Мало заплатили по ОСАГО: что делать

Насчитали и выплатили мало по ОСАГО после ДТП – что делать?

Если выплатили мало по ОСАГО

  1. Страховщик вправе произвести выплату после ДТП деньгами в некоторых случаях – именно в таких случаях в 2021 году страховые чаще всего выплачивают мало денег по ОСАГО.
  2. Требовать деньги можно и при неисполнении страховщиком своих обязанностей.
  3. Прежде чем спорить со страховщиком по недостаточной сумме, нужно понять, на вашей ли стороне правда.
  4. Есть 2 шага: досудебное требование недоплаты и рассмотрение в суде.
  5. Если вам не хватает денег на ремонт, то можно требовать доплату не только у страховщика, но и часть ущерба у виновника ДТП.

Попасть в ДТП по вине другого водителя – уже сама по себе неприятная ситуация, и любой водитель хочет как можно скорее отремонтировать свой автомобиль, чтобы забыть про всё это. Но получить качественный ремонт или деньги на его проведение не так-то просто. Если страховая насчитает и решит выплатить меньше, чем необходимо на восстановления машины, то для получения недоплаты придется сперва спорить со страховой компанией досудебно, а потом, скорее всего, еще и в суде. О том, как действовать в 2021 году, если вам заплатили мало денег, и пойдет речь в данной статье.

Как получить выплату деньгами?

Ситуации с денежной компенсацией можно разделить по двум основаниям:

  • в первом случае выплата полагается, так как это прямо прописано в законе,
  • во-втором – когда требовать деньги можно из-за неисполнения страховщиком своих обязательств.

Условия из Закона об ОСАГО прописаны в пункте 16.1 статьи 12:

  1. если автомобиль после ДТП тотальный (наступила полная гибель ТС по определению из ОСАГО),
  2. если потерпевший умер,
  3. если причинен тяжкий или средний вред здоровью потерпевшего, и он в заявлении указал, что хочет выплату деньгами,
  4. если потерпевший – инвалид и имеет ТС по медицинским показаниям,
  5. если ремонт не укладывается в установленные лимиты по ОСАГО или все признаны виновными в ДТП, при условии, что потерпевший отказывается доплачивать свои деньги за ремонт на СТО,
  6. если у страховщика нет станций, которые соответствуют необходимым требованиям,
  7. если страхователь указал конкретную СТО при заключении договора ОСАГО, но на ней не могут организовать ремонт после ДТП,
  8. если страховщик и потерпевший заключат соглашение в письменном виде.

Страховщик может дать повод потерпевшему заменить способ возмещения на денежную выплату:

  1. когда страховщик в установленные законом 20 дней не направил потерпевшему направление на ремонт,
  2. когда в автосервисе машину не принимают,
  3. когда машину приняли, но ремонт или не делают совсем, или делают очень медленно и понятно, что в 30 рабочих дней они не уложатся,
  4. когда в ходе ремонта выяснится, что сумма доплаты, указанная в направлении, неверная, и надо еще доплатить.

О возможности замены требований с ремонта на деньги высказался Верховный Суд в Постановлении Пленума ВС РФ № 58 от 26 декабря 2017 года.

Очень часто страховщики сами злоупотребляют и выплачивают деньгами, несмотря на то, что потерпевший хочет ремонт по ОСАГО. Это связано с тем, что в таком случае страховщик платит меньше денег с учетом износа, тогда как с СТО придется рассчитываться без учета износа деталей.

Выплата по соглашению – это ловушка?

Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.

Водителям нужно знать, что не все способы одинаково “полезны”. Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.

Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.

Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.

Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.

Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.

Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.

Деньги пришли, но их мало – что делать?

Для начала нужно понять, правы вы или страховщик. Ведь денег по Закону об ОСАГО в большинстве случаев не хватает на качественный ремонт, даже если выплата была произведена в полном объеме.

Подайте письменное заявление страховщику, в котором требуйте ознакомить вас с результатами осмотра и/или независимой экспертизы и выдать акт о страховом случае. Срок на выдачу копии акта составляет 3 дня. Но есть нюанс, если сперва было принято решение о восстановительном ремонте вашего автомобиля, то акт может не составляться (пункт 4.22 главы 4 Правил об ОСАГО).

Читайте также:
Регресс от страховой компании: что делать

Имея на руках данные документы, можно самостоятельно проверить, все ли повреждения указаны и учтены, правильно ли указаны суммы на запасные части из справочника РСА, а также понять, недоплатил страховщик или такая маленькая выплата вам полагается по Закону.

Начинаем требовать доплату

Сперва необходимо использовать все досудебные способы урегулирования спора. Для этого первым делом нужно обратиться к страховщику с заявлением о разногласиях.

Сделать это можно следующими способами:

  1. направить в форме электронного документа на почту или на сайте страховщика (срок рассмотрения будет 15 рабочих дней со дня получения, если со дня нарушения ваших прав страховщиком прошло не более 180 дней),
  2. отправить письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (срок рассмотрения будет 30 календарных дней со дня получения).

Для электронного обращения утверждена стандартная форма обращения, которую необходимо, распечатать, заполнить, подписать и отсканировать.

Официальные адреса электронной почты можно найти на сайте страховщиков или на сайте РСА, а также в Едином государственном реестре субъектов страхового дела.

  • у Росгосстраха – rgs@rgs.ru,
  • Альфа-Страхование – alfastrah@alfastrah.ru,
  • Ингосстрах – ingos@ingos.ru,
  • РЕСО-Гарантия – mail@reso.ru,
  • Согласие – info@soglasie.ru.

Если будете отправлять по электронной почте, делайте это с отчетом о доставке. Чем больше у вас доказательств, тем лучше.

  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Нужно ли самим проводить независимую экспертизу?

И, да и нет. Нет, потому что обязательных требований о необходимости вместе с заявлением о разногласиях направлять экспертизу в Законе об ОСАГО мы не найдем. Поэтому расходы на её проведение могут и не возместить.

С другой стороны, проводить её нужно, чтобы знать точный размер ущерба от аварии и о законности своих требований.

Но в любом случае необходимо иметь у себя фотографии полного осмотра всех повреждений после ДТП. Это касается и случая, когда ваш автомобиль направляют на ремонт в сервис. Делается это для того, чтобы можно было спорить и доказывать, в каком состоянии изначально был автомобиль, какие были повреждения и какие ремонтные воздействия требовались.

Следующий шаг – обращение к финансовому уполномоченному

Если страховщик отказался удовлетворять ваши требования или частично выплатил по заявлению о разногласиях возмещение после ДТП, то есть всё равно меньше, чем положено, то потерпевший должен обращаться к финансовому уполномоченному.

Ждать ответа страховой можно только установленный срок, если он вышел (берите еще запас на почтовую пересылку), то нужно действовать дальше.

Готовим само обращение:

Направить его можно:

  1. заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении
  2. в личном кабинете на официальном сайте уполномоченного.

Законом предусмотрено еще два способа: через сайт госуслуг и МФЦ, но на 2021 год это не работает.

Мы советуем подавать обращение через личный кабинет на официальном сайте, так как это не только быстро и удобно, но и экономит время на пересылку почтовой корреспонденции. В личном кабинете документы грузятся либо в виде фотографий, либо сканы.

Если вы заинтересованы в правильном, всестороннем и полном рассмотрении вашего спора по маленькой выплате по ОСАГО, тогда грузить (направлять) финансовому уполномоченному нужно как можно больше доказательств с вашей стороны. Именно в этот момент вам пригодятся сделанные ранее фотографии повреждений машины.

Уполномоченный вправе назначить и провести по вашему обращению независимую экспертизу. Для этого он может продлить срок рассмотрения обращения на 10 рабочих дней.

Если не предоставить документы и фотографии повреждений, то экспертизу могут провести по фотографиям страховщика, а там могут быть не все повреждения, да и фотографии могут просто не все отправить, чего уж тут говорить.

Данная экспертиза уполномоченного в суде будет считаться как судебная.

Без экспертизы срок рассмотрения обращения от потребителя финансовых услуг (потерпевшего) составляет 15 рабочих дней. Еще 10 рабочих дней со дня его принятия отводится на вступление решения в законную силу.

Мало насчитали и заплатили – суд как последний этап

Оспаривать решение финансового уполномоченного в суде имеет право как потерпевший, так и страховщик. Поэтому, скорее всего, суд по вашему делу будет.

Вы сможете обратиться с исковым в течение 30 дней со дня вступления решения уполномоченного в законную силу. При этом в этот срок не включаются нерабочие дни.

Судиться самим или воспользоваться услугами представителя – решать тоже вам, но нужно понимать, что в случае проигрыша дела вы не только не вернете потраченные на юриста деньги, но еще можете быть должны оплатить судебные расходы страховщика, если такие будут. Например, на судебную экспертизу.

Но чтобы её назначили в суде после экспертизы уполномоченного, надо мотивированно обосновать, почему экспертиза финупа сделана не надлежащим образом, и в суде экспертиза будет проводиться по правилам повторной.

Читайте также:
Вышел срок водительского удостоверения: что делать

Если судья примет решение в вашу пользу, тогда со страховщика (при условии, что такие требования заявлялись) будет взыскана еще неустойка и штраф за маленькую выплату, точнее, за неудовлетворение ваших требований добровольно.

Но, к сожалению, почти всегда данные суммы снижаются судом по правилам статьи 333 ГК РФ, поэтому страховщики, не получая должного наказания, продолжают нарушать права водителей и выплачивать мало денег.

Суды по таким делам обычно длятся довольно долго, год или даже два. Поэтому на скорое разрешение проблемы можно не рассчитывать.

Если решение уполномоченного было неверное, и суд примет новое решение, то для взыскания вы получите в суде исполнительный лист и дальше предъявите его или в банк, или судебным приставам.

Если решение уполномоченного будет правильным, тогда придется у него получать специальное удостоверение и дальше получать присужденное через приставов или банк.

Но денег на полноценный ремонт после ДТП может не хватать не только из-за недоплаты страховщиком. Страховщик может всё заплатить правильно и немало, просто Закон об ОСАГО не предусматривает возмещение полного вреда. В таком случае столь долгий путь для получения необходимых на ремонт денег проходить не надо. Можно сразу требовать это разницу с причинителя вреда (виновного водителя, собственника автомобиля) в судебном порядке.

Чаще всего бывает, что и с виновника надо требовать и со страховщика…вот такое у нас ОСАГО.

Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги

Ремонт вышел дороже

В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.

Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка. Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб., его должна возместить страховая компания, решило общество.

Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд.

ВС: доплачивает виновник ДТП

В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).

Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС.

Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.

Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС.

ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).

А точно ли не платит страховая?

Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × . Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой.

Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.

Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.

Ольга Туренко из Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × видит в позиции ВС и полезный акцент. Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она.

Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт. И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой. Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.

Читайте также:
Царапина до металла на машине: что делать

* Имена и фамилии изменены редакцией.

Не доплатили за ремонт по ОСАГО, что делать?

Страховая компания является коммерческой организацией, но нерегламентированные расходы бьют по кошельку. Ремонт по ОСАГО не всегда покрывает лимитированный платеж расхода, и страховщики будут стараться извлечь выгоду за счет клиентов. Если автогражданка не перекрывает потери, потерпевший участник может воспользоваться дополнительными условиями контракта.

Откуда берутся деньги за доплату

Во время ДТП могут возникнуть повреждения, которые не покрывает страховка. Проблема появляется на месте события или в автосервисе. Если ОСАГО правильно оформлена, компания обязана выплатить остаточный платеж. Потерпевшему участнику нужно правильно оформить документы, если не были нарушены правила дорожного движения.

Когда возникает парадоксальная ситуация:

  1. Страховщик намеренно уменьшает стоимость выплаты.
  2. Капремонт обходится дороже, чем прописано в акте.

Пострадавший водитель не обязан выплачивать издержки из своего кармана. Их перекрывает сообщество, если во время составления акта была допущена ошибка. Комиссию может выплатить также виновник аварии. В обоих случаях потерпевшему следует доказать свою невиновность.

Компания специально занижает сумму

Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:

  1. Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все тонкости происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
  2. Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА существует в открытом доступе справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами автостраховки, данные специально занижаются.
  3. Провести самостоятельную экспертную оценку. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
  4. Адресовать досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
  5. Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещение неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за задержку ответа на жалобу).

Если стоимость иска не превышает 1000000 RUB, налог не взимается. Размер потери меньше 50000 RUB разбирает мировой суд. Если ставка выше 50000 RUB, этим занимаются районные структуры. Соискателю вспомогательно полагается половина денег от цены ущерба в случае успешного завершения дела.

Ремонт обходится дороже страховки

Если цена спецремонта превышает указанный размер страховки, пострадавший может воспользоваться статьей 1064 ГК ч. 1. Разницу выплатит делинквент.

Действия должны быть следующими:

  1. Провести автономную экспертную оценку.
  2. Направить досудебное требование делинквенту. В иске необходимо указать недостающую сумму.
  3. Если ответственный участник отказывается платить издержки, направить заявление в юстицию.

Процедура позволяет урегулировать ситуацию мирным путем. Проблемы возникают, если ответственная сторона отказывается платить. Только через суд можно решить вопрос.

Что нужно для взыскания недостающей суммы

Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.

В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:

  • ксерокопию паспорта;
  • доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
  • справку с ДТП;
  • сертификат ОСАГО;
  • ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
  • видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
  • расходный чек.

События могут быть разными. Автовладельцу необходимо заранее собрать документацию (после аварии), чтобы иметь весомый аргумент. Недостающий протокол или чек может отразиться на судебном разбирательстве не в пользу обвинителя.

Права и обязанности сторон

Если договор не подписан, а компания или СТО требуют деньги, не следует их платить. Разница в оплате – это отношение автостраховщика и клиента, но не сервисного центра. Любые угрозы, шантаж и попытка уйти от ответственности решаются через юстицию.

По закону, на починку машины отводится 30 дней. Если за этот период ТС не вернули, хозяин может написать обращение в прокуратуру. Автостраховщики не имеют повода требовать компенсацию принудительно. Чтобы все прошло законно, шоферу нужно учесть все нюансы:

  • провести независимую оценку поврежденного транспорта;
  • отказаться от подписания дополнительных бумаг;
  • проконсультироваться с юридическим лицом;
  • следить за изменениями в постановлениях.

Если автостраховщику удалось заставить клиента подписать сомнительные бумаги, исход зависит от сложности и сроков процесса. Можно попытаться увеличить размер начисления за счет независимой экспертизы и предъявлять претензии СТО. При подписании сомнительного договора заявителю вряд ли удастся решить вопрос в свою пользу.

После столкновения потерпевшая сторона вправе требовать полное возмещение ущерба. Полис не всегда покрывает причиненные убытки, и агент может использовать наивность автовладельца, покрыв недостачу из его кармана.

Если владелец ТС правильно оформит документацию, организация покроет недостачу и переведет авто в сервисный центр, где сотрудникам в установленный срок придется заменить поврежденные детали новыми запчастями.

Читайте также

При продаже транспортного средства (ТС) владелец может получить часть страховки. Хозяин обязан расторгнуть договор с

Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – значение, допускающее возможность возникновения страхового случая. Его расчет необходим для установления

Читайте также:
Желтая разметка на дороге: что значит

Попав ДТП не по своей вине, каждый гражданин имеет право на возмещение ущерба. Покрытие убытков

Чтобы застраховать свою машину, ежегодно автовладельцы вынуждены отдавать немалую сумму за полис. Поэтому актуален вопрос,

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

О чём это?

Это по поводу аварий и компенсаций по ОСАГО . Теперь если в вас врезались, а страховая насчитала слишком мало ущерба, то остальной ущерб можно будет взыскать с виновника аварии, причем без учета износа. Так постановил Конституционный суд 10 марта.

Раньше ущерб всегда считали с учетом износа. Даже через суд нельзя было получить полную компенсацию за ремонт после ДТП . Теперь износ будут считать только для ОСАГО . А с виновника аварии разрешили требовать всю сумму ущерба.

Если вы пострадали, то можно получить все нужные для ремонта деньги. Если вы виноваты, то доплатите за ремонт пострадавшему.

Как было раньше?

Страховщики считают выплаты по единой методике Центробанка. Ремонт и замену деталей оплачивают с учетом износа. Чаще всего ОСАГО покрывало не 100% стоимости ремонта.

Например, у трехлетнего автомобиля в ДТП поврежден бампер. Деталь нельзя отремонтировать и приходится менять на новую. Страховая выплатит только часть денег за бампер, а разницу доплатит автовладелец. Бампер стоит как новый, но страховая почему-то считает, что он трехлетний.

По общим правилам ущерб можно взыскать с виновника аварии, даже если у него есть полис ОСАГО . Например, если автовладелец заплатил за ремонт 70 тысяч рублей, страховая выплатила с учетом износа 40 тысяч рублей, то еще 30 тысяч можно получить с виновника ДТП .

Но это на бумаге. По факту суды отказывали автолюбителям в таких исках, ссылаясь на методику ЦБ . Верховный суд поддерживал эту позицию.

Что стряслось?

Но тут четыре автолюбителя обратились в Конституционный суд. До этого они проиграли суды во всех инстанциях и не смогли получить компенсацию ущерба с виновников ДТП .

Конституционный суд решил, что методику Центробанка нужно применять только для расчета выплат по ОСАГО . Разницу между реальным ущербом и страховыми выплатами можно требовать с виновника аварии.

Это хорошо или плохо?

Это хорошо для пострадавших из-за ДТП . Теперь они смогут получить возмещение с виновника аварии. Ущерб оценят по фактическим затратам без учета износа.

Это плохо для виновников ДТП . Теперь если врач на Рено Логане не справится с управлением и случайно повредит десятилетний Мерседес, то страховая выплатит возмещение с учетом износа, а разницу могут взыскать с доктора.

Это поучительно для дорожных хулиганов. Раньше полис ОСАГО защищал от выплат виновника аварии. Можно было купить полис, нарушать правила и повреждать чужие машины. Теперь подрезать дорогие машины будет опасно для кошелька, даже если есть ОСАГО .

Если мою машину повредят, что мне делать?

Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.

Собирайте все документы на услуги автосервиса и оплату запчастей. Храните документы от страховой компании.

Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.

Если я стану виновником ДТП , что мне делать, чтобы не переплачивать?

Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.

Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.

Дъявол, как всегда, кроется в деталях: что суд посчитает реальным/фактическим ущербом, как его будет оценивать, будут ли для расчета ущерба приняты подтверждённые фактические затраты? Опять же, «фактические» затраты могут легко раздуть, например, договорившись с небольшой частной СТО о завышении стоимости ремонта по документам.

Также бывают случаи, когда фактических затрат на восстановительный ремонт пострадавший не понёс, а просто решил получить страховое возмещение по ОСАГО и сразу продать свой поврежденный в ДТП автомобиль в не отремонтированном виде. А потом обратился к пресловутым «автоюристам», работающим в связке со «своими» совершенно «независимыми» от них оценщиками, которые раздули оценку ущерба всеми возможными способами (например, приписав не существующие не скрытые повреждения, которых реально не было и которые не были указаны ни в справке о ДТП, ни в акте осмотра оценщиком страховой). При этом страховое возмещение превысило сумму фактического ущерба, рассчитанного как разница/потеря рыночной стоимости авто в состоянии до и после ДТП? Как бороться с такими мошенническими попытками неосновательного обогащения?

Износ учитывается только если потерпевший ДОБРОВОЛЬНО соглашается на денежную выплату, в иных случая предусмотрен ремонт без учета износа.
А раз потерпевший добровольно согласился на износ, то уже не имеет права предъявлять требование о компенсации к виновнику.

CTigra, а если потерпевший получил деньги от страховой без износа, т е по цене новых деталей, у него есть право что то требовать с виновника? Все его расчёты не буду описывать,возьмём одну деталь, за неё ему насчитали 50 тыс, в магазинах цена от 40-60 тыс и он машет распечатками с тырнета с ценой 60 тыс, что ему не доплатили, плати разницу, за 50 тыс не хочу бампер, за 40 темболее. Ну блин на лицо, что хотят денег из воздуха. Как себя вести? Соглашаться? Послать лесом? Его иск в суде, но ещё не вызывали. Хочу понять как себя вести. Тоже махать картинками с инета, что есть цена вообще на 10 тыс ниже, чем ты получил?

Читайте также:
Что такое перекресток определение ПДД

CTigra, CTigra, Здравствуйте, давно ли такая практика, у нас в регионе (в Челяб. области) областной суд поддерживал взыскание разницы по износу с причинителя вреда, по крайней мере в декабре 20г. Такого толкования я не видел, хотя оно разумно. Сейчас много жуликов специально отказываются от ремонта, берут деньги и остаток требуют с причинителя. Может практика изменилась в ВС? Благодарю за ответ!

Здравствуйте. Прочитала много форумов по теме взыскания с виновника дтп разницы с износом и без износа. И нигде не нашла ответа на свой вопрос.
Ситуация такая – потерпевший получил от страховой выплату деньгами без учёта износа. От восстановительного ремонта категорически отказался. Я правильно понимаю, если страховая выплачивает с учётом износа, то он имеет права требовать разницу без износа? Или существуют другие права потерпевшего? Тоесть мне предъявили “разницу” взяв на основу самую высокую планку цен на детали. Поясню – к примеру бампер стоит от 40ка до 60ти с лишним тысяч(именно этого артикла) . Страховая посчитала его среднюю цену, т е 50 тыс, но ему надо, вот он так хочет, именно за 60 тысяч. Хотя есть вариант купить именно по средней цене и даже ниже (аналоги вообще по 10 тыс. и вообще там таких повреждений, чтоб требовать именно замену нет, он целый, только царапина, можно покрасить, но этот вопрос опускаем,). Имеет ли потерпевший требовать именно разницу не выплаты между износом, так как получил без износа, в именно разницу наибольшей цены? Ситуация реально непонятная. Как вести себя на суде, соглашаться и выполнять его хочу, ну как то странно, такой практики в судах не нашла. Вроде и право у потерпевшего есть требовать реальный ущерб, но ведь и получил по цене новых деталей, а не с износом, но его средняя цена на деталь именно не устроила. Даёт это ему право требовать с меня выплату как с виновника дтп?

Что делать если страховая компания мало насчитала по ОСАГО

Многие пострадавшие в ДТП сталкиваются с занижением суммы выплаты от страховщика. Оказавшись в подобной ситуации автолюбители ремонтируют авто за свой счет. Но такое поведение в корне неправильно.

Если страховая компания мало выплатила по ОСАГО, то пострадавшее лицо может взыскать с нее деньги в полном объеме. Как это правильно сделать узнаете из статьи.

  • 1 Предельные суммы возмещения
  • 2 Почему СК уменьшает выплату
  • 3 Порядок действий для получения страховки
  • 4 Чего не следует делать до получения денег
  • 5 Как определить, было ли занижение
  • 6 Что делать при малых выплатах
    • 6.1 Претензия
    • 6.2 Документы
    • 6.3 Срок рассмотрения
  • 7 Финансовый омбудсмен
  • 8 Куда пожаловаться на СК
  • 9 Обращение в суд
  • 10 Резюме

Предельные суммы возмещения

Максимально возможный объем требований компенсации установлен Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ. Он составляет:

  • до 400 000 – за материальный вред;
  • до 50 000 – компенсация по Европротоколу;
  • до 500 000 – за вред здоровью;
  • 475 000 – оплата родственникам погибшего участника ДТП.

Почему СК уменьшает выплату

Расчет страховки по ОСАГО осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Центробанком РФ. Несмотря на это нередко возникают расхождения в оценке причиненного ущерба, исчисленного СК, и реальной стоимостью ремонта.

На результат расчета оказывают влияние:

  • профессиональная подготовка эксперта;
  • невозможность доступа к скрытым повреждениям;
  • условия осмотра – низкий уровень освещения, загрязнение автомобиля и др.

Существуют законные основания занижения размера возмещения:

  • исключение некоторых повреждений из расчета – в расчете не учитываются затраты на восстановление лакокрасочного покрытия, если площадь повреждения составляет более 25%;
  • износ заменяемых деталей – по данному критерию сумма компенсации может быть уменьшена до 50% от цены новой детали;
  • утеря товарной стоимости – по закону СК должна учитывать этот показатель в расчете, но на практике добиться этого получается только в суде.

Порядок действий для получения страховки

Чтобы получить возмещение вреда имуществу после автомобильной аварии:

  • зафиксируйте ДТП по Европротоколу или вызовите сотрудников ДПС;
  • уведомьте страховщика о наступлении страхового случая;
  • в течение 5 дней представьте автомобиль для экспертной оценки повреждений.

СК сделает расчет ущерба в течение 20 дней.

Чего не следует делать до получения денег

Чтобы гарантировано получить выплату и иметь возможность добиться ее увеличения ни в коем случае не нарушайте порядок действий при наступлении страхового случая.

Категорически запрещается самостоятельно или с помощью автосервисов проводить ремонт автотранспорта до осмотра повреждений СК. Лучше отремонтировать авто уже после получения выплаты, так как в случае судебного разбирательства может потребоваться проведение дополнительного обследования машины.

Читайте также:
Категория А1 водительских прав: что это

Как определить, было ли занижение

Чтобы определить, занизила страховая компания выплату или нет, проведите самостоятельную независимую экспертизу повреждений. Она потребуется для представления в суд в качестве доказательства уменьшения суммы возмещения.

Если независимая экспертиза установит расхождение с расчетами Страховой компании в размере менее 10%, то такое занижение судом рассматриваться не будет. Это считается допустимой экспертной погрешностью.

Чтобы независимая экспертиза имела юридическую силу, необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  • экспертная фирма имеет сертификат и госрегистрацию в ЕГРЮЛ;
  • техник-эксперт, проводящий осмотр, имеет аккредитацию в Федеральном реестре.

Что делать при малых выплатах

Если разница между суммой страховки и реальной стоимостью ремонта повреждений автомобиля существенна, имеет смысл побороться за увеличение размера компенсации. Для этого заручитесь поддержкой опытного юриста.

Если денег на оплату услуг адвоката нет, то действуйте по следующей инструкции:

  • напишите претензию;
  • направьте ее в адрес СК;
  • дождитесь ответа.

Претензия

Претензия в страховую компанию по ОСАГО о занижении выплаты не имеет четко регламентированной законом формы. При этом она должна содержать следующие обязательные пункты:

  • наименование и реквизиты страховой организации;
  • информацию о пострадавшем лице, включая контактные сведения;
  • описание ДТП;
  • сумма, рассчитанная страховой компанией и размер возмещения по оценке независимой экспертизы;
  • перечень прилагаемых документов;
  • реквизиты для перечисления денег.

В конце документа поставьте дату и подпись.

Некоторые страховые предоставляют клиентам возможность направить вместо претензии заявление о разногласиях через форму обратной связи или в личном кабинете на официальном сайте. Такое обращение лучше использовать одновременно с направлением претензии.

Документы

Чтобы подтвердить факт, что мало заплатили по страховке, приложите к претензии ксерокопии документов:

  • паспорт пострадавшего;
  • страховой полис;
  • заключение независимой экспертизы;
  • ПТС и СТС;
  • выписку с банковского счета с подтверждением суммы выплаты;
  • документацию об аварии.

Срок рассмотрения

Период рассмотрения заявления зависит от способа направления документации. Передайте страховщику претензию и приложения к ней одним из способов:

  • в офис – в этом случае бланк заявления заполняется в 2-х экземплярах, один из которых с отметкой о получении остается у заявителя;
  • поe-mail – отправляйте электронное письмо с уведомлением о доставке, это позволит подтвердить, что СК его получила;
  • заказным письмом – в конверт вложите опись направляемых документов.

В первых двух случаях срок рассмотрения обращения – 15 дней с момента поступления документов страховщику. При отправке заказным письмом – 30 дней.

По итогам рассмотрения документации СК примет одно из решений:

  • увеличит компенсацию до требуемого размера;
  • удовлетворит претензию частично;
  • откажет в увеличении возмещения.

О принятом решении страховщик обязан уведомить заявителя письменно.

Финансовый омбудсмен

Если пострадавшего не устраивает сумма выплаты по ОСАГО, а направление претензии не принесло результата, то до момента обращения в суд направьте жалобу финансовому уполномоченному (омбудсмену).

Такая возможность разрешения споров по ОСАГО появилась у автолюбителей с июня 2019г. Уполномоченный рассматривает обращения в досудебном порядке. Решение, которое примет финансовый омбудсмен, обязательно для исполнения страховой компанией.

Направить обращение финансовому уполномоченному можно на портале finombudsman.ru. Для этого зарегистрируйтесь, указав:

  • имя;
  • фамилию;
  • телефон;
  • e-mail;
  • пароль.

Авторизуйтесь и выберите раздел «подать обращение». В жалобе омбудсмену укажите:

  • наименование страховщика;
  • суть проблемы;
  • информацию о заявителе.

В течение 3-х дней заявителю приходит ответ о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в рассмотрении. Если обращение принято в работу, то омбудсмен примет решение в течение 15 дней. Для клиента услуги уполномоченного бесплатны.

Если финансовый омбудсмен примет отрицательное решение, откажет в рассмотрении жалобы или не успеет принять решение в установленный срок, обратитесь с исковым заявлением в суд. При этом направьте копию иска уполномоченному.

Куда пожаловаться на СК

Одновременно с направлением обращения финансовому омбудсмену подайте жалобу на действия СК в РСА и ФССН. Это не ускорит процесс принятия решения страховщиком, но позволит усилить контроль над деятельностью компании со стороны контролирующих организаций.

Жалоба в РСА подается на унифицированном бланке, который можно скачать на официальном сайте Союза Автостраховщиков. Укажите в обращении наименование СК, причину жалобы и обратный адрес для получения ответа.

Федеральная служба страхового надзора также контролирует деятельность СК. Обращение в ФССН готовится в свободной форме. Изложите в нем суть жалобы и попросите госорган проверить законность действий страховщика.

Обращение в суд

Если недоплатил страховщик, а обращения в компанию и к омбудсмену не принесли результата, обращайтесь в суд. Для грамотного составления иска прибегните к помощи опытного юриста. Он поможет собрать необходимые документы и спрогнозирует исход дела.

К заявлению приложите копии документов:

  • паспорт;
  • документы на автотранспорт – ПТС, СТС;
  • протокол сотрудника ДПС;
  • акт о страховом случае;
  • акт осмотра автомобиля специалистом СК;
  • экспертное заключение страховщика;
  • копию претензии в страховую фирму;
  • результат независимой экспертизы;
  • ответ, полученный от страховой организации.

Помимо недоплаченной компенсации, в судебном порядке можно взыскать со страховой фирмы дополнительные средства:

  • штраф за факт недоплаты – до 50 тысяч рублей;
  • компенсация морального вреда – от 5 000 рублей;
  • пени за просрочку перечисления средств – рассчитывается в размере 1% от размера недоплаты за каждый день.

Привлеките для расчета окончательной суммы иска профессионала. При самостоятельном расчете высока вероятность ошибок из-за незнания законодательства.

Читайте также:
Контроль выделенной полосы: что это

Споры по занижению компенсационной суммы рассматриваются мировым судом. Исковое заявление направляется в судебный орган по месту регистрации ответчика.

Резюме

Столкнувшись с маленькой выплатой от страховой организации по ОСАГО, помните:

  • не ремонтируйте поврежденное авто до момента получения денег от СК;
  • для определения размера компенсации проведите независимую экспертизу;
  • чтобы увеличить сумму возмещения, направьте претензию страховщику;
  • обратитесь к финансовому омбудсмену для урегулирования конфликта;
  • оспорьте сумму выплаты по ОСАГО в судебном порядке.

Страховые выплаты по ОСАГО

При ДТП полис ОСАГО покрывает ущербы, которые нанес водитель другим участникам ДТП. Так ущерб может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу. Бывают случаи, когда виноваты оба водителя, тогда выясняется, кто больше виноват и у кого меньше ущерб.

После обращения в страховую компанию насчет ДТП страховая дает ответ в течение 20 рабочих дней, а после этого в течение 5 дней можно еще раз подать обращение, если решение не устраивает.

Компенсация ущерба может быть путем денежной выплаты или непосредственно прямого ремонта машины пострадавшего.

Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним и проконсультируем. Предлагаем лучшие варианты страхования авто в надежных компаниях.

Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП

Сумма выплаты по полису ОСАГО составляет:

«Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ); б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ).» (Статья 7 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ).

Есть случаи, при которых страховая не оплачивает ущерб. К ним относятся:

  • в ДТП попало лицо, не записанное в полисе;
  • величина компенсации выше 400 тысяч рублей;
  • виновник аварии – ученик, а ДТП произошло на специальной учебной площадке.

Также надо помнить о праве регресса. В некоторых случаях у страховщиков есть причины для возмещения суммы, которая была оплачена ими пострадавшему в ДТП:

  • умышленное вредительство,
  • опьянение,
  • отсутствие ВУ,
  • отсутствие ОСАГО,
  • ОСАГО просрочен,
  • сокрытие с места ДТП,
  • нарушение порядка действий при европротоколе,
  • ущерб выше 400 тысяч рублей,
  • ложные данные в полисе ОСАГО.

Если виновник ДТП решит оплатить сумму ущерба самостоятельно, а потом только заявит в страховую и предоставит необходимые документы, то страховая не будет компенсировать уже совершенную выплаты, так как это не предусмотрено законом.

Расчет максимальной выплаты по страховому полису в 2020 году

Размер компенсации складывается из многих факторов, таких как: виды повреждений, износ ТС цена на рынке и т.д.

Расчет компенсации на каждую деталь считается отдельно, чтоб определить ее износ. При этом расчет производится только для тех элементов, которые полностью подлежат замене.

Некоторые элементы под понятие износа не попадают вовсе:

  • краска,
  • восстанавливаемые детали,
  • процесс ремонта,
  • подушки и ремни безопасности.

Еще на размер выплаты влияет ваша локация, т.к. в разных городах России – разные цены на запчасти.

Чтобы точно вычислить сумму на ремонт автомобиля, надо знать точное название необходимых деталей и их стоимость, стоимость часа работы мастеров, материалов, работы оборудования в мастерской.

Чтобы узнать абсолютно точно, сколько стоит восстановление ТО, привлеките экспертов.

Оформление ДТП по европротоколу

В случае оформления ДТП по европротоколу сумма компенсации сокращается до 100 тысяч рублей. К тому же необходимо соблюсти все правила оформления европротокола и вовремя отправить извещение о ДТП в страховую.

4 пункт статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО: «4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счёт возмещения вреда, причинённого его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.»

Формально, есть одно условие, при котором может быть выплачена сумма до 400 тысяч рублей, но на практике на данный момент это невозможно.

Что должно быть соблюдено:

  • ДТП должно произойти в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области;
  • устройство, фиксирующее результаты ДТП должно поддерживать систему ГЛОНАСС. Должны быть соблюдены временные рамки, а также зафиксированы все повреждения, расположение и т.п;
  • информация должна быть передана через специальную программу, которая пока не работает.

При повреждении авто

Размер суммы компенсации от страховой компании выводится исходя из заключения экспертизы (поэтому нельзя ремонтировать автомобиль ранее ее проведения, а также отказываться от экспертизы). При несогласии с выделенной суммой страхователь проводит независимую экспертизу, а при отсутствии положительного результата может обратиться в суд.

Автомобиль не подлежит восстановлению

Когда автомобиль не подлежит восстановлению, такую ситуацию называют гибелью автомобиля. В каком случае признаётся гибель автомобиля? Когда стоимость ремонта более или равна стоимости автомобиля на дату ДТП.

Тогда страховая выплачивает сумму стоимости автомобиля на момент наступления страхового случая или максимальную сумму компенсации, если цена авто была выше 400 тыс.руб., т.к. максимальная сумма выплат по ОСАГО составляет 400 тыс.руб.

Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” ( ОСАГО ), N 40-ФЗ | Ст. 12, П.1

Читайте также:
Прекращена регистрация автомобиля: что делать

«18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: а) в случае полной гибели имущества потерпевшего – в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.»

Если вы не согласны с суммой компенсации по ОСАГО и очевидное занижение выплаты

  • По “Закону об ОСАГО” вы вправе требовать результаты экспертизы, проведенной страховой компанией.
  • При несостыковке в суммах (необходимая по экспертизе и реальная от страховой) следует провести независимую экспертизу, которая докажет, что выплаченной компенсации не хватает на полноценный ремонт.
  • Попытаться решить проблему мирным путем и составить досудебную претензию (в последующем она в любом случае будет нужна для суда). Это нужно сделать в течение 20 дней после выплаты страховой страхователю заниженной суммы.
  • При непринятии решения в вашу пользу обращайтесь в суд. И обязательно воспользуйтесь услугами автоюриста.

Если нанесен вред здоровью или жизни

Размер выплаты пострадавшим людям рассчитываются исходя из степени повреждения здоровья и суммы, необходимой на лечение.

Степень повреждения Размер компенсации Сумма выплаты
Ребенок-инвалид 100% 500 тыс.руб
Инвалидность I степени 100% 500 тыс.руб.
Инвалидность II степени 70% 350 тыс.руб.
Инвалидность III степени 50% 250 тыс.руб.

Законом об ОСАГО предусмотрены решения в случае смерти участника ДТП:

«Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей – выгодоприобретателям, указанным в пункте 6 настоящей статьи; не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение – лицам, понесшим такие расходы.» (Часть 7 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)

Если погибших несколько, страховая выплачивает компенсацию каждой семье погибшего кормильца.

Какие нужны документы для страховой компании и срок выплат

Для того, чтобы страховая компания исполнила свои прямые обязанности, необходимо оформить и предоставить все требуемые документы.

  1. Заявление о ДТП.
  2. Справка от сотрудников ДПС.
  3. Полис ОСАГО.
  4. Водительское удостоверение.
  5. Свидетельство о регистрации ТС.
  6. Паспорт страхователя.
  7. Справка об ИНН.

Сколько нужно ждать решение страховой?

Итоговую сумму возмещения страховщики обязаны отдать в течение 20 рабочих дней:

«21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.» (Часть 21 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)

Если страховщики задержали выплату, отправляйте им заявление-претензию. Помимо этого у вас есть право просить выплаты неустойки в размере 1% от суммы компенсации за каждый день просрочки. Если и это не сработает, придется идти разбираться в суд.

Формы страховых выплат

Иногда страховые компании производят компенсацию исключительно натурой, то есть ремонтом. Закон о ремонте вместо денежных выплат вышел в свет 17 марта 2017 года. Поэтому сейчас страховые в 90% случаях отправляют страхователей на ремонт.

Когда же человек сможет получить именно выплату?

  1. Причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть.
  2. Автомобиль не подлежит восстановлению.
  3. Потерпевший – инвалид I или II группы.
  4. Сумма ущерба более 400 тысяч рублей.
  5. Ремонт в автосервисе страховой компании невозможен.
  6. Ближайший автосервис расположен далее, чем 50 км от дома водителя или от места ДТП.

Оформляйте ОСАГО вовремя! С помощью этой формы вы можете сделать все самостоятельно. Если у вас есть вопросы по внесению данных, можете ознакомиться с инструкцией по покупке страховки онлайн.

Вопросы и ответы по ОСАГО

Когда виноваты 2 водителя?

  • – Страховые выплачивают по 50% каждому пострадавшему-виновнику по ГК РФ (ст.1083).
  • – Страховые не выплачивают никому ничего, но это нарушение закона об ОСАГО и надо разбираться в суде.

Когда виновнику ДТП все равно придется платить?

Виновнику нужно оплачивать ремонт пострадавшему из своего кармана, если сумма ущерба более 400 тысяч рублей (400 т.р. выплатит страховая, а оставшаяся часть ложится на виновника аварии).

Если ПДД были нарушены и страховая воспользовалась правом регресса (см. начало статьи).

Если есть КАСКО

Если есть КАСКО вам покроют убытки в любом случае.

Если вы виновник: ОСАГО займется пострадавшим, а КАСКО – вами.

Если вы пострадавший: вас “починят” КАСКО и ОСАГО вдвоем.

Получите электронный полис по почте, на бланке курьером или в одном из наших офисов

Зачем ОСАГО, если платит виновник?

Как решается вопрос по возмещению ущерба, если страховая выплата не покрывает ремонт автомобиля? В каких случаях пострадавщий в ДТП может требовать с виновника дополнительного возмещения для ремонта авто?

Казалось бы, ответ на вопрос, кто платит по ОСАГО в случае аварии, очевиден. Если происшествие относится к страховому случаю, это делает страховщик. Однако не все так просто.

Весной 2017 года Конституционный суд России принял решение, по которому платит за ремонт виновник ДТП, если тех денег, которые предусматривает страховка, не хватает на полное восстановление автомобиля. При этом замена запчастей рассчитывается по стоимости новых, и тот факт, что машина б/у и ее цена (а значит, и всех ее деталей) значительно ниже рыночной, зачастую игнорируется. Таким образом, платит разницу виновник ДТП как за восстановление нового транспортного средства.

Многих автомобилистов эта ситуация не устраивает.

А на вопрос, кто платить должен потерпевшей стороне, мы получаем другой ответ – тот, из-за кого случилась авария, если ущерб превысил сумму покрытия. Получается, что водителю, устроившему аварию, придется раскошелиться дважды.

При этом открытым остается другой вопрос: зачем ОСАГО, если платит виновник аварии вместе со страховой компанией, у которой он уже купил полис?

Для кого страхование убыточно

При возмещении ущерба потерпевшей стороне убытки несет страховая компания, которая обязана выплатить по договору нужную сумму. Но если раньше водителю, по чьей вине произошло ДТП, достаточно было просто оформить все документы на месте происшествия, а дальше спокойно заниматься ремонтом своего собственного автомобиля (если он тоже пострадал в аварии), то теперь нужно еще и тратить собственные деньги на восстановление чужого транспортного средства.

И хорошо, если пострадало недорогое авто бизнес-класса. Тогда основную часть ремонта может покрыть страховой полис. А что делать, если придется оплачивать ремонт дорогостоящего джипа премиум-класса или лимузина, у которого отдельные запчасти стоят по 100−200 тысяч рублей – как целый автомобиль? Для многих автовладельцев ситуация может обернуться настоящей финансовой катастрофой.

При этом существует два мнения – страховщиков и водителей.

Первые уверены, что новый принцип возмещения ущерба сделает водителей внимательнее на дорогах и стимулирует их тщательнее соблюдать правила дорожного движения. По их мнению, ситуации, когда тот, по чьей вине произошла авария, не несет ответственности, являются неправильными. Ведь основные хлопоты как раз достаются потерпевшей стороне. Водитель, автомобилю которого причинен ущерб, должен сам оформлять все справки, чтобы получить страховое возмещение, а тот, чьи действия привели к ДТП, фактически не должен ничего предпринимать. В связи с этим страховые компании поддерживают решение Конституционного суда.

А вот представители сообщества автомобилистов с ними не согласны. Мало того, что страховка является обязательной и обходится многим водителям недешево (особенно владельцам новых дорогих иномарок, имеющим маленький стаж вождения и высокий КБМ). По данным РСА, средняя стоимость полиса на 2019 год составляет порядка 6 тысяч рублей.

Ситуация, когда придется из своего кармана оплачивать ущерб потерпевшей в аварии стороне, может привести к тому, что водители массово перестанут страховаться и будут всеми способами избегать покупки настоящего полиса ОСАГО (или будут ездить с поддельными документами). И в моральном плане они будут отчасти правы – на каком основании они должны платить дважды? И кроме того, получается, что полис обязательного страхования не выполняет своей функции – не избавляет водителя от дополнительных расходов, если он становится виноват в ДТП. Тогда вообще зачем ОСАГО, если платит виновник еще и помимо стоимости полиса?

Одной из инициатив автомобилистов сегодня является замена выплат по страховке ремонтом пострадавшего автомобиля. На сегодняшний день (время написания статьи – март 2019 года) эта идея еще не стала законопроектом и не вынесена на рассмотрение в парламенте.

Когда ОСАГО выгодно страховщику

Согласно новым правилам, если пострадавшему водителю не хватит на ремонт тех денег, которые выплатят по ОСАГО, остальную сумму он вправе требовать с виновника ДТП.

Начиная с 2017 года в России действует Единая методика расчета расходов на восстановление транспортного средства по договору страхования гражданской ответственности. Стоимость деталей рассчитывается при этом с учетом изношенности. К примеру, запчасти отечественных авто после трех лет эксплуатации оцениваются в половину своей цены. Максимальный износ может составить не более 50% (как правило, такой показатель у транспортных средств, бывших в эксплуатации более 5 лет). Если суд встал на сторону потерпевших и обязал водителей, по чьей вине произошло ДТП, возмещать материальный ущерб дополнительно.

Но тогда зачем оформлять ОСАГО?

Ведь если страховка не снимает всей ответственности с застрахованных водителей, почему они должны платить фактически дважды (за сам полис и за возмещение материального ущерба потерпевшей стороне)? Вопрос остается открытым.

Когда ОСАГО выгодно потерпевшей стороне

Если рассуждать по справедливости, то водитель, виновный в аварии, должен оплачивать ремонт и замену запчастей по их себестоимости. Но в том случае, когда автомобиль изношен, детали будут закуплены новые – как если бы производился ремонт новой машины. Получается, что транспортное средство изношено, его рыночная стоимость значительно ниже, чем была, а виновник ДТП должен платить столько же, сколько за восстановление модели, не бывшей в употреблении. Таким образом, он фактически за свой счет делает апгрейд автомобиля потерпевшей стороны. И многие спрашивают, зачем страховка, если платить виновник должен сверх того, что отдал за полис?

Этот вопрос возмущает многих автомобилистов, которые бывают не готовы к дополнительным (помимо страховки) расходам на ремонт, да еще и по завышенной стоимости. По справедливости, раз машина б/у – то и детали должны быть б/у. Представим, что виновник в ДТП обязан оплатить все детали автомобиля потерпевшей стороны. Получается, что пострадавший автовладелец получит в свое распоряжение совершенно новый автомобиль и не просто восполнит свои имущественные потери, но и останется в выигрыше. Все это хорошо, но на вопрос, кто почему платить должен не только страховщик, но и водитель, нарушивший ПДД?

К сожалению для многих, судебная практика показывает, что это фактическая рыночная стоимость пострадавшего автомобиля и цена новых запчастей и комплектующих практически никогда не соотносятся. А значит, автомобилиста, устроившего ДТП, в большинстве случаев обяжут выплатить ремонт по той стоимости, как если бы речь шла о новом автомобиле.

Таким образом, чем больше пострадает деталей автомобиля потерпевшей стороны, тем в более выгодном положении окажется водитель, ставший участником аварии не по своей вине. При минимальных взносах он не только покроет убытки, понесенные в ходе дорожно-транспортного происшествия, но и получит обновление деталей своего авто за чужой счет.

Когда страховка выгодна виновнику ДТП

Что же делать тому, по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие? Чтобы ответить на вопрос, зачем ОСАГО, если платит виновник, нужно рассмотреть реальную правоприменительную практику возмещения ущерба. Она показывает, что все не так плохо для того, по чьей вине случилась авария, как выглядит на первый взгляд. Ситуаций, когда можно не доплачивать разницу в стоимости ремонта, несколько:

  1. Страхового покрытия хватает на восстановление авто.
  2. Тот, кто виноват в аварии, оплачивает по соглашению сторон не весь ремонт, а только его часть.
  3. Стоимость запчастей в официальном справочнике может быть заниженной относительно рыночных расценок и фактически равняться цене деталей б/у.
  4. Покупаются не оригинальные и новые запчасти, а более дешевые аналоги или комплектующие, бывшие в употреблении.

А теперь перечислим случаи, когда виновник аварии платить не должен. Их два:

  • дорожно-транспортное происшествие оформлено по европротоколу;
  • возмещение ущерба производится в виде направления на ремонт. В этом случае доплата потерпевшей стороне может осуществляться только на добровольной основе и не может быть взыскана в принудительном порядке.

Во всех остальных случаях, если суммы страхового покрытия не хватит на возмещение ущерба, доплачивать придется тому, кто устроил аварию.

Судебная практика по возмещению ущерба без учета износа

35 статья Конституции России наряду со статьями 19 и 52 (гарантирующими права собственности) определяет, что возмещение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия и его объем определяются после объективной оценки понесенного потерпевшим ущерба. Тогда фактически возмещать стоимость деталей водитель, виновный в аварии, и должен по актуальной цене – с учетом того, что машина была в эксплуатации.

По общим правилам Гражданского кодекса возмещение имущественного ущерба происходит за счет того, кто спровоцировал дорожно-транспортное происшествие. А в том случае, если авто участника ДТП признано источником повышенной опасности, возместить затраты на ремонт потерпевшей стороны он обязан даже в том случае, если авария случилась не по его вине.

Для страховой компании главным будет наличие признаков страхового случая, если столкнулось два и более транспортных средства.

Рассмотрим порядок возмещения ущерба по страховке. Если причинен вред не только автомобилям, но и здоровью людей, он будет компенсирован за счет источников, перечисленных ниже:

  • по программе полиса обязательного страхования, если ущерб был причинен в результате происшествия, которое относится к страховому случаю. При этом полис ОСАГО виновник ДТП должен иметь действующий;
  • за счет гражданина, управлявшего авто (своим или чужим – по доверенности), если авария не относится к страховому случаю;
  • за счет водителя, управлявшего транспортным средством без законного основания (в результате угона или без согласия владельца);
  • за счет лица, управлявшего авто, если у него нет полиса ОСАГО или истек срок действия страховки;
  • за счет автовладельца, если участником аварии стал наемный водитель или лицо, которое оказывает другие услуги собственнику транспортного средства на возмездной основе.

Но даже при наличии страхового случая нередко суммы возмещения не хватает на покрытие расходов потерпевшей стороны, и тогда водитель, виновный в ДТП, будет возмещать разницу из своего кармана.

Напомним, страхование автогражданской ответственности предполагает максимальную сумму возмещения ущерба в 400 тысяч рублей, а в случае причинения вреда здоровью – 500 тысяч. Потерпевший должен ждать компенсацию в течение 20 дней.

Заключение

Фактически решение Конституционного суда вскрыло это противоречие, но при этом четких указаний в области правоприменения дано не было. Таким образом, водителям, виновным в аварии, просто приходится полагаться на справедливое решение суда пользу и ждать новых законодательных инициатив, которые изменят порядок страхования автогражданской ответственности и возмещения ущерба. И хотя нередко оплачивать приходится не всю стоимость ремонта, на вопрос, кто платит по ОСАГО, ответ будет один – тот, по чьей вине случилась авария, если ущерб превысил размер страхового покрытия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: