Как должен представиться сотрудник ГИБДД

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

Сегодня модно говорить об обязанностях водителей при общении с сотрудниками ГИБДД. Однако у инспекторов также немало обязанностей перед автолюбителями.

Об обязанностях сотрудника ГИБДД при составлении протоколов, ранее мы уже говорили неоднократно. Сегодня поговорим о тех обязанностях, которые есть у сотрудника ДПС сразу после остановки автотранспортного средства.

Обязательный порядок действий инспектора при остановке автомобиля

Действия сотрудника ГИБДД при остановке автомобиля подробно прописаны в Административном регламенте МВД РФ от 02.03.2009г. №185. (далее – Регламент ГИБДД). Этот нормативно-правовой акт является обязательным для исполнения всеми инспекторами. Он определяет суть их работы на дороге.

Несоблюдение инспектором любого пункта из Регламента ГИБДД, даже если это не повлекло нарушения конкретных прав автомобилиста – это серьёзнейшее нарушение. Ведь в этом документе само начальство написало сотруднику, как он должен действовать в той или иной ситуации. Нарушать эти требования – это значить не исполнять приказ руководства.

Также не стоит забывать, что сотрудник ГИБДД стоит на дороге не просто так. Он поставлен туда, чтобы защищать права всех участников дорожного движения (в том числе остановленного водителя). Для инспектора права остановленного автолюбителя должны являться высшей ценностью. Его обязанность их строжайшее соблюдение, защита и признание (статьи 2, 18 Конституции РФ).

Если держать в голове этому мысль, то станет, например, понятным возмущение автолюбителя, который ничего не нарушая ехал по дороге, а его просто так остановил сотрудник ГИБДД. Представим себе также ситуацию, что при этом инспектор не представился (представился невнятно), не назвал причину остановки или допустил другие нарушения. Допустим также, что на обоснованные возражения автолюбителя (о несогласии с допущенными нарушениями), сотрудник не только «не исправляется», а начинает завуалировано угрожать автомобилисту. Такие действия, если они допущены, являются нарушением самой сути требований Конституции, а также принципов деятельности автоинспектора изложенных статьях 19-23 Регламента ГИБДД.

Требования Регламента ГИБДД к порядку действия инспектора сразу после остановки автомобиля:

Сразу после остановки автомобиля сотрудник ГИБДД обязан представиться, назвать свою должность и звание, фамилию, а также сообщить причину и цель обращения. Все эти сведения автоинспектор должен сообщить водителю сразу же.

То есть неправомерными будут действия сотрудника ГИБДД, если сразу после остановки автомобиля он представиться, а причину и цель обращения сообщить лишь через 10 минут или только после неоднократных просьб автомобилиста. Эти обязанности инспектора следуют из пункта 20 Регламент ГИБДД.

Помимо вышеуказанного, в связи с тем, что автолюбитель остановил машину не по своей воле, а по принудительному требованию сотрудника ГИБДД, то остановка транспортного средства, безусловно, является ограничением прав и свобод автомобилиста. Например, ограничением права на свободное передвижение по дорогам своей страны. Это право автолюбителю гарантировано частью 1 статьи 27 Конституцией.

Раз так, то сотрудник ГИБДД обязан также разъяснить автолюбителю основание и повод для остановки автомобиля, и возникающие при этом у автолюбителя права и обязанности. Это обязанность сотрудника также следует из пункта 20 Регламента ГИБДД.

Когда сотрудник ГИБДД выполняет вышеуказанные требования, то он обязан говорить чётко и громко, чтобы любой автолюбитель смог разобрать все сообщаемые ему сведения. Делать это автоинспектор должен с учётом наличия шума исходящего от проезжающих автомобилей.

Недопустимо для инспектора ДПС говорить невнятно (нечётко, тихо, скороговоркой), так чтобы автолюбитель не услышал каких-либо его персональных данных. К таким действиям (говорить громко и внятно) сотрудника ГИБДД обязывает пункт 19 Регламента ГИБДД. Например, в данном пункте есть такие требования, к сотруднику ГИБДД, как быть понятным. Как может автолюбитель что-то понять, если все слова были произнесены скороговоркой, тихо и невнятно? Там же указано, что автоинспектор должен исключать возникновение ситуаций, когда есть возможность ошибочного или двоякого понимания его действий. Если говорить тихо и невнятно, то, как раз, такие ситуации и возникнут.

Идём дальше. Требование об останове автомобиля должно быть чётким и понятным для автомобилиста. Из таких действий сотрудника конкретный автолюбитель должен понять, оно (требование об остановке) имеет отношение именно к нему, а не кому-то другому. Эта обязанность для автоинспектора установлена пунктом 22 Регламента ГИБДД.

Если инспектор хочет составить протокол, то он должен всё объяснить остановленному автолюбителю. При этом сотрудник ГИБДД должен излагать всё без нравоучений и со ссылкой на Правила дорожного движения (пункт 23 Регламента ГИБДД).

Если автолюбитель не согласен с мнением инспектора, то тот обязан разъяснить ему порядок обжалования своих действий. Эта обязанность должностного лица следует из 23 пункта Регламента ГИБДД. Ведь не согласие с протоколом (пусть ещё не составленным) – это конфликтная ситуация. А возникновение конфликтной ситуации обязывает сотрудник так поступить.

Читайте также:
Проверить мед справку для ГИБДД на подлинность

Мнение! Пункт 23 Регламента ГИБДД навряд ли исполняется большинством сотрудников ГИБДД. Например, остановленный автолюбитель имеет право обжаловать действия сотрудника ГИБДД в прокуратуру. Значить такое право должно разъясняться автолюбителям при возникновении любой конфликтной ситуации. Этого не наблюдается.

Важно! При остановке транспортного средства сотрудник ГИБДД обязан предъявить служебное удостоверение (в развёрнутом виде), только если автомобилист сам об этом попросит (пункт 20 Регламент ГИБДД).

При необходимости обращайтесь за юридической помощью в Коллегию автоюристов Самара.

10 правил общения с инспектором ГИБДД при остановке автомобиля

Водители неоднократно сталкиваются с остановкой по требованию инспектора ГИБДД. Ситуация стрессовая и далеко не самая приятная. В такие моменты водитель реагировать может по-разному, особенно если причины остановки не объясняются. Кто-то начинает отшучиваться, кто-то угрожает, а другие, наоборот, молчат и впадают в ступор. Люди часто не знают как реагировать правильно, и этим могут усугубить свое положение практически на пустом месте.

Как не вызвать подозрений своим поведением и не “нарваться” на досмотр машины? Autonews пообщались с юристами и представителями дорожной полиции, и разработали 10 правил, как вести себя с инспекторами ГИБДД.

Не оспаривайте право остановки

У сотрудника полиции есть полное право остановить автомобиль. Возможно, у него появились какие-либо подозрения (например, что водитель в состоянии алкогольного опьянения), или водитель нарушил ПДД, или автомобиль проходит по ориентировке (например, машина скрылась с места ДТП).

Поэтому первое правило: при остановке автомобиля инспектором ГИБДД не спорьте. По крайней мере с первых минут. От того, что вы спорите, вас быстрее не отпустят, а наоборот проявят к вам больший интерес.

Передайте документы

Инспектор ГИБДД имеет законное право потребовать передать документы. Полицейский должен удостовериться, по крайней мере в том, что у вас есть действующие водительские права, и они не поддельные.

Отсюда второе правило, созвучное с первым: если просят передать документы, не вступайте в полемику. Это стандартная процедура.

Попросите документы

После остановки автомобиля инспектор ГИБДД обязан представиться – назвать свою фамилию и занимаемую должность.

Третье правило: Если сотрудник полиции не представился, вы имеете право попросить его предъявить служебное удостоверение.

Выходите по требованию

Инспектор ГИБДД имеет право потребовать водителя выйти из автомобиля, если у него возникло подозрение на счет состояния водителя. Эта мера нужна для того, чтобы убедиться, что водитель находится трезвом состоянии, у него нет нарушения речи и неустойчивости положения.

Четвертое правило: Выходите из автомобиля только по требованию. Самостоятельно проявлять инициативу не нужно, это может быть небезопасно. Общаться с инспектором можно и через окно автомобиля.

Осмотр или досмотр?

Осмотр и досмотр. Два созвучных слова, несущие разный смысл.
Пятое правило: уточните, какую процедуру намерен производить полицейский.

Осмотр – это процедура, при которой сотрудник полиции не может проникнуть в салон автомобиля, самостоятельно трогать и доставать вещи. Но важно знать, что во время процедуры осмотра инспектор ГИБДД имеет законное право попросить водителя открыть багажник.

Досмотр – это более детальная процедура, при которой сотрудник полиции уже может извлекать вещи из салона и рассматривать их. При досмотре должны участвовать понятые, в составе, как минимум, 2 человек или должна производиться видеосъемка процесса. По итогу проверки обязательно должен быть составлен протокол досмотра.

Фамильярность – не лучшая тактика

Настоятельная рекомендация правозащитников и юристов – использовать в общении с инспектором “Вы”, а не “ты”. Сами сотрудники ГИБДД обращаются к водителям на “Вы”. Фамильярность в официальном общении недопустима и может вызвать негативную реакцию у инспектора.

Шестое правило: проявите уважение и доброжелательность при общении с сотрудником, обращайтесь к нему на “Вы”. Это способствует меньшему стрессу от процедуры проверки. Фамильярность и грубость могут “вдохновить” инспектора на более пристальное изучение вас и ваших документов. Старайтесь сохранять спокойствие.

Шутить можно, но осторожно

При остановке автомобиля инспектором ГИБДД некоторые водители начинают отшучиваться. Иногда шутки могут привести к дополнительному осмотру, так как сотрудник полиции обязан проверить любую информацию, которую сообщает водитель. И если вы пошутите “Думаете, у меня заложник в багажнике?”, не удивляйтесь, что инспектор ГИБДД попросит открыть багажник для осмотра. Он обязан удостовериться, что там ничего нет. А шутить про алкоголь приведет к процедуре освидетельствования.

Седьмое правило: Юмор допускается, но прибегать к нему нежелательно. Лучше проявлять остроумие в неформальных беседах.

Видеосъемка сотрудника без оснований

Да, видеосъемка сотрудника полиции законом не запрещается. Но стоит помнить и о человеческом факторе. Камера перед лицом автоинспектора доброжелательному общению не способствует, а лишь вызывает негативную реакцию.

Читайте также:
Электронный полис ОСАГО: что показывать ГИБДД

Восьмое правило: снимайте автоинспектора и его действия только при необходимости. Например, если нужно зафиксировать дорожную обстановку или противоправные действия сотрудника ГИБДД.

Улыбайтесь, вас снимают

Девятое правило: при общении с автоинспектором помните, что это может фиксироваться на видеорегистратор.

Видеорегистраторы могут быть установлены как внутри автомобилей ГАИ, так и на форме самого сотрудника. Для чего это нужно? Как мы уже рассматривали ранее, процедура досмотра подразумевает обязательное ведение видеосъемки процесса. Также это необходимо для освидетельствование состояния алкогольного опьянения водителя.
Размещать эти видеозаписи в свободном доступе сотрудники ГИБДД не имеют права. Это считается нарушением частной жизни. Записи с видеорегистраторов могут быть использованы только в качестве доказательств при рассмотрении административных дел.

“Звонок другу” – не аргумент

Заветные слова “да ты знаешь, кто я/мой друг/сват/начальник” – прямой путь к острому конфликту. По словам самих инспекторов дорожной полиции, большая часть спорных случаев на дороге сопровождается угрозами водителей позвонить “кому надо”. Как правило, к этому приему прибегают те, кто свою виновность осознает. Помимо повышения градуса агрессии в разговоре, угрозы еще и не помогают избежать наказания.

Десятое правило: не стоит угрожать сотрудникам ГИБДД своей должностью или влиятельными знакомыми/друзьями/родственниками.

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

При остановке транспортного средства автолюбители имеют ряд прав, а инспектор – ряд обязанностей. До этого момента мною часто обсуждались права, которые имеют водители при составлении протоколов и вынесении постановлений. Однако ряд важных прав повляется у автолюбителя уже сразу после остановки транспортного средства, то есть ещё до составления первого протокола.

Для выяснения тех прав, которые есть у водителей при останове автомобиля нужно обратиться к Административному регламенту ГИБДД от 02.03.2009г. №185 (далее – Регламент ГИБДД).

Прочитав Регламент ГИБДД, мы узнаем что:

Во-первых, инспектор ДПС обязан уважительно относиться ко всем остановленным автолюбителям. Он обязан обращаться к автолюбителям на «Вы», быть вежливым, тактичным и объективным (пункт 19 Регламента ГИБДД).

Там же в Регламенте ГИБДД предусмотрена обязанность инспектора излагать в понятной форме все свои просьбы и требования. При этом инспектор обязан исключать из своей деятельности все ситуации, когда автолюбитель может неправильно его понять. Он не должен умалчивать какие-либо важные сведения, не должен вводить автолюбителя в заблуждение или использовать при общении уловки. Пренебрежение к автомобилисту, неправомерное «давление», завуалированные угрозы – недопустимы. Такие незаконные действия могут привести не только к дисциплинарной ответственности инспектора, но и к отмене составленного протокола.

Во-вторых, сотрудник обязан строго соблюдать закон (там же в Регламенте ГИБДД). Не должны допускаться нарушения процессуальных норм под видом необходимости привлечения «правонарушителя» к ответственности. Допущенные при получении доказательств нарушения должны приводить к исключению их из доказательной базы (часть 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В-третьих, в соответствии с пунктом 20 Регламента ГИБДД, сразу после остановки транспортного средства инспектор обязан представиться (сообщить свою должность, звание и фамилию). Сразу после этого он должен сообщить автолюбителю причину и цель обращения. Говорить инспектор должен громко и чётко.

Если автолюбитель не услышал что-то, то инспектор ДПС обязан повторить сообщаемые сведения. Он не имеет права уклоняться от исполнения вышеуказанной обязанности путём произнесения сообщаемых сведений скороговоркой, шёпотом, невнятно. Такие действия будут означать, что сотрудник не исполнил свою обязанность, а значить допустил нарушение.

Поскольку «остановка автомобиля» – принудительное действие, а значить ограничивает права автолюбителя, то инспектор обязан разъяснить остановленному автомобилисту основание и повод такого ограничения, а также права и обязанности, возникающие в связи с данными ограничениями (абзац 3 пункта 20 Регламента ГИБДД).

В-четвёртых, если автомобилист попросил автоинспектора предъявить служебное удостоверение, то он должен сделать это незамедлительно (абзац 5 пункта 20 Регламента ГИБДД). Для изучения текста служебного удостоверения автолюбителю должно быть предоставлено достаточное время. Недопустимым будет быстро взмахнуть удостоверением перед глазами автомобилиста, так чтобы он ничего не успел прочитать. Такое действие не будет считаться «предъявлением удостоверения».

В-пятых, все сигналы со стороны инспектора (например, сигнал об остановке автомобиля) должны быть четкими и понятными. Это требование пункта 22 Регламента ГИБДД. При этом недопустимыми со стороны инспектора будут любые действия, которые ставят под угрозу безопасность участников дорожного движения или провоцируют нарушение ПДД. Ведь сам смысл деятельности автоинспектора – обеспечение безопасности дорожного движения.

В-шестых, если, по мнению автоинспектора, водитель допустил нарушение ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан подробно объяснить автолюбителю, в чём заключается якобы допущенное нарушение. Делать это нужно со ссылкой на конкретное законодательство (пункт 23 Регламента ГИБДД). При этом перед тем как требовать с автомобилиста объяснений, инспектор обязан разъяснить ему права (статью 25.1 КоАП РФ и статью 51 Конституцию РФ). Незаконным будет являться требование автоинспектора дать пояснения до момента разъяснения права. Автомобилист имеет полное право не согласиться с сотрудником ГИБДД о том, что якобы было допущено нарушение.

Читайте также:
Как оспорить постановление ГИБДД по видеофиксации

В-седьмых, по требованию автолюбителя сотрудник ГИБДД обязан разъяснить порядок обжалования своих действий. В случае возникновения конфликта или предъявления водителем претензий такие разъяснения должны даваться автоинспектором без каких-либо напоминаний (абзац 2 пункта 23 Регламента ГИБДД). При этом автолюбитель имеет право попросить у сотрудника ГИБДД номер телефона и местонахождение ответственного лица. Инспектор обязан предоставить данные сведения (абзац 4 пункта 23 Регламента ГИБДД).

Пункт 25 Регламента ГИБДД предоставляет водителю право использовать видео- и аудиозапись при общении с инспектором (если таковое не запрещено законодательством). Инспектор не имеет право препятствовать этому.

Все вышеуказанные действия сотрудником ГИБДД должны производиться сразу после возникновения соответствующей обязанности, без напоминания. Сам факт исполнения автоинспектором своей обязанности, но только после неоднократных напоминаний водителя или через продолжительный период времени после наступления соответствующей обязанности не исключает возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности. Ведь обязанность должна исполняться своевременно, без попыток уклонения.

Семь советов, как общаться с инспектором ГИБДД

20 мая 2015 12:30

1. По требованию сотрудника ДПС вы должны остановиться, но выходить из машины вы не обязаны. Для вас обязательны три документа: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации машины, полис ОСАГО (п. 2.1.1 ПДД). Права должны быть соответствующей категории и не просроченными.

Водитель, который не является собственником авто, должен быть вписан в полис, либо страховка должна быть оформлена на всех водителей без ограничений.

2. Инспектор ДПС обязан представиться (должность, звание, фамилия) и показать по вашему требованию свое служебное удостоверение, не выпуская его из рук (п. 20 Адм. регламента МВД). Вы можете записать номер его нагрудного знака. И выяснить причину остановки.

3. Вы вправе вести видео- или аудиозапись вашего общения с гаишником. И он имеет такое право (п. 24, 25 Адм. регламента МВД).

Внесенные в прошлом году изменения в регламент обязывают сотрудников Госавтоинспекции уведомить водителя (и других присутствующих) об использовании видео- и звукозаписывающей аппаратуры, в том числе и установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора. То есть снимать ваш диалог на видео он может. И предупредить об этом обязан.

4. Не оправдывайтесь и не сочиняйте легенды, а потребуйте доказательств своей вины (ст . 49 Конституции РФ, ст. 1.5 КоАП РФ). А именно: результаты фото- видеосъемки, свидетельские показания. А при составлении протокола инспектор обязан зачитать вам ваши права.

5. Если возник спор или конфликт, не давайте объяснений и показаний. В протоколе пишите: «Не согласен. Требую адвоката» (ст. 48, 51 Конституции РФ).

– Защитник допускается к участию с момента возбуждения дела об административном правонарушении, то есть уже при составлении протокола. Его отсутствие при составлении протокола – уже основание для отмены вердикта ГИБДД или суда, – настаивает адвокат Леонид Ольшанский.

6. Любой ваш пассажир, будь то сослуживец или жена, – свидетель (ст. 25.6 КоАП РФ). Их данные должны записать в протокол.

– Инспектор, составляющий протокол, – не свидетель, а обвинитель, ибо совмещение процессуальных функций недопустимо, – объясняет юрист.

7. Пользуйтесь видеорегистратором. Запись поможет вам доказать свою невиновность при общении с полицейским начальником или в суде. Теперь в случае ДТП сотрудники Госавтоинспекции должны на месте принимать меры к сохранности видеорегистраторов, которые могли зафиксировать обстоятельства аварии. Естественно, нужно следить, чтобы инспектор сделал запись в протоколе о том, что изъял карту памяти видеорегистратора.

СОВЕТЫ ЮРИСТА

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, почетный адвокат России, вице-председатель Движения автомобилистов России:

«Не спешите вступать в диалог»

– Если вы едете, например, по широкому городскому проспекту, и с тротуара или от «стакана» поста ДПС свистит инспектор, то совсем не очевидно, что сигнал полицейского касается вашего автомобиля. Если же инспектор стоит прямо на проезжей части и чуть ли не на капот вашего автомобиля бросается, или номер вашей машины объявляют через динамик, тогда вы точно обязаны остановиться.

Но это не значит, что нужно тормозить резким нажатием педали в пол. Постарайтесь остановиться плавно, по возможности увеличив расстояние. И не выходите из машины, дождитесь, когда инспектор сам к вам подойдет. Во-первых, для вас этот маневр будет безопаснее, во-вторых, за то время, пока он будет подходить к машине, разъедутся все возможные свидетели из потоков обоих направлений.

Читайте также:
Может ли инспектор ГИБДД визуально определить нарушение

Обычно инспектор представляется скороговоркой, но вы не спешите сразу передавать ему в руки документы. Сначала вежливо попросите его предъявить служебное удостоверение. И не на одну секунду «для галочки», а чтобы вы смогли прочитать его фамилию и должность, убедившись, что перед вами на самом деле полицейский. Лишь после этого начинайте общение.

И постарайтесь всегда пользоваться видеорегистратором. Во всех кодексах написано, что любые документы и материалы можно использовать для своей защиты. Видео, подтверждающее вашу правоту, поможет доказать вашу невиновность при разбирательстве в полиции или в суде.

ДОСЛОВНО

Хамить не положено

«В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку… Разъяснения… должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов» (пп. 19, 23 Адм. регламента МВД).

ВАЖНО

Давайте без засад!

Прятать от водителей патрульную машину в кустах нельзя, размещение автомобиля «в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения». «Использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается», – об этом черным по белому написано в регламенте (пп. 41, 43 Адм. регламента МВД). Зато разрешается устанавливать макеты и манекены – для предупреждения нарушений.

А ЕСЛИ СБЕЖАТЬ?

Не стоит этого делать. Если вы не остановитесь по требованию инспектора либо откажетесь передать ему документы, он вправе возбудить дело за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», это грозит штрафом от 500 до 1000 рублей или даже арестом до 15 суток (п. 23 Адм. регламента МВД, ч. 1 ст. 19.3 КоАП). Инспектор имеет право преследовать с включенными «мигалками» и остановить принудительно, вплоть до расстановки на дороге грузовиков или стрельбы из оружия (пп. 73, 74 Адм. регламента МВД)

Документы, на которые ссылаться:

ПДД – Правила дорожного движения.

КоАП – Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Адм. регламент МВД – Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Как себя вести, если остановила ДПС ГИБДД: какими правами и обязанностями наделен водитель

Любой автомобилист хоть раз сталкивался с остановкой его сотрудниками ДПС. Многие просто не знают, как правильно вести себя с инспектором, на что обращать внимание и впадают в панику, даже если за ними нет никакой вины. Чтобы не поддаваться панике при беседе с сотрудниками дорожно-патрульной службы, стоит предварительно изучить Кодекс об административных правонарушениях и Правила дорожного движения.

  • Права водителя при остановке машины инспектором ДПС
  • Перечень причин для остановки
  • Что делать после того, как машину остановила ДПС
    • Право водителя на аудио- и видеофиксацию
    • Когда водитель должен покинуть машину
    • Порядок осмотра и досмотра
  • Определение факта нарушения и подготовка протокола
  • Прочие права
  • Запоминаем

Права водителя при остановке машины инспектором ДПС

Водитель обязан остановиться по требованию инспектора. Остановке предшествует взмах жезла сотрудника. При этом водителю следует внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, точно ли жест указывает на водителя.

Инспектор не может остановить авто без каких-либо оснований. Это будет считаться нарушением законодательства. Стоит обратить внимание, что ранее действующий Приказ МВД №185 утратил свою юридическую силу в 2017 году, и вместо него теперь действует Приказ МВД №664 от 2017 года. Существенных изменений в 2020 году не произошло.

Перечень причин для остановки

Существуют четко установленные причины остановить автомобиль. В их числе следующие:

  1. Водитель и его пассажиры нарушили правила дорожного движения (ПДД).
  2. Есть информация, что водитель или кто-то из пассажиров стали участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или иного противоправного деяния.
  3. Автомобиль находится в розыске или используется лицом незаконно.
  4. Водителя необходимо опросить об обстоятельствах нарушения, очевидцем которого он являлся.
  5. Сотрудник выполняет решение государственной инстанции об ограничении движения или о запрете движения.
  6. Водителя нужно привлечь для оказания помощи другим лицам или для того, чтобы они могли выступить в качестве понятых.
Читайте также:
Самостоятельная сдача экзамена в ГИБДД после автошколы

Ранее, если сотрудник останавливал машину по причине проверки документов, то в этом случае полицейский нарушал закон. Останавливать авто для проведения проверки допускалось только на стационарных постах полиции или КПП. На данный момент это требование отменили, и инспекторы могут проверять документы по своему усмотрению вне зависимости от места. Отказ от предоставления документов может стать основанием для привлечения водителя к ответственности по нормам Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Возможным поводом для проверки документов является проведение спецопераций или особых распоряжений высшего руководства. Водитель может поинтересоваться, действительно ли в данном городе проходит спецоперация и попросить номер УВД для уточнения сведений.

По регламенту инспектор сам должен указать на основание остановки авто без дополнительных вопросов водителя.

Таким образом, первое, о чем необходимо помнить водителю, что остановить его могут по ограниченному перечню оснований. Если инспектор превышает свои полномочия, то нужно корректно на это указать.

Что делать после того, как машину остановила ДПС

После того как сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он (сотрудник) должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После чего по нормам регламента он сообщает причину остановки автомобиля.

Сотрудник должен предъявить удостоверение в развернутом виде. На нем должны быть видны ФИО, срок действия документа. У многих инспекторов есть нагрудный знак, его номер также следует зафиксировать.

Водитель может уточнить номер дежурной части и позвонить туда для проверки: точно ли этот человек служит там, а также уточнить прочие обстоятельства произошедшего (например, правда ли, что на машину есть ориентировка). Необходимость узнать подразделение ДПС может быть вызвана и тем, чтобы заранее знать, куда жаловаться на возможные противоправные действия сотрудников полиции.

Право водителя на аудио- и видеофиксацию

Водитель может вести запись на диктофон или на видеокамеру. В дальнейшем это может стать уликой в суде в пользу водителя. Видеосъемка может стать доказательством нарушений со стороны инспекторов: например, в случае, если у водителя потребовали взятку или провели досмотр без участия понятых и без протокола.

Запрет на видеосъемку допустим только в исключительных обстоятельствах, например, при проведении оперативных мероприятий или мероприятий, связанных с гостайной. Без веских оснований инспекторы не могут запретить снимать.

Сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, но должен уведомить об этом факте водителя.

Водитель не обязан передавать водительские права инспектору и лучше этого не делать, достаточно только показать права. Если инспектор требует передать ему права, техпаспорт и полис лично в руки, то водитель может не исполнять его требования со ссылкой на Приказ МВД №664 (п. 219-222).

Когда водитель должен покинуть машину

При общении с сотрудниками ГИБДД водителю не следует выходить из машины: это не входит в его обязанности. Исчерпывающий перечень случаев, когда инспектор может попросить выйти из машины, приведен в Административном регламенте Приказа МВД №664 (п. 93.1). Водитель может остаться в машине и выслушать инспектора. Последний подходит со стороны водителя.

Водитель должен исполнить требование инспектора и выйти из авто в следующих случаях:

  1. В целях устранения неисправности машины.
  2. Если сотрудник ГИБДД уверен, что водитель в состоянии опьянения.
  3. Для сверки номеров агрегатов с имеющимися записями в техпаспорте.
  4. Для проведения досмотра машины.
  5. Если водитель подозревается в совершении преступного деяния.
  6. Если нужно участие водителя в оформлении документов или оказании помощи иным лицам.
  7. Если поведение водителя стало угрозой сотруднику полиции.

Выше приведен исчерпывающий перечень ситуаций, когда инспектор может потребовать покинуть машину.

Порядок осмотра и досмотра

Если в ходе осмотра инспектор попросил открыть багажник, то следует уточнить, просьба ли это или требование. Просьбу инспектора водитель выполнять не обязан, а требование должно сопровождаться подготовкой протокола досмотра с участием как минимум двух понятых.

Даже если водитель совершил нарушение, то он может предоставить объяснение содеянному. Указанная причина может стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа и вносится в протокол. Но водитель может так же ничего не объяснять: нормы Конституции позволяют не свидетельствовать против себя и родственников. Таким образом, водитель не обязан отвечать на все вопросы, которые ему задает инспектор. Такое право за ним закрепляет ст. 51 Конституции РФ.

Читайте также:
Как обжаловать протокол ГИБДД, если подписал

Определение факта нарушения и подготовка протокола

Дальше сложившаяся ситуация может складываться по-разному: инспектор может пожелать водителю счастливого пути и отпустить его либо инкриминировать правонарушение. В последнем случае стоит уточнить у инспектора, есть ли у него доказательства случившегося: например, фото- и видеосъемка.

Если водитель совершил нарушение правил дорожного движения, соответствующая запись появилась на оборудовании, то ему выписывают протокол.

Доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При подготовке административного протокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел к ним в машину. Это не является обязательным, кроме случаев оформления протокола задержания. Водитель на законных основаниях может отказаться ставить свою подпись в протоколе. Иногда полицейские могут подделать подпись водителя: это грозит им уголовной ответственностью.

На основании п. 134, 151, 168, 211 Административного регламента Приказа МВД №664 в случае, если инспектор обнаружил превышение скорости, задержал машину, изъял из нее какие-либо вещи, то на все эти действия у него должны быть документы: в зависимости от мероприятия таким документом может стать акт (при осмотре авто), постановление или протокол (при досмотре). Отсутствие таких документов может стать основанием для признания результатов недействительными. Водитель может изучить протокол и внести в него уточняющие сведения. Это помогает оспорить штрафы и получить компенсацию причиненного вреда.

Если водитель не согласен с тем, что он совершил нарушение, то в строке «Подпись нарушителя» он исправляет ее на «Подпись водителя» и указывает фразу «Не согласен». В графе с указанием свидетелей водителю следует проставить прочерки, чтобы сюда не вписали случайных лиц.

Право не подписывать протокол вовсе или указывать в нем разногласия гарантировано водителю на основании 28.2 КоАП.

Водителю следует взять себе копию протокола, а инспектор обязан ее предоставить: она потребуется на случай оспаривания. В большинстве случаев протоколы могут содержать нарушения КоАП.

Прочие права

Важно учесть, что водитель вправе не оплачивать выписанный штраф на месте. Он не уплачивает штраф напрямую инспектору, более того, это считается нарушением закона и приравнивается к даче взятки по ст. 290, 291 УК. Если инспектор вымогает деньги у водителя, то водитель вправе отказаться или написать жалобу на действия сотрудника.

Когда у инспектора есть подозрения, что водитель находится в нетрезвом состоянии, такому водителю могут предложить пройти проверку на алкоголь. Но водитель имеет право отказаться от нее в пользу прохождения процедуры проверки в медицинском учреждении: в этом случае ему предстоит пройти медицинское освидетельствование. Право на прохождение освидетельствования может пригодиться при наличии сомнений в точности алкотестера, так как оно дает более точные результаты. Но отказ от прохождения освидетельствования приравнивается по нормам КоАП к нахождению в состоянии опьянения и грозит водителю крупным штрафом и лишением прав.

Водителю не следует забывать еще об одном праве: о праве на жалобу, защиту своих прав и получение компенсации убытков. Если инспектор нарушает права водителя, и был причинен ущерб, то водитель может обжаловать принятое решение.

Запоминаем

Таким образом, в случае остановки авто водителю не следует забывать о своих законных правах и обязанностях. В числе ошибок, которые чаще всего совершают водители, значатся:

  1. Выходят из машины, когда инспектор об этом их не просил.
  2. Не пользуются своим законным правом на проведение аудио- и видеосъемки.
  3. Не интересуются основанием для остановки транспортного средства.
  4. Забывают проверить удостоверение в развернутом виде.
  5. Открывают багажник по первой просьбе.
  6. Хамят или заискивают с инспектором.
  7. Отвечают на все вопросы инспектора.

Адвокат добился прекращения дела об административном правонарушении благодаря ошибке инспектора ДПС

Как стало известно «АГ», районный суд Санкт-Петербурга оставил в силе постановление мирового судьи, который прекратил дело об административном правонарушении из-за того, что инспектор ДПС не разъяснил гражданину Ж. его права. Об этом сообщил адвокат Невской коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Сергей Мегалинский, который защищал Ж. Решение было вынесено в конце сентября, но получил его адвокат только недавно.

В марте 2020 г. инспектор ДПС составил на водителя Ж. протокол о том, что тот управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП). Материалы дела полицейский оперативно передал мировому судье 161-го судебного участка Санкт-Петербурга. Но тот вернул их, указав, что доказательства необходимо оформить надлежащим образом. Во второй раз протокол поступил на участок в июне 2020 г.

При рассмотрении дела Сергей Мегалинский обратил внимание мирового судьи на то, что инспектор не разъяснил Ж. его права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП и ст. 51 Конституции. Выполнение этой обязанности в силу ст. 28.2 КоАП может подтверждаться либо подписью Ж. в протоколе, либо записью инспектора о том, что тот отказался от подписи. Однако в графе об ознакомлении с положениями этих статей не было ни подписи Ж., ни отметки инспектора.

Читайте также:
Проверить авто на наличие ограничений в ГИБДД

Изучив протокол, мировой судья согласился с защитником (постановление от 22 июля 2020 г. имеется у «АГ»). В графе об ознакомлении с указанными нормами подписи Ж. действительно не было, отметил он. Расписка о разъяснении прав в материалах дела также отсутствовала. Зато был рапорт инспектора, подготовленный уже после возвращения материалов из суда. В нем полицейский утверждал, что при составлении административных материалов разъяснил Ж. его права и обязанности, а в протоколе подпись «ошибочно не была поставлена». Документ с повторным разъяснением затем был направлен мужчине по почте.

В суде инспектор рассказал, что разъяснил Ж. его права и обязанности при понятых сразу после того, как остановил его машину. Потом показал, где нужно расписаться, но Ж. не расписался, а сам инспектор этого не заметил. После того как мировой судья вернул материалы, полицейский, по его словам, вызвал Ж., чтобы скорректировать протокол, но мужчина не пришел. Тогда инспектор направил разъяснения прав и обязанностей по почте. Это было «надлежащим исправлением протокола», считает полицейский.

Однако суд обратил внимание на доказательства, которые представил защитник Ж. Конверт и отчет об отслеживании письма свидетельствовали, что инспектор направил извещение через четыре дня после даты, на которую вызвал гражданина.

Все это говорит о том, что Ж. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что и повлекло нарушение права на защиту, заметил судья. «При таких обстоятельствах суд не может признать протокол об административном правонарушении допустимым доказательством, поскольку он составлен с грубыми нарушениями требований закона. Иные материалы дела в отсутствие протокола об административном правонарушении не могут образовать совокупность доказательств, достаточную для вывода о виновности Ж. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 ч. 1 КоАП РФ, поскольку протокол об административном правонарушении является основным доказательством по делу, все иные доказательства по делу об административном правонарушении лишь дополняют протокол об административном правонарушении, но не могут его заменить», – сказано в постановлении. Дело в отношении Ж. было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Инспектор обжаловал постановление в Приморский районный суд Санкт-Петербурга. Теперь полицейский утверждал, что из-за сильного опьянения Ж. «не только не мог воспринимать и помнить, что ему было разъяснено, но не был в состоянии расписаться несколько раз подряд в соответствующих графах». Однако в той же жалобе, как следует из решения районного суда от 28 сентября 2020 г. (имеется у «АГ»), инспектор объяснял поведение Ж. и по-другому: якобы тот не расписался в протоколе специально, чтобы избежать административной ответственности. Разъяснение прав происходило при понятых, которые могли подтвердить это, но мировой судья не стал их опрашивать, говорил инспектор. Кроме того, добавил он, Ж. сразу же после совершения правонарушения получил копию протокола, где были приведены положения ст. 51 Конституции и ст. 25.1 КоАП.

Сергей Мегалинский настаивал на том, что довод об умышленном отказе от подписи противоречит материалам дела. Он также опроверг утверждение о том, что первой инстанции следовало допросить понятых. Основанием для прекращения дела стало существенное нарушение инспектора при составлении протокола, из содержания которого следует, что он составлялся без понятых, пояснил адвокат. Более того, инспектор в первой инстанции не ходатайствовал об их допросе.

Что касается копии протокола, на обороте которой приведен текст ст. 25.1 КоАП и ст. 51 Конституции РФ, то ее вручение не является разъяснением положений этих статей, утверждал защитник. Ведь в этом случае инспектор ничего не делал, Ж. сам прочитал нормы и уже после составления протокола. То есть при его составлении гражданин не мог в полной мере реализовывать эти права, подчеркивал Сергей Мегалинский.

Именно поэтому, добавил защитник, все те действия по разъяснению прав, которые инспектор совершил уже после составления протокола, не могут исправить нарушения, которые он допустил ранее. При составлении протокола Ж. не был осведомлен обо всех имеющихся у него правах, что первая инстанция правомерно назвала нарушением права на защиту, указал адвокат.

Районный суд, изучив материалы дела, пришел к тому же выводу: инспектор не разъяснил Ж. его процессуальные права и тем самым нарушил право гражданина на защиту. Жалоба инспектора была оставлена без удовлетворения.

Читайте также:
Порядок сдачи прав после лишения в ГИБДД

Сергей Мегалинский рассказал «АГ», что Верховный Суд сформировал однозначную практику, в соответствии с которой такие нарушения, которые допустил инспектор в этом случае, признаются существенными и влекут к признанию доказательства недопустимым. «К сожалению, подобные нарушения должностные лица совершают достаточно часто. Практически каждый доверитель рассказывает, что при проведении процессуальных действий инспектор не разъяснил порядок их производства и соответствующие права. Часто все сводится к тому, что инспектор просто указывает лицу, не осведомленному о своих правах, где нужно поставить подпись», – отметил адвокат.

По его словам, сложности при доказывании нарушений полицейских обусловлены тем, что изначально, оказываясь без защитника, один на один с инспектором, привлекаемое лицо просто следует указаниям полицейского – подтверждает своей подписью, что права разъяснены. Хотя на самом деле они не разъяснялись. «В тех случаях, когда человек все-таки отказывается ставить подпись в соответствующей графе протокола, инспектору достаточно сделать отметку об отказе от подписи. При этом закон не обязывает должностных лиц ни фиксировать отказ в присутствии понятых, ни указывать мотивы, по которым лицо отказалось от подписи», – указал Сергей Мегалинский.

Он отметил, что особенность дела Ж. в том, что изначально тот дал признательные объяснения относительно своей вины в совершении правонарушения. «Лишь убедив суд, что такое признание получено с грубым нарушением закона, мы добились признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством и, как следствие, прекращения дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения», – подчеркнул защитник.

По его сведениям, обжаловать судебные акты дальше инспектор не намерен. «С учетом обстоятельств, послуживших основанием для прекращения дела, обжалование постановления мирового судьи носило в большей степени формальный характер», – считает Сергей Мегалинский.

Что разрешат ГИБДД. Полный список нововведений 17:50, 26 декабря 2020 Версия для печати

Общение с инспектором ДПС — неотъемлемая часть жизни водителей в России. Поэтому водителям особенно важно знать, на что именно имеют право инспекторы на дороге.

Права и обязанности сотрудников ГИБДД регулируются несколькими документами. К ним в первую очередь относятся Правила дорожного движения (ПДД), федеральный закон «О полиции» и приказ МВД № 664. Важно то, что в них постоянно вносятся поправки, из-за чего у водителя нередко возникают сомнения в законности действий представителя власти.

Важно отслеживать готовящиеся изменения в законодательство, ведь они прямо влияют на то, что будет можно делать инспекторам ДПС. Drom.ru подготовил небольшой обзор планируемых поправок. Ведь если их примут, то уже скоро гаишники на дорогах смогут.

Забирать СТС у водителей

У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена. К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.

До 2018 года сотрудники ГИБДД имели право снять с автомобиля регистрационные знаки, например, из-за слишком сильной тонировки или отсутствия полиса ОСАГО. Теперь данная норма может вернуться, только в новой форме: вместо «скрученных номеров» водителю дадут трое суток на устранение неисправностей, а если он не справится — заберут СТС

Если же водитель за три дня не справится с вынесенным предписанием, у него уже конфискуют Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). Причем если автомобилист проигнорирует и это решение, его можно будет привлечь по уже действующей ст. 12.3 КоАП, грозящей штрафом 500 рублей и помещением автомобиля на штрафстоянку.

«Запрещать эксплуатацию автомобиля и давать 72 часа на устранение неисправности — более эффективная и правильная мера, чем “гонять” всю страну на так называемый техосмотр автомобиля, — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Реализация этого предложения должна быть увязана с реформой техосмотра. После внедрения этой процедуры техосмотр можно было бы сделать либо добровольным, либо совместить с техническим обслуживанием автомобиля», — пояснил Шкуматов корреспонденту Дрома.

Подчеркнем, что пока норма о запрете эксплуатации ТС инспектором ГИБДД и изъятии СТС — это лишь предложение МВД, которое в случае одобрения правительством внесут на рассмотрение Госдумы только в 2021 году. Однако весьма вероятно, что законопроект будет принят. Власти усиливают контроль за выдачей диагностических карт и техническим состоянием автомобилей, поэтому расширенные полномочия инспекторов ГИБДД вполне укладываются в текущую логику.

Читайте также:
Какие алкотестеры применяются в ГИБДД

Проводить экспресс-тесты на алкоголь

Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты. Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников. По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.

«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и наркотических веществ. И это поможет ограничивать дорожное движение (потребителей спиртного и наркотиков, — прим. ред.). Такие проверки должны быть внедрены», — заявлял Черников РИА Новости.

Экспресс-тесты на алкоголь и наркотики часто применяются в других странах, например, в Европе. Но там они используются в рейдах при сплошных проверках. Важно и то, что такие проверки не имеют юридических последствий — как правило, при положительном результате водителя все равно ждет медосвидетельствование

Чтобы инспекторы ГИБДД смогли воспользоваться новой функцией, властям придется внести изменения в правила освидетельствования на опьянение. В настоящее время уже готов текст законопроекта, который в апреле 2020 года планировалось обсудить в Общественной палате. Из-за коронавируса обсуждение было отложено на неопределенный срок, хотя оно необходимо, ведь к эффективности самих экспресс-тестов есть вопросы.

«Данная мера подстегнет коррупцию и производство фальшивых тестов, которые всегда будут показывать положительный результат, — уверен Петр Шкуматов. — Либо это будет работать следующим образом: поскольку никаких протоколов не составляется, в случае если тест окажется положительным, инспектор ГИБДД будет смотреть на автомобилиста честными глазами, говорящими: “Дальше продолжать будем?!”, — пояснил координатор «Синих ведерок» Дрому, отметив, что в наших условиях подобное тестирование будет неэффективным.

Идея экспресс-тестов в конечном счете глубоко порочна — соглашается адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. «Многие сотрудники ДПС уже сейчас используют (конечно, незаконно) портативные алкотестеры (личные и никем не сертифицированные), которые зачастую показывают наличие опьянения даже у закоренелого трезвенника. Как в этом случае далее «решается вопрос» — всем известно. Если узаконить использование экспресс-тестов, это однозначно станет еще одной возможностью имитировать выявление у водителя опьянения и наверняка будет использовано как очередной повод для вымогательства взяток на дорогах», — пояснил Радько Дрому.

В свою очередь отметим, что МВД не отказалось от своих первоначальных планов внедрения экспресс-тестов на опьянение водителей и будет добиваться рассмотрения и принятия соответствующего законопроекта в 2021 году.

Конфисковывать автомобили

Другая санкция, которая может ждать автомобилистов, — конфискация транспортного средства. В данном случае речь идет о наказании для водителей, которые повторно сели за руль в нетрезвом виде. Предполагается, что их машины будут конфисковывать, а в дальнейшем — продавать на специальных аукционах в пользу государства. Мера обсуждается уже полтора года, причем за ее введение высказался глава ГИБДД Михаил Черников. «Мы надеемся, что в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях наша позиция будет учтена. Это вынужденная мера, без которой не обойтись. Слишком высокую цену платит общество за употребление алкоголя за рулем», — отмечал главный инспектор страны.

Предложение отбирать автомобили у пьяных водителей — не новое. Аналогичные законопроекты уже вносились в Госдуму в 2012 и 2014 годах, однако были отклонены. В 2019 году инициативу вновь подняли: соответствующий проект закона был направлен на согласование в правительство, но Госдумой он так и не рассматривался. Теперь же из-за резонансных «пьяных» аварий — в том числе с участием Михаила Ефремова — предложение получило дополнительный импульс и, вполне вероятно, будет внесено в Госдуму в виде законопроекта.

Дром уже рассказывал, какие серьезные недостатки имеет предложение конфискации автомобилей у пьяных водителей.

К примеру, под удар попадут собственники ТС, которые далеко не всегда являются водителями, а часть российских граждан — такие как прокуроры и судьи — и вовсе будет выведена из-под действия закона.

Тем не менее шансы, что изменения в КоАП и УК РФ все же будут приняты в 2021 году, довольно высоки.

Вскрывать автомобили (но не у всех)

А вот еще одно право могут получить не только инспекторы ГИБДД, но и вообще все сотрудники полиции. Речь идет о вскрытии автомобилей для спасения жизни граждан, предотвращения преступления или в целях обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Читайте также:
ГИБДД не отвечает на обращение: что делать

Мера обсуждается с апреля 2020 года. В частности, предполагается, что вскрывать автомобили полицейские смогут, если подозреваемый находится в машине в состоянии опьянения или если у них есть подозрение, что в автомобиле имеются предметы, изъятые из гражданского оборота.

В начале декабря 2020 года Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. В настоящее время документ проходит доработку Комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, поправки будут представлены к 6 января 2021 года. После этого законопроект рассмотрят во втором чтении, вероятнее всего — весной 2021 года.

Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько уверен, что норма нуждается в уточнении и корректировке, иначе из-за расплывчатых формулировок будет применяться не только во благо. «Например, как и каким образом сотрудник полиции через закрытые окна и двери автомобиля будет определять, что водитель находится в состоянии опьянения? Или [как определить] наличие груза, запрещенного или ограниченного в гражданском обороте?», — отметил Радько в разговоре с Дромом, добавив, что обеспечить силами полиции сохранность уже вскрытых автомобилей, особенно в случае массовых беспорядков или ЧС, также вряд ли будет возможно.

Взимать долги по штрафам с иностранцев

Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана. В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д. Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.

«Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая. Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.

Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам.

Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца. К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е. в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.

Главная проблема при привлечении иностранцев к ответственности за нарушение ПДД в России — отсутствие правовых механизмов. Даже если собственник ТС получит российское «письмо счастья», его, по сути, можно просто проигнорировать: ни МИД РФ, ни Погранслужба ФСБ России не занимаются наказанием водителей-должников, а юрисдикция российских судебных приставов на другие страны не распространяется. Что же касается взаимодействия с исполнительными инстанциями других стран, то оно пока что не налажено даже в рамках ЕАЭС, что уж говорить про дальнее зарубежье

В Госавтоинспекции о сложившейся ситуации знают, поэтому сейчас прорабатывается дорожная карта мероприятий, которые позволят активно привлекать заграничных лихачей к ответственности — то есть в первую очередь «пробивать» иностранные ТС на наличие неоплаченных штрафов. Правда, быстрого введения данных мер ждать все же не стоит: существующая карта мероприятий рассчитана до 2022 года.

Как видите, уже скоро возможности сотрудников ГИБДД существенно расширятся. Вводимые меры вызывают смешанные чувства: некоторые из них выглядят вполне логично, да и в большинстве стран полицейские ими активно пользуются. С другой стороны, часть запланированных нововведений вызывает обоснованное беспокойство — главным образом из-за возможной коррупционной составляющей.

Фото Дрома, фотобанка Лори и из открытых источников

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: