Обанкротилась страховая компания: что делать КАСКО

Верховный суд научил действовать при банкротстве страховщика

Произошло ДТП с участием двух автомобилей. Виновным признан Алексей Бутров*, ответственность которого застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Пострадала машина Юрия Попкова*, застрахованная в АО СК «Инвестиции и Финансы». Стоимость восстановительного ремонта с учётом износа составила 76 243 руб. Попков подал на «Инвестиции и Финансы» в суд и взыскал со страховой 76 243 руб. возмещения, а также неустойку, штраф, компенсацию морального вреда, расходы по оплате досудебной экспертизы. Решение вступило в законную силу, но исполнено не было: у СК «Инвестиции и Финансы» отозвали лицензию, её признали банкротом.

Тогда Попков обратился в «Росгосстрах» с заявлением о выплате страхового возмещения, а когда оно осталось без удовлетворения, подал на страховую в суд. Он просил взыскать 76 243 руб. страхового возмещения, 70 144 руб. неустойки, 38 122 руб. штрафа, 20 000 руб. морального вреда, 5000 руб. расходов по оплате независимой оценки, 10 000 руб. за услуги представителя и 1300 руб. за оформление доверенности.

ИСТЕЦ: Юрий Попков*

ОТВЕТЧИК: ПАО СК «Росгосстрах»

СУТЬ СПОРА: О взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа, морального вреда, расходов по оплате независимой оценки, доверенности и услуг представителя

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

В суде «Росгосстрах» заявил, что Попков должен предъявить свои требования в рамках дела о несостоятельности АО СК «Инвестиции и Финансы» либо обратиться к Российскому союзу автостраховщиков за компенсационной выплатой. Динской районный суд Краснодарского края и Краснодарский краевой суд с этим согласились и отказали в иске. По мнению суда первой инстанции, неполучение Попковым взысканных денег со «своей» страховой не является основанием для предъявления аналогичных требований к страховщику причинителя вреда. Апелляция также акцентировала внимание, что Попков обратился за выплатой страхового возмещения к АО СК «Инвестиции и Финансы» только спустя шесть месяцев со дня отзыва у него лицензии, а в ПАО СК «Росгосстрах» и вовсе спустя год после ДТП. При этом «Росгосстрах» отказал Попкову в выплате возмещения в связи с непредставлением машины на осмотр.

Верховный суд напомнил: в случае введения в отношении страховщика банкротных процедур или отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности потерпевший предъявляет требование о страховой выплате страховщику противной стороны (п. 9 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 18-КГ18-162). Пока еще дело не рассмотрено.

Раньше мнение относительно п. 9 ст. 14.1 закона об ОСАГО было неоднозначным. Некоторые суды полагали, что эта норма применима, только если потерпевший не реализовал право на предъявление требования о возмещении вреда у «своего» страховщика.

Наталья Бокова, адвокат, партнер Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 22 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 22 место По количеству юристов 37 место По выручке Профайл компании ×

«Бывало, вступившее в законную силу решение в пользу истца свидетельствовало о надлежащей реализации права на судебную защиту, а повторное обращение в другую страховую трактовалось как злоупотребление. В рассматриваемом случае суд указал на весьма важное обстоятельство: если есть неисполненное решение о взыскании с одной страховой компании, нельзя на этом основании лишать истца права на обращение за возмещением в иную страховую компанию. Формальный подход при рассмотрении такой категории дел не приветствуется, что является позитивным трендом», – уверена юрист Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 22 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 22 место По количеству юристов 37 место По выручке Профайл компании × Елена Муратова. «Правовая позиция ВС законная, обоснованная и справедливая, поскольку позволяет потерпевшему получить возмещение вреда даже при неплатежеспособности его страховщика. Ранее суды считали: поскольку потерпевший уже обратился к своему страховщику, предоставлять ему возможность взыскания у страховщика оппонента чрезмерно. Вдруг он получит возмещение и там, и там?» – объяснил юрист Capital Legal Services Capital Legal Services Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании × Даниил Петрух. «В Пленуме № 58 от 26 декабря 2017 года ВС разъяснил право потерпевшего обратиться за выплатой к страховщику причинителя вреда даже в случае, когда судебное решение в пользу потерпевшего уже вынесено, но не исполнено из-за банкротства или отзыва лицензии», – сообщила адвокат, руководитель практики уголовного и административного права «Амулекс» Алёна Зеленовская.

Правовая позиция, выраженная ВС в этом определении, формализует судебную практику в стране и будет способствовать защите права потерпевшего на прямое возмещение убытков.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

ВС напомнил, когда страхователь вправе требовать возмещения стоимости ремонта автомобиля по КАСКО

Верховный Суд опубликовал Определение № 18-КГ21-10-К4 от 18 мая, в котором рассмотрен вопрос о том, может ли страхователь в случае нарушения страховщиком обязательства произвести ремонт ТС претендовать на стоимость его возмещения.

Суд первой инстанции встал на сторону страхователя

В июле 2018 г. между Борисом Петрачуком и АО «АльфаСтрахование» был заключен договор страхования КАСКО, которым предусматривалось возмещение за повреждение и хищение на сумму 3 млн руб. и за несчастный случай – 1 млн руб. Согласно условиям договора выплата страхового возмещения по риску «повреждение», за исключением случаев полной гибели автомобиля, осуществляется путем организации и оплаты страховщиком ремонта на СТОА, имеющей договорные отношения со страховщиком, по выбору и по направлению страховщика. Страхователь в день заключения договора единовременно уплатил страховую премию в размере 115 тыс. руб.

Читайте также:
Что делать при утере гос номера автомобиля

В период действия договора автомобиль был поврежден, и Борис Петрачук уведомил страховую компанию. После осмотра автомобиля страховщик признал случай страховым и выдал владельцу направление на ремонт. Не согласившись с перечнем предполагаемых работ и заменяемых деталей, указанных в счете СТОА, страхователь направил в СК претензию, в которой просил выплатить ему страховое возмещение в денежном выражении. Ответа на претензию, равно как и страхового возмещения, мужчина не получил.

В дальнейшем Борис Петрачук обратился в суд с иском к компании «АльфаСтрахование», в котором просил взыскать стоимость восстановительного ремонта ТС, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф, расходы на оплату экспертного заключения, а также расходы на представительские услуги и на составление доверенности.

Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 7 ноября 2019 г. иск удовлетворен частично: с «АльфаСтрахования» в пользу страхователя взысканы страховое возмещение, неустойка, компенсация морального вреда и штраф в общем размере 1 млн руб.

Суд первой инстанции исходил из того, что хотя заключенным между сторонами договором страхования ТС в случае его повреждения предусмотрено страховое возмещение в виде выдачи потерпевшему направления на ремонт на соответствующую СТОА, в данном случае страховщиком не выполнено обязательство по надлежащей организации такого ремонта, поскольку указанный в направлении на ремонт объем повреждений автомобиля Бориса Петрачука не соответствовал имеющимся в действительности повреждениям. На основе изложенного суд указал, что истец вправе был потребовать от ответчика выплаты страхового возмещения в денежном выражении в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля. При определении размера подлежащего взысканию в пользу потерпевшего страхового возмещения суд первой инстанции руководствовался заключением проведенной судебной автотехнической экспертизы от 24 октября 2019 г.

Апелляция не нашла оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении

2 июля 2020 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение первой инстанции было отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. В заседание судебной коллегии для представления интересов истца явился его представитель, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Артур Саакян, который не был допущен к участию в заседании, поскольку не имел при себе диплома о высшем юридическом образовании.

Апелляционной суд посчитал, что страховщик выполнил условия заключенного договора, согласно которым в случае повреждения автомобиля страхователя страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля на соответствующей СТОА, однако Борис Петрачук уклонился от предоставления поврежденного ТС на ремонт. Помимо этого суд отметил, что судебный эксперт не осматривал автомобиль и произвел экспертизу на основании материалов дела, в том числе представленных истцом, достоверность которых, по мнению апелляционного суда, вызывает сомнение.

«Доказательств фактически понесенных затрат на восстановление автомобиля истцом не представлено, в связи с чем оснований сомневаться в правильности произведенного ответчиком расчета стоимости восстановительного ремонта транспортного средства у судебной коллегии не имеется», – пояснила коллегия краевого суда. В связи с этим апелляция установила, что оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении не имеется. С данными выводами согласился кассационный суд общей юрисдикции.

Недопущение представителя к участию в заседании нарушило конституционное право истца

Позднее Борис Петрачук обратился с жалобой в Верховный Суд и просил оставить в силе решения суда первой инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с доводами апелляционной и кассационный инстанций, отметив допущенные нарушения норм действующего законодательства.

Прежде всего Верховный Суд напомнил, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как предусмотрено ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд разъяснил, что в ст. 49 Кодекса закреплено, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.

«Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, и по общему правилу – также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности», – отмечено в определении.

ВС указал, что при недопущении представителя истца к участию в заседании по причине отсутствия у него при себе диплома о высшем юридическом образовании апелляционный суд не принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г. № 26 о применении норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой. В соответствии с данным положением лицо, которое до вступления в силу изменений начало участвовать в деле в качестве представителя, после вступления в силу изменений сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.

Так, Суд пояснил, что из материалов дела следует, что Артур Саакян, действующий на основании выданной ему в установленном законом порядке доверенности, участвовал 27 сентября 2019 г. в судебном заседании суда первой инстанции в качестве представителя истца. В связи с этим адвокат сохранил предоставленные ему Борисом Петрачуком полномочия на участие в деле в качестве представителя в суде апелляционной инстанции.

По мнению Верховного Суда, не допустив Артура Саакяна в качестве представителя истца к участию в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия тем самым нарушила конституционное право Бориса Петрачука на получение квалифицированной юридической помощи и принцип состязательности сторон гражданского процесса, а ее постановление, вынесенное без учета принципов гражданского судопроизводства, не может считаться законным.

Читайте также:
Что будет, если несовершеннолетнего поймают за рулем

ВС не согласился с формальным подходом суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела

Ссылаясь на п. 1 ст. 929 ГК РФ, Суд указал, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя в пределах определенной договором суммы.

Верховный Суд также подчеркнул, что по общему правилу, установленному п. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела, обязательство по выплате страхового возмещения является денежным. Вместе с тем согласно п. 4 указанной статьи в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, – организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.

Обращаясь к п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 20, Верховный Суд подчеркнул, что если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС на СТОА, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения такого обязательства в установленные договором сроки страхователь вправе поручить производство ремонт третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.

В рассматриваемом случае транспортное средство отремонтировано не было, поскольку истец не согласился с объемом предполагаемых восстановительных работ, полагая его недостаточным. В связи с этим, как пояснил Суд, для правильного разрешения спора суду апелляционной инстанции надлежало установить, какие обязанности возникли у сторон договора КАСКО в связи с наступлением страхового случая. Кроме того, в связи с несогласием Бориса Петрачука с объемом предполагаемых восстановительных работ было необходимо выяснить, какие действия каждая из сторон в соответствии с действующим законодательством должна была предпринять и предприняла. Однако судом эти обстоятельства не устанавливались и на обсуждение сторон не выносились, подчеркнул ВС.

Суд также посчитал, что апелляционной инстанции следовало определить, были ли надлежащим образом страховщиком исполнены обязательства, возникшие из договора имущественного страхования, обусловлено ли соглашение сторон о натуральном возмещении условиями договора КАСКО, предусмотрена ли законом или договором возможность замены обязательства, исполняемого в натуре, денежным обязательством. В связи с выявленными нарушениями Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Эксперты оценили позицию Верховного Суда

В комментарии «АГ» Артур Саакян указал, что в жалобе в ВС он в первую очередь сослался на ст. 929 ГК РФ, из буквального толкования которой, по его мнению, следует, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства по устранению всех повреждений, возникших при наступлении страхового случая в период страхования. «Соответственно, надлежащим исполнением обязательств со стороны страховщика является выдача направления на ремонт всех повреждений транспортного средства, относящихся к страховому случаю, в сроки, установленные договором», – пояснил представитель истца.

Артур Саакян отметил, что направление на ремонт не обеспечивало защиту имущественных интересов страхователя, поскольку не обеспечивало приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового события. По мнению адвоката, апелляционное определение основано на поверхностной оценке правоотношений сторон, без учета фактических обстоятельств дела. «Следуя логике судов апелляционной и кассационной инстанций, если на автомобиле будет условно повреждено 100 деталей, относящихся к страховому случаю, а страховщик решит отремонтировать лишь одну и выдаст направление на ремонт, то обязательства страховщика будут считаться исполненными», – указал Артур Саакян. Он обратил внимание, что именно данный довод жалобы Верховный Суд посчитал заслуживающим пристального внимания, отразив в своем судебном акте.

По словам Артура Саакяна, рассматриваемая проблема является актуальной на сегодняшний день и стоит остро, так как в настоящее время суды рассматривают существенный объем аналогичных дел и позиции ВС РФ всегда являются ориентиром для правильного толкования и применения норм права. «Полагаю, что позиция ВС по данному делу может существенно поменять устойчиво сложившуюся негативную для страхователей судебную практику и суды уйдут от поверхностного подхода к рассмотрению подобных дел, где, как правило, для отказа в удовлетворении требований страхователей достаточно было лишь установить факт выдачи направления на ремонт со стороны страховщика и непредоставления транспортного средства на ремонт со стороны страхователя. При этом оценка соответствия самого направления на ремонт закону не давалась», – поделился Артур Саакян.

Адвокат Московской городской коллегии адвокатов, эксперт в сфере страхового права Дмитрий Шнайдман отметил, что вариант выплаты страхового возмещения на условиях организации ремонта на СТОА практически всегда является самым экономичным из предлагаемых страховщиком вариантов заключения договора КАСКО, поэтому он популярен среди страхователей. «Тем не менее зачастую при наступлении страхового случая страхователь не имеет намерения восстановить свое нарушенное право, осуществив ремонт по направлению страховщика, но рассматривает договор страхования как возможный способ обогащения, используя любые формальные поводы для получения страхового возмещения в денежной форме», – считает эксперт.

В частности, по мнению Дмитрия Шнайдмана, в рассматриваемом деле, в случае несогласия страхователя с предполагаемым объемом ремонтных работ, указанным в направлении страховщика, добросовестным поведением страхователя могло бы являться требование о понуждении страховщика исполнить договор на согласованных условиях, выдав направление на ремонт всех повреждений, имеющих отношение к страховому случаю. В этом случае спор касался бы порядка исполнения обязательств страховщика, связанных с выплатой страхового возмещения путем организации восстановительного ремонта, но не менял бы сути данного обязательства, добавил адвокат.

«С моей точки зрения, в определении Верховный Суд не высказал окончательного мнения о возможности изменения судами согласованного сторонами договора страхования КАСКО способа осуществления выплаты страхового возмещения», – считает Дмитрий Шнайдман. Данную позицию эксперт обосновывает тем, что, отправляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Верховный Суд обозначил возможность такого изменения условиями конкретного договора страхования, указав, что судами указанные вопросы исследованы не были. При таких обстоятельствах, по его мнению, правовую позицию Верховного Суда по сути рассматриваемого вопроса нельзя признать окончательно сформированной.

Читайте также:
Что обозначают категории в водительском удостоверении

Юрист юридического бюро «ОЛИМП» Иван Хорев также заметил, что из фабулы дела, изложенной Верховным Судом, неясно, устанавливали ли суды нижестоящей инстанции экспертным или иным путем то обстоятельство, что выданное страхователю страховщиком направление на ремонт не соответствовало перечню полученных повреждений, и произвел ли такой ремонт страхователь за свой счет после отказа от ремонта на СТОА. При этом эксперт заметил, что страхование по КАСКО всегда дороже, чем обязательное страхование, соответственно, после уплаты значительной суммы страховой премии страхователь вправе ожидать качественного и оперативного разрешения спорной ситуации, особенно если она уже квалифицирована страховщиком как страховой случай.

«В настоящем споре Верховный Суд дал важные критерии того, какие обстоятельства нужно устанавливать судам нижестоящих инстанций для правильного разрешения таких споров. Сам по себе спор является рядовым, но те критерии правильного разрешения спора, которые обозначил Верховный Суд, направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, могут стать важным ориентиром и для судов по данной категории споров, и для страховых компаний, которые могут повышать качество досудебного разрешения подобных споров», – заключил Иван Хорев.

Что делать, если страховая компания по КАСКО обанкротилась?

Денис Фисенко / 03 сентября 2015

Стоит ли опасаться банкротства страховой компании?

Последний год выдался очень сложным практически для всех организаций, ведущих коммерческую деятельность. Страховая сфера не явилась в этом плане исключением, ведь на страховые компании повлиял в этом году не только экономический кризис, но и новое законодательство в сфере ОСАГО. Страховые компании и раньше жаловались на то, что страхование ОСАГО является для них совершенно неприбыльным, а с новым законом об ОСАГО затраты страховых компаний только увеличились. Все это вызывает рост цен на КАСКО и, как следствие из этого, падение продаж по добровольному автострахованию. Многие эксперты считают, что уже в ближайшем будущем некоторые страховые компании не выдержат конкуренции и текущей экономической ситуации. И, как следствие, можно ожидать банкротства страховых компаний по КАСКО. Печальными примерами могут служить банкротство страховых компаний «Россия» и «Ростра».

Естественно, можно сказать, что нужно просто тщательнее подходить к выбору страховых и покупать КАСКО только в самых надежных компаниях. Однако текущая ситуация показывает, что практически никто не застрахован от риска банкротства полностью. Кроме того, некоторые автовладельцы приобретали полис КАСКО еще до начала кризиса в небольших страховых компаниях, банкротство которых в целом более вероятно в текущих условиях. Остановимся на самом пессимистичном варианте развития событий и рассмотрим, что же делать, если ваша страховая компания по КАСКО обанкротилась?

Лишение лицензии или банкротство страховой компании по КАСКО

Во-первых, следует понять, что банкротство страховой компании по КАСКО и лишении лицензии – это несколько разные вещи. Как правило, процедуре банкротства как раз предшествует лишение лицензии страховой компании по КАСКО. И только через полгода, если дела у страховой компании не улучшатся (обычно, если она не выплатит долги своим кредиторам), то ее признают банкротом. В течение полугода после того, как у страховой компании забрали лицензию, она еще формально должна расплачиваться по страховым случаям КАСКО с клиентами, договоры страхования с которыми были подписаны до изъятия лицензии. Т.е., страховая компания не может больше продавать полисы КАСКО, но теоретически обязана возместить клиентам ущерб при наступлении страхового случая. Однако на практике страховые компании довольно редко делают выплаты, а стремятся как можно быстрее вывести со своих счетов финансы, пока они не заморожены. Если страховая компания, у которой отобрали лицензию, отказывает вам в выплате, всячески затягивает ее, то это верный признак, что добровольно вам ничего выплачено не будет. В таком случае самым лучшим вариантом будет подать заявление в суд. Есть еще маленький шанс, что на счете страховой компании остались какие-то средства, которые пойдут на погашение долга страховой компании перед вами.

Если уже страховая компания обанкротилась, то формально договор страхования с клиентом разрывается. Однако если страховой случай произошел до процедуры банкротства, то вы еще имеете шанс получить выплату как минимум в размере стоимости полиса КАСКО. Для этого необходимо подать заявление в суд, и сделать это нужно как можно скорее. Желательно не ждать, когда пройдет процедура банкротства, так как к этому времени могут уже закрыть список кредиторов обанкротившейся страховой компании по КАСКО, коим являетесь, в том числе и вы. Многие эксперты рекомендуют сразу же обращаться в специализированные юридические компании, которые занимаются такими делами, чтобы избежать временных проволочек. Если вы успеете, то вас через решение суда внесут в очередь кредиторов обанкротившейся страховой компании по КАСКО. Имущество страховой компании после объявления о ее банкротстве распродается, и с этой суммы погашаются ее долги. Однако шанс получения возмещения не так уж велик, поскольку в первую очередь погашаются долги перед сотрудниками самой страховой.

Судиться или нет при банкротстве страховой компании по КАСКО?

Экспертный ответ на вопрос, стоит ли тратить время, нервы и деньги на судебные разбирательства при банкротстве страховой компании по КАСКО, обычно сможет дать только занимающийся такими делами юрист. Как правило, такие юристы постоянно в курсе последних событий с обанкротившимися страховыми компаниями. Иногда судиться просто нет смысла, поскольку шанс получить возмещение практически нереален.

Читайте также:
Что означает трейд ин

Что же делать в таком случае? Отличной альтернативой будет ситуация, если виновником ДТП являетесь не вы. В таком случае гораздо проще будет получить причитающееся вознаграждение по ОСАГО. Ведь даже при условии, что и КАСКО и ОСАГО вы приобрели в обанкротившейся страховой компании, по закону вы имеете право на возмещение по ОСАГО со стороны Российского Союза Автострахователей.

Рассчитать стоимость КАСКО

На нашем сайте Ревизорро.ru вы сможете рассчитать стоимость КАСКО в ведущих страховых компаниях федерального и регионального уровня с помощью Калькулятора КАСКО онлайн. Для вашего удобства на странице результатов расчета стоимости страховки мы также указываем рейтинг каждого страховщика, но окончательный выбор все равно остается за вами.

Вся процедура расчета КАСКО займет не больше минуты. После чего вы сможете увидеть наиболее выгодные предложения по КАСКО от ведущих страховых компаний. Кроме того, если вы купите страховой полис КАСКО через наш сайт, вам будет предоставлена дополнительная скидка. Достаточно просто отправить запрос на приобретение полиса после расчета его стоимости, и вам перезвонит менеджер страховой компании, чтобы уточнить условия запроса.

Куда обращаться, если страховая признана банкротом?

Если страховая — банкрот

К счастью на сегодняшний день, если страховая компания, которая застраховала Вас или виновника по ОСАГО, закрылась: оказалась банкротом или у неё отозвали лицензию, то ни с чем Вы не останетесь. Что делать и куда обращаться, если страховая признана банкротом или у неё отозвали лицензию? Нужен ли особый набор документов для этого и как долго ждать выплаты? Давайте ответим на эти вопросы во всевозможных случаях.

Со страховой компанией, которая застраховала Вашу автогражданскую ответственность, может случиться три неприятные вещи:

  • она может быть признана арбитражным судом банкротом,
  • у страховой может быть отозвана лицензия,
  • компания может быть исключена из соглашения о прямом возмещении убытков (ПВУ ).

В первых двух случаях страховая закрывается. И во всех этих случаях порядок действий для получения выплаты по ОСАГО практически одинаковый. Только исключение из соглашения о ПВУ Вас может не беспокоить, если по закону Вы обращаетесь не по ПВУ.

Куда обращаться, если страховая потерпевшего — банкрот?

Согласно Федеральному закону “Об ОСАГО” 2021 года, потерпевший в ДТП должен обращаться в свою страховую компанию (не может, а именно должен только в свою) при выполнении одновременно 2 условий:

  • у всех участников есть действующий полис ОСАГО,
  • вред в результате аварии причинён только имуществу (а не здоровью и жизни людей).

До 25 сентября 2017 года было также условие о том, что в ДТП должно было участвовать не более двух транспортных средств, но поправками ФЗ №49 были внесены изменения, и теперь в происшествии для обращения в свою страховую компанию могут участвовать сколько угодно автомобилей.

Что делать и куда обращаться, если Ваша страховая компания признана банкротом? Ответ на данный вопрос прост — согласно рекомендациям Российского союза автостраховщиков, предъявлять требования о выплате нужно в страховую виновника. Об этом же нам говорит часть 9 статьи 14.1 ФЗ “Об ОСАГО”:

9. Потерпевший, имеющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право предъявить требование о возмещении причинённого его имуществу вреда непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) или в случае отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности предъявляет требование о страховом возмещении страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред.

Только если обе страховые (и потерпевшего, и виновника) закрылись, то нужно обращаться за выплатой непосредственно в РСА .

Просто в заявлении при обращении укажите, что обращаетесь в компанию, застраховавшую ответственность виновника по причине закрытия страховой потерпевшего и, как следствие, невозможности получить страховое возмещение от последней. Заявление допускает такое указание, так как пишется в свободной форме.

Куда обращаться, если страховая виновника закрылась?

Довольно много вопросов возникло у водителей, оказавшихся жертвами нарушений ПДД другими участниками дорожного движения и которые были вынуждены по закону обращаться в страховую компанию “Московия”, которая закрылась в середине 2017 года.

Если по тем или иным причинам Вы должны обращаться в страховую компанию виновника аварии, но в отношении неё возбуждена процедура о банкротстве или отзыве лицензии, то в этом случае обращаться за выплатой нужно в Российский союз автостраховщиков либо в любую страховую компанию, которая является членом РСА. Об этом нам говорит часть 1 статьи 19 ФЗ “Об ОСАГО”:

1. Компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков, действующим на основании устава и в соответствии с настоящим Федеральным законом, по требованиям лиц, имеющих право на их получение.

Рассматривать требования о компенсационных выплатах, осуществлять компенсационные выплаты и реализовывать право требования, предусмотренное статьёй 20 настоящего Федерального закона, могут страховщики, действующие за счёт профессионального объединения страховщиков на основании заключённых с ним договоров.

Тем не менее, рекомендуем обращаться именно в РСА. Дело в том, что обычные страховые компании проводят экспертизу автомобиля также, как провела бы Ваша компания, и здесь есть немалый риск традиционного занижения стоимости возмещения. РСА же выплачивает компенсацию по результатам независимой экспертизы (и также возмещается стоимость самой экспертизы) в размере 100% стоимости по результатам проведения этой экспертизы.

Как обратиться в Российский союз страховщиков?

В РСА лучше ехать самостоятельно. Организация находится в Москве, а в регионах у неё есть представительства, но далеко не в каждых городах. Поэтому можно отправить документы и письмом — заказным с уведомлением о вручении.

Город Адрес Телефоны
Москва (центральный офис) 115093, г. Москва ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3 (495) 771-69-44, 8-800-200-22-75
Санкт-Петербург 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, 3 (812) 764 03 03, (812) 712 18 33
Нижний Новгород 603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д.36 431 31 35, (831) 431 31 36, (831) 461 83 43
Екатеринбург 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 22, офис 304 (343) 310 17 83
Новосибирск 630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 5, офис 432 (383) 227 07 95, (383) 221 96 71
Хабаровск 680000, г. Хабаровск, пер. Дьяченко, 3а, оф 104 и 106 (421) 242 06 31, (421) 242 06 59
Ростов-на-Дону 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, дом 2001, 2 этаж (863) 263 37 71, (863) 263 84 28
Симферополь 295006, г. Симферополь, ул. Казанская, дом 26 (365) 251-11-04

Уточнить информацию об адресах и телефонах филиалов Вы можете на странице контактов официального сайта.

Документы, необходимые при обращении, также аналогичны обращению в страховую компанию:

  1. Заполненное заявление о компенсационной выплате (скачать бланк заявления).
  2. Справка о ДТП по форме №154.
  3. Постановление и копия протокола (при наличии).
  4. Заполненное извещение об аварии.
  5. Заключение независимой экспертизы о стоимости возмещения по требованиям Положения №432-П.
  6. Оригиналы чеков, выписок из банка с печатью банка или квитанции о дополнительных расходах (оплата экспертизы, эвакуатора и т.п.).
  7. Копия Вашего паспорта.
  8. Копия свидетельства о регистрации ТС.
  9. Реквизиты для перечисления компенсационной выплаты.

Что делать с КАСКО, если у страховой отозвали лицензию?

Страховая деятельность всех компаний, представленных на российском рынке, ведется на основании лицензий, полученных от Центрального банка РФ. Именно ЦБ РФ контролирует работу страховщиков, и при обнаружении нарушений государственные органы имеют право запретить страховой компании продавать новые полисы и оказывать другие услуги своим клиентам. Запрет на осуществление страхования и оказание услуг обычно сопровождается отзывом лицензии.

В связи с массовым отзывом лицензий у страховых компаний, наблюдавшимся в последние годы, автовладельцам рекомендуется внимательно следить за положением дел на рынке, чтобы иметь возможность своевременно отреагировать на возникающие проблемы у компании, в которой был куплен полис. Важно также знать, что конкретно следует предпринять, если у страховой отозвали лицензию КАСКО – ведь только грамотные, своевременные действия помогут вернуть вложенные деньги и не остаться без выплат при наступлении страхового случая.

Почему компанию могут лишить лицензии?

В соответствии с действующим законодательством, за систематические нарушения законов и невыполнение взятых на себя обязательств, в отношении страховщика могут применять три вида санкций:

  1. Ограничение лицензии. Ограниченная лицензия запрещает страховщику продавать клиентам полисы по отдельным типам или программам страхования. В этом случае компания сохраняет обязательства по существующим договорам и должна выплачивать своим клиентам денежные возмещения по страховым полисам в обычном режиме.
  2. Приостановление лицензии. Приостановка лицензии запрещает страховщику продавать любые полисы. При этом ограничение касается всех без исключения страховых услуг, оказываемых компанией. Если в установленный срок страховщик не исправит недочеты, лицензию могут забрать навсегда.
  3. Отзыв лицензии. Страховщик с отозванной лицензией теряет право работать на страховом рынке. Владельцы страхового полиса, выданного компанией с отозванной лицензией, теряют возможность получения выплат при наступлении страхового случая.

Контролирующие органы не так часто прибегают к таким серьезным мерам – обычно страховой компании выносится несколько предупреждений и предлагаются «мягкие» способы решения проблемы. Согласно статистике, лицензию у страховой компании могут отобрать лишь в следующих ситуациях:

  • если в работе фирмы неоднократно выявляются нарушения, приводящие к приостановке действия лицензии;
  • если в компании не устранили ранее выявленные проблемы;
  • если суд признает, что страховщик занимался незаконной деятельностью;
  • если антимонопольные службы выявляют факты нарушения страховой компанией требований к рекламе.

Чтобы своевременно узнавать обо всех сложностях у страховой компании, следует чаще проверять официальный сайт страховщика, а также отраслевые ресурсы. Кроме того, такие же сведения публикуются на сайте Центробанка и в отраслевых СМИ.

Что делать, если у страховой отбирают лицензию?

Если у страховщика отбирают лицензию – первым сигналом к этому может быть ограничение на ее действие – владельцу полиса следует попытаться расторгнуть подписанный с фирмой договор. За отзывом лицензии практически всегда следует банкротство, а потому имеющийся полис уже не поможет в случае наступления страхового случая.

Основанием для расторжения договора страхования КАСКО может стать:

  1. Желание покупателя полиса. Владелец страховки может в любой момент разорвать договор, однако компенсацию за неиспользованную премию можно получить, лишь если она предусмотрена в договоре.
  2. Продажа, угон или уничтожение автомобиля, лишение водителя прав. Оставшаяся страховая сумма в таких условиях должна возвращаться клиенту за вычетом ущерба страховщика.
  3. Лишение страховщика лицензии. В этой ситуации все договоры страхования КАСКО автоматически расторгаются, а неиспользованная страховая сумма должна быть возвращена автовладельцу.

Чтобы расторгнуть договор следует направить страховщику заявление с требованием прекратить обслуживание конкретного полиса, и, если решение принимается по желанию клиента, то никаких других документов предоставлять не потребуется. По закону договор должен быть расторгнут в течение месяца с момента получения страховщиком заявления, поэтому страхователю обязательно следует подать заявление лично или отправить заказное письмо с уведомлением, чтобы знать дату получения письма страховой компанией. На практике расторжение страховки происходит за 1-7 дней.

Можно ли получить выплаты после отзыва лицензии?

Страховой случай у владельца полиса может возникнуть в любой момент, в том числе, незадолго до лишения страховщика лицензии или сразу после такой процедуры. В этих условиях владельцу КАСКО следует выполнять следующие рекомендации юристов:

  1. Следует обратиться в офис страховщика, подать заявление на получение страховых выплат и договориться о проведении экспертизы, по результатам которой можно будет оценить уровень понесенного ущерба в результате ДТП или другого случая.
  2. Если страховщик откажется проводить оценку, следует провести независимую экспертизу в любой другой профессиональной организации. Затраченные на экспертную оценку деньги можно будет вернуть через суд. До проведения экспертизы ни в коем случае не следует ремонтировать транспортное средство самостоятельно.
  3. После получения экспертной оценки нужно подать в страховую компанию пакет документов, включающий в себя: заявление от автовладельца, договор КАСКО, результаты экспертизы, копию паспорта, свидетельство о регистрации транспортного средства.
  4. От сотрудников страховой компании нужно получить документ, официально подтверждающий принятие заявления на выплату, на котором будет стоять дата и подпись сотрудника страховой организации.
  5. По истечении установленного договором срока страхователь должен получить страховую выплату или мотивированный отказ.

При получении отказа в выплате владелец КАСКО имеет полное право обратиться в суд для получения страховки. В этом случае к иску нужно приложить следующие документы:

  • ПТС;
  • водительские права человека, находившегося за рулем в момент ДТП;
  • полис;
  • документы о произошедшем с владельцем полиса страховом случае;
  • отказ страховщика выплатить компенсацию;
  • документ, подтверждающий все понесенные истцом расходы, связанные с рассматриваемым делом.

Владелец полиса КАСКО имеет неплохие шансы на получение возмещения по страховому случаю, даже если у компании отобрали лицензию, однако это правило действует, если на банковских счетах страховщика еще остались денежные средства. При отзыве лицензии и банкротстве выстраивается огромная очередь из физических и юридических лиц, желающих вернуть свои финансовые средства. Если предъявить претензии к страховщику своевременно, шанс на получение денег составит не менее 90%. Если же к моменту предъявления претензий на счетах фирмы не останется средств, получить какое-либо возмещение будет практически невозможно.

В заключение

При покупке полиса КАСКО каждому автовладельцу следует быть крайне осторожным в выборе страховой компании. Перед подписанием договора и внесением оплаты следует внимательно изучить отзывы об организации в сети интернет, проверить отсутствие нарушений в области страхового законодательства и убедиться в том, что компания выполняет все свои обязательства перед клиентами. Проверка надежности страховщика может занять много времени, но эти действия помогут обезопасить себя от приобретения дорогостоящей услуги у ненадежной компании, а значит, сохранят деньги и нервы.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Как я выиграла суд со страховой после угона авто

И добилась права на положенную мне выплату

Летом 2018 года у меня угнали автомобиль — двухлетнюю Мазду CX-5.

Она была застрахована от угона, но страховая компания обанкротилась. Чтобы меня включили в реестр кредиторов, пришлось вступить в переписку с несколькими организациями, а перед решающим судебным процессом нанимать адвоката. Вот как все было.

Как я обнаружила, что машину угнали

Мы собирались в отпуск. Накануне отъезда я вернулась из торгового центра, припарковала нашу Мазду около дома и пошла собирать чемоданы. Из-за крон деревьев ее не было видно из окна квартиры, но брелок сигнализации показывал, что машина на месте и заперта.

Утром мы с мужем проспали. Когда за нами приехало такси, мы выбегали из дома в страшной спешке. Во время поездки у меня мелькнула мысль, что я не посмотрела на свой автомобиль, но я себя успокоила: мы не в первый раз уезжали из дома — и раньше с машиной все было нормально.

Спустя две недели мы вернулись домой и обнаружили, что машины нет. Сначала я подумала, что ее переставили киношники: я живу в Адмиралтейском районе, у нас часто снимают кино и двигают автомобили, чтобы освободить пространство под технику. Но нет: друзья сказали, что никаких съемок не проводилось. Потом я предположила, что это работники «Теплоэнерго» ремонтировали трубы и передвинули машину на соседнюю улицу. Муж пошел ее искать. На брелок автомобиль не отзывался.

Тогда мы решили, что машину эвакуировали. После затяжных снегопадов в Петербурге почти на каждой улице появились знаки, которые запрещают остановку в определенный день. Это сделали, чтобы удобнее было убирать снег. Но эти знаки действуют и летом.

Я позвонила по номеру 004. Спросила, на какой штрафстоянке стоит моя машина. Оператор долго ее искала, но не нашла — и посоветовала обратиться в полицию.

Как мы обратились в полицию

Утром мы позвонили в полицию. Приехал следователь из отдела по борьбе с наркотиками. До этой должности он работал в страховой компании — бывают же такие судьбы. Наша Мазда была застрахована по каско от угона, но следователь высказал предположение, что денег мы не получим.

Он вызвал еще одну бригаду, чтобы сотрудники провели следственные действия. Они фотографировали место, где стояла машина, искали поблизости камеры видеонаблюдения и растерянно крутили в руках набор для снятия отпечатков пальцев, ведь снимать их было не с чего.

Между тем следователь нашел последнее фото нашей Мазды. Перед тем как пропасть навсегда, она мелькнула на двух камерах видеонаблюдения — с белым пятном вместо лица водителя: злоумышленник пользовался зеркалом, чтобы не попасть на камеру.

Оказалось, что машину угнали тем самым вечером накануне нашего отъезда, через пару часов после того, как я ее припарковала. С тех пор прошло больше двух недель. Поэтому искать следы похитителей на месте преступления было уже поздно.

Я поехала в отдел давать показания. У меня забрали ПТС, свидетельство о регистрации и ключи. Взамен дали протокол выемки документов. Также я получила постановление о признании меня потерпевшей.

У нас не было надежды, что машину найдут. За такой долгий срок ее могли перекрасить, перегнать в другой регион, разобрать на запчасти. Полицию нужно вызывать как можно раньше, как только стало известно, что авто угнали. Тогда ГИБДД может задействовать план «Перехват», искать преступника будут по горячим следам.

На следующий день я опять сходила к следователю и получила на руки постановление «О возбуждении уголовного дела и принятии его к производству». Мне сказали, что предварительное следствие, во время которого активно ищут злоумышленников, будет длиться два месяца. Нам с мужем оставалось только одно: идти в страховую компанию, подавать первый пакет документов и ждать окончания предварительного следствия.

30% на все курсы весь октябрь

Как я подавала документы в страховую компанию

Мы страховали Мазду в компании «КСА-Клувер». КСА расшифровывается как «Крымский страховой альянс». Полис каско стоил 58 100 Р , франшизы не было. Страховая сумма — 1 400 000 Р , именно столько мне должны были выплатить в случае угона.

Эту компанию мне порекомендовала коллега, которая подрабатывала страховым брокером. Тогда это было самое выгодное предложение. Фирма была зарегистрирована в Крыму, в городе Красноперекопске, но я не придала этому значения. Второй адрес был в Саратове, компания работала по всей России. В общем, я купила у коллеги эту страховку.

По договору с «Клувером» я должна была сообщить о том, что машину угнали, в первые же сутки после ее исчезновения. А потом в течение пяти дней подать заявление «о наступлении события, у которого есть признаки страхового случая».

Вместе с заявлением мне нужно было представить:

  1. Документы из полиции — постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о признании меня потерпевшей, протокол выемки документов.
  2. Копию паспорта.
  3. Копию водительских прав.
  4. Копии ПТС и свидетельства о регистрации, заверенные в полиции, — оригиналы были приобщены к делу.
  5. Дубликаты полиса каско и квитанции об оплате.
  6. Соглашение со страховой о том, что, если машину найдут, я верну выплату. Его заполняют в офисе страховщика.

Я поехала к страховщику — на Свердловскую набережную, в единственный в Петербурге центр урегулирования убытков. Там все было как-то подозрительно: звонили телефоны, кто-то ругался за закрытой дверью, а работники как будто сидели на чемоданах. Вроде все улыбались, но с напряженными лицами.

Меня усадили на диванчик, напоили кофе, заверили, что все будет нормально, и выдали ксерокопию описи принятых документов. Только дома я поняла, что нужно было попросить оригинал. Я уже догадывалась, что у страховой компании проблемы и мне не так-то просто будет получить свою выплату. А именно эта бумага фиксировала факт моего обращения по угону. В общем, если вам в аналогичном случае вручают копию описи принятых документов, требуйте оригинал. Этот документ подтверждает, что вы обращались по страховому случаю. Слишком велик риск, что копию потом нельзя будет использовать в суде.

Потом мне звонили из страховой и просили прислать по электронной почте фотографию двух комплектов ключей. Дело вот в чем: если у вас угнали машину вместе с ключами и документами, это могут не признать страховым случаем. Поэтому надо представить не только копии всех документов, заверенные следственными органами, но и фотографии ключей — также изъятых полицией.

Через два месяца я получила постановление «о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых». Это означало, что я могу подать второй пакет документов в страховую и получить наконец право на выплату. Я снова позвонила в офис «Клувера» на Свердловской набережной, но там уже никто не ответил.

Оказалось, что у нашей страховой проблемы и дело идет к банкротству. Были мнения, что страховую банкротят «нарочно, чтобы отжать бизнес». Компания уже не возместила убытки по нескольким угонам, мы понимали, что такое может случиться и с нами. Но нам оставалось только собирать документы и выполнять все, что от нас требовалось.

Вот уроки, которые я извлекла из этого печального опыта:

  1. Когда выбираете страховщика, не слушайте добрых советов страховых брокеров, даже если это ваш друг или подруга. Все проверяйте сами. У человека может быть личный интерес, а вы окажетесь в проигрыше.
  2. Оформляйте страховку у крупных и всем известных фирм. Стоить она будет дороже, а страховая сумма будет меньше. Но известная фирма не исчезнет так быстро, как это сделала моя страховая.
  3. Не теряйте и никому не отдавайте страховой полис и квитанцию об оплате. На всякий случай сразу сделайте копии. Это главные документы, которые фиксируют ваши взаимоотношения со страховой компанией.
  4. Всегда требуйте оригиналы или копии, заверенные печатью организации. Сколько раз я ругала себя за то, что взяла ксерокопию описи принятых документов! Это была единственная бумага, которой я могла подтвердить факт моего обращения по страховому случаю. Впоследствии нотариус отказался делать ее нотариально заверенную копию для суда: по его словам, ксерокопия не имеет судебной силы.

Как я переписывалась с временной администрацией и конкурсным управляющим

В начале сентября Банк России приостановил действие лицензий страхования и перестрахования АО «КСА-Клувер». С 31 августа 2018 года назначили временную администрацию, ее руководителем стал сотрудник ЦБ. Я не понимала, что делать. Никто с нами не связывался. Пришлось искать информацию самой.

У меня было несколько номеров мобильных телефонов сотрудников страховой, по одному я смогла дозвониться. Менеджер уже работал в другой организации, но в личной почте нашел письмо, которое они месяц назад рассылали клиентам. Видимо, не всем, потому что я такого не получала.

Там была инструкция, как подавать документы о наступлении страхового случая при временной администрации:

  1. Уведомить руководителя временной администрации о наступлении страхового случая телеграммой.
  2. Уведомить руководителя временной администрации о дате, времени и месте осмотра поврежденного автомобиля с привлечением независимого эксперта. Также телеграммой, не позже чем за 5 дней до даты осмотра.
  3. Определить сумму ущерба и составить требование на имя руководителя временной администрации. Отправить письмом с уведомлением о доставке и с описью документов.

Второй пункт ко мне не относился: машину угнали, осматривать было нечего. Да и давать телеграмму о происшествии было поздно. Но я надеялась, что хотя бы данные о моем первом, августовском обращении никуда не пропали.

С 2019 года в России появилась служба финансового уполномоченного, которая принимает претензии к страховым и регулирует споры в досудебном порядке. Вы имеете право пожаловаться на страховщика, если он не отвечает вам в течение:

  1. 15 рабочих дней — в случае направления заявления в электронном виде по стандартной форме, утвержденной Советом службы финансового уполномоченного;
  2. 30 календарных дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг — в иных случаях.

Тогда, в 2018 году, я отправила телеграмму с жалобой на бездействие страховщика в Центральный банк: мне посоветовали так сделать. Параллельно я собирала документы для письма. Его вместе с заявлением-претензией нужно было отправить в Красноперекопск, во временную администрацию страховой компании.

Я сделала нотариальные копии всех документов, которые уже были поданы в страховую, и последнего постановления, полученного в полиции. Услуги нотариуса стоили около 2 тысяч рублей. Единственным документом, который мне не заверили, была та самая ксерокопия описи. Также я составила заявление-претензию с указанием суммы ущерба и добавила данные своего счета в Сбербанке. Увесистый конверт со всеми этими документами я отправила в Крым с уведомлением о вручении.

стоили услуги нотариуса

Р , потому что мою Мазду CX-5 угнали, а это страховой случай” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Через несколько месяцев, в конце 2018 года, мне пришел ответ. Руководитель временной администрации уведомляла, что мои требования кредитора рассмотрят и мне вернут остаток неиспользованной страховой премии, то есть примерно 30 тысяч рублей. И ни слова о компенсации за угон.

В декабре 2018 года газета «Коммерсант» опубликовала сообщение о банкротстве нашей страховой компании. Был назначен конкурсный управляющий — Агентство по страхованию вкладов.

Я написала новую претензию с требованием выплатить мне сумму убытка, снова приложила копии документов и отправила теперь уже по трем адресам: в Агентство по страхованию вкладов в Москву, в Арбитражный суд Республики Крым в Симферополе и во временную администрацию компании в Красноперекопск.

В марте 2019 года мне пришли ответы. Общий смысл был таков: дело о включении меня в число кредиторов будет рассматривать Крымский арбитражный суд. АСВ возражает, потому что в базе данных организации отсутствуют сведения об уплате страховой премии. То есть у них нет подтверждения, что я вообще покупала эту страховку. Мне было предложено следить за делом на сайте арбитражного суда.

Если раньше мы претендовали хотя бы на 30 тысяч рублей, то сейчас нас совсем выкинули за борт. Уничтожили, спрятали или потеряли наши документы — что именно случилось, никто не понял. Оставалось все меньше надежды, что суд примет решение в нашу пользу. Конкурсное производство только началось, поэтому о реальных судебных процессах пока не было и речи.

В прессе появилась информация, что из компании «КСА-Клувер» выводят активы, а во время инвентаризации обнаружили существенную недостачу. Я написала третье письмо в АСВ и в суд, приложила нотариально заверенные копии полиса и квитанции. Оставалось ждать суда. Но надежды было мало: Агентство по страхованию вкладов возражало против включения меня в число кредиторов, а оно имеет репутацию опытного сутяжника. Справиться с этой огромной машиной и вообще с ситуацией не было никаких шансов.

В какой-то момент я перестала следить за ходом дела и свыклась с мыслью, что нам ничего не выплатят.

Как у меня снова появилась надежда

Зимой 2021 — спустя почти три года — мне пришло первое судебное письмо. В нем Арбитражный суд Республики Крым уведомлял меня, что принял возражения конкурсного управляющего и не включил меня в список кредиторов, но я могу ознакомиться с материалами дела и присутствовать на заседании.

Заседание в Симферополе назначили на 14 апреля.

До этого момента я была уверена, что ни на что не претендую: считала, что за три года все давно вывели, распродали и никаких денег не получить. И вдруг такое письмо. Я поняла, что надо попытаться вскочить в этот поезд: поехать в Крым самой или найти представителя и отстоять свои интересы, чтобы меня все-таки включили в число кредиторов.

Чтобы подготовиться к заседанию, мне надо было знать, что за возражения представило Агентство по страхованию вкладов. На основании этого можно было выстраивать свою линию защиты.

В почтовом ящике я нашла еще одно извещение из Москвы. Это были те самые возражения, но срок получения письма истек накануне. Я побежала на почту, там письма не нашли. Спросила, почему почта не отправила повторное извещение. Мне сказали, что продлить срок хранения может только отправитель — за дополнительную плату. Письмо уже отправили обратно.

Я представила, как пишу новое письмо в АСВ с просьбой еще раз прислать возражения, и мне стало дурно. Поняла, что в одиночку не справлюсь, и решила искать адвоката. Мне нужен был специалист по банкротствам с опытом успешного ведения дел. Такого человека мне порекомендовала знакомая.

С адвокатом мы общались только по телефону и в мессенджере. Он поручил мне сделать на него нотариальную доверенность, чтобы ознакомиться с делом и представлять мои интересы в суде. На типовую судебную доверенность я потратила 1600 Р . В ней прописали, что адвокат имеет право участвовать от моего имени в собраниях кредиторов «без права получения присужденного имущества или денег».

я потратила на типовую судебную доверенность

Мы с адвокатом условились, что он получит гонорар, только если я получу деньги. Договорились на 10% от суммы. У меня не было ни малейшего представления, сколько я могу получить. Были варианты:

  1. всю страховую сумму — 1 400 000 Р ;
  2. остаток неизрасходованной страховой премии — примерно 30 тысяч;
  3. ничего.

Если вы судитесь с кем-то , регулярно проверяйте почтовый ящик. Банкротные дела идут годами: три года, как в моем случае, — это абсолютно нормальный срок. Следите за процессом и ходите на почту, если ждете письма. Никто не заинтересован в том, чтобы письмо к вам попало. Его отправят самым простым способом, без уведомления о вручении. Судебные и административные письма хранятся всего 7 дней. А Почта России не отличается безупречностью и скоростью работы, и с них взятки гладки. Помните об этом.

О гонораре адвоката, будь то фиксированная сумма или процент, лучше договориться заранее, чтобы это не стало неприятной неожиданностью.

Арбитражные суды сейчас проходят в основном дистанционно, так что в Симферополь ехать не пришлось — ни мне, ни адвокату. За несколько дней до заседания адвокат погрузился в материалы дела, чтобы узнать, можно ли оспорить возражения АСВ.

Суд в Симферополе

14 апреля я открыла страницу дела о банкротстве компании «КСА-Клувер» в картотеке арбитражных дел. Моя фамилия появилась в колонке «Иные лица». Это означало, что адвокат подал наше заявление в суд. Но до включения в реестр было еще далеко.

Список «иных лиц» занимал 27 страниц. В нем были не только физические лица, но и санаторий Управления делами президента, другая страховая компания, строительная организация и прочие юрлица. Я снова подумала, что тут мне точно ничего не светит.

Адвокат позвонил мне только один раз — спросил, где акт осмотра транспортного средства. На том основании, что его нет, АСВ и выставило свои возражения.

Но ведь автомобиль угнали, поэтому акта и не было. У меня была только куча документов из полиции, например акт осмотра места преступления. Все это я и сообщила адвокату.

К вечеру моя фамилия переместилась в колонку слева, где значились кредиторы. А через несколько дней решение опубликовали на сайте суда. Мы выиграли, мне выплатят 1,4 млн рублей! Черным по белому было написано: «на основании поданных документов, в том числе копии описи принятых документов». А я так волновалась, что эта бумажка ничем мне не поможет!

В итоге АСВ дважды выставляло свои возражения: сначала они не нашли мои платежные документы, затем — акт осмотра ТС. Но суд принял мою сторону.

Решение можно было обжаловать в десятидневный срок, но никто этого не сделал. Конкурсный управляющий теперь должен запросить у нас банковские реквизиты.

Адвокат сказал мне почаще проверять почтовый ящик и посоветовал не надеяться, что заплатят быстро: один из его клиентов ждал два года. Пока я ничего не получила, ящик проверяю каждый день. Обязательно напишу здесь о конечном результате.

Банкротство страховой компании

Банкротство страховой компании влечёт за собой целый ряд мероприятий по исполнению обязательств перед кредиторами (выгодоприобретателями). Есть и установленный порядок исполнения обязательств:

  1. Особенности банкротства страховой компании
  2. Процедура банкротства страховой компании
  3. Лишение лицензии.
  4. Банкротство при страховании
  5. Список страховых банкротов.
  6. Что делать при банкротстве страховой компании
  7. Банкротство страховой компании – возможно ли получить страховое возмещение?
  8. Банкротство страховых компаний – где кроются причины банкротства?
  9. Банкротство страховой организации по ОСАГО.
  10. Банкротство страховой организации по КАСКО.
  • вначале обслуживаются интересы лиц по договорам личного обязательного страхования,
  • после – других видов обязательного страхования,
  • затем – просто личного страхования,
  • и лишь в четвёртой очереди находятся все прочие случаи.

В итоге, когда страховая компания обанкротилась, с одной стороны, все выданные ею полисы и обязательства недействительны (нельзя воспользоваться страховкой, например, КАСКО, страхованием имущества, здоровья), а с другой – можно вернуть остаточную стоимость договора.

Подсказка. Процедура банкротства у страховых компаний протекает обычно до нескольких лет.

Особенности банкротства страховой компании

В отличие от банкротства в других сферах, распродажа имущества не ведётся на обычной основе. Может вводиться внешнее управление, и в это время может распродаваться имущество, чтобы рассчитаться с кредиторами. Если кто-либо хочет приобрести имущество компании-банкрота, то это может быть только организация, имеющая страховую лицензию, и способная взять на себя ответственность по уже возникшим страховым обязательствам компании-банкрота.

Важно! При банкротстве прекращаются обязательства по договорам страхования (они автоматически считаются расторгнутыми), поэтому получить возмещение по страховому случаю, произошедшему после признания компании банкротом, увы, не получится.

Процедура банкротства страховой компании

Процедура банкротства регламентирована федеральным законом №127 «О несостоятельности (банкротстве)», и проводится в обычном порядке, но с некоторыми нюансами. Так, невозможно без передачи обязательств продать имущество банкрота. Обязательно также участие такого госоргана, как Федеральная служба страхового надзора. Обязанность по вызову такой службы в 10-дневный срок ложится на должника либо конкурсного управляющего. Одновременно с июля 2015 г. обсуждается законопроект, который позволит Агентству по страхованию вкладов (государственной корпорации) также проводить процедуру банкротства для страховщиков.

Лишение лицензии.

Отзыв лицензии страховой компании – это фактическое лишение ее права на страховую деятельностью. Такой процедуре могут подвергнуться многие учреждения, несмотря на солидность и продолжительность существование на рынке.

Лишение лицензии – это серьезная мера и она предпринимается в случаях обнаружения нарушений законов, за осуществление незаконной деятельности, за нарушение рекламной политики, за многочисленные жалобы клиентов по поводу не выполнения договорных обязательств.

Все эти нарушения выявляют результаты проверок, инспекций и бухгалтерского аудита. Далее, Арбитражный суд или Федеральный антимонопольный комитет выносит решение об ограничении или приостановлении действия лицензии. Если нарушения не были устранены за установленный период времени, или было выявлено грубое нарушение законодательства, компанию лишают лицензии. Но при этом страховщик сохраняет обязательства по выплатам еще в течение полугода.

Банкротство при страховании

Если в процессе деятельности страховая компания перестает выполнять принятые на себя обязательства перед клиентами, в этом случае констатируют ее финансовую несостоятельность. Это называется банкротство при страховании. Однако, если она еще не лишена лицензии на свою деятельность, то еще рано говорить о ликвидации учреждения, несмотря на возмущение клиентов.

В Федеральном законодательстве прописаны все нюансы, при которых объявляется банкротство страховых компаний, процедуры проведения таковых, а также выполнение обязательств перед кредитными организациями.

Причины разорения страховых компаний бывают разные. Рассмотрением добровольного или принудительного признания страховой компании банкротом занимается Арбитражный суд по обращениям кредиторов. Помимо этого с исковыми заявлениями к страховщику могут обращаться государственные органы, осуществляющие надзор за выплатами по платежам.

Список страховых банкротов.

Число российских страховых компаний, лишившихся лицензий превосходит самые смелые ожидания. Причиной такой ситуации выступает финансовая несостоятельность и нестабильность. Удручает и тот факт, что количество этих компаний имеет тенденцию к росту. Каждый день новые фирмы приходят на смену тем, что потеряли право на деятельность.

Среди обанкротившихся компаний есть те, кто не выдержал конкуренции, финансовой ношы, а есть и такие, которые изначально имели недобросовестные намерения.

На специальных интернет порталах можно найти информацию относительно действующих страховых компаний, согласно их актуальному рейтингу, который поможет в принятии решения, если возникла необходимость заключить договор о страховании. Также на этих ресурсах можно найти список страховых банкротов, компаний с ограниченными и приостановленными лицензиями.

Что делать при банкротстве страховой компании

Если страховая компания разорена и объявлена банкротом, это еще не повод пустить себе пулю в лоб. Дело в том, что держатели разных страховых полисов должны придерживаться разной модели поведения. Но ясно одно – шанс вернуть свои деньги есть всегда, главное правильно себя вести.

А все же, что делать при банкротстве страховой компании? Те, кто имеет страховку ОСАГО могут продолжать жить прежней жизнью, не заботясь ни о чем, поскольку они, при любом раскладе, могут рассчитывать на денежную компенсацию от РСА (Российского союза автостраховщиков) при наступлении страхового случая.

А вот держателям полиса КАСКО нужно напрячься и успеть быстро подать заявку на возмещение средств, до того, как компания будет объявлена банкротом и закроет свои обязательства перед клиентами. Тут важен момент, который никак нельзя упускать, иначе будет поздно, и также нельзя пренебрегать последовательностью действий.

Банкротство страховой компании – возможно ли получить страховое возмещение?

Если объявлено банкротство страховой компании – возможно ли получить страховое возмещение? Насколько это реально? В соответствии с Федеральным законом, страховые конторы обязаны иметь резервные фонды. Но не всегда и все бывает “как надо”. Если компания уже объявлена банкротом, то в течение месяца потерпевшие могут предъявлять свои требования о возврате долгов.

Таким образом, в течение какого-то периода Арбитражный суд выявляет всех клиентов и кредиторов. Далее ликвидационная комиссия производит оценку имущества и активов страховой компании и распродает его на аукционах. Вырученные средства идут на покрытие долгов по исполнительным листам. Так что, тут главное не упустить тот самый момент, когда страховщик объявит себя банкротом, оперативно собрать нужный пакет документов и подать в суд.

Банкротство страховых компаний – где кроются причины банкротства?

Количество страховых компаний, которые лишились лицензии постоянно растет. И чрезвычайная ситуация, когда страховщик не в состоянии выполнять свои обязательства перед клиентами может быть на фоне вполне благополучного существования.

Неожиданное банкротство компаний – где кроются причины банкротства и чья тут может быть вина? В условиях экономического кризиса такой поворот дел неудивителен. Кто-то не тянет участившихся финансовых проблем и выплат по ним, иные не выдерживают жесткой конкуренции, кому-то не достает гибкости в осуществлении своей профессиональной деятельности на фоне меняющейся конъюнктуры рынка. Очень многие компании констатируют падение реализации полисов ниже допустимого предела. А у многих страховщиков “ржавчина” начинает разъедать компанию изнутри. Таким образом, в каждом конкретном случае свои “айсберги”.

Банкротство страховой организации по ОСАГО.

Для держателей одноименных полисов, банкротство страховой компании по ОСАГО не грозит ничем, поскольку их средства обязуется возместить РСА (Российский союз автостраховщиков). Но тут нужно уточнить, что компенсирован будет исключительно имущественный ущерб. Другие расходы, неустойки и судебные издержки придется выплачивать самому автовладельцу.

Однако, если у страховой компании лицензия еще не отозвана, первым делом автовладельцу предстоит обращение в суд. Заверенная нотариально копия страхового полиса ОСАГО открывает возможности потерпевшей стороне получить выплату от РСА, а виновнику – выставить РСА в качестве ответчика в суде.

Банкротство страховой организации по КАСКО.

Тем, кто имел предпочтение застраховаться по системе КАСКО предстоит немало волнений, так как никто не возьмет на себя обязательств по выплате компенсаций. И если банкротство страховой организации по КАСКО все же объявлено, следует немедленно привлечь помощь юристов и обращаться в суд, чтоб получить хоть часть своих денег.

Если на счетах компании есть хоть какие-то средства и список кредиторов пока не закрыт, нужно во чтобы-то ни стало получить в суде исполнительный лист и пристроиться в очередь списка кредиторов. После реализации активов и имущества компании, появится шанс получить хоть какие-то деньги. Но это будет возможно после покрытий долгов перед государством и персоналом компании. Только после всех этих выплат наступит очередь закрытия страховых обязательств, и то, если что-то останется.

Совет Сравни ру: обязательно оформите в другой компании новый договор страхования (жизни, здоровья, имущества, прочий), как только ваша компания-страховщик объявила о своём банкротстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: