.

Отметим, что звонить нужно по официальному номеру страховой компании или филиала (он всегда указан на сайте организации), чтобы в дальнейшем подтвердить звонок с помощью детализации.

Безусловно, вы также можете лично явиться в страховую компанию с письменным уведомление о ДТП. Сдать его можно в одном экземпляре (тогда зафиксируйте это на видео) либо оставив у себя копию, на которой вам поставят штамп с отметкой о получении.

Если отправляете письмо обычной почтой, то закажите опись вложения и уведомление о вручении.

Что касается оформления ДТП по европротоколу, то пунктом 4.14 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком, четко указано, что страховая компания должна получить оригинал европротокола (его вы прилагаете к заявлению на страховую выплату). Безусловно, здесь тоже потребуется видеозапись либо копия протокола с отметкой страховщика о получении.

В случае составления европротокола в электронном виде уведомление о дорожно-транспортном происшествии отправляется автоматически по завершении оформления ДТП.

Процесс этот может омрачиться потерей связи и сбоями в работе приложения, поэтому лучше подстраховаться и в качестве подтверждения отправки европротокола (а следовательно, уведомления о ДТП) делать скриншоты (снимки экрана) по ходу заполнения полей и после отсылки данных.

Уведомление о ДТП можно подать и на сайте страховой компании. Правда, в ситуации, когда авария оформлена через европротокол, это уже ненадлежащее уведомление, поскольку, повторимся, согласно пункту 4.14 Правил ОСАГО, страховщик должен получить именно оригинал протокола. Поэтому даже если получится отправить скан через официальный сайт, это нарушает требование Правил.

И теперь логичный вопрос: что будет, если вовремя не уведомить страховую о ДТП? Ответим на него.

Страховая компания своевременно не узнала о ДТП: последствия

Многие думают, что в этом случае гарантированно будет отказ в страховой выплате. Но это не так.

Во-первых, как ранее уже отмечали, законодательство не устанавливает четких сроков уведомления страховой компании о ДТП, если авария оформляется сотрудником ГИБДД. Конкретный временной лимит в пять рабочих дней предусмотрен лишь при оформлении европротокола. Но даже его просрочка роли не играет.

Дело в том, что основания для отказа в страховом возмещении прописаны в статье 12 Закона об ОСАГО. И пропуска сроков там нет. Поэтому страховая компания не имеет никакого права отклонить ваше заявление о выплате даже в том случае, если вы уведомили о ДТП только через неделю или даже позже. В данном случае срок подачи обращения на страховое возмещение ограничивается общим сроком исковой давности, который составляет три года на основании статьи 196 Гражданского кодекса.

Возможен ли административный штраф? Тоже нет. Ни одна статья Административного кодекса наказания за это не содержит.

Глава 12 КоАП включает исчерпывающий набор статей, предусматривающих ответственность за нарушения, связанные с дорожным движением. И в этой главе нашлось место лишь для одной статьи, связанной с ОСАГО: статья 12.37 Административного кодекса штрафует водителя на 500-800 рублей при отсутствии его фамилии в действующем полисе либо если полис просрочен или вовсе не оформлен. И больше ничего. Никаких просрочек с уведомлением о ДТП.

А вот что реально грозит водителю, который не сообщил страховой компании об аварии, так это регрессный иск — требование о возмещении страховки, которая была выплачена пострадавшей стороне. Очевидно, что подобные претензии страховщик выставляет лишь тому водителю, который стал виновником дорожно-транспортного происшествия.

Поясним. Положим, вы спровоцировали ДТП и признаны виновником аварии. Страхования компания, клиентом которой является пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, выплачивает ему страховое возмещение. А затем эту сумму компания требует уже с вас, подавая в суд регрессный иск.

Правда, в реальности подобных требований к виновникам ДТП сегодня практически нет. Дело в том, что Закон об ОСАГО содержит статью 14 с полным перечнем оснований для регрессного иска (к примеру, состояние алкогольного опьянения в момент ДТП или бегство с места аварии). И в обойме таких оснований еще недавно был пункт «ж» — неуведомление о ДТП при оформлении аварии по европротоколу. Однако норма эта Федеральным законом № 88-ФЗ отменена с 1 мая 2019 года.

В то же время любой договор ОСАГО, заключенный ранее этой даты, сохранял право страховой компании подать регрессное требование, поскольку на момент оформления полиса пункт «ж» еще действовал.

Но срок подобных договоров истек. Согласно статье 10 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года максимальный период действия полиса ОСАГО составляет 12 месяцев, поэтому страховые случаи по «регрессным» договорам могли наступить не позднее 30 апреля 2020 года.

Таким образом, в настоящее время водитель, ставший участником ДТП и не сообщивший об этом страховщику, не может быть подвергнут ни штрафу, ни регрессному иску. Более того, страховая компания лишена возможности отказать в страховой выплате потерпевшему, который не уведомил ее об аварии.

Закон законом, однако, по словам автоюриста Дмитрия Тиковенко, страховые компании не упускают возможности нажиться на своих клиентах. Как мы ранее писали, общий срок исковой давности по гражданским делам составляет три года. Именно этой нормой руководствуются страховщики, подавая регрессные иски спустя год-два с момента ДТП.

В такой ситуации помните, что регрессное требование страхования компания может предъявить лишь по договорам ОСАГО, заключенным ранее 1 мая 2019 года. А дата самой аварии совершенно не важна. Поэтому не сто́ит сразу раскошеливаться — обязательно примите «бой» и постарайтесь, чтобы суд отказал страховщику в его требованиях.

Как правильно заполнить извещение о ДТП?

Общие рекомендации

  1. Комплект извещения состоит из двух скреплённых между собой самокопирующихся экземпляров бланка. Следует заполнять лицевую сторону «верхнего» экземпляра шариковой авторучкой на твёрдой поверхности, в противном случае плохо пропечатаются текст и отметки в особых полях.
  2. При оформлении ДТП могут быть использованы пустые бланки извещений любого из водителей.
  3. Наличие в извещении помарок, ошибок и опечаток влечёт проблемы при оформлении страхового события.
  4. При отказе второго водителя от заполнения извещения заполните документ самостоятельно. Обязательно укажите марку и модель, государственный регистрационный знак и цвет ТС другого участника ДТП. При наличии свидетелей укажите в извещении их данные.

Порядок действий при ДТП с несколькими ТС

  1. Заполните два комплекта извещений о ДТП: один с водителем, который в момент ДТП был перед Вами, другой с водителем, который в момент ДТП был позади Вас.
  2. Если Ваше ТС «подтолкнули» на ТС, находившееся перед Вами, укажите это обстоятельство в п. 15 извещения. Укажите в каждом из извещений, кто именно «подтолкнул» Ваше ТС.

Лицевая сторона (заполняется водителями совместно на месте ДТП)

Графы для совместного заполнения (заполняет один из участников ДТП)

  1. Место ДТП. Укажите адрес места ДТП с точностью до дома или километра автомобильной дороги. Пример: Московская область, г. Электросталь, ул. Победы, д. 12.
  2. Дата ДТП. Укажите дату и примерное время ДТП. Пример: 15.02.2015; 15:00.
  3. Количество повреждённых ТС. Укажите общее количество ТС, повреждённых в результате ДТП. Пример: 2.
  4. Количество раненых (лиц, получивших телесные повреждения), погибших. Укажите общее число лиц, пострадавших и погибших в результате ДТП. При отсутствии пострадавших и погибших поставьте в соответствующих графах цифру «0». Пример: количество раненых 0, погибших 0.
  5. Проводилось ли освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения. Укажите проводилось ли освидетельствование одного или нескольких участников ДТП на состояние алкогольного опьянения. Поставьте отметку в соответствующем квадрате.
  6. Материальный ущерб, нанесённый другим транспортным средствам (кроме «А» и «В»), другому имуществу. Укажите был ли нанесён вред иным ТС помимо транспорта участников ДТП, заполняющих данное извещение, и какому-либо другому имуществу. Поставьте отметки в соответствующих квадратах.
  7. Свидетели ДТП. Укажите фамилии, имена, отчества (при наличии) и адрес места жительства свидетелей ДТП. Пример: Петров Пётр Петрович, г. Москва, ул. Главная, д. 15, кв. 13, Сидоров Игорь Иванович, г. Москва, ул. Пятая, д. 11, кв. 12.При отсутствии свидетелей напишите «нет свидетелей». Если свидетелями являются пассажиры Вашего ТС или ТС другого участника ДТП, подчеркните их фамилии, чтобы уточнить это обстоятельство.
  8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД. Укажите, участвовал ли в оформлении ДТП сотрудник ГИБДД. Поставьте отметку в соответствующем квадрате. Если ДТП оформлено сотрудником ГИБДД, укажите номер его нагрудного знака. Пример номера нагрудного знака: 063222 МИН.

Графы для раздельного заполнения

Каждый участник ДТП заполняет свою половину извещения (Транспортное средство «А» или «В»). Выбранная сторона извещения никак не влияет на порядок определения степени вины водителей.

  1. Марка и модель ТС. Идентификационный номер (VIN) ТС. Государственный регистрационный знак ТС. Свидетельство о регистрации ТС. Заполните графы в соответствии с данными, указанными в Свидетельстве о регистрации ТС. Примеры: Марка и модель – ВАЗ 21083; VIN – ХТА55441122111212; Гос. рег. знак ТС – Х 945 РП 199; Свидетельство о регистрации ТС – 45МА 856745.
  2. Собственник ТС. Адрес. Укажите фамилию, имя, отчество (при наличии) и адрес собственника ТС или наименование и адрес юридического лица, владеющего ТС. Пример: Иванов Иван Иванович, Московская обл., г. Электросталь, ул. Новая, д. 17, кв. 7 либо ООО «Звезда», Московская обл., г. Электросталь, ул. Садовая, д. 15.
  3. Водитель ТС. Дата рождения. Адрес. Телефон. Укажите фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес и телефон водителя, управлявшего ТС в момент ДТП. Пример: Иванов Иван Иванович; 13.10.1980; г. Москва, ул. Пушкина, д. 40, кв. 50, 8 926 743 00 23.
    Водительское удостоверение. Категория. Дата выдачи. Укажите серию и номер, категорию и дату выдачи водительского удостоверения водителя, управлявшего ТС в момент ДТП. Пример: 5801 587432, «В», 23.01.2012.
    Документ на право владения, пользования, распоряжения ТС. Укажите наименование документа, на основании которого водитель эксплуатировал ТС в момент ДТП. Пример: доверенность.Важно! Если в момент аварии ТС управлял его собственник, следует указать в графе «ПТС» либо «Свидетельство о регистрации ТС». Если водитель управлял ТС на основании устного разрешения собственника ТС, следует поставить в этой графе прочерк.
  4. Страховщик. Укажите наименование Вашего страховщика ОСАГО в соответствии с данными на угловой печати в левом верхнем углу полиса. Пример: ООО «Страховая компания «Победа».
    Страховой полис. Укажите серию и номер Вашего полиса ОСАГО, расположенные в правом верхнем углу полиса. Пример: ЕЕЕ 0198982892.
    Действителен до. Укажите дату окончания срока действия договора, указанную в самой верхней графе Вашего полиса ОСАГО. Пример: 15.04.2017.
    ТС застраховано от ущерба. Поставьте отметку в квадрате «да», если у Вас есть действующий полис КАСКО. В противном случае поставьте отметку в квадрате «нет».
  5. Место первоначального удара. Укажите стрелкой место первого удара с ТС второго водителя, заполняющего данное извещение. Нужно поставить отметку либо на крупногабаритном ТС, либо на легковом ТС, либо на мотоцикле в зависимости от типа Вашего ТС.
  6. Характер и перечень видимых повреждённых деталей и элементов. Перечислите все повреждения, полученные в результате данного ДТП. При этом скрытые дефекты будут выявлены и описаны при осмотре ТС экспертами. Пример: разбита левая фара, трещина на переднем бампере, вмятина и царапина на левом крыле.Важно! Страховщик может отказать в выплате в части восстановления деталей, повреждённых в ДТП, но не указанных в извещении.
  7. Замечания. В этой графе водитель указывает все имеющиеся замечания, в частности, при необходимости дополняет п. 16 «Обстоятельства ДТП». Также водитель может указать, что второй участник ДТП отразил в извещении неточные сведения. Кроме того, в данную графу можно внести информацию об отказе второго участника ДТП от подписания извещения.
  8. Обстоятельства ДТП. Внимательно ознакомьтесь со всеми возможными вариантами обстоятельств ДТП. Поставьте отметки только в тех пунктах, которые соответствуют Вашему случаю. Если перечисленные обстоятельства не соответствуют Вашему случаю, отметьте квадрат «Иное» (п. 23 для водителя ТС «А», п. 24. для водителя ТС «В»).
    Укажите количество отмеченных клеток. Поставьте цифру, соответствующую общему количеству отмеченных квадратов. Пример: 3.

Графа для совместного заполнения (заполняет один из участников ДТП)

  1. Схема ДТП. Нарисуйте схему ДТП в соответствии с типовыми схемами ДТП Российского Союза Автостраховщиков. Внимание! Будьте аккуратны, не допускайте помарок и исправлений! При наличии противоречий в сведениях, указанных в п. 16 и 17, приоритет имеют данные из п. 16.

Графа для раздельного заполнения

  1. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по п. 14, 15, 16, 17. При отсутствии разногласий по упомянутым пунктам извещения распишитесь в графе, соответствующей заполненной Вами части извещения («А» или «В»). Кроме того, следует расписаться под п. 15 в графе «Подпись водителя ТС». Нужно расписываться только под заполненной Вами частью извещения («А» или «В»).

Внимание! После разъединения бланков запрещается изменять или дополнять сведения на лицевой стороне извещения.

Оборотная сторона (каждый участник ДТП заполняет и подписывает свой экземпляр)

Внимание! Не обязательно заполнять оборотную сторону Вашего экземпляра извещения на месте ДТП. Это можно сделать позже, например, дома или в офисе страховщика.

Если на оборотной стороне извещения не хватает места для изложения необходимой информации, запишите дополнительные сведения на чистом листке бумаги. Обязательно напишите вверху листка «Приложение к «Извещению о ДТП», внизу поставьте подпись с расшифровкой. При этом следует поставить на оборотной стороне извещения отметку в квадрате «С приложением».

  1. Транспортное средство. Укажите какую сторону извещения Вы заполняли («А» или «В»). Поставьте отметку в соответствующем квадрате.
  2. Обстоятельства ДТП. Опишите обстоятельства ДТП в соответствии с отметками в п. 16 и схемой ДТП в п. 17. Пример: 24.01.2016 г. я, Иванов Иван Иванович, управляя ТС ВАЗ 21083 гос. рег. знак А 574 РП 199, двигался по ул. Мира по направлению к ул. Садовой в правом ряду со скоростью 40 км/ч. Неожиданно для меня ТС ГАЗ 33021 гос. рег. знак С 253 КВ 98 под управлением Петрова Петра Петрович, двигавшийся в попутном со мной направлении впереди меня в левом ряду, начал перестраиваться в правый ряд. Я подал звуковой сигнал и применил экстренное торможение, однако избежать столкновения не удалось.
  3. ТС находилось под управлением. Выберите вариант в зависимости от Вашей ситуации. Если ТС принадлежит Вам, поставьте отметку в квадрате «собственника ТС». Если Вы управляли ТС на иных основания, поставьте отметку в квадрате «иного лица, допущенного к управлению ТС».
  4. В случае, если в ДТП участвовало более двух ТС, указать сведения об этих ТС. В данную графу вносится информация обо всех ТС, участвовавших в ДТП, кроме ТС водителей, заполнивших данное извещение. В этой графе следует указать марку и модель ТС; гос. рег. знак; Ф.И.О. собственника ТС (наименование для юрлиц); адрес собственника ТС и его телефон; Ф.И.О. водителя ТС (на момент ДТП); адрес водителя и его телефон; наименование страховщика; серию и номер полиса ОСАГО. Пример: ГАЗ 33021; Е 793 РВ 199; собственник Сидоров Виктор Петрович, проживающий по адресу: г. Москва, ул. Весенняя, д. 45, кв. 132 (тел. 8 926 383 64 93); водитель Сидоров Игорь Викторович, проживающий по адресу: г. Москва, ул. Весенняя, д. 45, кв. 132 (тел. 8 960 746 84 84); ООО «Страховая компания Победа»; полис ОСАГО ЕЕЕ 0198982892.
  5. Повреждение иного имущества, чем ТС. Укажите наименование повреждённого имущества и его собственника. Пример: Наименование – Дорожное ограждение. Кому принадлежит – Неизвестно.
  6. Может ли ТС передвигаться своим ходом? Поставьте отметку в нужном квадрате в зависимости от Вашей ситуации. Если ТС не может передвигаться своим ходом, также укажите место стоянки ТС. Пример: Если «Нет», то где сейчас находится ТС – охраняемая автомобильная стоянка, расположенная по адресу: г. Москва, Южный проспект, д. 34.
  7. Примечания. В этой графе можно указать любые сведения о ДТП, которые Вы считаете существенными. При отсутствии примечаний следует прочеркнуть пустые строчки.

В последнюю очередь укажите дату заполнения извещения, свои фамилию и инициалы; поставьте подпись.

«Утрачен груз, или Как разрешить страховой спор» 10:00, 24 сентября 2019 Версия для печати

Перевозка грузов автотранспортом – традиционно самый востребованный в России вид грузоперевозок. Его преимущества – скорость, доступность, относительно невысокая стоимость. При этом существует вполне реальный риск утраты или порчи груза, вверенного перевозчику или экспедитору.

Причины происшествий с грузом различны и варьируются от ошибок профессиональных участников логистического рынка, непосредственно осуществляющих перевозку, до гибели груза по причине дорожно-транспортных происшествий или умышленного хищения ценных грузов третьими лицами.

Один из инструментов снижения риска финансовых потерь в случае порчи или утраты грузов при их транспортировке – страхование.

Страховой рынок имеет огромный потенциал, но в России находится только на стадии становления, а его развитие сдерживается устойчивым недоверием, в отличие от европейского рынка, где процент застрахованных грузов уверенно приближается к стопроцентной отметке. Но несмотря на общее недоверие к российской страховой системе, количество заключенных договоров страхования грузов растет, вероятно это связано прежде всего с тем, что при работе с крупными российскими перевозчиками страхование становится скорее принудительной, чем добровольной мерой. Как правило, крупные логистические компании оставляют за собой право отказать в перевозке в случае отказа грузовладельца от страхования.

В соответствии с действующим законодательством, ответственность экспедитора и перевозчика в части возмещения стоимости груза (утраченного или испорченного) совпадает, они оба будут нести ответственность за утрату или порчу груза в размере его действительной или объявленной ценности (для сравнения в Европе ответственность перевозчика ограничена условными единицами за каждый килограмм утраченного груза). Стоимость груза может оказаться внушительной, несложно догадаться, что

наиболее заинтересованной стороной в страховании груза в России является именно экспедитор, а в Европе – грузовладелец.

Это косвенно объясняет и разницу в объемах страхования в России и в Европе. В случаях, когда российские перевозчики оказываются не способными возместить крупный убыток, страховой полис может оказаться спасением для грузовладельца.

Однако на практике наличие страхового полиса не всегда означает полное покрытие возможных убытков, вызванных происшествиями с грузом в период его транспортировки. Между суммой возникшего убытка и размером страхового возмещения далеко не всегда стоит знак равенства. В российских реалиях процесс урегулирования убытков при возникновении страхового случая практически всегда означает конфликт финансовых интересов сторон-участников договора страхования (страховщика и страхователя и/или выгодоприобретателя), вне зависимости от предмета страхования. Обычно договор страхования не в полной мере отвечает ожиданиям грузовладельца, правила страхования грузов содержат изъятия и оговорки. Зачастую пристальное изучение документов грузовладельцами начинается уже после наступления страхового случая, а так как для многих из них процедура страхования в целом и взаимодействие со страховщиком в частности является нетипичной ситуацией в рамках осуществления текущей деятельности, то к быстрому и последовательному реагированию многие грузовладельцы могут оказаться просто не готовы. В свою очередь это приводит к потере времени, упущении деталей и нарушении процедуры взаимодействия со страховой компанией, что вполне вероятно может повлечь отказ в выплате страхового возмещения и последующие длительные, часто безуспешные судебные разбирательства. С подобными ситуациями сталкиваются и грузовладельцы, осуществляющие страхование груза на регулярной основе, особенно в случаях урегулирования крупных, сложных случаев убытка.

Отказы в выплате страховых возмещений нередко встречаются по причине нарушения грузовладельцем последовательности действий (например, несвоевременное уведомление страховщика, осуществление самостоятельного ремонта поврежденного груза до проведения оценки причиненного ущерба, утилизация груза, отсутствие или неточность сопроводительных, или правоустанавливающих документов и т.д.).

Своевременное документальное оформление убытка может сыграть решающую роль в вопросе последующего удовлетворения требования выплаты страхового возмещения.

Для большей наглядности обратимся к статистике. Информация о размерах страховых выплат, страховых сумм и премий является открытой (в том числе в разрезе страховых компаний по их наименованиям). Эти данные аккумулируются и размещаются на официальном интернет-сайте Центрального банка Российской Федерации. Так, за 2018 год размер страховых взносов по договорам добровольного страхования грузов составил 20 532 589 126,59 рублей. За указанный период заявлено 61 795 страховых случаев, процент отказа в страховой выплате составил 9%. Незначительный процент на первый взгляд, но в статистических данных наибольший интерес представляет именно размер страховых выплат.

На 56 084 урегулированных страховых случаев суммарно приходится 2 607 827 608,11 рублей страхового возмещения (возвращаясь к вопросу об эффективности судебных тяжб, из указанной суммы страхового возмещения взыскано в судебном порядке лишь 106 208 600,86 рублей).

Таким образом из несложных арифметических расчетов следует, что средний размер выплаты составляет менее 50 000 рублей на каждый случай.

Большая часть страховых выплат приходится на Центральный Федеральный округ – 66% от вышеуказанной суммы, на втором месте Северо-Западный Федеральный округ – 21%.

Выводы о несоразмерности страховых выплат понесенным убыткам исходя из представленных данных – очевидны.

В условиях экономии ресурсов, в том числе временных, трудовых и финансовых, а также из репутационных соображений стороны договора страхования в одинаковой мере заинтересованы в урегулировании спорных ситуаций мирным путем. В связи с этим возникает потребность в независимой оценке убытков и определении размера выплаты с учетом особенностей каждой конкретной ситуации, условий договора и правил страхования. В этом случае целесообразно привлечение третьей, независимой стороны.

Эксперты, чья деятельность непосредственно направлена на урегулирование убытка называются аджастерами. Специалисты подобного рода и специфика их деятельности предельно понятна страховым компаниям (как профессиональным участникам рынка страхования), и, как правило, абсолютно неизвестна грузовладельцам. Аджастер – независимый эксперт, специализирующийся на урегулировании убытков, который может выступать не только на стороне страховщика, но и являться независимым, третьим лицом или осуществлять деятельность в интересах выгодоприобретателя (в данном случае – грузовладельца).

По роду деятельности и особенностям должностных обязанностей к аджастерам можно отнести и специалистов отделов урегулирования убытков страховых компаний.

Но деятельность таких специалистов в силу наличия трудовых отношений со страховой компанией сложно назвать независимой, очевидно, что процесс урегулирования убытков будет происходить с уклоном в сторону интересов непосредственного работодателя.

Являясь профессиональным экспертом в области урегулирования убытков, аджастер систематизирует, анализирует имеющуюся в распоряжении заказчика и предоставленную для изучения информацию, разъясняет способ расчета страховой выплаты, координирует или непосредственно осуществляет взаимодействие со страховой компанией, обосновывает выплату (или отказ в выплате) страхового возмещения, дает оценку судебной перспективы разбирательства. В зависимости от поручения заказчика, аджастер полностью или в оговоренной части принимает на себя процессы, направленные на всестороннее рассмотрение и урегулирование события, которое по своим признакам попадает под определение страхового случая. Основная цель его деятельности – урегулирование возникшего убытка (с учетом обязательств страховщика, вытекающих из договора страхования и действующего законодательства), осуществляемое путем непосредственного взаимодействия со страховой компанией в интересах заказчика.

Аджастер может привлекаться на любых стадиях урегулирования убытка, как в момент непосредственного его возникновения, так и на этапе взаимодействия со страховой компанией.

Своевременное привлечение компетентного независимого специалиста для урегулирования убытков увеличивает вероятность разрешения ситуации мирным путем, а также достижения согласия сторон в части размера материальной компенсации понесенных потерь.

Компания «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» (ООО «НАСА») обеспечивает комплексное сопровождение проблемных ситуаций, возникающих в логистике. В зависимости от момента и целей привлечения в качестве независимого эксперта, мы оказываем услуги по инспекционному осмотру груза (сюрвей), урегулированию убытков (лосс аджастинг), судебному представительству по защите нарушенных прав заказчика. Урегулирование любых, даже самых сложных ситуаций, возможно при профессиональном подходе, умении реагировать быстро и своевременно, надлежащем документальном оформлении причиненного убытка и соблюдении правильной последовательности действий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: