Что относится к детским удерживающим устройствам

Детские удерживающие устройства в ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о детских удерживающих устройствах и системах, которые могут использоваться в соответствии с ПДД в 2021 году.

Напомню, что с 12 июля 2017 года вступила в силу очередная редакция правил дорожного движения, рассмотренная в отдельной статье. Из правил исключена возможность использования иных средств при перевозке детей.

В связи с этим у водителей возникли вопросы по поводу того, как определить, являются ли имеющиеся у них устройства детскими удерживающими с точки зрения ПДД. В основном этот вопрос касается так называемых бустеров и адаптеров фэст.

Рассмотрим данный вопрос подробнее:

Классификация устройств для перевозки детей

Рассмотрим самые популярные разновидности устройств, представленные на рисунке выше:

  • Детская люлька – предназначена для перевозки детей в лежачем положении.
  • Детское кресло – предназначено для перевозки детей сидя. Представляет собой полноценное кресло, оборудованное ремнями безопасности для ребенка. Такая конструкция позволяет надежно зафиксировать ребенка. Кресло защищает ребенка в том числе и сбоку.
  • Бустер – представляет собой непосредственно сиденье, без спинки. Приподнимает ребенка относительно сиденья в автомобиле и позволяет пристегнуть ребенка штатным ремнем безопасности.
  • Адаптер (чаще всего от фирмы ФЭСТ) – представляет собой треугольную накладку, которая устанавливается на штатные ремни безопасности. Позволяет отвести верхнюю часть ремня от шеи ребенка.

В данной статье мы не будет вдаваться в подробности того, какие из устройств лучше защищают ребенка. Эта тема заслуживает отдельного обсуждения.

Главный вопрос на сегодня, какие из перечисленных устройств являются детскими удерживающими т.е. разрешены для перевозки детей? Можно ли использовать бустеры и треугольники при перевозке детей и не повлечет ли это штрафа?

Какие детские удерживающие устройства разрешены ГИБДД?

Рассмотрим пункт 22.9 правил дорожного движения, в котором речь идет про удерживающие системы:

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX * , должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

* Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств”.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Прочих упоминаний детских удерживающих устройств в правилах нет, поэтому обратимся к тексту регламента Таможенного союза ТР РС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств”, ссылка на который приведена в пункте 22.9. В приложении №10 к этому документу размещается перечень требований к типам компонентов транспортных средств.

N п/п Компоненты транспортного средства Требования или наименование документа, содержащего требования
.
35. Удерживающие устройства для детей Правила ЕЭК ООН N 44-04

Таким образом, технический регламент дает ссылку на еще один документ – Правила ЕЭК ООН N 44-04. Эти правила в редакции от 13 февраля 2014 года можно найти на сайте unece.org.

Данный документ имеет достаточно большой объем. В нем описаны разнообразные варианты детских удерживающих устройств, а также правила, которые применяются при их проверке на безопасность.

Рассматривать его подробно в рамках данной статьи мы не будем, при желании Вы можете сделать это самостоятельно.

Тем не менее приведу важный вывод, который можно сделать после изучения Правил ЕЭК ООН N 44-04: устройство любой конструкции, из приведенных на рисунке в начале статьи, может соответствовать требованиям данного документа.

Кроме того есть и еще одно важное условие, которому должно соответствовать детское удерживающее устройство.

Как подтвердить, что устройство является детским удерживающим?

Самым важным условием, которое позволяет использовать устройство для перевозки детей, является наличие сертификата, подтверждающего соответствие кресла, бустера или адаптера требованиям ЕЭК ООН N 44-04.

Так что если Вы перевозите ребенка в автомобиле, то проверьте, что на имеющееся у Вас оборудование подобный сертификат выдан. Обычно копия сертификата прилагается к детскому удерживающему устройству при его покупке. Если такого документа нет, то рекомендую обратиться к производителю оборудования (это можно сделать через Интернет) и попросить его выслать копию указанного документа.

Копия сертификата соответствия при остановке сотрудником ГИБДД поможет Вам быстро доказать, что оборудование является детским удерживающим устройством. Т.е. копия сертификата помогает избежать штрафа за отсутствие детского кресла:

Тем не менее имейте в виду, что устройства разных типов, прошедшие сертификацию, могут обеспечивать разную степень защиты в случае ДТП. Поэтому при покупке детского удерживающего устройства на это также следует обратить внимание.

Что относится к детским удерживающим устройствам

Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в связи с наступлением сезона летнего отдыха считает актуальным обратить внимание родителей, путешествующих с детьми, на необходимость использования детских удерживающих устройств, соответствующих требованиям безопасности.

Читайте также:
Что делать, если потерял водительское удостоверение

Требования по безопасности к удерживающим устройствам для детей установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Согласно ТР ТС 018/2011 удерживающие устройства для детей отнесены к компонентам транспортных средств и на этом основании входят в перечень объектов технического регулирования. Подтверждение соответствия детских удерживающих устройств требованиям ТР ТС 018/2011 осуществляется в форме обязательной сертификации, по результатам которой выдается сертификат соответствия.

Изменения правил дорожного движения, связанные с особенностями перевозки несовершеннолетних пассажиров в автомобилях, вступили в силу с 12.07.2017 г. Ранее существовали единые правила для перевозки детей младше 12лет в транспортных средствах. Новая редакция Правил дорожного движения предусматривает разные правила для перевозки детей разных возрастов.

Если ребенок младше 7 лет едет в автомобиле, конструкцией которого предусмотрены ремни безопасности или система ISOFIX, то такой ребенок должен находиться в детском кресле (или детском удерживающем устройстве другого типа).

Если ребенок от 7 до 11 лет едет на переднем сиденье легкового автомобиля, оборудованного ремнями безопасности или системой ISOFIX, то он должен находиться в детском кресле или в другом удерживающем устройстве.

Если ребенок от 7до 11 лет едет на заднем сиденье легкового автомобиля или в кабине грузовика, то он должен либо находиться в детском удерживающем устройстве, либо быть пристегнут ремнем безопасности без кресла.

Ранее Правила дорожного движения требовали, чтобы в автомобиле использовались только детские удерживающие устройства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Однако современные детские кресла пристегиваются по стандарту ISOFIX, который не требует использования штатных ремней.

Для обеспечения прав потребителей на получение полной и достоверной информации о данном виде товара, Управление предлагает ознакомиться с информацией, которая должна помочь сделать правильный выбор при покупке детских удерживающих устройств.

Детские удерживающие устройства могут быть двух типов: цельные и нецельные.

Цельные удерживающие устройства. Представляют собой комплект всех элементов, необходимых для фиксирования ребенка в устройстве. Примеры: люльки, автокресла.

Нецельные удерживающие устройства. Включают в себя частичное удерживающее устройство, которое используется в сочетании с ремнем безопасности для взрослых и в совокупности образует детское удерживающее устройство в комплекте. Примеры: бустеры и адаптеры для ремня безопасности.

Для безопасной перевозки детей в удерживающих устройствах необходимы:

максимальная защита ребенка от травм в случае столкновения, экстренного торможения, резкого маневра, а также минимальная возможность травмирования водителя и (или) пассажиров; удобство и комфорт для малыша, достаточные чтобы он не капризничал и не отвлекал водителя от управления; простая и быстрая посадка ребенка в автомобиль и высадка из него.

Приобретать детские удерживающие устройства следует в специализированных магазинах, имеющих большой ассортимент данной продукции и квалифицированных продавцов, которые помогут сделать правильный выбор

Перед посещением магазина необходимо уточнить вес ребенка – на устройстве указывается, для какого диапазона весов оно предназначено. Не покупайте автокресло «на вырост», если вес малыша еще не достаточен для этого устройства – в этом случае нельзя гарантировать необходимую безопасность.

Группы детских удерживающих устройств, определяющие их назначение для детей с различным весом, установлены в соответствии с Европейскими нормами безопасности ЕСЕ-R44/03. Они обозначаются цифрами:

Как выбрать детское автокресло

Чтобы было безопасно и удобно

Наш сын Миша родился в июле 2016 года. С того момента мы сменили три автокресла, а к зиме 2020/2021 года будем покупать новое. Это не транжирство, а ошибки неопытных родителей.

Первое кресло — автолюльку — мы купили с ходу и вообще не выбирая: тогда у нас еще не было машины. Ребенок в этой люльке проехал всего четыре раза. Второе автокресло нам купил дед, но оно оказалось неудачным: не было дополнительной защиты и положения для сна. Третье автокресло мы с мужем выбирали сами, на поиски ушло две недели.

В статье расскажу, на что мы обращали внимание при выборе автокресла, зачем они вообще нужны и какими бывают. Надеюсь, кому-то это поможет выбрать безопасный и удобный вариант для ребенка.

Не автокресло, а удерживающее устройство

Термин «детское автокресло» не универсальный и отчасти даже неправильный. Но, так как он всем привычен, в статье я буду употреблять именно его.

На самом деле все эти штуки для перевозки детей в машине называются детскими удерживающими системами или устройствами. Это различные лямки, ремни, пряжки и сиденья, которые крепятся к внутренней части кузова машины.

Общая цель всех устройств — ограничить подвижность ребенка и тем самым снизить риски травм в случае аварий.

Зачем нужны детские автокресла

Детские автокресла нужны, чтобы обезопасить ребенка в машине. По данным статистики ГИБДД, в 2019 году в России произошло 9361 ДТП с участием детей-пассажиров. При этом 359 детей погибли и 11 007 детей были ранены. И это только официальные данные.

Педиатр Анна Левадная в «Инстаграме» опубликовала наглядное видео, почему нельзя возить детей в машине без кресла или на руках. Врач пишет, что использовать автокресло нужно уже при выписке из роддома — оно не пригодится, только если вы везете ребенка домой в коляске.

Читайте также:
Что бывает за тонировку передних стекол

По правилам дорожного движения детей с рождения и до 7 лет в машинах нужно перевозить только с помощью детских удерживающих устройств. От 7 до 11 лет на заднем сидении можно перевозить в удерживающих устройствах или просто пристегнуть ремнём безопасности. На переднем сидении — только с помощью детских удерживающих устройств.

Требование одинаково для любых автомобилей — и для личных, и для такси. За несоблюдение правил водителя оштрафуют на 3000 Р . Для должностных и юридических лиц сумма штрафа в разы больше: 25 000 Р и 100 000 Р соответственно.

минимальный штраф за провоз ребенка без кресла

Какими бывают автокресла

Все автокресла делятся на пять групп в зависимости от массы ребенка.

Группы автокресел

Вес ребенка Примерный возраст ребенка
Менее 10 кг С рождения до 6–7 месяцев
0+ Менее 13 кг С рождения до года
1 9—18 кг С 9 месяцев до 4 лет
2 15—25 кг 3—7 лет
3 22—36 кг 6—12 лет

На рынке также есть комбинированные модели, которые иногда называют группой 1—2—3 , в теории они подходят детям от 9 месяцев до 12 лет. Наше второе кресло было как раз таким, его купил мой папа. Такое кресло как бы «растет» вместе с ребенком. Со временем родители регулируют положение подголовника, снимают вкладыши для малышей и меняют ремни.

Но у таких кресел есть недостатки. В интернете мы прочитали, что иногда они менее безопасны. Это просто объяснить: у малыша в год и ребенка в 12 лет огромная разница в весе, росте и комплекции. Производитель вынужден это учитывать и находить какие-то усредненные параметры креплений, пластика и прочих технических решений.

При этом есть кресла групп 1—2—3 с хорошими оценками безопасности. Но такие, как правило, стоят дорого — обычно от 20 000 Р и выше.

Крепления кресла к автомобилю. Два самых популярных типа крепления — при помощи штатного автомобильного ремня и через систему изофикс. Крепление автомобильным ремнем — самый распространенный способ, он подойдет для любой машины. Тут существует только одно требование: длина ремня должна быть 215 см или больше. Иногда в креслах есть специальные направляющие, которые помогают правильно разместить ремень безопасности.

Изофикс — это специальные крепления, которые как бы приварены к кузову автомобиля. С ними автокресло держится жестче, чем с обычным ремнем безопасности. Соответственно, безопасность таких моделей выше. Однако изофикс есть не в каждой машине — перед покупкой кресла надо выяснить, сможете ли вы поставить такое в свой автомобиль.

Также бывают комбинированные варианты. Например, некоторые кресла группы 2—3 можно ставить на изофикс, но ребенка в них нужно фиксировать уже штатным ремнем. Мы тоже используем обычный ремень — крепим им «столик безопасности». О нем я расскажу в следующем блоке.

Способы фиксации ребенка. Ребенок в кресле обязательно должен быть пристегнут. Для этого используют ремни или «столики безопасности».

Ремни — наиболее популярный способ крепления, они бывают штатными автомобильными или внутренними, которые прикреплены к креслу. Внутренние ремни, в свою очередь, делятся на трехточечные и пятиточечные. Трехточечный ремень соприкасается с самим креслом в трех точках — в районе плеч и между ног. Когда ремень пятиточечный, к этим трем добавляются еще две точки в районе пояса.

«Столик безопасности» называют ударным щитом. Это такая твердая конструкция, которая прикрывает грудь, живот и пах ребенка. Он используется вместо ремней.

Производители уверяют, что в случае фронтального удара ребенок как бы облокачивается на столик всей поверхностью от груди до таза и энергия удара распространяется равномернее. В креслах с ремнями нагрузка приходится на те места, в которых ремень соприкасается с телом ребенка.

Внутренние ремни и столик используют с рождения и примерно до 4—5 лет , то есть тогда, когда ребенок меньше 18 кг и 105 см. Позже использовать их становится опасно — ремни могут не выдержать нагрузки при аварии, а столик не дает нужной защиты из-за большого роста. Поэтому после 4—5 лет надо использовать уже штатный ремень безопасности машины. При этом важно, чтобы лямка проходила через плечо, а не через шею.

Типы автокресел

Чаще всего в магазинах можно встретить три типа кресел: автолюльки, обычные кресла и бустеры.

Автолюльки предназначены для малышей до года. Они относятся к группам 0 и 0+. Дети в этом возрасте еще не могут сидеть, поэтому в машине едут лежа. В люльке ребенка пристегивают внутренними ремнями, а само кресло фиксируют штатным ремнем безопасности или ставят на специальную базу с креплениями изофикс, которую нужно покупать отдельно.

Автолюльки устанавливают спиной вперед против хода движения — это самый безопасный способ для неокрепшего позвоночника ребенка. При этом, если вы хотите поставить люльку с малышом на переднее сиденье, нужно обязательно отключить фронтальную подушку безопасности: если она сработает, ребенок может пострадать от удара.

Автолюлька — суперудобная штука для переноски детей, ее редко оставляют в машине. Почти все мои знакомые кладут малышей в люльку еще в квартире, в ней же несут в машину. Прямо в люльке можно занести ребенка в кабинет педиатра, а в гипермаркетах — ставить ее в тележку для продуктов. Также у люльки полукруглая нижняя часть, благодаря которой ребенка удобно укачивать.

Иногда автолюльки идут в комплекте с колясками — такие коляски называются «3 в 1». В таком случае люльку снимают с шасси коляски и закрепляют в машине.

В целом автолюлька с коляской — это удобно и легко для родителей, но есть нюансы. Врачи не рекомендуют долго возить ребенка в таком автокресле вместо классической горизонтальной люльки — это вредно для формирования позвоночника. К тому же автолюльки от колясок чаще всего относятся к группе 0 — они меньше по размерам и подходят для детей не тяжелее 10 кг. Поэтому уже в 7—8 месяцев родителям приходится покупать другую автолюльку.

Стандартные кресла — самый популярный вид устройств, потому что они подходят для детей от года или даже чуть раньше и до 11 лет. В зависимости от моделей они относятся к группам 1 или 2—3. Могут быть совмещенные варианты группы 1—2—3.

Примерно от года и до четырех лет ребенка в стандартных креслах фиксируют внутренними ремнями или используют «столики безопасности». После четырех лет детей пристегивают штатными ремнями безопасности. Крепление к машине стандартное — с помощью ремня безопасности или системы изофикс.

В таких креслах дети едут сидя или полулежа, если наклон для сна предусмотрен конструкцией самого кресла. Их можно устанавливать и по ходу движения, и против него — это также зависит от конструкции.

При этом врачи рекомендуют возить детей до 12 лет на заднем сидении. Если ребенок едет на переднем кресле, нужно отключать подушку безопасности. Как объясняет педиатр Анна Левадная, при аварии место ее раскрытия рассчитано на область груди взрослого человека. Ребенку же удар придется на голову.

Качественное кресло — это не просто спинка с ремнями и сидением. У него должна быть боковая защита — специальные упоры на спинке, которые гасят удар, если он пришелся сбоку. Углубленный подголовник с длинными боковыми стенками не позволит голове ребенка сместиться вбок и удариться о стекло.

Бустеры внешне не похожи на обычное кресло — у них нет спинки, есть только сиденье. Ребенок с ним сидит выше и поэтому может пользоваться взрослым ремнем безопасности. Но так как у бустеров нет спинки, то нет и дополнительной боковой защиты — это небезопасно.

Кроме люлек, кресел и бустеров в магазинах также встречаются дополнительные устройства, например адаптеры ремней, надувные и бескаркасные кресла. Однако это сложно считать устройством безопасности.

В 2014 году в передаче «Главная дорога» провели тесты таких устройств на куклах: в результате были возможные сотрясения мозга, переломы позвоночника и тазобедренных суставов, повреждения внутренних органов и удушье от лямок. Мой сын однажды вынужден был ехать в бескаркасном кресле, и мне было страшно.

Ремни опасности: направляющие автолямок повышают риск детских травм в ДТП

Роскачество борется с нелегальными приспособлениями для «безопасности» ребенка в автомобиле и призывает отказаться от направляющих лямок, «треугольников», адаптеров ФЭСТ.

Содержание

«Треугольники» – нелегальный товар

Согласно проведенному Роскачеством опросу, около 20% автомобилистов считают направляющие лямки, они же адаптеры «треугольник», они же ремни ФЭСТ, достойной альтернативой каркасному детскому креслу.

И если одни автомобилисты покупают «треугольник», чтобы сэкономить на полноценном детском кресле, то другие «на всякий случай» дополняют кресло направляющими лямками в надежде обеспечить дополнительную защиту ребенку. Однако на самом деле, пользуясь подобными «аксессуарами», они подвергают ребенка опасности.

Росстандарт не раз предупреждал, что такие автомобильные детские удерживающие устройства (ДУУ) небезопасны, а потому запрещены.

– «Адаптеры», «треугольники», «бескаркасные детские кресла», «корректоры лямок ремней безопасности» и т. д., согласно положениям Правил ЕЭК ООН № 44-04, классифицируются как «направляющая лямка». Сертификация и реализация их является нарушением технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Правил ЕЭК ООН № 44-04, – рассказывает начальник отдела государственного надзора и контроля Управления метрологии, государственного контроля и надзора Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарта Карен Тадевосян.

Как правильно перевозить ребенка в авто?

Росстандарт при поддержке ГИБДД выпустил методичку о безопасной перевозке детей, где говорится, что допустимыми удерживающими устройствами являются только каркасные детские кресла и бустеры (если речь идет о детях более старшего возраста, весом от 36 кг).

«Направляющие лямки», «бескаркасные детские кресла» и перевозка ребенка на руках небезопасны и не являются аналогами детского кресла.

Как позиционируются «треугольники» и что с ними не так?

В силу маленького роста ребенка лямки автомобильного ремня безопасности на нем лежат не так, как на взрослом человеке. Например, верхняя лямка идет не по ключице, а по шее, из-за чего в случае резкого торможения ребенок может просто задохнуться. «Треугольник» якобы перенаправляет лямки таким образом, чтобы они подходили под рост ребенка. Однако тут есть два существенных нюанса. Во-первых, недопустимо возить малыша, пристегнутого обычным ремнем безопасности (с адаптером и без), потому что ребенок должен сидеть только в каркасном автокресле, где система крепления и направления лямок продумана и протестирована на соответствие Правилам ЕЭК ООН № 44-04 (для детей постарше допустим бустер). Во-вторых, испытания Росстандарта с манекеном 6-летнего ребенка, проведенные на автополигоне НАМИ, показали, что при внезапном торможении или ударе «треугольник» не только не спасает от травм, но и наносит их: из-за того, что поясная лямка подтягивается вверх, при торможении все давление приходится на область живота. И если верхняя часть тела защищена ребрами, а нижняя бедрами, то жизненно важные органы брюшной полости максимально уязвимы.

Фото с испытаний «треугольника» (из методички Росстандарта)

Несмотря на незаконность таких суррогатов детских удерживающих устройств, они широко продаются как в интернете, так и в магазинах детских товаров, на заправках, в автомобильных магазинах и супермаркетах.

– С марта 2019 года общероссийская Общественная организация поддержки материнства и детства «Совет матерей» в партнерстве с Росстандартом проводит всероссийскую акцию «Спаси ребенка», направленную на прекращение производства, продажи и использования в России суррогатов детских удерживающих устройств («корректоров лямок ремней безопасности», «адаптеров», «фиксаторов», «бескаркасных автокресел», «треугольников», «направляющих лямок» и др.). За время проведения акции выявлено более 220 продавцов таких псевдоудерживающих устройств: это онлайн- и офлайн-магазины, в которых можно приобрести «треугольники» или «бескаркасные автокресла».

Основная проблема, с которой сталкиваются волонтеры, – сложность идентификации таких продавцов и получения их регистрационных данных для последующей передачи сведений в надзорные органы для проведения проверки.

С февраля 2021 года мы открыто называем производителей и продавцов, которые в погоне за прибылью ставят под угрозу жизнь и здоровье детей.

«У нас есть сертификаты»: как запрещенный товар попадает на полки магазинов

Специалисты Роскачества нашли «треугольники» практически на всех маркетплейсах: от «Алиэкспресса» до Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркета». Продаются они и в торговых сетях: например, мы нашли такой адаптер в магазине OBI.

Мы связались с представителями площадок и получили самые разные ответы. Первое, что бросается в глаза, зачастую сертификаты продавец предоставляет не в обязательном порядке, перед тем как начать продавать товар на площадке, а по требованию.

В Wildberries сообщили, что ответственность за товар несет не площадка, а продавец.

– Вся информация о характеристиках и другая установленная законодательством РФ информация в отношении товара публикуется, изменяется исключительно продавцом, который имеет непосредственный доступ к карточке каждого товара, ему принадлежащего. Он же несет ответственность за наличие законных прав на использование товарных знаков, наличие сопроводительной документации, комплектности и за качество поставляемых товаров, – рассказали представители Wildberries.

«Яндекс.Маркет» в ответ на наше обращение запросил у продавца ДУУ ТМ «Крошка Я» сертификат. В ответ продавец сертификат прислал, сообщив, что товар никак не нарушает закон.

В OBI нам сообщили следующее:

– Детское фиксирующее устройство является любительским аксессуаром, на упаковке размещена информация по его использованию только с автокреслом и бустером, продукт не является детским удерживающим устройством. На упаковке прописано, что это детское фиксирующее устройство, и показано, как его правильно применять. Там также указано, что товар не подлежит обязательной сертификации, – рассказал представитель магазина.

Специалисты Роскачества обратили внимание на то, что покупатель интернет-магазина не может ознакомиться с упаковкой заранее и прочитать более подробную информацию об использовании.

Ozon сразу же скрыл из поиска все небезопасные ДУУ.

Однако спустя несколько недель эксперты Роскачества обнаружили на площадке новых продавцов «треугольников». При этом представители «Озона» сообщили, что запрашивают у продавцов сертификаты соответствия в начале сотрудничества и когда появляются сомнения. В случае, когда продавец не может их предоставить, сразу принимаются меры: товар изымается из продажи, рейтинг продавца (который влияет на его место в поисковой выдаче) падает. Но если представители площадки запрашивают сертификаты сразу, то как же на онлайн-полки попадают запрещенные для сертификации товары?

– Большинство магазинов вообще не занимается проверкой продукции и выступает в качестве площадки: это касается как онлайн-, так и офлайн-магазинов. Поскольку такие товары запрещены ТР ТС, каждый, кто продает суррогаты ДУУ, нарушает закон.

Что касается «наличия сертификатов», то, к сожалению, сейчас существует очень много поддельных документов. Например, недавно была история. Один из органов по сертификации – в нем работали директор и всего три специалиста – за несколько дней оформил несколько тысяч сертификатов! Оформил их, сославшись на протоколы результатов испытаний одной казахской лаборатории. При этом представители данной лаборатории, случайно узнав о существовании таких сертификатов, сообщили нам, что никаких протоколов они не выдавали.

В конце концов, оформить несколько тысяч сертификатов за такой короткий срок просто физически невозможно, ведь, прежде чем легально сертифицировать продукцию, нужно ее проверить, побывать на производстве и т. д. То есть все эти сертификаты были выданы незаконно. Разумеется, этот орган по сертификации был закрыт.

Или вот случай, как на бескаркасные детские кресла было представлено аж два сертификата. Первый – чистая подделка, второй – просто оформлен на другое ДУУ. Сейчас этим вопросом занимаются правоохранительные органы.

Поэтому бороться нужно не только с суррогатами ДУУ, но и с сертифицирующими органами, выдающими сертификаты нелегально! Росаккредитация в прошлом году прекратила работу около 200 органов по сертификации. Рассматривается и другая мера: на каждого специалиста по сертификации будет выделяться определенная квота, то есть он сможет выдавать ограниченное количество сертификатов за определенный промежуток времени. Таким образом, он никак не сможет внести в базу тысячи сертификатов за сутки.

В Роскачестве изучили сертификат, предоставленный крупным маркетплейсом.
В документе указано, что сертификат выдало ООО «Международный центр сертификации», находящееся в Ереване. Также указано, что сертификат выдан на детское удерживающее устройство. В качестве владельца сертификата указан предприниматель из Димитровграда. На сертификате есть единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Евразийского экономического союза.

Вся продукция, выпущенная в течение срока действия сертификата, является легальной (при условии легальности сертификата), даже если срок действия самого документа истек.

Карен Тадевосян поясняет, что действие техрегламента распространяется на всю территорию Таможенного союза, включая Армению.

И поскольку сертификация «треугольников» как ДУУ на территории Таможенного союза запрещена, то остается две версии: либо сертификат выдан незаконно, либо он выдан на другое устройство.

«Треугольник» – лишь дополнительный аксессуар?

Что касается дополнения направляющей лямкой каркасного детского кресла, то ему она не нужна и будет также повышать риски травм органов брюшной полости.

– Есть правила, которые устанавливаются на уровне всего Таможенного союза. Не нужно ничего добавлять от себя и уверять, что это безопасно, если это не прошло тестов и оценки соответствия требованиям безопасности, – говорит Карен Тадевосян.

И еще: заявления, что это «всего лишь аксессуар, не подлежащий обязательной сертификации», тоже ложные сведения. Как минимум все детские товары должны соответствовать ТР ТС «О безопасности продукции, предназначенной для детей». Контроль за этим регламентом осуществляет Роспотребнадзор.

Росстандарт выпустил официальное письмо, в котором говорится, что как бы производители ни назвали суррогаты ДУУ (декоративным элементом/аксессуаром и др.), их все равно будут рассматривать как нелегальные устройства для автоперевозки детей.

На упаковке одного из «треугольников» указано, что его можно использовать только с автокреслом.

Продаются ли суррогаты ДУУ за границей?

Мы нашли направляющие лямки на Amazon, eBay, американском Walmart.

На Amazon «треугольники» позиционируются как безопасные

Исследования британской потребительской организации Which?, которая, как и Роскачество, входит в Международную ассамблею организаций потребительских испытаний (ICRT), показали, что подобное псевдоудерживающее устройство может быть небезопасно.

– Используя «треугольник», вы перемещаете ремень безопасности в положение, из-за которого в случае ДТП может пострадать мягкая и чувствительная область живота, – отметили в организации.

В потребительской организации Нидерландов Consumentenbond Роскачеству рассказали, что для безопасной перевозки детей необходимо наличие детской удерживающей системы, соответствующей европейским стандартам UN-R44 или UN-R129: согласно им, использование «треугольников» и других «направляющих лямок» запрещено.

Направляющие лямки были предметом горячих споров на прошедшей Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Производитель защищал свой продукт и настаивал на его безопасности, показывая результаты многих тестов с использованием манекена. При этом он обошел вопрос одного из обязательных пунктов правил, согласно которому ремень должен распределить давление на кости таза и не должен проходить в области живота.

Зарубежные организации отметили, что они рекомендуют потребителям отказываться от небезопасных направляющих лямок, но мер по очистке рынка от суррогатов ДУУ пока не принимается.

Почему очистить рынок от опасных ДУУ не так просто?

Если фальшивых сертификатов можно выпустить в объеме несколько тысяч в день, то процедура отзыва подразумевает проверку каждого сертификата в ручном режиме. Это очень долго.

Получается, что мошеннический путь довольно быстрый, а вот официальная процедура по установлению, что товар не соответствует техрегламенту, и отзыву его с рынка очень затяжная: нужно направить требования на проверку производителю и в орган по сертификации, при необходимости провести проверку. Сейчас появился новый инструмент: органы по надзору вправе самостоятельно отменить сертификат или декларацию о соответствии. Однако это также занимает определенное время, и к данному вопросу надо подходить очень тщательно и выверенно, чтобы не ущемить права добросовестных предпринимателей.

– Борьба с суррогатами ДУУ похожа на борьбу с мифической гидрой: отрубаешь ей голову, на ее месте вырастает пять новых. Другими словами, то, что мы добьемся снятия с продажи «треугольников» конкретной марки, не гарантирует, что на их место не придет аналогичный товар, – продолжает Карен Тадевосян. – Особенно это заметно в больших сетях. С маленькими магазинчиками проще: один раз оштрафуешь предпринимателя, и он с большей вероятностью прекратит продажу таких устройств, а с крупными сетями сотрудничает огромное количество сменяющих друг друга поставщиков – и каждый раз все заново.

Но пока потенциальная прибыль, видимо, превышает потенциальные риски, поэтому рынок небезопасных ДУУ по-прежнему процветает. Бороться одними запретительными мерами довольно сложно.

– Например, мы можем запретить продавцу реализовать товар, зарегистрированный под названием «Адаптер», выписать штраф. Это не гарантия того, что завтра не появится компания, которая производит «Адаптер плюс» или «Адаптер минус». Запретили продавать «треугольники»? В следующий раз могут появиться «треугольнички», – поясняет Карен Тадевосян.

И даже если в России удастся свести к минимуму практику незаконной выдачи сертификатов, есть опасность, что производители такой продукции пойдут получать сертификаты в других странах Евразийского экономического (Таможенного) союза, где не ведется такая активная борьба с суррогатами ДУУ. Поэтому особое внимание уделяется взаимодействию с органами надзора государств – членов ЕАЭС в целях внедрения единообразной надзорной практики.

Еще одна жесткая мера в этом направлении – штрафы. Сотрудник ГИБДД вправе выписать штраф 3000 рублей за перевозку ребенка, пристегнутого одним лишь «треугольником», ведь на языке закона это равно отсутствию детского удерживающего устройства (потому что по закону «треугольники» не являются ДУУ). А ведь на эти деньги можно купить детское кресло.

Поэтому наравне с запретительными мерами важно прививать культуру безопасных детских автоперевозок автомобилистам, информировать население о том, как правильно перевозить ребенка в автомобиле.

Для этого всем автомобилистам рекомендуется ознакомиться с методичкой Росстандарта. Некоторые выжимки из нее мы приводили ЗДЕСЬ.

Росстандартом уделяется особое внимание взаимодействию с ГИБДД в вопросах профилактики небезопасной перевозки детей в автомобилях среди водителей, в том числе с использованием методички по безопасной перевозке детей. «Совет матерей» регулярно передает в Росстандарт сведения о продаже нелегальных ДУУ. Роскачество принимает активное участие в распространении информации о небезопасных удерживающих устройствах и разрабатывает программу по очищению рынка от «ремней опасности».

– Анализируя поступающую информацию, активисты «Совета матерей» пришли к выводу, что основная причина, по которой детей в автомобиле продолжают пристегивать опасными «треугольниками» или перевозить в бескаркасных автокреслах, – незнание родителей о том, что в случае ДТП ребенок может травмироваться вплоть до смертельного исхода! Максимально защитить своего ребенка во время поездки на автомобиле можно, только используя сертифицированное детское удерживающее устройство, соответствующее его весу и росту, – рассказывает Татьяна Буцкая.

Проверить подлинность (выданного в России) сертификата детского кресла можно ЗДЕСЬ.

Совместно с Росстандартом и «Советом матерей» Роскачество принимает активное участие в распространении информации о небезопасных удерживающих устройствах для детей.

Виды и особенности использования детских удерживающих систем

Когда в семье появляется ребенок, автомобиль становится еще более ценным помощником. Главная задача родителей – обеспечить максимальную безопасность маленького пассажира. Помогут в этом специальные детские удерживающие устройства, которые необходимо правильно подобрать в зависимости от возраста, веса и индивидуальных особенностей ребенка.

  1. Что такое ДУУ
  2. Почему необходимо использовать ДУУ
  3. Законодательные основы
  4. Виды удерживающих устройств
  5. Классификация детских автокресел
  6. Каркасные и бескаркасные кресла
  7. Сертификат соответствия
  8. Преимущества и недостатки бустеров и адаптеров ремня

Что такое ДУУ

Детское удерживающее устройство (ДУУ) – это целый комплекс приспособлений, предназначенных для безопасной перевозки ребенка в автомобиле.

Детское удерживающее устройство обеспечит максимальную безопасность ребенка в автомобиле

В зависимости от возраста и веса ребенка могут применяться разные виды ДУУ, в число которых входят:

  • автолюльки;
  • автокресла;
  • бустеры;
  • адаптеры ремня безопасности.

Согласно российскому законодательству, такие устройства необходимо использовать при транспортировке детей с момента их рождения и до 12 лет. Однако в силу индивидуальных особенностей развития ребенка, применять ДУУ можно и в более взрослом возрасте.

Подбирать удерживающее устройство нужно не только на основании рекомендаций производителей, но и с учетом индивидуальных параметров вашего ребенка.

Почему необходимо использовать ДУУ

Основные средства пассивной безопасности автомобиля (удерживающие ремни, система Airbag) созданы с учетом параметров взрослого человека. Обеспечить должную безопасность маленькому пассажиру они не смогут. Растущий организм ребенка еще не окреп, поэтому при сильных ударах и под воздействием высоких скоростей дети могут получить гораздо более тяжелые травмы.

Штатные ремни безопасности в автомобиле предназначены для пассажиров ростом не менее 150 см. Если пристегнуть таким ремнем ребенка, лямка, фиксирующая грудной и плечевой отделы, окажется в области шеи малыша. В результате при аварии и даже при более резком торможении ребенок может получить серьезные травмы шейных позвонков.

Детские удерживающие системы максимально адаптированы под особенности маленьких пассажиров в зависимости от их возраста. Надежно фиксируя малыша, они помогают избежать травм как при фронтальных, так и при боковых ударах.

Устанавливая автокресло на переднее сиденье, необходимо обязательно отключать подушку безопасности

Законодательные основы

Обязательное применение детских удерживающих устройств в автомобиле закреплено на уровне российского законодательства. Согласно пункту 22.9 правил дорожного движения, перевозка детей в возрасте до 7 лет в легковом автомобиле или кабине грузового транспорта должна осуществляться с использованием ДУУ, соответствующих росту и весу ребенка.

Маленьких пассажиров в возрасте от 7 до 12 лет Правила дорожного движения разрешают перевозить без удерживающих устройств, пристегнув штатным ремнем безопасности. Однако перевозка при этом должна осуществляться только на заднем сиденье автомобиля. Если ребенок находится на переднем сиденье, применение ДУУ остается обязательным.

За нарушение пункта 22.9 ПДД РФ водитель будет оштрафован в соответствии с ч.3 п.12.23 КоАП РФ. Для физических лиц размер штрафа составит 3 000 рублей, для должностных лиц, отвечающих за транспортировку детей, – 25 000 рублей, для юридических лиц – 100 000 рублей.

Виды удерживающих устройств

В зависимости от конструктивных особенностей, выделяют четыре основных вида удерживающих устройств для маленьких пассажиров. Каждое из них может применяться только в определенном возрасте.

  1. Автолюлька. Используется для транспортировки детей от рождения и до 6-12 месяцев. Главная особенность заключается в том, что в люльке ребенок находится в безопасном изогнутом ложе, повторяющем форму тела. Также ДУУ дополняет фиксирующий голову воротник. Ставится люлька строго против движения автомобиля. При установке такого удерживающего устройства на переднем сиденье водитель обязан отключить подушку безопасности пассажира.
  2. Автокресло. Самый распространенный вид ДУУ, предназначенный для перевозки детей сидя. Впрочем, некоторые автокресла-трансформеры позволяют регулировать положение и перевозить малыша лёжа, сидя или полусидя. Оснащены пятиточечными ремнями и дополнительной защитой от боковых ударов.
  3. Бустер. Данное устройство представляет собой сиденье без дополнительной спинки. Позволяет приподнять ребенка относительно сиденья, чтобы безопасно пристегнуть его штатным автомобильным ремнем.
  4. Адаптер ремня безопасности – специальная треугольная накладка, устанавливающаяся на штатный автомобильный ремень безопасности. Адаптер позволяет зафиксировать ремень так, чтобы верхняя его часть не находилась в районе шеи маленького пассажира.

Классификация детских автокресел

Из всех перечисленных устройств автокресла являются наиболее удобными и надежными. В зависимости от роста, веса и возраста ребенка принято выделять несколько основных групп детских автокресел.

  1. Группа 0 – автомобильные люльки, предназначенные для новорожденных детей до 6 месяцев. В таких устройствах могут перевозиться грудные дети, вес которых не превышает 10 кг.
  2. Группа 0+. В эту группу также входят автолюльки для перевозки младенцев. Допустимый максимальный вес увеличен до 13 кг, а возраст – до одного года.
  3. Группа 1 включает в себя автокресла, в которых можно перевозить детей в возрасте до 4 лет. Максимально допустимый вес ребенка – 18 кг.
  4. Группа 2 – автокресла с ограничениями по весу от 15 до 25 кг. Возрастная категория – до 7 лет.
  5. Группа 3 предназначена для более взрослых детей в возрасте от 7 до 12 лет. Максимальная нагрузка на такое устройство составляет 36 кг.

Также существуют дополнительные категории, рассчитанные на более широкие возрастные рамки.

  1. Группа 0+/1. Допускает транспортировку детей в возрасте от 6 месяцев до 3,5 лет. Ограничения по весу ребенка – от 0 до 18 кг.
  2. Группа 1-2-3. Данные ДУУ предназначаются для маленьких пассажиров от 1 года до 12 лет, вес которых составляет от 9 до 36 кг.
  3. Группа 2-3. В таких устройствах перевозят детей от 3,5 до 12 лет. Ограничения по весу – от 15 до 36 кг.

Каркасные и бескаркасные кресла

Еще одну классификацию автокресел можно выделить в зависимости от их конструкции. Существуют каркасные (классические) и бескаркасные ДУУ.

В классических вариантах автокресел присутствует жесткий каркас, обеспечивающий поддержку позвоночника. В случае аварии каркас частично погашает силу удара. Единственным минусом каркасных устройств является их габариты и вес: если у родителей нет своей машины, а кресло они приобретают для периодической транспортировки ребенка в чужих автомобилях, постоянно снимать и устанавливать устройство довольно проблематично.

Бескаркасные варианты решают эту проблему. Их легко брать с собой для перевозки в автомобилях друзей, арендованных машинах или в такси. Также бескаркасное кресло легко адаптируется под рост ребенка, поэтому может служить долгие годы. Однако по сравнению с классическими вариантами автокресел, бескаркасные устройства обладают меньшей степенью защиты ребенка (например, у них отсутствует защита от боковых ударов).

Бустер – устройство, помогающее более безопасно фиксировать ребенка с помощью штатного ремня безопасности

Сертификат соответствия

Выбирая автокресло для своего ребенка, родители должны обратить внимание на наличие сертификата соответствия, подтверждающего соответствие ДУУ нормам стандарта ЕЭК ООН N 44-04 (ГОСТ Р 41.44-2005).

Маркировка соответствия обычно наносится на само автокресло. Кроме того, при приобретении устройства копия подтверждающего документа выдается вместе с автокреслом.

Наличие сертификата соответствия говорит о том, что приобретаемое детское удерживающее устройство действительно способно обеспечить безопасность ребенка во время поездки и в случае аварийной ситуации.

Преимущества и недостатки бустеров и адаптеров ремня

Если вопросов о выборе ДУУ для перевозки маленьких пассажиров в возрасте до 4-5 лет обычно не возникает, то родители детей постарше уже могут выбирать, какое устройство лучше использовать: автокресло, бустер или адаптер ремня.

Конечно, бустер или адаптер гораздо удобнее автокресла. Они не занимают много места, их легко можно взять с собой, чтобы использовать, например, во время поездки в такси. Однако и бустер, и адаптер ремня имеют самый важный недостаток – меньший уровень безопасности:

  • эти устройства не защищают от бокового удара;
  • они используются только со штатным ремнем безопасности, в то время как пятиточечный ремень, применяемый в автокреслах, гораздо надежнее фиксирует ребенка.

Если автомобилист слишком рано «пересадит» своего ребенка из автокресла в бустер или же станет пристегивать с помощью адаптера ремня, это не обеспечит должной защиты, а, наоборот, может серьезно навредить.

Детское удерживающее устройство должно быть в каждом семейном автомобиле, перевозящем детей в возрасте до 12 лет. Наиболее безопасным и удобным для ребенка является детское автокресло, надежно защищающее как при фронтальных, так и при боковых ударах. Родителям важно подбирать устройство в зависимости от веса, роста и возраста ребенка и помнить о том, что любые нарушения в правилах перевозки детей в автомобиле подвергают серьезной опасности вашего ребенка.

Правила перевозки детей в автомобиле 2020

По правилам дорожного движения водитель при движении автомобиля должен быть пристегнут ремнями безопасности и не перевозить непристегнутых пассажиров. Особое внимание уделяется безопасности перевозки детей. Разберемся детально:

Что такое «Детское удерживающее устройство»

Понятие детского удерживающего устройства дано в ГОСТ Р 41.44-2005 (СКАЧАТЬ).

Согласно этого стандарта, детское удерживающее устройство – это совокупность элементов, состоящая из:

  • лямок или гибких элементов с пряжками;
  • регулирующих устройств;
  • деталей крепления;
  • и в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое прикрепляется к внутренней части кузова автомобиля.

Устройство должно быть сконструировано так, чтобы в случае столкновения или резкого торможения автомобиля уменьшить опасность ранения ребенка, ограничить его подвижность.

Детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:

группа 0 (group 0) – для детей массой менее 10 кг;
группа 0+ (group 0+) – для детей массой менее 13 кг;
группа I (group I) – для детей массой 9-18 кг;
группа II (group II) – для детей массой 15-25 кг;
группа III (group III) – для детей массой 22-36 кг.

Какие устройства можно использовать

Устройство можно использовать, если:

  • оно соответствует весу и росту ребенка;
  • его конструкция соответствует ГОСТ Р 41.44-2005.

Детские удерживающие устройства могут быть двух типов: цельные и нецельные.

Цельные удерживающие устройства. Представляют собой комплект всех элементов, необходимых для фиксирования ребенка в устройстве. Примеры: люльки, автокресла.

Нецельные удерживающие устройства. Включают в себя частичное удерживающее устройство, которое используется в сочетании с ремнем безопасности для взрослых и в совокупности образует детское удерживающее устройство в комплекте. Примеры: бустеры и адаптеры для ремня безопасности.

Правила установки удерживающих устройств в авто

По статистике самым безопасным местом является среднее сиденье заднего ряда. Самым опасным – переднее пассажирское кресло. Учитывайте эти данные при расположении удерживающих устройств в своем автомобиле.

Автомобильные кресла можно устанавливать как на переднем пассажирском сиденье, так и на заднем.

Если вы устанавливаете кресло спереди обязательно учитывайте конструкцию вашего автомобиля. Если в нем есть передняя пассажирская подушка безопасности, её необходимо отключать для детских кресел, обращенных назад.

Какие правила перевозки детей действовали до июля 2017 года

Перевозить детей в автомобиле можно при условии обеспечения их безопасности. При этом должны быть учтены особенности конструкции транспортного средства.

Перевозить детей до 12 лет в автомобилях, оборудованных ремнями безопасности, можно только с использованием детских удерживающих устройств, которые соответствуют весу и росту ребенка, а также иных средств, которые позволяют пристегнуть ребенка ремнем безопасности, предусмотренным в автомобиле.

На переднем сиденье легкового автомобиля перевозка разрешена только с использованием детских удерживающих устройств (пункт 22.9 ПДД РФ).

Правила перевозки детей в автомобиле 2020-2021

10.07.2017 вступили в законную силу поправки в Правила дорожного движения РФ, касаемые требований перевозки детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 № 761 (СКАЧАТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ).

В соответствии с этими требованиями:

Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Иными словами – только в автокресле.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля должна осуществляться с использованием автокресла или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье автомобиля – только в автокресле.

Кроме того, по текущим правилам запрещается оставлять в автомобиле на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица (пункт 12.8 ПДД РФ).

Можно ли использовать “бустер” при перевозке детей

Бустеры при перевозке детей использовать можно, если устройство соответствует требованиям ГОСТ Р 41.44-2005 (Российскому стандарту РСТ) и выбрано в соответствии с весом и ростом перевозимого ребенка. При подготовке данного материала в ГИБДД направлен запрос для разъяснения данного вопроса. Ответ прилагаем ниже:

Штраф за детское кресло (его отсутствие)

За перевозку в автомобиле детей с нарушением указанных правил предусмотрен штраф – ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ.

  • штраф на водителя в размере 3 000 рублей;
  • на должностных лиц – 25 000 рублей;
  • на юридических лиц – 100 000 рублей.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Детское удерживающее устройство

Автотранспорт — это источник повышенной опасности. Чтобы минимизировать риск получения травм детьми при ДТП или иной нестандартной ситуации, правилами дорожного движения (ПДД) предписаны особые нормативы провоза детей в автомашине. Одним из главных требований является использование детского удерживающего устройства (ДУУ) для автомобиля.

Удерживающее автомобильное устройство

Конструкция устройства предназначена для надёжного фиксирования ребёнка в легковом транспорте или в кабине грузовика во время движения. Изделие максимально адаптировано к анатомическим особенностям тела и помогает избежать травм в случае возможного удара сбоку или с фронтального направления.

В ПДД (п. 22.9) сказано:

  • провоз пассажиров до 7 лет должен выполняться с применением ДУУ, соответствующих их весу;
  • автоперевозка школьников с 7 до 12 лет осуществляется на задних местах с системами удерживания или ремнями безопасности, на переднем — только с ДУУ.

В документе также оговаривается способ крепежа к штатному сиденью: посредством ремней или ISOFIX.

Справка: ISOFIX — металлические направляющие с замочками, встроенные в приспособление для удержания, плюс скобы, вмонтированные в стационарное кресло машины. Совмещение этих крепежных деталей гарантируют надежную фиксацию. Преимуществом такого способа крепления является тот факт, что в случае отсутствия специальных скоб, детское удерживающее устройство при использовании можно так же надежно укрепить с помощью штатных ремней.

Указанный способ спецкрепежа рекомендован для применения в РФ согласно Техническому Регламенту (ТР) Таможенного Союза за № 018/2011. Регламентируется международным стандартом ISO 13216.

Теперь о том, какие из поддерживающих приспособлений разрешены Правилами дорожного движения для применения в РФ. Уже упомянутый ранее п. 22.9 не конкретизирует виды и типы приспособлений, а ссылается на ТР 018-2011. В этом документе в таблице № 10 сказано, что системы для предотвращения потенциально-возможного травмирования детей в автотранспорте должны отвечать стандартам ЕЭК (европейской экономической комиссии) ООН за номером 44-04, которому соответствует российский ГОСТ Р 41.44-2005.

Основные положения ГОСТа:

  • под детским удерживающим устройством для перевозки детей в автомобиле принято понимать систему, состоящую из:
    • лямок,
    • регулировочных пряжек,
    • одного из дополнительных элементов, а именно: люльки, специализированного автокресла, бустера, защитного экрана;
  • системы удерживания нельзя крепить на откидных, боковых и повернутых назад сиденьях;
  • поддерживающие конструкции подразделяются на 5 групп в зависимости от веса ребенка:
    • 0 — до 10 кг,
    • 0+ — до 13 кг,
    • 1 — 9-18 кг,
    • 2 — 15-25 кг,
    • 3 — 22-36 кг.

Также в данном нормативном акте прописаны требования, которые предъявляются как к техническому изделию в целом, так и к каждому его элементу в отдельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что к использованию допускаются все ДУУ, которые соответствуют нормативам описанного ГОСТа. Поэтому выбор следует осуществлять только из тех вариантов, которые имеют сертификат соответствия требованиям ЕЭК № 44-04 или ГОСТ Р 41.44. Копию этого документа необходимо иметь с собой в поездках и, в случае необходимости, предъявлять ее сотрудникам ГИББД. Эта рекомендация актуальна в том случае, если на самом автокресле нет специальной маркировки или же она затерта.

Копия сертификата прикладывается производителем к каждому детскому удерживающему устройству для автомобиля. Если же документация утеряна, то следует обратиться напрямую к производителю по доступным каналам связи: через официальный сайт, по электронной почте и т. д.

Классификация

Существует несколько вариантов защитных приспособлений, которые разрешено использовать согласно ГОСТу Р 41.44. Важно: главное условие допущения к эксплуатации — наличие сертификата соответствия. Рассмотрим наиболее популярные конструкции.

  • Люлька — позволяет перевозить младенцев в лежачем положении. Применяется с рождения до года. Ложе автолюльки максимально эргономично, оно имеет удобную форму, копирующую изгибы тела малыша, и дополнительный фиксирующий подголовник. Может быть зафиксирована либо на задних местах перпендикулярно направлению передвижения, либо на переднем, спиной к направлению перемещения транспортного средства.

  • Специальное кресло позволяет разместить ребенка сидя и закрепить его пятиточечными ремешками. Также существуют модели кресел-трансформеров, которые дают возможность устроиться сидя, лежа и полулежа. Эксперты заявляют, что автокресло — это оптимальное детское удерживающее устройство для перевозки детей, способное по максимуму защитить малолетнего пассажира от потенциальной опасности при ДТП или в других травмоопасных ситуациях.

  • Бустер — приспособление, представляющее собой полкуресло без спинки. Оно даёт возможность приподнять ребенка выше уровня стандартного сиденья и зафиксировать его обычным страховочным ремнем. Допустимы к эксплуатации в Российской Федерации, но специалисты считают их менее безопасными, чем автокресла. Все дело в том, что при размещении в бустере отсутствует фиксация позвоночника и шеи, а это увеличивает риск травмирования при дорожном происшествии.

Примечание: адаптер не относится к перечню детских удерживающих устройств для перевозки детей в автомобиле. Адаптер — это съёмная застёжка треугольной конфигурации, надеваемая на ремни страховки и смещающая их от области шеи при пристегивании. Застежка являет собой вспомогательный компонент, но не приспособление для удержания. Ведь, согласно ГОСТ, система удерживания состоит из основных и вспомогательных элементов. Адаптер же не соответствует этой классификации.

Правила перевоза детей

В ПДД нормы автоперевозки маленьких пассажиров прописаны достаточно чётко. Рассмотрим главные аспекты указаний.

  • Запрещено в процессе стоянки покидать малышей до 7-летнего возраста в автомашине без совершеннолетних сопровождающих (п. 12.8). На заметку: стоянка — это остановка ТС более чем на 5 минут, не связанная с погрузкой-выгрузкой людей или груза;
  • Возить детей до двенадцати лет в легковушке допускается лишь с применением систем удержания (кроме автопассажиров 7-12 лет на местах позади шофера). Это объясняется в п. 22.9.

Стандарты перевозки в зависимости от возраста
(действительны для ТС, где производителем предусмотрены ремни страховки или спец. крепёж):

  • до года — обязательно использование детского удерживающего устройства, разрешённого ГИБДД (люлька);
  • с года до 7 — применение специального автокресла;
  • с 7 до 12 лет:
    • впереди — только с ДУУ;
    • позади водителя — с ДУУ или с пристегиванием штатным ремнем (возможно, с адаптером);
  • после 12 лет (т. е. с момента наступления этого возраста) — ребёнок приравнивается к взрослому автопассажиру, поэтому обязательным является пристегивание фиксирующим ремнем. Однако в силу каких-либо причин, связанных со здоровьем (малым весом или ростом), допускается эксплуатация ДУУ и для подростков старше двенадцатилетнего возраста.

    На заметку: обычные страховочные ремни рассчитаны на эксплуатацию людьми ростом от 150 см и выше. Поэтому, если малолетний пассажир не вырос до этой отметки, не стоит рисковать, оптимальным выходом из положения может стать бустер.

Правила установки

Для сохранения жизни и здоровья юных автопассажиров детские удерживающие устройства следует устанавливать согласно определенным правилам:

  • автолюльку на переднем сиденье нужно фиксировать строго против хода. Автокресла для тех, кто постарше, разрешено повернуть по вектору передвижения. Важно: любая конструкция для удержания ребёнка непременно должна быть пропорциональна его весу. Иначе страховочная система не сможет выполнить свои защитные функции при возникновении аварийной ситуации;
  • при монтаже ДУУ на сиденье, расположенное около водителя, подушку безопасности надо непременно отключить. Иначе при автопроисшествии она раскроется и станет причиной тяжелых травм, возможно, смертельных. Примечание: при нахождении на переднем кресле подростков от 12 лет без каких-либо приспособлений, подушку необходимо привести в рабочее состояние;
  • размещать детское удерживающее устройство в автомобиле разрешено на любом пассажирском автокресле, кроме откидного. Автоэксперты считают, что наиболее безопасное место в легковушке — сиденье в центре позади шофера. К сведению: продукцию с ISOFIX возможно закрепить лишь на боковых местах сзади;
  • установку нужно выполнять в строгом согласии с прилагаемой к нему инструкцией от компании-изготовителя. Пользователи отмечают, что системы с ISOFIX устанавливать проще и быстрее;
  • люфт установленного изделия не должен превышать 2 см, если люфт больше, то необходима переустановка.

Штрафы за отсутствие автокресла

В ПДД большое значение отводится минимизации рисков при перевозе малолетних лиц в автотранспорте. Поэтому несоблюдение стандартов транспортировки приравнивается к административному правонарушению и наказывается согласно Кодексу об Административных Правонарушениях (КоАП).

Меры воздействия за перевозку ребенка без детского кресла прописаны в ст. 12.23 (ч. 3) КоАП. Штраф составляет:

  • водителю — 3 тысячи рублей;
  • должностному лицу — 25 тысяч рублей;
  • юридическому лицу — 100 тысяч рублей.
  • провинностью принято считать не только неимение фиксирующего приспособления, но и его неверная установка;
  • если с нарушением перевозится сразу несколько ребятишек, то постановление о совершенном проступке все равно выписывается одно;
  • постановления о штрафных санкциях могут быть оформлены неоднократно в течение суток, т. е. при каждой остановке инспектором ГИБДД.

Важно: если оплатить санкционное взыскание до окончания 20 дней с момента выписки постановления о правонарушении, то его сумма уменьшается ровно вдвое. Эта норма введена в действие Федеральным Законом № 437-ФЗ от 22 декабря 2014 года.

Следовательно, штраф за перевозку детей без кресла при оплате его в 20-дневный срок будет равен для шофера 1500 рублям.

Предельный период для уплаты штрафных санкций составляет 60 суток. По завершении этого срока сотрудники органов ГИБДД через 10 дней вправе передать постановление на взыскание денег судебным приставам. Оплата просроченного штрафа сопряжена с дополнительными хлопотами и расходами. Придётся дополнительно выплатить семь процентов исполнительского сбора приставам (но не меньше 1000 рублей).

Следовательно, при несвоевременном погашении административного взыскания за нарушение условий транспортировки нужно будет заплатить:

  • водителю: (3000 + 1000) = 4000 (руб.);
  • официальному лицу: (25000 + 1750) = 26750;
  • юр. лицу: (100000 + 7000) = 107000 (руб.).

Чтобы не допустить просрочки уплаты штрафного предписания за нарушение требований, связанных с детскими удерживающими устройствами, лучше перестраховаться и проверить штрафы ГИБДД по номеру автомобиля. При желании можно сразу же оплатить штрафные санкции в режиме онлайн. Сервис «Оплата Госуслуг» позволяет сделать это бесплатно, максимально оперативно и безопасно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: