Наименование фрахтовщика: что это

Наименование фрахтовщика: что это

Все отношения пассажира и перевозчика регулируются Гражданским кодексом РФ (в части услуг перевозок), Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, актами субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

Согласно ст. 2 Федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” для целей этого закона используются следующие основные понятия:

– пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

– фрахтователь – физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

– фрахтовщик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Агрегаторы (от лат. aggregatio «накопление») Яндекс-такси, Убер и другие – это агентства, которые организуют поиск пассажиров и подачу такси найденному пассажиру, за что получают агентское вознаграждение.

В перевозке участвуют лицо, владеющее таксопарком (фрахтовщик), и лицо, арендующее такси (фрахтователь), которое перевозит пассажиров. Иногда фрахтователь и пассажир совпадают в одном лице.

Вот некоторые пункты Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом:

– перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя (п. 102);

– маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту (п. 109);

– плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси (п. 110);

– фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты. В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси (п. 111);

– в легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида (п. 112);

– багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения (п. 113);

– в легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида (п. 114);

– легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа (п. 115);

– на передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация: полное или краткое наименование фрахтовщика; условия оплаты за пользование легковым такси; визитная карточка водителя с фотографией; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (п. 117).

Административная ответственность за неисполнение обязательных требований наступает по ст. 11.14.1 «Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси» и 11.14.2 «Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу» КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 1 тыс. руб.; на должностных лиц – 10 тыс. руб.; на юридических лиц – 30 тыс. руб.

Читайте также:
Царапнул машину и уехал: что будет

Согласно ч. 2 ст. 11.14.1 КоАП РФ невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 1 тыс. руб.; на должностных лиц – 10 тыс. руб.; на юридических лиц – 30 тыс. руб.

Согласно ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 3 тыс. руб.; на должностных лиц – 10 тыс. руб.; на юридических лиц – 50 тыс. руб.

Порядок оформления претензий и составления актов установлен в гл. 7 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора.

По вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей можно проконсультироваться со специалистами Управления Роспотребнадзора по тел: (38822)64241 по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

2) билет – перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

3) груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

4) грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;

5) грузополучатель – физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;

6) заказ-наряд – форма договора фрахтования;

7) контейнер – оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза;

8) маршрут – путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

9) маршрут регулярных перевозок – предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

10) объекты транспортной инфраструктуры – сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

11) остановочный пункт – место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ пункт 12 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

12) пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

13) перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

14) путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;

15) расписание – график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

16) ручная кладь – вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;

17) скоропортящийся груз – груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима;

18) специализированное транспортное средство – транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов;

19) терминал – производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов;

20) транспортная накладная – перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза;

21) фрахтователь – физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

22) фрахтовщик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

Читайте также:
Страховая сумма ДГО: что это
Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 23 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

23) информационная система электронных перевозочных документов – информационная система, обеспечивающая обмен электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, а также направление операторами информационных систем электронных перевозочных документов таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 24 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

24) государственная информационная система электронных перевозочных документов – федеральная государственная информационная система, обеспечивающая получение электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, от операторов информационных систем электронных перевозочных документов, обработку, хранение таких документов и сведений, содержащихся в них, представление таких документов и сведений, содержащихся в них, органам государственной власти Российской Федерации, а также выполнение иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 25 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

25) соглашение об электронном документообороте перевозочных документов – соглашение об оказании услуг по направлению электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Такое соглашение является публичным договором и может также предусматривать оказание услуг по формированию электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 26 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

26) сопроводительная ведомость – перевозочный документ, оформляемый или формируемый при подаче порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю в случае, если погрузка груза в контейнер, выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 27 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

27) электронные перевозочные документы – электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 28 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

28) электронная транспортная накладная – транспортная накладная, сформированная в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 29 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

29) электронный заказ-наряд – заказ-наряд, сформированный в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 30 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

30) электронная сопроводительная ведомость – сопроводительная ведомость, сформированная в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 31 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

31) оператор информационной системы электронных перевозочных документов – юридическое лицо, включенное в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 32 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

32) участники информационного взаимодействия – грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, фрахтователь, фрахтовщик, которые заключили с оператором информационной системы электронных перевозочных документов соглашение об электронном документообороте перевозочных документов.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена частью 2 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

2. Для целей настоящего Федерального закона понятия “информационная система”, “электронный документ” используются в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

  • COVID-19
  • О нас
    • Наша история
    • Наши принципы
    • Наша команда
    • Наша судебная практика
    • Наши клиенты
    • Наши реквизиты
    • Cотрудничество с нами
    • Карьера
  • Услуги
    • Бизнесу
    • Гражданам

    • team One
    • team Two +
      • Sabmenu One
      • Sabmenu Two
      • Sabmenu Three +
        • Sabmenu One
        • Sabmenu Two
        • Sabmenu Three
        • Sabmenu Four
        • Sabmenu Five
      • Sabmenu Four
      • Sabmenu Five
    • Team Three

    –>

  • Статьи и публикации
  • Написать нам
  • Контакты
    • Россия
      • Москва
      • Санкт-Петербург
      • Казань
    • Европа
      • Париж
      • Лондон
      • Берлин
      • Никосия
    • Остальные
      • Нью-Йорк

Договор фрахтования: понятие и принципы

  • Главная
  • /
  • Статьи и публикации
  • /
  • Договор фрахтования: понятие и принципы.

Что нужно знать о договоре фрахтования?

И так, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Как видно из определения, договор фрахтования прежде всего предполагает вместимость транспортного средства, при этом не имеет значения будет перевозиться груз, пассажиры или багаж. Понятие вместимость является широким и может предполагать как количество посадочных мест, так и объем, который может измеряться в кубических метрах. Кроме того, транспортным средством может служить как обычный автомобиль, так автобус или самолет.

Законодательство содержит отдельные положения для договора фрахтования, на основании которого будет перевозиться груз, а также на основании которого будет производиться перевозка пассажиров и багажа.

Когда речь идет о перевозке груза автотранспортом, то необходимо учитывать следующее.

Как указанно в ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-Ф «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» договор фрахтования должен в себя включать:
1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
2) наименование груза;
3) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств);
4) маршрут и место подачи транспортного средства;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер платы за пользование транспортным средством.

Такой договор заключается, как правило, в форме заказа-наряда. Однако соглашением сторон можно предусмотреть и иную форму.

Форма заказа-наряда устанавливается приложением № 5 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

В случае заключения договора фрахтования в форме заказа-наряда, то по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ, он подается фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд в течение трех дней со дня принятия, после чего проинформировать фрахтователя о принятом решении. В случае отказа в принятии заказ-наряда фрахтовщик обязан письменно обосновать причины отказа.

Таким образом, заключить договор фрахтования можно как в форме заказа-наряда, установленной Постановлением Правительство РФ, так и в обычной письменной форме, при этом, в нем необходимо указать положения, предусмотренные ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-Ф «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» о наименовании груза, типа предоставляемого транспортного средства и т.д.

По правилу, установленному Уставом время подачи транспортного средства исчисляется с момента предъявления водителем документа удостоверяющего личность и путевого листа.

В случае отказа от использования транспортного средства фрахтовщик должен будет уплатить штраф фрахтователю в размере 20 % платы, установленной за пользование этим транспортным средством.

Если груз предоставлен в нарушение договора, то данное обстоятельство будет считаться отказом от использования фрахтователем транспортных средств, в связи с чем, с фрахтовщика также подлежит возмещению штраф в размере 20 %.

Важно отметить, что данный штраф будет применяться в случае если договором не установлен другой его размер или договор будет содержать положения об исключении штрафа за отказ в использовании транспортного средства.

Когда речь идет о заключении договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, то законодательство устанавливает следующие правила.

Такой договор должен быть заключен в простой письменной форме, при этом, в нем должны содержаться следующие положения:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств);

3) маршрут и место подачи транспортного средства;

4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;

5) сроки выполнения перевозки;

6) размер платы за пользование транспортным средством;

7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

В случае если нет необходимости в систематических перевозках, то такой договор может быть заключен в форме заказа-наряда.

Как установлено в приложении № 4 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» заказ-наряд должен содержать следующие положения:

а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);

б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, – фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя;

в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика;

г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак;

д) фамилии и инициалы водителей;

е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;

ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования;

з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках;

и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством;

к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи;

л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки;

м) количество перевезенных пассажиров;

н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.

Таким образом, договор фрахтования на перевозку пассажиров и багажа может быть заключен в форме заказа-наряда (в случае если такая перевозка не является систематической), а также в обычной письменной форме (в случае если такая перевозка является систематической).

Еще одной особенностью такого договора, прямо предусмотренное законодательством, является то, что, если предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

Как и в случае перевозки грузов, законодательство содержит положения об отказе от исполнения от договора по договору фрахтования пассажиров и багажа.

Так, в случае непредставления транспортного средства фрахтовщиком, фрахтователь вправе отказаться от договора, при этом потребовать штраф в размере 20 %, установленной за пользование соответствующим транспортным средством.

Предоставления несоответствующего договору транспортного средства или предоставление транспортного средства с опозданием будет считаться непредставлением транспортного средства, в связи с чем, фрахтовщик вправе также потребовать оплаты штрафа в размере 20 %, установленной за пользование соответствующим транспортным средством.

Аналогично с перевозкой грузов, указанные размеры штрафа будут применяться в случае, если в договоре не установлены другие размеры и если отсутствует положение об исключении штрафа за непредставление транспортного средства.

Иные последствия предполагает законодательство если перевозка пассажиров и багажа не представляется возможным в виду неисправности ТС, аварии.

Так, в случае наступления указанных событий фрахтовщик по согласованию с фрахтователем обязан предоставить иное годное для перевозки пассажиров и багажа транспортное средство, а в случае невозможности возвратить оплаченную стоимость по договору фрахтования.

Что касается правил перевозки багажа и ручной клади, то подобные правила устанавливаются фрахтовщиком, при этом, Фрахтовщик вправе отказать в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров, а также в случае если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

Отдельным видом договора фрахтования служит договор фрахтования пассажиров и багажа легковыми такси.

Такой договор является публичным и заключается в устной форме. Договор заключается с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени.

Также договор может быть заключен путем принятия заказа фрахтовщиком от фрахтователя. В таких случаях, согласно правилам установленным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

Фрахтовщик вправе отказать от в предоставлении такси в случае если указанный фрахтователем маршрут может создать угрозу водителя.

Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси. Реквизиты, которые должны содержаться в указанной квитанции установлены приложением № 5 Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Аналогично с положениями с перевозками пассажиров и багажа транспортными средствами, а также перевозке груза по договору фрахтования, законодатель предусмотрел ряд случаев, когда фрахтовщик вправе отказаться от исполнения договора.

Так, фрахтовщик вправе отказаться от исполнения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа в случае простоя легкового такси, связанного с ожиданием фрахтователя при остановке в пути следования по его требованию свыше согласованного сторонами времени или свыше оплаченного фрахтователем времени, а также при невозможности проезда легковым такси до пункта назначения по не зависящим от фрахтовщика причинам, при этом фрахтователь обязан оплатить стоимость пользования легковым такси до момента прекращения поездки.

Нормы перевозки багажа, провоза ручной клади легковым такси устанавливаются фрахтовщиком, а также правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». В случае нарушения указанных правил, фрахтовщик вправе отказать фрахтователя в перевозке.

Таким образом, как видно из указанных правил законодатель не предусматривает отдельных штрафов (в частности, за отказ от исполнения от договора), когда речь идет о перевозке легковым такси, что делает отличным данный договор от других.

В заключение хотелось бы сказать, что законодательство довольно подробно регламентирует правила о порядке заключения, расторжения, исполнения договора фрахтования. Те или иные правила будут присущи различным видам договора фрахтования, например, договора фрахтования груза, договора фрахтования пассажиров и багажа, а также договором фрахтования, когда речь идет о перевозке на легковом такси. Все данные обстоятельства говорят о том, что в каждом конкретном случае существует необходимость детального изучения правил, предусмотренными ГК РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-Ф «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и другими нормативно-правовыми актами.

В любом случае для составления договора фрахта (фрахтования, чартера и пр.) помощь опытного юриста просто необходима. Наша компания имеет огромный опыт в области договорной работы, в частности, с договорами перевозок и фрахтования. Обращайтесь и мы обязательно поможем в решении любых ваших задач.

Фрахтование: понятие, виды, условия

Фрахтование – договор, согласно с которым одна сторона (фрахтовщик) предоставляет другой (фрахтователю) транспортное средство целиком или частично на оговоренный срок, для выполнения определенной работы, на один или несколько рейсов.

Транспортные уставы и кодексы определяют порядок заключения договора фрахтования (чартера) и его форму. Договор заключается в письменном виде и, согласно ст. 120 КТМ РФ, содержит все основные сведения о сторонах сделки. Такая информация включает: наименование и местонахождение сторон, название судна, место погрузки груза, тип груза, размер платы, место назначения (направление) судна, а также иные условия и оговорки.

Итак, фрахтование судна – это договор предоставления транспортного средства для перевозки грузов за плату (фрахт).


Согласно ст. 117 КТМ, кроме чартера при грузоперевозках заполняется коносамент . Этот ценный документ подтверждает факт приема груза перевозчиком и, при наличии отсылки на условия договора фрахтования (ст. 119 КТМ), определяет отношения между перевозчиком и получателем груза. Если одна из сторон договора перевозки совпадает с получателем (например, когда транспорт фрахтует покупатель товара), то отношения между грузополучателем и грузоперевозчиком регулируются чартером.

  • Чартер заполняется согласно типовым или частным формам (проформам), разработанным для грузов разных видов – наливных, зерновых, рудных, генеральных и пр.
  • Законодательство допускает перевозку грузов по коносаменту без чартера, но запрещает грузоперевозку по чартеру без коносамента.

Фрахтователь вправе заключать договоры субчартера, что не отменяет обязательств по первоначальному договору.

Правовые аспекты фрахтования

По договору перевозки перевозчик обязан доставить груз продавца (отправителя) в пункт назначения и передать покупателю (получателю). Фрахтование подразумевает, что фрахтовщик обязуется предоставить судно полностью или определенную его часть, но при этом не обязан сопровождать груз и не отвечает за его сохранность. Здесь кроется отличие перевозки от фрахтования .

Фрахтователь сопровождает груз и имеет право требовать, чтобы посторонние товары не находились на судне, в предоставленной договором вместимости судна.


Сверившись со ст. 606 ГК РФ, можно понять, что факт передачи судна или его части делает фрахтование близким к понятию аренды: арендатор платит за временное пользование (владение) имуществом арендодателя. Однако понятие фрахтования неразрывно связано с доставкой грузов – зафрахтованные суда можно эксплуатировать только в целях торгового мореплавания.

Фрахтовщик, предоставляя судно для целевого использования, остается фактическим владельцем транспортного средства и лишь передает фрахтователю вместимость . В этом и заключается отличие фрахтования от аренды транспортного средства.

Виды фрахтования судна

Разграничивают фрахтование рейсовое – для выполнения определенной транспортной работы – и на определенный срок (на время).

Рейсовое фрахтование: подвиды

  • На один рейс (one voyage C/P). Когда груз сдан получателю и выполнены расчеты по рейсу фрахтователь и фрахтовщик взаимно освобождаются от всех обязательств.
  • На ряд последовательных рейсов (consecutive voyage С/Р). Завершив один рейс, перевозчик отправляет судно в следующий, и т.д.
  • По контракту. За срок действия договора фрахтования судовладелец обязуется перевезти конкретное количество груза, привлекая собственный или арендованный тоннаж.

Фрахтование на время: популярные формы

  • Тайм-чартер. Фрахтователь получает судно с экипажем и покрывает только расходы, связанные с транспортной работой (портовые сборы, оплата швартовых операций, буксирная помощь, топливо и пр.).
  • Димайз-чартер. Фрахтователь становится работодателем экипажа и берет на себя абсолютно все затраты на эксплуатацию судна.
  • Бербоут-чартер. Фрахтователь получает судно без экипажа и самостоятельно занимается наймом моряков.

Итак: при тайм-чартере судовладелец остается работодателем моряка и оплачивает содержание, страхование, ремонт, техобслуживание судна. Условия фрахтования по договору димайз- и бербоут-чартера таковы, что ответственность за экипаж ложится на фрахтователя.

Договор фрахтования: составляем правильно

Что такое договор фрахтования транспортного средства — это соглашение, направленное на предоставление за плату места для перемещения груза или пассажиров. Заключается в письменной или устной форме.

Кто и когда заключает такой договор

Правовая природа договора представляет собой обязательство одной стороны предоставить вместимость транспортного средства с целью перевозки груза или пассажиров. На законодательном уровне регулирование осуществляется Гражданским кодексом РФ ( статья 787 ), узконаправленными Федеральными законами в определенной сфере и иными кодексами. В зависимости от вида перевозки выделяют следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ , Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ, Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

Пункт 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ устанавливает, что договор фрахтования можно заключить в устной форме, например, пользуясь в повседневной жизни легковым такси для перевозки пассажиров или багажа, мы становимся участниками такой сделки. Необходимость заключения договора обуславливается предоставлением места для перевозки. Это является признаком, отличающим фрахт о перевозки.

На практике договор перевозки может включать в себя положения о фрахте. Ограничения по использованию транспорта для определенного или неопределенного круга лиц устанавливается по соглашению сторон. Законодательный запрет на это отсутствует. Анализ правовых актов раскрывает, в каких случаях заключается договор фрахтования и с какой целью: перемещение грузов или пассажиров посредством водного, наземного и воздушного транспорта. В отличие от аренды транспортного средства, по фрахту второй стороне предоставляются усеченные правомочия пользования. Например, отправитель груза сам использует предоставленные площади путем размещения отправляемого товара.

Сторонами договора являются фрахтовщик и фрахтователь. Первый принимает обязательство по предоставлению мест, второй оплачивает стоимость предоставленной вместимости. По Федеральному закону от 08.11.2007 № 259-ФЗ, в качестве фрахтовщика указываются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в качестве фрахтователя — физические и юридические лица.

Содержание договора

Статья 787 ГК РФ предусматривает возможность установления формы договора фрахтования. В зависимости от разновидности регулируемых правоотношений, содержание договора отличается. Например, для автомобильного транспорта форма устанавливается Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ, данные скомпонованы в таблицу. Разделим их по следующим частям:

  • сведения о сторонах;
  • данные о грузе;
  • документальное оформление груза;
  • указания отправителя;
  • отметки о приеме и сдаче груза;
  • условия перевозки;
  • информация о перевозчике и транспорте;
  • подписи сторон.

Правильность заполнения документа регламентируется отдельным актом — постановлением правительства РФ от 21.12.2020 № 2200. Обращаем внимание, что использование указанной выше формы не является обязательным. Стороны вправе составить договор фрахтования транспортного средства без экипажа и определить его условия в части, не противоречащей федеральному законодательству. В зависимости от целей перевозки перечень обязательных условий расширяется. Например, при организации фрахта для перевозки туристов следует указать:

  • сумму банковской гарантии на оплату услуг по сделке;
  • гарантию оплаты услуг;
  • обязательство о выдаче квитанции на перевозку;
  • гарантию перевозки по маршруту.

Вышеуказанные требования относятся к существенным условиям, что прямо закреплено в ст. 10.2 Федерального закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ . В случае их отсутствия в документе сделка признается незаключенной. Рассмотрим, какой структурой обладает договор фрахтования транспортного средства для перевозки груза:

  1. Вводная часть (наименование участников сделки, указание полномочных лиц, дата, номер и место заключения).
  2. Предмет (сущность взаимных обязательств, тип и вместимость транспорта, маршрут и время передвижения, место подачи, стоимость, характеристики груза).
  3. Права и обязанности (порядок и форма оплаты, срок исполнения обязательств по перевозке, действия по обеспечению технической подготовки автомобиля и страхованию. нормы перевозки).
  4. Ответственность (досудебное урегулирование, место рассмотрения спора, порядок возмещения вреда, размер и срок оплаты штрафов).
  5. Дополнительные условия (форс-мажорные обстоятельства, в какой момент заключается договор фрахтования с учетом юридической силы, количество экземпляров документа).
  6. Реквизиты сторон (наименование, ИНН, адрес регистрации, ОГРН, реквизиты для связи, подпись полномочного лица).

Вот шаблон, который можно использовать в работе:

г. _______________ «__»___________ ____ г.

____________________________ (наименование организации) в лице __________________________________ (должность, Ф.И.О.), действующ__ на основании _______________________________________ (Устава, доверенности), именуемое в дальнейшем «Фрахтовщик», с одной стороны, и _____________________________ (наименование организации) в лице __________________________________________ (должность, Ф.И.О.), действующ__ на основании ___________________________________ (Устава, доверенности), именуемое в дальнейшем «Фрахтователь», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1.1. По настоящему Договору Фрахтовщик обязуется за обусловленную п. 3.1 настоящего Договора плату предоставить Фрахтователю всю вместимость (или ее часть) ____________________________ (указать тип транспортного средства и, при необходимости, количество транспортных средств) (далее — транспортное средство, автомобиль, ТС) на ______________________ (один или несколько) рейс(ов) для перевозки пассажиров _________________________________ и багажа по следующему маршруту: ___________________________ с местом подачи транспортного средства: __________________________________, а Фрахтователь обязуется его принять и оплачивать фрахт.

Фрахтователь обеспечивает следующий порядок допуска пассажиров для посадки: _________________________________.

1.2. Наименование ТС, его класс и технические характеристики указаны в Приложении № ____, которое является его неотъемлемой частью.

2.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями обеих Сторон и действует по «__»___________ ____ г. (или: _______________).

3.1. Ставка фрахта составляет _____ (_______________) рублей в месяц, в том числе НДС ___%.

3.2. Фрахтователь уплачивает Фрахтовщику фрахт ежемесячно, не позднее _____ числа начавшегося месяца, на счет Фрахтовщика по банковским реквизитам, указанным в разделе 9.

3.3. Фрахт за первый и последний месяцы, если они являются неполными, рассчитывается пропорционально числу дней в конкретном календарном месяце, и соответствующие суммы выплачиваются авансом.

3.4. Все расчеты осуществляются в безналичной форме.

3.5. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на транспортное средство за время, в течение которого автомобиль непригоден к эксплуатации вследствие его состояния, если только непригодность не наступила по вине Фрахтователя.

3.6. В случае гибели ТС фрахт подлежит уплате с даты и часа сдачи транспортного средства Фрахтователю по день гибели ТС, а если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия об автомобиле.

4. Обязанности Сторон

4.1. Фрахтовщик обязан:

  • привести ТС в надлежащее состояние к моменту его передачи Фрахтователю;
  • принять меры по обеспечению годности ТС, его корпуса, двигателя и оборудования для целей фрахтования, предусмотренных настоящим Договором;
  • устранять скрытые недостатки транспортного средства в течение срока действия;
  • предоставлять Фрахтователю услуги по управлению и технической эксплуатации транспорта с обеспечением его нормальной и безопасной эксплуатации в соответствии с целями, указанными в пп. 1.1 настоящего Договора;
  • обеспечить соответствие состава экипажа и его квалификации требованиям обычной практики эксплуатации ТС данного вида и условиям настоящего Договора;
  • нести расходы по оплате услуг членов экипажа и расходы на их содержание;
  • страховать ТС и ответственность за ущерб.

Членами экипажа являются работники Фрахтовщика, которые подчиняются распоряжениям Фрахтовщика, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям Фрахтователя, касающимся коммерческой эксплуатации автомобиля.

4.1.1. Нормы перевозки багажа — _________________________, нормы провоза ручной клади — __________________________.

4.2. Фрахтователь обязуется:

а) нести расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией ТС, в том числе расходы на оплату топлива;

б) нести расходы на другие расходуемые в процессе эксплуатации транспорта материалы и на уплату сборов.

4.3. Фрахтовщик вправе:

  • отказать в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров;
  • отказать в провозе ручной клади, если ее размещение в ТС препятствует входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

4.4. Фрахтователь вправе:

  • сдавать автомобиль в субаренду;
  • отказаться от исполнения обязательств в случае непредоставления автомобиля и взыскать с Фрахтовщика штраф в размере __________ (_________________) рублей.

5. Ответственность Сторон

5.1. В случае гибели или повреждения транспортного средства Фрахтователь обязан возместить Фрахтовщику причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение ТС произошли по обстоятельствам, за которые Фрахтователь отвечает в соответствии с законом.

5.2. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет Фрахтовщик в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Фрахтовщик вправе предъявить к Фрахтователю регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине Фрахтователя.

5.3. Предоставление Фрахтовщиком транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, не соответствующего условиям настоящего Договора. В случае непредоставления транспортного средства Фрахтователь вправе отказаться от исполнения настоящего Договора и взыскать с Фрахтовщика штраф в размере 20% (двадцати процентов) платы, установленной п. 3.1.

5.4. При невозможности осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу предоставленным ТС в связи с его неисправностью, аварией, аналогичными причинами Фрахтовщик, по согласованию с Фрахтователем, обязан предоставить другое транспортное средство или возвратить оплаченную Фрахтователем стоимость пользования ТС.

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.

6.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 6.1 настоящего Договора, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону.

Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств и официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Договору.

6.3. В случае наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 6.1 настоящего Договора, срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

6.4. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 6.1 настоящего Договора, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.

7. Разрешение споров

7.1. Все споры и разногласия Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров.

7.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

8. Дополнительные условия и заключительные положения

8.1. Все изменения и дополнения совершаются в письменной форме.

8.2. Составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному — для каждой из Сторон.

9. Адреса и банковские реквизиты Сторон.

А это пример заполненного соглашения:

Нюансы при перевозке детей

Перемещение детей посредством использования такой правовой конструкции как фрахт содержит определенные особенности. При возрасте ребенка до 14 лет его перемещение осуществляется только с законным представителем. В момент перевозки необходимо иметь: перечень пассажиров, договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров, решение о предоставлении машины ГИБДД для сопровождения, маршрут перевозки. С 2021 г. определяются новые требования к перевозке детей. Изменения затрагивают количество сопровождающих лиц. Вносят необходимость составления списка лиц, находящихся в транспортном средстве, помимо водителя (сопровождающие, медицинские работники). В случае отсутствия машины сопровождения у ответственного лица должен быть письменный отрицательный ответ из органов Госавтоинспекции. Стаж водителя по категории D не менее одного года из двух последних лет. Новые требования установлены постановлением правительства РФ от 23.09.2020 № 1527 . Срок действия документа установлен до 01.01.2027.

Автотранспорт – правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

  • Все статьи (карта сайта)
  • Главная
  • Обратная связь

9. Фрахтование транспортного средства.

Фрахтование транспортного средства.

Договор фрахтования автотранспортного средства является разновидностью договора перевозки.

Виды договоров перевозки грузов автомобильным транспортом приведены в этой статье данного сайта.

Фрахтование транспорта применяется в 2-х случаях : при перевозке груза с сопровождением представителя грузовладельца и перевозке груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (п.1 статьи 18 Устава автомобильного транспорта РФ).

Согласно статьи 787 Гражданского кодекса РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со статьей 2 Устава автомобильного транспорта РФ:

фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Первый случай применения договора фрахтования. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца. Это означает, что водитель фрахтовщика (перевозчика) не выполняет функции экспедитора и не принимает на себя ответственность за груз (кроме ответственности, связанной с управлением транспортного средства). Ответственность за груз несет находящийся рядом с водителем представитель грузовладельца (экспедитор). Он же сдает груз по назначению.

Второй случай применения договора фрахтования – это перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей. К таким грузам относятся грунт, снег, строительный мусор, перевозимый в отвалы, бытовые отходы, отходы металлургического производства и т.д. Грузополучатель как таковой здесь не фигурирует.

На основании статьи 18 Устава автомобильного транспорта РФ договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза. Транспортная накладная при этом не оформляется. Форма заказа – наряда приведена в приложении 5 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом.

Заказ-наряд подается фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд (Правила перевозки, п.14).

Заказ-наряд составляется в 3 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком, а в случае если фрахтователь и фрахтовщик являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, экземпляры заказа-наряда также заверяются печатями фрахтователя и фрахтовщика. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий — вручаются фрахтовщику (водителю). Третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю (п.18 Правил перевозки).
В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств (п.20 Правил перевозки).

Фрахтовщик и фрахтователь что это

В данной версии словаря содержатся только термины, определения которых даны в нормативно–правовых актах. Например, определение термина «налог» приводится в Налоговом кодексе РФ, именно оно использовано в cловаре. Словарь регулярно пополняется новыми терминами.

“. 22) фрахтовщик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов. “

Извлечение из документа:

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ(ред. от 03.07.2016) “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”

См. также полную версию словаря в системе КонсультантПлюс (дополнительно содержит термины, широко используемые в деловом обороте)

Фрахтовщик и фрахтователь что это

Статья 787. Договор фрахтования

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к статье 787

1. Договор фрахтования помещен в ГК в главе о перевозках и, следовательно, должен рассматриваться в качестве соглашения, заключаемого для перемещения грузов, пассажиров и багажа. Как разновидность договора морской перевозки чартер (договор фрахтования судна, его части или отдельных помещений) предусмотрен в КТМ. Нормы о чартере имеются и в ВК. По КВВТ договор фрахтования заключается для перевозки пассажиров.
2. Договор фрахтования транспортного средства для перевозки груза заключается ранее его вручения перевозчику. Время заключения договора фрахтования для перевозки пассажиров может не совпадать со временем заключения договора перевозки пассажира (его багажа). Если по договору перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения груз или пассажира и его багаж, не обусловливая свою обязанность предоставлением определенного транспортного средства, то смысл договора фрахтования состоит прежде всего в предоставлении за плату всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Вручение груза перевозчику, предоставление соответствующего места на зафрахтованном судне пассажиру удостоверяются соответствующими транспортными документами. Таким образом, согласно данной норме ГК договор фрахтования (чартер) является самостоятельным наряду с договорами перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. ст. 785 и 786 ГК), договором, опосредующим их перемещение. КТМ отнес чартер к договору перевозки.
3. Сторонами в договоре фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец транспортного средства (его собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перевозке больших партий груза или групп пассажиров по маршруту, предусмотренному договором фрахтования, который, как правило, не совпадает с установленными линиями (направлениями) перевозки. Фрахтователь может быть отправителем или получателем груза, но может им и не быть, например когда морское судно фрахтуется в соответствии с договором купли-продажи товара его продавцом, а отправление груза в адрес получателя осуществляет изготовитель товара. В этом случае фрахтователь и отправитель не совпадут в одном лице.
Договор фрахтования (чартер) является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве фрахтователя зарезервировать все обусловленное договором судно, другое транспортное средство (часть его вместимости) для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов предусмотренных данным договором грузов, пассажиров и багажа, а фрахтовщика — получить за предоставленное транспортное средство (часть его вместимости) установленную соглашением сторон плату (именуемую в морском праве фрахтом).
В Советском Союзе морской чартер широко применялся в международном (зарубежном) сообщении для перевозки экспортных и импортных грузов. На воздушном транспорте чартер использовался и на внутренних линиях. С переходом России к рыночным отношениям морские и речные суда фрахтуются для перевозок грузов, пассажиров, багажа также во внутреннем сообщении. Что касается других видов транспорта, то трудно себе представить использование чартера в отношениях с железнодорожным перевозчиком. Здесь более вероятно применение норм об аренде транспортных средств.
4. ГК относит установление порядка заключения договора фрахтования, а также формы указанного договора к ведению транспортных уставов и кодексов.
В соответствии со ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки, а также места назначения или направления судна. Соглашением сторон в чартер могут быть включены и иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями. В связи с широким применением чартера в мировой практике торгового мореплавания для облегчения его заключения и согласования условий фрахтования судна (его части или определенных судовых помещений) разработаны проформы (примерные договоры) рейсовых чартеров. Такие проформы чартеров часто разрабатываются объединениями судовладельцев и согласовываются с объединениями грузовладельцев, страховщиков, брокеров и др. Проформа чартера обычно имеет кодовое наименование. Так, в СССР были разработаны проформы чартеров под кодовым наименованием Совкол (договор фрахтования судов для перевозки угля), Совьетвуд (для перевозки леса) и др. Широко известна и применяется в практике торгового мореплавания разработанная в Англии проформа чартера под кодовым наименованием Дженкон.
В ст. 104 ВК и п. 3 ст. 97 КВВТ воспроизведена норма комментируемой статьи ГК без указания на порядок заключения данного договора и его форму. В соответствии с действующими, например, на воздушном транспорте правилами в договоре чартера должны быть предусмотрены наименование сторон, тип воздушного судна, цель фрахтования, максимальное количество перевозимых пассажиров, багажа, грузов и почты, размер платы за фрахтование, место и время отправления, место назначения воздушного судна, а также иные условия, согласованные сторонами.

фрахтовщик в словаре кроссвордиста

сторона в договоре фрахтования, которая принимает на себя обязанность осуществить за вознаграждение перевозку груза морем в порт назначения с условием предоставления всего судна, части его или определенных судовых помещений.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фрахтовщика, м. (мор. торг.). Лицо или организация предоставляющие пароход для перевозки груза.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-а, м. (спец.). Лицо или организация, предоставляющие транспортное средство под фрахт. ФРАЧНЫЙ см. фрак.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Лицо или организация, предоставляющие судно для перевозки груза.

сторона в договоре фрахтования, которая принимает на себя обязанность осуществить за вознаграждение перевозку груза морем в порт назначения с условием предоставления всего судна, части его или определенных судовых помещений.

Фрахтовщик — сторона в договоре фрахтования , которая принимает на себя обязанность осуществить за вознаграждение перевозку груза морем в порт назначения с условием предоставления всего судна , части его или определённых судовых помещений.

Термины, используемые в транспортной логистике:

  • Фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
  • Фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.
Примеры употребления слова фрахтовщик в литературе.

Синдикату Фрахтовщиков Комарры следует вознаградить ее за сегодняшнюю ночную работу.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: frahtovschik
Задом наперед читается как: кищвотхарф
Фрахтовщик состоит из 10 букв

Фрахтовщик – это кто такой и какие у него обязанности?

В России часто используются слова иностранного происхождения. Они встречаются в названиях продуктов, наименованиях организаций, брендов одежды и даже некоторых профессий. Например, затруднительно ответить на вопрос о том, кто такой фрахтовщик. Это водитель, таксист, ответственный за грузоперевозки или работник иной сферы?

Фрахтовщик – это, в первую очередь, лицо юридическое. В качестве него выступает индивидуальный предприниматель. В основные обязанности фрахтовщика входит предоставление транспортного средства для перевозок людей, багажа (клади) или груза.

Фрахтовщик – это лицо, которое напрямую взаимодействует с фрахтователем. В качестве второго специалиста может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Он пользуется и оплачивает прокат транспортного средства, предназначенного для перевоза людей, багажа или груза.

Одновременно могут использоваться несколько транспортов или одно, но на несколько рейсов.

Фрахтователь и фрахтовщик, кто это? Как уже говорилось ранее, это физическое или юридическое лицо, имеющее следующие обязанности:

  • Основная обязанность – это осуществление перевоза груза. Причем эта задача является выполненной только в том случае, если вся сопроводительная документация на груз была передана получателю.
  • Любое нарушения со стороны фрахтовщика должно быть зафиксировано в письменном виде.
  • Претензия, исходящая со стороны заказчика, должна быть рассмотрена в течение семи дней.
  • Груз должен быть доставлен своевременно, в строго указанные сроки.
  • Груз должен быть укомплектован строго в соответствии с заданными параметрами заказчика.

Фрахтовщик – это перевозчик, поэтому вся ответственность за перемещение транспорта лежит на нем. Это касается потерь, различного рода повреждений и задержек.

Лицо, являющееся ответственным за перевозки, имеет право:

  • Увеличивать стоимость перевозки, в зависимости от дополнительных расходов.
  • Увеличивать стоимость перевозки, если выросли его расходы.
  • Потребовать от отправителей сопроводительную документацию на груз.
  • Использовать накладные и прочую документацию в качестве доказательства на наличие прав перевоза.
  • Просить возмещение расходов у получателя, если во время перевоза груза у него возникла необходимость затрачивать собственные средства.

В том случае, если грузополучатель нарушает предмет договора, то фрахтовщик может удержать груз или вовсе продать его на аукционе.

Ответственность фрахтовщика не предусматривает оплаты различных издержек, связанных с передвижением транспорта. Все права и обязанности должны соблюдаться строго с момента заключения договора и до передачи груза получателю.

Перевоз легкого багажа и людей

Фрахтовщик в такси – это лицо, осуществляющее перевоз людей, а также легкого багажа. Это действие может быть выполнено на основании как устного договора, так и письменного.

Все правила, связанные с перевозом багажа, устанавливаются со стороны фрахтовщика. Получатель же обязан внимательно с ними ознакомиться и подписать соглашение. Могут быть внесены незначительные корректировки по соглашению двух сторон.

В зависимости от ситуации, фрахтовщик также может отказаться перевозить багаж. Например, если упаковка, в которой будет находиться кладь, не будет отвечать требованиям безопасности; если возникнет прямой риск ущерба багажа при перевозе; если кладь вовсе не принадлежит перевозу на легковом автомобиле. В таком случае заказчик и исполнитель должны прийти к одному общему решению или расторгнуть договор.

Оплата за использование транспортного средства происходит официально. Фрахтователь должен предъявить фрахтовщику чек или другой документ, подтверждающий перевод денежных средств.

Взаимодействие между фрахтовщиком и фрахтователем

Также как и в перевозе крупного груза, при заключении сделки для перевоза ручной клади или людей, участвуют две стороны – это фрахтовщик и фрахтователь. Фрахтовщик – это юридическое лицо, которое предоставляет одно или несколько транспортных средств. Фрахтователь – это физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за использование этого транспортного средства. Между ними заключается письменный договор. Расторгнуть его можно в следующих случаях:

  • Если со стороны фрахтовщика был замечен простой транспортного средства.
  • Если во время перевоза возникали задержки.
  • Если были нарушены правила, указанные в договоре.

Фрахтователь должен выплатить штраф фрахтовщику, если багаж не был доставлен получателю в указанные сроки.

Оформление заказа фрахтовщиком

Фрахтовщик при оформлении нового заказа должен заполнить журнал регистрации. В нем должны быть указаны следующие данные:

  • Дата, когда был принят заказ, и сроки, в течение которых он должен быть обработан.
  • Номер заказа.
  • Личные данные получателя и фрахтователя.
  • Данные о транспортном средстве.
  • Место, где должен быть передан легковой автомобиль.

Также фрахтовщик составляет договор. В нем он должен указать правила использования транспортного средства. В письменном виде указывается стоимость предоставления услуг. После заключения договора она уже не может измениться.

Существуют также некоторые требования, относящиеся к перевозу багажа:

  • Кладь должна быть такого размера, чтобы она свободно проходила в дверные проемы или умещалась в багажнике.
  • Багаж должен находиться в плотной упаковке, чтобы он не был поврежден во время транспортировки.
  • Нельзя перевозить запретный, легковоспламеняющийся и токсичный багаж.

Фрахтовщик также обязан сделать ксерокопию карточки водителя, на которой изображена его фотография. На лобовом стекле легкового автомобиля также должны находиться таблички, на которых должна быть указана информация о том, куда он следует далее.

Перевоз багажа, груза или людей – это очень важная и ответственная процедура. От неё зависит человеческая жизнь, целостность клади и транспортного средства. Поэтому фрахтовщик должен с особой ответственностью относиться к своей работе и не допускать нарушений.

Договор фрахтования вместо договора перевозки грузов и транспортной накладной

Если перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца, то лучше заключить договор фрахтования транспортного средства. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, то договор фрахтования может быть заключен в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства. Форма заказа-наряда приведена в приложении № 5 к Правилам перевозок грузов (от 15.04.2011 № 272). В этом случае транспортную накладную оформлять не надо.

Порядок оформления заказа-наряда установлен п.п. 13-20 Правил перевозки грузов.

Договор фрахтования также заключается в случаях, когда в отношении перевозимого груза не ведется учет движения товарно-материальных ценностей. Например, при перевозке мусора, снега, отходов и т.п.

Согласно ст. 632 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

В статье 2 Устава автомобильного транспорта (закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) определено, что:

фрахтователь – это физическое или юридическое лицо, которое по договору страхования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

фрахтовщик – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Существенные условия договора фрахтования указаны в п. 2 ст. 18 Устава автомобильного транспорта.

Фрахтовщик и фрахтователь что это

Наряду с традиционными сторонами обязательства по перевозке: отправителем и перевозчиком, в морском праве при заключении договора фрахтования на рейс (чартера) сторонами обязательства выступают фрахтователь и фрахтовщик.

Пассажир-турист в данном случае выступает как лицо, для перевозки которого фрахтовщик и фрахтователь заключают договор фрахтования.

Так, в страховании груза от морской опасности могут быть заинтересованы собственник груза, который, кстати, может меняться в процессе перевозки, фрахтовщик, экспедитор, комиссионер, грузополучатель, который может и не быть собственником, и т.

Фрахтовщик — сторона в договоре фрахтования, которая принимает на себя обязанность осуществить за вознаграждение перевозку груза морем в порт назначения с условием предоставления всего судна, части его или определённых судовых помещений.

ФРАХТО’ВЩИК, а, м. (мор. торг.). Лицо или организация, предоставляющие пароход для перевозки груза.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1&35-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: артиллерийский корпус — это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: