Покупка автомобиля организацией у физического лица

Автомобиль в компании: принимаем к учету

Как бухгалтеру оформить покупку автомобиля? В чем отличие покупки нового авто от б/у? Как определить первоначальную стоимость и какие налоги придется уплатить? – читайте в статье.

Покупка авто в организации

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

В случае, если автомобиль взяли в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.

Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код ОКОФ)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191)
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020)
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197)
Автомобили-тягачи седельные Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216)

Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку

Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. – автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. – начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Как оформить ОСАГО бухгалтеру

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Транспортный налог на авто в компании

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Покупка основного средства у физического лица (нюансы)

  • Оформляем договор на покупку основного средства у физического лица
  • Составляем первичные документы
  • Формируем проводки
  • Налоговые нюансы покупки ОС
  • Итоги

Оформляем договор на покупку основного средства у физического лица

Если одной из сторон сделки является юридическое лицо, то договор вне зависимости от суммы должен быть заключен в письменной форме. Об этом сказано в п. 1 ст. 161 ГК РФ. В документе указывается следующее:

  • информация о поставщике и покупателе;
  • описание предмета договора;
  • количество ОС;
  • порядок расчетов;
  • реквизиты;
  • подписи сторон.

Можно также вписать и другие положения.

К договору составляется акт, в который вносится конкретная информация об основном средстве, либо в тексте договора прописывается, что он является актом приема-передачи.

Как оформить покупку автомобиля у физлица в налоговом учете, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный демо-доступ к системе К+ бесплатно.

Составляем первичные документы

Для того чтобы оприходовать полученное от физлица основное средство в учете, бухгалтеру нужно составить акт по форме ОС-1. Можно использовать формы документов, самостоятельно разработанные организацией. Такие формы должны быть закреплены в учетной политике.

Подробнее о документах по учету ОС и правилах их оформления смотрите в статье «Документальное оформление движения денежных средств».

Формируем проводки

Оприходование основного средства, купленного у физического лица, оформляется теми же проводками, что и покупка у организации:

  • Дт 08 Кт 60 (76) — отражено приобретение основного средства;
  • Дт 01 Кт 08 — основное средство принято к учету;
  • Дт 60 (76) Кт 51 (50) — произведена оплата.

ВАЖНО! Лимит расчета наличными в 100 000 руб., установленный Указанием ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У, на сделки между организациями и физлицами не распространяется, поэтому сумма сделки может быть любой.

Налоговые нюансы покупки ОС

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ организация не должна начислять и удерживать НДФЛ при покупке имущества у физлица, так как продавец декларирует и платит налог самостоятельно. Также компания не должна отражать доход в НДФЛ-отчетности, что подтверждают чиновники (письма Минфина от 18.04.2012 № 03-04-06/8-118, ФНС от 01.08.2016 № БС-4-11/13984@).

Страховые взносы на такую выплату физлицу не начисляются в соответствии со ст. 420 КН РФ.

Физлица не являются плательщиками НДС, поэтому никаких расчетов по налогу при покупке ОС не возникает.

Особое внимание бухгалтеру нужно уделить формированию первоначальной стоимости купленного основного средства.

О том, как это сделать для целей:

  • налога на прибыль, мы подробно рассказали в статье «Порядок налогового учета основных средств»;
  • бухгалтерского учета — в статье «Основные средства в бухгалтерском учете (нюансы)».

Также важно правильно установить норму амортизации.

КосультантПлюс предупреждает
Внимание! При приобретении основного средства, бывшего в употреблении у физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, покупатель не вправе определять норму амортизации по данному имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ.
Как правильно определить норму амортизации по бу объекту, узнайте в Путеводителе от К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Итоги

Для организации нет принципиальных различий в учете операций по покупке основных средств у юридических и физических лиц. Бухгалтер оформляет одинаковые первичные документы, делает привычные проводки. А самое главное — не возникает обязанности по уплате дополнительных налогов и составлению отчетности.

Берегись автомобиля или покупка авто у физического лица

Иногда организации выгоднее купить автомобиль у физического лица. В такой ситуации возникает немало вопросов и главные из них – как правильно оформить необходимые документы, и какие налоги придется заплатить? Ответ искала Марина Скудутис.

Не каждая организация может себе позволить приобрести новый автомобиль. К тому же иногда это просто не нужно, приобрети транспортное средство с небольшим пробегом – выгодно. Рассмотрим ситуацию, когда организация купила машину у физического лица. Первая бумага, которую нужно оформить, это, конечно, договор купли-продажи. Дальше понадобится составить акт приемки- передачи основного средства. Его должен утвердить руководитель организации. Как известно, использовать унифицированные формы сейчас необязательно, а значит, акт можно составить в произвольной форме.

Продавец должен передать компании документы на автомобиль. Инструкция по эксплуатации и сервисная книжка – это, конечно, важно, но далеко не самое главное. Нужно проследить, чтобы предыдущий собственник передал паспорт транспортного средства. ПТС должен быть у нового владельца обязательно, ведь именно в этой бумаге ставятся отметки о владельцах ТС. Дальше бухгалтеру нужно будет открыть инвентарную карточку учета объекта ОС и определить срок его полезного использования.

Минфин не раз разъяснял, что компании при приобретении машин у физических лиц, которые не являются ИП, не вправе определять норму амортизации по этому транспортному средству с учетом требований пункта 7 статьи 258 НК РФ

Минфин не раз разъяснял, что компании при приобретении машин у физических лиц, которые не являются ИП, не вправе определять норму амортизации по этому транспортному средству с учетом требований пункта 7 статьи 258 НК РФ (см., например, Письмо Минфина от 29.03.2013 г. № 03-03-06/1/10056). Указанный вывод ведомству позволяет сделать тот факт, что физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения. И еще одно разъяснение Минфин дал в Письме от 14 декабря 2012 года № 03-03- 06/1/658. Чиновники пришли к заключению, что организация при приобретении транспортного средства у гражданина, который не является предпринимателем, не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований вышеназванной нормы, так как у физического лица отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации оборудования в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса. ПТС для его определения использовать не стоит: законодательством это не предусмотрено. Подтверждает такой вывод и судебная практика. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 25 июня 2012 года по делу № А11-4033/201 сделал вывод, что паспорт технического средства подтверждает факт регистрации автомобиля за гражданином на определенный срок, но не доказывает факт использования им этого имущества в течение указанного периода.

В случае покупки авто у физлица срок полезного использования можно определить на основании Классификации основных средств. При этом период, в котором продавец пользовался машиной, учитывать не нужно. Ведь документально подтвердить этот срок гражданин не сможет.

Платим налоги

Как известно, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не признаются плательщиками НДС, так как они не упомянуты в пункте 1 статьи 143 НК РФ. При покупке автомобиля у гражданина, всю сумму средств, уплаченных продавцу, необходимо учитывать в стоимости приобретенного основного средства.

Покупка автомобиля может быть выгодна компаниям-«упрощенцам», которые не платят НДС и налог на прибыль, а вот организациям на ОСНО – нет. Дело в том, что последние в этом случае лишаются возможности возместить налог на добавленную стоимость. Поэтому таким компаниям нужно все просчитать и, возможно, выбрать другой вариант покупки транспортного средства.

Разберемся с НДФЛ. В пункте 1 статьи 226 НК РФ закреплено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 этой статьи, признаются агентами и обязаны исчислить, удержать у него и уплатить сумму налога. Однако в Кодексе есть еще и статья 228, в которой сказано, что физические лица, с сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют НДФЛ, подлежащий уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК. Поэтому в рассматриваемом случае продавец исчислять и уплачивать налог будет самостоятельно.

Другие варианты

У компаний не всегда есть возможность купить автомобиль. Да и потребности в этом у нее может не быть. В такой ситуации еще один вариант – это аренда транспортного средства у физического лица.

Разберемся, какие налоги организации придется заплатить при этом варианте. Начнем с налога на прибыль. Арендные платежи относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

По поводу НДФЛ. Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ, при определении базы учитываются все доходы собственника, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса. Как я уже упоминала, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 российские организации, от которых или в результате отношений с которыми гражданин получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму налога. В Письме от 25 декабря 2012 года № 03-04-06/3-366 Минфин сделал вывод, что организация признается агентом в отношении доходов, выплачиваемых физическому лицу по договору аренды автомобиля. При фактической выплате суммы компания обязана удержать сумму исчисленного НДФЛ.

Покупка автомобиля может быть выгодна компаниям-«упрощенцам», которые не платят НДС и налог на прибыль, а вот организациям на ОСНО – нет.

Ну и, напоследок, напомню еще один вариант, при котором компания сможет эксплуатировать автомобиль физического лица, – это использование его в соответствии с Трудовым кодексом. Статья 188 Кодекса разрешает сотруднику использовать свое имущество, если это происходит с согласия и ведома работодателя. Последний в такой ситуации обязан платить трудящемуся компенсацию за использование, износ (амортизацию) транспортного средства, а также возмещать работнику расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля. Платить НДФЛ при таком варианте сотрудничества не нужно, так как, согласно статье 217 НК РФ, указанные выплаты освобождены от налогообложения. По поводу налога на прибыль: компенсацию, выплаченную сотруднику, можно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией лишь в пределах норм (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы организаций на выплату компенсации относятся к прочим, связанным с производством и реализацией, установлены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 92.

Таким образом, у компании есть несколько вариантов для эксплуатации автомобиля физического лица: транспортное средство можно у него купить, арендовать или эксплуатировать в соответствии с ТК РФ. Какой из них выбрать – решать самой фирме.

Марина Скудутис, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Налоговый учет и отчетность

В бераторе «Налоговый учет и отчетность» собрана воедино и правильно систематизирова полная и подробная информация о том, как организовать и вести налоговый учет. Узнайте больше >>

Что необходимо составить при покупке авто юридическим лицом у физического и как оформить сделку?

Случается, что юридическое лицо принимает решение совершить покупку не новой машины, а б/у. Причины, в рамках вопроса, не так важны.

Такая процедура купли-продажи между физ. и юрлицами имеет много нюансов, связанных с принятием транспортного средства на баланс юридического лица. Акцентируем внимание на особенностях процедуры. Как избежать риска потерять всю выгоду от сделки, расскажем в этой статье.

  1. Какие документы составляются?
  2. Закупочный акт
  3. Договор
  4. Акт приема-передачи имущества
  5. Расходный кассовый ордер
  6. Платежное поручение и банковская выписка
  7. Схема покупки автомобиля организацией у обычного автомобилиста
  8. Заключение сделки
  9. Денежный расчет
  10. Есть ли юридическое ограничение размера суммы наличными
  11. Принятие ТС на баланс предприятия
  12. Регистрация ТС в ГИБДД
  13. СПИ
  14. НДС
  15. Расчет налога на прибыль
  16. НДФЛ и страховые взносы
  17. Как отразить проводки?
  18. Если машину приобрели для перепродажи

Какие документы составляются?

В силу п. 1 ч. 1 ст. 161 Гражданского кодекса РФ, сделка купли-продажи транспортного средства, стороной которой выступает юридическое лицо, заключается, как минимум, в простой письменной форме. То есть, должен быть составлен:

  • договор;
  • акт приема-передачи.

По желанию сторон, документ может быть удостоверен нотариусом. Нотариальная форма сделки не является обязательной. Но, если документ подписан указанным должностным лицом, то гарантий, что лишних проблем со сделкой не возникнет, будет больше.

Какие бумаги потребуются для оформления купли продажи?

Закупочный акт

Это документ, который свидетельствует, что организация (юр. лицо), от имени которой действует её представитель, приобрела у физ. лица некий товар, к примеру, совершила покупку авто. В данном случае – автомобиль. Практика идет по следующему пути: стороны заключают закупочный акт, содержащий все существенные условия купли-продажи ТС, и не составляют сам ДКП.

Почему так происходит:

  1. Дело в том, что ДКП не может являться первичным бухгалтерским документом, в соответствии с ФЗ «О бухучете».
  2. Закупочный акт соответствует всем необходимым требованиям, касающимся ведения отчетности. Если в нем содержится информация, которая должна быть в ДКП, то акт, по сути, и становится договором. Как минимум, простая письменная форма считается соблюденной.
  3. Если в закупочном акте содержится информация о передачи ТС покупателю, денег – продавцу, то и дополнительный документ приема-передачи составлять не нужно.

Таким образом, закупочный акт становится тем основным документом, который свидетельствует о совершении сделки.

Договор

Как отмечалось договор купли-продажи подготавливать вовсе не обязательно, если имеется грамотно составленный закупочный акт. Если ДКП оформляется, то в нем должны содержаться сведения, о которых речь идет в ст. 454 ГК РФ:

  • о продавце и покупателе;
  • о товаре;
  • о стоимости.

Договор – консенсуальный. То есть, действует не с момента обмена ценностями, а со времени достижения сторонами договоренностей об условиях сделки.

Подробнее о правилах составления ДКП при покупке автомобиля юридическим лицом у физического читайте здесь.

Акт приема-передачи имущества

Элементы этого документа могут содержаться в закупочном акте. Если стороны не позаботились об этом, то в передаточном акте указывают:

  • информацию о сторонах;
  • о предмете договора и цене товара;
  • об оговоренных недостатках, если таковые имеются;
  • о принадлежностях и документах, которые передаются вместе с ТС.
  • Скачать бланк акта приема-передачи машины между физическим и юридическим лицом
  • Скачать образец акта приема-передачи машины между физическим и юридическим лицом

Расходный кассовый ордер

Документ по форме № КО-2 оформляется, если деньги выплачиваются продавцу наличными. Форма утверждена постановлением Госкомстата № 88, вступившим в силу в 1998 году.

Проще говоря, продавцу выдается данный ордер, который он имеет право обменять на деньги. Размер суммы будет соответствовать цене авто.

Платежное поручение и банковская выписка

Эти бумаги нужны, чтобы подтвердить факт оплаты стоимости ТС по безналичному расчету.

  • Поручение является распоряжением, исходящим от имени организации, банку перевести некую сумму средств продавцу автомобиля.
  • Выписка по банковскому счету будет свидетельствовать о том, что деньги списаны со счета покупателя.

Это не все документы, которые понадобятся для сделки. Нужны будут и следующие бумаги:

  1. ПТС – паспорт транспортного средства. Это бумага, содержащая основные сведения об автомобиле и его узлах, агрегатах. Из ПТС можно узнать: какая у машины марка и модель, какой цвет, какой VIN-номер и государственный регистрационный знак. В ПТС содержится информация и о том, какие регистрационные действия с автомобилем производились ранее.
  2. СТС – свидетельство о регистрации авто. Документ подтверждает, что машина зарегистрирована в органах ГИБДД на некого собственника. Без этой бумаги вполне можно обойтись при заключении сделки.
  3. Диагностическая карта – бумага, свидетельствующая о том, что машина прошла техосмотр, находится в исправном состоянии. Документ необходим, чтобы оформить полис ОСАГО.

При постановке на учет машины понадобятся еще кое-какие бумаги, но об этом далее.

Схема покупки автомобиля организацией у обычного автомобилиста

Как же купить авто для организации у физического лица? Чтобы купить авто необходимо найти покупателя. Самый простой способ – открыть популярную доску объявлений в интернете. Далее нужно осмотреть машину, можно поторговаться. Но это все моменты, которые почти не относятся к правовой стороне вопроса. Что нужно сделать с точки зрения юриспруденции?

Заключение сделки

Стороны договариваются об условиях сделки. Подготавливается один из указанных выше документов.

Как отмечалось, закупочный акт может содержать все существенные условия сделки, тогда ДКП оформлять нет необходимости.

Продавец, являясь физическим лицом, ставит под документом свою подпись. Представитель юр. лица – свой автограф и оттиск печати компании.

Более подробно все этапы сделки при покупке автомобиля юридическим лицом у физического мы рассматривали в отдельном материале.

Денежный расчет

Как отмечалось, средства могут быть переданы:

  • наличными;
  • путем перевода на банковский счет продавца.
Есть ли юридическое ограничение размера суммы наличными

ЦБ РФ в своих указаниях № 3073-У (п. 5) разъясняет, что, если речь идет о сделке по покупке между юр. и физ. лицами, то расчет может быть осуществлен наличными при любой стоимости товара. То есть, никаких юридических ограничений нет. Если, к примеру, авто стоит, 1 млн рублей, то продавец получит, при желании, всю эту сумму наличными.

Если в сделке участвует ИП, то расчет обязан быть осуществлен безналичными средствами при стоимости товара свыше 100 тыс. рублей.

Принятие ТС на баланс предприятия

Важное действие, поскольку непостановка машины на баланс – серьезное нарушение законодательства. Госкомстатом разработаны специальные документы для оформления такой процедуры. Это:

  • форма ОС-1 – акт приема-передачи основных средств производства;
  • форма ОС-6 – инвентаризационная карта.

Авто причисляют к основным средствам производства. Основываются на следующих признаках:

  1. Длительный срок использования – более 1 года.
  2. Высокая стоимость – более 40 тыс. российских рублей.

Процедура осуществляется следующим образом:

  1. Подготавливается передаточный акт, к которому прилагается ПТС.
  2. Акт подписывается членами комиссии, которую формирует руководитель компании.
  3. Далее ответственное лицо заполняет инвентаризационную карту.

Не всегда имеется возможность сформировать комиссию. Например, компания настолько мала, что ИТР-сотрудников у неё меньше трех. Закон разрешает в таком случае ограничиться оттиском штампа на документе, являющимся правоустанавливающим – это, в большинстве ситуаций, закупочный акт.

Регистрация ТС в ГИБДД

От имени юридического лица, при постановке его на учет в МРЭО, действует представитель, имеющий на руках доверенность. Документ должен наделять поверенного следующими правами:

  • представление интересов в органах МРЭО ГИБДД;
  • подписание и подача заявления на постановку ТС на учет;
  • получение нового ПТС или старого паспорта с внесенными в него изменениями, СТС, государственных регистрационных знаков.

Алгоритм действий следующий:

  1. Представитель юридического лица отправляется в МРЭО со всеми необходимыми бумагами:
    • ДКП или закупочный акт;
    • доверенность;
    • паспорт;
    • ПТС;
    • полис ОСАГО;
    • квитанция об оплате госпошлины, если плата в пользу государства еще не внесена.

В МРЭО представляются и учредительные документы компании:

  • устав;
  • свидетельства ИНН, ОГРН (если выдавались);
  • приказ о назначении руководителя;
  • выписка из ЕГРЮЛ.
  • Машина предоставляется инспектору для осмотра.
  • Представитель компании передает заявление о постановке на учет и другие бумаги на регистрацию.
  • Далее все необходимые документы выдаются поверенному, который обязан передать их руководству организации.

    Срок полезного использования – показатель, который дает возможность понять, на протяжении какого времени основное средство производства будет приносить доход. СПИ необходим для осуществления бухгалтерских проводок.

    Проблема заключается в том, что, для определения срока полезного использования, необходимы документы, дающие возможность понять, сколько машина «была в употреблении» ранее. Без этого нельзя установить СПИ.

    Казалось бы нет ничего проще: нужно открыть ПТС и посмотреть на даты регистрации ТС в ГИБДД. Но Минфин считает иначе. По этому поводу имеется ряд писем. Например:

    Причина проста: факт проставления в ПТС каких-либо дат не свидетельствует о том, что именно в этих числах началась производственная амортизация авто.

    Практика пошла по следующему пути: СПИ для автомобилей, приобретенных на имя организаций у физ. лиц не определяется. То есть, машины проходят по бумагам, как новые. Это не совсем правильно, но другого выхода не найдено.

    Исключения (ст. 154 НК РФ):

    1. Транспорт, купленный для перепродажи.
    2. Сельскохозяйственная техника, содержащаяся в перечне, утвержденном правительством (Постановление № 383 от 16.05.2001 г.).

    Ставка НДС будет составлять 10 или 18% (с 2019 года – 20%).

    Расчет налога на прибыль

    При расчете налога учитывается стоимость средств производства. О проблеме в этой сфере уже шла речь: сложно установить СПИ. Сделать это можно только в том случае, если есть документы, содержащие дату начала эксплуатации ТС. Но ПТС, как считает Минфин, для этих целей не подойдет.

    НДФЛ и страховые взносы

    В этой сфере организация полностью освобождена от каких либо обязанностей. Подробнее:

    1. Страховые взносы не совершаются, потому что речь идет о сделке купли-продажи, а не о трудовых правоотношениях.
    2. Организация не является налоговым агентом по сделке. Физ. лицо обязано самостоятельно отчитаться о факте продажи ТС и размере полученной прибыли; уплатить налог, который составляет 13%. Нужно помнить, что предусмотрены определенные вычеты.

    Более того, у компании нет обязанности сообщать о том, что сделка, в принципе, была совершена. Это должен делать продавец.

    Как отразить проводки?

    Это нужно делать следующим образом:

    • ДЕБЕТ 10 (41) КРЕДИТ 60 – товары приняты к учету.
    • ДЕБЕТ 08.4 КРЕДИТ 60 – отражается задолженность перед продавцом за приобретенный товар.
    • ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08.4 – основное средство производство принято к учету.
    • ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 50 (51) – приобретенное имущество оплачено.

    Если машину приобрели для перепродажи

    Многое зависит от того, занимается ли организация продажей выкупленных машин. Если да, то проводка:

    • Проводка: ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 71 – товар оприходован.
    • Счет-кредит – продажи и перепродажи – 90.

    Если компания не является «перекупом», то нужно указывать, что транспорт продан по иным причинам:

    • Дебет-счет – 91. Это «Прочие доходы».
    • Проводка: Дебет 91 Кредит 41 – излишек, непредвиденные обстоятельства и т. п.

    Таким образом, процедура купли-продажи авто организацией у физического лица сложна, потому что требуется большое количество бумаг. Кроме того, нужно грамотно осуществить бухгалтерские проводки. В остальном, все довольно стандартно.

    Продажа автомобиля организацией физическому лицу

    Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

    1. Договор и другие документы
    2. Стоимость автомобиля и его цена
    3. Отражение сделки в учете организации
    4. «Подводные камни», о которых лучше знать заранее

    Юридическое лицо имеет возможность и право продажи принадлежащего ему автомобиля не только фирмам, но и частным лицам. Соответственно, частное лицо имеют право этот автомобиль приобрести в собственность. Такие сделки имеют существенные нюансы. Как правильно подготовить пакет документов, какую стоимость авто отразить в договоре купли-продажи, что о таких сделках говорит Налоговый кодекс, состав бухгалтерских проводок по сделке – вот далеко не полный перечень вопросов, которые приходится решать бухгалтеру организации-продавца.

    Договор и другие документы

    ВАЖНО! Образец договора купли-продажи автомобиля между юридическим лицом (продавец) и физическим лицом (покупатель) от КонсультантПлюс доступен по ссылке

    Основным документом, подтверждающим сделку продажи автомобиля между юрлицом и физлицом, является договор купли-продажи. Каких-то особенностей или нововведений, по сравнению с прошлыми периодами, договор в настоящее время не содержит. Вместе с тем его содержание должно отвечать нормам гражданского законодательства РФ.

    Стандартный договор купли-продажи авто составляется по нормам ГК РФ, ст. 161, 454, 458, 130, 224, 223. Он должен включать:

    • число и место, где заключался;
    • реквизиты сторон (данные паспорта физлица и реквизиты продавца-юрлица);
    • содержание сделки и обязанности сторон;
    • детальное описание автомобиля;
    • стоимость (цифрами и прописью);
    • как будут исполняться обязанности по договору: порядок передачи товара, передачи средств, дата передачи;
    • аксессуары, дополнения к автомобилю (при наличии);
    • пакет передаваемых документов.

    На заметку! Несмотря на то что автомобиль – движимое имущество и при продаже в общем случае регистрация прав не требуется (ст. 130 ГК РФ), его необходимо переоформить на нового владельца в ГИБДД. Один экземпляр договора необходимо оставить в инспекции.

    Продажа основного средства в организации осуществляется приказом руководителя. При заключении договора и переоформлении потребуются документы на автомобиль, прежде всего ПТС. Выбытие ОС оформляется пакетом бухгалтерских документов. При внесении наличных денег через кассу физлица на руки покупателю выдаются подтверждающий кассовый документ и вторые экземпляры бухгалтерских документов. О них мы будем говорить более подробно дальше.

    Стоимость автомобиля и его цена

    При определении продажной цены стороны могут договориться на любую сумму. Об этом говорит ст. 40 НК РФ п. 1. Пока не доказано обратное, любая цена сделки считается рыночной и законной. Проверять сделку налоговики имеют право, только если в ней есть признаки взаимозависимости продавца и покупателя, а значит, по логике фискальных органов, и корысти (п. 2 той же статьи).

    Согласно ст. 421 ГК РФ участники сделки свободны при заключении договора, в том числе и в части установления цены на товар. Если автомобиль продается по низкой цене, малой остаточной стоимости либо значительно ниже рыночной, целесообразно составить акт, в котором нужно указать все технические характеристики подержаного авто, в том числе его дефекты как обоснование цены.

    Списанный автомобиль тоже можно реализовать частному лицу. В этом случае логично будет к пакету документов и акту приложить справку бухгалтерии о том, что автомобиль списан и числится за балансом. Привлекают также независимых оценщиков.

    Отражение сделки в учете организации

    Доходы признаются организацией по договорной рыночной стоимости. Кроме договора купли-продажи, необходимо зафиксировать сделку в первичных документах. Унифицированные формы по учету ОС отвечают особенностям передачи транспортного средства по договору между гражданином и фирмой не в полной мере.

    Товарная накладная ТОРГ-12 также не может быть использована. Документ, регламентирующий ее применение, касается только юрлиц (пост. Госкомстата №132 от 25/12/98 г.) и ТМЦ, а не основных средств, к которым относится автомобиль. Для подобных случаев в организации должен быть разработан собственный бланк акта приема-передачи автомобиля. Его форма фиксируется в учетной политике фирмы. Согласно акту, делается соответствующая запись в карточке ОС-6 по выбывшему авто.

    Выписывать ли покупателю счет-фактуру? Очевидно, нет, поскольку граждане НДС не платят и к вычету его не предъявляют. Это подтверждается и позицией фискальных органов. Так, ст. 168-7 НК утверждает, что для выполнения требований, касающихся НДС, если речь идет об услугах и товарах в розницу, достаточно выдать покупателю кассовый чек. Ст. 169-3 (1) НК освобождает фирму от обязанности выдавать счет-фактуру гражданину, если стороны письменно согласились с таким вариантом. Рекомендуется прописывать указанный нюанс в договоре купли-продажи.

    Наконец, оформлять лишь один экземпляр документа по НДС считает возможным Минфин (письмо №03-07-09/14 от 25/05/11 и ряд других).

    Корреспонденции счетов по договору такие:

    • Дт 62 Кт 91/1 – зафиксирован доход от реализации.
    • Дт 91/2 Кт 68 – начислен НДС.
    • Дт 01/выбытие ОС Кт 01 – зафиксирована первоначальная стоимость транспорта.
    • Дт 02 Кт 01/выбытие ОС – зафиксирована начисленная амортизация реализуемого ОС.
    • Дт 91/2 Кт 01/выбытие ОС – зафиксирована в прочих расходах остаточная стоимость выбывающего автомобиля.
    • Дт 50, 51 Кт 62 – автомобиль оплачен физлицом.

    Оплату производят через кассу, с вручением покупателю кассовых документов, подтверждающих внесение денег, либо фиксируют внесение денег на расчетный счет юрлица от физлица.

    При этом обязательно использовать ККТ, как и при любой сделке, в которой фигурируют наличные. Лимит расчетов наличными через кассу соблюдать в данном случае не нужно – он не касается расчетов с физическими лицами.

    В НУ доход по сделке признается облагаемым налогами при ОСНО, УСН, ЕНВД, совмещенном с одним из названых режимов. При совмещении с ЕНВД необходим четкий раздельный учет. Если автомобиль использовался в деятельности, облагаемой «вмененным» доходом, выручка по нему налогом облагаться не будет, в ином случае – облагается. При проверке ФНС особенно обращают внимание на этот момент. Некоторые налогоплательщики, во избежание проблемных ситуаций при совмещении режимов, по умолчанию относят доход от продажи авто к налогооблагаемым. Согласно ст. 268 п. 1 НК, если продается амортизируемое имущество, доход можно уменьшить на его остаточную стоимость.

    «Подводные камни», о которых лучше знать заранее

    Как показывает практика указанных сделок, некоторые моменты могут вызывать споры с контролирующими органами, проблемы при сдаче налоговой отчетности, в которой отражается купля-продажа. Об отсутствии сторонних претензий лучше позаботиться заранее.

    Чтобы у налоговой не возникало вопросов по стоимости продажи, указанной в договоре, целесообразно приложить к нему заключение независимого эксперта, оценивающего продаваемый автомобиль. Это особенно касается авто с пробегом, частично или полностью изношенных. Срок оплаты не должен быть более поздним, нежели дата, указанная в акте приёма-передачи.

    Может ли организация продавать своим сотрудникам принадлежащие ей автомобили? Между налогоплательщиками и ФНС по многим аспектам таких сделок идет дискуссия. Суть ее в том, что существует понятие «взаимозависимых лиц», или лиц, экономически связанных между собой, интересы которых могут пересекаться, и одно из таких лиц может оказывать влияние на другое (ст. 105.1 НК РФ). Чиновники фискальных органов, ссылаясь на ст. 212 НК РФ, могут признать заниженную цену сделки материальной выгодой покупателя и доначислить НДФЛ на эту гипотетическую «выгоду».

    Организации может быть доначислен налог на прибыль. Налоговую базу они определяют, сравнивая аналогичные сделки между взаимозависимыми и невзаимозависимыми контрагентами. Прямых указаний на то, являются ли работники и работодатели взаимозависимыми, в законодательстве нет. Иная ситуация возникает, если автомобиль продается руководителю этой же фирмы как частному лицу. Исходя из норм ст. 105.1 НК РФ, оснований считать стороны сделки взаимозависимыми здесь больше (например, если доля участия руководства более 25%).

    К сведению! Однако чтобы иметь основание для доначисления налогов, необходимо как минимум доказать факт взаимозависимости и факт продажи по ценам, не имеющим отношения к рыночным, определить цены как безосновательно заниженные. В ином случае цена сделки автоматически считается законной и рыночной.

    При наличии соответствующих ресурсов у организации продажу автомобиля лучше проводить через аукцион.

    Организация покупает автомобиль у физлица: оформление и налогообложение

    Организация, применяющая общий режим налогообложения, является плательщиком НДС, она планирует приобретение транспортного средства, которое находилось в употреблении. Какими документами оформить покупку этого транспортного средства, если его приобретать: у физического лица; у юридического лица?

    Если приобретать транспортное средство у физического лица, то каким образом определить его остаточную стоимость, каковы особенности налогообложения данной сделки?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

    При передаче транспортного средства, которое будет являться основным средством у Вашей организации, рекомендуется составить акт приема-передачи. Форма акта действующим законодательством не установлена, он составляется в произвольной форме.

    При приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организация должна установить срок полезного использования исключительно на основании Классификации основных средств без учета срока пользования автомобилем предыдущим собственником.

    Обоснование позиции:

    Транспортные средства (как новые, так и бывшие в употреблении) могут быть предметом договора купли-продажи. К таким отношениям применяются общие правила о купле-продаже.

    Право собственности на товар переходит к покупателю с момента передачи движимого имущества, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ).

    Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются – лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ)).

    Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

    В соответствии с п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта приемки-передачи основных средств.

    Акт приема-передачи ОС применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для включения в состав ОС и учета ввода в эксплуатацию объектов, поступивших по договорам купли-продажи.

    Поэтому при передаче транспортного средства, которое будет являться основным средством у принимающей стороны рекомендуем составить акт приема-передачи. Форма акта действующим законодательством не установлена, он составляется в произвольной форме.

    Акт заполняется покупателем и продавцом при приеме-передаче объекта основных средств. В нем отражаются сведения о состоянии основных средств на дату приема-передачи на основании данных передающей стороны. В случае, когда объект основных средств эксплуатировался предыдущим владельцем, в нем указываются: фактический срок эксплуатации у предыдущего собственника, установленный им срок полезного использования, номер амортизационной группы, в которую был включен объект основных средств.

    Новым собственником в Акте заполняются сведения о первоначальной стоимости объекта основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету.

    Продавец обязан одновременно с передачей автомобиля передать покупателю относящиеся к нему документы (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 456 ГК РФ). На основании постановления Совета Министров – Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 и приказа МВД РФ, Минпромэнерго РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134 паспорт транспортного средства (далее – ПТС) является обязательным документом для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Поэтому вместе с автомобилем обязательно должен быть передан ПТС.

    На основании акта о приеме-передаче объекта основных средств и сопроводительных документов (паспорта транспортного средства) открывается инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма карточки может быть разработана на основании формы N ОС-6).

    Если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (п. 2 ст. 456 ГК РФ), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.

    В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором (ст. 464 ГК РФ).

    Приобретение транспортного средства у юридического лица

    Налог на прибыль

    Приобретенное для использования в составе основных средств (далее – ОС) транспортное средство в целях налогового учета признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).

    В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение. Поэтому в рассматриваемом случае первоначальная стоимость объекта ОС будет равна цене его приобретения.

    Расходы, участвующие в формировании первоначальной стоимости основного средства, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль посредством начисления амортизации.

    В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее – Классификация ОС).

    При этом согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

    Таким образом, нормы НК РФ предоставляют налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении, ему применять (письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608):

    1) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС (в соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ);

    2) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС, уменьшенного на срок фактического использования предыдущими собственниками (в соответствии с первым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ);

    3) исходя из срока полезного использования, установленного прежним владельцем, уменьшенного на срок фактического использования предыдущим собственником (в соответствии со вторым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ).

    Выбранный способ начисления амортизации по объектам основных средств, бывшим в эксплуатации, следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

    По нашему мнению, вторым и третьим способом организация может воспользоваться только в том случае, если основное средство приобретается у юридического лица или у индивидуального предпринимателя (ИП).

    НДС

    Согласно п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении имущества, если иное не установлено главой 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Предъявленные суммы НДС подлежат вычету при условии, что ОС предназначено для операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).

    Вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке (п. 1 ст. 172 НК РФ) на основании счета-фактуры продавца.

    Налог на имущество

    В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378 и 378.1 НК РФ.

    Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 202-ФЗ) п. 4 ст. 374 НК РФ был дополнен пп. 8, в соответствии с которым не признается объектом обложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств.

    Принимая во внимание ст. 3 Закона N 202-ФЗ, а также дату опубликования правовой информации и п. 1 ст. 379 НК РФ, рассматриваемое изменение вступило в силу с 01.01.2013.

    Таким образом, для применения льготы по налогу на имущество, установленной пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, имущество, принимаемое к учету, должно одновременно являться:

    – объектом движимого имущества;

    – объектом ОС, принятым организацией к учету после 01.01.2013.

    Отметим, что в НК РФ не содержится определения понятия “движимое имущество”. Соответственно, в данном случае следует применять определение движимого имущества, установленное гражданским законодательством (п. 1 ст. 11 НК РФ).

    Исходя из норм ГК РФ автомобили относятся к движимому имуществу (п. 1, п. 2 ст. 130 ГК РФ).

    Следует отметить, что данная льгота распространяется как на новые объекты движимого имущества, так и на бывшие в употреблении при условии, что они приняты к учету в составе объектов ОС после 01.01.2013. Аналогичное мнение, правда, в отношении объектов движимого имущества, являющихся предметом лизинга, высказывалось и специалистами Минфина России (смотрите письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-05-05-01/1603, от 10.01.2013 N 03-05-05-01/01).

    Таким образом, автомобили, принятые к бухгалтерскому учету в качестве объектов ОС с 01.01.2013, налогом на имущество не облагаются*(1).

    Приобретение транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

    Особенности определения налога на прибыль при приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

    Как уже было отмечено выше, нормы НК РФ предоставляют налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении, ему применять (письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608):

    Обращаем внимание, что вторым и третьим способами определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении (позволяющими уменьшать выбранный строк полезного использования на срок фактического использования предыдущим собственником согласно п. 7 ст. 258 НК РФ), организация не может воспользоваться, если в рассматриваемом случае приобретает транспортное средство у граждан.

    При покупке имущества у физического лица, не являющегося ИП, данные способы не применимы, так как такое физическое лицо не ведет налоговый и бухгалтерский учет, а следовательно, не может устанавливать срок полезного использования и начислять амортизацию. То есть при постановке на учет ОС, купленного у физического лица, не являющегося ИП, организации необходимо определять срок полезного использования по Классификации ОС, т.е. как если бы покупалось новое ОС.

    Поясним. По поводу справедливости данного утверждения относительно третьего способа сомнений не возникает (вывод следует из прямого прочтения нормы). Что касается второго способа: срок полезного использования, установленный Классификацией ОС, уменьшается на срок фактического использования ОС предыдущим собственником (физическим лицом), то отметим, что в литературе существует иная точка зрения. Она заключается в том, что в налоговом законодательстве не содержится запрета на применение правил, установленных п. 7 ст. 258 НК РФ, в ситуации, когда предыдущим владельцем имущества являлось физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП. Такого запрета в НК РФ действительно нет. Однако в НК РФ, помимо п. 7 ст. 258 НК РФ, существует п. 12 ст. 258 НК РФ.

    Пункт 12 ст. 258 НК РФ определяет, что приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

    Из буквального прочтения данной нормы следует, что она распространяется на все ОС, бывшие в употреблении. Соответственно, для правомерного отражения в налоговом учете ОС в качестве бывшего в употреблении (как следствие, для правомерного уменьшения срока полезного использования) необходимо иметь информацию об амортизационной группе, в которую включалось данное ОС у бывшего собственника. Понятно, что физическое лицо, не являющееся ИП, данной информации предоставить не может.

    Отметим также, что п. 7 ст. 258 НК РФ и п. 12 ст. 258 НК РФ были введены в НК РФ одновременно (с 1 января 2009 года, Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ). Это обстоятельство указывает, что законодатель сознательно вводил данные нормы как взаимосвязанные.

    О том, что при приобретении объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ упоминается и в письмах Минфина России:

    – так как физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (смотрите письма от 29.03.2013 N 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 N 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7939, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7937);

    – так как у физического лица отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации оборудования в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ (смотрите письма от 14.12.2012 N 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/525, от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172, от 16.07.2009 N 03-03-06/2/141).

    Сторонники противоположной позиции в подтверждение своей правоты ссылаются на более ранние разъяснения финансового ведомства, указывая, что сотрудники Минфина в прежнее время придерживались иного мнения. Так, например, приводится письмо Минфина России от 03.08.2005 N 03-03-04/1/142, в котором финансисты делают вывод, что документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников, может служить паспорт транспортного средства. Однако при ссылках на подобные разъяснения авторы не учитывают, что эти письма издавались до 1 января 2009 года (до внесения вышеуказанных изменений в ст. 258 НК РФ). До этой даты порядок определения срока полезного использования по ОС, бывшим в употреблении, регламентировался п. 12 ст. 259 НК РФ, формулировка данной нормы фактически повторяла первое предложение действующего сегодня п. 7 ст. 258 НК РФ: “Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками”. Норм, аналогичных п. 12 ст. 258 НК РФ, в то время НК РФ не содержал, поэтому на тот момент рассматриваемые разъяснения были справедливы и основывались на нормах законодательства. В настоящее время данные разъяснения применимы только в той части, в которой они не противоречат действующей редакции НК РФ.

    Учитывая изложенное, мы полагаем, что при приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организация должна установить срок полезного использования исключительно на основании Классификации основных средств без учета срока пользования автомобилем предыдущим собственником.

    НДС

    Реализация имущества (имущественных прав) на территории РФ признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

    При этом физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не признаются плательщиками НДС на основании того, что они не поименованы в качестве плательщиков данного налога (п. 1 ст. 143 НК РФ). Поэтому при приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организации не будет предъявлен к уплате НДС.

    Следовательно, вся сумма денежных средств, уплаченная гражданину – продавцу транспортного средства, будет учитываться в стоимости приобретённого основного средства.

    НДФЛ

    Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, признаются налоговыми агентами по НДФЛ и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.

    Пунктом 2 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, ст. 227 и ст. 228 НК РФ.

    Статьей 228 НК РФ установлено, что физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.

    Таким образом, при покупке организацией транспортного средства у физического лица, обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц лежит на самом физическом лице.

    Рекомендуем ознакомиться с материалами:

    – Энциклопедия решений. Договор купли-продажи автомобиля;

    – Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Графкин Олег
    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Королева Елена

    10 февраля 2014 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    *(1) Что касается транспортного налога, то следует отметить, что порядок его уплаты не зависит от способа учета автомобиля как объекта бухгалтерского учета (в составе объектов основных средств или МПЗ).

    Как не потерять 400 000 рублей при покупке автомобиля?

    Вы – владелец компании или индивидуальный предприниматель, и вы решили потратить 1 млн. руб. на то, чтобы купить служебный автомобиль. Если вы купите авто за счет своей зарплаты, то у вас на покупку останется всего 567 тыс. рублей. За счет дивидендов – 590 тыс. рублей. А если за счет компании – то целый 1 млн. рублей. Как такое может быть? Ответы в нашей статье. // UPD: расчёты и примеры автомобилей обновлены на основании данных 2016 года.

    Итак, наступил период, когда служебный автомобиль стал крайне необходим, и вы как финансово грамотный потребитель решили задуматься о способе покупки. Существует несколько вариантов приобретения «четырехколесного друга» (или, в данном случае, «помощника»), которые варьируются в зависимости от предусмотренного при них вида налогообложения. Взвешивая все «за» и «против», следует тщательно продумать, какой из этих вариантов подходит именно вам.

    Мы попытались выжать максимум из каждого варианта. Предположив, что в каждом случае у фирмы есть 1 млн. рублей «свободной» выручки, которую вы намерены потратить на приобретение автомобиля, мы рассчитали, сколько денег у вас останется на его покупку после уплаты всех налогов:

    Рассмотрим все варианты подробнее.

    1. Автомобиль на зарплату: Капитан Очевидность

    Наверное, самый очевидный вариант. В этом случае вы, как владелец бизнеса, можете выплатить самому себе зарплату в размере стоимости нужного автомобиля. Кажется, все просто – руководитель решает приобрести автомобиль и сам же его покупает. Выбор очевидный, но есть несколько моментов, о которых нужно задуматься. Главный вопрос – налоги.

    Плюсы:

    • Простота
    • Вся прибыль направлена на выплату зарплаты, поэтому нет налогов на прибыль
    • Не платим дивиденды, поэтому нет налога на дивиденды

    Минусы:

    • Налоговые потери 43% от себестоимости авто (страховые взносы, НДФЛ, НДС)

    Резюме: Нам сложно сказать, в каком случае этот вариант является предпочтительным. Вероятно, исключительно в случае нежелания вашей бухгалтерии заниматься операциями сложнее, чем выплата заработной платы (или дивидендов – см. второй вариант покупки авто). Но тогда зачем нужна такая бухгалтерия? :)

    2. Авто на дивиденды: долгий путь к потерям

    Второй сценарий – дивиденды. Вы выплачиваете себе как участнику или акционеру общества дивиденды из чистой прибыли предприятия. Здесь вы платите налог на прибыль (20%) и налог на дивиденды (13%). В результате, как видно из сравнительной таблицы, результат стал немного лучше по сравнению с вариантом начисления себе заработной платы – издержки составляют «всего» 41%.

    Также стоит учесть, что в большинстве случаев в уставе организации прописывается определенная периодичность выплаты дивидендов, чаще всего – раз в квартал или раз в год. Поэтому вы не всегда сможете немедленно перечислить себе требуемую на покупку авто сумму – придется ждать.

    Плюсы:

    • Вы выигрываете 2% по сравнению с вариантом покупки авто на зарплату
    • Нет НДФЛ, так как НДФЛ не взимается с полученных физлицом дивидендов
    • Нет страховых взносов, так как не выплачивается зарплата

    Минусы:

    • Потери в размере 41% от себестоимости авто
    • Средства на покупку авто доступны в зависимости от периодичности выплат дивидендов

    Резюме: Что ж, этот вариант выглядит немного лучше – но явно не идеален. Вы теряете деньги и вынуждены ждать конца отчетного периода. Двигаемся дальше.

    3. Авто на фирму: неужели это так выгодно и просто?

    Сколько переплатит руководитель, если оформит машину на свою фирму? Ничего! Нет налогов или каких-либо других взносов, которые он был бы обязан внести сверх стоимости автомобиля.

    Более того – при использовании автомобиля, оформленного на фирму, все затраты на бензин, масло, сервис, стоянку и т.д. можно отнести на расходы компании. Уменьшив таким образом налогооблагаемую базу, компания получает дополнительную экономию по налогу на прибыль.

    Еще один аспект. При покупке автомобиля на компанию НДС со стоимости автомобиля можно поставить к зачету – таким образом, фактическая стоимость приобретения будет равна цене автомобиля за вычетом НДС. Это дает возможность сэкономить дополнительно примерно 15% от цены автомобиля, по которой ее приобрело бы физическое лицо (при ставке НДС 18%).

    Плюсы:

    • Нет налога на прибыль
    • Нет страховых взносов на ФОТ
    • Нет НДФЛ
    • Уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения на расходы компании затрат, связанных не только с приобретением, но и с использованием автомобиля
    • Оформлением договора купли-продажи или лизинга займется ваш юрист, а не вы сами

    Минусы:

    • Собственником автомобиля являетесь не вы, а компания. Но ведь вы же являетесь собственником компании, верно? А значит, автомобиль все равно ваш и ничей больше.

    Резюме: Никаких дополнительных издержек при минимальных трудозатратах. Вы приобретаете автомобиль классом выше, чем при альтернативных вариантах покупки. Идеальный вариант, как нам кажется.

    Пора подвести итоги. Вполне возможно, что существуют обстоятельства, когда по каким-то причинам удобнее купить авто на зарплату или дивиденды – но мы отнесем их к исключительным. Но наиболее рациональный вариант – это покупка автомобиля на свою компанию. Здесь стоит напомнить, что юридические лица обычно приобретают авто в лизинг – ведь это существенно снижает финансовую нагрузку на их бизнес и делает вариант покупки машины на компанию еще выгоднее.

    1 Все расчеты приведены с минимальными погрешностями и округлениями

    2 Для упрощения расчетов (так как сумма выплаты зарплаты может быть разной – как и стоимость приобретаемого автомобиля) мы не учитываем, что с выплат более 796 000 (в ПФР) / 718 000 (в ФСС) рублей в 2016 году применяются пониженные тарифы страховых взносов (согласно ФЗ №212)

    Читайте также:
    Срок регистрации транспортного средства после покупки
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: