Трассологическая экспертиза после ДТП: что это такое

Центр экспертиз и исследований ГАРАНТ

+7(863)296-09-49 +7(928)109-29-74

cse.garant@yandex.ru

344002, г. Ростов-на-Дону,
ул. Станиславского, 48/24

Напишите Ваш вопрос.
Мы ответим Вам
в самое ближайшее время.

Для отправки сообщения
перейдите в форму
обратной связи.

КАРТА И СХЕМА ПРОЕЗДА

Транспортная трасология — подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются транспортные средства и их детали, следы контактного взаимодействия транспортных средств, с другими транспортными средствами или иными объектами, следы колес, гусениц транспортных средств, предметы одежды пострадавших, фотоснимки дорожно-транспортного происшествия, материалы дела.

Задачами транспортно-трасологической экспертизы являются установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, участвующего в дорожно-транспортном происшествии, определение механизма происшествия в целом или отдельных его фаз на основе изучения следов транспортных средств, следов на транспортных средствах, на отделившихся частях и деталях транспортных средств.

Для производства судебной транспортно-трасологической экспертизы трасологу необходимы следующие материалы:
– определение (постановление) о назначении экспертизы;
– копия технического паспорта ТС, свидетельства о регистрации ТС;
– справка о ДТП;
– схема ДТП;
– копия протокола об административном правонарушении;
– фотографии и видеозаписи с места ДТП;
– акт осмотра автомобиля, составленный экспертом страховой компании и фотографии, сделанные им;
– фотографии и акт осмотра ТС, выполненный в ходе проведения независимой экспертизы;
– этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколами допросов свидетелей.

Транспортно-трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы, довольно широк и имеет различные цели.

Примерный перечень вопросов, решаемых трасологом при транспортно-трасологической экспертизе:
• Могли ли повреждения транспортного средства, зафиксированные в административном материале о ДТП, схеме ДТП, письменных объяснениях участников события, образоваться в ДТП при заявленных обстоятельствах? Если могли, то какие?
• К какому ТС относятся следы, оставленные на месте ДТП?
• Не оставлены ли следы на месте ДТП определенным транспортным средством?
• Не составляет ли отделившаяся часть (обломок) детали транспортного средства, обнаруженная на месте ДТП, единому целому с деталью данного транспортного средства?
• Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве, частями другого транспортного средства?
• Каков режим движения, место и угол столкновения транспортных средств?
• Каким было взаимное положение транспортных средств до момента столкновения?
• Каким было взаимное положение транспортных средств в момент столкновения?
• Каким было взаимное положение транспортного средства и пешехода при наезде на него?
• Образованы ли определенные следы в результате столкновения, наезда, переезда?
• Какова последовательность образования следов?
• Каков в целом механизм дорожно-транспортного происшествия?
• Каков механизм повреждения протектора шины транспортного средства?
• Какая шина оставила след на дороге, где произошло ДТП?
• Соответствуют ли отпечатки следов, снятые на месте ДТП, типу ТС, участвовавших в ДТП?
• Соответствует ли расположение следов, их очертания, формы и габариты, оставленные на ТС, описываемому характеру столкновения?
• Могут ли следы торможения, снятые с места ДТП, принадлежать типу протекторов данного ТС?

Автотехническая трасологическая экспертиза

Ни один водитель, даже тщательно соблюдающий Правила дорожного движения, не застрахован от дорожно-транспортных происшествий. Как минимум, из-за того, что на дорогах, как и в жизни, хватает невнимательных, халатных, да и просто неадекватных людей.

Последствия ДТП могут быть самыми разными: начиная механическими повреждениями и заканчивая летальным исходом участников. Юридическими последствиями ДТП являются дела об административных правонарушениях или уголовные дела, в зависимости от обстоятельств и нанесенного ущерба.

Читайте также:
Анализ крови на алкоголь при ДТП

Во всех случаях ключевым фактором в деле является установление вины каждого из участников. Это имеет значение, как для привлечения к ответственности, так и для получения компенсации нанесенных убытков. Если речь идёт о столкновении транспортных средств, то страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб потерпевшему только в случае установления вины в деле об административном правонарушении или уголовном деле.

Установление вины, так же как и других обстоятельств ДТП, должно иметь под собой доказательную базу. Весомыми доказательствами в подобной категории дел являются заключения экспертов. Проведение экспертизы автомобиля после ДТП имеет множество нюансов, которым и посвящена данная статья.

ЭКСПЕРТИЗА ДТП: ВИДЫ

Экспертизы автомобиля после ДТП называются инженерно-транспортными экспертизами и делятся на такие виды, как:

  1. транспортно-трасологическая экспертиза;
  2. автотехническая экспертиза автомобиля;
  3. железнодорожно-транспортная экспертиза;
  4. экспертиза состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

Наиболее часто используются первые два вида экспертиз.

ЧТО ТАКОЕ ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Трасологическая экспертиза – это экспертиза, целью которой является:

  1. идентификация автомобиля (типа, модели) по следам, оставленным на месте ДТП;
  2. установление взаимного расположения или расположения на проезжей части, места столкновения автомобилей в момент контакта, места наезда на препятствие или пешехода.

Данная экспертиза является особенно важной и даже необходимой, если после ДТП виновник скрылся.

Судебно-трасологическая экспертиза поможет ответить на такие вопросы, как:

  • оставлены ли определенные следы колесами, шинами конкретного автомобиля;
  • к какой марке принадлежит автомобиль, чьи следы обнаружены на месте ДТП;
  • каким было взаимное расположение автомобилей или автомобиля и препятствия (пешехода), когда произошло столкновение и в каком месте оно произошло и так далее.

Поскольку данная экспертиза исследует следы, обнаруженные на месте ДТП и повреждения транспортных средств, проводить её можно только в случае, если после ДТП сохранились объекты, на которых есть такие следы или же следы были зафиксированы в материалах дела.

Эксперту предоставляются либо сами предметы, на которых сохранились следы, либо их слепки и масштабные фотоснимки, а также протоколы осмотра места происшествия (при наличии — акт судебно-медицинского исследования повреждений на теле потерпевшего).

СУДЕБНО-АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Автотехническая экспертиза ДТП ставит перед собой другие задачи и отвечает на другие вопросы, а именно позволяет установить механизм ДТП (скорость и траекторию движения автомобилей, расстояние, которое преодолел автомобиль за определенный отрезок времени), наличие технических неисправностей и их связь с ДТП, соответствие действий водителей техническим требованиям правил дорожного движения (далее — ПДД).

Так, примерами вопросов, которые могут быть поставлены эксперту, являются следующие:

  1. имел ли автомобиль технические неисправности до ДТП, которые могли стать его причиной;
  2. была ли у водителя возможность обнаружить неисправности или предотвратить ДТП при их наличии;
  3. каким образом неисправности повлияли на происшествие, если повлияли;
  4. какой была скорость автомобиля с учетом повреждений, которые он получил при столкновении или же следов, оставленных на месте ДТП;
  5. какой была максимально допустимая скорость или безопасная дистанция между автомобилями (расстояние для безопасного обгона) в условиях дорожной обстановки, которая имела место;
  6. как должен был действовать водитель в конкретных условиях, чтобы его действия соответствовали техническим требованиям ПДД;
  7. имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение или наезд с момента возникновения опасности для движения или с момента обнаружения препятствия для движения;
  8. были ли, с технической точки зрения, действия водителя в причинной связи с ДТП и т.д.

Особого внимания требует вопрос о причинно-следственной связи между нарушениями ПДД и ДТП, поскольку в случаях нарушение ПДД обоими водителями, действия одного из них могут и не быть причиной ДТП. Если протоколы составлены в отношении нескольких участников, то именно данный вопрос может стать решающим в том, кто же из них является виновником.

Читайте также:
Как получить деньги по страховке после ДТП

КАК ПРОВОДИТСЯ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ И ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДТП В УГОЛОВНОМ ДЕЛЕ

В уголовном деле на стадии досудебного расследования экспертиза может быть инициирована следователем, прокурором или адвокатом. Потерпевшая сторона или же сторона защиты имеют право подать ходатайство о привлечении эксперта, если следователь не делает этого по собственной инициативе. Естественно, такое ходатайство должно быть обоснованным.

Также сторона защиты может обратиться к эксперту в частном порядке (то есть не через следователя).

Если следователь или прокурор отказывают в назначении экспертизы, то сторона защиты обращается к следственному судье с ходатайством. В таком ходатайстве необходимо правильно изложить обстоятельства, которыми обосновываются необходимость экспертизы и перечень вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом. Сторона защиты должна, помимо прочего, доказать невозможность самостоятельного привлечения эксперта.

При составлении ходатайства и формулировке вопросов необходимо обратить внимание на ряд тонкостей, таких как:

  • момент возникновения опасности для движения;
  • данные о состоянии дорожного покрытия;
  • и обстоятельства относительно действий участников события, из которых должен исходить эксперт при проведении исследований.

Вместе с документом о назначении экспертизы эксперту предоставляются все материалы уголовного производства.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ В ДЕЛЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В деле об административном правонарушении (если ему не предшествовало возбуждение уголовного дела, в котором проводилась экспертиза), экспертиза проводится либо в частном порядке либо уже в суде по ходатайству стороны.

При этом нужно учитывать, что некоторые судьи критично относятся к экспертизам, проведенным во внесудебном порядке.

КАК ВЫИГРАТЬ В СУДЕ: ВИНОВНИК ДТП ИЛИ ПОТЕРПЕВШИЙ

По опыту можем сказать, что проведение технической экспертизы автомобиля после ДТП может стать решающим фактором в защите участника ДТП, в деле об административном правонарушении, и особенно в уголовном деле.

Вне зависимости от того, насколько вы уверены в своей правоте по делу и даже при наличии свидетелей и других доказательств, недооценивать роль экспертизы не стоит, поскольку для следователя или судьи ваша правота в деле может не быть очевидна.

Для того чтобы выиграть дело (защититься от обвинения или же привлечь реального виновника к ответственности) необходимо знать:

  1. как заказать или инициировать проведение экспертизы, как настоять на её проведении;
  2. какие материалы необходимо передать эксперту для проведения экспертизы;
  3. как правильно сформулировать вопросы с учётом конкретной ситуации;
  4. как правильно выбрать эксперта (если экспертиза проводится в частном порядке);
  5. как действовать, если второй участник ДТП также провёл экспертизу (можете не сомневаться, что результаты такой экспертизы будут прямо противоположны вашей экспертизе).

Это лишь некоторые из вопросов, с которыми сталкиваются участники при проведении экспертизы и решение, которых требует участие в деле опытного защитника.

В уголовных делах проведение повторной автотехнической экспертизы, в отличие от гражданского процесса, законодательством не предусмотрено.

Если в ходе рассмотрения дела по ДТП вина не установлена, то впоследствии взыскать материальный ущерб с виновника можно в том случае, если речь идёт о наезде на пешехода или же причинение вреда столкновением автомобилей третьим лицам – пешеходам, пассажирам.

Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Транспортно-трасологическая экспертиза очень важна при оценке ДТП. Она представляет собой исследование следов после дорожно-транспортного происшествия. Именно благодаря трансологической экспертизе можно расшифровать путь прохождения транспортных средств, виды движения, определить место удара, а главное – установить причину и обстоятельства, спровоцировавшие ДТП, определить виновника и решить вопросы о страховых выплатах. Рассмотрим особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП и цели ее назначения.

Читайте также:
Нужна ли справка о ДТП при европротоколе

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:

1. Определения суда.

2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.

3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.

В определении должны быть отражены следующие сведения:

  • основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
  • полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
  • перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
  • список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.

Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.

3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.

5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии

Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение. Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.

Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:

1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.

2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.

3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.

4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.

5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.

6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.

7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.

8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.

Читайте также:
Срок осмотра автомобиля после ДТП страховой компанией

Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.

Вопросы эксперту

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Читайте также:
Независимый эксперт по авто после ДТП

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Заключение трасологической экспертизы

Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.

Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени. В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы. Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.

Трасологическая экспертиза при ДТП в последнее время стала востребованной услугой. Данная услуга помогает не только восстановить картину дорожно-транспортного происшествия, но и установить виновного, разрешить дело правильно и честно. Одним важным условием при этом является обращение к добросовестным, исполнительным и ответственным экспертам, которые не будут пытаться «содрать» деньги, а действительно помогут.

Трасологическая экспертиза

Автотехническая трасологическая экспертиза — исследование, которое изучает следы, оставшиеся на поверхности объекта после того или иного механического воздействия. Необходима, чтобы установить, могло ли конкретное повреждение автомобиля появиться при заявленных обстоятельствах. Для этого эксперт осматривает и оценивает поврежденные элементы автомобиля, сопоставляя результаты осмотра с данными об обстоятельствах аварии. Такая экспертиза проводится в следующих случаях.

При отказе в выплате по КАСКО или ОСАГО, если страховая компания ссылается на то, что имеющиеся повреждения автомобиля не могли появиться в конкретном ДТП.

При занижении размера компенсации страховой компанией, отказе оплачивать устранение некоторых из полученных в аварии повреждений автомобиля. В этом случае страховщики утверждают, что автомобиль получил дефекты в разные моменты, и часть из них не связана с конкретной аварией (дефекты были до ДТП или появились после него). Трасологическая экспертиза при ДТП позволяет определить «принадлежность» конкретных повреждений автомобиля к произошедшей аварии.

Читайте также:
Как провести независимую экспертизу автомобиля после ДТП

Если в результате ДТП столкновения между автомобилями не было. Это — ситуации, в которых участники аварии стараются уйти от столкновения и врезаются не друг в друга, а в другие предметы (деревья, столбы, ограждения и т.п.). В таких случаях страховая компания может заявить, что ДТП не было, а повреждения автомобили получили потому, что их водители не справились с управлением. Еще один нюанс заключается в том, что ПДД предписывает водителям тормозить, если возникает опасность столкновения. Маневрирование в такой ситуации становится нарушением, и получается, что водители виноваты в аварии. На основании имеющихся данных об аварии, осмотра места происшествия и изучения следов и дефектов на автомобилях эксперт сможет установить, можно ли классифицировать данный случай как ДТП, ущерб по которому должен компенсироваться в рамках ОСАГО или КАСКО.

Как проводится независимая трасологическая экспертиза при ДТП?

Исследование проводят в следующем порядке.

Осмотр поврежденных в аварии автомобилей. Желательно, чтобы эксперт мог осмотреть все автомобили, участвовавшие в конкретном ДТП. Имеющиеся дефекты и следы столкновений фотографируют, замеряют, фиксируют их расположение на кузовных элементах. Отдельно эксперт может фиксировать глубину повреждения ЛКП, степень и характер деформации кузовных элементов и т.п. Эти сведения потребуются для последующего анализа следов столкновения.

Осмотр места ДТП. Выполняется не во всех случаях, может потребоваться, если при ДТП часть повреждений автомобиль получил в результате ударов об ограждения, столбы, деревья и пр. В некоторых случаях место аварии осматривается сразу же после столкновения, пока его следы еще можно зафиксировать (сфотографировать). Такой осмотр дает эксперту максимум информации о том, как именно произошло ДТП.

Изучение документации. Дополнительно эксперту, выполняющему исследование, потребуются сведения из ГИБДД о произошедшей аварии: справка с места ДТП, составленный протокол, схема ДТП и т.п. Кроме того, может потребоваться техническая документация по участвовавшим в аварии автомобилям.

Анализ собранной информации. Эксперт сопоставляет полученные данные, и на основании их делает выводы о том, могли ли имеющиеся дефекты, повреждения быть получены при заявленных обстоятельствах, были ли они получены в один и тот же момент.

Формирование заключения. Транспортно-трасологическая экспертиза предполагает подготовку развернутого отчета, в котором представлены не только выводы эксперта, но и имеющиеся фотоматериалы, данные об участвовавших в аварии автомобилях, имеющихся у них дефектах и повреждениях, процессе возникновения следов от тех или иных ударов.

Автотехническая трасологическая экспертиза может проводиться во внесудебном или в судебном порядке. Внесудебная экспертиза выполняется по заказу одного из участников ДТП и может использоваться для досудебного урегулирования конфликта со страховой компанией, при подаче письменной претензии, а также как приложение к иску, если спор дойдет до суда. Судебную трасологическую экспертизу проводят по требованию суда, если имеющейся у судьи информации недостаточно для принятия решения по конкретному делу.

В компании «Инвест Консалтинг» вы сможете заказать независимую трасологическую экспертизу, а также другие виды исследований, связанных с установлением обстоятельств ДТП. Мы выполняем и внесудебные, и судебные экспертизы. Трасологические исследования проводятся в срок от 5 до 10 дней. Ориентировочная цена – 10 – 20 тыс. руб. В штате компании — не только квалифицированные эксперты-трасологи, но и автоюристы, которые помогут отстоять ваши интересы в споре со страховой компанией и другими участниками аварии.

Независимая автотехническая экспертиза

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Читайте также:
На сколько дороже страховка после ДТП

После аварии – дороже

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой – по второй, а судебный по-третьей. Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи. Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков – почти 149 тысяч.

Вычитаем одно из другого – получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей. Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд. Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке. То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

Читайте также:
Как снять машину с розыска после ДТП

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке. Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой. А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Судебная автотехническая экспертиза

Будь в курсе требований профстандартов!

Избегайте штрафов и увольнений

Актуальность программы

В настоящее время одной из востребованных экспертиз является независимая судебная автотехническая экспертиза, особенно в делах, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Независимая автотехническая экспертиза назначается в ходе судебного или досудебного разбирательства. Данная экспертиза проводится по личному заявлению участников ДТП,адвокатов или юристов. Для того чтобы эксперт имел право проводить судебную автотехническую экспертизу он должен иметь профильное образование, а именно диплом о высшем образовании илидиплом о профессиональной переподготовке с правом ведения деятельности.

А также, для того, чтобы занимать лидирующие позиции в сфере экспертных услуг современному эксперту необходимо постоянно расширять сферу своей профессиональной деятельности и проходить профессиональную переподготовку по новому виду экспертизы.

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки проводит обучение судебных экспертов, проводящих автотехническая экспертизу. Программа профессиональной переподготовки Академии ориентирована на подготовку судебных автотехнических экспертов-практиков. Выпускники сразу смогут выполнять работы по оценке, поскольку до 80% времени в процессе обучения занимает практика. На практических занятиях слушатели под руководством опытных преподавателей-практиков нашей Академии проводят оценку учебных и реальных объектов, а именно:исследование участка дороги, на котором произошло ДТП, оценку действий водителей транспортных средств причастных к ДТП, независимую экспертизу автомобиля после ДТП, оценку ущерба после ДТП, экспертизу двигателя автомобиля, экспертизу сельскохозяйственной техники, экспертизу следов шин транспортного средства и экспертизу технического состояния транспортных средств.

Законодательная база судебной автотехнической экспертизы

В настоящее время судебная экспертиза, как и любая отрасль регулируется определенными нормативно-правовыми актами. Поэтому при проведении судебной автотехнической экспертизы эксперт должен руководствоваться следующими основными нормативно-правовыми законодательными актами:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

Преподаватели Академии спроектировали программу профессиональной переподготовки с учетом законодательства судебной автотехнической экспертизы. На лекционных занятиях преподаватели подробно рассматриваются каждый федеральный закон, уделяя внимание на вступившие в силу изменения.

Заключение судебного эксперта и его содержание

Заключение судебной автотехнической экспертизы является важнейшим доказательством по делам, связанным с ДТП. Согласно ФЗ от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ” экспертное заключение должно быть составлено в письменной форме и содержать в себе следующие пункты:

  • время и место производства СЭ;
  • основания производства СЭ;
  • сведения об органе или о лице, назначивших СЭ;
  • сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство СЭ;
  • предупреждение эксперта в соответствии с законодательством РФ об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  • вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
  • объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
  • сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
  • содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  • оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Читайте также:
Анализ ДТП и их предупреждение

Все материалы экспертного заключения также должны быть подкреплены, так как они являются его составной частью.

Основные виды судебной автотехнической экспертизы

Основная цель судебной автотехнической экспертизы – это установление фактических данных о состоянии конкретных машин, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии,выяснение более точной дорожной обстановки в месте происшествия иустановление данных о других факторах, способствовавших происшествию. В настоящее время наиболее востребованными видами судебной автотехнической экспертизы являются:

  • Экспертиза обстоятельств ДТП;
  • Экспертиза состояния транспортного средства, который был участником ДТП.
  • Транспортно-трассологическая экспертиза.
  • Экспертиза дорожных условий.

Подготовка экспертов ЧОУ ДПО «АПК и ПП» включается в себя проведение экспертизы на реальных и учебных объектах. На практических занятиях преподаватели вместе со слушателями проводят поэтапно судебную автотехническую экспертизу по всем видам и составляют экспертное заключение. В ходе проведения экспертиз у слушателей формируется своё портфолио образцов, которое им пригодится в профессиональной деятельности.

Автотехническая экспертиза по делам о ДТП

Автотехническая экспертиза по делам о ДТП проводится по ходатайству органов дознания, суда, следствия, участников происшествия или заинтересованных в данном деле лиц. Цель данной экспертизы выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Процедура экспертизы включает в себя осмотр места происшествия, различные диагностические экспертные исследования, расчёт параметров движения во время ДТП, а также анализ действий водителя и опрос свидетелей ДТП.

Программа профессиональной переподготовки экспертов ЧОУ ДПО «АПК и ПП» включает в себя модуль по изучению этапов экспертизы по делам о дорожно-транспортном происшествии. Преподаватели совместно со слушателями проводят автотехническую экспертизу учебных объектов ДТП. Слушатели определяют скорость автотранспортного средства в момент ДТП, удаленность автомобилей друг от друга и от других объектов – участников дорожно-транспортного движения, возможность предотвращения ДТП по техническим показателям, определяют момент возникновения предпосылок аварии, устанавливают возможные и реальные действия водителя, которые повлияли на исход дорожно-транспортной ситуации и условия возникновения опасной зоны.

По окончанию обучения слушатели имеют опыт проведения автотехнической экспертизы по делам о ДТП, знают все обязательные этапы данной экспертизы и получаютдиплом про программе Судебная автотехническая экспертиза с правом ведения профессиональной деятельности.

Экспертиза технического состояния транспортных средств

Согласно ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” экспертиза технического состояния транспортного средства проводится с целью установления обстоятельств, при которых было причинение вреда транспортному средству (ТС), установления самих повреждений ТС и их причин, а также определения технологий, методов и стоимости восстановительного ремонта. Экспертиза технического состояния ТС осуществляется в случае возникновения споров, связанных с правами потребителя и их защитой, а также в случае определенных разбирательств по произошедшим ДТП с участием исследуемого автомобиля.

Данную экспертизу имеет право проводить эксперт, имеющий базовое высшее образование и дополнительное профессиональное образование профессиональную переподготовку в области технической экспертизы ТС. Данные требования, предъявляемые к экспертам, закреплены в приказе Минтранса России от 22.09.2016 N 277 “Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования”. После оформления экспертного заключения о техническом состоянии транспортных средств эксперт должен приложить копию своего диплома, дающего право на ведение данной профессиональной деятельности.

Читайте также:
Расчет стоимости выплаты по ОСАГО после ДТП

Независимая транспортно – трасологическая экспертиза после ДТП в Екатеринбурге

Транспортно-трасологическая экспертиза, выделяемая часть криминалистического учения о следах, как один из центральных разделов криминалистической техники.

В рамках трасологической экспертизы изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления, а в случае транспортно-трасологической экспертизы механизм столкновения при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), механизм образования следов на транспортных средствах при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и относимости повреждений одного автомобиля с повреждениями на другом автомобилей при дтп.

Цели и назначение транспортно трасологической экспертизы в Екатеринбурге

Целями транспортно-трасологической экспертизы являются исследования следов на транспортных средствах и месте происшествия для установления механизма при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и идентификации этих повреждений и следов.

Назначением транспортно трасологической экспертизы является исследование большого разнообразия следов, образованных различными видами транспорта (мото, легковым, грузовым, железнодорожным и др).

В транспортно трасологической экспертизы выделяют следующие следы (трасологические следы):

  • следы от колес, гусениц тракторов и др.
  • следы выступающих частей транспортного средства (для любого вида транспорта)
  • следы частиц, отделяющихся от транспортного средства и др.

    Для расчета стоимости услуг – заполните заявку
    или задайте вопрос

    Ситуации при которых может потребоваться проведения транспортно-трасологической экспертизы в Екатеринбурге

    В современной России существуют серьезные проблемы в области страхования. Наиболее серьезные проблемы связаны с направлением страхования ОСАГО.

    На практике часто складывается такая ситуация, при которой при значительных ущербах транспортных средств, полученных в результате ДТП, страховая компания проводит «свою независимую транспортно трасологическую» экспертизу, по которой исключает, например, наиболее дорогие заменяемые части (подушки безопасности, ремни безопасности и др). Зачастую такие экспертизы проводится в нарушение существующей методики исследования следов на транспортных средствах в рамках «своих» трасологических экспертиз. Часто по такой экспертизе страховой компании удается снизить сумму реального ущерба в два и более раз. В такой ситуации, автовладелец должен отстаивать свои нарушенные права, путем проведения честной независимой трасологической , попадая в такую ситуацию, вынужден проводить действительно «независимую» трасологическую экспертизу.

    Этапы проведения транспортно – трасологической экспертизы в Екатеринбурге

    При проведении досудебных транспортно – трасологической экспертизы, общую последовательность этапов исследования можно представить в таком порядке:

    1. Консультация по телефону
    2. Встреча в офисе ООО АБО, заключение договора
    3. Проведение экспертного осмотра (при возможности)
    4. Изучение материалов дела
    5. Оценка полученных результатов
    6. Оформление заключения транспортно – трасологической экспертизы

    При проведении судебной транспортно – трасологической экспертизы последовательность этапов исследования можно представить в таком порядке:

    1. Назначение экспертизы в ООО АБО и передача материалов дела в экспертное учереждение ООО АБО
    2. Оплата судебной экспертизы
    3. Изучение материалов дела и проведение экспертного осмотра (при возможности)
    4. Оценка полученных результатов
    5. Оформление заключения судебной транспортно – трасологической экспертизы

    Документы необходимые для проведения транспортно – трасологической экспертизы в Екатеринбурге

    Для анализа дорожно-транспортного происшествия (дтп) на возможность проведения транспортно – трасологической экспертизы от заказчика потребуется предоставление следующих документов:

  • поврежденные транспортные средства
  • справку ДТП (сведения ДТП);
  • схема ДТП;
  • протокол об административном правонарушении;
  • определение об административном правонарушении;
  • рапорт
  • показания (объяснительные) участников ДТП и свидетелей происшествия;
  • фотографии места происшествия и иные фотографии
  • другие материалы

    Свидетельства, сертификаты, лицензии ООО “АБО” в Екатеринбурге

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: