Что выгоднее лизинг или автокредит

Лизинг для физ.лиц — выгодная ли это история?

Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.

До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.

На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.

Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.

Что такое лизинг?

Само слово «лизинг» пришло к нам из английского языка, это производное от слова «to lease», означающее «сдавать в аренду». И покупка имущества в лизинг как раз подразумевает долгосрочную аренду транспортного средства, оборудования и прочих активов с возможностью выкупа по окончании срока арендного договора.
Возможность купить автомобиль в лизинг у обычного россиянина появилась сравнительно недавно – в 2011 года. Именно тогда были внесены соответствующие поправки в российское лизинговое законодательство.

Виды лизинга

Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственность лизинговой компании.
В обоих случаях на период действия лизингового договора автомобиль находится в собственности компании-лизингодателя, а клиент пользуется им по доверенности.

На данный момент правила регулируют все формальности формирования доверенности: документ выдается лизинговой компанией автовладельцу и действует в течение всего периода погашения долга. Доверенность на автомобиль считается неотъемлемым приложением к договору.

Договор лизинга может заключаться на разные сроки, обычно это 12, 24, 36 или 48 месяцев. Остаточная сумма, по которой производится выкуп транспортного средства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Она зависит от марки и модели авто, его состояния, срока договора и прочих факторов. Обычно в нее включены следующие составляющие:

-​ амортизация автомобиля за период;
​- процентные средства;
-​ комиссия лизинговой компании;
​- сама стоимость автомобиля;
-​ дополнительные факторы вроде суммы страховки имущества.

Лизинг или кредит – что выгоднее?

Для физлица приобретение автомобиля по схеме лизинга имеет некоторые преимущества перед кредитованием, к которым можно отнести более быстрое рассмотрение заявки (например, Сбербанк обещает выдать решение по лизинговому займу в течение 8 часов), невысокий первоначальный взнос (некоторые компании предлагают оформить договор лизинга под залоговые 10%, например, такие ставки предлагают «Балтийский лизинг», и ВТБ-лизинг), и более низкие ежемесячные выплаты по договору.

Кроме того, действуют специальные государственные программы поддержки российских автопроизводителей, по которым можно приобрести авто отечественного производства со скидкой от 10%.

В отличие от программ автокредитования, все регистрационные действия с автомобилем осуществляет лизингодатель, владельцу не придется тратить деньги, силы и время на общение с соответствующими органами. При покупке в кредит вам предстоит самостоятельно оплатить регистрацию авто в органах ГИБДД.

Лизинговые программы предоставляют более широкий выбор вариантов по окончанию срока действия договоров. Владелец имеет возможность выкупить автомобиль, став его полноправным владельцем, обменять его на новое, вернув б/у лизингодателю, продлить договор лизинга. В то же время после окончания срока действия кредитного договора никаких вариантов у автовладельца нет. У него остается подержанное авто, которое он должен продать самостоятельно, если есть желание купить новую машину.
Однако, оформляя автомобиль в лизинг, физлицо должно осознавать риски, связанные с данным видом кредитования: при разорении лизинговой компании, помимо потерянного автовладелец теряет и денежные средства, внесенные за автомобиль.

Также огромным минусом лизингового рынка в России до сих пор является малое количество программ для физических лиц. Большинство выгодных ставок до сих пор доступны только юридическим лицам либо ИП.

Покупка автомобиля в лизинг предоставляет физлицу некоторые преимущества. Однако есть и существенный минус, связанный с риском лишиться автомобиля в случае просрочки.

Мы решили на примере покупки нового Kia Sportage рассчитать, во сколько он нам обойдется в кредит и в лизинг.

KIA Sportage в кредит

Допустим, мы планируем приобрести двухлитровый Kia Sportage с передним приводом в обычной комплектации Classic “Теплые опции” . Его стоимость будет составлять 1 409 900 без скидки за наличный расчет. Но мы планируем приобрести автомобиль в кредит. Поэтому для нас распространяется прямая скидка от производителя в размере 30 000 руб и скидка в 18 000 руб. при оформлении кредита. Получается Sportage нам предлагают за 1 362 000 руб. Мы готовы внести первоначальный взнос в размере 362 000 руб. На что нам рассчитывать в таком случае? Партнер официального дилера Favorit Motors Kia Банк “СЕТЕЛЕМ” предоставил следующие не очень привлекательные условия: при первоначальном взносе в 26% ( 362 000 руб) сроком в 2 года, процентная ставка получилась — 16,6 %. А ежемесячный платеж — 52 000 руб. Переплатить придется — 195 000 руб. Если растянуть кредит на 3 года, процентная ставка будет такая же -16,6 %, ежемесячный платеж — 38 000 руб. Но переплата увеличиться в 300 000 руб.

Kia Sportage в лизинг

Нас смутил большой ежемесячный платеж, поэтому мы обратились к лизинговому партнеру Kia. Выбрали “ Мэйджор Лизинг”.

Читайте также:
Чем отличается стоянка от остановки ПДД

У нас практически такой же первоначальный взнос — 360 000 руб. Рассчитываем возвратный лизинг сроком на 2 года (24 месяца) . Ежемесячный платеж составит 26 644 руб. Итого сумма выплат составит — 639 472 руб. Прибавляем наш первоначальный взнос и получаем 1 001 472 руб. В случае, если мы захотим все-таки выкупить ТС, то нам придется заплатить еще 681 000 руб. Таким образом, переплата будет космической — 319 000 руб.

Возвратный лизинг с таким же первоначальным взносом ( 360 000 руб.) сроком на 3 года (36 месяцев) ежемесячно будет обходится нам в 21 531 руб. Итого сумма выплат будет в размере — 775 151 руб. Добавляем наши 360 000 рублей. Итого: 1 137 151 руб. Если предстоит выкупать автомобиль, то придется доплатить еще — 681 000 руб. Переплата будет тоже заоблачной…

Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.

Если нас угораздит ввязаться в выкупной лизинг сроком на 3 года, к чему стоит приготовиться? К тому, что опять придется отдать свои кровные 360 000 руб. (первоначальный взнос) и на протяжении 36 месяцев выплачивать каждый месяц 36 305 руб. По прошествии трех лет в общей сложности общая сумма выплат составит 1 306 992 руб. Прибавляем первоначальный взнос и получаем сумму в размере — 1 668 992 руб. Таким образом, переплата будет 306 992 руб.

Отметим, что в случае, если первоначальный взнос составляет до 40%, то необходимо предоставить следующий пакет документов: паспорт, водительское удостоверение, справку о доходах и копию трудовой книжки и заполненная анкета. Договор рассматривается банком до 3 рабочих дней. Годовой налог, ТО — это все не входит в стоимость лизинга. При желании эти, расходы можно, конечно, занести в тело кредита, но дешевле будет самому оплатить этот налог.

На данном примере мы убедились, что нет никаких явных преимуществ у лизинга перед кредитом. За исключением того, что ежемесячный платеж в случае с лизингом немного меньше. И да, Kia Sportage нам зарегистрируют.

Тем не менее, эксперты позитивно оценивают перспективы развития лизинга для физлиц в России. Так, компания autospot.ru отмечает положительную динамику: “Еще два года назад у нас не было продаж по лизинговой программе, только за наличный расчет или автокредит. В этом году мы наблюдаем значительный рост. Ежемесячно через нас продается около 20 автомобилей в лизинг для физических лиц”. Отмечает директор по маркетингу Дмитрий Рыбальченко.

Немного статистики

В мировой практике лизинг является одним из основных каналов сбыта автомобилей для физических лиц. К примеру, в США и Центральной Европе около 30% общего рынка лизинга составляет именно лизинг для физических лиц.
У российских автолюбителей покупка автомобилей в лизинг пока не пользуется популярностью, по такой схеме приобретают авто около 3% россиян. Одна из основных причин – неосведомленность населения о возможности покупки авто в лизинг. По данным Национального агентства финансовых исследований, всего 14% россиян знают о том, что автомобиль можно приобрести в лизинг. А свыше половины из тех, кто принял участие в опросе, вообще никогда не слышали о том, что такая услуга доступна и физическим лицам. И это неудивительно, ведь услуги лизинга для физлиц предлагаются практически только в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же на сегодняшний день существует и еще одна возможность приобрести автомобиль — оформить кредит с остаточным платежом. Однако для большей части потенциальных клиентов этот шанс практически ничем не отличим от традиционного лизингового соглашения.

Еще одна причина низкого спроса на услуги лизинга – отсутствие культуры аренды автомобилей. Многих автолюбителей смущает тот факт, что владельцем автомобиля является лизинговая компания. Для российского потребителя важно обладание машиной, поэтому многие предпочитают приобретать автомобили в кредит, а не по схеме лизинга.

Кредит или лизинг – что выгоднее?

Если вам нужно купить транспорт, оборудование, недвижимость, а сразу заплатить не можете, у вас есть два выхода: взять кредит в банке или обратиться в лизинговую компанию. Рассказываем, чем они отличаются и что лучше в разных ситуациях.

  • В чем разница между кредитом и лизингом
  • Отличия договоров кредита и лизинга
  • Налоговый учёт при кредите и лизинг
    • Кредит и лизинг при общей налоговой системе (ОСНО)
    • Кредит и лизинг при УСН «Доходы минус расходы» или ЕСХН
  • Вывод

В чем разница между кредитом и лизингом

При кредите вы просто берете в банке деньги и тратите их по своему усмотрению. Иногда расход кредитных средств нужно согласовать с банком, но это не обязательно. Деньги возвращают банку с процентами в течение установленного срока.

Кредит в общем случае можно тратить на любые цели, связанные с ведением бизнеса. Например, купить материалы или товары, рассчитаться по налогам или зарплате.

В лизинг можно взять только основные средства: недвижимость, станки, автомобили и т.п.

Лизинговая компания покупает объект за свой счёт, а вы, пока платите, арендуете у неё это имущество. Платежи рассчитаны таким образом, что за время действия договора вы выплачиваете стоимость объекта и вознаграждение лизинговой компании. Поэтому лизинг по-другому называют финансовой арендой.

Отличия договоров кредита и лизинга

При кредитовании банки часто требуют залог, а также дополнительные гарантии, например — личное поручительство владельца бизнеса. При лизинге объект находится в собственности лизинговой компании пока вы полностью за него не рассчитаетесь. Поэтому дополнительного обеспечения обычно не требуется.

Читайте также:
Остановили за ксенон: что делать

Как правило, договор лизинга заключить проще, чем кредитный договор. Оформление проходит быстрее и для этого требуется меньше документов. Но процентная ставка по лизингу при сопоставимых условиях (сумма, срок, вид объекта) обычно выше, чем по кредиту.

Но иногда лизинговые компании связаны с производителем автомобилей или оборудования, могут покупать их на особых условиях и давать скидки вам. Разница в цене может компенсировать повышенные проценты.

Налоговый учёт при кредите и лизинг

Если вы купили что-то в кредит, сразу получаете объект в собственность и начинаете платить с него налог на имущество или транспортный налог. Банка эти налоги не касаются в принципе.

При лизинге всё зависит от условий договора. Налог на имущество платит та сторона, на чьём балансе находится объект. Транспортный налог платит тот, кто зарегистрировал автомобиль в ГИБДД.

Кредит и лизинг при общей налоговой системе (ОСНО)

При покупке в кредит для налога на прибыль вы сможете включать в расходы амортизацию с момента приобретения и до конца срока полезного использования, а также проценты банка по мере их уплаты. Весь НДС с купленного объекта можно сразу взять к вычету. Проценты по кредиту на НДС не влияют.

При покупке в лизинг стоимость объекта с учетом процентов делится на равные части по количеству лизинговых платежей. Эти выплаты можно учесть для налога на прибыль и взять к вычету входящий в них НДС.

Списывать затраты для налога на прибыль можно на основании договора лизинга и платёжных документов. Ежемесячно составлять акты оказанных услуг по лизингу не обязательно (Письмо Минфина от 15.06.2015 № 03-07-11/34410).

Для вычета по НДС нужны счета-фактуры — их лизинговая компания должна выставлять по каждому платежу.

Пример. ООО «Старт» планирует приобрести автомобиль стоимостью 1,2 млн руб., в т.ч. НДС — 200 тыс. руб. Срок полезного использования автомобиля — 5 лет. Такой же срок в 5 лет предлагают банк и лизинговая компания. Переплата по каждому из договоров за период действия – 30% от стоимости покупки, то есть и проценты по кредиту и вознаграждение лизинговой компании составят 360 тыс. руб.

При покупке в кредит компания сразу возьмёт к вычету НДС со всей суммы, т.е. вычет составит 200 тыс. руб. В проценты по кредиту НДС не входит, поэтому по ним вычетов не будет. Для налога на прибыль стоимость автомобиля без НДС в сумме 1 млн руб. спишут через амортизацию в течение срока полезного использования. Кроме того, при расчёте налога на прибыль в расходы будут включать все проценты, уплаченные банку. Экономия по налогу на прибыль при ставке 20% составит:

(1 МЛН + 360 ТЫС.) Х 20% = 272 ТЫС. РУБ.

Общая экономия на налогах при покупке в кредит (вычет по НДС и уменьшение налога на прибыль):

НК = 200 + 272 = 472 ТЫС. РУБ.

При покупке в лизинг сумма договора с учетом вознаграждения лизинговой компании составит:

1 МЛН 200 ТЫС. Х 1,3 = 1 МЛН 560 ТЫС. РУБ.

НДС начисляется на все лизинговые платежи, поэтому к вычету компания возьмёт всю сумму НДС, которая «сидит» в платежах:

НДС = 1 МЛН. 560 ТЫС. / 120 Х 20 = 260 ТЫС. РУБ.

В расходы для налога на прибыль попадут все лизинговые платежи за минусом НДС, то есть 1 млн 300 тыс.руб. Налог на прибыль уменьшится на:

1 МЛН 300 ТЫС. Х 20% = 260 ТЫС. РУБ.

Общая экономия на налогах при покупке в лизинг:

260 + 260 = 520 ТЫС. РУБ.

Также при покупке в лизинг можно воспользоваться ускоренной амортизацией с коэффициентом до 3 (п. 2 ст. 259.3 НК РФ). Для этого нужно включить в договор лизинга условие о том, что объект в течение срока действия договора находится на балансе лизингополучателя.

Тогда можно списать стоимость купленного объекта быстрее в несколько раз. Например, если применить коэффициент 2, то вся стоимость автомобиля из нашего примера будет отнесена на затраты по налогу на прибыль не за 5 лет, а за 2,5 года. Общая сумма экономии по налогу на прибыль при этом не изменится, но вы получите её быстрее.

При выборе нужно учитывать ещё один момент. Если объект купили в кредит, то весь НДС можно взять к вычету сразу в том квартале, в котором пройдёт сделка. При лизинге вычет по НДС хотя и больше, но он распределится на весь срок действия договора: до 3-5 лет, а иногда — и дольше.

Но и здесь есть подводные камни. Если объект дорогой, то единовременный большой вычет может привести к тому, что по декларации возникнет НДС к возмещению. А это значит, что декларацию будут проверять с пристрастием, а еще могут вызвать на комиссию в ИФНС.

Кредит и лизинг при УСН «Доходы минус расходы» или ЕСХН

При этих налоговых режимах расходы признаются «по оплате», т.е. при перечислении денег поставщику, в том числе при покупке основных средств.

Если объект купили в кредит, то всю сумму, можно включить в расходы в периоде приобретения. Затем вы будете платить банку проценты и включать их в расходы по мере уплаты.

При покупке в лизинг каждый лизинговый платеж включают в расходы в том периоде, когда его перечислили.

Возьмем данные из предыдущего примера, но с учётом, что компания применяет не ОСНО, а УСН «Доходы минус расходы» или ЕСХН. В этом случае вычета по НДС не будет и вся стоимость купленного автомобиля, а также проценты банку или вознаграждение лизинговой компании войдут в расходы. Если срок действия договора и переплата по кредиту и лизингу одна и та же, то сумма экономии на налогах будет в целом одинаковой для кредита и лизинга, как при упрощёнке, так и при ЕСХН. Чтобы рассчитать экономию, нужно умножить общую стоимость покупки с учетом переплаты на ставку налога.

Читайте также:
Что означает категория ВЕ в водительском удостоверении

Экономия на УСН:

(1 МЛН 200 ТЫС. Х 1,3) Х 15% = 234 ТЫС. РУБ.

Экономия на ЕСХН:

(1 МЛН 200 ТЫС. Х 1,3) Х 6% = 93 ТЫС. РУБ.

Однако нужно учитывать особенности списания затрат на приобретение ОС при УСН и ЕСХН. Если объект купили в кредит, поставщику сразу переводят всю его стоимость. Поэтому большая часть экономии на налогах будет в первый год действия договора. В нашем примере для УСН при кредите в первый год можно сразу уменьшить налог на 180 тыс. руб. (стоимость объекта 1 млн 200 тыс. х 15%). В то время, как при лизинге сроком на 5 лет налог будет уменьшаться постепенно, на 46,8 тыс. руб. в год, а за это время деньги обесценятся: 46,8 тысяч сейчас и через пять лет имеют разную ценность.

Поэтому, если другие условия (цена и переплата) одинаковы, то кредит выгоднее. И чем больше срок договора, тем он выгоднее.

И получите бесплатную круглосуточную экспертную поддержку по всем вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Автокредит, потребительский или вообще лизинг? Самый подробный анализ

1. Накопить и купить

Способ кажется нехитрым и подходит в большей степени для приобретения недорогих автомобилей, либо тех, которые немного дороже старого проданного. Но здесь есть подводный камень — инфляция, которая постоянно подъедает накопления. Например, в первом квартале 2021 года новые автомобили подорожали в среднем на 8%, что стало рекордным ростом цен за квартал, а средняя стоимость машин с пробегом увеличилась на 5,2% у частных продавцов и на 10% у дилеров. В результате каждая отложенная на покупку автомобиля тысяча за 3 месяца превратилась в 900–950 рублей. Во втором квартале 2021 года рост цен может составить до 7%, и наша тысяча, отложенная в 2020 году, превратится к лету в 840–880 рублей. Это соразмерно очень приличной процентной ставке по кредиту — около 15% по итогам полугодия, а год в целом может выйти и того накладнее. Хоть и очень хочется надеяться, что на 15% рост в этом году остановится (но нет!).

2. Потребительский кредит

Среднемесячная зарплата в России в 2020 году, согласно подсчетам Росстата, составила 51 083 рубля. На какой заем можно рассчитывать при таком доходе? Банки не любят, когда ежемесячный платеж превышает 50% доходов заемщика, и оптимальным считают платежи в 30% дохода — это 15 325 рублей.

Теперь важно понять, на какой процент по кредиту можно рассчитывать. Не думайте, что получите деньги под «от 5% годовых», как обещает реклама: для этого нужно соответствовать множеству условий банка (зарплатная карта, кредитная история, иждивенцы, профессия и т.д.). Согласно отчету Банка России от 17 марта, в 2020 году реальные ставки по потребкредитам составляли от 9,68% до 14,59%.

Есть еще один нюанс: любимый срок кредитования у банков — 36 месяцев, что считается оптимальным с точки зрения рисков и доходности.

Теперь высчитаем, какую сумму можно взять на 36 месяцев под, скажем, 12% годовых (средний показатель между данными отчета Банка России). Онлайн-калькулятор дает ответ — 460 тысяч рублей. При этом ежемесячный платеж составляет 15 279 рублей, а переплата — 90 131 рубль (19,6% от суммы займа). В итоге выплатить придется 550 131 рубль. За три года. Признаться, это обременительнее, чем копить, так как общая переплата, с учетом оформления финансовой защиты к кредиту — страхования жизни (2–3% от остатка задолженности в год), получится в районе 23,6–25,6%.

3. Автокредит

Заем денег именно под автомобиль выглядит заманчиво, так как некоторые автопроизводители, имея партнерство с банками. обещают мизерные проценты. Например, Haval — под «от 3,25%», Geely — «от 4%», Suzuki — «от 4,9», Toyota — «от 4%». Но чтобы вписаться в такие условия, нужно тоже соответствовать нескольким параметрам и оплатить 50-процентный первый взнос, погасив долг за год (при условии, что банк одобрит такой договор, а мы помним про выплаты в 30% от доходов заемщика).

Возьмем в качестве примера нашу Ладу. Например, Lada Vesta SW Cross за 925 900 рублей. Первый взнос в размере 50% составит 462 950 рублей, а остаток, распределенный на три года, плюс проценты, будет стоить 14 936 рублей в месяц. Таким образом, переплата составит 74 746 рублей, а выплатить в итоге придется 537 696 рублей. Это кредит под 9,4% годовых по программе Lada Finance, поэтому переплата меньше, чем в рассмотренном случае с потребкредитом, — 16,15%. Страхование жизни составит те же 2–3% в год от остатка долга. Но к расходам можно отнести и каско, которое для Лады Весты составляет 6–7% от ее стоимости: от 55 554 до 64 813 рублей в первый год владения. Это плюс 12–14% переплаты к взятым в долг 462 950 рублям в год. Во второй и третий годы каско будет дешевле примерно на треть, но все равно переплатим 8–9,3%. А общая переплата составит 48,15–54,75% — это проценты по кредиту, страхование жизни и каско за три года.

Помощь государства

Но можно принять участие в госпропрограммах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», если вы в них вписываетесь. Это сделает стоимость автомобиля на 10% или 92 590 рублей дешевле, снизив ежемесячные выплаты по кредиту, но не другие переплаты. Но в общей сумме переплат, которая составляет 223–253,5 тысяч рублей, это ощутимо: она снизятся до 130,4–161 тысячи рублей (на 28,1–34,8%).

Читайте также:
Что обозначают красные номера на машине

Остаточный платеж

Но есть возможность платить в месяц за автомобиль совсем небольшие суммы. Цена машины бьется на три части: первый взнос, автокредит и остаточный платеж. Например, АВТОВАЗ предлагает по этой программе Гранту и XRAY . Возьмем более близкую по цене к «нашей» Весте вторую модель, но в более богатой комплектации, за 917 900 рублей.

Если заплатить те же 50% первоначального взноса (468 950 рублей), а на остаточный платеж заложить 275 370 рублей или 30% цены машины, то кредитная часть составит 20% стоимости автомобиля или 173 580 рублей. Ежемесячные выплаты по такому кредиту на протяжении трех лет составят 10 411 рублей. То есть в итоге выплатить придется 374 796 рублей… Переплата составит 201 216 рублей! Плюс — небольшие платежи, а минус… вы сами видите — 116-процентная переплата только по процентам, без учета страхования каско и жизни. Добавляем их и получаем 148% переплаты. А впереди еще разовая выплата 275 370 рублей.

Но программа имеет два пути развития событий.

  • Первый — вы в том же банке заключаете кредитный договор на новых условиях, близких к потребкредиту, где переплата составляет 23,6–25,6% или, в данном случае, около 69 тысяч рублей. Итого переплата с двух кредитов составит 270 тысяч рублей или 60% от взятых в долг 448 950 рублей.
  • Второй — более интересный. Вы сдаете свою трехлетнюю машину в трейд-ин, а полученные деньги идут на погашение 275 370 рублей и на первый взнос на новый автомобиль. Теоретически, трейд-ин в случае с 3-летним XRAY принесет тысяч 600, и на первый взнос у вас останется тысяч 325. В результате вы остаетесь с новым автомобилем, платя по 10 тысяч рублей в месяц, страхуя жизнь и машину по каско — первоначальный взнос может быть и 10%, а остаточный платеж достигать 60% стоимости автомобиля. Но переплата невероятна — такова цена низких и посильных ежемесячных платежей.

4. Лизинг

Плюс лизинга: покупателю автомобиля государство возвращает НДС — 20% от стоимости автомобиля. Особенность: максимальный первоначальный взнос — 49%, но чаще речь идет о 0%. Такие условия могут быть интересны 4,014 млн индивидуальных предпринимателей и 3,98 млн юрлиц, согласно статистике Росстата.

Чтобы иметь возможность сравнивать, представим, что мы покупаем внедорожную версию универсала Лада Веста, платя не 50%, а 49% ее стоимости сразу. Надо отметить, что лизинг не любит «светить» проценты по кредиту, потому что они выше… выше, чем мы рассматривали до сих пор.

Покупая машину за 926 тысяч рублей и заплатив за нее 453 740 рублей сразу, ИП или физлицо будет выплачивать ежемесячно на протяжении трех лет 18 213 рублей. И это не 14 936 тысяч автокредита. Разница — 3277 рублей в месяц. В итоге предприниматель за три года отдаст 655 668 рублей, переплатив 183 408 рублей или 28%. Прибавив к этому каско, мы получим 58% переплаты.

Но и первый платеж, и ежемесячные взносы будут ниже на 20% за счет возвращенного государством НДС. Он считается от 453 740 рублей первого взноса и 655 668 рублей выплат. Итого 1 109 408 рублей, от которых, отняв 20%, ИП или юрлицо должны заплатить только 887 562 рубля. Напомним, цена самого автомобиля составляет больше — 926 000 рублей. Страховка по каско за 3 года обойдется примерно в 150 тысяч рублей, а значит машина в итоге будет стоить для бизнеса 1 037 562 рубля, а переплата составит 111 562 рубля или 12%.

Лизинг для «физиков»?

Это маркетинговая уловка. Такого лизинга не существует, и объяснить это помог директор по развитию «Альфа-Лизинга» Иларион Демчиков:

За последний год на рынок подписки на автомобиль вышло много новых игроков — это и автопроизводители, и дилеры, и лизинговые компании, и новые независимые игроки. Подписка — по сути тот же операционный лизинг для физических лиц. Но в новой упаковке продукт выглядит гораздо более простым и понятным для потребителя. Потребитель также изменился, новое поколение уже сейчас называют «generation rent». Подписка становится одним из альтернативных вариантов приобретения автомобилей. Рынок выглядит очень перспективным, особенно в премиальном сегменте. Мы внимательно наблюдаем за развитием этого сегмента и рассматриваем возможности для пилота в этом направлении.

«Альфа-Лизинг» попробовал продвигать этот продукт в старой обертке лизинга для физлиц, но отказался, так как он оказался непонятен клиенту: по сути, это подписка на автомобиль — аренда или прокат, по окончании которого автомобиль клиенту не остается.

5. Подписка на автомобиль

Подписка не подразумевает владение автомобилем. Человек платит ежемесячные взносы и пользуется машиной, не заботясь о транспортном налоге, техобслуживании и страховке — то есть учитываются несколько иные статьи расходов.

Например, сервис «Сбер Автоподписка», который пока проходит тестирование и доступен только для сотрудников компании, предлагает подписку на седан Лада Веста на три года с ежемесячным платежом от 14 950 тысяч рублей. Это 538 200 рублей за все время подписки.

При этом транспортный налог за три года составит 7950 рублей, и за это время автомобиль успеет 3–4 раза заехать с сервис на техобслуживание (средний годовой пробег в РФ составляет около 18 000 км, а межсервисный интервал Лады Весты — 15 000 км). Возьмем побольше — 4 раза. Сумма четырех ТО составит около 31 200 рублей. ОСАГО за три года обойдется примерно в 24 тысячи рублей, а каско — тысяч 150. Итого учтенные подпиской расходы, без учета амортизации автомобиля, за три года составят 213 150 рублей. Следовательно, на амортизацию и потерю стоимости закладывается 325 200 рублей. Трехлетняя Веста стоит на рынке от 500 тысяч до 750 тысяч рублей, тогда как новый седан — примерно от 700 тысяч рублей, и размер амортизации кажется завышенным.

Читайте также:
Что означает желтая разметка на дороге

Подписываясь на машину, мы не делали первый взнос, и автомобиль не остается в собственности арендатора, поэтому сравнивать кредиты и подписку сложно, но условно можно. Предлагаем принять за норму расходы на содержание и оплату налогов с ОСАГО, а каско и разницу в значениях амортизации отнести к переплате. Условно, это потери, которые компенсирует клиент. Часть их все равно бы легла на его плечи, но в размере тысяч 200, а не 325 200 рублей плюс оплата дорогого каско. Следовательно, переплата — это 125 200 рублей «лишней» амортизации и 150 тысяч рублей за каско. Итого 275 200 рублей. От выплаченных за три года 538 200 рублей эта сумма составляет 51,1%, что условно и можно считать переплатой.

Оптимальное решение

Универсального решения, конечно же, не существует. Выбор того или иного пути определяют обстоятельства, возможности и планы покупателя. И вы уже наверняка его сделали. Даже кредит с остаточным платежом может оказаться предпочтительнее благодаря посильным суммам выплат, равно как и подписка, которая по факту менее обременительна, чем покупка и владение кредитным автомобилем, но не ведет к собственности.

Рейтинг способов стать автовладельцем по размеру переплаты

Ездить или владеть: 5 случаев, когда лизинг оказывается выгоднее, чем кредит

Ключевым финансовым инструментом приобретения новых автомобилей в России остается кредит. Главная причина его популярности проста и понятна: автовладельцы привыкли «платить за свое», постепенно выкупая машину. На этом фоне лизинг кажется чем-то двойственным: с одной стороны, платить проще и меньше, а с другой, машина как бы остается чужой… Но мы посмотрим на ситуацию со стороны: вот 5 случаев, когда приобретение машины в лизинг оказывается явно лучше кредита.

К ак известно, лизинговая схема кардинально отличается от кредитной тем, что в ней собственником автомобиля является не банк, а лизингодатель – и он же берет на себя обязательства по страхованию, уплате транспортного налога, обслуживанию машины и так далее. Таким образом, лизинг не является кредитным продуктом – то есть, он никак не влияет на кредитные возможности и не зависит от кредитных обязательств. Проще говоря, если у вас уже есть ипотека или другой непогашенный кредит, получить еще один кредит на покупку новой машины может быть затруднительно – и наоборот, взяв кредит на автомобиль, покупатель машины ограничивает свои возможности по покупке недвижимости и получения новых займов до погашения текущего. Лизинг полностью решает эту проблему: приобретая автомобиль по такой схеме, вы не имеете никакой кредитной нагрузки, а потому покупка чего-то еще ограничена исключительно вашими финансовыми возможностями: можно без проблем получить кредит на квартиру, дачу или новый ремонт в доме.

Еще один сопутствующий плюс независимости лизинга от кредитов – это возможность купить новую машину даже при условии неидеальной кредитной истории или сложностей с подтверждением ежемесячного дохода. К примеру, заемщики, допускавшие просрочки платежей по кредиту, зачастую получают менее выгодные кредитные условия – а лизинг «един для всех». И еще: если ваша специфика работы предполагает неравномерность выплат – к примеру, годовые или квартальные премии при сравнительно небольшой зарплате – лизинг тоже может оказаться более простым способом купить новую машину.

В большинстве своем кредитные предложения составлены с учетом первоначального взноса – причем чем больше этот взнос и меньше срок кредита, тем выгоднее оказывается предложение. Акции со «сладкими» процентами и минимальными переплатами в подавляющем большинстве случаев актуальны при оплате 60-80% стоимости автомобиля первоначальным взносом и сроке кредита, не превышающем 12 месяцев – нетрудно подсчитать, что даже для недорогой машины стоимостью в миллион это означает 600-800 тысяч первоначального взноса и ежемесячный платеж в 20-35 тысяч в месяц. Но если денег на руках не так много, а вкладывать их в ремонт подержанной машины не хочется, именно лизинг может стать выходом из ситуации.

Лизинговые программы здесь имеют сразу несколько преимуществ. Во-первых, лизинговые компании зачастую получают скидки на новые машины – то есть, и им, и покупателю автомобиль обходится дешевле. Ну а во-вторых, у крупных компаний, таких как Major, есть большой выбор лизинговых программ, предлагающих разные условия первоначального взноса – от крупного в 50-60% и до нулевого. То есть, в самом простом сценарии можно прийти в салон, имея сумму одного лизингового платежа (20-30 тысяч), и уехать на новом автомобиле.

Кому-то эта причина может показаться надуманной: мол, зарегистрировать машину, съездить на ТО, оформить страховку, оплатить транспортный налог и переобуться – дела редкие и растворяющиеся в ежедневной рутине. Однако если вспомнить, сколько раз вы затягивали с сезонной сменой шин из-за нежелания попасть в очередь, как подгадывали ТО под зарплату, как озадачивались выбором зимних шин и страховой компании, можно иначе посмотреть на то, насколько просто и удобно делать один ежемесячный платеж и больше ни о чем не задумываться. Учитывая, что владельцем автомобиля в период лизинга является лизингодатель, именно он берет на себя обязательства по регистрации машины после покупки и ее содержанию, обслуживанию, страхованию и гарантийному ремонту. Клиенту остается просто заправляться и ездить – и к такой модели владения стремятся многие из тех, для кого машина – это просто средство передвижения, а такси и каршеринг – дорогие и неудобные полумеры.

Как мы уже упоминали, в России модель владения автомобилем обычно предполагает его покупку и долгосрочное владение – на одной машине ездят 3-5 лет, до истечения гарантийного срока, и только потом продают, теряя 30-40% ее стоимости и начиная этот кредитный процесс сначала. Но если вы не видите смысла «выкатывать ресурс» до последнего, предпочитая свежие машины, и любите часто менять автомобили, то лизинг – это ваше решение.

Читайте также:
Полис ДГО: что это

Нулевой первоначальный взнос, ежемесячный платеж ниже, чем по кредиту, никаких обязательств по выкупу и сложностей с последующей продажей на вторичном рынке: просто новая машина каждый год и возможность выбора любой модели из доступных в лизинговых программах. Сменить «корейца» на «японца», через год попробовать «немца», а потом снова выбрать свежую корейскую новинку – без проблем. Купить ярко-красную машину, через год сменить ее на оранжевую, а еще через год пересесть на строгую черную – пожалуйста. Выбрать кроссовер вместо хэтчбека, а потом выяснить, за что у нас так любят седаны – никаких ограничений. Попробовать автомобиль классом выше, чтобы убедиться в том, стоит ли он переплаты, а через год принять окончательное решение – да, и это тоже в ваших руках! В общем, для тех, кто не мыслит свою жизнь без регулярных обновлений и частых перемен, именно лизинг может стать билетом в автомобильное разнообразие.

Это условие сначала тоже может показаться странным – однако стоит взглянуть на условия выдачи крупных кредитов, чтобы вспомнить, что возраст тоже является ограничением. Обычно кредиты выдаются при условии, что срок их выплаты должен истечь до достижения заемщиком определенного возраста – так банки страхуют себя от излишних рисков. У лизинга таких ограничений нет: поскольку лизинговая машина не принадлежит заемщику, требования к нему снижены – причем не только по доходу или чистоте кредитной истории, но и по возрасту.

Есть ограничение только по минимальному возрасту клиента – он должен быть не моложе 18 лет, а вот верхняя планка не установлена. Так что если вы хотите приобрести машину, но выгодные предложения от надежных банков ограничены возрастом, можно пойти более простым путем и облегчить жизнь, вообще отказавшись от кредита, оформления, содержания и потенциальных сложностей с долговым наследством. Ведь лизинг дает главное – возможность ездить на новой машине с минимальными затратами.

На самом деле, перечисленное выше – это еще не полный список преимуществ лизинга. Можно вспомнить и значительно более низкие ежемесячные лизинговые платежи, и возможность ездить на машине, не декларируя ее в списке личного имущества, и упрощенную процедуру приобретения автомобиля в лизинг по сравнению с кредитом, и так далее. Однако, пожалуй, именно эти пять примеров – это самые наглядные случаи, когда лизинг действительно оказывается более предпочтительным, удобным и выгодным, чем кредит. Не зря на некоторых рынках он весьма популярен: например, в США лизинговые автомобили составляют до четверти всего первичного рынка. Так что этот финансовый инструмент хоть еще и не слишком привычен российским автомобилистам, но вполне заслуживает внимания наравне с хорошо знакомым кредитом.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Очень много теории, хорошо бы автору попробовать оформить лизингв реальности.

По затратам временным: Бумажек по лизингу оформлять не меньше, чем при оформлении машин в кредит. При том, что оформление в ГИБДД при предварительной записи – это два часа, на ТО и так, и так пригонять.

По затратам денежным: Лизинг – это дороже автокредита. Даже со всеми страховками. Плюс у вас нет альтернатив для торга. Плюс то, что у вас есть – не ваше. Ну а если у вас кредитная история такая, что автокредита вам не видать, то и лизингового автомобиля вам тоже не видать.

В результате имеем единственное реальное назначение – когда срочно нужно средство производства при полном отсутствии денег.

Лизинг и кредит -это одно и тоже: разница в нюансах. Лизинговая компания предоставляет тот же самый кредит на покупку машины, только либо на свои деньги (в меньшинстве случаев), либо на заемные у аффилированного банка ( в большинстве случаев). Лизинговая компания, как и банк, не захочет терять деньги , профинансировав недобросовестного заемщика. Наличие автомобиля в собственности лизинговой компании не дает ей никаких преимуществ: машину , если что, надо продать, а кто её купит? Учитывая, например, что сделка с клиентом была с “0” первоначальным взносом. А теперь по пунктам, если мне будет позволено:

  1. ” У вас есть ипотека и кредит”. “лизинг не является кредитным продуктом” и далее по тексту “приобретая автомобиль по такой схеме, вы не имеете никакой кредитной нагрузки” ! Лизинг – это другое имя благотворительности.
  2. “У вас нет достаточной сумы для первого взноса” Суть лизинга именно в том, что лизингодатель покупает именно ту вещь (оборудование, станок, машину, телефон и т.д.), что необходимо клиенту с обязательным первым взносом, чтобы в случае не оплаты платежей иметь возможность продать предмет лизинга без потери для себя. Поэтому первоначальный взнос не может равняться нулю или первоначальному лизинговому платежу.
  3. “У вас очень мало свободного времени” . Тут не поспорить: лизинговая компания за Ваши деньги сделает всё сама))
  4. ” Вы любите перемены”. Тут не очень понятно откуда статистика, что “в России модель владения автомобилем обычно предполагает его покупку и долгосрочное владение – на одной машине ездят 3-5 лет, до истечения гарантийного срока, и только потом продают”. Есть подозрение, что так владеют машиной только в Москве и то далеко не все)
  5. “Вы- пенсионер”. Да, автомобиль принадлежит лизинговой компании, и в случае смерти пенсионера, она его заберет себе ( с небольшими временными проблемами, конечно, но заберёт). Вот только потом надо продать этот автомобиль, а это время в течение которого платежи никто не платит и уже не будет платить. Вопрос: насколько лизинговой компании нужны такие проблемы в будущем, чтобы осчастливить некоего пенсионера?
Читайте также:
Забрали права за пьянку: что делать

Я попытался в общих чертах описать смысл деятельности лизинговой компании исключительно с целью, чтобы читатели Вашего портала не рассчитывали на то, что можно прийти в лизинговую компанию и уехать оттуда на любом автомобиле с пятью копейками в кошельке и не имея соответствующего дохода. Прошу прощения, если очень много текста.

Какой способ владения автомобилем самый выгодный

Максим Анатольевич, что вы скажете о кредите? Не изжил ли себя этот инструмент?

Максим Агаджанов: Нет. Для физических лиц кредит был и остается быстрым и достаточно комфортным способом получить автомобиль в собственность. Банки по-прежнему предусматривают минимальные ставки для своих клиентов – кредиты рассматривают даже предприниматели. Более того, свыше половины новых легковушек сегодня реализуются при помощи кредитования – этот инструмент субсидируется государством, что также является подспорьем на падающем рынке. Для маленьких компаний и предпринимателей здесь лишь одна проблема – довольно жесткая кредитная политика банков. Если клиент закредитован, а это частая история для малого и среднего бизнеса, банк, скорее, закроет ему доступ к финансированию. Риск-аппетиты у финансовых организаций очень взвешенные. В том случае, когда банк все же идет на уступки, он предлагает такие условия, которые не устраивают самих клиентов.

Лизинг для физлиц стал доступен сравнительно недавно. Выгодно ли это?

Максим Агаджанов: Взять автомобиль в лизинг могут и физические лица, правда, условия для них не будут такими привлекательными. Например, клиенты из малого и среднего бизнеса выбирают лизинг не просто за счет возможности комфортно разбить лизинговые платежи и сразу начать зарабатывать на автомобиле. Для бизнеса этот тип финансирования предполагает оптимизацию налогов – юридические лица могут вернуть налог на прибыль и НДС. А это приличные деньги – минимум 20% от всей суммы сделки. Получается очень выгодно. Иногда взять автомобиль в лизинг выходит дешевле, чем купить его в салоне за наличные. В отличие от бизнеса, для физических лиц оптимизация НДС не предусмотрена на законодательном уровне. Соответственно, эта надбавка бьет по их карману. Мы, как лизинговая компания, платим этот НДС, включив его в лизинговые платежи клиента. Но, по закону, вернуть эти деньги не может ни клиент, ни мы.

При этом, физическое лицо может как выкупить автомобиль по остаточной стоимости, так и вернуть его лизинговой компании по истечении срока договора. Вопрос в том, чего хочет сам клиент – связаться с одним авто или менять его каждые 3-5 лет. В первом случае он вносит аванс и оставляет на выкупной платеж, скажем, около 15%. Тем самым клиент снижает свою ежемесячную нагрузку, а по итогу выкупает автомобиль, закрывая эти оставшиеся 15%. Во втором случае стратегия будет другой – клиент оставляет на выкупной платеж около 50% и вносит минимальный аванс, например, около 5%. Или же вообще ничего не вносит, оплачивая только страховку. А через 3 года возвращает автомобиль лизинговой компании и по той же схеме пересаживается на новый. По факту, он заплатил лишь половину стоимости авто, которое эксплуатировал, и ему выгодней обновить его.

Это пользуется спросом?

Максим Агаджанов: Не скажу, что у нас много людей, живущих по принципам шэринговой экономики. Но с точки зрения эксплуатации имущества это разумная позиция. Смотрите сами – при лизинге у человека, по сравнению с автокредитом, будут достаточно низкие ежемесячные платежи, ему доступен нулевой аванс и легкий “порог входа” в лизинговую компанию. Кроме того, в лизинге есть выкупной платеж – увеличивая его до 50%, можно регулировать свою ежемесячную нагрузку. По итогу за 3-5 лет клиент платит не 100% от стоимости авто, а лишь до половины, что, конечно, сказывается на ежемесячных платежах. К тому же автомобиль, взятый в лизинг, не отражается на долговой нагрузке клиента, ведь он будет во владении у лизинговой компании. Это значит, что клиент может спокойно претендовать и на потребительский кредит, и на ипотеку.

Я бы сказал, что лизинг автомобиля идеально подходит тем, кто планирует поменять авто через несколько лет. Тогда мы наглядно видим преимущества этого способа финансирования относительно кредита. Во-первых, получить добро в банке гораздо сложнее, чем в лизинговой компании – банк пристально изучает долговую нагрузку клиента. Во-вторых, при автокредите вы обязательно должны осуществить первоначальный платеж. В-третьих, кредит не предусматривает никаких способов сократить ежемесячную нагрузку, кроме банального удлинения финансирования во времени. Поэтому я бы рассматривал лизинг лишь в том случае, когда ваша конечная цель – выкупить автомобиль.

А что вы скажете о каршеринге?

Максим Агаджанов: Это классическая аренда. Она тоже бывает разной – есть поминутная, посуточная или долгосрочная. Для клиентов, которые просто хотят разово доехать из пункта “А” в пункт “Б”, операторы предлагают довольно хорошие условия. Долгосрочная аренда, кстати, сейчас трансформировалась в услугу “автомобиль по подписке” – человек может арендовать автомобиль сроком на год и более.

У каждой из разновидностей аренды есть и свои минусы. Например, операторы, предлагающие услугу краткосрочной аренды на сутки-двое, ограничивают суточный пробег. Вы, как клиент, не можете накатать за день больше определенного порога. За такой перепробег потом придется доплатить, что нивелирует выгоду. Также арендаторы ограничены в географии использования – если вы берете в аренду автомобиль в Москве, то, скорее всего, не сможете выехать дальше Московской области. Поэтому бизнес очень редко пользуется каршерингом или арендой по подписке, а чаще выбирает лизинг. На лизинговом авто можно исколесить всю Россию, а при разрешении от лизинговой компании даже выехать за рубеж.

Читайте также:
Поцарапала машину сама: что делать

Какой в итоге вариант пользования автомобилем выбрать?

Максим Агаджанов: Это зависит от того, кто клиент и зачем ему автомобиль. Физическому лицу подойдет и старый добрый кредит, и любой тип аренды автомобиля. Но важно учитывать все нюансы. Тот же кредит могут и не дать, если человек закредитован или ему нечего предложить банку в качестве обеспечения. Что до аренды – это пользование, а не владение. Поэтому на развитие услуги “подписного автомобиля” я закладываю 5-10 лет. Шеринговая экономика – то самое совместное пользование имуществом – развивается у нас хорошими темпами, но камни преткновения все равно остаются. Выбрав “авто по подписке”, человек никогда не получит имущество в собственность. Для большинства россиян это пока существенный минус. Мы привыкли, что, когда платим за что-то, пускай это долго и муторно, то в конце концов оно становится нашим. Аренда такого не предполагает.

В остальном у подписки очень интересные перспективы. Если человек готов пользоваться, не претендуя на право собственности, то он может разом избавить себя от многих обязательств. Ему не нужно ломать голову над получением имущества, изыскивать средства на ремонт и ТО, выбирать шиномонтаж. Клиент получает эти услуги пакетом – это и комфорт, и экономия. Пока что подписка – это нишевый продукт, который в перспективе может быть интересен даже для бизнеса. Некоторые автопроизводители (УАЗ, Volkswagen) уже запустили такие программы. Отдельно могу отметить Hyundai, который предлагает большую и очень обширную программу подписки.

Объясню на примере. Допустим, физическое лицо хочет на 3 года взять в лизинг Volvo XC60, который стоит порядка 3,5 млн рублей. При этом клиент рассчитывает все-таки забрать автомобиль в собственность. В этом случае он может внести аванс в размере 49% – 1,7 млн рублей – и установить символическую сумму выкупа в 1%. Тогда сумма договора лизинга будет равна 4,1-4,2 млн рублей, а ежемесячный платеж составит порядка 66 тысяч рублей. Серьезная ли это нагрузка на клиента? Приличная. А если он хочет взять автомобиль в лизинг, но обновить его через 3 года? Тогда он устанавливает выкупной платеж в размере 50% от общей стоимости автомобиля. Получается, что вторая половина будет разбита на весь срок договора, и лизинговые платежи будут значительно ниже.

За тот же автомобиль по подписке на год придется вносить по 65 тысяч рублей ежемесячно. Дороговато, но при этом человек пакетом получает полный спектр необходимых услуг, заплатив за год 780 тысяч рублей.

А вот клиенты из бизнеса по-прежнему предпочитают лизинг. Во-первых, это хороший способ удешевить платежи – используя лизинг, их можно разбить на довольно длительный срок и договориться с лизингодателем на индивидуальный график платежей. Например, предприниматель хорошо зарабатывает летом, а вот зимой обороты снижаются. В отличие от банков, которых такие особенности редко интересуют, лизингодатель может пойти навстречу. Во-вторых, автомобиль находится на балансе у лизинговой компании вплоть до внесения последнего платежа. Это значит, что бизнес может продолжить кредитоваться в банках (например, в пандемию вырос спрос на кредиты для пополнения фонда оплаты труда) – на балансе компании не будет этого автомобиля. В-третьих, бизнес может вернуть НДС и налог с продаж, а это очевидная выгода. Плюс ко всему, предприниматель знает, что внесет последний платеж и автомобиль перейдет к нему в собственность. Не будем забывать, что для него реализация этого автомобиля на вторичном рынке – возможность повысить маржинальность бизнеса. Так, к примеру, работают каршеринговые операторы и таксопарки.

Выходит, ключевое отличие между кредитом и каршерингом – право собственности?

Максим Агаджанов: У этих инструментов разная природа. Человек берет автокредит под конкретную цель. Если его одобрили и у клиента не возникло затруднений с внесением платежей, автомобиль в конце концов перейдет к нему в собственность. Аренда же, будь то каршеринг или автомобиль по подписке – перспективная услуга, удобная тому, кто готов платить за право пользоваться, а не владеть. Если клиенту автомобиль нужен два раза в день, чтобы доехать до работы и отвезти детей на тренировку, аренда – идеальный вариант. А тому, кто хочет путешествовать на своем автомобиле, не считать пробег и владеть имуществом, все-таки придется брать кредит.

Чем отличается лизинг от кредита?

Имея потребность в каком-либо транспорте или имуществе, людям нередко приходится задумываться о приобретении его за счёт заёмных средств или взятии в аренду. Кредитование и лизинг – это два основных варианта решения проблемы при отсутствии собственных денежных средств. Между ними есть существенные различия. Оба варианта имеют достоинства и недостатки.

  1. Отличия лизинга от кредита
  2. Различия в процентных ставках
  3. Льготы бизнесу
  4. Плюсы и минусы лизинга
  5. Преимущества и недостатки кредита
  6. Что выгоднее для предприятий?
  7. Что более выгодно для физических лиц?
  8. Критерии выбора оптимального варианта

Отличия лизинга от кредита

Кредит – это денежный займ, который оформляется в виде договора между финансовой организацией и заёмщиком. Деньги выдаются человеку или организации на определённый срок и под процент за пользование. Заёмщик может тратить кредитные средства на своё усмотрение, ни перед кем не отчитываясь за их расходование.

Лизинг – это долгосрочная аренда имущества с последующим переходом права собственности. Лизинговая компания является владельцем имущества (обычно это транспорт, оборудование, недвижимость). Лизингополучатель лишь им пользуется с постепенной выплатой его стоимости. Он должен платить арендную плату до тех пор, пока стоимость не будет погашена полностью.

Различия в процентных ставках

Лизинг и кредит имеют значительное отличие в процентных ставках, которые заёмщик или лизингополучатель должен выплатить. Лизинг предполагает сдачу в аренду на длительный срок. Помимо стоимости имущества в лизинговые платежи включаются прибыль лизинговой компании (от 4-7% удорожания до 16-22%) и её дополнительные расходы. Общую сумму разбивают на части, составляя график на весь срок эксплуатации имущества.

Читайте также:
Страховая сумма ДГО: что это

В случае оформления денежного кредита человек несёт финансовые обязательства перед банком, с которым он заключил договор. Процентные ставки достаточно разнообразные в зависимости от выбора кредитной организации (10-30%).

Льготы бизнесу

Лизинг – это выгодный вариант для бизнесменов. График выплат достаточно гибкий. Зачастую первый взнос оплачивается только после того, как предмет аренды начнёт приносить доход. То есть, когда оборудование или транспорт отработают определённое время. Кредит же необходимо выплачивать строго по графику вне зависимости от результата.

У субъектов бизнеса приобретаемое имущество по лизингу ставится на баланс и не облагается налогами. Но зато лизинговые платежи включают НДС. Если лизингополучатель – юридическое лицо, то он несёт меньшие потери, чем физические лица, не являющиеся плательщиками НДС. Это ещё одна льгота бизнесу.

Плюсы и минусы лизинга

Лизинг обладает рядом преимуществ в сравнении с кредитом:

  • возможность приобретения б/у имущества;
  • длительный срок (до 5-10 лет), за который можно расплатиться с лизингодателем;
  • гибкий график выплат с возможностью продления или ускоренной амортизации (списания стоимости физического износа имущества);
  • возможность поставить на расход лизинговые платежи с правом возврата НДС по законодательству (для юрлиц);
  • низкая процентная ставка;
  • меньший срок рассмотрения заявки на лизинг, чем на кредит, и менее жёсткие требования к лизингополучателю, чем к заёмщику банка.

Но есть и минусы у лизинга. Лизингополучатель не владеет имуществом и не может им распоряжаться. Оно до конца срока остаётся собственностью лизинговой компании, и в случае взысканий к лизингодателю имущество будет потеряно для лизингополучателя. Также недостатком является то, что платежи облагаются налогом на добавленную стоимость.

Преимущества и недостатки кредита

У кредита также есть свои плюсы и минусы. К преимуществам можно отнести:

  • оформляется покупка имущества, оно сразу становится собственностью заёмщика (но в случае если оно является залогом по кредитному договору, то человек не может его продать);
  • собственность, взятая в кредит, не может быть забрана у заёмщика, если он выполняет свои обязательства;
  • быстрое освобождение от долговых обязательств (небольшой срок выплаты займа).

Основной недостаток кредита – это жёсткие условия, в которые ставит заёмщика финансовая организация. Он должен платит в точно указанную дату определённую сумму ежемесячно.

Что выгоднее для предприятий?

Если разбираться в том, что выгоднее будет какому-то предприятию – кредит или лизинг, – то ответ очевиден. Безусловно, лизинг. Компания может приобрести в аренду любое оборудование, которое ей требуется, или конкретный транспорт, необходимый для производства.

При этом выплаты будут производиться в удобном для предприятия режиме. Их можно проводить как расходные операции предприятия, включая в баланс, и тем самым минимизировать налогообложение. К концу срока, когда амортизация имущества будет полностью списана, оно перейдёт во владение лизингополучателя.

Что более выгодно для физических лиц?

Для физического лица нет однозначного ответа на вопрос, что выгоднее. К примеру, если заёмщик решил оформить автокредит, то он может подобрать для себя довольно лояльные условия кредитования. Транспорт сразу перейдёт во владение к человеку, но зато он не сможет продать его до окончания выплат. При этом он может приобрести в кредит лишь новый автомобиль.

Лизинг предоставляет возможность аренды с последующим выкупом и подержанного транспорта. Происходит перерасчёт его амортизации и составление графика платежей. Главный минус лизинга – это высокое налогообложение для физических лиц и тот факт, что по документам человек не является владельцем имущества.

Критерии выбора оптимального варианта

Прежде чем определиться между кредитом и лизингом, необходимо учесть много факторов. То, что хорошо для одного, не является оптимальным решением для другого. Следует учесть:

  • кредитную историю;
  • процентные ставки;
  • характеристики имущества (новизна, стоимость, срок эксплуатации и др.);
  • статус заёмщика (юридическое или физическое лицо, плательщик НДС или нет), его кредитоспособность.

Также имеют значение такие критерии, как скорость получения имущества (рассматривать заявку на лизинг будут быстрее) и сроки возврата задолженности.

Покупка в кредит или лизинг: что лучше?

Сегодня все больше автомобилей в России приобретаются не за полную стоимость. Автосалоны предлагают покупателям выгодные кредитные программы, а также лизинг, который ранее был доступен лишь юридическим лицам. В этом материале мы разберемся, в чем состоят преимущества каждого способа и чем отличается лизинг от кредита на автомобиль.

Что такое лизинг автомобиля?

Лизинг (англ. to lease – сдавать в аренду) – это долгосрочная аренда с возможностью выкупа транспортного средства по окончании действия лизингового договора. Физические лица получили возможность приобретения авто в лизинг в 2011 году, а уже в 2016 году больше 30% машин некоторых брендов (например, Porsche) были реализованы в лизинг.

Договор может быть оформлен на различный срок – как правило, от 12 до 60 месяцев. Сумма платежей зависит, главным образом, от марки и модели авто. Также в сумме учтена комиссия лизингодателя, амортизация автомобиля за год и др.

Визы лизинга

Для физических лиц доступен лизинг следующих типов:

  1. Финансовый (выкупной) – 90% всех сделок. Лизинговая компания приобретает машину у поставщика и передает ее клиенту. После окончания срока действия договора клиент выкупает авто и становится его владельцем.
  2. Оперативный (возвратный) – 10% всех сделок. Это долгосрочная аренда транспортного средства, которая не предполагает его выкуп, то есть по окончании действия договора машина возвращается лизинговой компании. Этот вид лизинга не получил в России широкого распространения.

И при финансовом, и при оперативном лизинге на протяжении срока действия договора автомобиль является собственностью лизингодателя, а клиент эксплуатирует его на основании доверенности.

Читайте также:
Царапина до металла на машине: что делать

Как взять машину в лизинг?

  1. Клиент выбирает авто и обращается в лизинговую компанию или к дилеру, который оказывает услуги лизинга. Автолюбителю необходимо предъявить паспорт, ИНН, справку о доходах и иные подтверждения платежеспособности. Конкретный перечень документов зависит от компании-лизингодателя.
  2. Лизингодатель изучает документы автолюбителя и выносит решение о сделке. Если сделка одобрена, обе стороны заключают договор, в котором указываются все условия лизинга (срок, размер платежей и др.). Также лизинговая компания и поставщик авто заключают договор купли-продажи.
  3. Лизингодатель приобретает машину и регистрирует ее.
  4. Авто передается лизингополучателю.
  5. Клиент пользуется автомобилем, но при этом не является его собственником.
  6. По окончании срока действия договора и при условии внесения всей суммы машина оформляется в собственность клиента (при финансовом лизинге).

Преимущества лизинговых программ

  • Требования к покупателю со стороны лизинговой компании более лояльные, чем требования банка. Следовательно, приобрести авто будет легче.
  • Лизинг распространяется на новые машины и транспортные средства с пробегом.
  • Физическое лицо может купить по лизинговому договору коммерческий транспорт.
  • Авто, которое не является собственностью автолюбителя, нельзя конфисковать или арестовать.
  • Многие автосалоны предоставляют лизингополучателям скидки.
  • Лизингодатель может взять на себя дополнительные услуги – например, техобслуживание авто. При этом расходы будут разделены равными частями на все платежи по лизинговому договору.
  • Лизинг может оформить клиент, которому банк отказал в заеме.
  • Лизинговые компании оперативно оформляют договоры. Процедура может занять не более 3 дней.
  • Клиент может самостоятельно выбрать удобный график платежей.

Недостатки лизинга

  • Пока клиент не погасит все платежи, он не будет являться владельцем транспортного средства, а значит, не сможет им распоряжаться.
  • В лизинговом договоре нередко прописывается техобслуживание авто в конкретном сервисе. Это не всегда удобно для клиента.
  • Несмотря на то, что автолюбитель не будет владельцем авто, ему придется вкладывать собственные средства (первоначальный взнос).
  • При лизинге машина регистрируется дважды: сначала на лизингодателя, а по истечении срока действия договора – на покупателя. Это требует дополнительных финансовых вложений.
  • При нарушении условий договора лизингополучателем лизинговая компания может забрать авто.

Что такое автокредит?

Автокредит – это процентный заем, который банк выдает физическому лицу для покупки машины. Такой кредит является целевым и залоговым, то есть он дается только для приобретения транспортного средства и машина находится в залоге у банка до тех пор, пока покупатель не погасит кредит. Только за январь 2019 года доля кредитных авто в России составила 54%.

Виды автокредита

Среди наиболее распространенных программ для физических лиц выделяют следующие:

  1. Экспресс-кредит – программа с высокими ставками и упрощенной процедурой оформления.
  2. BuyBack – кредит с обратным выкупом. Часть кредита «замораживается» и погашается по истечении срока действия договора.
  3. Trade-in – обмен старой машины на новую с доплатой. Стоимость Вашего авто будет зачтена в стоимость приобретаемого транспортного средства.
  4. Факторинг – беспроцентный кредит. Клиент выплачивает половину стоимости авто, а другая половина дробится на равные части и выплачивается в рассрочку.
  5. Кредит без первоначального взноса.

Как купить машину в кредит?

  1. Клиент выбирает банк и программу кредитования, собирает документы. Он должен подтвердить положительную кредитную историю и платежеспособность.
  2. Банк изучает документы и выносит решение.
  3. Если кредит одобрен, банк и заемщик заключают договор, в котором указываются проценты, размер первого взноса, сроки внесения платежей, прописываются права и обязанности сторон.
  4. Заемщик покупает авто.

Преимущества автокредитования

  • Можно купить авто и при этом не располагать значительным капиталом. Большинство автолюбителей не могут приобрести авто за полную сумму, а долго копить не всегда целесообразно.
  • Покупатель может выбрать именно ту машину, которая ему подходит, а не ту, что дешевле.
  • Разнообразие программ кредитования позволяет подобрать максимально комфортные условия – например, без первоначального взноса, с минимальным сроком и др.
  • Кредит можно оформить на длительный срок. В этом случае ежемесячные платежи не будут обузой для семейного бюджета. Но учтите, что общая стоимость кредита вырастет.

Недостатки автокредитования

  • У банков довольно жесткие требования к заемщикам.
  • Процедура оформления кредита сложная и занимает много времени.
  • Первоначальный взнос выше, чем при лизинге – как правило, от 10 до 30%.
  • Расходы увеличиваются за счет того, что покупателю придется самому оформить авто, а также приобрести страховой полис (не только ОСАГО, но и КАСКО, а это плюс 10% к текущим расходам). При этом Вам нужно платить и проценты банку.
  • При автокредитовании клиент является собственником транспортного средства, но все равно не может им полноценно распоряжаться (например, продать или подарить), пока авто находится в залоге у банка.
  • Если заемщик нарушит правила, прописанные в договоре, банк конфискует машину.

Кредит или лизинг: что выгоднее?

Сравнить кредит и лизинг можно по нескольким критериям:

  1. Сроки принятия решения. Одобрение автокредита может занять до 6 недель, а лизингового договора – до 2 недель.
  2. Залог. Автокредит предусматривает залог, а лизинг – нет.
  3. График выплат. При кредитном договоре он фиксированный, а при лизинговом – гибкий.
  4. Покупка транспорта с пробегом. Вы можете приобрести б/у автомобиль в лизинг, в автокредитовании такая практика отсутствует.
  5. Срок действия договора. При автокредитовании – обычно до 3 лет, а при лизинге – до 5 лет.

Автокредит подойдет тем, кто уверен в своих доходах (их должно хватить на погашение долга). Лизинг же оптимален для автолюбителей, которые часто меняют транспортные средства или по каким-либо причинам не хотят оформлять его в собственность.

Уточнить детали кредитных и лизинговых договоров и особенности программ Вы сможете в автосалонах официального дилера CITROEN FAVORIT MOTORS. Свяжитесь с представителями компании по телефону или воспользуйтесь формой обратного звонка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: