Разъехались после ДТП: могут ли быть последствия

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом “О безопасности дорожного движения” и Правилами дорожного движения “дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”.

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Читайте также:
Независимая экспертиза мотоцикла после ДТП

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми – с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности – СИМ – и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Читайте также:
Как страховая компания оценивает ущерб после ДТП

Как не остаться без прав и денег, если попали в аварию

Авария всегда случается не вовремя, но если уж ДТП произошло, лучше не договариваться с другим спешащим водителем — это грозит дорогостоящим ремонтом, штрафом и даже лишением прав.

Вот несколько советов, которые позволят уехать после ДТП с минимальными потерями и не нажить дополнительных проблем.

Не договариваться

Бывает, едешь себе на работу, никого не трогаешь — и вдруг авария. Разумеется, хочется уехать с места происшествия поскорее, чтобы и на работу не опоздать, и других водителей не задерживать. Но делать этого не стоит, даже если второй участник ДТП предлагает договориться на месте и быстро разъехаться.

Если виноваты вы, а второй участник аварии предлагает просто заплатить ему за ущерб и мирно разойтись, не соглашайтесь. Вместо экономии на страховке вы рискуете лишиться прав и заплатить за ремонт обеих машин. Получивший ваши деньги водитель может подождать, пока вы уедете, а потом позвонит в ГИБДД и скажет, что вы якобы скрылись с места ДТП.

Если так случится, действие полиса ОСАГО на эту аварию распространяться не будет , а вам придется пересесть на общественный транспорт на ближайшие год-полтора.

Когда виноваты не вы, а повреждения кажутся незначительными, уезжать, согласившись на несколько тысяч рублей компенсации прямо на месте, тоже не стоит. Не все поломки видны невооруженным глазом, и если позже обнаружится, что в аварии машина пострадала сильнее, чем вы предполагали, платить за ремонт придется из своего кармана.

Иногда получить компенсацию на месте все же бывает удобнее и выгоднее, например, когда у другого водителя нет полиса ОСАГО или он просроченный. Тогда страховая компания вам ничего не выплатит, а на суды с виновником уйдет уйма времени и денег. Но помните, что в такой ситуации вы принимаете на себя риск понести все дополнительные затраты на ремонт, которые могут возникнуть, если повреждения окажутся серьезнее, чем вы оценили, когда называли сумму компенсации на месте.

Если полис просрочен у вас, договориться тоже выгодно. Только не забудьте взять у второго участника аварии расписку о том, что он получил возмещение за ДТП, сумма его устраивает и претензий он к вам не имеет.

Составить европротокол

Ждать сотрудников ГИБДД на месте не обязательно, так как закон позволяет оформить документы и без инспектора. Так можно сделать, если совпали все эти условия:

  • в ДТП участвуют только два автомобиля;
  • место действия — Россия;
  • пострадали только машины;
  • ущерб не превышает 100 000 рублей;
  • у водителей нет разногласий, и у каждого есть полис ОСАГО.

Если у вас именно такая ситуация, то дальше всё просто: водители заполняют бланк извещения о ДТП, который обычно страховые компании прикладывают к полису ОСАГО, а потом каждый может спокойно ехать по своим делам. В течение пяти рабочих дней потерпевшая сторона отвозит бланк в свою страховую и получает компенсацию ущерба.

Но чтобы все прошло гладко, виновник аварии должен в пункте «Замечания» написать: «Свою вину в ДТП признаю, претензий не имею». Иначе страховая откажется принимать документы и не покроет убытки.

Закон об ОСАГО требует, чтобы в течение пяти рабочих дней после аварии виновник ДТП тоже привез в страховую свой экземпляр бланка извещения, иначе ему придется самому оплачивать ремонт потерпевшей стороне. На практике это часто бывает не нужно, но лучше позвонить в страховую и уточнить этот вопрос.

Фотографировать машины не обязательно, достаточно нарисовать в бланке извещения схему и подробно описать повреждения. Но на всякий случай сделать снимки все-таки стоит. Если вдруг возникнет спорная ситуация, фотографии помогут ее прояснить.

В Москве и Санкт-Петербурге по европротоколу могут выплатить до 400 000 Р , но для этого недостаточно одного извещения, еще нужно передать информацию об аварии с помощью приложения «ДТП. Европротокол» (iOS / Android). Правда, если что-то пойдет не так, разработчики снимают с себя ответственность за передачу информации.

Вызывать сотрудников ГИБДД

В некоторых случаях без инспектора не обойтись, например, если в аварии пострадали три машины или кроме автомобилей сломался чей-то забор, вы поцарапали припаркованную машину, а хозяина рядом нет, или вы не можете определить, кто виновник ДТП.

Звонить в ГИБДД стоит и в том случае, если кажется, что ремонт машины будет стоить дороже 100 000 Р . Лучше не полагаться на «ДТП. Европротокол», а вызвать инспектора — все-таки речь о сотнях тысяч, которые можно потерять из-за сбоя в программе.

Позвонить в ГИБДД можно по номеру 102, а можно обратиться в дежурную часть своего города, ее телефон указан на региональной версии сайта «Гибдд-рф». Чтобы инспектор приехал на место происшествия, сообщите дежурному точный адрес ДТП: улицу и номер дома, рядом с которым вы стоите, или номер километра на шоссе или загородной трассе.

Оформить место аварии по правилам дорожного движения

Независимо от того, ждете вы инспектора или сами заполняете документы, место ДТП нужно организовать по правилам дорожного движения. Если этого не сделать, можно получить штраф — 1000 Р .

Читайте также:
У второго участника ДТП нет полиса ОСАГО

Как только авария произошла, водитель должен остановиться, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров в населенном пункте и 30 метров за его пределами.

Если аварию можно объехать, никакие предметы, имеющие к ней отношение, перемещать нельзя. Но иногда ДТП происходят на узкой дороге, и если машины останутся на месте, движение будет парализовано. В такой ситуации нужно освободить проезжую часть, предварительно сфотографировав всё, что имеет отношение к происшествию: положение транспортных средств по отношению друг к другу и дороге, знакам, разметке и светофорам, повреждения автомобилей и другие следы ДТП.

Если в аварии пострадали другие люди, а вы в порядке, то нужно оказать пострадавшим первую помощь. Если этого недостаточно, а отвезти пострадавших в больницу некому, водитель должен отвезти их к врачам самостоятельно, а потом вернуться на место происшествия. Такая ситуация не будет считаться оставлением места ДТП — и прав не лишат.

Можно ли не вызывать сотрудников ГИБДД при ДТП и просто уехать по ПДД и как правильно это сделать?

  1. При выполнении условий для оформления европротокола, в 2021 году на место ДТП можно не вызывать полицейских.
  2. Должно быть двое участников аварии, повреждение двух ТС, отсутствие раненных и умерших, общее мнение о нюансах происшествия, а также наличие ОСАГО у обоих водителей.
  3. Просто так разъехаться нельзя. Зато можно договориться о возмещении ущерба в частном порядке. Виновник аварии оплачивает ремонт потерпевшему на основании расписки.
  4. Если такой расписки не будет, вас могут привлечь за оставление места происшествия (например, если вы уедете, а второй участник аварии вернется обратно и вызовет сотрудников ГИБДД).
  5. За оставление места ДТП лишают прав до 1,5 года или могут дать арест до 15 суток.
  6. От наказания можно уйти, если вы срочно отъезжали с места аварии для доставки пострадавших в больницу. Или у вас есть расписка о возмещении ущерба и отсутствии претензий со стороны второго участника ДТП.

Ежедневно в России происходят тысячи аварий. И вроде бы закон определяет порядок оформления происшествия: вызывать полицию или составлять извещение о случившемся ДТП. Но не все водители горят желанием привлекать сотрудников ГИБДД и заниматься бумажной волокитой. Одним не хочется ждать приезда экипажа. Вторые не хотят портить статистику безаварийного вождения. Третьи вообще ездят без ОСАГО и пытаются избежать штрафов. Возникает вопрос, можно ли просто разъехаться и никуда не сообщать о случившейся аварии? И если да, нет ли тут рисков угодить под лишение прав за оставление места ДТП? Давайте вместе разбираться со всеми тонкостями.

В каких случаях можно не вызывать ГИБДД, а разъехаться?

Одни аварии не получится оформить без сотрудников полиции, а в других можно обойтись упрощенным порядком.

Что это значит? Участники ДТП могут не вызывать сотрудников ГИБДД при соблюдении определенных условий. Эти условия подробно описаны в обновленных Правилах дорожного движения и актуальны на 2021 год.

Нормы п. 2.6.1 ПДД ссылаются на законодательство об обязательном страховании автогражданской ответственности (попросту – ФЗ № 40 Об ОСАГО). Нас вежливо отсылают к ст. 11.1 Закона, где мы можем узнать об условиях оформления происшествия без ГИБДД:

  • Столкнулись только два транспортных средства;
  • Имущественный вред нанесен только этим автомобилям, и больше ничему;
  • Оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО;
  • Нет ущерба здоровью людей, отсутствуют погибшие в ДТП;
  • У участников аварии отсутствуют разногласия по обстоятельствам происшествия;
  • Эти обстоятельства зафиксированы в извещении о ДТП.

Обратите внимание, что для упрощенного оформления происшествия без вызова сотрудников ГИБДД должны соблюдаться все перечисленные выше условия. Если в ходе ДТП пострадал пешеход или у кого-то из участников аварии нет полиса ОСАГО – оформиться по упрощенке и просто разъехаться нельзя. Придется вызывать полицейских или ехать к ближайшему посту ДПС.

Составить европротокол

Процедура оформления аварии без вызова полиции называется «европротоколом». Хотя по букве закона это составление водителями извещения о ДТП. Заполнив такое извещение, оба участника происшествия могут разъезжаться по своим делам, а после уведомлять страховую компанию.

Чтобы составить европротокол, авария должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Только две участвующие в ДТП машины. К примеру, если задет бампер третьего участника происшествия – «еврик» уже не прокатит.
  2. Оба водителя имеют страховку. Опять же, действующую, а не просроченную. Проверить полис ОСАГО второго участника аварии можно на официальном ресурсе РСА.
  3. Никто из людей не пострадал, нет вреда имуществу третьих лиц (включая городское и федеральное имущество).
  4. Ущерб от ДТП не превышает 100 тысяч рублей. Но при отсутствии разногласий по обстоятельствам ДТП и при фиксации нарушения на фото в приложении «Помощник ОСАГО», сумма страхового возмещения увеличивается до 400 тысяч рублей. Также для фиксации подходит система ЭРА-ГЛОНАСС в некоторых современных автомобилях.
Читайте также:
Как рисовать схему ДТП для страховой

Важно! Если у одного участника ДТП есть российская страховка, а у второго водителя иностранная «Зеленая карта» – европротокол не подойдет. В данном случае придется вызывать автоинспекторов или ехать на ближайший пункт ДПС.

Просто разъехаться при одном важном условии

Что это за условие? Для его выуживания снова заглянем в Правила дорожного движения.

Второй абзац п. 2.6.1 ПДД сообщает, что:

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Характерное для упрощенного порядка оформления ДТП касается и данного случая. То есть, когда в аварии участвовало две машины, у обоих водителей есть ОСАГО, никто кроме ТС не пострадал и нет разногласий по обстоятельствам происшествия – ПДД допускает вариант разъехаться с места аварии. И даже не составлять европротокол.

Если мы разъехались, а второй водитель вернулся и вызвал ГИБДД?

Неприятная ситуация, которая может сделать потерпевшего – виновным.

А происходит буквально следующее:

ДТП на дороге, в числе участников – два автомобиля. Например, вы едете на автомобиле с соблюдением ПДД, но тут вам в бок въезжает другое транспортное средство. К вашему облегчению, второй водитель от своей вины не отказывается. И даже предлагает решить конфликт в частном порядке – выплатив ущерб «живыми» деньгами. Естественно, вы соглашаетесь, не звоните в ГИБДД и не оформляете европротокол. А зачем? Получив деньги, вы спокойно уезжаете с места ДТП. Другой водитель тоже отправляется восвояси. Вот только через пару минут он возвращается на место происшествия и как ни в чём не бывало вызывает ГИБДД. Попутно виновник аварии «рисует» автоинспекторам свою версию произошедшего, якобы он ни в чём не виноват. Что думать сотрудникам ДПС? Они отмечают факт ДТП, видят одного водителя на месте происшествия, а другой (то есть вы) отсутствует. Затем следует составление протокола и передача дела в суд.

Скорее всего, в данной ситуации у вас заберут права по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. А настоящий виновник аварии обратится в страховую и получит возмещение ущерба по ОСАГО. Далее ваш страховщик оплатит ремонт, а затем выставит оплаченную сумму отдельным счетом уже к вам – в порядке регрессного требования. Ведь вы скрылись с места ДТП, хотя и не должны были.

Важное замечание!

Что делать в данной ситуации?

Если виновник аварии хочет возместить ущерб на месте, предложите ему составить расписку. Сообщите, что иначе вопрос не решить.

Расписка о возмещении ущерба и отсутствии претензий выгодна обеим сторонам. Для вас – это возможность подстраховаться от ситуаций, описанных выше. А заодно зафиксировать, что ДТП действительно было, и вы решили вопрос в частном порядке. Для виновника аварии расписка служит доказательством выплаты суммы ущерба и отсутствия претензий от потерпевшего на будущее.

Что в ней писать:

  • ФИО, паспортные данные и адрес регистрации участников ДТП;
  • наименование документа;
  • обязательно указать дату, время и место (адрес) происшествия);
  • краткое описание происшествия;
  • указание виновности конкретного лица;
  • информация об ущербе и его оценка;
  • сумма денежной компенсации – числом и прописью;
  • отсутствие претензий ко второй стороне;
  • сведения о добровольном составлении расписки, трезвом уме и ясной памяти, без физического и психологического давления;
  • дата и подпись.

Обычно расписку составляет потерпевший – сразу после того, как получит деньги от виновника ДТП. Но никто не запрещает оформить и две, с указанием отсутствия претензий к другому участнику аварии.

Бывает, что у виновника нет страховки. В этом случае по закону обойтись европротоколом нельзя, а нужно вызывать сотрудников ГИБДД. Однако на практике после звонка в ГАИ и сообщения, что у второго участника происшествия нет ОСАГО, вам предложат самим уладить проблему. И, скорее всего, посоветуют возмещать ущерб на месте путем составления расписок. Дальнейшие решения за вами.

Чем грозит оставление места ДТП без оформления?

Закон не предусматривает штрафа за оставление места ДТП.

Наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ гораздо строже:

  • Лишение водительских прав на срок от 1 до 1,5 лет;
  • Арест на срок до 15 суток.

Санкция может коснуться не только виновника, но и потерпевшего в ДТП – если последний уедет с места аварии и нарушит требования п. 2.5-2.6.1 Правил. Если уедут двое – накажут обоих.

Теоретически может быть «вилка» наказаний: либо заберут в/у, либо отправят отбывать наказание в арестном доме. Причём по состоянию на 2021 год суды редко назначают максимальный срок.

Примеры из судебной практики:

В Тульской области районный суд не стал удовлетворять жалобу водителя и оставил в силе наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ – а именно лишение водительских прав сроком на 1 год.

В Первоуральске водитель сдавал задним ходом, но врезался в стоящий автомобиль, а затем скрылся с места ДТП. Дело дошло до суда, где решалась дальнейшая судьба невнимательного водителя. Постановлением № 5-1886/2020 от 24 сентября 2020 года, виновному был назначен арест сроком на 2 суток.

Читайте также:
Независимая оценка машины после ДТП

А в Иркутской области водитель смог уйти от ответственности за покидание места ДТП. Решением Чунского районного суда № 12-37/2020 дело было прекращено в связи с истечением срока давности.

Обратите внимание, если в ДТП есть тяжело раненные или погибшие, а участник происшествия смылся с места аварии, к нему будет применяться уголовная ответственность. Согласно ст. 264 УК, за оставление места ДТП в подобных случаях можно получить максимально до 15 лет лишения свободы.

Что не считается оставлением места ДТП?

Из каждого правила есть исключения.

Не считаются оставлением места ДТП следующие ситуации:

  1. Если вы не нашли попутную машину и лично отвозили пострадавших в аварии в медучреждение, а затем вернулись обратно. Перед отъездом нужно позвонить в страховую и ГИБДД, сообщив о своем намерении. Доказательством посещения больницы может служить запись в журнале посещений – пусть врачи запишут ваше ФИО, обстоятельства происшествия, номер машины, дату и время прибытия в медучреждение. Это позволит доказать вынужденное отсутствие на месте ДТП сразу после аварии. Отъезд будет считаться действиями при крайней необходимости – ст. 2.7 КоАП РФ.
  2. Если связались с ГИБДД и вам сказали приехать в отделение для завершения оформления происшествия. В таком случае нужно составить схему ДТП, сделать фото, зафиксировать происшествие на видео и вместе со вторым участником аварии отправляться в отделение. Оставлением места ДТП это не считается. Конечно, при условии, что вы доедете до ГАИ.
  3. Если вы не оформляли европротокол, а составили расписку о возмещении ущерба – она и послужит доказательством соблюдения условий п. 2.6.1 ПДД на случай, если второй водитель вернется на место ДТП и скажет инспекторам, что вы просто уехали.

Совет тут один: собирайте больше доказательств в пользу законности своих действий, даже в экстренных ситуациях.

Можно ли оформить ДТП через несколько дней?

Правила дорожного движения никак не определяют сроки, в течение которых нужно оформить ДТП в полицейском отделении.

Риск в том, что если вы со вторым участников происшествия не составите европротокол или у вас не окажется расписки об отсутствии претензий, вторая сторона может в тот же день вернуться на место ДТП и вызвать полицию. И тогда вас могут привлечь по ч. 2 ст. 12.27 Кодекса за оставление места происшествия. Учитывайте этот момент!

Вместе с тем, участники ДТП должны сообщить об аварии в свои страховые компании в течение 5 дней после инцидента на дороге (п. 3.8 Правил страхования). Но в 2021 году санкций за неуведомление законом не предусмотрено. Более того, потерпевшая сторона вправе обратиться за страховыми выплатами в течение 3 лет с момента ДТП, а страховая компания не вправе отказать! Главное, не потерять и не испортить извещение о ДТП.

Уезд с места ДТП

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

В п. 2.5 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090 (далее — Постановление №1090) установлены обязанности водителя в случае совершения дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). Автомобилист должен:

немедленно остановить транспортное средство;

не двигаться с места;

включить аварийную сигнализацию;

выставить на дороге знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, которые имеют отношение к ДТП.

За нарушение требований о включении сигнализации и установке знака водитель может быть привлечен к административной ответственности. Несоблюдение правил влечет наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Ответственность и наказание

Если водитель транспортного средства скрылся с места происшествия, то его действия будут квалифицированы по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Автомобилисту грозит одна из следующих административных санкций:

лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет;

арест на срок до 15 суток.

Срок давности составляет два месяца.

От ДТП необходимо отличать ряд происшествий на дороге, которые не влекут для участников негативных правовых последствий:

если пешеход, переходя дорогу, упал на автомобиль;

в случае, если выброшенный из окна автомобиля мусор попал в пешехода. Но если в ходе движение одного транспортного средства из него выпал груз и повредил другую машину, это будет считаться аварией;

столкновение автомобилей, если визуально не видны признаки повреждение транспортных средств.

К оставлению места ДТП нельзя отнести случаи, когда виновник отъехал на небольшое расстояние и ожидал приезда сотрудников ГИБДД. Также автомобилиста не привлекут к ответственности, если он уехал с места аварии по следующим причинам:

водители на месте составили европротокол и мирно разошлись, не вызывая сотрудников ГИБДД.

Этот документ можно использовать только при одновременном соблюдении ряда условии:

участниками ДТП стали не более двух автомобилей;

в результате аварии не пострадали люди и имущество третьих лиц;

водителям удалось самостоятельно выявить виновника происшествия и договориться о сумме компенсации;

Читайте также:
Где взять справку о ДТП для страховой

размер полученного ущерба не превышает 50 000 рублей;

у участников ДТП имеются актуальные страховые полисы;

возникла необходимость освободить дорогу, так как авария спровоцировала возникновение затора;

необходимо было отвезти пострадавших в больницу.

Согласно ПДД водитель обязан оказать потерпевшему первую медицинскую помощь на месте, а если это невозможно, немедленно отвезти его в ближайшую больницу.

Причины уезда с места ДТП

Для квалификации деяния как административного правонарушения не имеет значения, по каким причинам водитель незаконно покинул место ДТП. Личные обстоятельства, опоздание на работу или спешка по иным основаниям не могут служить оправданием.

Одной из самых частых причин оставления места ДТП является алкогольное опьянение водителя. Таким образом, нарушитель пытается избежать ответственности, которая предусматривает более строгое административное наказание.

В случае, если лицо управляло транспортным средством в нетрезвом виде, и в результате этого был причинен вред здоровью третьих лиц, автомобилиста могут привлечь уже к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. По ней нарушителю грозит до девяти лет лишения свободы.

Также среди популярных причин — шоковое состояние, страх получить строгое наказание и невнимательность. В некоторых случаях автомобилист может даже не заметить, что своим авто повредил чужую машину.

Что грозит, если уехал с места ДТП?

За оставление места ДТП грозит административная ответственность. Однако в ряде случаев за данное деяние может применяться уголовная санкция по ст. 125 УК РФ «оставление в опасности».

Вид и размер наказания в данном случае определяются судом исходя из множества факторов: обстоятельства совершения ДТП, погодные условия, поведение водителя, потерпевшего и иных лиц, имеющих отношение к аварии, послужной список автомобилиста (привлекался ли ранее он к административной ответственности).

В юридической практике нередки случаи, когда уехавший с места ДТП водитель, даже будучи невиновным, сталкивался в дальнейшем с негативными последствиями:

был признан виновником аварии;

должен был возместить потерпевшему вред, причиненный его жизни, здоровью и имуществу.

Тот факт, что водитель уехал с места аварии, автоматически не свидетельствует о его виновности или невиновности в совершении ДТП. Вина будет установлена позже в ходе расследования.

Могут ли найти?

На дорогах страны с каждым годом появляется все больше технических средств, поэтому процент водителей, которых удается задержать после оставления места ДТП, постоянно растет.

Почти по всем крупным автомобильным магистралям установлены автоматические системы, которые фиксируют все проезжающие автомобили, поэтому установить, куда направился виновник аварии, как правило, несложно.

Кроме того, в настоящее время многие авто оснащены видеорегистраторами, которые фиксируют все происходящее на дороге. Нередко в их объективы попадают машины нарушителей, таким образом, полицейским становятся известны все необходимые характеристики ТС: цвет, марка и номер. Данные факторы не позволяют виновным уйти от ответственности за совершение ДТП.

Размер штрафа

Это нарушение не предусматривает денежного штрафа за оставление места ДТП. Кроме того, административное законодательство РФ не позволяет заменять арест штрафом.

Что делать, если участник ДТП скрылся?

Ситуации, когда виновник скрылся с места происшествия, можно условно разделить на две группы:

пострадавший водитель непосредственно принимал участие в ДТП;

происшествие случилось без участия пострадавшего водителя.

В первом случае необходимо предпринять следующие действия:

запомнить максимально возможное количество информации о нарушителе, который уехал с места совершения ДТП;

если имеются пострадавшие, необходимо оказать им медицинскую помощь и отправить в медицинское учреждение попутным транспортом. Если это невозможно, или существует реальная угроза жизни человека, — лично доставить его в больницу. Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, необходимо зафиксировать положение автомобиля на проезжей части, а позже, при необходимости, отогнать его на обочину, чтобы не мешать иным участникам дорожного движения;

найти свидетелей ДТП. Данные лица могут иметь информацию, которая в дальнейшем облегчит поиск виновного и позволит привлечь его к ответственности. Если авария случилась в зоне видимости каких-либо стационарных видеокамер, следует обратиться к организациям, их обслуживающим, и попросить показать вам или сохранить видеозапись;

сообщить о случившемся в дежурную часть ГИБДД;

дождаться приезда инспекторов для составления схемы ДТП и заполнения необходимой документации;

Если ДТП было совершено без непосредственного участия водителя, например, владелец автомобиля оставил его во дворе, а при возвращении увидел, что ТС повреждено, ему необходимо предпринять следующие действия:

сообщить в дежурную часть ГИБДД о случившемся и ждать приезда инспекторов;

попытаться найти свидетелей произошедшего;

если во дворе есть камеры, необходимо сообщить об этом сотрудникам полиции, чтобы они изъяли видеозаписи;

совместно с сотрудниками полиции заполнить все необходимые документы для оформления аварии.

Правильность заполнения документов о случившемся дает пострадавшему право на получение возмещения от страховой компании.

После дтп разъехались

Разъехались после ДТП, могу ли я велосипедист написать в ГИБДД.

ПО обоюдному согласию разъехались после мелкого ДТП что может грозить за это.

После ДТП оба разъехались, без какой либо фиксации ДТП.

Можно ли обратиться в гаи через два дня?

После ДТП разъехались по обоюдному, ничего не фиксировали и не вызывали, есть виде где видно что мы просто разъехались. Через неделю объявился тот хозяин машины и требует деньги.

Читайте также:
Расчет стоимости выплаты по ОСАГО после ДТП

После ДТП его участники разъехались – не было видных повреждений, однако позже выявились скрытые повреждения – что делать?

После ДТП участника разъехались, не вызвали наряд один на следующий день выпил, а другие сообщили в ГИБДД о ДТП, что ему грозит.

После ДТП разъехались виновник ДТП пообещал возместить все расходы через один час. А теперь говорит что у него нет таких денег. Что делать?

Имеет ли права инспектор гаи выписать штраф, через час виновнику ДТП, после того как участники ДТП разъехались, мотивируя тем что он якобы забыл выписать штраф.

Есть ли шанс рассчитывать на возмещение ущерба после ДТП от виновной стороны, если разъехались с места ДТП, фото самой аварии в деталях, места, есть паспортные данные виновника.

P.S Ущерб не сильный, разъехались по договоренности возмещения с виновной стороны, но виновник пропал.

Что можете посоветовать в подобной ситуации?

После незначительного ДТП, сфотографировали машины и не составляя европротокол разъехались, договорившись встретиться позже.

Какие должны быть дальнейшие действия? Спасибо.

Совершено ДТП. По обоюдному согласию разъехались[расписку не писали] . За царапины заплатил определённую сумму. После чего молодой человек позже звонит оформляет ДТП. Что в этой ситуации произойдёт?

После ДТП где я виновник, обнаружил ошибку в полисе ОСАГО. Скажите как быть? Разъехались по евро протоколу (до 50000₽) ущерб.

Может ли участник ДТП подать в суд через несколько дней после происшествия, если после аварии участники разъехались мирно?! Страховки не было у обоих автомобилей.

После мелкого ДТП, разъехались по обоюдному согласию, после тщательного осмотра машины, повреждения оказались сильнее, чем показалось на первый раз. Стоит ли обращаться в гаи или страховую?

После мелкого ДТП разъехались без претензий. Есть расписка. А потом второй участник написал заявления типо он меня вообще не видел. Что делать?

После незначительного ДТП участники разъехались с миром, без оформления в ГИБДД но после потерпевший обратился в страховую, написал что второй участник скрылся, как быть в такой ситуации.

После незначительного ДТП на перекрестке договорились о сумме на руки, я отдал потерпевшему оговоренную сумму (без расписки) и разъехались, какими могу быть последствия?

Разъехались после ДТП с условием, что вечером подъедем оформлять в ГИБДД. Но ни одна из сторон не признала своей вины. Чем это грозит?

Так случилось, что после ДТП, ни я, ни виновник ДТП, не имели возможности ждать ГИБДД и разъехались с договоренностью пойти ГИБДД и зарегистрировать ДТП, в ближайшие время. План ДТП составлен, виновник не отрицает своей вины. Какие могут быть сюрпризы? В ДТП не пострадал ни один человек.

Было ДТП. Оба участника разъехались не вызывая гаи и не договорившись. На следующий день звонок из гаи виновнику с целью выяснения обстоятельств ДТП. Протокол по ДТП составили через 19 дней после ДТП, со слов без фотографий. Законно ли оформление такого ДТП раз его оформили не в день происшествия?

В лесу на узкой дороге сильный лед, машины не разъехались, обоюдно договорились не ждать инспекторов ДПС, после чего получили повестку что скрылись с места ДТП. Что делать?

Страсти совершил небольшое ДТП у меня полис просрочен мы никого не вызывали просто разъехались так как у него каско может ли после этого мне что нибудь предъявить.

После дтп разъехались так как не было видимых повреждений (вечернее время было уже темно). Через несколько часов выявил повреждения причем серьёзные. Что можно сделать в этой ситуации.

Скажите после ДТП разъехались не вызывая ДПС, я виновен ущерб не существен (царапина), договорились о выплате в размере трёх тысячи рублей с моей стороны через неделю! Могу ли я без последствий отказать ему в выплате без последствий! ДТП.

Нет водительских прав, произошло ДТП где я виновник, сотрудников ДПС вызывать не стали договорились на месте, он заплатил мне денег, и мы разъехались, после чего на меня поступило заявление в ГИБДД о том, что я скрылся с места ДТП, записи с видео регистратора есть, и есть запись встречи после ДТП, что за это может быть?

Скажите после ДТП разъехались не вызывая ДПС, я виновен ущерб не существен (царапина), договорились о выплате в размере одной тысячи рублей с моей стороны через неделю! Могу ли я без последствий отказать ему в выплате без последствий! ДТП было записано на его видеорегистратор!

Произошло ДТП. приезжало гаи после вызвали аварийного комиссара, он заполнил бланк о ДТП мы расписались и разъехались. Приехал я в свою страховую а они говорят этот бланк не катит так как он составлен одним почерком, еще виновного и составляйте заново, ставить также машины и ТД, что делать?

Если оба участника ДТП разъехались, договорились через 5 дней встретиться в ГАИ, чтобы правильно оформить Европротокол ОСАГО, но никто не приехал. После звонка мне ответили, что напишут заявление на имя начальника ГАИ о моем уезде с места ДТП и объявят машину в розыск т.к работают в ГАИ 22 года, и предложили забыть о ДТП.

Читайте также:
Как оформляется европротокол при ДТП

Три дня назад было ДТП, серьёзных видимых повреждений бампера и автомобиля в целом не было, поэтому по просьбе виновника ДТП не вызывать инспектора ГИБДД мы разъехались. Сумма ущерба составила 10.000 руб. После того, как виновник услышал сумму оплаты, за причиненный ущерб, он платить, самостоятельно, отказывается. Хотя был согласен на любые условия. Можно ли оформить ДТП как страховой случай?

Регресс по ОСАГО. После небольшого ДТП по моей вине (составили европротокол, разъехались) пришло уведомление с требованиями выплатить 13 тыс. СК из-за того, что не предоставили авто на осмотр. Теперь судебное решение пришло. Можно ли избежать выплаты?

Ответственность за оставление места ДТП обоими участниками

Некоторые водители уверены, если оба участника покинули место ДТП, никакая ответственность не предусмотрена. Согласно ПДД, лица, управляющие транспортными средствами, не имеют права покидать место происшествия до оформления ДТП в согласии с требованиями – им придется понести ответственность. Однако есть ситуации, когда наказание не предусмотрено.

Условия, при которых участники могут разъехаться без последствий

Если оба участника покинули место дорожного происшествия, не привлекая сотрудников полиции к оформлению ДТП, не всегда будет наказание. Чтобы при регистрации аварии обойтись без ГИБДД и уехать, необходимо соблюдение следующих обязательных условий:

  • полное признание вины виновником ДТП и отсутствие разногласий по поводу всех обстоятельств;
  • отсутствие жертв или нанесения любого физического ущерба водителям, пассажирам или пешеходам.

Есть 3 варианта развития событий в случае, если 2 участника пришли к взаимному согласию:

  • не обращаться в полицию вообще, ограничившись составлением расписки об отсутствии взаимных претензий и уехать;
  • оформлением Европротокола по всем правилам;
  • покинуть место, уехать, и вместе со вторым участником обратиться для регистрации происшествия на ближайший пост полиции.

Если оба водителя одинаково расценивают виновность, нет человеческих жертв, а также не пострадало имущество третьих лиц, можно покинуть место аварии. Для уехавшего участника последствия могут не наступить. Однако если второй водитель окажется недобросовестным и все равно вызовет полицию, первого могут привлечь к ответственности. В таком случае необходимо знать, как себя застраховать.

Нужно ли что-то делать, если оба уехали без оформления

Чтобы защитить обоих участников, которые уехали с места случившегося ДТП, необходимо составить расписку. Этот простой документ защитит от возможных претензий в будущем.

Может случиться так, что после происшествия виновник переосмыслит случившееся, вызовет полицию на место ДТП, исказит факты и выставит невиновного участника не только нарушителем закона, но и виновником аварии. Доказать обратное на практике практически невозможно. Впоследствии его могут привлечь к административной ответственности и полностью лишить страховой компенсации.

В расписке следует указать такую информацию:

  • данные сторон;
  • информацию о свидетелях происшествия, если такие были;
  • сведения о ДТП и об отсутствии претензий сторон;
  • дату и подписи.

Если участник оставляет место происшествия после составления такого документа, решает уехать, риск, что второй поступит нечестно и подставит другого, намного меньше.

Последствия для покинувших место ДТП

Если покинуть место аварии без правильного оформления происшествия и без уважительных причин, прописанных в Правилах дорожного движения, водителя ожидает административная ответственность.

Само понятие ДТП определено в ПДД: под ним понимается любое происшествие, вследствие которого был получен материальный ущерб одной или обеими сторонами. Это означает, что даже легкое повреждение, например, царапина на краске, потертость на крыле или бампере, должна классифицироваться как ДТП.

Если участник решил покинуть место ДТП, наказание может быть следующим:

  • лишение прав на срок от 1-1,5 лет;
  • административный арест до 15 суток;
  • уголовная ответственность в случае наступления для участников аварии тяжелых последствий для здоровья и жизни.

Закон не разделяет виновников ДТП и пострадавших сторон, которые решили уехать. Если оба покинули место ДТП, суд может не учесть, кто был прав, а кто виноват – перед законом в этой ситуации стороны равны, несут одинаковое наказание. Именно поэтому автоюристы настоятельно рекомендуют не пытаться догнать виновного водителя – можно получить административное взыскание уже за это.

Как показывает практика, арест применяется довольно редко. В соответствии с Кодексом об административных нарушениях арест не применяют к беременным женщинам, матерям, у которых есть дети в возрасте до 14 лет. Также более лояльное отношение к военнослужащим, инвалидам, таможенникам и некоторым другим категориям гражданских лиц.

Оставление места ДТП виновником чревато не только наказанием, предусмотренным за это нарушение. Даже если его страховая компания компенсирует пострадавшей стороне все убытки, в последующие годы страховщик в регрессном порядке имеет право через суд взыскать всю компенсированную сумму с виновника, плюс все судебные издержки.

Можно ли рассчитывать на выплату ОСАГО

Как быть, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, ОСАГО оформлено? По закону получить выплату по ДТП без привлечения правоохранительных органов водители смогут только при условии заключения Европротокола по всем правилам. В остальных случаях компенсация не предусмотрена.

Читайте также:
Коэффициент страховки ОСАГО после ДТП

Чтобы получить законную выплату, необходимо соблюдение следующих условий:

  • виновник признает вину;
  • это обстоятельство отражено на схеме ДТП в Европротоколе;
  • нет пострадавших людей;
  • нет ущерба имуществу третьим лицам;
  • в аварии было только 2 транспортных средства;
  • ни один из автомобилей не имел прицепа;
  • сумма компенсации не превышает 100 000 рублей.

Без документов, фиксирующих факт ДТП, компенсацию по договору ОСАГО получить невозможно. Правильно составленное Извещение, которое является приложением к Европротоколу – залог получения выплаты при условии правильного обращения в страховую компанию.

Оставить место ДТП и уехать участник происшествия может только после должного оформления – с помощью расписки, Европротокола или на ближайшем посте полиции. Если в остальных случаях покинуть место происшествия, последствия будут неблагоприятные. Если второй участник скрылся, лучше вызвать полицию и оформить все по правилам.

Вопросы читателей

Нужно ли составлять Европротокол, если только стерта краска?

Ответ. Да, такое повреждение классифицируется как ДТП и требует оформления.

Если пострадавший уехал с места ДТП, стоит ли вызывать полицию?

Ответ. Если он позднее обнаружит повреждения, вернется на место аварии и вызовет правоохранителей, придется нести ответственность.

Может ли страховая отказать в выплате при Европротоколе?

Ответ. Отказ страховой – распространенное явление. Это случается даже при наличии справки из ГАИ, поэтому важно правильно подать документы в компанию, снимать копии со всех бумаг, а в случае отказа обращаться в суд.

Бесконтактное ДТП: кто возместит ущерб

Чтобы получить страховое возмещение после ДТП, нужно, чтобы водитель причинил вред жизни, здоровью или имуществу. Необязательно только управлять автомобилем. Расходы возместят и в том случае, если ущерб возник из-за иных действий, связанных с эксплуатацией транспортного средства. Ведь водитель может попасть в аварию без столкновения с другим автомобилем, такой случай также является ДТП. Это не причина отказать в выплате страхового возмещения.

В законе нет понятия бесконтактного ДТП, но его можно определить как событие, произошедшее в результате движения автомобиля, вследствие чего причинен вред машине или иной материальный ущерб без непосредственного контакта с другими транспортными средствами.

Получить страховое возмещение можно, если по вине другого участника движения водителю или его машине был причинен вред. Для этого необходимо, чтобы между действиями виновника и последствиями была причинно-следственная связь.

К кому обращаться при ДТП без контакта

Если машины виновника и потерпевшего не сталкивались, последний обращается с заявлением о страховой выплате не к своему страховщику, а в страховую компанию виновника, как определил Верховный суд в Обзоре от 22 июня 2016 года.

Если в результате подобной аварии был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, а у виновника нет страховки или его не удалось найти, то причиненный вред возмещает Российский союз автостраховщиков. Когда при бесконтактном ДТП был причинен вред только имуществу потерпевшего, а у виновника нет полиса ОСАГО, платить должен сам виновник.

Согласны ли суды с выплатой страхового возмещения при аварии без столкновения

Как правило, суды удовлетворяют требования водителей о взыскании страхового возмещения со страховщика или виновника бесконтактного ДТП. Так, водитель Дмитрий Городин* обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к своей страховой ПАО СК «Росгосстрах» и страховщику виновника АО «СОГАЗ» о взыскании страхового возмещения и расходов по оплате услуг эксперта.

Подрезал машину справа Городин двигался прямо по крайней правой полосе, а перед перекрестком он увидел, как автомобиль Владимира Горлова* с левой полосы движения начал перестраиваться, двигаясь в сторону его машины. Чтобы избежать столкновения, Городин повернул руль вправо, наехал на дорожный знак, а затем на столб. В результате аварии автомобиль ремонту не подлежит, поэтому потерпевший просил взыскать определенный экспертом ущерб в сумме 180 300 руб.

В ходе рассмотрения дела судья Иван Олейник изучил письменные документы, видеозапись с места происшествия, допросил инспектора ГИБДД, оформившего аварию, и установил, что в бесконтактном ДТП виноваты оба. Так, Горлов создал Городину помеху, а потерпевший ехал слишком быстро. Скорость не позволила должным образом контролировать движение автомобиля, поэтому в результате экстренного торможения автомобиль наехал на препятствие. По этим основаниям суд распределил степень вины участников ДТП как 30% (Горлов) и 70% (Городин) соответственно.

В итоге страховую компанию ответчика АО «СОГАЗ» обязали выплатить Городину 30% суммы, которую он требовал – 54 090 руб. (дело № 2-8638/2019).

Также потерпевший может потребовать компенсацию за моральные и нравственные страдания, которые он понес при аварии без столкновения. Например, Владимир Бельский* обратился в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к ООО «СК Согласие» (страховая компания виновника) о взыскании ущерба в результате бесконтактного ДТП.

Неудавшийся обгон автобуса В тот день Бельский ехал по дороге, а по встречной полосе следовал автобус. Внезапно из-за него выскочил автомобиль Сергея Иванова*, который пытался обогнать автобус. Бельский нажал на педаль тормоза и попытался уйти от столкновения, но машину занесло, и она выехала на противоположную обочину, где ударилась в насыпь. По заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта машины составила 422 400 руб., которые Бельский просил взыскать с ответчика.

Читайте также:
Можно ли оформить ДТП без ГИБДД

Судья Анжелика Жерноклеева определила, что в бесконтактном ДТП виноваты оба водителя, поскольку Иванов не соблюдал безопасную дистанцию до двигающегося впереди автобуса, что повлияло на момент, когда его могли обнаружить, а Бельский допустил превышение скорости, потому степень виновности каждого из водителей была оценена по 50%. По решению суда в пользу страховой была взыскана лишь половина заявленной суммы (дело № 2-483/2019).

В момент бесконтактного ДТП вместе с Владимиром Бельским ехала его супруга Владислава Бельская*, которая после вступления в законную силу решения суда снова обратилась в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к Сергею Иванову о возмещении морального вреда в сумме 50 000 руб., ведь в результате аварии она получила травму позвоночника, долгое время страдала от боли, не могла сидеть, передвигаться без посторонней помощи, не могла спать. Боль преследует ее до сих пор, при ходьбе она быстро устает.

Суд удовлетворил требования Бельской в полном объеме, ведь степень вины Иванова по решению составила 50%, а истице причинен средней тяжести вред здоровью, потому, исходя из степени нравственных и физических страданий суд установил, что заявленный размер компенсации морального вреда в 50 000 руб. соответствует требованиям разумности и справедливости (дело №2-5740/19).

Эксперты о бесконтактных авариях

Бесконтактное ДТП – это экстренное торможение с повреждением деталей автомобиля, уход от столкновения транспортных средств с наездом на какой-либо объект и так далее, говорит юрист “Европейской юридической службы” Евгений Иванов. Обстоятельства таких аварий неоднозначны, ведь согласно п. 10.1 ПДД водитель в опасной ситуации должен снизить скорость вплоть до полной остановки. Получается, что пострадавший автомобиль также обязан затормозить и остановиться. Но автомобилист, который ушел от столкновения и повредил только своё авто, как правило, сводит к минимуму ущерб другому автомобилю, потому нет смысла привлекать его к ответственности или устанавливать степень его вины наравне с инициатором аварии.

Руководитель юридического отдела “Общества защиты прав автомобилистов” Равиль Ахметжанов добавляет, что водитель, вынудивший других участников движения изменить скорость и направление движения, не только отвечает за ущерб, но и может быть привлечен к административной ответственности за оставление места ДТП по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. В то же время, потерпевшему порой очень трудно установить, что ДТП было спровоцировал другой участник движения, и определить его личность. Если сведений о нем нет, тогда владельцы поврежденных автомобилей заинтересованы в том, чтобы хоть кого из них признали виновником ДТП. Тогда хоть одна страховая возместит ущерб.

По мнению адвоката и автоюриста Сергея Радько, главная проблема – доказать, что именно маневры виновника стали причиной аварии, в которую попал потерпевший, когда пытался избежать столкновения. Иногда к ответственности привлекают потерпевшего водителя, но для этого нужен максимум объективных данных о происшествии (записи с камер видеонаблюдения, регистраторов и др.), ведь одних его показаний о том, что он был вынужден избежать ДТП, не всегда достаточно для полноценного и объективного анализа происшествия. Не исключено, что потерпевший не справился с управлением, вследствие чего произошла авария, и пытается оправдать свои действия манером другого участника.

Рубрика «Вопрос-ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что, к сожалению, получить возмещение в такой ситуации вряд ли возможно, так как данных о втором участнике и наличии у него действующего страхового полиса нет. Эксперт добавляет, что при отсутствии контакта между автомобилями одних объяснений автомобилиста о том, что он якобы избегал неминуемого столкновения, недостаточно. Действия уклоняющегося автолюбителя тоже не отвечают ПДД, так как при любом маневре водитель обязан обеспечить его безопасность.

Водитель может обратиться к сотрудникам ГИБДД через день после аварии, но полицейские могут составить на него протокол об оставлении места ДТП, поскольку ПДД при аварии обязывает водителя немедленно остановиться и сообщить об этом в полицию, говорит адвокат и автоюрист Сергей Радько. В отношении водителя грузовика также могут составить аналогичный протокол, но для этого потребуется установить не только номер КАМАЗа, но и точно выяснить, кто был за рулем в момент происшествия.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что новая экспертиза не нужна. Страховая компания виновника ДТП будет обязана организовать оценку или экспертизу стоимости восстановительного ремонта. Если вы не согласны этим заключением или суммой установленного размера ущерба, придется сначала обратиться к уполномоченному по защите прав потребителей финансовых услуг (здесь и пригодится заключение ранее проведенной самостоятельно экспертизы).

* – имя и фамилия изменены редактором.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: