Что делать, если виновник ДТП не застрахован

У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае

Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.

Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.

По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.

До ноября 2014 года за езду без ОСАГО гаишники снимали номера. Из-за серьезной угрозы немногие отказывались от покупки страховки. Сейчас же действует лишь штраф 800 рублей, который не останавливает недобросовестных автовладельцев. Учитывая их количество на дорогах, риск во всех смыслах столкнуться с незастрахованными водителями очень велик.

Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.

В первую очередь надо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Так как деньги на ремонт придется вам взыскивать напрямую с виновника, то сразу стоит узнать его контакты и адрес фактического проживания. Лучше всего – записать все паспортные данные.

Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.

Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.

«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются. Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП. Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.

Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа. Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра. Сделать это необходимо с помощью телеграммы».

Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела. Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам. Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда. Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев. А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.

«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.

На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист. Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем. Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование. По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование». Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.

Читайте также:
По какому номеру вызвать ГАИ при ДТП

Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.

Рекомендации юристов: что делать, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО

Дорожно-транспортное проишествие всегда является неприятной ситуацией для его участников. Иногда ситуация усугубляется еще и тем, что у виновника нет действующей страховки, из-за чего у потерпевшей стороны могут возникнуть трудности с получением компенсации. Власти РФ уже давно ведут борьбу с водителями, которые нарушают закон, эксплуатируя свое ТС без действующего полиса автогражданской ответственности. Однако борьба с нарушителями идет с попеременным успехом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

На данную борьбу влияют сразу несколько факторов:

  • Повышение базовых тарифов по ОСАГО.
  • Повышение максимально возможных сумм компенсации.
  • Жесткость наказаний применяемых к нарушителям.
  • Возможность приобретение фальшивого полиса и т.д.

И учитывая все имеющиеся факторы найти золотую середину нашим властям очень непросто. Что же делать, если вы попали в ДТП, а у виновного нет полиса обязательного страхования? Что следует делать в данном случае виновнику, а что потерпевшему об этом мы расскажем в нашей статье.

Что делать при дорожно-транспортном происшествии, если нет оформленной страховки?

На сегодняшний день вероятность попасть в ситуацию когда и у виновного в аварии нет полиса автогражданской ответственности достаточно высока. По оценке специалистов примерно каждый седьмой водитель не имеет действующей автогражданки, ездит по фальшивому полису или не вписан в него.

Но три-четыре года назад данное соотношение выглядело еще более печально, тогда каждый пятый водитель эксплуатировал свое авто не имея полиса ОСАГО. Пока наши власти решают проблемы страхования, автолюбители должны знать, что делать, если у виновника ДТП нет страховки.

На месте ДТП вы как пострадавшая сторона должны проконтролировать чтобы инспектор ГИБДД внес в протокол информацию о том, что у виновного нет полиса. Далее следует произвести оценку причиненного вашему имуществу ущерба. На основании результатов оценки ущерба следует составить и направить виновнику досудебную претензию. Если виновник не согласен с суммой ущерба и отказывается платить, то следует обратиться с исковым заявлением в суд.

Подробнее о том, что делать, если случилось ДТП, а виновник не вписан в полис ОСАГО, читайте тут.

Как быть виновному лицу?

В том случае, если вы стали виновником ДТП, а у вас нет полиса автогражданской ответственности, то приготовьтесь оплачивать не только штраф за езду без автогражданки, но и ущерб причиненный потерпевшему. Инспектор ГИБДД прибывший на место аварии в первую очередь выясняет в порядке ли документы у участников аварии. В случае если у одного участника отсутствует страховка, ему положен штраф. Штраф за эксплуатацию ТС без действующего полиса автогражданской ответственности составляет 800 рублей.

Дальнейшая же схема урегулирования спора между виновником аварии и потерпевшим зависит от воспитания и порядочности обеих сторон. Некоторым удается договориться на месте и тогда водители ограничиваются лишь бумагой с указанием паспортных данных виновного лица, признанием одной из сторон своей виновности и обязательством возместить потерпевшему причиненный ущерб. Если водители договариваются, то делать это нужно не на словах, а на бумаге.

Потерпевшему лучше взять расписку со своего оппонента, а не полагаться на его честность. Чаще всего водители договариваются о денежной компенсации ущерба, однако если у виновника есть возможность самостоятельно или через знакомых провести восстановительные ремонтные работы, то водители могут осуществить и данный вариант компенсации ущерба.

Однако как показывает практика чаще всего договориться сторонам не удается, тогда у потерпевшего остается один вариант обращаться за восстановлением справедливости в суд.

А виновнику следует подготовиться оспаривать сумму ущерба в суде (если он не согласен с данной суммой). А также следует подготовиться к тому, что рано или поздно, а оплатить нанесенный потерпевшему ущерб вам все же придется.

Что предпринять пострадавшему?

Нужно обязательно зафиксировать всю информацию о виновнике:

  1. Его ФИО.
  2. Адрес фактического места проживания и прописки.
  3. Номер телефона.

Далее вам следует собрать весь перечень документов, который необходим для подачи претензии:

  • Результат независимой экспертизы.
  • Отчет об утере товарной стоимости, в том случае, если авто не подлежит ремонту и восстановлению.
Читайте также:
Страховка задним числом после ДТП

Не забудьте пригласить на экспертизу виновное лицо. Для этого следует отправить по почте приглашение с уведомлением о вручении.

На основании собранных документов составляется досудебная претензия. В своей претензии не забудьте указать все обстоятельства произошедшего ДТП. Свои собственные утверждения следует подкрепить выдержками из действующего законодательства. Также в своей претензии пропишите сумму положенной вам компенсации.

Итоговая сумма ущерба может быть выше суммы указанной в документах полученных от независимого эксперта. В сумму причитаемой вам компенсации вы можете включить расходы на проведения экспертизы, эвакуатор, адвоката и т.д.

К своей претензии потерпевший должен прикрепить следующие документы:

  1. Ксерокопию справки о ДТП.
  2. Копию выданного сотрудником ГИБДД постановления об административном нарушении.
  3. Ксерокопию письма с приглашением на осмотр авто.
  4. Документы независимой экспертизы.
  5. Ксерокопии документов на ТС.
  6. Документы подтверждающие понесенные вами расходы.

Чаще всего после получения досудебной претензии виновники ДТП соглашаются оплатить причиненный ущерб в добровольном порядке. Ведь виновник прекрасно осознает, что если дело дойдет до суда, то ему придется оплатить еще и судебные издержки.

Если у виновного лица нет официально дохода и имущества, то это не может стать причиной отказа оплаты нанесенного потерпевшему ущерба.

Также читайте о том, что делать, если вы пострадавший, но у вас нет ОСАГО, в этой статье.

Если у виновного нет полиса, можно ли обратиться в свою страховую компанию?

Что делать, если виновный в ДТП не застрахован по ОСАГО? Если у виновного нет ОСАГО, то страховая ущерб не оплачивает, т.к. прямое возмещение убытков предусматривает компенсацию затрат понесенных вашей СК, страховой компанией виновного лица. А в данном случае получается, что у виновного лица нет страховой организации, которая несет за него ответственность.

В последствии СК виновного может выставить ему регрессные требования если на то будут основания.

Но в случае когда у виновника нет страховой организации несущей за него ответственность, затраты страховой компании потерпевшего компенсировать некому, а взыскание понесенных при прямом урегулировании убытков расходов СК с виновного лица законом не предусмотрено. Получается, что при отсутствии страховки виновник аварии оплачивает ущерб самостоятельно.

Экспертиза

После того как закончиться оформление ДТП на месте, необходимо как можно быстрее провести независимую оценку причиненного вреда. Сделать это потерпевший может в любой организации имеющей государственный сертификат на оказание таких услуг. Не забудьте пригласить заказным письмом виновника на место проведение экспертизы.

Досудебное решение

В качестве попытки досудебного урегулирования вопроса о компенсации ущерба следует направить виновнику досудебную претензию (далее ДП). ДП является юридически значимым документом, в котором потерпевший предлагает оплатить причиненный ему ущерб. Чаще всего ответчик соглашается на досудебное урегулирование вопроса, если видит грамотно оформленный пакет досудебной претензии. Как показывает практика в 70% случаев ДП заканчивается для потерпевшего полным или частичным возмещением причиненного ему ущерба.

Досудебную претензию вы можете составить в произвольной форме, для этого не требуется типовой бланк. Однако лучше поручить это дело грамотному специалисту. В своей претензии помимо информации о произошедшем ДТП, потерпевший должен указать сумму прямых и косвенных расходов по делу. Естественно, что все расходы следует подкрепить документально.

Свою досудебную претензию потерпевший должен отправить на адрес виновника. Сделать это нужно заказным письмом с уведомлением о вручении и описью содержимого конверта. Почтовые квитанции потерпевшему следует сохранить, так как они могут потребоваться в дальнейшем для суда.

Судебные споры

В том случае, если предложение о досудебном урегулировании вопроса было отвергнуто потерпевшим, то следует написать исковое заявление в суд. Для суда вам понадобиться тот же перечень документов, что и для составления претензии. Для ведения дела в суде лучше нанять грамотного специалиста. Но юристу, который будет вести ваше дело в суде придется заплатить сразу, а не по окончанию дела как это практикуется при тяжбах с юридическими лицами.

Обращаться следует в суд по месту регистрации виновника ДТП, об этом говориться в ст.28 ГПК РФ. В том случае, если сумма ущерба менее 50000 рублей, то дело рассматривается мировым судьей, а сели выше данной суммы, то согласно ст.23 и 24 ГПК РФ дело должно рассматриваться районным судом.

Полезное видео

Смотрите видео по теме:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Что делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО?

ОСАГО является «палочкой-выручалочкой» не только для тех, кто безвинно получил повреждения автомобиля в ДТП, но и для самих виновников аварии в вопросе компенсации причинённого ущерба. И хотя введение обязательного страхования, безусловно, поддерживается всеми участниками дорожного движения, количество водителей, нарушающих данное требование, с годами только увеличивается. Основной причиной этого явления является, по мнению самих водителей, постоянный рост стоимости полиса. Способствует этому также небольшой штраф за отсутствие страховки, составляющий 800 рублей.

Читайте также:
ДТП на территории предприятия: что делать

К этой категории водителей следует отнести и тех, кто покупает поддельные полисы по цене в 1500 рублей на «чёрном рынке», которые годятся только для предъявления инспектору ГИБДД во время проверки документов. В случае ДТП такие подделки не помогут пострадавшим в возмещении ущерба, а виновнику происшествия придётся компенсировать ремонт машин из собственного кармана. Рассмотрим ниже, как получить компенсацию за причинённый ущерб, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО.

Что делать,если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?

В таких случаях, когда виновный участник ДТП не застрахован по ОСАГО, у потерпевших остаётся только один путь компенсации ущерба – добиваться получения необходимой суммы средств на восстановление повреждённого автомобиля от самого виновника аварии. Адекватные и опытные водители, реально оценивающие и понимающие ситуацию, обычно сами предлагают помощь или средства для восстановления машин пострадавших, чтобы не доводить дело до судебного разбирательства, которое может только увеличить расходы на оплату госпошлины и услуг адвоката.

Однако такие опытные водители редко становятся виновниками аварии и обычно имеют законный полис ОСАГО. В большинстве случаев ДТП происходят по вине неопытных или неадекватных водителей, которые, скорее всего, будут стараться отрицать свою вину или пытаться разными способами уйти от ответственности. И здесь пострадавшие должны добиваться взыскания компенсации ущерба со стороны виновника происшествия через суд.

Алгоритм действий по взысканию ущерба

1. Во-первых, нужно попросить инспектора ГИБДД зафиксировать в справке, которая выдаётся на руки участникам ДТП, факт отсутствия у страхового полиса ОСАГО у второго участника аварии. Это нужно для обоснования досудебной претензии в отношении виновника для взыскания с него компенсации причинённого ущерба. Если инспектор не исполняет вашу просьбу, то нужно вызвать на место происшествия представителя своей страховой компании, чтобы тот зафиксировал отказ инспектора и сам факт отсутствия полиса у виновника происшествия.
2. Во-вторых, нужно выяснить у инспектора ГИБДД адрес, по которому зарегистрирован зачинщик аварии и куда следует высылать свои претензии, а также номер его мобильного телефона для дальнейшей связи. Эти данные обычно предоставляются участниками ДТП инспектору для занесения в протокол происшествия.
3. В-третьих, можно приступать к подготовке необходимых документов для обоснования претензии. Основными документами здесь являются справка о ДТП, заключение независимой технической экспертизы с оценкой суммы причинённого ущерба и акт оценки состояния автомобиля (утери товарной стоимости), если машина не подлежит восстановлению.

Видео: Какие моменты нужно учитывать в случае ДТП. ОСАГО.

При проведении независимой экспертизы обязательным условием является присутствие на ней виновника аварии, для чего потерпевший должен заблаговременно выслать заказной почтой в его адрес приглашение, содержащее место и дату проведения экспертизы, с уведомлением о получении. Уведомление будет доказательством на суде в том, что ответчик был предупреждён о проведении экспертизы, на тот случай, если он не придёт на это мероприятие.

Экспертиза, проведённая без участия виновника аварии и без его предупреждения, может быть признана на суде по его заявлению недействительной и потребуется проведение дополнительной экспертизы. Акт с заключением независимого эксперта подписывается обеими сторонами и каждая из них имеет право записать в нём свои возражения по различным пунктам или заключительному выводу документа.

В акте проведения экспертизы эксперт обязан указать все полученные в ДТП повреждения (кроме имевшихся ранее дефектов), включая скрытые деформации и неисправности. Кроме этого он должен сделать вывод о возможности восстановления автомобиля и произвести калькуляцию стоимости ремонта с учётом действующих рыночных цен. Указанная им сумма будет рассматриваться судом, как размер причинённого материального ущерба пострадавшему участнику ДТП.

Следует иметь в виду, что все расходы на проведение независимой экспертизы оплачиваются его заказчиком, но при наличии платёжной квитанции они вместе с пошлиной на судебные разбирательства будут причислены судом к взыскиваемой сумме с виновника ДТП при условии доказательства его вины. Таким образом, все затраты, произведённые для принудительного взыскания с виновника полученного в аварии ущерба, вернутся вместе с компенсацией только после решения суда и исполнения его судебными исполнителями.

4. В четвертых, до подачи иска в суд следует попытаться договориться с ответчиком о выплате компенсации в добровольном порядке. Для этого можно ознакомить его с подготовленными документами и суммой ущерба. Если оппонент идёт навстречу и согласен добровольно выплатить требуемую сумму или восстановить авто собственными силами, то нужно составить письменное соглашение в 2-х экземплярах с детальным описанием сроков и условий выплаты компенсации.

Нарушение условий или сроков договора со стороны виновника будет являться поводом для передачи дела в суд. Но в любом случае достижение соглашения будет лучшим способом решения проблемы по сравнению с судебным разбирательством, так как судебная тяжба и взыскание долга по судебному постановлению может занять слишком долгое время, в течение которого истец будет вынужден обходиться без машины. Минусом соглашения является то, что затраты на проведение экспертизы в таком случае не возмещаются виновником ДТП или возмещаются частично.

Читайте также:
Какой срок выплаты страховки после ДТП

5. В пятых, если виновник происшествия избегает встречи с пострадавшим или отказывается добровольно оплатить ремонт машины, то нужно отправить ему по почте досудебную претензию с указанием суммы причинённого ущерба и требованием добровольной выплаты компенсации. В сумму ущерба можно включить стоимость ремонта машины, затраты на экспертизу, эвакуацию и стоянку повреждённой машины, моральный ущерб.

Видео: Отказ в страховой выплате ОСАГО и КАСКО. Что законно, а что нет?

К письму надо приложить копии:

  • постановления о правонарушении и справки о ДТП, полученных в ГИБДД;
  • акта технической экспертизы;
  • уведомления о проведении экспертизы;
  • договора купли или регистрационного свидетельства, подтверждающего право собственности на повреждённый автомобиль;
  • платёжных квитанций о вынужденных расходах понесённых потерпевшим в связи с попаданием в ДТП.

Таким образом, зачинщик происшествия должен получить весь комплект документов, подготовленный пострадавшим для передачи в суд. Претензию, направляемую в адрес виновника, нужно исполнить в 2-х экземплярах, один из которых остаётся у пострадавшего и добавляется к пакету документов, подготовленных для подачи искового заявления в суд.

Через несколько дней после отправки претензии заказным письмом адресату следует забрать на почте уведомление о его вручении, которое будет свидетельствовать о том, что истцом была предпринята попытка урегулировать вопрос досудебным порядком. Это является необходимым этапом в процедуре судебного разбирательства.

Подавать иск в суд на виновника происшествия следует с истечением десятидневного срока после получения уведомления о вручении ему досудебной претензии, если он в течение этого срока не принял решение о добровольной выплате компенсации и не известил об этом потерпевшего. Судебный процесс по делу о ДТП может продлиться от месяца до трёх и более.

В случае если водитель, не имеющий полиса ОСАГО, попал в ДТП в качестве невиновного участника движения, то он имеет право на получение страховой компенсации от страховой компании виновника аварии, однако ему придётся выплатить штраф в сумме 800 рублей за вождение автомобиля без страховки гражданской ответственности автовладельца.

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

Читайте также:
Автотовароведческая экспертиза после ДТП

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Читайте также:
ДТП повлекшее смерть 2 и более лиц

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Зачем ОСАГО, если платит виновник?

Как решается вопрос по возмещению ущерба, если страховая выплата не покрывает ремонт автомобиля? В каких случаях пострадавщий в ДТП может требовать с виновника дополнительного возмещения для ремонта авто?

Казалось бы, ответ на вопрос, кто платит по ОСАГО в случае аварии, очевиден. Если происшествие относится к страховому случаю, это делает страховщик. Однако не все так просто.

Весной 2017 года Конституционный суд России принял решение, по которому платит за ремонт виновник ДТП, если тех денег, которые предусматривает страховка, не хватает на полное восстановление автомобиля. При этом замена запчастей рассчитывается по стоимости новых, и тот факт, что машина б/у и ее цена (а значит, и всех ее деталей) значительно ниже рыночной, зачастую игнорируется. Таким образом, платит разницу виновник ДТП как за восстановление нового транспортного средства.

Многих автомобилистов эта ситуация не устраивает.

А на вопрос, кто платить должен потерпевшей стороне, мы получаем другой ответ – тот, из-за кого случилась авария, если ущерб превысил сумму покрытия. Получается, что водителю, устроившему аварию, придется раскошелиться дважды.

При этом открытым остается другой вопрос: зачем ОСАГО, если платит виновник аварии вместе со страховой компанией, у которой он уже купил полис?

Для кого страхование убыточно

При возмещении ущерба потерпевшей стороне убытки несет страховая компания, которая обязана выплатить по договору нужную сумму. Но если раньше водителю, по чьей вине произошло ДТП, достаточно было просто оформить все документы на месте происшествия, а дальше спокойно заниматься ремонтом своего собственного автомобиля (если он тоже пострадал в аварии), то теперь нужно еще и тратить собственные деньги на восстановление чужого транспортного средства.

И хорошо, если пострадало недорогое авто бизнес-класса. Тогда основную часть ремонта может покрыть страховой полис. А что делать, если придется оплачивать ремонт дорогостоящего джипа премиум-класса или лимузина, у которого отдельные запчасти стоят по 100−200 тысяч рублей – как целый автомобиль? Для многих автовладельцев ситуация может обернуться настоящей финансовой катастрофой.

При этом существует два мнения – страховщиков и водителей.

Первые уверены, что новый принцип возмещения ущерба сделает водителей внимательнее на дорогах и стимулирует их тщательнее соблюдать правила дорожного движения. По их мнению, ситуации, когда тот, по чьей вине произошла авария, не несет ответственности, являются неправильными. Ведь основные хлопоты как раз достаются потерпевшей стороне. Водитель, автомобилю которого причинен ущерб, должен сам оформлять все справки, чтобы получить страховое возмещение, а тот, чьи действия привели к ДТП, фактически не должен ничего предпринимать. В связи с этим страховые компании поддерживают решение Конституционного суда.

А вот представители сообщества автомобилистов с ними не согласны. Мало того, что страховка является обязательной и обходится многим водителям недешево (особенно владельцам новых дорогих иномарок, имеющим маленький стаж вождения и высокий КБМ). По данным РСА, средняя стоимость полиса на 2019 год составляет порядка 6 тысяч рублей.

Ситуация, когда придется из своего кармана оплачивать ущерб потерпевшей в аварии стороне, может привести к тому, что водители массово перестанут страховаться и будут всеми способами избегать покупки настоящего полиса ОСАГО (или будут ездить с поддельными документами). И в моральном плане они будут отчасти правы – на каком основании они должны платить дважды? И кроме того, получается, что полис обязательного страхования не выполняет своей функции – не избавляет водителя от дополнительных расходов, если он становится виноват в ДТП. Тогда вообще зачем ОСАГО, если платит виновник еще и помимо стоимости полиса?

Одной из инициатив автомобилистов сегодня является замена выплат по страховке ремонтом пострадавшего автомобиля. На сегодняшний день (время написания статьи – март 2019 года) эта идея еще не стала законопроектом и не вынесена на рассмотрение в парламенте.

Читайте также:
Где взять справку о ДТП для страховой

Когда ОСАГО выгодно страховщику

Согласно новым правилам, если пострадавшему водителю не хватит на ремонт тех денег, которые выплатят по ОСАГО, остальную сумму он вправе требовать с виновника ДТП.

Начиная с 2017 года в России действует Единая методика расчета расходов на восстановление транспортного средства по договору страхования гражданской ответственности. Стоимость деталей рассчитывается при этом с учетом изношенности. К примеру, запчасти отечественных авто после трех лет эксплуатации оцениваются в половину своей цены. Максимальный износ может составить не более 50% (как правило, такой показатель у транспортных средств, бывших в эксплуатации более 5 лет). Если суд встал на сторону потерпевших и обязал водителей, по чьей вине произошло ДТП, возмещать материальный ущерб дополнительно.

Но тогда зачем оформлять ОСАГО?

Ведь если страховка не снимает всей ответственности с застрахованных водителей, почему они должны платить фактически дважды (за сам полис и за возмещение материального ущерба потерпевшей стороне)? Вопрос остается открытым.

Когда ОСАГО выгодно потерпевшей стороне

Если рассуждать по справедливости, то водитель, виновный в аварии, должен оплачивать ремонт и замену запчастей по их себестоимости. Но в том случае, когда автомобиль изношен, детали будут закуплены новые – как если бы производился ремонт новой машины. Получается, что транспортное средство изношено, его рыночная стоимость значительно ниже, чем была, а виновник ДТП должен платить столько же, сколько за восстановление модели, не бывшей в употреблении. Таким образом, он фактически за свой счет делает апгрейд автомобиля потерпевшей стороны. И многие спрашивают, зачем страховка, если платить виновник должен сверх того, что отдал за полис?

Этот вопрос возмущает многих автомобилистов, которые бывают не готовы к дополнительным (помимо страховки) расходам на ремонт, да еще и по завышенной стоимости. По справедливости, раз машина б/у – то и детали должны быть б/у. Представим, что виновник в ДТП обязан оплатить все детали автомобиля потерпевшей стороны. Получается, что пострадавший автовладелец получит в свое распоряжение совершенно новый автомобиль и не просто восполнит свои имущественные потери, но и останется в выигрыше. Все это хорошо, но на вопрос, кто почему платить должен не только страховщик, но и водитель, нарушивший ПДД?

К сожалению для многих, судебная практика показывает, что это фактическая рыночная стоимость пострадавшего автомобиля и цена новых запчастей и комплектующих практически никогда не соотносятся. А значит, автомобилиста, устроившего ДТП, в большинстве случаев обяжут выплатить ремонт по той стоимости, как если бы речь шла о новом автомобиле.

Таким образом, чем больше пострадает деталей автомобиля потерпевшей стороны, тем в более выгодном положении окажется водитель, ставший участником аварии не по своей вине. При минимальных взносах он не только покроет убытки, понесенные в ходе дорожно-транспортного происшествия, но и получит обновление деталей своего авто за чужой счет.

Когда страховка выгодна виновнику ДТП

Что же делать тому, по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие? Чтобы ответить на вопрос, зачем ОСАГО, если платит виновник, нужно рассмотреть реальную правоприменительную практику возмещения ущерба. Она показывает, что все не так плохо для того, по чьей вине случилась авария, как выглядит на первый взгляд. Ситуаций, когда можно не доплачивать разницу в стоимости ремонта, несколько:

  1. Страхового покрытия хватает на восстановление авто.
  2. Тот, кто виноват в аварии, оплачивает по соглашению сторон не весь ремонт, а только его часть.
  3. Стоимость запчастей в официальном справочнике может быть заниженной относительно рыночных расценок и фактически равняться цене деталей б/у.
  4. Покупаются не оригинальные и новые запчасти, а более дешевые аналоги или комплектующие, бывшие в употреблении.

А теперь перечислим случаи, когда виновник аварии платить не должен. Их два:

  • дорожно-транспортное происшествие оформлено по европротоколу;
  • возмещение ущерба производится в виде направления на ремонт. В этом случае доплата потерпевшей стороне может осуществляться только на добровольной основе и не может быть взыскана в принудительном порядке.

Во всех остальных случаях, если суммы страхового покрытия не хватит на возмещение ущерба, доплачивать придется тому, кто устроил аварию.

Судебная практика по возмещению ущерба без учета износа

35 статья Конституции России наряду со статьями 19 и 52 (гарантирующими права собственности) определяет, что возмещение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия и его объем определяются после объективной оценки понесенного потерпевшим ущерба. Тогда фактически возмещать стоимость деталей водитель, виновный в аварии, и должен по актуальной цене – с учетом того, что машина была в эксплуатации.

По общим правилам Гражданского кодекса возмещение имущественного ущерба происходит за счет того, кто спровоцировал дорожно-транспортное происшествие. А в том случае, если авто участника ДТП признано источником повышенной опасности, возместить затраты на ремонт потерпевшей стороны он обязан даже в том случае, если авария случилась не по его вине.

Читайте также:
Как оспорить судебную экспертизу по ДТП

Для страховой компании главным будет наличие признаков страхового случая, если столкнулось два и более транспортных средства.

Рассмотрим порядок возмещения ущерба по страховке. Если причинен вред не только автомобилям, но и здоровью людей, он будет компенсирован за счет источников, перечисленных ниже:

  • по программе полиса обязательного страхования, если ущерб был причинен в результате происшествия, которое относится к страховому случаю. При этом полис ОСАГО виновник ДТП должен иметь действующий;
  • за счет гражданина, управлявшего авто (своим или чужим – по доверенности), если авария не относится к страховому случаю;
  • за счет водителя, управлявшего транспортным средством без законного основания (в результате угона или без согласия владельца);
  • за счет лица, управлявшего авто, если у него нет полиса ОСАГО или истек срок действия страховки;
  • за счет автовладельца, если участником аварии стал наемный водитель или лицо, которое оказывает другие услуги собственнику транспортного средства на возмездной основе.

Но даже при наличии страхового случая нередко суммы возмещения не хватает на покрытие расходов потерпевшей стороны, и тогда водитель, виновный в ДТП, будет возмещать разницу из своего кармана.

Напомним, страхование автогражданской ответственности предполагает максимальную сумму возмещения ущерба в 400 тысяч рублей, а в случае причинения вреда здоровью – 500 тысяч. Потерпевший должен ждать компенсацию в течение 20 дней.

Заключение

Фактически решение Конституционного суда вскрыло это противоречие, но при этом четких указаний в области правоприменения дано не было. Таким образом, водителям, виновным в аварии, просто приходится полагаться на справедливое решение суда пользу и ждать новых законодательных инициатив, которые изменят порядок страхования автогражданской ответственности и возмещения ущерба. И хотя нередко оплачивать приходится не всю стоимость ремонта, на вопрос, кто платит по ОСАГО, ответ будет один – тот, по чьей вине случилась авария, если ущерб превысил размер страхового покрытия.

ДТП: когда и как водителю нужно уведомить страховую компанию

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодняшняя тема касается взаимоотношений водителя и страховой компании при ДТП. Посмотрим же, кто именно — пострадавший или виновник — должен уведомить страховщика об аварии, дабы не лишиться страховой выплаты или не оказаться жертвой регрессного требования. И выясним, когда и как сделать это. Итак…

Кто уведомляет: виновник или потерпевший?

И тот и другой. Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ (об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года предусматривается обязанность лица, которое является или может быть признано виновником ДТП, уведомить об аварии свою страховую компанию.

С другой стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона об ОСАГО, потерпевший также должен поставить своего страховщика в известность, если рассчитывает на финансовую компенсацию от него (редко, но бывает, что виновник прямо на месте покрывает ущерб из своего кармана — в этом случае уведомлять страховую компанию уже не нужно).

Вышеизложенное рассматривалось применительно к ситуации, когда ДТП оформлял сотрудник Госавтоинспекции. Однако и при составлении европротокола виновник и пострадавший в обязательном порядке уведомляют свои страховые компании на основании пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО и пункта 3.8 Правил ОСАГО, отраженных в Положении ЦБ № 431-П от 19 сентября 2014 года.

Некоторые водители полагают, что если вызвать на место ДТП аварийного комиссара, то он и уведомляет страховую о дорожно-транспортном происшествии. Это не так.

Аварийный комиссар не является сотрудником полиции и с точки зрения закона не имеет никаких полномочий и никаких обязанностей. Он всего лишь консультант, который чаще всего помогает грамотно составить европротокол, поэтому ответственность за оповещение страховой компании в любом случае лежит на водителе.

Когда и как нужно уведомить страховую компанию о ДТП

Если оформлением дорожно-транспортного происшествия занимались сотрудники ГИБДД, то виновнику Закон об ОСАГО не выставляет четкого срока уведомления; однако пунктом 2 статьи 11 оговаривается, что он должен соответствовать периоду, который установлен договором.

Что касается потерпевшего, тут ситуация аналогичная: пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ лишь предусматривается сделать это в кратчайший срок со ссылкой на пункт 3.9 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком.

А вот при составлении европротокола обе стороны аварии (виновник и потерпевший) должны известить о ДТП свои страховые компании в течение пяти рабочих дней согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года.

Как оповестить страховщика о наступлении страхового случая? Телефонный звонок, SMS-сообщение, письмо на электронную почту, уведомление по WhatsApp — подойдет любой из этих способов.

Отметим, что звонить нужно по официальному номеру страховой компании или филиала (он всегда указан на сайте организации), чтобы в дальнейшем подтвердить звонок с помощью детализации.

Безусловно, вы также можете лично явиться в страховую компанию с письменным уведомление о ДТП. Сдать его можно в одном экземпляре (тогда зафиксируйте это на видео) либо оставив у себя копию, на которой вам поставят штамп с отметкой о получении.

Читайте также:
Независимая экспертиза автомобиля после ДТП стоимость

Если отправляете письмо обычной почтой, то закажите опись вложения и уведомление о вручении.

Что касается оформления ДТП по европротоколу, то пунктом 4.14 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком, четко указано, что страховая компания должна получить оригинал европротокола (его вы прилагаете к заявлению на страховую выплату). Безусловно, здесь тоже потребуется видеозапись либо копия протокола с отметкой страховщика о получении.

В случае составления европротокола в электронном виде уведомление о дорожно-транспортном происшествии отправляется автоматически по завершении оформления ДТП.

Процесс этот может омрачиться потерей связи и сбоями в работе приложения, поэтому лучше подстраховаться и в качестве подтверждения отправки европротокола (а следовательно, уведомления о ДТП) делать скриншоты (снимки экрана) по ходу заполнения полей и после отсылки данных.

Уведомление о ДТП можно подать и на сайте страховой компании. Правда, в ситуации, когда авария оформлена через европротокол, это уже ненадлежащее уведомление, поскольку, повторимся, согласно пункту 4.14 Правил ОСАГО, страховщик должен получить именно оригинал протокола. Поэтому даже если получится отправить скан через официальный сайт, это нарушает требование Правил.

И теперь логичный вопрос: что будет, если вовремя не уведомить страховую о ДТП? Ответим на него.

Страховая компания своевременно не узнала о ДТП: последствия

Многие думают, что в этом случае гарантированно будет отказ в страховой выплате. Но это не так.

Во-первых, как ранее уже отмечали, законодательство не устанавливает четких сроков уведомления страховой компании о ДТП, если авария оформляется сотрудником ГИБДД. Конкретный временной лимит в пять рабочих дней предусмотрен лишь при оформлении европротокола. Но даже его просрочка роли не играет.

Дело в том, что основания для отказа в страховом возмещении прописаны в статье 12 Закона об ОСАГО. И пропуска сроков там нет. Поэтому страховая компания не имеет никакого права отклонить ваше заявление о выплате даже в том случае, если вы уведомили о ДТП только через неделю или даже позже. В данном случае срок подачи обращения на страховое возмещение ограничивается общим сроком исковой давности, который составляет три года на основании статьи 196 Гражданского кодекса.

Возможен ли административный штраф? Тоже нет. Ни одна статья Административного кодекса наказания за это не содержит.

Глава 12 КоАП включает исчерпывающий набор статей, предусматривающих ответственность за нарушения, связанные с дорожным движением. И в этой главе нашлось место лишь для одной статьи, связанной с ОСАГО: статья 12.37 Административного кодекса штрафует водителя на 500-800 рублей при отсутствии его фамилии в действующем полисе либо если полис просрочен или вовсе не оформлен. И больше ничего. Никаких просрочек с уведомлением о ДТП.

А вот что реально грозит водителю, который не сообщил страховой компании об аварии, так это регрессный иск — требование о возмещении страховки, которая была выплачена пострадавшей стороне. Очевидно, что подобные претензии страховщик выставляет лишь тому водителю, который стал виновником дорожно-транспортного происшествия.

Поясним. Положим, вы спровоцировали ДТП и признаны виновником аварии. Страхования компания, клиентом которой является пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, выплачивает ему страховое возмещение. А затем эту сумму компания требует уже с вас, подавая в суд регрессный иск.

Правда, в реальности подобных требований к виновникам ДТП сегодня практически нет. Дело в том, что Закон об ОСАГО содержит статью 14 с полным перечнем оснований для регрессного иска (к примеру, состояние алкогольного опьянения в момент ДТП или бегство с места аварии). И в обойме таких оснований еще недавно был пункт «ж» — неуведомление о ДТП при оформлении аварии по европротоколу. Однако норма эта Федеральным законом № 88-ФЗ отменена с 1 мая 2019 года.

В то же время любой договор ОСАГО, заключенный ранее этой даты, сохранял право страховой компании подать регрессное требование, поскольку на момент оформления полиса пункт «ж» еще действовал.

Но срок подобных договоров истек. Согласно статье 10 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года максимальный период действия полиса ОСАГО составляет 12 месяцев, поэтому страховые случаи по «регрессным» договорам могли наступить не позднее 30 апреля 2020 года.

Таким образом, в настоящее время водитель, ставший участником ДТП и не сообщивший об этом страховщику, не может быть подвергнут ни штрафу, ни регрессному иску. Более того, страховая компания лишена возможности отказать в страховой выплате потерпевшему, который не уведомил ее об аварии.

Закон законом, однако, по словам автоюриста Дмитрия Тиковенко, страховые компании не упускают возможности нажиться на своих клиентах. Как мы ранее писали, общий срок исковой давности по гражданским делам составляет три года. Именно этой нормой руководствуются страховщики, подавая регрессные иски спустя год-два с момента ДТП.

Читайте также:
Какой срок выплаты страховки после ДТП

В такой ситуации помните, что регрессное требование страхования компания может предъявить лишь по договорам ОСАГО, заключенным ранее 1 мая 2019 года. А дата самой аварии совершенно не важна. Поэтому не сто́ит сразу раскошеливаться — обязательно примите «бой» и постарайтесь, чтобы суд отказал страховщику в его требованиях.

Как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?

Я сдал машину такси в прокат, и водитель попал на ней в ДТП: в мою машину врезался другой автомобиль. Виновником признали водителя того автомобиля, но у него не оказалось полиса ОСАГО.

Оценщик определил мой ущерб в 465 000 Р с учетом износа. Я отправил виновнику досудебную претензию с копиями всех документов и потребовал возместить ущерб в течение 15 дней, оплатить 1700 Р в сутки за простой машины, а также расходы на эксперта и эвакуатор. Но это не помогло: водитель на контакт не идет. До этого он не приезжал на независимую экспертизу, не забрал телеграмму с уведомлением. Видимо, такая же ситуация с претензией.

В базе данных судебных приставов я нашел 49 исполнительных производств в отношении виновника на сумму около 30 000 Р — в основном это неоплаченные штрафы за нарушения ПДД с 2018 года. Предполагаю, что водитель — злостный нарушитель. Банковских карт и счетов у него, видимо, нет, иначе приставы заблокировали бы их и списали штрафы. Но, кажется, у этого человека есть машина, ведь штрафы за нарушения продолжают ему приходить. Другого имущества, возможно, нет.

Я планирую подать в суд и думаю, что мой иск удовлетворят. Но как мне взыскать деньги? Какая управа есть на виновника ДТП, если у него не было полиса ОСАГО и, скорее всего, нет имущества?

Валерий, вы правы: ущерб в вашей ситуации взыскивают только через суд. Даже если виновник ДТП не придет в суд, решение могут вынести заочно. Дело передадут судебным приставам, и они будут решать, как именно взыскать долг.

Несмотря на то что у приставов довольно широкие полномочия, получить деньги, скорее всего, будет непросто. Расскажу подробнее об этой схеме и дам советы, как действовать, чтобы ускорить дело.

Как подать в суд на виновника ДТП

В России ОСАГО обязательно. Водитель, который сел за руль, должен заранее застраховать свою ответственность. Если такой водитель попадет в ДТП, страховая компания заплатит до 400 000 Р за вред имуществу и до 500 000 Р за вред здоровью пострадавших.

Но есть водители, которые нарушают закон и ездят без ОСАГО. Если такой водитель устроил ДТП, обращаться в страховую компанию бесполезно: страхового полиса нет. Если бы был ущерб жизни или здоровью, такой ущерб в отсутствие ОСАГО компенсировал бы Российский союз автостраховщиков. Но в вашем случае ущерб только материальный, и взыскать его можно только через суд.

До подачи иска желательно соблюсти такую процедуру:

  1. Известить виновника ДТП о времени и месте проведения оценки и пригласить его на осмотр машины у оценщика. Это нужно, чтобы виновник потом не заявил в суде, что не согласен с оценкой, что ему не сказали, когда ее проводят, и не дали возможности ее оспорить.
  2. Отправить виновнику досудебное уведомление с копиями всех документов и требованием добровольно возместить ущерб.

При этом неважно, получил виновник ДТП бумаги или нет, — в суде будет иметь значение только сам факт отправки. Поэтому и извещение о проведении оценки, и досудебное уведомление лучше отправлять заказными письмами с уведомлением о вручении.

Поскольку сумма ущерба в вашем случае более 50 000 Р , вам следует обратиться в районный суд по месту жительства виновника.

За рассмотрение таких дел взимается госпошлина. У вас сумма иска будет больше 200 000 Р , но меньше миллиона. Госпошлина составит 5200 Р плюс 1% от суммы превышения 200 000 Р : (465 000 Р − 200 000 Р ) × 1% + 5200 Р = 7850 Р .

Если бы сумма была меньше 50 000 Р , дело рассматривал бы мировой судья.

В исковом заявлении можно сразу потребовать наложить арест на имущество виновного и просить взыскать все понесенные расходы: на ремонт, эвакуатор, оценщика, юриста и так далее.

Если ответчик не явится на судебное заседание, скорее всего, суд несколько раз отложит заседание, а потом вынесет заочное решение. У виновника аварии будет право подать апелляционную жалобу. Если он этого не сделает, то через месяц решение вступит в законную силу.

После этого материалы дела передадут судебным приставам. Они и будут заниматься взысканием долга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: