Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: отличия

Перевозка и транспортная экспедиция: различия, ответственность, оформление

Договор перевозки и транспортная экспедиция — в чем различие? В каком случае лучше оформить перевозку? Зачем вообще нужна транспортная экспедиция?

Недавно, разговаривая с директором фирмы, оказывающей услуги транспортной экспедиции (к слову, им был предъявлен иск на значительную сумму в связи с утратой груза), а также изучая их первичные документы, я поняла, что компания хоть и называется транспортно-экспедиционной, однако в действительности осуществляет услуги по перевозке в чистом виде. Почему так работают и оформляют документы директор ответить не смог, так как разницы не понимает между экспедицией и перевозкой. Но ее необходимо понимать, чтобы избежать проблем как с налоговой инспекцией, так и мер ответственности, связанной с утратой или повреждением груза.

Перевозка или экспедиция?

Вдаваться в термины гражданского кодекса не хочется, поэтому говоря обычным языком: перевозчик — непосредственный исполнитель, он перевозит груз, экспедитор — это агент, который организует перевозку, иными словами — посредник между заказчиком и перевозчиком. Но! Экспедитор может перевозить груз непосредственно сам или с привлечением третьего лица и тогда он будет считаться перевозчиком. Как сделать так, чтобы экспедитора не посчитали перевозчиком проверяющие органы или суд?

Недавно по перевозке и экспедиции вышли сразу два разъясняющих документа от Верховного суда — Обзор и Пленум. Ничего революционного в них нет, между тем, ряд спорных моментов хорошо разъяснены. Хочу вкратце их резюмировать.

  1. Перевозчик отвечает за груз в любом случае — в очень редких ситуация он будет освобожден от ответственности. Также перевозчик не несет ответственность за утрату груза по причине плохой упаковки, осуществленной отправителем.
  2. Экспедитор отвечает за перевозимый груз только если действует как фактический перевозчик, выписывает транспортные документы. Об этом пункте я расскажу подробнее ниже.
  3. Грузоотправитель имеет право солидарно взыскать стоимость утраченного (поврежденного) груза с перевозчика и экспедитора (ст. 323 ГК РФ). Следовательно, у собственника груза гораздо больше шанса взыскать ущерб, так как перевозчик может быть ИП или вообще обычным физическим лицом без имущества (как правило именно так и бывает).
  4. Отправитель груза или экспедитор обязаны обеспечить перевозчика всей необходимой разрешительной документацией на груз, а перевозчик со своей стороны не обязан проверять их полноту и правильность заполнения.

В Пленуме также есть разъяснения по пассажирским перевозкам, утрате багажа и т.п. — всем интересующимся рекомендую посмотреть.

Так что лучше — договор перевозки или договор транспортной экспедиции? В первую очередь, разница между этими двумя договорами в уровне ответственности. Перевозчик отвечает за груз в любом случае, иными словами, его вина презюмируется. Исключения — да, есть, но они редки и их нужно доказать. С экспедитором все сложнее.

В Обзоре практики по перевозкам суд обратил внимание, что экспедитор отвечает за утрату груза, если является фактическим перевозчиком . Что это значит? Вот как это понимает суд:

экспедитор не предлагал заказчику на выбор перевозчиков для согласования, а указал конкретное лицо, которое будет доставлять товар, стоимость экспедиторских услуг равна рыночной стоимости перевозки, а на сайте компании — экспедитора было указано, что общество обеспечивает доставку товара.

Как видно, исходя из действий экспедитора, суд пришел к выводу, что он принял на себя обязанности перевозчика. Следовательно, мало назваться «экспедитором » и составить договор на оказание транспортно — экспедиционных услуг, необходимо еще этому следовать в своей деятельности. Каким образом?

Исходя и цитаты выше — перед каждой перевозкой согласовывать письменно перевозчиков, а не направлять к заказчику единственного (ставить перед фактом), стоимость услуг экспедитора никак не может быть равной стоимости перевозки (перевозка дороже), либо услуги экспедитора должны выделяться в платежных документах отдельной строкой, проверить информацию на сайте на соответствие деятельности экспедитора ( есть ли гарантии о сохранности груза ?).

Экспедитор ответит за груз, если он:

  • осуществлял его доставку своим или нанятым транспортом;
  • выписал транспортную накладную.

Если экспедитор является организатором перевозки, находит перевозчика, согласовывает его кандидатуру с заказчиком, выставляет плату за свои услуги — ответственность за перевозку он не понесет. А если экспедитор является по сути перевозчиком?

Экспедитор перевозит груз личным транспортом — это не экспедитор, а самый настоящий перевозчик, избежать ответственности точно не получится. Кстати, как бы не была названа сторона сделки (экспедитор, перевозчик, исполнитель) — суд даст оценку договору и определит какие отношения и договоренности были достигнуты между сторонами, говоря иначе — будет исходить из буквального смысла договора и действий сторон. Оформление документов — в перевозочной накладной в качестве перевозчика указывается экспедитор, отправителем — поставщик. Плюсы — у покупателя товара нет риска в части не признания расходов на перевозчика необоснованными (для возмещения НДС).

Экспедитор нанимает транспорт для перевозки — здесь ответственность наступит, если экспедитор примет на себя обязанности перевозчика. Оформление — в транспортной накладной перевозчиком указывается тот, кто повезет груз. Покупатель (или лицо, в чьей адрес доставляется груз) уведомляется о непосредственном перевозчике. Отправителю предоставляются кандидатуры перевозчика с условиями перевозки для согласования. Стоимость своих услуг экспедитор выделяет отдельной строкой в счете (если оплачивает сам за перевозку), либо иных документах, предоставленных отправителю для возмещения затрат экспедитора. В идеале — чтобы отправитель (заказчик) оплачивал перевозку непосредственно конечному исполнителю. Для подтверждения посреднических услуг экспедитора необходим акт выполненных услуг.

К акту прилагается отчет экспедитора , в котором он перечисляет выполненную работу в интересах заказчика. Вместе с отчетом заказчику передаются копии: договора перевозки, акта выполненных услуг по перевозке, платежных квитанций, поручений, подтверждающих затраты экспедитора. К слову, закон не требует от экспедитора составлять и подписывать акт выполненных услуг, однако его наличие упрощает расчеты между сторонами и доказывает реальность услуги. К тому же в акте можно отдельно прописать все расходы экспедитора, вознаграждение и иную информацию.

Читайте также:
Договор безвозмездной аренды автомобиля у физического лица

Знаю, что это в реальности так все оформить практически невозможно и никто не захочет раскрывать условия сделки с перевозчиком перед заказчиком. Следовательно, работу нужно строить исходя из максимально возможного — заключать договор экспедиции, не указывая при этом, что экспедитор обязуется доставить груз. Не выписывать на экспедитора (его водителя) доверенность на получение груза. Предложить письменно заказчику несколько перевозчиков. В отчетных документах отдельно выделить услуги экспедитора и стоимость услуг перевозчика (не предоставляя при этом первичку по перевозке в подтверждение ее стоимости). Если экспедитор не хочет отвечать за сохранность груза — он не должен его принимать к перевозке и выписывать соответствующие транспортные документы.

Но все же, если экспедитор доставляет груз, выписывает транспортные документы и так далее — размер его ответственности может быть ограничен и он ответит только в том объеме, в каком отвечает перевозчик. Как известно, закон о транспортно — экспедиционной деятельности для экспедитора устанавливает повышенную ответственность — в размере полного возмещения ущерба, неустойки 3% (если получатель физическое лицо), упущенной выгоды, размера самого вознаграждения экспедитора.

Однако, если экспедитор докажет, что груз поврежден или утрачен был по вине перевозчика — экспедитор ответит по правилам ответственности, установленным для перевозчика. Что тоже неплохо, потому что перевозчик возмещает только реальный ущерб — стоимость груза или сумму, на которую понизилась его стоимость.

Кстати, если клиент не объявлял стоимость груза, она не указана в перевозочных документах или счетах на оплату — это не повод не возмещать ущерб. Так указал Верховный суд в вышеуказанном Обзоре. Стоимость можно определить исходя из рыночных цен на аналогичный товар или иным способом, исходя из конкретной ситуации.

Конечно, сам клиент, отправляя груз должен проявлять бдительность в оформлении документов, объявлении его стоимости, подробного описания внешних характеристики, упаковки, составных частей. Необходимо проверять кому выписывается доверенность на отгрузку, выдать инструкции кто имеет право получить груз. Часты случаи мошенничества, когда товар получает лицо, не имеющее отношение к получателю — выходит какой то человек, говорит я подрядчик, да груз для нас, выгружайте.

Водитель товар отдал, документы подписал и поехал. Потом выясняется, что получатель знать не знает этого «подрядчика», требует свой товар. Следовательно, необходимо требовать доверенность, сверять ее данные с паспортом получателя. Причем доверенность должна быть в оригинале — скан по электронное почте в суде экспедитору не поможет (в качестве доказательства добросовестности).

Также в суде не помогут свидетельские показания, подтверждающие передачу груза — у меня был подобный спор, в котором я представляла интересы отправителя. Перевозчик не смог доказать, что груз был доставлен в виду полного отсутствия первичных документов, подписанных со стороны получателя товара. В суд он привел 3 свидетелей, прилагал косвенные доказательства, подтверждающие доставку. Однако суд принял нашу позицию. Как и в другом деле — где я выступала со стороны поставщика.

Покупатель требовал допоставить товар, но в документах была ошибка в единице измерения товара — на первый взгляд ерунда. Но мне удалось ситуацию повернуть ровно на 180 градусов — суд отказал покупателю в удовлетворении требований, а наши встречные — удовлетворил. Поэтому первичные перевозочные (и не только) документы важно проверять, особенно в части характеристики товара.

Экспедитор не обязан страховать груз, если это прямо не будет указано в экспедиторском договоре. Если же застрахует — стоимость страховки может возмещаться заказчиком, либо нет. Если возмещается — расходы на страхование груза должны подтверждаться и передаваться заказчику вместе с актом выполненных услуг (отчетом экспедитора).

Что касается страхования ответственности экспедитора или перевозчика — это его право, но не обязанность, расходы на страховку клиент не возместит по закону.

Подводя итоги сказанному — что лучше — экспедиция или перевозка? Как вижу я — если экспедитор фактически осуществляет перевозку груза (сам или с помощью нанятого транспорта) — лучше заключать прямые договоры перевозки, учитывая, что ответственность перевозчика ограничена по закону.

Да и в плане документации все проще и понятнее, как и в налогообложении (особенно в части возмещения НДС покупателем).

Если исполнитель оказывает комплексные услуги, связанные доставкой груза — его страхование, сопровождение, охрану и так далее — нужен, конечно, договор экспедиции, либо смешанный договор перевозки. Но обязательно с оформлением отчета экспедитора, актом выполненных услуг, предложением клиенту перевозчиков на выбор. Если экспедитор просто организует перевозку без доставки груза — тут все проще — оформляется простая экспедиция, в которой не нужно указывать про доставку, перевозку груза. Четкие и ясные обязанности экспедитора — этого будет достаточно.

Новый взгляд ВС на ответственность — Если экспедитор не отказался от поручения — переложить вину на перевозчика не получится

Договор перевозки грузов: полезные советы перевозчику

На услуги доставки грузов и переезды заключают договор перевозки.

Грузы перевозят по правилам из законов, большинство из которых в договоре нельзя менять в свою пользу. Правила сделали строгими, чтобы перевозчики не уходили от ответственности за потерю груза и небрежную работу водителей.

Читайте также:
Договор купли продажи авто в рассрочку: образец

Мы собрали условия перевозки, которые можно менять в договоре с клиентом. В статье найдёте шаблон договора и сможете переписать пункты под свои интересы — мы поможем.

А вот те самые законы, по которым возят грузы:

🚚 Глава 40 «Перевозка» ГК РФ,

Какой договор правильный: перевозки или транспортной экспедиции?

Перевозка груза и транспортная экспедиция — две похожие, но разные услуги.

Перевозка — это перемещение груза из пункта А в пункт Б. Задача перевозчика — загрузить машину и бережно довезти груз до адреса заказчика.

Транспортная экспедиция — это организация перевозки груза. Экспедитор всё берёт на себя: подбирает транспорт и маршрут, оформляет провозные документы, контролирует груз в дороге.

Перевозчик всегда отвечает за груз. Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика. В этом разница услуг.

Договор зависит от услуги, которую предприниматель реально оказывает клиентам: перевозит груз или организует перевозку. В этой статье мы даём советы по договору перевозки.

Предпринимателю не уйти от ответственности, назвав договор перевозки экспедицией. Если от тряски грузовика развалится антикварный стол, перевозчик заплатит. Суд будет смотреть условия договора, а не название.

Что полезного записать в договор перевозки

Предмет договора

Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ.

Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.

Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.

Транспортная накладная

При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.

Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

Принять груз по расписке или накладной свободной формы — нормально. Главное, чтобы читались условия перевозки.

Кто грузит и разгружает

Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.

Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.

Транспортное средство

Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором.

Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.

Упаковка груза

Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.

Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.

Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.

Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.

Срок доставки

Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.

Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:

  • 10 дней для перевозки по городу и в область,
  • 30 дней для доставки в другую страну.

Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

Цена и срок оплаты

Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.

Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.

Объявленная ценность груза

По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.

Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

Ответственность перевозчика

Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.

За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.

Ответственность заказчика

Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Подсудность споров

Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.

По общему правилу судятся по месту жительства ответчика.

Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять. Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона.

Читайте также:
Двойной договор купли продажи автомобиля

С клиентами-физлицами подсудность поменять не получится. На услугу перевозки действует защита потребителей. Это значит, клиент пойдёт в районный суд по месту жительства. Пункты договора об изменении подсудности не работают.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: отличия

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

    • Главная
    • О себе
    • Услуги
      • Услуги физическим лицам
        • Помощь по гражданским делам
        • Банкротство физических лиц
        • Защита адвоката в суде
        • Сопровождение сделок с недвижимостью
        • Сопровождение споров в суде дистанционно
      • Услуги юридическим лицам
        • Регистрация ИП
        • Ликвидация фирм
        • Ликвидация ООО
        • Закрытие ИП
        • Налоговые споры в суде
        • Экономические споры
        • Юридические услуги для ИП
        • Юридические услуги для предприятий
      • Бесплатная консультация юриста
      • Наследственные споры в суде
        • Признание наследника недостойным
        • Споры при отсутствии завещания
        • Обжалование действий нотариуса
        • Раздел наследуемого имущества
        • Установление факта нахождения на иждивении наследователя
        • Установление факта родственных отношений
        • Признание завещания недействительным
        • Восстановление срока для принятия наследства
        • Установление факта принятия наследства
        • Определении супружеской доли в наследстве
      • Земельные споры
        • Признание сделки с земельным участком недействительной
        • Оспаривание исключения из садового товарищества
        • Обжалование действий государственных или муниципальных органов
        • Изъятие участка из незаконного владения
        • Бесплатная приватизация земли
        • Реальный раздел земельного участка между собственниками
        • Споры о границах земельного участка
        • Определение порядка пользования земельным участком
        • Признание права собственности на землю
        • Устранение препятствий в пользовании земельным участком
        • Признание права пользования земельным участком
        • Обжалование отказа в приватизации земельного участка
      • Жилищные споры в суде
        • Перевод квартиры в нежилой фонд
        • Помощь при залитии помещения
        • Признание гражданина утратившим право пользования жилым помещением
        • Выселение из жилого помещения
        • Вселение в жилое помещение
        • Раздел жилого помещения
        • Переход права собственности на жильё в порядке наследования
        • Предоставление жилых помещений по договору социального найма
        • Признание недействительными договоров купли продажи
        • Признание гражданина не приобретшим права пользования жилплощадью
        • Признание недействительным договора о приватизации
        • Признание прав пользования жилыми помещениями
        • Снятие с регистрационного учета (прописки)
        • Порядок пользования жилым помещением
        • Принудительный выкуп доли
      • Семейные споры
        • Определение порядка общения с детьми
        • Признание брака недействительным (фиктивным)
        • Лишение родительских прав
        • Раздел имущества после развода
        • Расторжение брака в суде
        • Оспаривание или установление отцовства
        • Признание брачного договора недействительным
        • Взыскание алиментов на детей и супруга
        • Определение места жительства детей при раздельном проживании родителей
      • Cтраховые споры и автоюрист
        • Помощь при ДТП
        • Взыскание ущерба с виновника ДТП
        • Оспаривание страховых выплат
        • Оспаривание отказа в выплатах страховой компанией
      • Административные дела
        • Правонарушения в отношении охраны собственности
        • Юрист по миграционным вопросам
        • Правонарушения в области дорожного движения
    • Цены
    • Практика
    • Контакты

Иванченко Романа Борисовича

  • Адвокат в Тамбове /
  • Вопрос-ответ /
  • В чем отличия договора перевозки от договора оказания транспортных услуг?
  • Услуги
  • Отзывы
  • Новости
  • Вопрос-ответ
  • Статьи
  • Видео

В ходе банкротства завода утвердили предложения конкурсного управляющего о продаже права аренды участка, который был в залоге у банка. .

Конкурсный управляющий общества просил привлечь контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и взыскать крупную сумму. Суд принял это заявление к производству. .

Оспаривание постановления пристава-исполнителя об удержании из заработной платы должника сумм, мотивированное тем, что после удержания заработная плата должника становится ниже величины прожиточного минимума, неправомерно.

Как указано в Письме ФНС России N КЧ-4-8/7061@, ФССП России N 00013/19/101266-ОП от 15.04.2019 “О порядке исполнения пункта 3.6 Плана совместных мероприятий Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов на 2019 год”, в соответствии с установленной п. 5 ст. 47 НК РФ очередностью взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в первую очередь производится взыскание в отношении наличных денежных средств, а также денежных средств и драгоценных металлов в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.

В соответствии со ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Договор перевозки и транспортной экспедиции: основные правовые позиции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26

26 июня 2018 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», которым обобщил судебную практику и сформулировал правовые позиции по спорным вопросам применения законодательства о договоре перевозки и транспортной экспедиции (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 26).

В данном обзоре кратко сформулированы основные правовые позиции, изложенные в Постановлении Пленума ВС РФ № 26. Знание основных положений Постановления Пленума ВС РФ № 26 необходимо участникам транспортно-экспедиционной деятельности (перевозчикам, экспедиторам, грузоотправителям, клиентам), чтобы учесть возможные негативные риски при осуществлении практической деятельности. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик несет ответственность независимо от наличия его вины. Согласно пункту 23 Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия или противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.

Читайте также:
Договор купли продажи прицепа к грузовому автомобилю

В теории различают ответственность за виновное причинение вреда, ответственность за случайное причинение вреда и ответственность вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Данным постановлением ВС РФ закрепил правовую позицию о том, что за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик несет ответственность независимо от наличия его вины, в том числе, за случайное причинение вреда. Таким образом, только обстоятельства непреодолимой силы освобождают перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Ответственность перевозчиков за просрочку доставки грузов

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза. Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых могут быть включены суммы: уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю. Вопрос взыскания штрафов (договорной неустойки) с перевозчика в случае просрочки доставки груза являлся спорным в судебной практике, однако, данным положением ВС РФ прямо закрепил обязанность перевозчика возмещать стороне договора перевозки убытки, в состав которых может быть включена договорная неустойка, предусмотренная договором, стороной которого перевозчик не является. Это существенно увеличивает общий размер ответственности перевозчика, учитывая, что перевозчик может даже не знать о каких штрафах может идти речь и которые он должен будет заплатить при просрочке доставки груза. Ответственность экспедитора зависит от его обязанностей по договору. Договорный перевозчик. Согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ № 26 в зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление транспортных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. (пункт 1 статьи 801 ГК РФ). На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Закона о транспортной экспедиции суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение. Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если:

  1. Он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо
  2. Он выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее – договорный перевозчик).

На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки. В соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВС РФ № 26 согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети Интернет, через который заключался договор. Пункты 25 и 26 Постановления Пленума ВС РФ № 26 определяют (разграничивают) ситуации, когда экспедитор отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза и ситуации, когда он такой ответственности не несет.

Принципиально важно введение термина «договорный перевозчик». Не всегда экспедитор выполняет перевозку лично и не во всех случаях выписывает экспедиторскую расписку (хотя и должен это делать) и, здесь важно установить выразил ли экспедитор каким-либо образом (способом) намерение гарантировать сохранную доставку груза и тогда он несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза или экспедитор не выражал такого намерения, тогда его ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза исключается. Признание экспедитора банкротом не исключает возможности взыскания причиненного ущерба с перевозчика. Согласно п. 27 Постановления Пленума ВС РФ № 26 в случае объявления экспедитора несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по договору перевозки, заключенному для клиента во исполнение указаний последнего, переходят к клиенту (абзац шестой статьи 1002, пункт 1 статьи 6 ГК РФ). В настоящее время, суды, применяя аналогию закона, распространяют применение данного положения на ситуации, когда экспедитор исключен из ЕГРЮЛ и такое исключение не связано с признанием его банкротом. Перевозчиком, в отличие от экспедитора, может быть вполне реальная, обладающая активами, нормально функционирующая организация и, в случае признания банкротом экспедитора, клиент, с учетом указанного положения, сохраняет возможность взыскать причиненный ущерб непосредственно с перевозчика, с которым экспедитором был заключен договор перевозки. С учетом положений Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчикам и экспедиторам необходимо учитывать установленную повышенную ответственность за просрочку доставки грузов в виде необходимости уплаты штрафов по тем договорам, которые заключил их контрагент. Клиентам необходимо внимательно читать содержание договора транспортной экспедиции с тем, чтобы ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза была в нем прямо закреплена, и экспедитор не ушел от ответственности в тех случаях, когда он реально организует сохранную перевозку груза.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

ВС РФ разъяснит, какие нормы применяются к возникающим на основании договоров перевозки и транспортной экспедиции отношениям

Обобщение судебной практики по спорам, вытекающим из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции, позволило Верховному Суду Российской Федерации сформировать ряд правовых позиций, касающихся, в частности, ответственности сторон: перевозчиков – за утрату, недостачу или повреждение порчу груза, грузоотправителей – за искажение сведений о грузе, экспедитора – за неисполнение договора и др. (обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 декабря 2017 г.). Расширить эти позиции и в принципе разъяснить особенности регулирования соответствующих отношений призван рассмотренный на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ проект Постановления “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

Читайте также:
Договор купли продажи автоприцепа легкового

ВС РФ обращает внимание на то, что, помимо норм Гражданского кодекса, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав) и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила перевозок), на отношения, которые возникают из договоров перевозки и транспортной экспедиции, заключенных для не связанных с предпринимательской деятельностью целей, распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей” (далее – закон о защите прав потребителей). Кроме того, перевозчики – организации и ИП, которые осуществляют как коммерческие перевозки, так и транспортировку людей и материальных объектов для собственных нужд без заключения договоров перевозки, должны выполнять обязанности, установленные для эксплуатирующих транспортные средства лиц (в частности – ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

Также в Проекте отмечается, что если транспортировка пассажира и его багажа выполняется лицом, для которого перевозка является основным видом деятельности, к соответствующему договору применяются положения о публичном договоре и договоре присоединения (ст. 426 и ст. 428 ГК РФ).

Важное разъяснение касается порядка подтверждения факта заключения договора перевозки пассажира и багажа – прямо указано, что в случае отсутствия, в том числе в связи с потерей, или неправильного оформления билета или багажной квитанции наличие договорных отношений между сторонами можно подтвердить другими доказательствами, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет наложение на перевозчика предусмотренной законодательством ответственности (п. 1 ст. 793 ГК РФ). Причем отвечает перевозчик не только за себя, но и за действия иных лиц, услугами которых он пользуется при перевозке, подчеркивает ВС РФ. Так, например, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира во время перевозки с использованием арендованного транспортного средства ответственность должен нести именно перевозчик, а не владелец ТС, поясняет суд.

Особое внимание предлагается обратить на тот факт, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение багажа вне зависимости от наличия его вины в этом. Таким образом, по мнению Суда, причиненный действиями третьих лиц вред (в ДТП по их вине или при хищении багажа) возмещается перевозчиком. От обязанности по возмещению ущерба он освобождается только когда повреждение или утрата багажа произошли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Поскольку возмещение ущерба при недостаче или утрате багажа невозможно без определения его стоимости, ВС РФ счел нужным уточнить, что при отсутствии сведений о документальной стоимости багажа – указанной в договоре или счете продавца товара – следует использовать среднюю рыночную цену соответствующих товаров в месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или день принятия судебного решения. Причем даже если невозможно доказать действительную стоимость багажа, суд не вправе отказывать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности, подчеркивается в Проекте. В этом случае суд определяет сумму возмещения исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 5 ст. 393 ГК РФ).

При этом важно помнить, что перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа по причине ненадлежащей его упаковки – за исключением случаев, когда обязался самостоятельно упаковать багаж или знал о недостатках упаковки в момент принятия товара, но не указал это в провозных документах, – так как обязанность по надлежащей подготовке багажа к перевозке с целью обеспечить его сохранность лежит на пассажире (п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава, п. 63 и п. 74 Правил перевозок). Тем не менее перевозчик должен доказать, что багаж был утрачен или поврежден именно вследствие ненадлежащей упаковки, отмечает ВС РФ.

Также предполагается указать судам, что при удовлетворения требований пассажира, основанных на законодательстве о защите прав потребителей, они обязаны поставить вопрос о взыскании с перевозчика штрафа, предусмотренного за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей), вне зависимости от того, ходатайствовал об этом сам пассажир или нет.

Крайне важным является разъяснение о возможности привлечения к ответственности за вред, причиненный в процессе перевозки, агрегаторов такси и иных лиц, осуществляющих поиск клиентов для заключения договоров перевозки пассажиров и багажа. Агрегатор, по мнению Суда, должен отвечать перед пассажиром в случае, когда заключил договор от своего имени, а также если у пассажира на основании содержания рекламы, информации на сайте агрегатора или переписки с ним сложилось мнение, что он заключает договор именно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником или привлеченным для исполнения обязательств по перевозке третьим лицом.

Читайте также:
Где можно взять договор купли продажи автомобиля

Отдельный раздел Проекта посвящен пояснениям ВС РФ о надлежащем применении норм, регулирующих перевозку грузов. Определено, в частности, как разграничить договор перевозки груза и иные договоры, предполагающие транспортировку каких-либо материальных объектов. Если основная обязанность одной из сторон договора заключается не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза, в частности – о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику, считает Суд. В качестве примера приведен договор об утилизации твердых бытовых отходов, предполагающих их вывоз с использованием транспортного средства.

ВС РФ напоминает, что за повреждение или утрату груза в связи с ненадлежащей упаковкой может отвечать как грузоотправитель, так и перевозчик – если обязался сам упаковать груз или не указал в транспортной накладной известные ему сведения о недостатках упаковки. При этом бремя доказывания того факта, что груз поврежден или утрачен именно вследствие ненадлежащей упаковки лежит на перевозчике.

В остальных случаях за сохранность груза с момента его принятия для перевозки до момента выдачи грузополучателю отвечает перевозчик, даже если утрата или повреждения груза произошли вследствие, например, случайного возгорания транспортного средства, аварии не по вине перевозчика или противоправных действий третьих лиц, в частности кражи груза, отмечает ВС РФ. Однако не стоит забывать о законодательно установленных основаниях для освобождения перевозчика от ответственности (ст. 36 Устава).

Особым образом оговаривается в Проекте право грузоотправителя, являющегося продавцом товара, требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку доставки груза, в размер которых может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара.

Когда перевозка груза осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, за его утрату, недостачу или повреждение по причине ненадлежащей упаковки отвечает экспедитор, поскольку на нем лежит обязанность проверять представленную клиентом информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”; далее – закон о транспортно-экспедиционной деятельности), подчеркивается в Проекте. А при распределении между экспедитором и перевозчиком ответственности за утрату или повреждение груза вследствие иных причин определяющее значение имеет содержание обязательств экспедитора. Если в соответствии с договором он обязан лишь выполнять определенные функции грузоотправителя, например подготавливать необходимые для перевозки документы или осуществлять расчеты с перевозчиком, такая ответственность на него не может быть возложена, отмечает Суд. Если же экспедитор обязуется фактически осуществить перевозку или гарантировать сохранную доставку груза, он отвечает за утрату или повреждение груза (ст. 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Предъявление грузоотправителем иска о возмещении реального ущерба к перевозчику не исключает возможности заявления аналогичных требований к экспедитору, если в соответствии с договором он также должен был обеспечить сохранность груза, считает ВС РФ. В этом случае должны применяться нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 ГК РФ), что исключит возможность неосновательного обогащения грузоотправителя.

Если экспедитор заключает договор от своего имени, именно он вправе предъявлять перевозчику требования о возмещении причиненного частичной или полной утратой либо порчей груза ущерба. Причем не имеет значения, кто является собственником груза и возместил ли экспедитор клиенту соответствующий ущерб, – перевозчик обязан исполнить его требования, указано в Проекте. При этом оговаривается обязанность экспедитора уступить клиенту по его требованию права по договору перевозки с целью возмещения убытков перевозчиком, а также переход к клиенту прав и обязанностей экспедитора в случае его банкротства – по аналогии с уступкой требования и переходом прав по договору комиссии (п. 2 ст. 993, абз. 6 ст. 1002 ГК РФ).

Оплачивается перевозка заключившим договор лицом, поэтому в случае его заключения экспедитором фактический перевозчик не вправе требовать оплаты от грузоотправителя, даже того, который по указанию экспедитора подписал транспортную накладную, подчеркивает Суд.

В заключительном блоке разъяснений рассматриваются вопросы о применении к спорам, связанным с перевозкой и транспортно-экспедиционным обслуживанием, сроков исковой давности и порядке рассмотрения претензий. В частности, поясняется, что срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения убытков клиенту и начинает течь со дня выдачи груза (в случае его недостачи или повреждения) либо со дня признания груза утраченным.

Также отмечается, что перевозчик, не ответивший на предъявленную претензию в течение 30 дней с момента ее получения (ч. 1 ст. 40 Устава), не сможет ссылаться на несоблюдение обязательного претензионного порядка истцом в связи с ненадлежащим оформлением претензии.

Кроме того, Суд напоминает, что на период соблюдения претензионного порядка исковая давность по соответствующему требованию приостанавливается.

Стоит отметить, что и судейское, и научное сообщество в целом поддержали Проект, предложив внести в него ряд поправок. Так, например, включение в один пункт разъяснений о недопустимости взимания платы за оформление билетов и праве агента получать вознаграждение за свои услуги, если договор перевозки пассажира и багажа заключается через него, может быть истолковано как возможность включения в это вознаграждение платы за оформление билетов, полагает заместитель Министра юстиции РФ Юрий Любимов. Кроме того, Минюст России предлагает скорректировать по существу положения проекта об ответственности перевозчика за утрату багажа – ограничив ее только случаями причинения вреда вследствие грубой неосторожности (например, когда водитель не закрыл багажное отделение, в том числе во время остановки в пути, что привело к хищению багажа).

Читайте также:
Потерял договор купли продажи автомобиля: что делать

Таким образом, не исключается внесение в Проект точечных правок в ходе его доработки редакционной комиссией.

Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение

В настоящее время достаточно распространена деятельность, связанная с оказанием транспортно-экспедиционных услуг. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлении заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей. Из этой статьи вы узнаете о том, какими документами оформляются эти операции, как избежать ошибок при отражении операций в бухгалтерском учете и при налогообложении.

Правовые основы

Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется главой 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).

Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.

К числу основных услуг относятся: заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку; оплата провозных платежей; заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.

В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себя получение требующихся для экспорта и импорта документов, растаможку грузов, а также может осуществлять проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, хранение груза, его получение в пункте назначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковки, складирование, а также совершение других операций с грузом (п. 1 ст. 801 ГК РФ) .

Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры как от собственного имени, так и от имени клиента. Последний должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).

Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию об особенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

В свою очередь экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента дополнительные данные. Лучше предоставлять информацию в письменном виде (п. 2 ст. 804 ГК РФ).

Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

Документальное оформление

Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.

В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.

К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.

Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг. Стороны подписывают акт сдачи-приемки.

Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т.п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.

Унифицированные формы отчета экспедитора и акта сдачи-приемки оказанных услуг не установлены. Поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этих документов.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование и дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления
  • личные подписи и их расшифровки.

Таким образом, для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету акт должен содержать все обязательные реквизиты.

Целесообразно описывать содержание хозяйственной операции более подробно, а не ограничиваться словами «работы выполнены в полном объеме» и т.п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.

В пакет документов для организации перевозки собственным автомобильным транспортом экспедитора входят:

  • договор на транспортно-экспедиционное обслуживание;
  • акт выполненных работ;
  • отрывной талон путевого листа автомобиля;
  • третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) (далее – ТТН);
  • счет-фактура экспедитора.

Эти документы должны содержать сведения о маршруте и расстоянии перевозки, наименовании и количестве груза, марке и модели автотранспортного средства.

Если для перевозки автотранспортом будут привлекаться перевозчики, то помимо договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, отчета экспедитора и счета-фактуры экспедитора в пакет документов включаются: копия договора, заключенного экспедитором с перевозчиком; копия ТТН; копия счета-фактуры перевозчика.

Читайте также:
Договор купли продажи авто в электронном виде

Для организации железнодорожной перевозки необходимы:

  • копия договора, заключенного экспедитором с ОАО «Российские железные дороги»;
  • копия железнодорожной накладной;
  • копия счета-фактуры ОАО «РЖД»;
  • копии железнодорожных квитанций разных сборов.

Бухгалтерский учет перевозок

Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента для оплаты транспортных услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Выплаты, произведенные организацией в адрес третьих лиц, привлеченных для исполнения договора транспортной экспедиции, за счет клиента, не признаются расходами организации на основании пунктов 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. В момент оказания таких услуг их стоимость относится на расчеты с клиентом по договору транспортной экспедиции.

На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.

Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента в качестве предварительной оплаты экспедиторских услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 ПБУ 9/99). В силу п. 14 ст. 167, абзаца третьего п. 1 ст. 154 НК РФ организация-экспедитор сумму полученной предоплаты обязана включить в налоговую базу по НДС, отразить начисление НДС в учете и выписать счет-фактуру.

На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.

На дату оказания экспедиторских услуг сумму НДС, исчисленную и уплаченную с суммы предоплаты, полученной в счет вознаграждения за оказание экспедиторских услуг, организация вправе принять к налоговому вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

Дебет 51 – Кредит 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»

– поступили денежные средства клиента в оплату услуг по договору транспортной экспедиции (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);

Дебет 51 – Кредит 62/«Авансы»

– отражена сумма вознаграждения, полученная авансом за оказание экспедиторских услуг (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);

Дебет 76/«НДС с авансов» – Кредит 68/«НДС»*

– начислен НДС с суммы поступившей предоплаты (счет-фактура) в единственном экземпляре;

* В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.

– принят к учету груз, подлежащий перевозке (договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору и экспедиторская расписка);

Дебет 76/«Расчеты с перевозчиком»*– Кредит 51

– оплачены услуги перевозчика (договор перевозки, выписка по расчетному счету);

Дебет 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 76/«Расчеты с перевозчиком»

– стоимость перевозки списана за счет клиента по экспедиционному договору (акт сдачи-приемки транспортных услуг, товарно-транспортная накладная);

Дебет 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 90/«Выручка»

– отражено вознаграждение по договору транспортной экспедиции (акт сдачи-приемки услуг, отчет экспедитора);

Дебет 90/«НДС» – Кредит 68/«НДС»**

– начислен НДС с суммы вознаграждения по договору транспортной экспедиции (счет-фактура);

* В аналогичном порядке отражаются операции по привлечению экспедитором третьих лиц для оказания услуг транспортной экспедиции. Такими лицами могут выступать таможенный брокер, организация, оказывающая услуги склада временного хранения, и т.д.

** В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.

Дебет 90/«Себестоимость услуг» – Кредит 20

– списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг (бухгалтерская справка-расчет);

Кредит 002

– товар сдан клиенту или грузополучателю (товарно-транспортная накладная);

Дебет 62/«Авансы» – Кредит 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»

– ранее полученная предоплата зачтена в счет уплаты экспедиторского вознаграждения;

Дебет 68/«НДС» – Кредит 76/«НДС с авансов»**

– принят к вычету НДС, исчисленный с суммы полученной предоплаты (счет-фактура).

Рассмотрим два варианта взаимоотношений экспедитора с клиентом.

1. В договоре предусмотрена компенсация расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента.

налог на прибыль

При исчислении налога на прибыль в составе расходов не учитываются затраты в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору. Не учитываются в расходах также затраты, произведенные комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если они не учитываются в расходах комиссионера, агента и (или) иного поверенного согласно заключенным договорам. Такой порядок предусмотрен п. 9 ст. 270 НК РФ.

На основании изложенного считаем, что экспедитор в данном случае не имеет права включать в состав расходов при исчислении налога на прибыль расходы, компенсируемые ему клиентом.

Также в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ экспедитор не включает в состав доходов при исчислении налога на прибыль доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. Это касается и возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Читайте также:
Договор купли продажи маломерного судна

Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письмо от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

Обратите внимание! Вышеизложенное относится исключительно к услугам, при оказании которых экспедитор является посредником.

Если экспедитором оказываются услуги лично, то, по нашему мнению, оснований не включать их в состав доходов (исключать затраты, осуществленные для получения дохода, из состава расходов) при исчислении налога на прибыль у экспедитора не имеется.

В целях минимизации налоговых рисков рекомендуем выделять в договоре размер вознаграждения экспедитора за организацию перевозки и стоимость услуг, оказываемых самим экспедитором, а также расходы, подлежащие компенсации.

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (п. 1 ст. 156 НК РФ).

Договор экспедиции не перечислен в данной статье, но учитывая его сходство с агентским договором, считаем, что по отношению к нему также применяются положения ст. 156 НК РФ.

У экспедиторов-посредников налоговая база по НДС определяется согласно ст. 156 НК РФ как сумма дохода, полученная экспедитором в виде вознаграждения.

Порядок оформления счетов-фактур при посреднических операциях изложен в пунктах 3, 7, 11 и 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Согласно указанным нормам счета-фактуры, полученные от перевозчиков и других контрагентов по сопутствующим договорам, экспедитор перевыставляет клиенту от своего имени. При этом он отражает показатели, указанные в счетах-фактурах перевозчиков и контрагентов. Полученные и выставленные счета-фактуры экспедитор не регистрирует в книге покупок и книге продаж.

От своего имени он также составляет счет-фактуру на сумму вознаграждения и с этой суммы исчисляет НДС. Счет-фактура выставляется в течение пяти дней с даты подписания акта об оказании услуг и регистрируется экспедитором в книге продаж.

Таким образом, у экспедиторов налоговая база по НДС определяется как сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения, без включения в нее суммы компенсации.

Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 30.03.2005 №03-04-11/69 и от 21.06.2004 № 03-03-11/103.

Обратите внимание! Экспедитор не имеет права принять к вычету суммы НДС по расходам, подлежащим последующей компенсации клиентом, так как данные расходы произведены по операциям, в дальнейшем не признаваемым объектом обложения НДС.

Кроме того, в договоре можно указать, что вознаграждение исчисляется и уплачивается на основании отчета экспедитора. Это позволит избежать необходимости выделения из поступающих от клиента денежных сумм суммы вознаграждения экспедитора, а соответственно и уплаты НДС с авансов.

2. В затраты по оказанию услуг, связанных с перевозкой, включается вознаграждение, предназначенное экспедитору

В этом случае в экспедиционном договоре сумма вознаграждения отдельно не выделяется.

Налог на прибыль

В таком случае оснований для исключения из состава расходов при исчислении налога на прибыль расходов, связанных с исполнением экспедитором обязательств, не имеется.

Экспедитор также обязан включить данные суммы в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Иными словами, экспедитор должен определить налогооблагаемые доходы исходя из всех поступлений от клиента, связанных с расчетами за реализованные услуги.

Налог на добавленную стоимость

При такой схеме работы налоговая база должна определяться с учетом всей суммы вознаграждения без исключения из нее расходов, связанных с исполнением обязательств.

При этом учесть в составе налоговых вычетов суммы НДС, предъявленные экспедитору в связи с исполнением им своих обязанностей, можно в полном объеме.

В этом случае экспедитор несет налоговые риски в пределах всей суммы договора.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Договор экспедиции и транспортной перевозки грузов: что лучше для перевозчика и заказчика

При внутренних и международных автомобильных грузоперевозках транспортировка дорогих товаров связана с опасностями дорожных повреждений, неправильного складского хранения, хищений в дороге. Вне зависимости от наличия дополнительных договоров, ответственность за груз в пути несет водитель грузовика.


При грузоперевозках самосвалами, транспортировках бетонных блоков или недорогих стройматериалов дополнительные договоры не нужны. Заказчики считают обязательными услуги экспедитора при совершении автомобильных грузоперевозок дорогих товаров, продуктов питания, алкоголя.

Основные и дополнительные документы при автомобильных грузоперевозках

С точки зрения украинского законодательства и дорожной инспекции основным документом для грузоперевозки остается товарно – транспортная накладная (ТТН). Кроме нее, дорожным инспекторам нужно предъявлять:

  • водительское удостоверение;
  • регис трационные документы (включая документацию о владении грузовиком, праве на управление);
  • с анитарный паспорт (нужен при перевозке продуктов);
  • обязательный страховой полис;

При остановках инспекторами дорожной полиции дополнительные документы и договоры на груз водитель может не предъявлять (за исключением транспортировки крупногабаритных и опасных грузов, которые требуют наличия лицензии).

Одним из главных разделов документа для водителя становятся графы «Принял груз» и «Сдал груз». С подписи водителя в первой графе начинается сфера ответственности за сохранность и безопасность груза. При этом грузоперевозчика не волнуют условия складского хранения закрытой тары (у грузоотправителя и получателя) и правильность проведения такелажных работ (погрузки и разгрузки).
При международных автоперевозках основным грузосопроводительным документом является накладная CMR.

Читайте также:
Как автосервису заключить договор со страховой компанией


В международной накладной CMR, несмотря на большое количество разделов, сведения о транспорте и грузе подобны украинской накладной. При международных автоперевозках украинские водители не сталкиваются со сложностями оформления экспортных или импортных товаров, этим занимаются грузоотправители или юридические фирмы.

Зачем нужны дополнительные транспортные договоры, какие из них более выгодны для заказчика грузоперевозки?

Получая от транспортно-информационного сервиса « Transportica » уведомления о доступных грузах, частные автоперевозчики (владельцы грузовиков) сталкиваются с примечаниями «перевозка с оформлением договора» или «перевозка с экспедированием». Такие меры нужны заказчикам грузоперевозки, чтобы уточнить все нюансы автомобильной транспортировки, повысить ответственность грузоперевозчика, застраховать себя от хищения, утери, повреждения товаров. Отдельные договоры точно определяют права и обязанности сторон, служат основанием судебных разбирательств.
Украинским законодательством виды договоров перевозки грузов не определены, документы составляются в произвольной форме, перед подписанием согласовываются и корректируются сторонами.
В дополнительных договорах более подробно расписываются права и обязанности сторон грузоперевозки, штрафные санкции, все нюансы автомобильной транспортировки. Экспедирование грузов может быть отдельным разделом общего договора автомобильной перевозки или оформляться отдельным документом.
Традиционный договор перевозки составляется в произвольной форме, в котором обязательными считаются несколько разделов.

К обязательным разделам договора перевозки автотранспортом относятся дата, подписи, печати, фиксирующие согласие сторон с содержанием документа. В отличие от товарно-транспортной накладной, в транспортном договоре может не быть спецификации грузов, веса, тары, конкретных номеров и характеристик автотранспорта. Основное внимание в документе уделяется срокам доставки, штрафным санкциям, ответственности за сохранность груза в пути. Вопросы приемки груза от отправителя и выдачи его грузополучателю в таких документах не конкретизируются.
При многих видах автомобильной грузоперевозки заказчик отправляет с ценным грузом собственного экспедитора. Если это невозможно, с автотранспортным предприятием, водителем (владельцем грузовика) лучше заключить отдельный договор транспортной экспедиции.
Договор экспедирования не дублирует договор автомобильной грузоперевозки. По договору организация транспортировки может быть поручена третьим лицам (не перевозчику). Говорить о том, какой из договоров лучше для заказчика бессмысленно, так как они дополняют друг друга.

Основными разделами договора становятся обязанности сторон транспортной сделки, права экспедитора, размер оплаты, штрафные санкции. В ходе выполнения договора, водитель — экспедитор, действующий по доверенности заказчика, должен обеспечить:

  • проверку, приемку, погрузку товаров (контроль действий грузоотправителя);
  • заполнение или проверку сопроводительной документации;
  • организацию погрузочных работ;
  • обеспечение сохранности груза в пути;
  • выполнение обусловленных сроков доставки товаров;
  • подготовку места выгрузки, обеспечение такелажных работ (включая наем грузчиков, складской техники);
  • получение складской расписки грузополучателя;
  • отправку всех документов заказчику грузоперевозки.

Включаются в договор транспортной экспедиции и существенные условия, определяющие такие обязанности экспедитора, как согласование с заказчиком маршрута автомобильной грузоперевозки, постоянное оповещение о состоянии и местонахождении груза, уплату сборов и пошлин (при международных перевозках).
Фактически заказчик грузоперевозки, находясь в Киеве, может поручить автотранспортному предприятию или водителю-экспедитору получение товаров на нескольких складах в Одессе, проверку документов и состояния грузов, их доставку в Хмельницкий и прием покупателем.
В Украине попутные перевозки желательно проводить с водителем-экспедитором, который постоянно контролирует правильное размещение груза, оформление документов, выдачу груза. Дополнительные договоры выгодны заказчику грузоперевозки, так как могут точно определить все обязанности перевозчика. Правильно составленный договор становится дополнительной страховкой от возможных транспортных ущербов.

Выгоды экспедирования для частных грузоперевозчиков

Принимая заказы на транспортно-информационном сервисе « Transportica » , неопытные владельцы частного автотранспорта путают договор транспортной экспедиции и договор перевозки, отличия между которыми заключаются в разной степени ответственности за груз.
Опытные водители грузовых автомобилей, понимая свою ответственность, уже при приемке груза непроизвольно выполняют некоторые обязанности экспедитора:

  • проверяют целостность и крепость тары, ее маркировку;
  • проверяют правильность заполнения накладной;
  • руководят погрузочными работами, правильно размещают и штабелируют ящики или паллеты в кузове грузового авто;
  • закрепляют неустойчивую тару;
  • регулярно проверяют груз в пути.

За исключением последнего пункта, такие работы формально не входят в обязанности водителя. При обычных условиях перевозки грузов эти усилия отдельно не оплачиваются. Но ответственность экспедитора не ограничивается указанными работами. Вместе с тем, договоры с экспедированием оплачиваются по более высоким расценкам, что выгодно грузоперевозчику.
Опытным автотранспортным компаниям хорошо известны нюансы и «подводные камни» договоров экспедирования. Сложные перевозки с экспедированием зачастую невозможно провести без спецтранспорта, привлечения грамотных логистов, собственного склада или аренды помещений в проверенном транспортном терминале.
Для частных автоперевозчиков ценность сервиса «Transportica» заключается в возможности отказаться от заключения трудновыполнимых договоров.
Если вы выполняете грузоперевозки на хорошо оборудованном грузовике, знаете транспортную документацию, чувствуете уверенность в своих силах, на транспортно-информационном сервисе «Transportica» всегда можно найти выгодные договоры с экспедированием грузов.
Заключая договор транспортной экспедиции, можно не копировать полностью все пункты обязательств. Сервис «Transportica» не вмешивается в переговорный процесс между сторонами грузоперевозки, все вопросы владельцы автотранспорта и заказчики решают путем переговоров.
Правильно оформленный договор на перевозку грузов автомобильным транспортом выгоден обеим сторонам добросовестной транспортной сделки. Он повышает ответственность грузоперевозчика, совмещающего обязанности водителя и экспедитора. Для заказчиков перевозки доставка грузов автомобильным транспортом становится более безопасной, при хищениях или повреждениях товаров, договоры становятся юридическими основаниями для возмещения ущерба.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: