Анализ ДТП и их предупреждение

Приложение 6. Анализ дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования

Анализ дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования

1. Анализ условий и причин ДТП следует проводить для определения роли дорожных условий в их возникновении и для назначения мер по повышению безопасности движения в местах происшествий.

Для анализа используют сведения о причинах и условиях ДТП, а также имеющиеся в дорожной организации данные о дорожных условиях на участках ДТП, собранные в ходе их диагностики.

Дорожные организации проводят следующие основные виды анализа на автомобильных дорогах:

– изучение условий и причин возникновения отдельных ДТП;

– изучение распределения ДТП по протяжению дорог;

– анализ аварийности на участках концентрации ДТП;

– оценка общего состояния аварийности на обслуживаемой сети дорог.

При изучении каждого ДТП, связанного с неудовлетворительными дорожными условиями, необходимо установить конкретные недостатки в содержании и инженерном обустройстве автомобильных дорог, способствовавшие его возникновению. Результатом анализа должны являться меры по устранению имеющихся недостатков. Исключение составляют случаи, когда устранение условий, способствовавших ДТП, не являются непосредственной функцией дорожных организаций (например, при происшествиях, связанных с отсутствием или неисправностью шлагбаума на железнодорожных переездах, неисправностью светофора и т.п.). В случаях, когда оперативно устранить причины ДТП в полном объеме невозможно, разрабатывают и осуществляют согласованные с Госавтоинспекцией мероприятия по организации движения и определяют перспективные меры (программы) по повышению безопасности движения на опасных участках, которые включают в план работ дорожных организаций.

2. Анализ распределения ДТП по протяжению дорог необходимо проводить ежегодно для выявления участков концентрации происшествий, изучения причин их возникновения на определенных участках и назначения мероприятий по совершенствованию дорожных условий на этих участках.

Участки концентрации ДТП выявляют с учетом интенсивности транспортных потоков путем анализа распределения аварийности по участкам с расчетной протяженностью и по годам анализируемого периода (рассматриваются участки дорог между двумя смежными километровыми столбами с фактическим расстоянием между ними).

Для выявления участков концентрации ДТП необходима следующая исходная информация:

– сведения о фактической аварийности за последние три года, включая данные о местоположении каждого ДТП с точностью до километра;

– сведения о местоположении участков дорог в пределах населенных пунктов (включая населенные пункты сельского типа);

– сведения об интенсивности движения за последние три года (как исключение допускается использовать данные за последний год).

Участки концентрации ДТП выявляются на основе следующих показателей:

– абсолютного количества ДТП, возникших на участке дороги расчетной протяженности;

– коэффициента относительной аварийности, определяемого по формуле

К участкам концентрации ДТП на дорогах общего пользования относятся километровые участки, на которых минимальное количество ДТП за три года в зависимости от интенсивности движения соответствует указанному в табл. П 6.1, и значение коэффициента относительной аварийности составляет не менее 0,3 на участках вне населенных пунктов и не менее 0,4 – в пределах населенных пунктов.

Интенсивность
движения, авт./сут
Минимальное количество ДТП за три года на
участках их концентрации
вне населенных пунктов в пределах населенных
пунктов
менее 3 000 5 3
3000-5000 3 4
5000-13000 4 5
13000-17000 5 6
17000-19000 5 7
19000-21000 6 7
более 21000 7 8

В случае рассмотрения участков протяженностью более 1,5-2,0 км определяется фактическая плотность ДТП на 1 км рассматриваемого участка.

В зависимости от изменения числа ДТП за предыдущие три года, участки концентрации следует подразделять на три типа согласно табл. П 6.2.

Тип участка
концентрации
Количество ДТП за последний год при среднем числе ДТП за три предыдущих года
1,0-1,20 1,20-1,50 1,50-2,20 2,20-2,85 2,85-3,20 3,20-3,50 Свыше 3,50
Стабильный 1-2 2 2-3 3-4 3-5 4-5 4-6
Прогрессирующий 3
и более
3
и более
4
и более
5
и более
6
и более
6
и более
7
и более
Затухающий 1 1 2
и менее
2
и менее
3
и менее
3
и менее

I тип – стабильный, на котором число ежегодно возникающих ДТП существенно не меняется;

II тип – прогрессирующий, на котором за последний год анализируемого периода имеется рост числа ДТП до значений, указанных в табл. П 6.2 по сравнению со средним наблюдающимся уровнем аварийности;

III тип – затухающий, на котором за последний год имеется снижение числа ДТП по сравнению со средним наблюдавшимся уровнем аварийности в соответствии с табл. П 6.2.

По степени опасности участки концентрации ДТП следует подразделять на малоопасные, опасные и очень опасные, используя для этого показатель типа участков и величину коэффициента относительной аварийности. Количественные критерии оценки участков по степени опасности представлены в табл. П 6.3.

Степень опасности участков концентрации ДТП должна учитываться в качестве одного из критериев при планировании мероприятий по повышению безопасности движения и использоваться при установлении очередности проведения дорожных работ.

3. Участки концентрации ДТП обозначают на линейных покилометровых графиках ДТП, которые дорожно-эксплуатационные организации составляют для каждой дороги в отдельности. На графики в виде условных обозначений наносят данные о ДТП, значения коэффициентов происшествий, а также сведения о проведенных мероприятиях по повышению безопасности движения. Рекомендуемая форма линейного графика ДТП с примером его заполнения приведена ниже (оформление граф 3-6 графика должно предусматривать возможность корректировки содержащихся в них сведений).

Читайте также:
Что делать при ДТП без пострадавших

Линейные графики ДТП составляют на все участки обслуживаемых дорог. В органах управления автомобильными дорогами допускается построение линейных графиков лишь для наиболее загруженных участков дорог с повышенным уровнем аварийности, автобусных маршрутов. Для федеральных дорог в органах управления дорогами необходимо иметь линейные графики на все их протяжение. Для более детального анализа аварийности линейные графики рекомендуют совмещать с сезонными графиками итогового коэффициента аварийности (построение сезонных графиков итогового коэффициента аварийности выполняют по методике, изложенной в ВСН 25-86), корректируемыми по мере проведения мероприятий, направленных на понижение итогового коэффициента.

4. Ежегодно для каждого участка концентрации ДТП с целью выявления причин его образования необходимо проводить анализ распределения происшествий по видам, времени суток и периодам года, учитывая причины и сопутствующие условия происшествий, зарегистрированные в журнале учета ДТП. В результате сопоставительного анализа количества ДТП в месте их концентрации и характера изменения эпюры сезонных графиков итогового коэффициента аварийности должны быть выявлены общие закономерности формирования аварийности на исследуемом участке. На основе имеющихся данных об условиях движения, а также непосредственного осмотра места концентрации ДТП, работники дорожно-эксплуатационных организаций назначают меры по снижению уровня аварийности.

5. Для объективной оценки результативности мероприятий, проводимых органами управления дорогами по обеспечению безопасности движения на обслуживаемой сети дорог, следует предусматривать проведение количественного анализа общего состояния аварийности на дорогах.

Исходными данными являются показатели, содержащиеся в таблице состояния аварийности, которую составляют по форме, указанной в приложении 3. Приведенные в ней значения позволяют количественно оценить состояние аварийности и основные тенденции ее изменения, связанные с дорожными условиями, на участках концентрации ДТП.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение 5 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ

6. Для определения уровня обеспечения безопасности движения на отдельных дорогах общего пользования устанавливается доля их участков, характеризуемых различной степенью опасности, рассчитывается общий показатель относительной протяженности участков концентрации ДТП (в долях единицы) по следующей формуле

Оценка уровня обеспечения безопасности движения для дорог по результатам расчетов по формуле 2 определяется в соответствии с табл. П 6.4.

Значение П Уровень безопасности движения на
дороге
Менее 0,01
0,01-0,07
0,07-0,15
Свыше 0,15
Высокий
Удовлетворительный
Низкий
Критический

Полученная оценка может быть использована для оценки степени опасности дорог для движения и оценки деятельности дорожных организаций по обеспечению безопасности движения.

>
Извлечения из нормативных актов по вопросу учета дорожно-транспортных происшествий
Содержание
Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (утв. Федеральной.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП. Служебное расследование

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • анализироватьи устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Действие пункта 1 статьи 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» распространяется на всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств.

Таким образом, все организации эксплуатирующие транспортные средства, независимо от рода деятельности и типа эксплуатируемых транспортных средств, в случае ДТП с принадлежащим им транспортом, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий.

Анализ причин ДТП

Анализ дорожно-транспортных происшествий необходим для определения причин ДТП и для последующего устранения этих причин. Для осуществления анализа нужно собрать определенные сведения необходимые для определения причины ДТП.

1 сентября 2021 года вступает в силу Приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Данный документ пришел на смену отмененному ранее Приказу Министерства транспорта РФ № 7.

Согласно пункту 14 Приказа Минтранса № 145, в случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

Так же в пункте 14 Приказа № 145 перечислены сведения которые необходимо собрать для осуществления анализа ДТП. При осуществлении указанного анализа устанавливаются:

Читайте также:
По какому номеру вызвать ГАИ при ДТП

1) в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее — водитель):

  • фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве (данные сведения устанавливаются также в отношении других водителей — участниках ДТП (при наличии);
  • прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, — обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;
  • соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха;
  • соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
  • наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года;
  • прохождение повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя;

2) в отношении транспортного средства:

  • модель транспортного средства;
  • государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта — бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве;
  • наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП;
  • наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства;
  • соблюдение периодичности технического обслуживания транспортного средства, а также фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, ответственного за его проведение;
  • наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства;
  • наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях;

3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра;
  • соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
  • меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.

Собранные сведения необходимо подтвердить документально. Например, сведения о водителе подтверждаются копиями паспорта, водительского удостоверения, приказа о приеме на работу, листа испытания (стажировки) и т.д.

В каком виде оформляются результаты анализа ДТП в Приказе № 145 ничего не сказано, но можно оформить в виде акта, в который вносятся все перечисленные выше сведения, и к которому прикладываются копии подтверждающих документов. Акт с копиями подтверждающих документов должны храниться не менее трех лет.

Так же стоит обратить внимание что в Приказе Минтранса № 145, в отличии от Приказа № 7, отсутствует требование составлять ежегодный план мероприятий по предупреждению ДТП.

Приказ Министерства транспорта РФ № 145 обязателен к исполнению для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов и эксплуатирующих автобусы и грузовые автомобили для собственных нужд.

К организациям, эксплуатирующим только легковые автомобили и только для собственных нужд, данный приказ отношения не имеет. Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения», у таких организаций так же есть обязанность проводить указанный анализ, но, вместе с тем, для таких организаций нет отдельного документа регламентирующего проведение анализа причин ДТП. Поэтому для организаций эксплуатирующим только легковые автомобили для собственных нужд при проведении анализа ДТП можно применять пункт 14 Приказа Министерства транспорта РФ № 145.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Читайте также:
Какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Основные виды и причины ДТП

Официально дорожно-транспортным происшествием (ДТП) считается дорожная ситуация с участием как минимум одного автомобиля, которая привела к порче имущества или нанесла вред здоровью людей. Выделяют несколько распространенных причин ДТП, в зависимости от главного виновника.

Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых стали водители, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные факторы или плохое техническое состояние транспортного средства (например, неисправность рулевого управления). Нередко в возникновении аварии виноваты пешеходы и велосипедисты.

Основные причины ДТП

В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий. Речь идет о самых разнообразных нарушениях — несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.

Зачастую нарушения ПДД делаются ненамеренно или провоцируются другими факторами. Причины ДТП:

  • Употребление алкоголя за рулем.По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);
  • Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование Viber, WatsAPP и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;
  • Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;
  • Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;
  • Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;
  • Плохие условия погоды. При езде в туман, в сильный дождь, снег или гололед значительно снижается дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.

Виды ДТП

Есть несколько классификаций дорожных происшествий. К примеру, существует деление ДТП по тяжести нанесенного ущерба — со смертельным исходом, с нанесением вреда здоровью людей и с материальным ущербом. Подавляющая часть аварий связана именно с материальным ущербом, однако только в 2017 году в результате ДТП в России погибло свыше 17 тысяч человек, более 194 тысяч человек получило тяжелые травмы.

Главная классификация ДТП связана с особенностями их возникновения, которые изложены в Правилах дорожного движения. Виды ДТП:

  • Столкновение двух автомобилей или столкновение транспортного средства с подвижным железнодорожным составом. Оно может быть спровоцировано и технической неисправностью авто, и внезапной остановкой одного из водителей, и несоблюдением необходимой дистанции между двумя ТС;
  • Наезд на препятствие. Препятствие должно быть неподвижным, это может быть абсолютно любой предмет, от дерева или столба до дорожного ограждения или дома;
  • Наезд на стоящее транспортное средство (а также на прицеп или полуприцеп);
  • Опрокидывание, переворот автомобиля (если они не вызваны другими видами происшествий);
  • Наезд на пешехода. В том числе случаи, когда пешеходы получили телесные повреждения из-за выпавшего из автомобиля груза или иного предмета;
  • Наезд на велосипедиста;
  • Наезд на гужевой транспорт. Под последним понимаются любые упряжные животные, а также повозки, которые они перевозят;
  • Наезд на животных, то есть на любых диких и домашних животных и птиц. Чтобы такое происшествие было признано дорожной аварией, необходимо, чтобы был нанесен вред имуществу. То есть эти животные должны кому-то принадлежать;
  • Остальные виды происшествий. Существует множество видов дорожных аварий, которые происходят сравнительно редко — сход трамвая с рельсов, падение грузов или отброс колесом автомобиля посторонних предметов на человека, наезд на внезапно появившееся препятствие, выпадение пассажиров из движущегося автомобиля или падение с мотоцикла из-за резкой смены скорости или траектории движения, наезд на людей, не являющихся участниками движения.
Читайте также:
Как снять машину с розыска после ДТП

Как обезопасить себя от дорожных аварий?

Мало знать основные причины и типы происшествий на дороге, необходимо в точности соблюдать меры их предупреждения. Таких мер можно привести с несколько десятков или даже сотен, упомянем лишь самые важные из них. От соблюдения мер безопасности зависит не только сохранность вашего имущества, но и здоровье и даже жизнь людей:

  • Всегда притормаживайте перед общественным транспортом, перед перекрестками и пешеходными переходами;
  • Вовремя включайте поворотные огни на автомобиле. Нельзя делать это слишком рано или поздно, чтобы не вводить других водителей в заблуждение;
  • Двигайтесь медленно вдоль припаркованных рядов автомобилей. Из них в любой момент может выбежать ребенок или незадачливый водитель;
  • Никогда не обгоняйте на правом повороте. На нем заметно ограничен обзор, а из-за внезапной потери управления легко попасть на встречную полосу и столкнуться с автомобилем, едущим на большой скорости;
  • На трассах, расположенных вне городов, следует ездить точно посередине дороги. Велика вероятность, что на трассу внезапно выбежит дикое животное или пешеход;
  • Соблюдайте дистанцию между автомобилями. В хорошую погоду она должна быть как минимум 2 секунды, в плохую — 5 секунд (речь идет о метрах, которые проезжает автомобиль за указанное время);
  • Делайте обгон с запасом хотя бы в 100 или 200 метров. В некоторых ситуациях свободная встречная полоса способна уберечь не только здоровье, но и жизнь;
  • Перестраивайтесь только после тщательной оценки дорожной ситуации. Современные мотоциклисты и байкеры способны преодолеть расстояние в сотню метров за считанные секунды;
  • Всегда думайте, что водитель, сидящий в соседнем автомобиле, пьян или является «зеленым» новичком. Это поможет аккуратно следить за всеми маневрами на дороге;
  • Следите за автомобилями на соседней полосе. Если ваш сосед внезапно остановился, то это может означать, что он пропускает пешехода, которого вы пока не можете увидеть;
  • Никогда не мешайте обгону. Если же другой автомобиль пытается вас «прижать», то снизьте скорость и прижмитесь к обочине. Это убережет от ДТП и сохранит вам немалое количество нервных клеток;
  • Принести извинения за неудачный маневр на дороге можно при помощи кратковременного включения аварийного сигнала. Всегда пользуйтесь этим знаком, он способен сгладить многие конфликтные ситуации.

Напоследок озвучим самое основное правило безопасной езды — «Дай Дорогу Дураку». Оно известно под названием «Правило трех Д» и означает лишь то, что никогда не стоит идти на поводу у неуравновешенного, неадекватного или агрессивного водителя. Если такой водитель замечен на дороге, следует сразу уступить дорогу. Пытаться бороться с неадекватным поведением означает лишний раз провоцировать ДТП и тратить свои нервы впустую.

Виды ДТП. Причины и последствия совершения ДТП

Под дорожно-транспортным происшествием понимают происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровья физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица. Дорожно-транспортное происшествие подразделяют на группы в зависимости от тяжести последствий, характера (вида) ДТП, места происшествия и других признаков.

По тяжести последствий ДТП делят на 3 группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие, легкие.

По виду ДТП делят на столкновения транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и прочие. К последнему виду ДТП относят, например, падение перевозимого груза, падение пассажира, удар оторвавшимся колесом.

Изучение ДТП показало, что наиболее часто они возникают в летне-осенний период – с июня по октябрь, когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно: наибольшее их число падает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за го­род. Всплеск аварийности приходится на вечерний пик, что объясняется не только ростом интенсивности движения транспор­та и пешеходов, но и наступлением сумерек (в осенне-зимний период), а также накопленной за рабочий день усталостью уча­стников движения и некоторой долей спешки. Скорость движения также имеет особое отношение к ДТП – почти все они так или иначе связаны со скоростью. В одних случаях она является основной причиной, в других – она не позволяет избежать аварии, вызванной другими причинами, в-третьих случаях она усугубляет последствия. Широко распространено ошибочное убеждение, что, чем ниже скорость, тем ниже аварийность. На длинных однообразных прямых участках магистральных дорог снижение скорости ниже оптимальной само по себе является причиной аварий. Наиболее безопасной является скорость, точно соответствующая реальным условиям движения на данном участке в данный момент. Самой безопасной является средняя скорость потока – любое отклонение от нее приводит к резкому возрастанию аварий. Это объясняется чрезвычайно просто — при движении со средней скоростью по­тока маневрирование минимальное, движение равномерное, без рывков, торможений, поперечных перемещений и т.д. При возрастании скорости начинаются маневры, особенно обгоны — либо ты обгоняешь сотни автомобилей, либо тебя обгоняют эти сотни — в любом случае опасность возрастает в десятки раз. С повышение скорости, особенно, после 80 км/ч тяжесть по­следствий быстро возрастает. Количество ДТП в центре города, где средняя скорость всего лишь около 30 км/ч, примерно в 20 раз выше количества ДТП на скоростных дорогах, где средняя скорость достигает 100 км/ч. Этот пример подтверждает тот факт, что причиной ДТП является не сама по себе скорость, а ее несоответствие конкретным условиям движения.

Читайте также:
Трассологическая экспертиза после ДТП: пример

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте возглавляет и координирует ГИБДД. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организа­циями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов. Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность исполь­зования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети.

Причины ДТП делятся на 5 основных блоков – водители, пешеходы, транспортные средства, дорожные условия, прочие.

  • Самый большой блок причин — водители. В некоторых формах насчитывается до 25 причин ДТП, совершенных по вине водителей. Наиболее часто встречаются нетрезвое состояние, превышение скорости, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона, неправильный проезд перекрестков, неподчинение сигналам светофора и т.д.
  • Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.
  • Блок транспортные средства включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются повреждения тормозных шлангов и других деталей тормозного привода, поломка деталей рулевого привода, разрыв шины (переднего колеса) износ протектора шины и т.д.
  • Блок дорожные условия также включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются скользкое покрытие, неровное покрытие, ограниченная видимость, плохое состояние обочин и т.д.
  • Блок прочие причины включает вину велосипедистов: нетрезвое состояние, внезапный выезд из ряда, несоблюдение очередности проезда и т.д.; вину возчиков и пассажиров; стихийные бедствия, например, падение дерева и т.д.

Каждому, кто садится за руль или салон автомобиля следует помнить, что риск стать участником ДТП есть всегда. К сожалению, даже 100% выполнение Правил дорожного движения не всегда гарантирует полную безопасность, т.к. на дороге находятся те люди, которые своими противозаконными действиями могут совершить ДТП. Поэтому задача каждого, кто находиться в автомобиле – максимально минимизировать возможные негативные последствия в случае возникновения ДТП.

Лучше в 1000 раз преувеличить опасность, нежели хотя бы 1 раз допустить оплошность. Ведь именно этот единственный раз может оказаться роковым.

А в результате ДТП в любом случае наступают негативные последствия, будь то поломка автомобиля, травмирование или гибель людей. И здесь весьма важно понимать, что водитель и пассажиры в состоянии влиять на тяжесть возможных последствий. Речь идет о нехитром устройстве, которое уже более 50-ти лет верой и правдой служит человечеству, ежегодно спасая на дорогах тысячи людских жизней. Имя этому устройству – ремень безопасности. Первый трехточечных ремень безопасности появился на серийном автомобиле «Вольво» в 1951 году, а в 1904 году был запатентован его прадед- поясной ремень безопасности. К сожалению далеко не все водители и пассажиры осознают то, что пристегнутый ремень безопасности – последний шанс выжить в серьезном ДТП. Отговорок можно по этому поводу услышать много, но все они несостоятельны и надуманы. В особом положении находятся дети пассажиры, часто можно видеть, как дети перевозятся на руках у не пристёгнутых пассажиров, либо стоят в проеме между двух передних сиденьях. И тот и другой способ перевозки – смертельно опасный для маленьких пассажиров. В первом случае ребенок может получить смертельные травмы от навалившегося на него веса взрослого пассажира, а во втором случае – ребенок неминуемо удариться либо о переднюю панель, либо о лобовое стекло. Причем оба варианта возможны не только в случае ДТП, но даже в случае экстренного торможения. Поэтому для безопасной перевозки детей должны использоваться специальные детские автокресла. Кроме того, лишние, не закрепленные предметы, находящиеся в салоне автомобиля в момент ДТП превращаются в снаряды, которые могут смертельно травмировать водителя и пассажиров. Причиной более тяжких последствий может также явиться неправильная посадка на сиденье. При положении полулежа водитель или пассажиры в момент ДТП подныривают под спасительный ремень безопасности и минуя его получают серьезные травмы.

Инспектор (по пропаганде БДД и розыску) ОГИБДД О МВД России

Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и следов на автотранспортном средстве

Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия включает в себя экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения транспортных средств, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, загруженности, техническом состоянии транспортного средства и скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения транспортного средства и т.д.

Как бы не пытались правоведы исключать из деятельности эксперта-автотехника задачи по установлению вины (или невиновности) водителя или иного участника дорожного движения в ДТП, фактом является лишь то, что именно автоэксперт, специализирующийся в области автотехнической экспертизе обстоятельств ДТП, но никак не следователь (дознаватель) и суд устанавливает и доказывает наличие в действиях водителя, пешехода, пассажира или дорожной службы (дорожников) вину в случившемся ДТП.

Только эксперт в силах методологически обоснованно установить:

  • Виновность в случившемся ДТП того или иного водителя (в т.ч. пьяного / нетрезвого).
  • Вину в ДТП пешехода.
  • Обоюдную вину в совершении ДТП.
  • Степень вины каждого из участников дорожного движения в ДТП.
  • Вину в ДТП кроме водителя таких участников дорожного движения как пассажиров и работников дорожных служб (дорожников).

Независимая экспертиза обстоятельств ДТП наряду прочих автотехнических экспертиз обоснованно считается наиболее сложным, трудоемким и наукоемким видом исследования обстоятельств ДТП. Она требует от эксперта особой глубины экспертных познаний, т.е. для проведения данного вида экспертизы требуется первоклассное экспертной образование, доступное не многим.

Узловым элементом экспертизы обстоятельств ДТП является установление скорости автомобиля по тормозному пути, либо определение скорости в момент ДТП, т.к. именно определение скорости автомобиля является одним из важнейших элементов, служащих основанием для установления наличия или отсутствия в действиях водителя вины в результате возникшего ДТП.

Целями и задачами экспертизы обстоятельств ДТП являются:

  • Определение и установление скорости движения и других параметров транспортного средства.
  • Определение и установление тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени транспортного средства.
  • Определение и установление удаления транспортного средства, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты.
  • Определение и установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты.
  • Определение и установление взаимного расположения транспортного средства в различные моменты ДТП.
  • Определение и установление времени преодоления транспортного средства определенных участков пути.
  • Определение и установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения транспортного средства, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента.
  • Определение и установление взаимного положения транспортного средства и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие.
  • Определение и установление того, как должен был действовать водитель в сложившейся дорожной ситуации с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, установление действия водителя по управлению транспортного средства, начиная с момента возникновения опасности для движения, и мог ли водитель предотвратить ДТП.
  • Определение и установление соответствия действий водителя транспортного средства требованиям ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения.
  • Определение и установление технической возможности у водителя транспортного средства предотвратить ДТП путем снижения скорости транспортного средства или объездом, в момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия).
  • Определение и установление причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортного средства и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей.
  • Определение и установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела.
  • Определение и установление причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

В юридической компании «Черных А.В. и партнеры» работают эксперты, имеющие высшее судебно-экспертное образование высшей категории, и готовы профессионально и достоверно провести для Вас автотехническую экспертизу обстоятельств ДТП.

Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Санкт-Петербургский Институт адвокатуры – Межрегиональный учебный центр ФПА РФ приглашает на онлайн-курс дополнительного образования «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия», который состоится 22, 24, 29 июня, 1 июля 2021 с 11.00 до 15.00 с использованием платформы Zoom. Записаться на обучение можно по ссылке.

Адвокаты и юристы, работающие по делам о ДТП, сталкиваются с тем, что требуется получить объективную фактическую информацию по делу для формирования позиции. Недостаток объективных данных приводит к необходимости основывать линию защиты исключительно на словах доверителя или привлекать специалиста, или ожидать результатов экспертизы, назначенной следователем или судом.

Мы предлагаем альтернативный, принципиально новый вариант работы – самостоятельно овладеть знаниями и навыками, позволяющими профессионально исследовать место ДТП и действовать по делу одновременно в двух качествах – лица, обладающего специальными знаниями в исследовании обстоятельств ДТП, и лица, представляющего интересы участника ДТП, – юриста/ адвоката. Очевидно, что это качественно меняет подход к работе по делам о ДТП и выводит адвоката, обладающего специальными познаниями на новый конкурентный уровень.

Программа курса подготовлена совместно с «Палатой судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова» (сокращенно – «СУДЭКС») – крупнейшей в стране организацией, осуществляющей повышение квалификации судебных экспертов.

Обучение составит 20 часов онлайн-занятий и 84 часа самостоятельного обучения по материалам, предоставленным участникам курса. Это: специальная литература, методики, рекомендованные РФЦСЭ при Минюсте России и ЭКЦ МВД России к использованию экспертам-автотехникам при производстве судебных экспертиз.

Завершается курс итоговой аттестацией (экзаменом), проводимой в форме электронного тестирования.

Прошедшим итоговую аттестацию «СУДЭКС» выдает удостоверение о повышении квалификации, с внесением данных в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, а также выдается сертификат Института адвокатуры, подтверждающий исполнение требований Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов.

Программа курса

Повышение квалификации по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»

22 июня 2021 г., с 11.00 до 15.00

I.Правовые и организационные основы судебной автотехнической экспертизы

Тема 1. Предмет доказывания по делам об автотранспортных преступлениях (далее – АТП).

Понятие состава АТП. Предмет доказывания по делам об АТП. Понятие состава АТП и особенности предмета доказывания по уголовным делам об АТП. Пределы доказывания по делам об АТП, пределы экспертного исследования.

Тема 2. Судебная автотехническая экспертиза (далее – САТЭ).

Судебная автотехническая экспертиза, ее содержание и задачи. Предмет и объекты САТЭ. Классификация САТЭ. Дискуссионные вопросы экспертной практики и их решение. Перспективы развития САТЭ.

Тема 3. Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы на предварительном следствии и в суде.

Назначение САТЭ на предварительном следствии. Постановление о назначении экспертизы и материалы, представляемые на экспертизу. Дополнительная, повторная, комиссионная и комплексная экспертизы. Исходные данные, используемые экспертом-автотехником при даче заключения. Особенности назначения САТЭ судом. Участие специалиста-автотехника в производстве следственных действий.

Организация производства САТЭ в экспертных учреждениях. Особенности и права руководителя. Процессуальный порядок производства экспертизы на предварительном следствии и в суде. Последовательность действий эксперта-автотехника. Пределы инициативы эксперта-автотехника. Обязанности и права эксперта-автотехника.

24 июня 2021 г., с 11.00 до 15.00

II. Основы теории автомобиля, организации и безопасности дорожного движения

Тема 4. Основы организации и безопасности дорожного движения.

Правила дорожного движения (далее – ПДД), краткая история их развития. Основные положения Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах. Положение о госавтоинспекции, ее основные задачи и направления работы; роль и задачи дорожного надзора; квалификационные требования к водителям; классификация дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП); активная и пассивная безопасность автомобиля; профилактическая работа судебного эксперта-автотехника в процессе производства экспертиз.

Тема 5. Основы теории движения транспортных средств (далее – ТС).

Силы и моменты, действующие при движении ТС; уравнение движения ТС; графики силового баланса; динамическая характеристика; ускорение, время и путь разгона; тормозная динамика ТС.

III. Методическая и нормативно-техническая документация в области экспертного исследования обстоятельств ДТП

Тема 6. Экспертное определение параметров торможения ТС и времени реакции водителя.

Замедление ТС при торможении; тормозной и остановочный путь ТС; время реакции водителя; время запаздывания срабатывания тормозной системы; время нарастания замедления; время торможения; определение скорости ТС перед началом торможения в момент ДТП.

Тема 7. Экспертное исследование наезда на пешеходов.

Причины наездов на пешеходов и задачи экспертного исследования; механизм наезда на пешехода; техническая возможность предотвращения наезда на пешехода, перемещавшегося в попутном (встречном) направлении, в поперечном направлении, при ограниченной видимости, при ограниченной обзорности; экспертный анализ ДТП с помощью ЭВМ.

Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.

29 июня 2021 г., с 11.00 до 14.00

Тема 8. Экспертное исследование столкновений ТС.

Причины столкновений ТС и задачи экспертного исследования; классификация столкновений; механизм столкновения ТС; экспертное исследование процесса сближения ТС, процесса взаимодействия при столкновении, процесса отбрасывания после столкновения; техническая возможность предотвращения столкновения.

Тема 9. Экспертное исследование маневра объезда, опережения и обгона ТС.

Силы, действующие в процессе маневра ТС; методика экспертного исследования маневра; понятие обгона; исходные данные, необходимые для экспертного исследования обгона и объезда; обгон с постоянной скоростью; обгон с ускорением и замедлением; незавершенный обгон.

Тема 10. Экспертное исследование устойчивости и управляемости ТС.

Понятия устойчивости и управляемости ТС. Потеря поперечной устойчивости ТС на горизонтальной дороге и на негоризонтальной дороге. Потеря продольной устойчивости ТС. Потеря управляемости ТС. Исследование ДТП, связанных с заносом ТС. Определение критических скоростей движения ТС по условиям заноса и опрокидывания.

Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестации проводится в форме электронного тестирования с решением ситуационных задач:

– количество вопросов в тесте – 20;

– формат вопросов: по пройденным темам с выбором одного или нескольких правильных вариантов ответа;

– время, отводимое на сдачу теста – 20 минут;

– количество попыток для сдачи теста – 1;

– оценка успешности сдачи теста – 16 и более правильных ответов.

1 июля 2021 г., с 11.00 до 14.00

Тема 11. Экспертное исследование ДТП, происшедших в условиях ограниченной видимости.

Понятия общей и конкретной видимости. Методы их определения и использования экспертом. Решение вопросов о соответствии скорости движения ТС условиям общей видимости и о технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП в условиях ограниченной видимости опасного объекта.

Тема 12. Экспертное исследование действий водителей на соответствие требованиям Правил дорожного движения (далее – ПДД).

Понятие «момент возникновения опасности для движения» и его использование в судебно-следственной и экспертной практике. Пределы компетенции судебного эксперта-автотехника в вопросах «о моменте возникновения опасности» и «исследования действий водителя на соответствие ПДД». Экспертное исследование действий водителя в стандартных (регламентированных в ПДД), нестандартных дорожно-транспортных ситуациях и особых дорожных условиях.

Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация (экзамен) проводится в форме электронного тестирования.

Каждому слушателю предлагается сборник из 20 заданий и 80 предложенных ответов.

Критерий тестовых заданий на экзамене:

«5» – слушатель допускает при ответе не более 3 ошибок;

«4» – слушатель допускает при ответе не более 6 ошибок;

«3» – слушатель допускает при ответе не более 9 ошибок;

«2» – слушатель допускает при ответе 10 и более ошибок.

Занятие проводит эксперт, адвокат, преподаватель Санкт-Петербургского Института адвокатуры, преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), действительный член палаты судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова «СУДЭКС» Келарев Аркадий Вячеславович.

Стоимость: 35 000 рублей.

Записаться на обучение и оплатить участие в нем можно на сайте Института адвокатуры.

Важная информация:

1. После регистрации и оплаты ссылку для участия вы получите на почту вечером накануне семинара.

2. Если вы не смогли участвовать онлайн или хотите еще раз посмотреть курс – мы пришлем всем доступ к видеозаписи 5 июля 2021 г. Он будет открыт до 12 июля 2021 г.

3. Если вы адвокат, при регистрации обязательно укажите свой регистрационный номер с кодом региона, например, «78/0000».

4. Участникам курса присваивается 104 академических часа повышения квалификации.

5. Для выставления счета юридическому лицу направьте банковские реквизиты на e-mail: institut@apspb.ru. Не забудьте указать название курса, на который хотите попасть.

6. Для заключения договора необходимо направить на электронный адрес institut@apspb.ru: копию паспорта (1 и 2 страницы, адрес регистрации), копию(и) диплома(ов) о высшем образовании, копию СНИЛС.

7. Ссылка на методическую литературу направляется слушателям за 15 дней до начала занятий.

За получением дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста, по номеру WhatsApp: +79215702269.

Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности

Основные цели анализа ДТП сводятся к систематическому поиску возможностей предупреждения ДТП, а также к выявлению вины и определению меры наказания причастных к нему лиц.

Различают следующие виды анализа ДТП:

· анализ единичных ДТП (детерминированный, причинно-следственный, юридический анализ, экспертиза ДТП);

· анализ ДТП как массового явления (параметрический, вероятностный, статистический анализ).

Анализ единичных ДТП основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, анализ ДТП как массового явления — на использовании учетных данных о ДТП, статистических данных о водителях, транспортных средствах и т. д.

Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП — построение модели механизма совершения ДТП, что позволяет выявить мероприятия по предупреждению ДТП.

Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БДД (юридический анализ, экспертиза ДТП), возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, так как выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности, должны отвечать жестким требованиям высокой степени достоверности.

При анализе ДТП как массового явления выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чем должны быть сконцентрированы усилия по их предупреждению.

На основании сопоставления разных показателей можно установить, какие факторы и условия повышают вероятность ДТП и насколько.

Полученные выводы могут быть использованы также применительно к отдельным ДТП при обосновании мероприятий по их предупреждению.

В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого нужно четко представлять, какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления.

Объектами сопоставления являются:

· субъекты Российской Федерации при решении задачи государственного управления региональным развитием в сфере БДД;

· объединения, предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, при решении задачи по предупреждению ДТП в ДТК Российской Федерации;

· дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, пересечения дорог и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП при решении задачи совершенствования дорожных условий;

· категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъемности, вместимости, особенности эксплуатации и др. при решении задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств.

Для анализа аварийности используют абсолютные, удельные и относительные показатели.

Абсолютные показатели образуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей — отражение масштабов аварийности, оценка ущерба от ДТП, анализ динамики аварийности. К абсолютным показателям относятся число ДТП, число погибших, число раненых, число ДТП из-за технической неисправности транспортных средств и др.

Для анализа аварийности необходимо использовать также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по ОБДД. Совокупность показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, организации, осуществляющей перевозочную деятельность), основными среди них являются следующие:

· характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);

· численность, состояние и развитие парка транспортных средств; состояние и развитие дорожной сети (протяженность дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в разные промежутки времени); наличие и эффективность системы оказания скорой медицинской помощи, контроля соблюдения требований БДД; число организаций, осуществляющих разные виды перевозочной деятельности;

· условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка; данные о маршрутах перевозок, численности,

· стаже, возрасте, квалификации водительского состава; наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т.д.).

Абсолютные показатели мало пригодны для сопоставительного анализа уровня ОБДД. Например, по абсолютному числу ДТП, погибших и раненых нельзя сравнить уровень БДД в разных регионах из-за различия в численности транспортных средств, протяженности дорог и других специфических особенностей, объективно влияющих на эти показатели.

Удельные показатели представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого. Наиболее часто используют удельный вес ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных типов в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП отдельных видов в общем числе ДТП; удельный вес ДТП в городах, других населенных пунктах, на автомобильных дорогах в общем числе ДТП; удельный вес ДТП из-за определенного вида нарушений ПДД в общем числе ДТП; удельный вес пострадавших (погибших, раненых) разных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненых) и др.

Удельные показатели применяют для описания структуры аварийности.

Относительные показатели образуются делением одного абсолютного показателя на другой. Наиболее часто используют такие относительные показатели, как число ДТП, погибших или раненых на 1 млн. км пробега транспортных средств, на 10 тыс. транспортных средств, на 10 тыс. водителей, на 100 тыс. населения, на 100 км автомобильных дорог и т.д.

К основным методам анализа динамики аварийности относят оценку изменения показателей аварийности:

· по отношению к предшествующему периоду времени (точка к точке);

· отношению к базовому периоду времени;

· отношению к среднему значению за несколько предшествующих лет (точка к среднему);

· средним показателям, например по средним за два последних пятилетних периода (средние к среднему).

Результаты анализа динамики аварийности представляют в виде
таблиц, графических зависимостей, диаграмм, карт.

Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производят, как правило, для оценки результатов деятельности по ОБДД, выявлению неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.

Анализ статистики отчетных ДТП по России позволяет выделить наиболее распространенные нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, с которыми связано возникновение происшествий (табл. 1).

Характер нарушений Доля ДТП в общем числе отчетных, % Характер нарушений Доля ДТП в общем числе отчетных, %
Водитель Неправильный выбор скорости водителем Выезд на полосу встречного движения Несоблюдение приоритета на нерегулируемом пересечении Нарушение правил обгона Несоблюдение дистанции 11,0 8,5 4,5 3,1 Пешеходы Переход дороги в неустановленном месте Внезапный выход на проезжую часть в непосредственной близости от транспортного средства 6,5 8,0

Доля приведенных неправильных действий водителей и пешеходов в разных регионах страны и в разных городах неодинакова и может колебаться примерно так же, как и основные виды происшествий, что показано в табл. 1. Однако важно отметить, что на все указанные нарушения можно влиять с целью их ликвидации не только усилением надзора за дисциплиной дорожного движения инспекторами ГИБДД и общественности, но также совершенствованием организации дорожного движения.

Количественный анализ дает лишь цифровые показатели и возможность сравнивать состояние аварийности по годам и за другие календарные сроки и выявлять общие тенденции изменения. Простейший количественный анализ обычно ограничивается данными об общем числе ДТП, количестве погибших и раненых людей. Важным показателем при количественном анализе является тяжесть последствий ДТП.

Коэффициент тяжести ДТП КТ может быть определен как отношение числа погибших людей nу к числу раненых np за определенный календарный срок:

Чем меньше величина этой дроби, тем меньше тяжесть ДТП. По данным официальной отчетности о ДТП, в различных странах показатель тяжести ДТП колеблется в широких пределах от 1 /5 до 1 /40. Следует, однако, учитывать, что на величину КT оказывает большое влияние степень полноты охвата ДТП с легкими телесными повреждениями людей.

В качестве оценочного показателя тяжести ДТП применяют также относительное (удельное) количество погибших людей при ДТП. Так, например, тяжесть различного вида ДТП в РОССИИ характеризуется показателями относительной тяжести последствий ДТП, количеством погибших на 1000 ДТП данного вида (табл. 2). Во многих случаях объективный сравнительный анализ ДТП может быть сделан только при вычислении удельных (относительных) показателей. Это совершенно необходимо в тех случаях, когда объем источника ДТП неодинаков, т. е., например, при сравнении ДТП для существенно различающихся по масштабам автомобильного движения стран, городов, автотранспортных предприятий.

На практике находят применение удельные показатели количества ДТП или количества погибших людей, рассчитанные по отношению к следующим данным: на 10000 жителей; на 1000 транспортных средств; на 1000 водителей; на 1 км протяжения дороги; на 1 млн. км пробега транспортных средств. Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обусловливающий вероятность ДТП — величину пробега транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например, легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробеги в 3—12 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение количества ДТП на 1000 транспортных средств индивидуального пользования и находящихся в транспортных организациях (например, такси и др.) приводит к несопоставимым результатам.

Вид ДТП Относит. тяжесть последствий ДТП Вид ДТП Относит. тяжесть последствий ДТП
Падение пассажира Наезд на гужевой транспорт Опрокидывание Наезд на пешехода Наезд на велосипедиста Столкновение Наезд на препятствие Наезд на животное

Показатель относительной аварийности Ко определяют по формуле

где – — количество ДТП на рассматриваемый период (обычно год);

— суммарный пробег транспортных средств за тот же период, км;

– протяженность магистрали, км;

– суточный объем движения транспортных средств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: