Разрешена ли езда по трамвайным путям

Можно ли ездить по трамвайным путям: правила и нюансы

Даже у профессиональных водителей часто появляются проблемы, связанные с возможностью движения по трамвайным рельсам. При этом у многих автолюбителей появилось устойчивое мнение, что ПДД полностью запрещают езду по ним.

Можно ли ездить по трамвайным путям, и какое наказание за это предусмотрено? Особенности езды по трамвайным путям рассмотрим в этой статье.

Когда можно и нельзя ездить по трамвайным путям

Согласно сегодняшним правилам движение по трамвайным путям возможно, при соблюдении ряда условий:

  • езда по трамвайным путям попутного направления;
  • если рельсы трамвая находятся в уровне с автомобильной дорогой;
  • когда трамвайная дорога находится слева;
  • заняты все полосы движения.

С учётом вышеописанного списка условий, можно выявить случаи, когда движение по трамвайным путям запрещается:

  1. Запрещается езда по встречным путям общественного транспорта — это расценивается как нарушение ПДД, за него водитель автомобиля сможет получить административный штраф в форме изъятия прав вождения.
  2. Запрещается езда по путям общественного транспорта, когда они проходят справа от автомобильной трассы. Это правило нужно не забывать, поскольку в крупных городах, в которых хорошая организация передвижения трамваев, эти случаи часто встречаются.
  3. Запрещается езда по рельсам, когда те находятся не в уровне с дорогой, например, на газоне. В этом варианте рельсы являются разделительной полосой и заезд на них запрещается. По какой причине? По ПДД, разделительная полоса запрещена для перемещения и стоянки автомобилей.

ПДД не полностью ограничивают перемещения по трамвайным рельсам. Пути можно использовать для следующих действий:

  • разворота налево;
  • передвижения прямо;
  • поворота.

Основное правило, которое нужно не забывать во время выезда на рельсы — вы не должны мешать манёврам трамвая. При этом помните, что трамвайную дорогу категорически запрещается использовать для разворота вправо — это действие расценивается, как нарушение ПДД.

Дополнительно езда по рельсам попутного движения может ограничиваться при помощи установленных знаков или разметки.

Например, может находиться сплошная линия по пути следования трамвайной дороги либо расположение двух указателей «Полоса движения» и «Въезд запрещается». В этом случае необходимо подчиняться установленным знакам и двигаться лишь по выделенным полосам.

Передвижения по линиям общественного транспорта на перекрёстке

Перемещаться прямо по рельсам трамвая можно только в случае, когда остальные полосы передвижения заняты. Относится это положение лишь к попутной трамвайной дороге. ПДД на перекрёстке для трамвайных линий имеют некоторые особенности.

Водителю нужно не забывать, когда необходимо уступить на перекрёстке, где находится регулировщик:

  • Автомобиль и трамвай стоят на перекрёстке, заехав в одном направлении. Рельсы трамвая находятся справа от трассы и он будет двигаться влево. Вам нужно продолжить передвижение прямо либо выполнить разворот влево.
  • Трамвай и автомобиль подъехали на перекрёсток в одном направлении. Рельсы в этом случае находятся слева и вы хотите сделать разворот влево.
  • Если автомобиль и трамвай стоят на перекрёстке едут в одном направлении. Рельсы находятся справа, вам нужно развернуться направо, а трамвай поедет вперёд.

В этих ситуациях регулировщик будет находиться левым боком, с вытянутой правой рукой. Чтобы соблюдать правила, надо на перекрёстке отдать преимущество общественному транспорту.

Правила разворота влево через трамвайные рельсы

ПДД разрешает разворота влево через линии общественного транспорта. Чтобы сделать разворот, надо убедиться, что нет линии разметки, находящейся с какой-либо стороны от путей.

Если даже в каком-то месте находится «сплошная», разворот влево делать не нужно. Этот поворот вам обойдётся в 600 р. Также когда линии трамвая находятся слева от автомобиля и расположены в уровне с трассой.

Перед тем как делать разворот, надо определить положение на пути трамвая попутного движения. Обратить внимание стоит не только на перемещение трамвая в попутном движении, но также и встречном.

Делая разворот через встречное направление, заезд на них необходимо производить под углом 90 градусов. Таким образом, встречная линия обязана быть расположена для вас перпендикулярными.

В противном случае инспекторы ГИБДД оценят ваш разворот, как заезд на полосу встречной линии. Что при этом карается суммой в 6 тыс. руб. либо административным предупреждением в виде изъятия прав.

Разворот на пути общественного транспорта и обгон

Если надо развернуться, то тут нужно соблюдать правила разворота влево, про них мы рассказывали выше. Обращайте внимание, что разворот необходимо выполнять под углом 90 градусов, дабы не дать повода работникам ГИБДД приписать вам нарушение правил — заезд на встречную полосу.

Обгон по рельсам трамвая запрещается, даже если это движение по трамвайным путям попутного направления. Так как этот манёвр связан непосредственно с заездом на встречную линию.

Не забывайте, что передвижение по встречным путям в любом его варианте запрещается. За это полагается штраф. Правилами не запрещается опережение по попутным трамвайным путям.

Читайте также:
Украли права: можно ли ездить

Говоря простым языком — когда вы находитесь в пробке и нет свободных полос, вы сможете перемещаться по трамвайным линиям попутного направления, если не будете помехой общественному транспорту либо нет каких-то знаков ограничения.

Если на путях случилось ДТП — кто виновен

Рассмотрим происшествие лишь с участием трамвая и автомобильного средства. Это объясняется с тем, что любое другое происшествие на путях с участием нескольких машин не отличается от какой-либо иной аварии, которая произошла на перекрёстке или автомобильной трассе.

Если случилось ДТП на пути общественного транспорта, то в этом случае виновником будет являться владелец автомобиля. Поскольку передвижение по трамвайным рельсам, по своей сути, подразумевает, что не создаётся помеха общественному транспорту.

Но иногда виноватым может являться и оператор трамвая. Например, когда общественный транспорт передвигался на запрещающий сигнал светофора либо выезжал с места Депо.

Размер штрафов

Сумма штрафа за проезд по линиям общественного транспорта зависит от того, какой именно параграф ПДД вы нарушили. Например, размер штрафа за проезд по встречным линиям обойдётся дороже, чем по попутным.

  1. Выписывается штраф при создании помех перемещению трамвая в попутном движении. Это нарушение определяется наказанием в 600 р. согласно параграфу 12.18.
  2. Нарушением считается проезд по трамвайным рельсам встречного движения для выполнения обхода препятствия. В этой ситуации, с учётом п. 12.15, начисляется штраф 1200–1600 р.
  3. Проезд по линиям общественного транспорта, который отделён от трассы сплошной разметкой наказывается суммой в 600 р. либо предупреждением. С учётом параграфа 12.17 этот выезд является нарушением ПДД, которые закреплены за разметкой дороги.
  4. Езда по встречным путям является нарушением ПДД и наказывается штрафом в 6 тыс. руб. либо же административным штрафом в виде запрета вождения до шести месяцев.
  5. С учётом параграфа 12.18 нарушением является остановка автомобильного средства на трамвайных рельсах. Для столицы штраф за такое нарушение предусмотрен около 4 тыс. руб., для других городов — до 2 тыс. р.

Повторное нарушение ПДД по линиям общественного транспорта наказывается изъятием прав до года. Если повторный инцидент фиксируют с помощью видеонаблюдения, изъятие прав могут заменить на штраф в виде 6 тыс. р.

В качестве итога нужно сказать, что правила не запрещают проезд по трамвайным рельсам, когда движение происходит в попутных направлениях и не создаёт угрозы никакому автомобильному или общественному транспорту.

Выполняя все пункты ПДД, вы обязательно избежите штрафа. Но за проезд по встречным направлениям предусмотрено наказание — этот манёвр может закончиться изъятием прав.

Что относительно правил движения на перекрёстке — общественному транспорту желательно отдать приоритет, тем более, когда вы не знаете, как правильно нужно поступить.

Также не забывайте, что движение по трамвайным путям не запрещается, когда вы не создаёте никаких помех, но вот по встречным линиям нежелательно производить опережение. Теперь вы знаете все особенностями движения по трамвайным рельсам и владеете информацией о размерах штрафов за это нарушение.

Передвижение и пересечение транспортными средствами трамвайных путей. В каких случаях проезд разрешён?

Трамвайными путями пронизаны большинство дорог каждого города России. Правила дорожного движения регламентируют маневры всех транспортных средств на трамвайных путях попутного и встречного направления.

У водителей возникает множество различных вопросов по поводу пересечение и езды по путям трамваев.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Правила дорожного движения

Передвижение и пересечение транспортными средствами трамвайных путей не должен создавать каких-либо помех перемещению по ним трамваев. Пересекать пути можно в любом предназначенном для этого месте (поворот через рельсы, развороты и другие маневры).

Ездить непосредственно по трамвайным рельсам можно только в том случае, когда пути располагаются на проезжей части и уложены они слева от направления движения автомобилей. Обычно они устанавливаются посередине проезжей части на крупных проспектах и улицах.

В каких ситуациях езда по путям попутного направления разрешена?

Можно ли ездить по трамвайным путям попутного направления?

  • если все полосы попутного направления заняты другими транспортными средствами, которые совершают движение;
  • автомобилист выполняет объезд препятствия;
  • транспортное средство выполняет поворот налево (он должен выехать на попутные рельсы и остановиться, пропуская встречный поток, затем продолжить выезд на встречные пути под углом 90 градусов);
  • водитель разворачивается (выезжает на попутные трамвайные рельсы, останавливается, пропуская встречные автомобили, и выезжает на встречные рельсы под углом в 90 градусов, выполняя разворот).
Читайте также:
Лишение прав за проезд на красный свет

Передвижение по трамвайным рельсам попутного направления

Езда по трамвайным путям попутного направления разрешена только тогда,когда на этом перекрестке нет знака, управляющего расположением транспортных средств на полосах движения.

Передвижение по трамвайным рельсам встречного направления

Разрешён ли выезд на трамвайные пути встречного направления? Встречные трамвайные рельсы правилами дорожного движения разрешено только пересекать. Рассудив логически, можно понять, что автомобили не могут передвигаться и по путям попутного и по путям встречного движения. Такие действия могут спровоцировать серьезный затор на дороге, помешать движению трамваев или окончиться крупным ДТП.

Также проезд по рельсам, которые предназначены для встречного движения, может быть разрешен сотрудниками ГАИ при крупном дорожно-транспортном происшествии или по другим причинам. В таких случаях они должны самостоятельно регулировать движение транспортных потоков.

Если водитель выезжает на трамвайные пути встречного направления, имея при этом веские причины (везет человека в больницу или подобные ситуации) или вынужденно объезжает препятствие (когда отсутствуют другие способы объезда), он обязан будет представить доказательства во время судебного разбирательства.

Если суд примет во внимание все обстоятельства, нарушителю грозит только денежное административное наказание.

Штрафы

Нарушение езды по трамвайным путям может караться административным штрафом или лишением права управления транспортными средствами на срок до 12-ти месяцев.

Фото- и видео фиксация нарушения

  • Штраф за проезд (езду) перекрёстка по трамвайным путям попутного направления под действием знака «Движение по полосам» — 500 рублей;
  • Проезд по рельсам, которые не предназначены к проезду (огорожены, расположены выше или ниже уровня дорожного покрытия, у путей имеется запрещающая пересечение сплошная линия разметки) – 500 рублей;
  • Выезд на встречные трамвайные пути штраф – 5 000 рублей;
  • Повторный выезд на пути встречного направления – 5 000 рублей.

Остановка инспектором ДПС

  • Проезд по попутным путям через перекресток под знаком «Движение по полосам»500 рублей;
  • Создание помех трамваю – 500 рублей;
  • Проезд по путям, которые не предназначены к проезду (огорожены, располагаются выше / ниже уровня проезжей части, имеется сплошная линия разметки) – 500 рублей;
  • Частичный выезд на встречные трамвайные пути (объезд препятствия и другие ситуации) – 1 000 – 1 500 рублей;
  • Выезд на пути встречного направления5 000 рублей;
  • Умышленный выезд на пути встречного направления – лишение прав от 3-х до 6-ти месяцев;
  • Повторный выезд на пути встречного направления – лишение прав до 12-ти месяцев.

Доказательство правонарушения

В КоАП существует статья по номером 1.5 «Презумпция невиновности». По этой статье сотрудники ГИБДД обязаны доказать виновность нарушителя, если нет доказательств в виде фото- или видео фиксации.

Российская система
административных правонарушений выстроена таким образом, что водитель должен сам доказывать правоохранительным органам свою невиновность.

Доказательства:

  • Фото-фиксация;
  • Видео-фиксация;
  • Свидетельские показания;
  • Слово сотрудника ГИБДД.

Со стороны водителя могут быть использованы те же самые доказательства. Практика показывает, что свидетельские показания инспекторов ГАИ против показаний водителя и его свидетелей в более чем в половине случаев выигрывают.

Суд ссылается на тот факт, что не доверять показаниям сотрудников ГИБДД нет никаких оснований. Именно поэтому автомобили оборудуют видео-регистраторы.
Скачать образец жалобы на постановление ГИБДД.

Езда по трамвайным путям попутного направления разрешена, а езда по встречным трамвайным путям категорически запрещена. Следует строго соблюдать правила проезда (езды) по трамвайным путям ПДД, чтобы не доказывать в суде свою невиновность. Проехав один раз по встречным трамвайным путям можно потерять право управления ТС на полгода.

Полезное видео

Проезд по трамвайным путям, смотрите на видео ниже:
https://youtu.be/fmdXkKCRymo

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Можно ли ездить по трамвайным путям?

Для многих водителей дороги с трамвайными путями – самые проблемные участки движения. Нюансы правил передвижения по таким дорогам и заезда на сами пути знают далеко не все. Даже опытные водители часто в них путаются.

Путаница с проездом по трамвайным линиям связана с тем, что они не входят в состав проезжей части, согласно ПДД это отдельный элемент дороги.

  1. Когда позволяется и запрещается ездить по трамвайным путям
  2. Передвижение по трамвайным путям встречного направления
  3. Движение по встречным трамвайным путям
  4. Штраф за нарушение правил
  5. Разворот на рельсах и обгон
  6. Движение через перекрёсток
  7. Что нужно делать при автопроисшествии на трамвайной линии
  8. ДТП на трамвайных путях по вине автовладельца

Когда позволяется и запрещается ездить по трамвайным путям

Современные правила дорожного движения допускают езду по трамвайным путям, но только в случае соблюдения ряда условий:

  • В попутном направлении, если нет возможности ехать по самой проезжей части дороги. Однако, при этом нельзя создавать помехи для движения трамваев;
  • Когда рельсы расположены на одном уровне с дорогой;
  • По расположенным слева трамвайным путям;
  • Если все полосы движения заняты.
Читайте также:
Последствия езды без страховки

Но есть в правилах и точное указание ситуаций, в которых движение по трамвайным путям строго запрещено. А именно:

  • Не разрешена езда по трамвайным путям навстречу движению. За такое нарушение предусмотрен штраф и лишение прав;
  • Запрещена езда по трамвайным путям, которые расположены справа дороги;
  • Если рельсы установлены на газоне или просто не вровень с дорогой. В таком случае они считаются разделительной полосой, движение по которой строго запрещено.

Суть разрешения ПДД езды по трамвайным путям сводится к созданию возможностей для водителя развернуться, повернуть и двигаться прямо в сложной дорожной ситуации.

Но главное – не мешать трамваю.

На некоторых дорогах установлены специальные знаки и разметка, запрещающие выезд на пути для трамваев. На это указывает сплошная линия вдоль трамвайных путей или знаки «Полоса движения» и «Въезд запрещён».

За нарушение указаний таких знаков предусмотрены штрафы и лишение прав. Особенно внимательно нужно относиться к сплошной разметке вдоль трамвайных путей. При этом, даже если с одной стороны дороги на пути заезжать можно, но с другой их стороны нанесена такая разметка, то пересекать её нельзя. Это обозначение края проезжей части.

Отдельный вид трамвайных путей – выделенные конструктивно. Они часто служат для разделения смежной проезжей части и движение безрельсового транспорта по ним не разрешается.

Передвижение по трамвайным путям встречного направления

Правила езды по трамвайным путям гласят, что попутные пути для движения автомобилей не предназначены.

Допускается движение по ним, лишь в трёх случаях:

  • Для объезда;
  • Когда заняты все полосы для автомобилей;
  • Для разворота.

Манёвры по повороту и развороту можно выполнять на любом участке дороги, если отсутствуют специальные ограничения. При этом трамвайные пути должны быть слева от дороги и на одном уровне с ней.

Движение по встречным трамвайным путям

Касательно езды по трамвайным путям встречного направления стоит однозначно понимать, что она правилами не допускается.

Встречные пути для трамваев можно только пересекать в процессе движения, но не ехать по ним. Это связано с тем, что такая езда создаёт серьёзную опасность аварий.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Единственные исключения из этого правила касаются ситуаций:

  • Когда на попутных полосах идут ремонтные работы. В таком случае сотрудники ГАИ могут организовать объезд, в том числе и по трамвайным путям;
  • При крупном ДТП, когда иной объезд невозможен, ГАИ регулирует его с учётом использование трамвайных путей.

Бывают экстренные случаи. Например, когда водитель везёт в больницу человека, жизнь которого в опасности. В таком случае, при нарушении правил движения, если он сможет доказать в суде, что нарушение было вынужденным и необходимым, ответственность будет минимальной, в виде административного штрафа.

Штраф за нарушение правил

Штраф за езду по трамвайным путям в 2019 существенно различается в зависимости от тяжести нарушения:

  • При движении по трамвайной линии, отделённой от дороги сплошной – штраф составит 500 рублей. Однако, водитель может отделаться предупреждением;
  • При помехе движению трамвая, предупреждением обойтись не удастся – нужно будет платить 500 рублей штрафа;
  • В случае остановки на трамвайных путях – штраф от 1500 тысяч до 3000 (в городах федерального значения);
  • Проезд по встречным трамвайным путям наказывается штрафом 5000 рублей или полугодовым лишением прав;
  • Объезд препятствия по встречной трамвайной полосе потянет на 1500 рублей;
  • При повторном нарушении, которое было зафиксировано камерой –оштрафуют на 5000 тысяч, а если его увидел инспектор, то лишат прав на год.

Как видно из этой градации наказаний, санкции за нарушение передвижения по дорогам с трамвайными путями довольно серьёзные.

Разворот на рельсах и обгон

Разворот по трамвайной линии разрешён, но при условии отсутствия сплошной разметки с какой-либо стороны от неё. Также стоит учитывать, что такой разворот должен происходить под углом 90 градусов, иначе манёвр могут посчитать заездом на пути для трамваев, и водитель будет оштрафован на 5000 рублей или лишён прав.

Обгон по трамвайным путям не разрешается ни в какой ситуации.

Движение через перекрёсток

Можно ли ездить по трамвайным путям на пересечении дорог? Это особый нюанс в правилах движения. В отдельных случаях, действительно разрешается пересекать трамвайную колею, но только на том перекрёстке, который не регулируется.

Читайте также:
Где запрещена учебная езда

Допускаются такие манёвры в следующих ситуациях:

  • До перекрёстка машина и трамвай двигались в одну сторону, а трамвайные пути находились справа от авто. На перекрёстке машине нужно повернуть, а трамвай едет прямо;
  • Двигаясь прямо, машина и трамвай на перекрёстке будут поворачивать налево. При этом трамвайные пути расположены справа от автомобиля;
  • Трамвай справа от машины, которая едет прямо. Трамвай же поворачивает налево.

В этих трёх ситуациях разрешается пересекать трамвайные пути для поворота. Однако, как и в других разрешённых случаях заезда на трамвайные пути, автомобиль не должен мешать трамваю.

Что нужно делать при автопроисшествии на трамвайной линии

ДТП на трамвайных путях по вине автовладельца

В большинстве случаев, при ДТП на трамвайных путях виновным будет признан водитель автомобиля. Это объясняется тем, что даже в случаях разрешённого проезда по линии трамвая, машина не должна создавать ему помеху. Значит, если случилась авария, скорее всего это произошло по вине водителя.

ДТП по вине кондуктора трамвая

Но бывают ситуации, когда виновен кондуктор трамвая. Например, он проехал на запрещающий знак светофора, либо нарушил очерёдность выезда из депо.

В любом случае, должны быть доказательства его вины – показания свидетелей либо кадры с камеры фотофиксации.

Правила движения по трамвайным путям, штрафы за нарушение

Ездить по трамвайным путям можно, при этом нужно ориентироваться в правилах дорожного движения, которые регламентируют этот вопрос. Рельсы являются отдельным фрагментом дорожного полотна, не относящимся к проезжей части. Действующие правила ПДД зафиксировали конкретные требования, при которых движение по путям возможно. О них мы и расскажем далее.

Штрафы за нарушение в 2021 г.

Штраф за езду по трамвайным путям – самый частый тип меры пресечения, используемый при несоблюдении ПДД. Таблица ниже представит объемы штрафных санкций за определенные правонарушения на текущий год.

Ситуация Вид санкций
Рельсовый путь обособлен от всеобщего дорожного полотна фронтальной линией 500 руб. штрафа или предуведомление сотрудником
Движение по трамвайным путям попутного направления, препятствующее общественному транспорту 500 руб. в Гос. казну
Стоянка машины в запрещенном месте 1500 руб. обязательный платеж, а в крупных городских поселениях – 3 тыс. руб.
Проезд по встречной полосе 5000 руб. или запрет на вождение средством передвижения на 6 месяцев, при рецидиве лишают шоферского документа на год
Выезд на пути встречного направления для преодоления преграды Придется заплатить 1500 руб.

Инспектор вправе применить лишение ВУ при попадании факта совершения деяния под прицел внешних видеокамер.

Как правильно ездить по попутным рельсам

Можно ли ездить по трамвайным путям попутного направления зависит от ряда требований. Езда по рельсам разрешена если:

  • рельсы и проезжая часть находятся одноярусно по отношению друг к другу;
  • трамвайная дорога слева;
  • автомобильная полоса перегружена.

Учитывая вышеназванные критерии, система запретов выглядит следующим образом:

  1. Движение по встречной расценивается как недопустимое отступление от ПДД. Результатом действий водителя может оказаться лишение прав на управление ТС.
  2. Если рельсы размещены с правой стороны от дороги, то передвигаться по ним на машине запрещено.
  3. Пути и проезжая часть находятся на разных уровнях. Например, рельсы пересекают газон. Тогда они считаются разделительной полосой и заезд на них грозит виновнику наказанием.

Передвижение по путям полностью не ограничивается. Одобрены следующие маневры:

  • разворот влево;
  • проезд прямо;
  • поворот.

Вспомогательные меры ущемления и запреты регулируются разметкой и специально установленными знаками. Так, если сплошная линия разметки 1.2 нанесена вдоль трамвайных путей, то пересекать ее для дальнейшего движения нельзя. Штраф за такое нарушение составит 500 р.

Выезд навстречу трамваю

Двигаться по встречной рельсовой дороге запрещается. Разрешено ее переезжать с целью повернуть или развернуться.Регламентированы такие исключения:

  1. Часто дорожное полотно требует восстановления. Тогда дорожный патруль продумывает направление потока движения в объезд. В такой ситуации сотрудники автоинспекции допускают объезд преграды через встречную полосу.
  2. Случается, что вблизи трамвайных путей произошла автоавария. Для тщательного изучения факторов случившегося, сотрудники ДПС направляют любой проезжающий автомобиль в обход по встречным рельсам.
  3. Шофер перевозит человека в тяжелом состоянии здоровья. Пассажир испытывает нужду в срочной помощи специалистов, требуется госпитализация. Дорога пересекает рельсы, других вариантов маршрута нет. Водителю следует понимать, что отсутствие выбора правомерного поведения придется отстаивать в ходе судебного разбирательства.

Нередко при благосклонном решении судьи виновника все равно ожидает применение мер воздействия и предупреждения неправомерного поведения. Служители правоохранительных учреждений фиксируют штраф за выезд на трамвайные пути.

Подробно о встречном разъезде читайте по ссылке.

Разворот и обгон

Не запрещается разворот влево на рельсах. Перед осуществлением маневра водителю следует точно знать, что не нанесена разметка с каждой из сторон. Осуществлять манипуляцию допускается исключительно под прямым углом, иначе служители ГИБДД могут расценить случившееся как въезд на встречную полосу. Это относится к правонарушению и мерой пресечения выступает штраф в 5 тыс. руб. или конфискация разрешительного документа для вождения ТС.

Обгон представляет собой:

  • выезд на полосу встречного движения;
  • опережение впереди едущей машины;
  • возврат на свою полосу движения.

Из дефиниции становится понятно, что обгон трамвая по встречным путям невозможен и запрещен действующими ПДД.

Обгон по трамвайным путям попутного направления также недопустим. Однако медленно передвигающийся трамвай можно объехать слева при условии выезда на встречную полосу автодороги.

Маневр следует совершать так:

  1. Включить левый поворотник.
  2. Выехать на встречную полосу.
  3. Объехать общественный транспорт по левой стороне.
  4. Включить правый поворотник.
  5. Вернуться обратно.

Причем не стоит забывать о запрете создания препятствий другим движущимся транспортным средствам.

Как оспорить нарушение

Если водитель осознанно нарушил правила и получил за это наказание, то обжаловать вмененные санкции практически нереально. Но возникают ситуации, когда автомобилисту пришлось выехать на встречную полосу и обогнать трамвай. Иногда действия водителя не зависят от его воли и побуждений, например, при поломке авто. В такой ситуации неправомерные действия можно оспорить в судебном порядке.

После совершения правонарушения сотрудники ГИБДД выписывают протокол. Решение о применении наказания принимает суд. Автовладелец на протяжении 10 суток после получения протокола вправе обратиться в районный суд для обжалования решения. Перед обращением следует собрать всю доказательственную документацию своей невиновности.

Если основанием выезда стали неполадки в тормозной системе и получился занос, то автотехническая экспертиза укажет на неисправность. Если на пути была преграда, но дорожный патруль не учел это в документации, то автовладельцу необходимо самостоятельно сделать фото или видео с фиксацией барьера на месте происшествия.

Вопросы от читателей

Что значит запрет следования по попутным трамвайным путям, находящихся на разном уровне с дорогой? Какое действует наказание за проезд?

Ответ: Рельсы отделяются от асфальта (газоном, сплошной полосой). Нарушителю грозит штрафная санкция в объеме 500 руб.

Можно ли обгонять трамвай при его остановке?

Ответ: Если пассажиры уже покинули свои места и водитель транспорта закрыл двери.

В огибание пробки мужчина выехал на трамвайные пути попутного движения с правой стороны от главной дороги. Запрещающих обозначений и ТС не было, но не доезжая 100 метров до поворота направо, был остановлен сотрудником патрульной службы и получил штраф в 500 руб. Кто прав в ситуации?

Ответ: Действия патрульного были правомерными, поскольку проезд допустим исключительно при размещении основной дороги слева.

Когда не дозволено проезжать по рельсам?

Ответ: При нахождении путей справа от автомобильной полосы, размещении на разных уровнях – бордюр, под запретом находится выезд на встречную полосу.

Предназначены ли обособленные трамвайные пути для автотранспорта?

Ответ: Нет, по ним ездить недопустимо. Они используются для отделения смежного дорожного полотна.

Таким образом, проезд по трамвайным путям не воспрещен. Но требует соответствия некоторым предписаниям. Дозволяется движение прямо, разворот и поворот налево с трамвайных путей . Главное при передвижении не чинить заграждений для общественного транспорта и внимательно следить за запрещающими обозначениями.

Можно ли ехать по трамвайным путям? В каких случаях?

Даже у профессиональных водителей нередко возникают проблемы, связаны с возможностью передвижения по трамвайным рельсам.

Многие водители не знают точного ответа на вопрос, можно ли ездить по трамвайным путям в соответствии с правилами дорожного движения.

Чтобы это понять, следует детально рассмотреть нюансы передвижения по трамвайным путям.

Трамвайные пути не принадлежат к составляющей проезжей части, они считаются отдельным элементом дороги.

Когда позволяется и запрещается ездить по трамвайным путям

Согласно ПДД движение по ним разрешено, но только при соблюдении определенных условий:

  1. Правила дорожного движения 2021 года позволяют движение по трамвайным путям попутного направления только тогда, если передвигаться по полосам дороги возможности нет. Но при передвижении автомобиля по рельсам, он никаким образом не должен мешать движению трамвая.
  2. В том случае, когда рельсы трамвая находятся на уровне с автомобильной дорогой.
  3. Когда трамвайные пути находятся слева.
  4. Когда заняты все полосы движения.

Случаи, когда движение по трамвайным путям запрещается:

  1. Использовать для движения трамвайные пути встречного направления запрещается — это расценивается, как нарушение правил дорожного движения. За него водителю грозит административный штраф в виде лишения прав на управление транспортным средством.
  2. Если пути общественного транспорта проходят справа от автомобильной трассы, езда по ним запрещается. Данное правило наиболее актуально для крупных городов, где хорошая организация передвижения трамваев.
  3. Не разрешается езда по рельсам, если они находятся не на уровне с дорогой, например на газоне. В этом случае рельсы являются разделительной полосой, заезд на них запрещается. Так как по правилам дорожного движения разделительная полоса запрещена для передвижения и стоянки авто.

Перемещение по трамвайным рельсам можно использовать для следующих действий:

  • разворота налево;
  • передвижения прямо;
  • поворота.

Выезжая на рельсы всегда нужно помнить важное правило — автомобиль не должен мешать передвижению трамвая.

Выезд на полосы для общественного транспорта попутного направления запрещен, если присутствуют соответствующие знаки.

Например, по пути следования трамвайной дороги может находиться сплошная линия или расположение указателей «Полоса движения» и «Въезд запрещается».

В таком случае нужно руководствоваться указаниями установленных знаков и двигаться только по выделенным полосам.

Если вдоль трамвайных путей нанесена сплошная линия — это означает, что пересекать ее нельзя. Она обозначает край проезжей части и даже если с одной стороны движение по трамвайным путям попутного направления разрешено, за пересечение данной линии можно получить штраф.

Для разделения смежной проезжей части применяются обособленные трамвайные пути — это конструктивно выделенный элемент дороги.

Обособленные трамвайные пути не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств.

Движение по попутным путям трамвая

Возможность проехать по трамвайным путям попутного направления по ПДД 2021 года ограничено определенными условиями. Рельсы попутного направления не предназначены для движения безрельсового транспорта.

Расположение трамвайных путей, когда движение разрешено:

  • слева от проезжей части;
  • на одном уровне с проезжей частью.

Но только в таких случаях:

  • когда все другие полосы заняты;
  • выполняется объезд;
  • выполняя поворот налево или разворот, в соответствии с пунктом 8.5 ПДД.

Если отсутствуют другие ограничения для левого поворота или разворота и данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где отсутствуют запреты.

Передвижение по трамвайным путям встречного направления

Не менее важно рассмотреть вопрос, разрешается ли использовать для движения трамвайные пути встречного направления. Ответ будет однозначный — не разрешается.

В соответствии с правилами дорожного движения, встречные трамвайные рельсы разрешено только пересекать. Автомобили не могут ездить по путям попутного и по путям встречного движения.

Такие действия могут спровоцировать серьезную аварию, затор, помешать передвижению трамваев.

Но из всех правил существуют исключения. Выделяют случаи, в каких можно ездить по трамвайным путям встречного направления:

  1. Во время проведения ремонтных работ на полосах попутного направления. При этом работники ГАИ организовывают объезд по полосам встречного движения и могут задействовать трамвайные рельсы встречного направления.
  2. Проезд по рельсам встречного направления возможен при крупном ДТП. В таких случаях сотрудники ГАИ обязаны самостоятельно регулировать движение транспортных потоков.

Иногда водителю приходится выезжать на рельсы встречного направления, имея на это весомые причины, например, когда он везет человека в больницу, а другие способы объезда отсутствуют.

В таком случае необходимо представить доказательства во время судебного разбирательства. При положительном исходе, нарушителю грозит только денежное административное взыскание.

Штраф за нарушение правил

Размер штрафа за езду по трамвайным путям напрямую зависит от того, насколько серьезным оказалось нарушение:

  1. Если трамвайная линия отделена от общей дороги сплошной полосой — водитель, который нарушит правила, будет оштрафован на 500 рублей или получит предупреждение от инспектора.
  2. Если автомобильное средство передвигается в попутном направлении, но препятствует нормальной работе трамвая, то водитель получит штрафную санкцию — 500 рублей.
  3. Остановка автомобиля на трамвайной линии — грубое нарушение, за него предусматривается штраф в размере 1500 рублей. В городах федерального значения сумма увеличится до 3000 рублей.
  4. За проезд по рельсам встречного движения в ПДД предусмотрено взыскание денежных средств в размере 5000 рублей или лишение права вождения сроком на 6 месяцев.
  5. Выезд автомобилиста на встречную линию трамвая, чтобы обойти препятствие, наказывается штрафом в сумме 1500 рублей.
  6. В случае повторного нарушения ПДД, автоинспекторы вправе лишить водителя прав на 1 год.
  7. Если нарушение будет повторно зафиксировано видеокамерами — накладывается штраф 5000 рублей.

Разворот на рельсах и обгон

Правила дорожного движения допускают разворот влево через линии общественного транспорта.

Прежде чем разворачиваться, следует проверить отсутствие линии разметки с какой-либо стороны от путей. Выполнять такое действие следует только под углом 90 градусов.

В противном случае, работники ГИБДД могут расценить это, как заезд на полосу встречной линии. За данные действия предусмотрен штраф в размере 5000 рублей или изъятие прав.

Обгон по трамвайным полосам запрещается даже если это движение по рельсам попутного направления.

Так как данный маневр связан с заездом на встречную линию в любом случае. При этом, ПДД позволяет опережать попутный транспорт, когда другие полосы заняты.

Движение через перекресток

В отдельных ситуациях разрешается переезжать через колею на перекрестке, который не регулируется:

  1. Трамвай и автомобиль двигались в одном направлении к перекрестку, при этом пути находятся по правую сторону от автомобилиста, а трамвай будет ехать по прямой.
  2. Трамвай и машина двигаются параллельно в одном направлении, линия находится по правой стороне от водителя и оба будут поворачивать налево.
  3. Линия находится справа, авто двигается по прямой, а трамвай собирается свернуть налево.

Таким образом, правила дорожного движения разрешают ездить по трамвайным путям при соблюдении определенных условий. Допускается так же разворот налево и поворот.

Но, когда автомобилист выезжает на рельсы, он не должен мешать передвижению общественного транспорта.

За несоблюдение правил передвижения по трамвайным путям, предусмотрены штрафные санкции. Взыскание будет зависеть от серьезности нарушения.

Видео: Поворот через трамвайные пути

Можно ли ездить по трамвайным путям

  • Что говорится в ПДД
  • Какие особенности маневрирования
  • Когда разрешается и когда запрещается езда
  • Движение прямо по путям
  • По встречным путям
  • Разворот и обгон
  • Движение через пересечение трамвайных путей
  • Что может привести к ДТП
  • Действия при ДТП на трамвайной линии
  • Если ДТП произошло по вине автовладельца
  • Какой предусмотрен штраф за нарушение правил

Порой даже самые опытные водители часто пересекаются с такой проблемой как правила движения именно по рельсам трамвая. В каких ситуациях можно свободно ехать по ним, а когда подобный маневр является нарушением? Чтобы изучить этот вопрос подробнее, необходимо внимательно изучить все тонкости законодательных актов и запомнить основные табу. Ведь осторожность во время езды в упомянутой зоне исключит риск возникновения аварийной ситуации на трассе.

Что говорится в ПДД

В отдельных случаях свод требований не запрещает участникам движения перестаиваться на машинах по путям, где регулярно проезжают трамваи.

Но для этого стоит соблюдать следующие правила: ездить исключительно по попутному направлению, когда следовать по полосам трассы вовсе нельзя (ведётся ремонт трассы), а также, если рассматриваемый автомобиль не мешает запланированному перемещению другого транспорта или когда все полосы уже заняты.

По умолчанию попытка пересечения на авто рельс априори не должно создавать смежных преград перемещению по ним самого трамвая. Преодолевать на колёсах рельсы можно в любой специально предназначенной для этого маневра точке. Следовать на машине непосредственно по рельсам допустимо, когда пути находятся на проезжей части слева от центрального потока. Обычно они фиксируются посередине проезжей части на крупных проспектах и улицах.

Какие особенности маневрирования

Отдельно нужно рассмотреть определённые методы езды по трамвайному пути в каждой из существующих разновидностей. Согласно современным правилам движение по рельсам возможно, при соблюдении конкретного перечня условий:

  • езда по железным путям попутного направления;
  • единый уровень с автомобильной дорогой;
  • расположение трамвайной дороги с левой стороны;
  • пробка на трассе и заняты все полосы движения.

Дополнительно можно рассмотреть и особенности перемещения по проблемной локации встречного и попутного направления, включая поворот или разворот рядом, а заодно и нюансы проезда по перекрёстку, где проходит регулярный маршрут трамвая.

Когда разрешается и когда запрещается езда

Ссылаясь на п. 9.6 ПДД, допускается езда по железным путям на машине, когда все попутные полосы необходимой дороги заняты, а остальные пути находятся слева на том же уровне проезжей части и идут параллельно вашей полосе. Причём подобный манёвр не должен создавать дополнительных помех трамваям. Аналогичные правила действуют во время объезда, повороте налево или маневре в виде разворота.

Среди прочих уточнений в п. 8.5 отмечены случаи, когда водитель априори обязан двигаться по рельсам. Тут речь идёт о повороте налево и развороте при тех же условиях, если знаками не предусмотрен альтернативный порядок движения. С другой стороны, нельзя выезжать на трамвайные пути, которые:

  1. Расположены с правой стороны.
  2. Находятся выше или ниже уровня трассы.
  3. Отгорожены какими-то конструкциями.
  4. Имеют запрещающие знаки или разметки.
  5. Предназначены для поворота направо.

Параллельно с оговоренными схемами в п. 9.6 ПДД отдельно указано, что выезжать на рельсы встречного направления вовсе запрещается. Но более детально разобраться в табу и исключениях на дороге стоит уже на конкретных ситуациях.

Движение прямо по путям

Шанс без преград преодолеть железные пути попутного направления, по правилам 2020 года ограничено строгими условиями. В оговоренном случае рельсы попутного направления не рассматриваются для езды иного вида транспорта. Их расположение, когда движение допускается: слева от трассы или на уровне с проезжей частью.

Так в теории они не считаются разделительной полосой. При этом все прочие полосы тоже должны быть заняты, выполняется объезд или маневр налево, в соответствии с п. 8.5 упомянутых правил.

Когда отсутствуют иные запреты для разворота, то смену направления на автомобиле можно выполнять на том участке дороге, где отсутствуют запреты. Вспомогательные меры ограничения регулируются уже специальной разметкой и дополнительно установленными знаками. Например, если сплошная полоса разметки по п.1.2 нанесена вдоль рельс, то пересекать её для последующей езды на транспорте нельзя.

По встречным путям

Теоретически, двигаться по встречной дороге и рельс в аналогичном случае тоже запрещено правилами. Допустимо её пересекать только, чтобы повернуть или, когда указаны такие исключения, где дорожное полотно требует глобальной реконструкции.

Так дорожный патруль нарочно планирует подходящий аналог направления потока в объезд, и сотрудники автоинспекции учитывают объезд преграды через встречную полосу.

Крайне важно тщательно изучить проблему, разрешается ли априори использовать для езды рельсы встречного направления. Максимально точный ответ будет — «однозначное нет».

Согласно правилам движения на дорогах, встречные рельсы допускается только аккуратно пересекать. Машины не имеют права ездить по железным путям встречного движения. Такие своевольные манёвры рискуют спровоцировать серьёзную аварию, затор, а также помешать передвижению трамваев.

Но даже из столь строгих требований можно сделать исключения. Бывают редкие случаи, когда можно свободно следовать по рельсам встречного направления: во время совершения ремонтных работ на зонах попутного движения или при масштабном ДТП. В таких случаях сотрудники ГАИ будут вынуждены контролировать потоки авто самостоятельно.

Порой водитель вовсе вынужден выезжать на рельсы встречного направления, имея на это весомые причины: когда везёт пассажира в больницу, а другие альтернативные маршруты объезда исключены. Но при таком сценарии всё равно необходимо потом представить доказательства во время судебного разбирательства, если до него всё-таки дойдёт дело. Так при положительном исходе, нарушителю грозит только материальное административное взыскание.

Разворот и обгон

Если оценивать безопасные маневры иного плана, то здесь не запрещается разворот влево на рельсах. Перед осуществлением подобной схемы перестройки на улице, каждому водителю нужно точно знать, что на данной зоне отсутствует полноценная разметка с каждой из сторон. Поэтому осуществлять задуманную манипуляцию можно исключительно под прямым углом, иначе работники ГИБДД расценят случившееся как въезд на встречную полосу.

Также необходимо помнить, что по умолчанию обгон представляет собой: выезд на полосу встречного движения или опережение впереди едущей машины, в также обдуманный возврат на выбранную изначально полосу движения. Из этого становится ясно, что обгон трамвая по встречным путям невозможен и запрещен действующими ПДД.

Смежный маневр по рельсам уже попутного направления тоже исключается. Хотя медленно передвигающийся трамвай можно объехать слева при условии выезда на встречную полосу шоссе.

Подобный трюк следует совершать следующим образом: включить левый поворотник авто, выехать на встречную полосу, объехать другой общественный транспорт по левой стороне, потом опять включить правый поворотник и в финале вернуться обратно. Причём не стоит забывать о запрете создания препятствий другим движущимся машинам на своём пути.

Движение через пересечение трамвайных путей

В особо индивидуальных и запутанных ситуациях хозяевам машин разрешается переезжать через колею на местах, которые изначально не регулируется должным образом. Тогда трамвай и автомобиль следуют в едином направлении к перекрёстку, при этом сами железные пути находятся по правую сторону от транспорта, а трамвай просто вынужден ехать по прямой линии. Получается, что трамвай и машина двигаются параллельно друг другу, а линия находится справа от водителя, когда оба решат поворачивать налево.

В итоге траектория находится справа, автомобиль двигается строго по прямой линии, а трамвай собирается пройти налево. Именно так правила движения по трассе города разрешают ездить по рельсам при ориентации на определённые условия. Заодно там допускается несложный разворот налево и поворот. Но, если автомобилист всё-таки оказывается на рельсах, он не должен мешать дальнейшему движению общественного транспорта своим запутанным маршрутом.

Что может привести к ДТП

Для начала необходимо отметить, что спорные происшествия между любыми гражданами и участниками движения на трамвайных путях априори завершаются для виновника взысканием через суд.

Поскольку во время оформления ДТП подобного рода, трамваи не могут двигаться по своему заданному маршруту, то это рискует создать длительную пробку на дороге. И участникам происшествия стоит как можно быстрее освободить пути другим водителям.

В случае иного формата ДТП на рельсах без участия трамвая (исключительно между авто), можно быстро взять контакты у свидетелей, подготовить схему ДТП, подписать её обоим водителям, сфотографировать место аварии на телефон, а потом сразу же направляться в местное ГИБДД для окончательного оформления. Или воспользовавшись упрощённой схемой по Европротоколу.

Если в ДТП вынужденно принимал участие трамвай, то его водитель будет невиновен в аварии, если трамвай на момент аварии не выезжал из депо, или не двигался на запрещённый сигнал светофора, поскольку использование автолюбителем трамвайных путей изначально допустимо только при условии отсутствия серьёзных помех движению общественного транспорта.

Действия при ДТП на трамвайной линии

Когда случайно сталкиваются 2 машины, вся ситуация рассматривается по обычным правилам аварии с участием автомобилей. А вот в случае с трамваем, виновником часто признают хозяина машины. Причина такого решения проста – рассматриваемое столкновение возможно лишь тогда, когда нарочно создается помеха трамваю.

Следует подчеркнуть, что теоретический виновник ДТП несёт полную ответственность не просто за аварию по факту, но и за последующий простой остального подвижного состава, за что депо имеют полное взыскать неустойку с человека. Поэтому если авария всё-таки случилась, рекомендуют быстро освободить линию, заверить схему соответствующими и снимками деталей места аварии. Впоследствии собранные сведения передаются далее в ГИБДД для составления соответствующих бумаг по открытому делу.

Если ДТП произошло по вине автовладельца

При аварийной ситуации на трамвайных путях виновной стороной признаётся именно водитель автомобиля. Такая печальная статистика объясняется тем, что даже в редких случаях официально допустимого проезда по линии трамвая, другая машина не должна параллельно создавать ему помеху.

Логично предположить, что, когда случилась аварийная ситуация, скорее всего это недоразумение на дороге произошло по вине водителя. А для потенциального виновника ДТП подобная ситуация чревата взысканием с него финансовых убытков от депо.

В крупных городах финальная сумма обычно варьируется в пределах нескольких десятков тысяч рублей, а судебные приставы идут навстречу истцу и снижают итоговые санкции. Если проезд по рельсам привёл к аварии с участием трамвая, виновным обычно становится человек, не уступивший путь рельсовому транспорту, а также создавший ему преграду и нарушивший иные правила. Фактически его вина будет исключена, если сам трамвай двигался с игнорированием правил, но это бывает крайне редко.

Какой предусмотрен штраф за нарушение правил

Оценивая финансовую сторону и сопутствующие риски подобного нарушения, необходимо разобраться и в объёмах полагающихся штрафов.

Взыскания с водителей за езду по трамвайным путям напрямую зависят от того, насколько серьёзным в итоге выявилось нарушение. В первую очередь стоит ориентироваться на следующие варианты, которые предшествовали аварии:

  • линия рельс отделена от центральной дороги сплошной полосой — 500 руб. или официальное предупреждение от инспектора;
  • автомобильное средство ехало в попутном направлении, но мешало полноценной работе трамвая — 500 руб.;
  • остановка машины на трамвайной линии (особо грубое нарушение) – 1,5 тыс. руб. (в городах федерального значения финальная сумма доходит до 3 тыс. руб.);
  • проезд по рельсам встречного направления – 5 тыс. руб. или лишение права вождения сроком ровно на 4 месяца или на полгода;
  • выезд хозяина транспортного средства на встречную линию трамвая, чтобы безопасно обойти возникшее препятствие – 1,5 тыс. руб.;
  • повторное нарушение правил – автоинспекторы могут лишить гражданина прав на 1 год (когда происшествие зафиксировано в видео формате — штраф 5 тыс. руб.);

Поэтому каждому водителю стоит вести себя очень корректно на участках дороги, где трамвайные пути создают сложности для проезда. Совершение неправильных маневров в такой зоне чревато как финансовыми потерями, так и временными изъятиями прав.

В качестве вывода, можно подчеркнуть, что обновлённая версия ПДД за 2020 год допускает движение по трамвайным рельсам, если строго соблюдать перечисленные выше требования и понимать, как маневрировать в особо спорных ситуациях.

Самый важный ориентир – любой автомобиль, который едет по железной дороге, не должен создавать помех другим. И даже при возникновении аварии, проблема не исчезает: водителю придётся нести ответственность и за незапланированный затор на трассе. Поэтому необходимо помнить все рекомендации и своевременно исполнять их, чтобы избежать штрафов и иных проблем.

Трамвайные пути как элемент дороги: особенности правового режима

Трамвайные пути как элемент дороги в Правилах дорожного движения России по странному стечению обстоятельств оказались в самом настоящем правовом вакууме.

Пробелы в правовом регулировании не восполнены и судебной практикой – у российской Фемиды нет единообразного подхода. Но вопросов предостаточно. Возможно ли расположение трамвайных путей на проезжей части дороги? Разделяют ли необособленные трамвайные пути дорогу структурно на несколько проезжих частей? «Препятствие» на трамвайных путях – что за зверь? Исходя из смысла п. 1.2 ПДД или же некая иная субстанция?

Очевидных ответов нет, да и в судебной практике есть разные, диаметрально противоположные по смыслу решения, отнюдь не восполняющие указанные пробелы. Скорее наоборот – некоторые судебные акты только добавили противоречий и привнесли неразрешимую двусмысленность.

Для начала обратимся к понятийно-категориальному аппарату Правил.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (п. 1.2 ПДД).

По смыслу приведенной дефинитивной нормы трамвайные пути есть отдельный элемент дороги.

Согласно п. 1.2 Правил проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Правила не содержат ни эксплицитных указаний, ни имплицитных оговорок относительно возможности/невозможности расположения трамвайных путей на проезжей части дороги.

Конвенция о дорожном движении (ст. 29) допускает расположение трамвайных путей на проезжей части.

Согласно ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС – 014 – 2011) “проезжая часть автомобильной дороги” – конструктивный элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.

В ПДД РФ определено назначение проезжей части как атрибутивного элемента дороги. Но проезжая часть объективно не является «вотчиной» исключительно безрельсовых транспортных средств.

Да, и как быть с «препятствием» на необособленных трамвайных путях?

Препятствие – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

В каком случае (на фото ниже) действия водителя следует квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ (привилегированный состав)?

Обратимся к СП 98.13330.2018 «Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90» (далее – СП).

В зависимости от местных условий трамвайные пути следует предусматривать:
– на самостоятельном (обособленном) полотне – все виды трамвайных линий;
– в профиле улично-дорожной сети на обособленном полотне;
– в профиле улично-дорожной сети на совмещенном полотне (п. 4.6 СП).

Обособленное трамвайное полотно – трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети, не предназначенные для движения безрельсового транспорта (п. 3.22 СП).

Самостоятельное трамвайное полотно – трамвайные пути, расположенные вне улично-дорожной сети (п. 3.34 СП).

Совмещенное трамвайное полотно – трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети на одном уровне с проезжей частью, по которым разрешено движение безрельсовых транспортных средств (п. 3.37 СП).

При расположении линии трамвая в профиле улично-дорожной сети допускаются любые комбинации взаимного размещения проезжих частей и трамвайных путей каждого из направлений. Как правило, трамвайные пути следует размещать на обособленном полотне, по оси улицы в разделительной полосе либо в иной конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.) (п. 4.6 СП).

Предпочтительным является размещение трамвайной линии на обособленном или самостоятельном полотне по оси улицы в разделительной полосе или в другой конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.).

Допускается размещение (при отсутствии другой возможности) на совмещенном полотне с обязательной разработкой мероприятий по организации дорожного движения, препятствующих созданию заторов, парковке транспортных средств на трамвайных путях и другим возможным причинам задержки движения трамвая.

Обособленное трамвайное полотно следует отделять от проезжих частей улиц, тротуаров и велосипедных дорожек разделительными полосами и другими техническими средствами организации дорожного движения, запрещающими доступ безрельсового транспорта.

Скоростные линии наземного трамвая следует проектировать на обособленном полотне, расположенном вдоль магистральных улиц, или на самостоятельном полотне – вне пределов населенных пунктов (п. 4.7 СП).

Таким образом, внятного ответа на вопрос о возможности расположения необособленных трамвайных путей на проезжей части российское законодательство не даёт. Но очевидно – трамвайные пути, физически расположенные в профиле улично-дорожной сети (совмещенное трамвайное полотно), объективно содержат все признаки проезжей части дороги.

Дорожный знак 5.15.2 “Направления движения по полосе” над трамвайными путями.

Разделяют ли необособленные ТП дорогу на несколько проезжих частей? Вряд ли возможно дать утвердительный ответ.

Необособленные трамвайные пути производны от проезжей части, соприродны ей.

Отрицать очевидное, опираясь на терминологические антагонизмы – путь в никуда.

Восполнить указанные пробелы возможно: а) нормативно, путём внесения изменений и дополнений в Правила дорожного движения (что маловероятно); и/или же б) судебным толкованием указанных норм, формированием единообразия судебной практики.

Представляется, именно выверенное судебное толкование, основанное в том числе на конституционном принципе правовой определённости, наиболее перспективно в настоящих условиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: