Что такое дневные ходовые огни на автомобиле

Дневные ходовые огни что это такое?

Ходовые огни были придуманы ради повышения уровня безопасности. Они делают автомобиль более заметным на дорогах. Впервые появились в Скандинавии, где плохая видимость из-за сильных туманов становилась причиной аварий в светлое время суток. У нас стало обязательным их использование в 2010 году, когда в ПДД внесли новое правило, породившее немало споров и разговоров.

Сегодня в РФ автомобилисты обязаны включать ДХО днём постоянно. Если конструкция автомобиля их не предусматривает, то включать следует ПТО. Таким образом, законодательство всячески поощряет выделение транспортного средства среди потока авто. Машину с включенными ходовыми огнями легко заметить даже боковым зрением.

Что такое дневные ходовые огни на автомобиле

ДХО или DRL — это световые приборы, устанавливаемые в передней оптике автомобиля. Их предназначение — освещать в дневное время, улучшать видимость транспортного средства, и тем самым, снижать риски возникновения ДТП.

Согласно нормативным документам в качестве дневных огней могут выступать осветительные приборы, расположенные внизу автомобиля. Они должны отвечать этим требованиям:

  • Располагаться на расстоянии 25-150 см от земли;
  • левая и правая лампы должны отступать друг от друга на 60 см и больше;
  • дистанция от ДХО до крайней точки машины не должно превышать 40 см;
  • дневные огни обязаны светить строго вперёд и включаться/отключаться при повороте ключа зажигания.

Лампочки ходовых огней должны излучать белый яркий свет. Допустимы незначительные расхождения оттенков — зелёный, синий, красный.

Чем отличаются дневные огни от габаритных

Часто автомобилисты интересуются, допустимо ли использование габаритов или светодиодов вместо DRL. Вопрос серьёзный, так как штраф за неиспользование составляет 500 рублей. Такую же сумму придётся выложить автовладельцу, если оптика машины не соответствует требованиям ГОСТа. По этой причине все хотят подробнее узнать, что собой представляют дневные ходовые огни.

Ситуация усложняется ещё тем, что большая часть отечественных автомобилей не предусматривает использование дневных фар. Водителям приходится ездить с включённым ближним светом или ПТО. Это отрицательно влияет на генератор, теряющий в результате постоянных нагрузок свою мощность.

В то же время закон предупреждает, что будет карать за всякие самодельные осветительные приборы, установленные без согласования. DRL не являются габаритками или подфарниками, они маломощны, и днём практически незаметны.

Однако существуют конкретные правила, по которым подобная оптика размещается на автомобилях, где её наличие не предусмотрено конструкцией. Продаются специальные наборы или отдельные фонари, легко устанавливаемые на переднем бампере машины.

Выбор модели огней определяется годом выпуска автомобиля и его конструктивными особенностями. Так, новые иномарки оснащаются штатно полноценной системой DRL, включающей помимо оптики ещё и уведомляющие приборы на основе светодиодных модулей. Это даёт возможность экономить запасы тока аккумуляторной батареи.

Модульные ДХО удаётся вмонтировать и самостоятельно. Такой подход позволит избавиться от недостатков ближнего света и противотуманок, ведь включение последних задействует электрические компоненты торпеды, что повысит нагрузку на АКБ.

Для чего нужны ходовые огни

Идеально отвечает на этот вопрос пункт 19.5 ПДД.

  1. Огни дневные нужны для обеспечения видимости автомобилей и безопасности людей.
  2. Оснащать дневными ходовыми огнями надо все транспортные средства, включая мотоциклы, грузовики, маршрутки.
  3. Крайне важно устанавливать DRL на малогабаритные ТС, которые трудно приметить на расстоянии.
  4. Установка дневных ходовых огней на маршрутные такси вызвана целью, предупреждать других участников движения об их приближении и предотвращать опрометчивые действия.
  5. Обязательно включение дневных фонарей при перевозке опасных грузов.

Дневные ходовые огни: что это такое на автомобиле

Одним из факторов, способствующих увеличению заметности легковых машин для встречного транспорта, являются ходовые огни, которые используются в дневное время. Несмотря на то, что нормативное требование по их использованию введено в ПДД ещё в 2010 году, не все водители до сих пор хорошо представляют, что такое дневные ходовые огни и в каких случаях их следует включать.

Читайте также:
Что значит помеха справа на дороге

Что такое дневные ходовые огни

Осветительные приборы, которые размещаются в передней части кузова легковой автомашины и используются для привлечения внимания водителей встречного транспорта в дневное время суток, называют дневными ходовыми огнями (ДХО). Согласно исследованиям, введение требования об обязательном использовании ДХО позитивно повлияло на уровень аварий, связанных со столкновениями машин, движущихся навстречу друг другу.

Современные машины часто выпускаются уже с предустановленными ДХО, тогда как на старых моделях в этом качестве могут использоваться другие осветительные приборы либо специально установленное освещение.

Впервые нормативное требование применения дневных ходовых огней было введено в скандинавских странах, где зимой даже в дневное время нередко ощущается недостаток освещённости. Сегодня такая практика существует во многих странах, включая Россию, страны Евросоюза и Северной Америки.

Как должны размещаться ДХО на автомобиле

Исчерпывающая информация о дневных ходовых огнях изложена в Техрегламенте безопасности ТС. Источники света, используемые в качестве ДХО, необходимо устанавливать на передней части кузова машины, причём так, чтобы:

  • расстояние между огнями было больше 60 см (для малогабаритных машин с корпусом не шире 1,3 м – больше 40 см);
  • расстояние от края кузова до лампы не превышало 40 см;
  • высота расположения над дорогой была не меньше 25 см и не больше 1,5 м;
  • угол наклона по горизонтали – 20° наружу либо внутрь;
  • угол наклона по вертикали – 10° вверх либо вниз.

Ограничения по габаритам и строго определённые углы отклонения светового потока необходимы для того, чтобы сделать ДХО максимально заметными для водителей встречных машин, но при этом не причинять неудобства световыми лучами. В качестве ДХО используются только источники света белого цвета либо с незначительными оттеночными отклонениями – синеватые, зеленоватые, желтоватые светодиоды.

Читайте также: Что такое датчики дождя и света в автомобиле.

Какие источники света применяются в качестве ДХО?

Правилами движения предусмотрено использование в качестве дневных ходовых огней:

  • фар ближнего света, которые обычно используются для освещения площадки, находящейся непосредственно перед машиной;
  • фар дальнего света, которые ночью используются для освещения дороги на дальнее расстояние;
  • противотуманных фар, используемых в качестве добавочной подсветки во время дождя, тумана или снегопада;
  • независимых фар, представляющих собой маломощные устройства, чаще всего светодиодные пятачки или полосы, которые используются исключительно как ДХО.

Дневные ходовые огни и ПДД

В Правилах (пункт 19.5) прямо указывается, что водитель должен включать ДХО (в том числе ехать днём с ближним светом или противотуманными фарами), чтобы улучшить видимость машины на дороге и безопасность находящихся в ней людей. Правила движения обязывают водителей включать ходовые огни дневного освещения сразу, как только машина начала движение. Под действие этого требования подпадают не только легковые авто, но и грузовики, мотоциклы, автобусы и микроавтобусы. При отсутствии ДХО может быть назначен штраф, сумма которого составляет 500 рублей.

Читайте также: Что такое фаркоп и для чего он используется.

ДХО – расшифровка

Все мы помним, что в 2010 году в ПДД появилось новое требование, вызвавшее много споров и непонимания в среде водителей — в любое время года днем обязательно включать дневные ходовые огни, если же их не предусмотрено, то должны гореть либо противотуманки либо ближний свет.

Читайте также:
Категория ТС М1: что это

Это новшество мотивировалось тем, что с включенными ДХО или ближним светом автомобиль очень легко будет заметить боковым зрением как в городской черте, так и за ее пределами. Мы уже подробно описывали на нашем автопортале Vodi.su штрафы за движение с выключенными фарами и какие требования выдвигаются в ГИБДД к ходовым огням.

Несмотря на то, что данная поправка начала применяться больше четырех лет тому назад, многих водителей интересует вопрос — что такое дневные ходовые огни (ДХО), можно ли вместо них использовать, например, габариты или нужно как-то дорабатывать систему головной оптики, подключать светодиодные огни и так далее.

Вопрос действительно серьезный, тем более, что штраф за нарушение — 500 рублей. Есть также штраф за несоответствие оптики требованиям ГОСТа, опять же придется выкладывать 500 рублей.

Ситуация усложняется еще и тем, что в конструкции многих автомобилей нет специальных ходовых огней и водителям приходится постоянно включать ближний свет либо противотуманки (ПДД п. 19.4). На трассе энергии, вырабатываемой генератором, хватает, чтобы фары всегда горели. А вот в постоянных городских пробках, при езде на низких оборотах генератор не вырабатывает достаточное количество электричества, и вольтметр показывает, что начинается разрядка аккумулятора. Соответственно снижается его ресурс и срок работы. С такой проблемой сталкиваются владельцы отечественных авто, например ВАЗ 2106.

В то же время в ГИБДД заявляют прямо, что ДХО — это не габариты, подфарники и различные кустарные световые приборы, устанавливаемые без согласования.

Габаритные огни имеют малую мощность и в светлое время суток их практически не видно, поэтому использовать их в таком качестве не допускается.

А за установку непредусмотренных регламентом приборов тоже положен штраф.

Определение понятия ДХО

Чтобы разобраться с вопросом, заглянем в Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. В нем мы найдем всю, интересующую нас, информацию.

Сначала мы видим определение понятия ДХО:

  • «Это лампы ТС, которые установлены в его передней части, не ниже 25 сантиметров над землей и не выше 1,5 метра. Расстояние между ними должно быть не меньше 60 сантиметров, а расстояние от них до крайней точки транспортного средства не должно быть больше 40 сантиметров. Направлены строго вперед, включаются одновременно с включением зажигания и отключаются при переходе на ближний свет фар».

Также в данном документе пишут, что если конструкцией ДХО не предусмотрены, должен постоянно — в любое время года в светлое время суток — гореть ближний свет или противотуманные фары.

Водителям рекомендуют использовать светодиоды, поскольку они расходуют в 10 раз меньше энергии, чем галогенные или обыкновенные лампы с нитью накаливания. Практически во всех современных автомобилях предусмотрены дневные светодиодные огни.

Также в документе говорится о том, что в продаже можно приобрести специальные, официально разрешенные наборы фонарей для установки на передний бампер. Ниже следует несколько приложений, в которых говорится в частности и о том, что установка светодиодных фонарей, если они в изначальной конструкции авто не предусмотрены, является факультативной — то есть необязательной. Но в таком случае в качестве ДХО нужно использовать ближний свет фар.

Также в приложениях более подробно объясняются правила установки дневных ходовых огней на транспортные средства с разными габаритными размерами. Мы эти объяснения приводить не будем, потому что их очень легко найти.

Есть также еще одно важное обстоятельство — дневные ходовые огни должны излучать белый свет. Допускаются его небольшие отклонения в сторону других цветов спектра — синего, желтого, зеленого, фиолетового, красного.

Читайте также:
Номер СТС автомобиля: что это

ПДД о дневных ходовых огнях

Чтобы еще лучше разобраться с данным вопросом, можно открыть Правила Дорожного Движения РФ и найти пункт 19.5. Здесь мы найдем много полезной информации.

Прежде всего — ДХО нужны для обеспечения видимости транспортных средств и безопасности как самих водителей, так и пешеходов. Если водители пренебрегают данным требованием, то согласно КоАП 12.20 должны готовиться заплатить 500 рублей штрафа.

Дальше идет длинный перечень всех транспортных средств, которые обязаны ездить с ДХО: мопеды, мотоциклы, маршрутные ТС, легковые, колонны, грузовые, при перевозке детей и пассажиров и так далее.

Следующим пунктом следует обоснование данного требования:

  • мотоциклы и мопеды — сложно заметить издалека, а с включенными ДХО они будут легко различимы;
  • маршрутные ТС — для предупреждения других участников движения об их приближении, предотвращение опрометчивых действий другими водителями;
  • особенно акцентируется внимание на перевозках детей;
  • обязательно включать ДХО при перевозке опасных грузов, негабарита и так далее.

Таким образом, из ПДД можем сделать вывод, что данное требование о применении ДХО действительно имеет смысл и его нужно придерживаться. Кроме того, при ДТП виновник всегда сможет апеллировать к тому, что из-за того, что дневные ходовые огни у потерпевшего не горели, он его банально не заметил.

Можно ли самостоятельно устанавливать дневные ходовые огни?

Выбираем дневные ходовые огни

Ну, насчет «всех» мы погорячились: спрос родил такое предложение, что купить и испытать все модели просто нереально. Это, кстати, хорошо было видно на выставках «Автомеханика» и «Интеравто», прошедших в Москве. Мы решили выбирать образцы с разными характеристиками: дешевые и очень дорогие, с блоками управления и без, прямоугольные и круглые, пластмассовые и металлические…

Все дружно обещают повышенную безопасность на дорогах и энергосбережение (последнее — чистая правда). При этом чем меньше вклад в безопасность, тем больше экономия — не только энергии, но и денег. Ничего удивительного: слабенькие светодиоды дешевы и почти не едят электричества. Не ослепленные светом (часто весьма тусклым) глаза буквально разбегаются, но ясно: подобрать фонарь, наиболее подходящий по дизайну и способу крепления, удастся на любой автомобиль.

В общем, набралась дюжина изделий, как фирменных, так и no name. Последнее — в буквальном смысле: ни производитель, ни страна происхождения себя не афишировали. Зато многие громко заявляют о полном соответствии требованиям ЕСЕ R48. Но тут есть одна хитрость: упомянутые правила ЕС (и соответствующий им ГОСТ Р 41.48–2004) относятся к установке этих фонарей, но не к ним самим. А вот требования к ДХО изложены в другом документе: ЕСЕ R87 (ГОСТ Р 41.87–99). Именно в нем сказано, насколько ярко и куда должны светить правильные фонарики, каков должен быть цвет их свечения и площадь видимой поверхности.

Именно на этих требованиях и спотыкается большинство производителей дешевых ДХО. Обеспечить силу света каждого фонаря в пределах 400–800 кд могут лишь весьма мощные и дорогие светодиоды. Проще с суммарной видимой светящейся поверхностью, которая должна быть не меньше 40 см². Но, видимо, авторы ряда изделий не придают значения такой «мелочи» — все равно ведь их фонарики тусклые, а где одно нарушение, там и два.

В МАГАЗИНЕ РЕАЛЬНУЮ ЯРКОСТЬ ДХО ВЫ НЕ ПРОВЕРИТЕ. ВЫБИРАЙТЕ ФОНАРИ В МЕТАЛЛИЧЕСКОМ КОРПУСЕ: МОЩНЫЕ СВЕТОДИОДЫ СТАВЯТ ТОЛЬКО В ТАКИЕ.

Изделия расположены в порядке возрастания их стоимости.

Super 6 LED sports TTX-1015

Происхождение Китай

Читайте также:
Въехали в машину на парковке: что делать

Ориентировочная цена 475 руб.

Количество светодиодов 6

Потребляемый ток 140 мА

Сила света 18 кд

Размеры рассеивателя 115 × 10 мм

Хилые светодиоды в пластиковом корпусе светят крайне тускло, крепление ненадежное, светящаяся площадь почти вдвое меньше нормы. К кронштейну крепятся на липучке, а уж он — на двух саморезах.

LED Daytime Running Light BF-201

Происхождение неизвестно

Ориентировочная цена 1000 руб.

Количество светодиодов 4

Потребляемый ток 120 мА

Сила света 80 кд

Размеры рассеивателя Ø 70 мм

Пластиковые фонарики крепятся на кронштейнах с регулировкой угла наклона, к бамперу — саморезами. Свет слаб. Спасибо, хоть на площади рефлектора не сэкономили.

SONG-YE

Происхождение неизвестно

Ориентировочная цена 1045 руб.

Количество светодиодов 8

Потребляемый ток 360 мА

Сила света 27 кд

Размеры рассеивателя 155 × 17 мм

В инструкции указано: 100% Waterproof, однако пиктограммы на коробке запрещают мойку пластиковых фонарей любым способом, кроме как губкой, причем без шампуня! Светят слабо.

Maxlight M320D

Происхождение неизвестно

Ориентировочная цена 1425 руб.

Количество светодиодов 20

Потребляемый ток 260 мА

Сила света 108 кд

Размеры рассеивателя 185 × 25 мм

Указанный на схеме желтый провод для подключения к габаритным огням. отсутствует! Свет слабоват, но площадь свечения уложилась в норматив. Крепление пластиковых фонарей — на кронштейне, с регулировкой.

DRL F1

Происхождение неизвестно

Ориентировочная цена 1425 руб.

Количество светодиодов 8

Потребляемый ток 480 мА

Сила света 54 кд

Размеры рассеивателя 150 × 20 × 50 мм

(изогнут в форме клюшки)

В инструкции указана возможность автоматического отключения от габариток, но на схеме и в жизни ее нет. Свет тусклый, размер светового пятна в норме. Крепление к вертикальной стенке, на двух сквозных полых болтах (сквозь них выведены провода). Корпус — пластик.

Egolight PL-8

Происхождение Китай

Ориентировочная цена 1615 руб.

Количество светодиодов 8

Потребляемый ток 100 мА

Сила света 55 кд

Размеры рассеивателя 155 × 20 мм

У этих пластиковых ДХО яркость никакая. Крепление на кронштейнах, с регулировкой по углу наклона, далее — липучка либо саморезы.

LED Daytime Running Light NIUDI ND-06

Происхождение Китай

Ориентировочная цена 1990 руб.

Количество светодиодов 5

Потребляемый ток 600 мА

Сила света 140 кд

Размеры рассеивателя 220 × 30 мм

Здесь предусмотрена возможность автоотключения при включенных габаритных огнях, однако в обозначении цвета проводов присутствует неоднозначность. Есть герметичные разъемы. Увы, свет слаб, и даже полуторный запас по площади свечения не спасает дела. Крепление пластиковых фонарей — на уголках.

DRL Tiger Narva — Выбор ЗР!

Происхождение Китай

Ориентировочная цена 2900 руб.

Количество светодиодов 4

Потребляемый ток 470 мА

Сила света 533 кд

Размеры рассеивателя 125 × 25 мм

Входящий в комплект ЭБУ реализует автоматическое включение при напряжении выше 13,7 В (это позволяет подключаться прямо к АКБ) и отключение при включении габариток. Яркость соответствует нормам, площадь тоже. Крепление алюминиевых фонарей — на кронштейнах с защелками.

STARLED AL-WL9B

Происхождение неизвестно

Ориентировочная цена 3000 руб.

Количество светодиодов 9

Потребляемый ток 1280 мА

Сила света 554 кд

Размеры рассеивателя Ø 37 мм

Проекторная оптическая система и мощные светодиоды в алюминиевом корпусе помогли выполнить требования по яркости фонарей, но площадь светящейся поверхности маловата. Крепление — на кронштейне (под любым углом) либо тыльным болтом.

OSRAM LED [email protected] — Выбор ЗР!

Происхождение Румыния

Ориентировочная цена 5500 руб.

Количество светодиодов 2 (со световодом)

Потребляемый ток 1170 мА

Сила света 640 кд

Размеры рассеивателя 160 × 30 мм

Читайте также:
КАСКО СЖ: что это

Прилагаемый ЭБУ позволяет реализовать как полное отключение при включенных габаритках, так и уменьшение яркости. Алюминиевые ДХО автоматически включаются при напряжении выше 13,6 В. Герметичные разъемы, предохранитель. Крепление — на кронштейнах с защелками.

Philips LED DayLight8

Происхождение Тайвань

Ориентировочная цена 7000 руб.

Количество светодиодов 8

Потребляемый ток 1060 мА

Сила света 566 кд

Размеры рассеивателя 160 × 18 мм

Добротное изделие в алюминиевых корпусах автоматически включается при повышении напряжения в бортсети свыше 13,5 В. Реализовано автоматическое отключение либо снижение яркости при включенных габаритках. Крепление — на защелках к кронштейну и на двух саморезах. Эх, быть бы этим фонарям подешевле…

HELLA LEDayFlex 8

Происхождение Тайвань

Ориентировочная цена 13 380 руб.

Количество светодиодов 8 (в восьми отдельных корпусах)

Потребляемый ток 1000 мА

Сила света 690 кд

Размеры рассеивателя Ø 30 мм

Здесь ЭБУ реализует лишь отключение при работающих габаритках, подключать же его нужно к клемме зажигания, а не батареи. Внимание: черный провод — это… плюс! В дорогом комплекте нет ни кронштейнов, ни кабеля для подключения к бортсети. Яркость алюминиевых фонариков и суммарная площадь свечения в норме. Если есть умелые руки, можно собрать из фонариков какой-нибудь рисунок, но с установкой придется повозиться.

ВОПРОС-ОТВЕТ

— Как выбрать наилучшую форму ДХО?

Вообще говоря, это дело вкуса. Но надо иметь в виду требование ГОСТ 41.87–99: суммарная площадь светящейся поверхности ДХО должна быть не менее 40 см². У прямоугольных фонарей ее нетрудно измерить линейкой, а вот круглый должен быть диаметром не менее 50 мм.

— Как самому подключить ДХО так, чтобы они загорались с включением зажигания, но не горели при включенных фарах?

Предложим пару простейших решений. В случае маломощных ДХО можно обойтись всего одним диодом, см. схему 1:

Для более сильноточных фонарей обратите внимание на схему 2: вам потребуется всего одно добавочное автомобильное реле с нормально замкнутыми контактами. В любом случае задача умельца — найти в бортовой сети провод, на который подается питание при включении зажигания, и еще один, идущий к лампочке габаритов или ближнего света. Если же вы приобрели изделие с электронным блоком, понадобится лишь сделать отвод от лампочки. А оставшиеся два провода подсоедините прямо к клеммам батареи. Не перепутайте полярность — она указана в инструкции.

— Какой корпус лучше — металлический или пластмассовый?

Корпуса ДХО изготавливают либо из алюминиевого сплава, либо из пластика. Так что ржаветь не будут. Но есть одна тонкость: светодиоды хоть и обладают высоким КПД, но греются довольно сильно, а перегрев резко сокращает срок службы. Стало быть, нужен хороший теплоотвод, а не «термос» с пластиковой оболочкой. Конечно, если потребляемый ток невелик — скажем, десятки миллиампер, — то рассеивать практически нечего. Но по-настоящему яркие ДХО потребляют уже многие сотни миллиампер, поэтому для них пластиковый кожух неприемлем. Впрочем, изготовители знают об этом. И если уж предлагают пластик, значит, нечего рассчитывать на силу света, соответствующую ГОСТУ. Скорее всего, это просто красивая побрякушка с огоньками.

— Не придерутся ли к самостоятельно установленным ДХО инспекторы ГИБДД?

Вопрос непростой. С одной стороны, в ПДД прямо говорится о недопустимости езды с ДХО вместо ближнего света фар. В другом документе — регламенте — столь же прямо запрещено вносить любые изменения в светотехнику автомобиля. Но мы же не заменяем стандартные фары чем-то иным, лишь добавляем новый набор. В общем, ситуация неоднозначная.

— Куда и как правильно крепить ДХО?

На сей счет есть четкие нормы в ГОСТ Р 41.48–2004, в соответствии с ними и придется выбирать место. Скорее всего, устанавливать будете в бампере или в пазах решетки радиатора. Разные ДХО и крепятся по-разному, поэтому сначала прикиньте, где их удастся разместить.

Читайте также:
Что означает трейд ин

Итак, наружный край ДХО следует расположить не далее 400 мм от края автомобиля, а между внутренними краями двух ДХО должно остаться минимум 600 мм (400 мм, если ширина вашей машины менее 1300 мм). Высота установки ДХО над грунтом задана весьма свободно: от 250 до 1500 мм, то есть можно и на капот прикрутить. Но не у ветрового стекла — не должно быть видимых отражений от того же капота!

— Как измерить силу света?

Для точного измерения силы света требуется специальное и довольно дорогое оборудование. Но приблизительно оценить ее можно и с помощью обычного люксметра. Для этого нужно измерить освещенность поверхности на определенном расстоянии от источника света известной силы и затем повторить то же для испытуемых приборов. Эта освещенность пропорциональна силе света. В нашем случае такой подход оправдан: все ДХО разделились на две группы: в одной сила света с запасом соответствует ГОСТу, в другой с еще большим «запасом» до него недотягивает.

Что такое дневные ходовые огни и для чего они предназначены?

Попытки повысить уровень безопасности на дорогах привели к появлению уведомляющих огней, которые сделали движущийся транспорт более заметным. Впервые ходовые огни дневного света появились около 40 лет назад в Скандинавских странах, где из-за климатических особенностей часто не хватает естественной освещённости в светлое время суток.

Спустя десятилетия наличие ходовых огней на автомобиле стало обязательным пунктом правил дорожного движения (ПДД) большинства стран мира, доказав тем самым свою эффективность. О том, что такое дневные ходовые огни и обо всём, что с ними связано, расскажет эта статья.

Что такое ДХО?

Дневные ходовые огни (ДХО) – это световые приборы, расположенные спереди автомобиля. Они предназначены для использования в светлое время суток. ДХО значительно улучшают видимость движущегося транспортного средства (ТС), тем самым снижая риск возникновение аварийных ситуаций. В англоязычной интерпретации ДХО именуют как DRL (Daytime running lights). Эта аббревиатура часто встречается на упаковках с промышленно выпускаемыми ходовыми огнями.

ГОСТ и ДХО

Установка устройств освещения и световой сигнализации на ТС регламентируется стандартом ГОСТ Р 41.48-2004. В разделе 6.19 «Дневной ходовой огонь» четко прописаны нормы по размещению световых приборов, их геометрической видимости и функциональной схеме подключения. В частности п.6.19.5 говорит о том, что излучаемый свет должен исходить под углом:

  • в горизонтальной плоскости – 20°;
  • в вертикальной плоскости – 10°.

Именно этот пункт часто нарушают водители при изготовлении и креплении ДХО своими руками. В итоге свет либо направлен в асфальт, не привлекая внимание встречных автомобилистов, либо слишком ослепляет их.

Допустимые расстояния по размещению ходовых огней наглядно показаны на рисунке. Включение (отключение) ходовых огней должно осуществляться автоматически при запуске (останове) двигателя (п.6.19.7). Также в электрической схеме должно быть учтено автоматическое отключение ДХО в момент, когда производится включение фар головного света.

ПДД и дневные ходовые огни

В России на законодательном уровне обязательное использование ДХО было утверждено в ноябре 2010 года. В связи с этим ПДД дополнены поправками, по которым весь движущийся транспорт должен иметь включённые ДХО, или фары ближнего света, или противотуманные фары.

Читайте также:
Что делать, если не пришло налоговое уведомление

Выбор источника света, выполняющего функцию ходовых огней, во многом определяется конструктивными особенностями автомобиля и его годом выпуска. Современные модели автомобилей оснащены штатными уведомляющими приборами на основе светодиодных модулей. Использование таких ДХО значительно экономит расход топлива и энергию аккумулятора при езде в городской местности.

По этой причине многие владельцы машин самостоятельно устанавливают готовые модульные ДХО или изготавливают их своими руками, избавляясь от недостатков ближнего света и противотуманок. Включение ближних огней приводит в действие подсветку приборной панели и габаритов, в результате чего возрастает нагрузка на аккумулятор и сокращается срок службы ламп. В свою очередь, противотуманные фары слепят водителей встречного транспорта, что является их главным минусом. По этой причине во многих странах их запрещено включать в условиях нормальной видимости.

Пункт 12.5 КоАП РФ содержит информацию о неисправностях и условиях, при которых запрещается эксплуатация ТС. В частности запрещено устанавливать световые приборы, режим работы которых не отвечает основным требованиям Положения, что влечет лишение прав сроком от 6 до 12 месяцев.

Особую бдительность следует проявить водителям общественного транспорта, а также при перевозке детей, опасных и негабаритных грузов. В соответствии со ст. 12.20 кодекса КоАП на территории РФ за езду в светлое время суток с выключенными ДХО предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей.

Установка и подключение ДХО

Придерживаясь схемы размещения, ходовые огни на авто вполне реально установить своими руками. Комплектация промышленно выпускаемых моделей, как правило, предусматривает наличие описания и деталей для быстрого монтажа и соединения с бортовой сетью машины. А вот с самостоятельно изготовленными фарами дневного света придётся повозиться. Особое внимание нужно уделить качеству и корректности подключения, чтобы избежать в будущем неприятностей с электропроводкой.

Схемы и варианты подключения дневных ходовых огней описаны в данной статье.

Что касается готовых сборок, то тут хорошо зарекомендовали себя светодиодные ДХО Philips. Они выгодно отличаются простотой монтажа, подходят ко многим маркам авто, имеют ударопрочный корпус и долгий срок службы. Единственный их недостаток – это цена, которая колеблется от 60 до 100$ за пару. Подводя итоги, хочется отметить, что на сегодняшний день дневные ходовые огни на автомобиле – это тандем, состоящий из практичности и безопасности. Благодаря их назначению, машина выделяется из общего движущегося потока, а их свет предотвращает потенциальные аварии.

Описание дневных ходовых огней

Дневные ходовые огни – обязательный элемент современной машины, который устанавливается почти на все модели по умолчанию. Этот тип освещения предназначен для выделения машины в потоке при езде в дневное время и улучшения ее видимости. Впервые использование ходовых огней было введено в Скандинавии, после стало использоваться во многих странах. В России обязательно включение света днем обязательно с 2010 года.

Что такое дневные ходовые огни

Дневные ходовые огни – расшифровка аббревиатуры ДХО или DRL. Определение звучит так: это часть системы светового оборудования, представляющая собой устройство, расположенное в передней части машины. Его основное назначение – улучшение видимости передвигающихся транспортных средств в светлое время суток.

После внесения изменения в Правила дорожного движения включение световых приборов днем обязательно. В качестве ходовых огней допускается использовать несколько основных вариантов:

    Отдельные ДХО, изначально входящие в конструкцию или установленные дополнительно с соблюдением норм. Чаще всего это светодиодный источник света в виде полосок или фар, который имеет большую яркость и виден издалека. При этом диоды потребляют мало энергии и имеют большой ресурс, что позволяет сэкономить на замене лампочек.

Читайте также:
Что нужно, чтобы поменять права

Кстати! Во многих европейских странах применять противотуманки днем нельзя. Этот момент нужно уточнить при выезде за границу.

Понимая, что такое дневные ходовые огни на автомобиле и для чего они предназначены, можно выбрать лучший вариант использования, подходящий больше всего. Главное – не забывать включать свет, если это нужно делать в начале движения.

Преимущества и недостатки ходовых огней

Отдельные ходовые огни имеют особенности, у них есть как плюсы, так и минусы, которые надо учесть. Достоинства таковы:

  1. Видимость машины хорошая, так как в ДХО используются яркие светодиодные лампочки. Они выделяют авто в любую погоду, в том числе и в яркий солнечный день.
  2. Затраты электричества минимальны, диоды требуют минимум энергии. Это снижает нагрузку на аккумуляторную батарею, генератор и систему в целом.
  3. Огни загораются автоматически при запуске двигателя и гаснут после его остановки. Водитель не забудет включить свет в начале движения, что исключит штрафы и обеспечит необходимую безопасность.
  4. Ресурс светодиодов составляет от 40 000 часов и больше. Это самый долговечный вариант, он будет служить много лет и не потребует периодической замены лампочек. Кроме того, диоды сохраняют характеристики на протяжении всего срока службы, свет со временем не становится тусклым и не меняет своих показателей.
  5. Штатные и самостоятельно установленные элементы (при условии правильного монтажа) улучшают внешний вид машины и делают его современнее. Во многих моделях это светодиодный блок особой формы, который служит украшением авто.

Есть у этого варианта недостатки, которые надо учесть, в основном они касаются ситуаций, когда ходовые огни устанавливаются самостоятельно:

  1. Оборудование машины ДХО разрешается только после согласования установки элементов в установленном порядке. А это большие затраты времени и значительные материальные расходы. Если установить огни самостоятельно, инспектор ДПС может выписать штраф, даже если все требования фактически соблюдены.
  2. Цена качественного комплекта составляет около 10 000 рублей, а зачастую даже больше. Дешевые не отличаются надежностью, часто возникают проблемы с нормальной работой, а ресурс в разы меньше заявленного.
  3. Расположить источники света в передней части, чтобы они смотрелись красиво, бывает сложно. Это связано и с конструкцией передней части, которая не предусматривается дополнительных огней, и с рядом требований, которые надо соблюсти.

Если на модели авто в некоторых версиях устанавливались ходовые огни, проще всего купить бывшее в употреблении оборудование и поставить в штатное место. В этом случае ничего согласовывать не придется.

Чем отличаются от габаритов

Многие водители включают вместо ходовых огней габариты. Это нарушение правил, за которое может быть выписан штраф в 500 рублей. Яркость габаритного освещения намного ниже и оно не обеспечивает нужной видимости машины днем, так как рассчитано на сумерки и темное время суток. Назначение габаритов – обозначение стоящей на неосвещенной обочине машины, чтобы обратить внимание других водителей и исключить столкновение.

Ходовые огни должны быть яркими, в этом их главное отличие от габаритов. Они располагаются только в передней части авто, в то время как габаритные огни должны быть и сзади, а при большой длине транспортного средства и сбоку.

ДХО можно использовать как альтернативу габаритам при стоянке в темное время. Правилами это разрешено.

Как выбрать ходовые огни

Чтобы данный элемент был не только функциональным, но и привлекательным внешне, нужно помнить несколько простых рекомендаций и руководствоваться схемой:

    Подбирается место расположения в соответствии с параметрами, указанными на картинке. Чаще всего возникают проблемы с расстоянием между огнями, так как в некоторых моделях выдержать 600 мм сложно. В этом случае нужно согласовать другое положение перед монтажом.

Читайте также:
За что несет ответственность старший машины

В комплекте обязательно должна быть схема подключения дневных ходовых огней. Важно соблюдать ее и присоединить дополнительные элементы правильно.

Дневные ходовые огни повышают безопасность движения и улучшают видимость машины в дневное время. Если нет штатных ДХО, можно использовать ближний, дальний свет или противотуманные фары. Любые нарушения влекут наложение штрафа, поэтому освещение должно включаться при запуске мотора.

Что такое дневные ходовые огни на автомобиле?

  • На какие типы делятся дневные ходовые огни
  • Ближний свет
  • Дальний свет
  • Противотуманные фары
  • Независимые фары
  • О чем говорится в законе
  • Производители

Дневные ходовые огни на авто — это особый род автомобильных осветительных устройств, основная функция которых заключается в выделении транспортного средства на фоне дорожного движения. Они делают авто более заметным для всех участников дорожного движения, что ощутимо снижает количество дорожно-транспортных происшествий. Статистика говорит сама за себя: после того как в 2010 году было принято постановление, которое предписывало всем автомобилистам на территории Российской Федерации в обязательном порядке ездить с включенными дневными ходовыми огнями в светлое время суток, количество ДТП, которое фиксируется в этот промежуток времени, снизилось почти в 1,5 раза.

Дневные ходовые огни на авто

Таким образом, дневные ходовые огни показали себя в достаточной мере эффективными. Сейчас они активно приобретаются и используются автомобилистами.

Многие, кстати, ошибочно путают дневные ходовые огни авто с габаритными огнями транспортного средства. Однако ничего общего в них нет. Габаритные огни — это небольшие светильники красного или схожего с ним цвета. Они устанавливаются на угловые и выступающие точки авто, чтобы дать возможность другим участникам дорожного движения четко зафиксировать его габариты и положение в темноте. ДХО, в свою очередь, функционируют исключительно во время езды автомобиля.

Ходовые огни на автомобиле

На какие типы делятся дневные ходовые огни

Есть перечень приборов, которые принимаются в качестве дневных ходовых огней на авто в большинстве государств. В этот перечень входят:

  • Фары ближнего света.
  • Фары дальнего света с пониженными показателями напряжения. Стандартные фары дальнего света не подпадают под такое определение, как «дневные ходовые огни».
  • Противотуманные фары.
  • Независимые передние осветительные приборы.

Стоит также отметить, что большинство вышеприведенных разновидностей представлено на современном рынке огромным количеством моделей, а потому выбирать вам придется из большого ассортимента. Но по возможности предпочтение стоит отдавать тем осветительным прибором, которые имеют отдельную и независимую систему подключения.

Как правило, такие устройства отличаются пониженными энергозатратами, отсутствием бликов во время работы и многими другими полезными свойствами. Тем не менее их цена может превзойти ваши ожидания.

Ближний свет

Фары ближнего света в качестве ДХО на авто сейчас вызывают множество противоречий между специалистами разных стран. В некоторых европейских государствах они все же разрешены как дневные габаритные огни, но большинство выставляет также и дополнительные условия их эксплуатации.

В нашей стране фары ближнего света могут заменять дневные ходовые огни авто.

Дальний свет

Фары дальнего света в качестве дневных ходовых огней на автомобиле получили достаточную распространенность по ту сторону атлантического океана. Но стоит уточнить, что многие владельцы транспортных средств в основном используют для этих целей приглушенный вариант фар дальнего света — они должны быть ярче фар ближнего света, но темнее самих себя, работающих в обычно режиме. Сейчас идея использования фар дальнего света в качестве дневных ходовых огней на автомобиле все чаще подвергается активной критике. Это обусловлено мнением большинства автомобилистов о том, что такие осветительные устройства должны быть экономными и практически не расходовать топливо (а о фарах дальнего света такого сказать нельзя), а также о том, что, несмотря на хорошую яркость, такие дневные ходовые огни авто плохо обозначают пешеходов и велосипедистов, которые также передвигаются по дороге.

Читайте также:
Что делать, если ДПС остановили без причины

Реле ДХО 30: дальний свет на 30% с автоматическим включением

Противотуманные фары

Противотуманные фары — это наиболее противоречивая разновидность светильников, которые могут быть использованы в качестве дневных ходовых огней на автомобиле. Согласно российским ПДД, такое вождение совершенно законно. Противотуманные фары разрешены и могут быть использованы в роли ходовых огней, однако во многих других странах подобная эксплуатация запрещается. Это обусловлено тем, что большинство иностранных специалистов убеждены, то такие весьма специфические приборы, как противотуманные фары, должны быть использованы только по своему прямому назначению — в качестве дополнительных фар ближнего света в туманную, дождливую или же снежную погоду.

Противотуманные фары вместо ходовых огней

Независимые фары

Такие осветительные устройства также пользуются достаточно большой популярностью. Это явление обусловлено множеством факторов: начиная от низких энергозатрат и заканчивая простотой установки и приятными ценами. В последнее время достаточно популярными для установки на автомобиле стали светодиодные фонари, используемые в качестве дневных ходовых огней. Они значительно более эффективны с очки зрения потребления электроэнергии и выдают стабильный яркий белый свет вне зависимости от обстоятельств. Также стоит отметить, что подобного рода ходовые огни очень эффективны в создании оригинального дизайна транспортного средства. Автовладелец сам получает возможность решать, какими должны быть рисунки внутри его фар, и выкладывает светодиодную ленту соответствующим образом.

Выбирая, какими должны быть ваши дневные ходовые огни, не стоит забывать о том, что правила их установки и эксплуатации строго регламентируются ГОСТом и ПДД Российской федерации.

О чем говорится в законе

В нашей стране момент установки ДХО на авто четко прописывается в ГОСТе и в ПДД. Закон строго предписывает всем владельцам легковых авто ездить в дневное время с включенными дневными ходовыми огнями.

Также в нормативном акте прописаны четкие правила их установки. Например, дневные ходовые огни должны располагаться на расстоянии не более 1,5 метров над землей. Они должны быть симметричны относительно главной оси автомобиля и не выступать за его внешние габариты. Также в законе указывается, что таких огней должно быть строго 2, и находиться им следует только спереди транспортного средства (и светить по ходу его движения).

Расположение ДХО согласно ГОСТ Р 41.48-2004

Производители

Сегодня производством дневных ходовых огней занимается множество компаний по всему миру. Однако из представленных на российском рынке внимания заслуживают лишь немногие, а именно:

  • Philips. Один из «монстров» на поприще изготовления светотехнических устройств. Занимается выпуском всех видов ДХО для автомобилей любых марок и типов.

Светодиодные ДХО Philips DaylightGuide

  • Osram. Если вы хотите подобрать себе стильные и максимально экономичные светильники, выбирайте из числа продуктов компании Osram. Вся их техника характеризуется изящным дизайном и низкими энергозатратами.

Дневные ходовые огни Osram Ledriving 301

  • Hella. Образец долговечности. Если вы хотите снабдить своего железного коня осветительными приборами высочайшего качества и не возвращаться к этой проблеме долгие годы, продукция Hella — именно для вас.

Дневные ходовые огни Hella LEDayline

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: