Как вернуть франшизу с виновника ДТП

Как вы сможете вернуть сумму франшизы с виновника ДТП

Многие автовладельцы для того, чтобы снизить стоимость КАСКО, при оформлении полиса заключают договор с франшизой (об этом мы писали здесь). Франшиза подразумевает сумму, в рамках которой водитель сам будет оплачивать ремонт автомобиля. В этой статье расскажем о том, можно ли вернуть франшизу с виновника ДТП и как это сделать.

Что говорит закон?

В случае, если автовладелец не является виновником ДТП, но повреждения укладываются в сумму франшизы, а значит компенсировать их по КАСКО нельзя, вернуть эту сумму можно через ОСАГО (в соответствии со статьёй 15 ГК РФ).

Пострадавший может обратиться в страховую компанию виновника и потребовать возместить франшизу в полном объёме за вычетом износа по договору ОСАГО. Получить компенсацию без вычета износа не получится, так как по закону выплаты по ОСАГО происходят с учётом износа автомобиля, поэтому из размера франшизы эта сумма вычитается.

Для того, чтобы получить компенсацию, нужно следовать алгоритму:

1) Автомобиль пострадавшего обязательно должны осмотреть не только в его СК по КАСКО, но и по ОСАГО в компании виновника ДТП.

2) Необходимо сделать копии документов: справки о ДТП, протокола и постановления. Всё это следует заверить в ГИБДД, один экземпляр для КАСКО, другой — для ОСАГО.

———————————–
ОСАГО лучше всего делать в той же компании, что и КАСКО. Это необходимо с точки зрения возврата установленной франшизы по договору страхования ОСАГО при наличии ответчика (виновника ДТП).

Есть страховщики, предлагающие договоры, в соответствии с которыми (при наличии ответчика в результате повреждения ТС) не требуется оплата франшизы. В таком случае не придётся возвращать франшизу со страховой компании виновника ДТП.

— Страховой эксперт Insurance Team Михаил Михеев
———————————–

Повторимся, согласно действующему законодательству, выплаты идут с учётом износа. Тем не менее, сейчас есть практика компенсации франшизы без учёта износа, но она применяется только в том случае, когда сумма франшизы небольшая (условно, порядка 15 000 рублей) Тогда СК просто доплачивает клиенту эту небольшую сумму за износ — в качестве маркетингового хода, чтобы клиент положительно отзывался о страховщике.

Как это работает на практике?

Клиент обращается в свою СК и заявляет о ДТП. Там признают событие страховым случаем и выдают направление на ремонт. После клиент приезжает на СТО, сдаёт автомобиль и получает счёт на компенсацию размера франшизы. В направлении на ремонт будет стоять пометка от страховщика: без оплаты франшизы к ремонту не приступать. Клиент направляется в кассу, оплачивает нужную сумму, и только после этого автосервис приступает к ремонту.

Поскольку произошло страховое событие, в котором клиент оказывается потерпевшим, по закону он имеет право получить полную компенсацию. Поэтому в данном случае он обращается в СК виновника, либо в свою СК, если в ДТП было два участника и отсутствовало причинение вреда жизни и здоровью, и получает компенсацию франшизы.

Как мы уже писали выше, при оформлении КАСКО и ОСАГО в одной страховой компании, получение компенсации значительно упрощается, так как отпадает нужда в сборе большого количества документов и справок.

СК виновника может отказать в выплате, так как автомобиль не был предоставлен для осмотра до ремонта. Но такой отказ будет неправомерным (статьи с 961 по 964 ГК РФ).

Может возникнуть следующая ситуация: в СК виновника клиенту сообщают, что автомобиль осмотреть невозможно, так как сейчас нет экспертов, но провести осмотр можно через месяц.

Это не значит, что клиент должен ждать в течение месяца, пока СК виновника ДТП осмотрит его автомобиль. Если в течение 5-10 дней автомобиль осмотреть не получается, следует воспользоваться силами независимых экспертов, предварительно уточнив у СК, устроит ли их такой осмотр.

Вопросы по компенсации франшизы также появляются в свете новой реформы ОСАГО:

———————————–
Пока неясно, как будет проходить компенсация установленного размера франшизы, которую клиент оплачивает по КАСКО в случае ремонта и, при наличии ответчика, возвращает себе за минусом износа со страховой компании по ОСАГО.

Согласно реформе, при компенсации будут использоваться новые запчасти — износ на них начислить нельзя. Непонятно, как в этой ситуации поступать клиенту, и кто от этого в итоге пострадает, а кто выиграет.

— Страховой эксперт Insurance Team Михаил Михеев
———————————–

Ещё одна проблема, которая может возникнуть в том случае, если потерпевший обратился за выплатой после урегулирования по КАСКО — это непринятие страховой виновника документов от пострадавшего. Компания может заявить, что эти документы не позволяют оценить убыток, а экспертиза при осмотре была проведена не по правилам.

В таком случае пострадавший также должен сам организовать экспертизу, которая определит стоимость ремонта по этим документам. Как правило, такие ситуации заканчиваются досудебной претензией, так как в случае судебного иска страховой компании грозят расходы по возмещению затрат на эту экспертизу.

Читайте также:
Что делать после оформления ДТП пострадавшему

Идеальным вариантом может стать случай, когда оба участника ДТП застрахованы в одной СК. В таком случае потерпевший просто подаёт два заявления: одно по КАСКО (выплата без франшизы), а другое по ОСАГО (компенсация франшизы). Правда, некоторые страховые готовы идти навстречу клиентам и избавляют их от рутинных процедур по возврату франшизы и в том случае, если виновник ДТП – клиент другой компании.

———————————–
Есть ряд страховых компаний, которые применяют франшизу не на каждое событие, а, например, со второго страхового события. При этом среди них есть и те организации, которые изначально понимают, что их клиент – потерпевшая сторона, и не требуют с него компенсации франшизы.

Они заключают с клиентом договор на компенсацию франшизы и самостоятельно, без участия клиента, решают этот вопрос со страховой компанией виновника ДТП. На мой взгляд, через полтора-два года эта опция станет доступна у всех основных страховщиков.

— Страховой эксперт Insurance Team Михаил Михеев
———————————–
Итак, алгоритм по возвращению франшизы:

1. Связаться со страховой компанией виновника ДТП (либо со своей СК, если ДТП произошло с двумя участниками и без причинения вреда здоровью) и согласовать место и время проведения осмотра ТС

2. Если ОСАГО и КАСКО оформлены в одной СК, клиенту достаточно написать заявление на компенсацию франшизы. Если полис ОСАГО оформлен в другой компании — необходимо предоставить документ об оплате франшизы

3. При получении всех документов следует сделать их копии или сканы. У СК нужно сразу же уточнить, нужен ли там для урегулирования происшествия дубликат, заверенный у компетентных органов

4. Соблюсти сроки подачи документации по страховому делу

Возврат франшизы по полису КАСКО

Возврат франшизы по КАСКО через ОСАГО можно назвать обычной практикой среди автовладельцев. Сама по себе франшиза представляет собой сумму, в рамках которой страхователь сам устраняет повреждения, полученные по причине наступления страхового случая. Закон позволяет стребовать потраченные средства с виновника аварийного происшествия. Чтобы не наделать ошибок, атовладельцу необходимо четко представлять, как именно потребуется действовать и какие документы представить в офис фирмы, оформившей ОСАГО.

Понятие «франшиза» в автостраховании

Франшиза по КАСКО представляет собой определенную денежную сумму, на размер которой уменьшается значение компенсационной выплаты по страховке. Проще говоря, это непокрываемая страховщиком сумма ущерба. Например, если выявленная стоимость повреждений автомобиля меньше франшизы, то страхователю придется оплатить ремонтные работы полностью из собственного кармана. В случае если ущерб превышает установленный порог, остальная часть возмещается страховой конторой. При этом саму франшизу либо часть ее, так или иначе, придется оплатить страхователю.

Несмотря на вроде бы очевидные недостатки, автовладельцы все чаще заинтересованы в таком способе оформления КАСКО. Подобное происходит по причине снижения общей суммы, вносимой в этом случае за полис — чем выше размер франшизы, тем ниже цена за КАСКО. Особенно это подходит гражданам, которым стоимость дополнительной страховки рассчитывается в виде шестизначных сумм. В такой ситуации значительный размер франшизы может поспособствовать снижению цены полиса в 2, а то и в 3 раза. В целом, любая вносимая сумма снизит стоимость КАСКО минимум на 10%.

Кому еще будет выгоден полис с оплатой франшизы:

  1. Водителям, не желающим обращаться в страховую в случае незначительных повреждений авто. Основной причиной здесь выступает трудоемкость процесса подготовки документов и трата временных ресурсов. Такие автовладельцы предпочитают самостоятельно произвести ремонт, не фиксируя факт нанесения ущерба. Соответственно вариант полиса с франшизой им подходит больше, чем классическая страховка.
  2. Автовладельцам, покупающим КАСКО по требованию банковской организации при оформлении кредита на покупку авто. В этом случае франшиза оформляется в целях экономии.

Дополнительным плюсом также выступает законный возврат франшизы по КАСКО с виновника ДТП. Причем о такой возможности знают далеко не все автовладельцы, тогда как подобная практика считается обычной и осуществляется без проблем страховыми конторами.

Виды франшизы

Существует несколько вариантов франшизы:

  • Условная. В этом случае имеется в виду, что если сумма нанесенного ущерба ниже оговоренного размера франшизы, то страховщик не несет ответственности за выплату компенсации. Если же стоимость ремонтных работ превышает обозначенную сумму, то страховая контора возмещает размер ущерба в полном объеме. Например, сумма ущерба составляет 30 тыс. рублей, тогда как размер франшизы 20 тыс. рублей. В этой ситуации страховщик предоставит всю сумму компенсации.
  • Безусловная. Здесь размер франшизы фиксируется и не подлежит возмещению со стороны страховой компании. Если стоимость повреждений превышает установленное значение, разница доплачивается страховой конторой. Например, если размер ущерба 15 тыс. рублей, франшиза составляет 20 тыс. рублей на возмещение рассчитывать нельзя, ремонт потребуется оплатить из собственного бюджета. А вот если при той же сумме франшизы, нанесенный вред будет оценен на 25 тыс. рублей, разницу в размере 5 тыс. рублей выплатит страховщик.
  • Безусловная в виде процентного соотношения. Аналогична одноименному виду, с той разницей, что из суммы возмещения вычитается франшиза в виде определенного процента.
Читайте также:
Как возместить ущерб после ДТП по ОСАГО

Условный вид практически не встречается при оформлении КАСКО. Практически все страховые конторы предлагают именно безусловный тип франшизы.

Можно ли вернуть франшизу по КАСКО через ОСАГО

Итак, произошла ситуация в результате которой пострадал автомобиль водителя, обладающего дополнительным видом страховки — КАСКО, при этом полис оформлен с франшизой. Страхователь проводит необходимые восстановительные работы после того как получит компенсацию одним из двух способов:

  1. Автовладелец вносит в кассу страховой конторы сумму франшизы, после чего ему выдается направление на ремонт. Если ущерб превышает сумму франшизы, разница оплачивается страховщиком. Чек об оплате следует сохранить.
  2. Страховая выплата выдается на руки водителю. Ее размер вычисляется по принципу — размер убытка минус сумма франшизы.

И вот далее возникает вопрос, а можно ли вернуть ту часть денежных средств (франшизу), что была потрачена на устранение повреждений из бюджета водителя. Ответом будет – да, можно. Но при условии, что страховым случаем является ДТП, виновником которого признана другая сторона. Тогда ситуация будет рассматриваться по двум договорам – КАСКО и ОСАГО.

Право требования возместить ущерб в полном объеме предусмотрено статьей 15 Гражданского Кодекса РФ. Соответственно если атовладелец не является виновником аварии, он обладает возможностью возврата франшизы через ОСАГО лица, виновного в столкновении.

Процедура возврата денежных средств

Перед обращением в страховую контору, где виновный в ДТП оформлял ОСАГО, следует выполнить следующие действия:

  1. предоставить транспортное средство на осмотр не только страховщику КАСКО, но и в страховую, где был оформлен полис ОСАГО виновника в аварийном случае;
  2. подготовить копии документов;
  3. написать заявление на возврат средств, потраченных на оплату франшизы.

Если технический осмотр состояния авто в страховой фирме виновного водителя не был осуществлен, волноваться не стоит. В такой ситуации повреждения будут оценены на основании представленных бумаг, в частности, акта оценки от страховой пострадавшего автовладельца. При этом некоторые страховщики отказывают в приеме заявления, полагая что, отсутствие проверки выступает законным основанием для этого. На самом деле такой отказ неправомерен.

Важно уточнить, что весь процесс по возврату франшизы рекомендовано осуществлять до момента предъявления претензии от страховщика КАСКО, конторе, оформлявшей ОСАГО виновника. В ином случае размер возмещения будет установлен с учетом износа деталей и элементов автомобиля. Соответственно с процедурой тянуть не стоит.

Как написать заявление на возврат денежной суммы

Стандартное заявление на возврат франшизы по КАСКО должно содержать следующие сведения:

  • шапка бланка — название страховой конторы, Ф.И.О. руководителя, сведения о заявителе — Ф.И.О., данные паспорта, адрес, контактные телефонный номер;
  • сведения об участниках ДТП – Ф.И.О. потерпевшего и виновного, марки машин, регистрационные номера;
  • описание произошедшего ДТП – дата случившегося, место, обстоятельства в подробном изложении;
  • требование о возмещении франшизы с указанием точной суммы и перечня произведенных ремонтных работ;
  • указание компенсации, выплаченной по КАСКО;
  • просьба о выплате обозначенной суммы посредством наличных либо перевода на счет в финансовой организации (указать реквизиты);
  • перечень сопутствующих документов;
  • подпись и расшифровка автовладельца, составившего заявление;
  • дата подачи.

Здесь же проставляется подпись сотрудника, принявшего документ, его должность и дата приема заявления.

Образец заявления можно получить в страховой конторе в момент обращения. Заполнить бланк допускается на месте.

Документы

Пакет документов, требуемых для возврата франшизы, являет собой стандартный набор. В него входят копии следующих бумаг:

  1. паспорт автовладельца, подающего заявление;
  2. копию полиса КАСКО;
  3. документ, подтверждающий регистрацию авто;
  4. ПТС;
  5. справка из ГИБДД с описанием обстоятельств ДТП;
  6. протокол происшествия;
  7. постановление о нарушении и возбуждении дела административного либо уголовного характера;
  8. фотоматериалы, фиксирующие факт осмотра автомобиля;
  9. заключение по результатам независимой экспертизы, проведенной для оценки повреждений и выявления суммы убытка;
  10. платежный документ об оплате суммы франшизы;
  11. акт о проведении ремонтных работ;
  12. реквизиты личного счета для перевода суммы.

Перед подачей заявления рекомендовано сделать несколько копий каждого документа и заверить их в органах ГИБДД.

Следует предварительно ознакомиться с перечнем бумаг, требуемых к предоставлению. Некоторые страховщики могут проигнорировать запрос, обосновав это отсутствием какой-либо документа.

В какие сроки осуществляется возврат

Сумма франшизы, компенсируемая из средств виновника, должна быть перечислена на счет в течение 30 дней с момента передачи бумаг и заявления в страховую контору. При этом на практике сроки часто не соблюдаются. Поэтому не стоит стесняться выяснять причины задержек, обращаясь к страховщику виновника ДТП лично либо посредством телефонного звонка.

Несмотря на нарушение сроков, обычно страховые компании не уклоняются от выплат по возврату франшизы.

Вернуть деньги за оплату франшизы по КАСКО через ОСАГО вполне реально при условии подготовки полноценного пакета документов и правильного составления заявления на выплату. Главным условием здесь будет признание вины второго участника аварийного случая. В такой ситуации требование о возмещении потраченных на ремонт авто средств является законным и обоснованным ГК РФ.

Читайте также:
Какое наказание за скрытие с места ДТП

ВС напомнил, когда страхователь вправе требовать возмещения стоимости ремонта автомобиля по КАСКО

Верховный Суд опубликовал Определение № 18-КГ21-10-К4 от 18 мая, в котором рассмотрен вопрос о том, может ли страхователь в случае нарушения страховщиком обязательства произвести ремонт ТС претендовать на стоимость его возмещения.

Суд первой инстанции встал на сторону страхователя

В июле 2018 г. между Борисом Петрачуком и АО «АльфаСтрахование» был заключен договор страхования КАСКО, которым предусматривалось возмещение за повреждение и хищение на сумму 3 млн руб. и за несчастный случай – 1 млн руб. Согласно условиям договора выплата страхового возмещения по риску «повреждение», за исключением случаев полной гибели автомобиля, осуществляется путем организации и оплаты страховщиком ремонта на СТОА, имеющей договорные отношения со страховщиком, по выбору и по направлению страховщика. Страхователь в день заключения договора единовременно уплатил страховую премию в размере 115 тыс. руб.

В период действия договора автомобиль был поврежден, и Борис Петрачук уведомил страховую компанию. После осмотра автомобиля страховщик признал случай страховым и выдал владельцу направление на ремонт. Не согласившись с перечнем предполагаемых работ и заменяемых деталей, указанных в счете СТОА, страхователь направил в СК претензию, в которой просил выплатить ему страховое возмещение в денежном выражении. Ответа на претензию, равно как и страхового возмещения, мужчина не получил.

В дальнейшем Борис Петрачук обратился в суд с иском к компании «АльфаСтрахование», в котором просил взыскать стоимость восстановительного ремонта ТС, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф, расходы на оплату экспертного заключения, а также расходы на представительские услуги и на составление доверенности.

Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 7 ноября 2019 г. иск удовлетворен частично: с «АльфаСтрахования» в пользу страхователя взысканы страховое возмещение, неустойка, компенсация морального вреда и штраф в общем размере 1 млн руб.

Суд первой инстанции исходил из того, что хотя заключенным между сторонами договором страхования ТС в случае его повреждения предусмотрено страховое возмещение в виде выдачи потерпевшему направления на ремонт на соответствующую СТОА, в данном случае страховщиком не выполнено обязательство по надлежащей организации такого ремонта, поскольку указанный в направлении на ремонт объем повреждений автомобиля Бориса Петрачука не соответствовал имеющимся в действительности повреждениям. На основе изложенного суд указал, что истец вправе был потребовать от ответчика выплаты страхового возмещения в денежном выражении в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля. При определении размера подлежащего взысканию в пользу потерпевшего страхового возмещения суд первой инстанции руководствовался заключением проведенной судебной автотехнической экспертизы от 24 октября 2019 г.

Апелляция не нашла оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении

2 июля 2022 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение первой инстанции было отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. В заседание судебной коллегии для представления интересов истца явился его представитель, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Артур Саакян, который не был допущен к участию в заседании, поскольку не имел при себе диплома о высшем юридическом образовании.

Апелляционной суд посчитал, что страховщик выполнил условия заключенного договора, согласно которым в случае повреждения автомобиля страхователя страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля на соответствующей СТОА, однако Борис Петрачук уклонился от предоставления поврежденного ТС на ремонт. Помимо этого суд отметил, что судебный эксперт не осматривал автомобиль и произвел экспертизу на основании материалов дела, в том числе представленных истцом, достоверность которых, по мнению апелляционного суда, вызывает сомнение.

«Доказательств фактически понесенных затрат на восстановление автомобиля истцом не представлено, в связи с чем оснований сомневаться в правильности произведенного ответчиком расчета стоимости восстановительного ремонта транспортного средства у судебной коллегии не имеется», – пояснила коллегия краевого суда. В связи с этим апелляция установила, что оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении не имеется. С данными выводами согласился кассационный суд общей юрисдикции.

Недопущение представителя к участию в заседании нарушило конституционное право истца

Позднее Борис Петрачук обратился с жалобой в Верховный Суд и просил оставить в силе решения суда первой инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с доводами апелляционной и кассационный инстанций, отметив допущенные нарушения норм действующего законодательства.

Прежде всего Верховный Суд напомнил, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как предусмотрено ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд разъяснил, что в ст. 49 Кодекса закреплено, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.

«Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, и по общему правилу – также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности», – отмечено в определении.

Читайте также:
Сколько длится судмедэкспертиза после ДТП

ВС указал, что при недопущении представителя истца к участию в заседании по причине отсутствия у него при себе диплома о высшем юридическом образовании апелляционный суд не принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г. № 26 о применении норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой. В соответствии с данным положением лицо, которое до вступления в силу изменений начало участвовать в деле в качестве представителя, после вступления в силу изменений сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.

Так, Суд пояснил, что из материалов дела следует, что Артур Саакян, действующий на основании выданной ему в установленном законом порядке доверенности, участвовал 27 сентября 2019 г. в судебном заседании суда первой инстанции в качестве представителя истца. В связи с этим адвокат сохранил предоставленные ему Борисом Петрачуком полномочия на участие в деле в качестве представителя в суде апелляционной инстанции.

По мнению Верховного Суда, не допустив Артура Саакяна в качестве представителя истца к участию в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия тем самым нарушила конституционное право Бориса Петрачука на получение квалифицированной юридической помощи и принцип состязательности сторон гражданского процесса, а ее постановление, вынесенное без учета принципов гражданского судопроизводства, не может считаться законным.

ВС не согласился с формальным подходом суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела

Ссылаясь на п. 1 ст. 929 ГК РФ, Суд указал, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя в пределах определенной договором суммы.

Верховный Суд также подчеркнул, что по общему правилу, установленному п. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела, обязательство по выплате страхового возмещения является денежным. Вместе с тем согласно п. 4 указанной статьи в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, – организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.

Обращаясь к п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 20, Верховный Суд подчеркнул, что если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС на СТОА, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения такого обязательства в установленные договором сроки страхователь вправе поручить производство ремонт третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.

В рассматриваемом случае транспортное средство отремонтировано не было, поскольку истец не согласился с объемом предполагаемых восстановительных работ, полагая его недостаточным. В связи с этим, как пояснил Суд, для правильного разрешения спора суду апелляционной инстанции надлежало установить, какие обязанности возникли у сторон договора КАСКО в связи с наступлением страхового случая. Кроме того, в связи с несогласием Бориса Петрачука с объемом предполагаемых восстановительных работ было необходимо выяснить, какие действия каждая из сторон в соответствии с действующим законодательством должна была предпринять и предприняла. Однако судом эти обстоятельства не устанавливались и на обсуждение сторон не выносились, подчеркнул ВС.

Суд также посчитал, что апелляционной инстанции следовало определить, были ли надлежащим образом страховщиком исполнены обязательства, возникшие из договора имущественного страхования, обусловлено ли соглашение сторон о натуральном возмещении условиями договора КАСКО, предусмотрена ли законом или договором возможность замены обязательства, исполняемого в натуре, денежным обязательством. В связи с выявленными нарушениями Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Эксперты оценили позицию Верховного Суда

В комментарии «АГ» Артур Саакян указал, что в жалобе в ВС он в первую очередь сослался на ст. 929 ГК РФ, из буквального толкования которой, по его мнению, следует, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства по устранению всех повреждений, возникших при наступлении страхового случая в период страхования. «Соответственно, надлежащим исполнением обязательств со стороны страховщика является выдача направления на ремонт всех повреждений транспортного средства, относящихся к страховому случаю, в сроки, установленные договором», – пояснил представитель истца.

Артур Саакян отметил, что направление на ремонт не обеспечивало защиту имущественных интересов страхователя, поскольку не обеспечивало приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового события. По мнению адвоката, апелляционное определение основано на поверхностной оценке правоотношений сторон, без учета фактических обстоятельств дела. «Следуя логике судов апелляционной и кассационной инстанций, если на автомобиле будет условно повреждено 100 деталей, относящихся к страховому случаю, а страховщик решит отремонтировать лишь одну и выдаст направление на ремонт, то обязательства страховщика будут считаться исполненными», – указал Артур Саакян. Он обратил внимание, что именно данный довод жалобы Верховный Суд посчитал заслуживающим пристального внимания, отразив в своем судебном акте.

Читайте также:
Какие документы оформляются при ДТП сотрудниками ГИБДД

По словам Артура Саакяна, рассматриваемая проблема является актуальной на сегодняшний день и стоит остро, так как в настоящее время суды рассматривают существенный объем аналогичных дел и позиции ВС РФ всегда являются ориентиром для правильного толкования и применения норм права. «Полагаю, что позиция ВС по данному делу может существенно поменять устойчиво сложившуюся негативную для страхователей судебную практику и суды уйдут от поверхностного подхода к рассмотрению подобных дел, где, как правило, для отказа в удовлетворении требований страхователей достаточно было лишь установить факт выдачи направления на ремонт со стороны страховщика и непредоставления транспортного средства на ремонт со стороны страхователя. При этом оценка соответствия самого направления на ремонт закону не давалась», – поделился Артур Саакян.

Адвокат Московской городской коллегии адвокатов, эксперт в сфере страхового права Дмитрий Шнайдман отметил, что вариант выплаты страхового возмещения на условиях организации ремонта на СТОА практически всегда является самым экономичным из предлагаемых страховщиком вариантов заключения договора КАСКО, поэтому он популярен среди страхователей. «Тем не менее зачастую при наступлении страхового случая страхователь не имеет намерения восстановить свое нарушенное право, осуществив ремонт по направлению страховщика, но рассматривает договор страхования как возможный способ обогащения, используя любые формальные поводы для получения страхового возмещения в денежной форме», – считает эксперт.

В частности, по мнению Дмитрия Шнайдмана, в рассматриваемом деле, в случае несогласия страхователя с предполагаемым объемом ремонтных работ, указанным в направлении страховщика, добросовестным поведением страхователя могло бы являться требование о понуждении страховщика исполнить договор на согласованных условиях, выдав направление на ремонт всех повреждений, имеющих отношение к страховому случаю. В этом случае спор касался бы порядка исполнения обязательств страховщика, связанных с выплатой страхового возмещения путем организации восстановительного ремонта, но не менял бы сути данного обязательства, добавил адвокат.

«С моей точки зрения, в определении Верховный Суд не высказал окончательного мнения о возможности изменения судами согласованного сторонами договора страхования КАСКО способа осуществления выплаты страхового возмещения», – считает Дмитрий Шнайдман. Данную позицию эксперт обосновывает тем, что, отправляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Верховный Суд обозначил возможность такого изменения условиями конкретного договора страхования, указав, что судами указанные вопросы исследованы не были. При таких обстоятельствах, по его мнению, правовую позицию Верховного Суда по сути рассматриваемого вопроса нельзя признать окончательно сформированной.

Юрист юридического бюро «ОЛИМП» Иван Хорев также заметил, что из фабулы дела, изложенной Верховным Судом, неясно, устанавливали ли суды нижестоящей инстанции экспертным или иным путем то обстоятельство, что выданное страхователю страховщиком направление на ремонт не соответствовало перечню полученных повреждений, и произвел ли такой ремонт страхователь за свой счет после отказа от ремонта на СТОА. При этом эксперт заметил, что страхование по КАСКО всегда дороже, чем обязательное страхование, соответственно, после уплаты значительной суммы страховой премии страхователь вправе ожидать качественного и оперативного разрешения спорной ситуации, особенно если она уже квалифицирована страховщиком как страховой случай.

«В настоящем споре Верховный Суд дал важные критерии того, какие обстоятельства нужно устанавливать судам нижестоящих инстанций для правильного разрешения таких споров. Сам по себе спор является рядовым, но те критерии правильного разрешения спора, которые обозначил Верховный Суд, направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, могут стать важным ориентиром и для судов по данной категории споров, и для страховых компаний, которые могут повышать качество досудебного разрешения подобных споров», – заключил Иван Хорев.

Два способа возврата франшизы КАСКО: с виновника ДТП лично или по его полису ОСАГО

Чтобы снизить стоимость полиса КАСКО, многие автовладельцы оформляют договор с применением такой услуги, как франшиза. Но такой вид автостраховки имеет один недостаток – определенный размер ущерба возмещается страхователем после произошедшего страхового случая самостоятельно. Но тут есть нюанс: можно компенсировать причиненный убыток за счет виновника ДТП, осуществив возврат франшизы по КАСКО через ОСАГО.

  1. Что такое франшиза по условиям КАСКО
  2. Как вернуть издержки
  3. По полису ОСАГО со страховой фирмы
  4. Процесс оформления
  5. Возмещение с виновника ДТП
  6. Досудебное разбирательство
  7. Суд

Что такое франшиза по условиям КАСКО

По условиям договора, который между СК и страхователем заключается, франшиза является частью того убытка, который не подлежит выплате страховщиком. В рамках этой суммы ремонтные работы производятся собственником за свой счет.

Читайте также:
ДТП на парковке: что делать

Другими словами – это не покрываемая сумма ущерба, на величину которой уменьшается компенсация по страховке. Например, если застрахованный автомобиль был существенно поврежден, и стоимость восстановления будет меньше определенной франшизы, то владельца ожидает растрата личных средств на ремонт.

Франшиза может быть либо фиксированной величиной, либо устанавливаться в виде зафиксированного в договоре процента от общей суммы страховки. Страхователь сам способен определять ее размеры.

В автостраховой практике чаще всего применяют такие виды:

  1. Условная. Определяет сумму, в пределах которой СК не отвечает за выплату компенсации. Если же размер ущерба причиненного застрахованному объекту больше, чем франшиза, то СК полностью его компенсирует.
  2. Безусловная. Предполагает фиксированный размер вычитаемой суммы. Если убыток больше обозначенной франшизы, то разницу доплачивает СК.
  3. Безусловная (в %). Из общей суммы страховой компенсации отнимается франшиза в размере установленного процента.

Как вернуть издержки

По полису ОСАГО со страховой фирмы

Автомобилист может вернуть франшизу, если его автомобиль пострадал в аварии, а денежных средств, выплаченных по КАСКО с вычетом данной суммы будет не хватать для восстановления транспортного средства.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, невиновное в ДТП, имеет законное право на компенсацию причиненного ему вреда. Частично ущерб возмещает страховой полис, а вторую часть, равную сумме франшизы – виновное лицо. Обязанность возместить убыток не зависит от условий договора автострахования пострадавшего водителя.

Первым делом пострадавшее лицо выплачивает сумму франшизы, путем перечисления денежных средств на счет страховщика, который, согласно условиям страхового договора, обязан выплачивать компенсацию или восстанавливать поврежденное транспортное средство. Процесс возврата франшизы должен быть осуществлен до момента предъявления требований страховщиком КАСКО фирме, оформлявшей ОСАГО виновному лицу. Это позволит установить сумму возмещения с учетом износа запчастей, узлов и деталей машины.

Оплату можно сделать через банковское учреждение или на официальном сайте страховой компании. Первый вариант предусматривает расчет наличными средствами или перевод денег с карточки на банковские реквизиты СК. Обязательно следует сохранить квитанцию или чек, подтверждающие факт оплаты. Второй вариант – это оплата суммы франшизы онлайн, путем перечисления денег с банковской карты.

Процесс оформления

Следующим шагом будет обращение к страховщику, у которого автовладелец, виновный в ДТП, оформлял полис страхования автогражданской ответственности. Но перед этим пострадавший водитель должен действовать таким образом:

  1. Предоставить для осмотра поврежденное авто. Не только в страховую контору, где был заключен договор автострахования КАСКО, но и страховщику ОСАГО со стороны, виновной в аварии.
  2. Подготовить весь пакет необходимой документации. Желательно, чтобы все документы были в нескольких экземплярах. Копии необходимо заверить в ГИБДД.
  3. Написать заявление на возмещение ущерба в виде возврата израсходованных на оплату франшизы материальных средств.

Некоторые страховые компании отказываются принимать и рассматривать заявления, если не был проведен технический осмотр состояния автомобиля в СК виновного автомобилиста (требования п. 45 Правил ОСАГО и п. 2 ст. 12 ФЗ № 40 ). Отсутствие такой проверки не является законным основанием для отказа, так как в таком случае все полученные повреждения оцениваются согласно документам, предоставленным страховщиком пострадавшей стороны, в частности «Акта оценки состояния ТС».

В заявлении следует указать следующие данные:

  • название страховой фирмы, ФИО руководителя;
  • информация о заявителе – ФИО, адрес, паспортные данные, контактный номер телефона;
  • сведения обо всех участниках аварии – ФИО виновного и пострадавшего водителя, марки транспортных средств и их регистрационные номера;
  • описание дорожно-транспортного происшествия, с подробным указанием даты, места и обстоятельств аварии;
  • требование по возврату франшизы (точная сумма), с указанием полного списка ремонтных работ, которые были проведены;
  • форму выплаты суммы возмещения – наличный или безналичный расчет;
  • размер страховки по КАСКО;
  • полный список прилагаемых документов;
  • подпись заявителя;
  • дата обращения.

Для возврата франшизы необходимо подготовить следующий пакет документации:

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
  2. Полис добровольного автострахования (копия).
  3. Регистрационный документ на автомобиль.
  4. Паспорт технического состояния.
  5. Справка из ГИБДД (с описанием обстоятельств аварии).
  6. Протокол ДТП.
  7. Постановление о возбуждении дела об административной или уголовной ответственности.
  8. Фотоотчет, произведенный во время осмотра, и фиксирующий все повреждения транспортного средства.
  9. Заключение по результатам независимой оценки, которое содержит описание повреждений и расчет суммы убытка.
  10. Платежная квитанция, подтверждающая факт оплаты франшизы.
  11. Акт выполненных работ по ремонту.
  12. Реквизиты банковского счета для перевода денежных средств.

Рекомендуется предварительно уточнить полный список необходимой документации, чтобы быть уверенными, что обращение не будет отклонено страховщиком.

Возмещение с виновника ДТП

На законодательном уровне утверждено, что каждый автовладелец должен приобретать полис ОСАГО. Но, как показывает практика, довольно часто на дорогах можно встретить водителей, не застраховавших свою автогражданскую ответственность. Связано это с тем, что, в соответствии с КоАП, на автовладельца управляющего ТС без полиса ОСАГО, возлагается штраф, размеры которого намного меньше, чем стоимость автостраховки.

Многие автолюбители даже не догадываются, что их экономия может обернуться серьезными проблемами. Ведь никто не застрахован от того, что может стать виновником ДТП. Поэтому очень важно, чтобы у каждого водителя был полис автострахования ОСАГО.

Ну а что же делать, если у виновника аварии полиса ОСАГО либо не было, либо у него закончился срок действия, либо он в него не был вписан? Куда обращаться в этой ситуации? Как взыскать возмещение франшизы с виновника ДТП? Отсутствие страховки не освобождает виновника от ответственности, поэтому он обязан (что прописано в ст. 1079 ГК ) возместить причиненный ущерб. Именно к нему следует предъявлять все требования, связанные с покрытием убытков, в частности и по возврату франшизы.

Читайте также:
Как заполнить извещение о ДТП для страховой

Зачастую обе стороны ДТП находят компромисс и договариваются в досудебном порядке. В этом случае пострадавший водитель должен обязательно проконтролировать действия инспектора ГИБДД. Проследить, чтобы в справке с места аварии была зафиксирована информация об отсутствии полиса ОСАГО у водителя, виновного в аварии. Также необходимо узнать и записать ФИО виновника, его адрес и контактные данные.

Досудебное разбирательство

Пострадавший должен подготовить всю необходимую документацию для отправки виновной стороне:

  1. Справка независимой экспертной оценки, содержащая сведения о повреждениях, которые получило транспортное средство, с калькуляцией суммы причиненного убытка. Присутствие водителя, виновного в ДТП, при проведении экспертизы необязательно, но все-таки лучше уведомить его о месте ее поведения в письменной форме.
  2. Досудебная претензия с обоснованием общей суммы ущерба и требованиями по срокам возмещения. К ней прилагают документы, которые подтверждают все расходы потерпевшей стороны.

Если суммы убытка обоснованы и все документы составлены грамотно с юридической стороны, то виновное лицо чаще всего идет на компромисс и заключает мировое соглашение с пострадавшим. Судебное разбирательство – это доп. расходы, которые с него же и будут взысканы.

Суд

Если участники дорожного происшествия не смогли договориться, то пострадавшая сторона может обратиться с исковым заявлением в суд. Такие действия подразумевают возникновение у истца дополнительных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины. Их впоследствии можно возместить за счет виновной стороны.

Требования к оформлению искового заявления прописаны в ст. 131 ГПК , согласно которым заявитель должен указать в документе:

  • наименование суда, в который обращается заявитель;
  • наименование сторон конфликта, с указанием их места жительства, контактных телефонов. Если это организация, то ее местонахождение, ФИО представителя и его адрес;
  • описание обстоятельств возникновения конфликта (дата и место произошедшей аварии, последствия этого происшествия);
  • обоснование суммы взыскания, исходя из результатов экспертизы;
  • факт досудебного урегулирования конфликта, а в частности, когда ответчику отправлялась претензия, и каким образом он на нее отреагировал;
  • стоимость иска и сопутствующие ему расходы;
  • четко сформулированные требования, касательно общей суммы ущерба, размера возмещения франшизы, морального ущерба и других дополнительных расходов;
  • список прилагаемых к исковому заявлению документов;
  • дата подачи иска;
  • подпись истца.

Если виновник ДТП не согласен с решением судебной инстанции, в частности, с назначенной суммой страхового возмещения, то он имеет законное право инициировать проведение повторной экспертизы за собственный счет. В случае определения меньшей суммы убытка, чем в экспертизе истца, расходы на проведение независимой оценки, подлежащие взысканию с ответчика, будут снижены пропорционально разнице между предъявленной и определенной суммой ущерба.

Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги

Ремонт вышел дороже

В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.

Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка. Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб., его должна возместить страховая компания, решило общество.

Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд.

ВС: доплачивает виновник ДТП

В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).

Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС.

Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.

Читайте также:
Как правильно составить схему ДТП самостоятельно

Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС.

ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).

А точно ли не платит страховая?

Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × . Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой.

Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.

Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.

Ольга Туренко из Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × видит в позиции ВС и полезный акцент. Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она.

Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт. И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой. Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.

* Имена и фамилии изменены редакцией.

Франшиза в автостраховании: выгодно или есть подвох?

При оформлении полиса КАСКО в страховых компаниях автовладельцу иногда предлагают сэкономить и рассмотреть вариант страховки с франшизой. Многих это ставит в тупик. Как? Страховщики идут на уменьшение своей прибыли? Наверное, в чем-то подвох. Считали и разбирались вместе с экспертами.

Франшиза на подъеме

Франшиза — часть страховой суммы, которую автовладелец оплачивает при возможном ущербе за свой счет. Размер франшизы определяется при заключении договора со страховой компанией. Схема работает так: если убыток ниже размера франшизы, ремонт оплачивает автовладелец из личных средств. Если убыток выше, оставшуюся часть компенсирует страховщик.

Франшиза в автостраховании была законодательно определена 21 января 2014 года — при вступлении в силу поправок в ФЗ № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Хотя этот финансовый инструмент появился в стране давно.

Как разъясняет Александр Михайлов, старший вице-президент автофинансовой компании «Европлан»: «Франшиза появилась на рынке больше десяти лет назад, но широкое распространение получила в последние три года. Трудно было объяснить и продавцам, и клиентам выгоды страхования с франшизой, наладить взаимодействие со СТОА при урегулировании франшизных убытков. Но когда люди „распробовали“, популярность франшизы стала расти очень быстро».

Рост интереса к экономному КАСКО произошел в то время, когда Россию «накрыл» очередной финансовый кризис, и стоимость страховых полисов, увеличилась.

«Из-за падения курса рубля выросла стоимость запчастей, а вслед за этим и тарифы на страхование. Только с начала 2015 года полисы КАСКО подорожали, в среднем, на 10%-30%, в зависимости от марки и модели автомобиля, превратившись для многих в непозволительную роскошь. Как результат — продажи полисов рухнули более чем на 30%», — рассказывает начальник управления андеррайтинга автострахования АО «СОГАЗ» Юрий Стрекалов 

Экономический кризис, «ударивший» по доходам, заставил автовладельцев пересмотреть отношение к КАСКО. Одни решили, на свой страх и риск, ограничиться полисами ОСАГО, другие же заинтересовались новым предложение страховых компаний. Изменили взгляд на страхование автомобилей и банки, предоставляющие автокредиты. По мнению Юрия Стрекалова «ранее они редко соглашались на страхование с франшизой. Ведь если автовладелец не сможет покрыть за свой счет даже небольшой ущерб автомобилю, это отразится на рыночной стоимости предмета залога». Ситуация изменилась, и «банки, потерявшие заметную часть прибыли от продаж полисов, тоже стали лояльнее относится к продуктам с франшизой».

Еще об одной причине, по которой страховые компании активно предлагают клиентам заключение договора КАСКО с франшизой, говорит Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование»: «Макроэкономическая ситуация изменила поведение людей. В условиях неопределенности они стремятся обновить автомобили за счет страховых компаний. В результате этого увеличилась частота заявлений о повреждениях».

Читайте также:
Расчет стоимости выплаты по ОСАГО после ДТП

Эксперимент: КАСКО с франшизой и без

Чтобы проверить выгоду франшизы, мы решили «застраховать» гипотетический подержанный седан, и позвонили в пару страховых компаний: «Ингосстрах» и «INTOUCH». Попросили сделать предварительный расчет стоимости полиса КАСКО — с франшизой и без нее. Результат: в компании «Ингосстрах» полная страховка стоит почти 49 тыс. руб. в первом случае и почти 37 тыс. руб. — во втором. Сумма франшины — 10 тыс. руб., оплачивать ее необходимо второго страхового случая. Первый раз компания починит повреждения на автомобиле полностью за свой счет.

В «INTOUCH» клиенту предлагается выбрать порог, выше которого компания оплачивает авторемонт за счет своих средств: 10, 20, 30 и 50 тыс. руб. Действует франшиза с первого обращения по страховому случаю. Стоимость полиса КАСКО в нашем случае составила: с франшизой- 25 тыс. руб., без нее — 48 тыс. руб.

Сэкономить на аккуратных

Выгода для клиента, на первый взгляд, налицо. Ведь разница в стоимости полиса, в разных страховых компаниях в нашем случае составила 12 и 13 тыс. руб. В чем же выгода для страховых?

Илья Афанасьев, управляющий партнер, юрист компании «Антистраховщик» уверен, что «самая главная причина, по которой страхователям предлагают франшизу, — снижение риска обращений к страховщику с малозначительными убытками, такими, как повреждения стекол, мелкие царапины на бамперах и потертости на кузовных элементах».

И это так: ведь владельцы полиса КАСКО (без франшизы) несколько раз в год могли обращаться в страховую компанию, чтобы, к примеру, покрасить бампер, на котором были потертости. А вот с более дешевым полисом КАСКО (с франшизой), автовладелец подумает-подумает и решит, что можно ездить и с поцарапанным бампером. Ведь стоимость его ремонта, скорее всего, ниже обозначенной в договоре суммы франшины. Отсюда вывод: страховая компания несет меньшие убытки на восстановление автомобиля своего клиента. А он, в свою очередь, старается ездить аккуратнее.

Кому выгодна франшиза

Оформлять полис КАСКО по сниженной стоимости, благодаря франшизе, выгодно опытным и аккуратным водителям, которые демонстрируют безаварийную езду. Александр Михайлов считает, что это решение подходит и «владельцам не новых машин, готовым, в случае чего, починить ее не у официального дилера. То есть людям, заявляющим, в среднем, менее одного страхового случая».

Кому невыгодна франшиза

Их много: неопытные водители, так называемые «подснежники» — те, кто садятся за руль исключительно в бесснежное время года, лихачи. Есть и еще одна категория автомобилистов, которым не стоит соглашаться на франшизу при автостраховании. Об этом говорит Александр Цыганов, заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор: «Есть интересный пример со страховой статистикой, которую проанализировали в отношении водителей-молодых мам. Оказалось, что для этих категорий водителей существенно растет убыточность из-за незначительных аварий, связанных с обращением внимания на ребенка, сидящего на заднем сидении, и отвлечением от дорожной ситуации».

Какую франшизу выбрать

Кроме безусловной франшизы существуют и другие виды: условная, франшиза со второго случая, льготная и временная.

Условная франшиза не «прижилась» среди российских автостраховщиков.

Разъясняет Александр Михайлов: «Условная франшиза в автостраховании — утопия. Рассмотрим жизненную ситуацию: у клиента автомобиль с условной франшизой 15 тыс. руб., т. е. при наступлении страхового случая с убытком меньше 15 тыс. платит клиент, если больше — страховая компания, причем всю сумму. Например, клиент поцарапал бампер, покраска которого стоит 10 тыс. руб. Каковы его действия? Идеально честный клиент сам оплатит ремонт. Неблагонадежный клиент, скорее всего, намеренно добавит немного повреждений (например, дополнительно задев забор), чтобы бампер пришлось менять полностью. Для мошенника это прямая экономия 10 тыс. руб., для страховой компании — убыток примерно на 50 тыс. руб. Если же в любом случае вычитать 15 тыс. руб. из каждого страхового случая при безусловной франшизе, такого соблазна у клиента не возникнет».

Франшиза со второго случая, она и предлагалась нам во время звонка в компанию «Ингосстрах», предполагает, что ущерб при первом страховом случае полностью возмещает страховщик, а франшиза начинает действовать со второго случая и далее.

Льготная франшиза в автостраховании устанавливается только в том случае, если автовладелец является виновником ДТП. Если авария произошла по вине другого водителя, страховая компания полностью возмещает ему ущерб.

Временная франшиза основана на том, что страховая компания возмещает ущерб только в определенное время — к примеру, в будни. Если страховой случай произошел в выходной день, клиент самостоятельно оплачивает ремонт автомобиля.

На деле страховые компании в основном предлагают безусловную франшизу, иногда продавая франшизу со второго случая.

Илья Афанасьев объясняет это так: «Безусловная франшиза гораздо выгоднее страховщику, чем клиенту. Прикрываются страховщики тем, что франшиза дает страхователю скидку при покупке полиса». 

Читайте также:
Что грозит за покидание места ДТП

Будет ли расти франшиза

Минувший год наглядно показал, как на фоне нестабильной экономической ситуации быстро подскочила стоимость страхования автомобиля. И тут же автовладельцам стали предлагать «спасительный круг» — франшизу, как способ удешевления полиса КАСКО. Так ли будет всегда? Или ее стоимость тоже вырастет? Это разъясняет Александр Цыганов: «Франшиза обычно формируется в процентах от стоимости полиса. И если цена на него будет расти, будет расти и франшиза — это в абсолютных цифрах. Если франшиза условно привязывается к стоимости ремонта, как цена покраски 1-2-3 простых деталей, то ее размер объективно будет расти с ней».

Воспользоваться франшизой при автостраховании или нет — вопрос непростой. Разумеется, основным фактором при принятии положительного решения будет стоимость полиса КАСКО. Но если она окажется подходящей, не спешите сразу страховать машину — почитайте отзывы о страховой компании. А вдруг она просто продает полисы и вовсе не горит желанием возмещать вам ущерб? И чтобы добиться возмещения, придется не раз спорить и отстаивать свои права. И, конечно же, честно признайтесь себе, насколько вы аккуратный водитель. Есть ли доступ к управлению у членов семьи? Будут ли они внимательны за рулем? Если положительных ответов больше, чем отрицательных, тогда с франшизой вы сможете сэкономить на полисе КАСКО. Безаварийной вам езды/

Авария с доплатой

Неподготовленному человеку понять такую формулировку непросто. Но попробуем объяснить. В аварию не по своей вине попал автомобиль, у которого в клочья разорвало задний бампер, изогнуло заднюю балку, раскололо задний тормозной диск. Так вот в данной ситуации страховая компания виновника аварии должна возместить ущерб. А если она не может этого сделать, направив машину на ремонт, то выплачивает ущерб деньгами. А при таком возмещении учитывается износ деталей. Делается это для того, чтобы за счет страховщиков человек не обогащался. У него 10-летний автомобиль. Но – бах – авария. И вот уже – новый бампер, новые задние фонари.

При ремонте за счет страховой компании установлены четкие требования: если деталь меняется, то только на новую.

При оплате ремонта вступает в силу правило, что учитывается износ транспортного средства. Тогда автовладелец ремонтирует машину за свой счет, а страховая компания возмещает ему ущерб с учетом этого износа. То есть владельцу приходится доплачивать. Таким образом в приведенной истории мастерская должна установить новый бампер и новую заднюю балку. Но страховщик оплатит за них лишь часть стоимости. Кстати, тормозные системы учитываются без износа стоимости.

Однако Верховный суд посчитал, что такая политика не совсем правильная. Некая Ольга Арепьева попала в аварию не по своей вине. Она обратилась к страховщику в порядке прямого возмещения ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей. Однако для восстановления машины этого не хватило. По оценкам независимого эксперта, даже с учетом износа стоимость восстановления автомобиля и составляла 450 тысяч. Плюс утрата товарной стоимости – 77 тысяч. Однако страховщик не ответил на ее требования. А сам виновник аварии попросил суд назначить автотехническую экспертизу. Согласно ей стоимость ущерба с учетом износа составила 218 тысяч рублей. А вероятная утрата товарной стоимости – 43 тысячи.

Поскольку страховщик заплатил больше, то суд посчитал конфликт исчерпанным. Апелляционный суд с этим согласился.

Однако с этим не согласился Верховный суд. Он напомнил, что вред имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме. К реальному ущербу в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей, относится также утраченная товарная стоимость. Имеется в виду уменьшение стоимости автомобиля, вызванное преждевременным ухудшением товарного или внешнего вида, а также его эксплуатационных качеств.

Верховный суд напомнил, что если для устранения повреждений использовались новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью. Несмотря на то что стоимость может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений.

При этом высокий суд указал, что Единая методика расчета стоимости восстановительного ремонта машины не может рассматриваться в качестве исключения из общего правила об определении размера убытков. А поэтому не препятствует учету полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов при определении размера убытков.

Как напомнил ВС, принцип полного возмещения убытков в случае повреждения машины предполагает, что в результате потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено. То есть если бы в него никто не врезался.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: