Нужны ли брызговики на авто

Нужны ли брызговики на автомобиль

Принято считать, что передние и задние брызговики защищают как автомобиль, на котором они стоят, так и все встречные и попутные от попадания грязи, снега, пыли и камней. Мнение спорно, так как на многих автомобилях брызговики просто конструктивно не предусмотрены. Нет даже заводских креплений для них. Делается это не потому, что автопроизводители не дорабатывают, а согласно требованиям ГОСТа: оси колес должны располагаться на одной высоте с нижней частью кузова. То есть, уже арка колеса (крыло) может выполнять защитную функцию брызговика.

Например, у ВАЗ 21099 задняя часть приподнята. Задняя часть кузова заметно выше оси. Выброс из под колес с такой конструкцией будет открытым. Поэтому уже с завода на этой модели ставились задние брызговики.

Передние брызговики чаще можно увидеть на переднеприводных машинах. Они больше защищают авто, на котором стоят, чем других участников движения. Без брызговиков песок с дорожной отсыпки и прочее будет лететь под нижнюю часть авто и стирать, как абразив, все, на что попадает.

Нужны ли брызговики на автомобиль при техосмотре

При техосмотре на автомобиле должны стоять только те брызговики, с которыми автомобиль выпустили на заводе. Отсутствие защиты заводского стандарта может быть расценено как неисправность. Более того, на дороге сотрудник ГИБДД вправе выписать штраф или предупреждение за это.

И наоборот, при техосмотре или регистрации не должны стоять самостоятельно установленные брызговики, если с завода авто выходит без них. Такой тюнинг может быть расценен как «изменение конструкции автомобиля». За это предусмотрено наказание, а попытка «узаконить» это изменение оборачивается очень сложной и долгой волокитой.

На практике, на эту деталь обращают мало внимания. На дороге сотрудник ГИБДД может просто не знать, предусмотрены на данной модели заводские брызговики или нет. Это понятно ввиду наличия на дорогах сотен разных марок. Однако автовладельцу спокойнее, когда на его машине все формально по закону.

Нужны ли брызговики на авто при постановке на учет

Вопрос возник потому, что некоторые дилеры предлагают за доплату поставить брызговики. Мотивируется это тем, что якобы без них авто не поставят на учет. На самом деле на машине должны стоять только заводские брызговики, предусмотренные конструкцией. В другом случае наоборот, могут возникнуть проблемы из-за «внесения изменений в конструкцию».

Должны ли стоять на конкретной модели брызговики или нет, можно узнать в мануале (Инструкции по эксплуатации) авто, или при обращении на завод-изготовитель. В наше время это несложно сделать через контакты на официальном сайте или по e-mail.

Нужны ли брызговики на прицеп легкового автомобиля

Здесь требования такие же, как и к автомобилям. Предусмотрены заводской конструкцией – нужны. Не предусмотрены – не нужны. Колеса прицепа не ведущие. Потому выбросов из-под них меньше, чем от ведущих при пробуксовке по грязи, камням. Если колеса находятся посередине, далеко от задней части, глубоко спрятано в арку, на прицепе может не быть заводского брызговика.

Читайте также:
Проверить наличие страхового полиса по номеру авто

Нужно ли ставить брызговики на автомобиль

Мнения автомобилистов расходятся. Одни утверждают, что практической защиты от самостоятельно установленных брызговиков мало. Камни прилетают часто из-под встречных машин, из передней или боковой части колес, где брызговики никогда не ставят. Траектория полета камешков непредсказуема, он может застрять в рисунке протектора и вылететь после полуоборота колеса. Пыль и снег из-под едущего впереди автомобиля летит, несмотря на наличие или отсутствие брызговиков. Самостоятельно установленный брызговик легко оторвать колесом при въезде на бордюр.

Другие считают, что они все же защищают как свой, так и другие автомобили на дороге. Специальные стендовые лабораторные исследования на эту тему проводятся только в КБ заводов, когда решается, ставить ли на модель такую защиту или нет. И если да, то каких размеров. По самодеятельной установке таких исследований нет. Есть мнение, что они защищают примерно на 10-20%. Но это примерная оценка, ничем не подтверждённая.

При желании, каждый автовладелец может поставить на свой авто нештатные брызговики и посмотреть что из этого получится. Станет ли чище автомобиль, не оторвутся ли они при взъезде на бордюр. Получить на дороге предупреждение или штраф за это маловероятно, так как нарушение направлено, наоборот, на повышение безопасности. (Конечно, если это не портянка, которая тащится по дороге). И вряд ли сотрудники ГИБДД будут изучать тех характеристики каждого авто на предмет – а заводские ли это изделия или тюнинг.

Штраф за отсутствие брызговиков на автомобиле

Если на машине с завода стоят брызговики, снять или потерять их нельзя. Инспектор может выписать штраф за их отсутствие. Но главное, брызговики не дают камням из-под колес поцарапать свое или чужое авто, разбить стекло. Рассказываем, какой штраф за езду без брызговиков, как смягчить наказание или избежать совсем.

Штраф за отсутствие задних брызговиков

Статья 12.5 КоАП

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • Что такое брызговики
  • Какой штраф за отсутствие
  • Последствия, когда авто без брызговиков
  • Что если выписывают штраф
  • Как избежать штрафа

Что такое брызговики и для чего они нужны

Что это. Брызговики, или грязезащитный фартук — это накладка из пластика или толстой резины на задней части крыла.

Зачем нужны. Брызговики защищают другие машины от песка и камней, которые вылетают из-под колес. Такой камень может расколоть краску или оставить трещину на лобовом стекле.

Брызговики есть не на всех моделях машин, иногда их роль выполняют крылья особой формы или бампер.

Брызговики крепятся к крыльям с обеих сторон машины, но бывают не на всех моделях

Читайте также:
Как установить галогеновые лампы на авто

Какой штраф за отсутствие брызговиков на машине

В КоАП есть штраф за вождение машины с неисправностями. Эти неисправности перечислены в п. 7.5 ПДД: нет заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков, которые предусмотрены конструкцией.

Последствия, когда на вашем автомобиле отсутствуют брызговики

Поцарапанное дно и пороги. Без брызговиков камни вылетают из-под колес и повреждают детали машины, прежде всего дно машины и пороги.

Небольшие сколы. Самый частый ущерб для своей или чужой машины — сколы краски от камней.

Ржавчина. Брызговики защищают кузов машины от влаги, без них она быстрее ржавеет.

Обледеневшие пороги. Зимой из-за влаги на порогах может намерзать лед. Брызговики этому препятствуют.

Что делать, если вам выписывают штраф за отсутствие брызговиков

Попросить объяснить нормы закона. Обратите внимание инспектора на то, что брызговики должны быть предусмотрены конструкцией машины. Это прописано в пункте 7.5 ПДД. Если к вашей модели это не относится, штраф будет незаконным — его можно будет оспорить.

В Саратовской области женщина ехала на машине без брызговиков. Инспектор ее остановил и выписал штраф в 500 рублей. Женщина не стала спорить и пошла в магазин за отсутствующими деталями. Но там ей сказали, что на ее машину брызговиков не бывает. Это подтвердил завод-изготовитель. Тогда женщина подала в суд иск об оспаривании штрафа за отсутствие брызговиков, и тот отменил штраф.

Предложить заменить штраф предупреждением. По закону это возможно, если это первое подобное правонарушение и вы никому не причинили вреда.

Написать о несогласии в протоколе. Если вас незаконно обвиняют в отсутствии брызговиков, можно написать в протоколе «брызговик не требуется по конструкции автомобиля, с предъявленными обвинениями не согласен». После этого нужно будет доказать свою невиновность в суде.

Как избежать штрафа за отсутствие брызговиков 2021

Осматривать машину перед поездкой. Проверьте, не оторвался ли брызговик — частично и весь целиком.

Не выезжать без брызговиков. Если брызговик поврежден или его нет, выезжать на дорогу по ПДД нельзя. Нужно вызвать мастера или самостоятельно съездить в магазин за деталью.

Не идти на конфликт с сотрудником ГИБДД. В любой ситуации нет смысла ругаться с инспектором. Лучше спокойно договориться на предупреждение и заменить брызговик, либо получить штраф, а после оспорить его или оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней.

Необходимость установки брызговиков на автомобиль

Установка брызговиков на автомобили не всегда осуществляется заводом-изготовителем. Производители часто используют небольшие пластиковые щитки на передней части порога или заднем бампере, частично отсекающие поток грязи из-под колес.

Дилерские центры предлагают установку дополнительных элементов за доплату, владельцы машин с пробегом могут самостоятельно смонтировать экраны в гаражных условиях.

Зачем нужны брызговики на автомобиле?

Автомобильные покрышки, снабженные рельефным рисунком, отводят грязь и воду из пятна контакта, обеспечивая улучшенное сцепление с дорожным покрытием. Вращающееся колесо отбрасывает поток назад, песок и мелкие камни могут повредить лакокрасочное покрытие и стекла движущихся в потоке машин.

Читайте также:
Можно ли оформить авто без страховки

Для отражения посторонних предметов на пороге кузова и заднем бампере (либо крыле) крепят пластиковые или резиновые щитки. Элемент уменьшает разброс брызг в стороны, защищая пешеходов на тротуарах, расположенных близко к проезжей части.

Почему некоторые водители отказываются от брызговиков?

Владельцы автомобилей иногда отказываются от установки элементов, указывая причины:

  • увеличенное аэродинамическое сопротивление и рост расхода топлива на 1-2% (на машинах выпуска после начала 2000-х гг. оригинальные элементы не оказывают негативного воздействия);
  • появление посторонних акустических шумов в фиксированном диапазоне скоростей (из-за завихрения потока);
  • риск повреждения щитков и сопряженных элементов (например, подкрылка или бампера) при движении по грунтовой или неровной дороге;
  • вероятность налипания мокрого снега, который замерзает и частично блокирует колесо в арке;
  • нежелание дополнительно вкладывать деньги в новый автомобиль (в случае отсутствия заводских деталей);
  • необходимость сверления дополнительных отверстий в кузове для крепления (требуется на части моделей машин).

Снятие штатного брызговика оказывает негативное воздействие на автомобиль и попутные транспортные средства. В колесной арке образуются щели (между панелями кузова, бампером или подкрылком), в которые набивается влажная грязь.

Несмотря на оцинковку и дополнительное защитное покрытие, на металлических поверхностях образуются очаги коррозии. Попадающие вместе с грязью агрессивные дорожные реагенты ускоряют процесс разрушения стальных листов. Кроме того, мелкий песок из-под колес отделяет от бампера и порогов слой лакокрасочного покрытия.

На автомобилях с расширителями колесных арок брызговики являются частью пластиковых накладок на кромки крыла. При снятии элементов поток грязи летит не только на следующие позади автомобили, но и залепляет боковины дверей, зеркала заднего вида и стекла.

Доработка негативно влияет на безопасность движения и снижает уровень комфорта для водителя. Отбрасываемые шинами камни могут сколоть лакокрасочное покрытие и повредить слой цинка на панелях кузова, что вызовет быструю коррозию (вплоть до сквозной).

Закон о брызговиках

Об использовании защитных щитков прописано в Постановлении Правительства Российской Федерации №1090 (как в первичном релизе от 23 октября 1993 г., так и в последующих редакциях).

Норматив ввел в действие правила дорожного движения, в которых имеется пункт 7.5. Раздел регламентирует использование прочих элементов конструкции транспортных средств.

В частности в пункте указано, что владелец обязан использовать грязезащитные щитки в том случае, когда они предусмотрены заводом-изготовителем. Требование сохранено и в последнем релизе правил от 21 декабря 2019 г.

Некоторые владельцы автомобилей некорректно интерпретируют статью 7.5 правил дорожного движения, в которой говорится о «заднем защитном устройстве». В этом случае речь идет не о брызговиках задних колес, а о специальном стальном брусе на кронштейнах, предотвращающем попадание автомобиля при попутном столкновении под мосты грузовика или прицепа.

Читайте также:
Как восстановить техпаспорт на авто

В разделе четко указаны «грязезащитные фартуки и брызговики», которые должны устанавливаться позади передних и задних колес.

Действующие штрафы за отсутствие брызговиков

При обнаружении поврежденных или отсутствующих брызговиков сотрудник дорожной полиции имеет право оформить штраф в соответствии с разделом 1 статьи 12.5 Кодекса.

В статье имеется ссылка на перечень нормативных требований к автомобилям, допущенным к эксплуатации на дорогах общего пользования. Инспектор ГИБДД анализирует перечень и сопоставляет информацию с текущим состоянием машины, а затем выносит решение о пригодности транспортного средства к дальнейшему использованию.

На осень 2020 г. законодательство предусматривает оформление штрафа 500 руб. При этом правила не предусматривают запрета на дальнейшую эксплуатацию машины после заполнения бланка о взыскании.

Водитель должен сослаться на пункт 2.3.1 свода правил дорожного движения, согласно которому допускается самостоятельное восстановление техники либо передвижение в зону ремонта с соблюдением мер предосторожности. Действующее законодательство не предусматривает наказания в виде устного предупреждения либо указания устранить неисправность.

Как бывает на практике?

Согласно статистике, инспекторы ГИБДД редко выписывают штраф за отсутствующие или поврежденные грязезащитные щитки. Отмечены случаи, когда при возникновении конфликта сотрудники полиции начинали искать поводы придраться к водителю.

Обнаружение поломки брызговика дает инспектору повод выписать штраф, а также составить предписание предоставить машину на осмотр с устранением неисправностей в течение 10 рабочих дней (в соответствии с частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ). После получения квитанции у водителя имеется 20 суток на оплату со скидкой 50%.

Если после остановки машины для проверки документов инспектор обнаруживает отсутствие защиты от грязи, то водителю следует вежливо уведомить сотрудника о том, что узел был потерян недавно и транспортное средство движется в зону ремонта.

Спокойная манера построения диалога позволяет ограничиться предупреждением, но владельцу машины необходимо установить щитки на штатную точку в ближайшее время. В противном случае при повторной остановке избежать наказания не удастся.

На части машин зарубежного изготовления и на старых советских машинах применение брызговиков не предусмотрено. Для подтверждения следует предъявить диагностическую карту, в которой указано отсутствие щитков для отражения брызг из-под колес.

На некоторых моделях машин щитки отлиты вместе с бампером либо использованы крылья со специальными отражательными поверхностями. В этом случае монтаж дополнительных щитков будет расцениваться как внесение изменений в конструкцию транспортного средства.

Что делать, если вам выписывают штраф?

Если автомобиль остановил сотрудник полиции на стационарном или передвижном посту для проверки документов, а затем обнаружил отсутствие брызговиков, то водителю выдается постановление о наложении административного штрафа.

Владелец машины может затребовать составление протокола, что повлечет временные затраты, поэтому инспекторы ГИБДД стараются избегать подобной процедуры. В этом случае есть вероятность, что водитель получит устное предупреждение и предписание устранить обнаруженную неисправность (несмотря на отсутствие такого наказания по данному нарушению).

Читайте также:
Можно ли по номеру авто узнать владельца

Если сотрудник дорожной полиции оформляет протокол о выявленном нарушении (в дополнение к штрафной квитанции), то водителю необходимо ознакомиться с документом и внести замечание. В поле для дополнения надо указать, что на момент выезда со стоянки брызговики были на месте (наличие проверялось визуальным осмотром). Подобное замечание позволяет попытаться оспорить штраф в судебном порядке.

Владельцу автомобиля необходимо регулярно проверять техническое состояние автомобиля (самостоятельно или в условиях специализированного сервиса) и своевременно менять поврежденные детали.

Сотрудники дорожной полиции могут привлечь водителя к ответственности за неисправные системы очистки стекол (дефект легко проверяется при движении машины по грязной дороге).

От исправности автомобиля зависит безопасность не только находящихся в салоне водителя и пассажиров, но и прочих участников дорожного движения и пешеходов.

Есть ли польза от установки передних брызговиков?

Большая часть автовладельцев с большим опытом почему-то отказывается от использования брызговиков на собственных автомобилях.

Кроме того, они приводят достаточно убедительные доказательства в пользу такого решения. Лучше всего взглянуть на проблему под другим углом и ответить на вопрос, имеет ли смысл снятие с колесных арок брызговиков?

Безделушка без особой пользы. Большая часть автомобилистов с большим уровнем опыта не без основания придерживается мнения о том, что наличие брызговиков несет в себе небольшое количество пользы с практической точки зрения. В большей части случаев это соответствует действительности, особенно, если речь и идет о современных моделях иностранного производства. Попадание грязи и воды в салон уже давно исключено, так как они задерживаются в специально отведенных для этого местах. Помимо этого, при движении на высокой скорости никакие брызговики не дают возможности защиты от летящих камней, а также снега, грязи с водой. Высокий риск имеется и того, что брызговики попросту перестанут выполнять свои функции. Наибольшую актуальность это приобретает в зимний период. Поэтому немало водителей их просто убирают.

Отечественные дороги. Имеются у использования брызговиков и сторонники. Они еще раз указывают на то, что данный аксессуар применяется не только для защиты салона машины от попадания грязи и других веществ. Помимо этого, на дороге могут встречаться камни, а в зимнее время года – снег или лед. Все эти моменты могут привести к возникновению аварийной ситуации. Они требуются также для обеспечения должного уровня безопасности. Следует отметить, что с подобной задачей они справляются достаточно неплохо.

Получение штрафа от сотрудников полиции. Брызговики представляют собой элемент конструкции автомобиля, а, согласно законодательству, вносить какие-то изменения в него запрещается без прохождения процедуры регистрации. Тем не менее, брызговики совершенно не являются обязательным конструкционным элементом, а идут как «дополнительная опция, не являющаяся обязательной». Согласно утверждению некоторых водителей, наказанием за отсутствие брызговиков может стать штраф в размере 500 рублей. Это не совсем так. Не стоит забывать и об упомянутой выше тонкости, если на данную тему возникнет спор с сотрудником ГИБДД.

Читайте также:
Что делать с нерастаможенным авто

Необходимость брызговиков перед колесами. В стандартную конструкцию многих автомобилей входят размещенные перед колесами брызговики небольшого размера. Но это сделано не только для защиты от грязи, у них имеется более важная функция. Дело в том, что расположенные перед колесами брызговики имеют слишком малый размер для того, чтобы защитить от летящей грязи. Для чего же тогда производители машин тратятся на установку, закрепляя их в качестве отдельной детали к бамперу или защите на колесных нишах?

В реальности, это совсем не брызговик, а аэродинамический щиток, оказывающий заметное влияние на устойчивость машины. В его задачу входит сразу несколько функций – снижение подъемной силы встречного ветра, которая действует на машину при движении на большой скорости, и уменьшение эффекта аквапланирования. Довольно полезное изобретение!

Возникновение подъемной силы происходит по причине того, что в пространстве под автомобилем, особенно в колесных арках, нагнетается воздух. Поэтому передняя часть машины может приподниматься. Выход же воздуха из колесных ниш не происходит за такое короткое время, как попадание, так как препятствием становятся быстро вращающиеся колеса. Инженеры выбрали другой путь и ограничили пространство для потока воздуха перед нишей установки щитка, отбрасывающего его вниз.

Итог. Определенная польза от установки такого рода брызговиков все же имеется, так как они снижают степень возникающего эффекта аквапланирования и препятствую поднятию передней части автомобиля, перенаправляя вниз набегающий поток воздуха.

Почему без брызговиков плохо, а с “криво” установленными рискуете получить проблемы с кузовом

Далеко не все автомобили с завода идут с брызговиками, что даже удивительно, ведь без них кузов оказывается перед риском повреждения. А самостоятельно установленные элементы могут принести больше вреда, чем пользы.

Что это такое и зачем надо?

Брызговик представляет собой резиновый или пластиковый щиток, который устанавливается позади колеса и отсекает летящие из-под него воду, грязь и пескоструй. Особенно нужны брызговики позади ведущих колес, ведь на скользких покрытиях возможны пробуксовки, что подразумевает повышенный “обстрел”.

Задние брызговики дополнительно защищают от дорожного мусора едущие позади автомобили, так что, считайте, отсутствие этих элементов на машине – моветон. А вот передние брызговики прикрывают от пескоструя кузов собственного автомобиля, в частности, пороги и задние арки. Без них ЛКП этих элементов подвергается постоянным механическим повреждениям, пусть и мелким. Рано или поздно образуются сколы, которые затем перерастают в очаги коррозии. То есть вы получаете проблему на ровном месте.

“В доброй половине случаев, когда на свежей машине приходится менять накладки на пороги из-за коррозии, то это из-за того, что нет передних брызговиков или они слишком маленькие и не справляются со своей задачей. В итоге пескоструй за пару лет повреждает покрытие, металл начинает ржаветь, – говорит специалист по кузовному ремонту Александр. – Если на порогах и арках есть защитные пластиковые накладки, как, например, это принято сейчас на кроссоверах и всяких кросс-версиях, то это предотвращает проблему. Но если пороги и арки ничем не защищены, установка полноценных брызговиков за передними колесами обязательна. Задние тоже нужны, если позади арки не пластиковый бампер, а металлические элементы кузова, например, как в микроавтобусах или тех же “жигулях”.

Читайте также:
Изготовить дубликат номера на авто

Цена вопроса

Стоимость брызговиков зависит от марки и модели автомобиля, а также от уровня производителя. Если говорим про массовые модели и “лицензию”, то в среднем комплект брызговиков на одну ось обойдется в 40-70 рублей. Оригинальные детали могут стоить и 100, и 250 руб. за пару, особенно если речь идет о самых свежих и изначально недешевых автомобилях.

На другой стороне полюса – универсальные брызговики по цене 10-35 руб. за пару. В этом случае при выборе стоит учитывать как качество самого продукта, так и возможность его установки на ваш автомобиль, ведь “безразмерный” щиток может не встать так, как специально разработанный, с оптимизированной формой. Как минимум это касается размеров (хотя некоторые модели можно и подрезать), а также профиля.

Не навреди

Именно в случае с дешевыми или универсальными брызговиками больше всего риск напортачить. Ведь если деталь не становится “как влитая”, она может сама повредить ЛКП в районе арки. А слишком длинный или эластичный брызговик может попасть между колесом и бордюром при движении задним ходом, и вы его просто оторвете в один миг.

Еще один аспект – крепление. Используя неоригинальный крепеж, вы можете не достичь необходимой фиксации брызговика. А если он начнет “ерзать”, то опять же может сам повредить ЛКП, особенно если нет подкрылка-локера. А еще кузовщики частенько сталкиваются с тем, что коррозия начинается как раз в высверленных под саморезы отверстиях, потому как “установщики” не нашли иного способа закрепить брызговик (например, когда штатных отверстий нет или купленный неоригинальный брызговик на них не становится) и не озадачились антикоррозийной защитой этих мест.

Наш вердикт

Главный вывод – брызговики нужны, особенно передние. И если их на вашей машине по какой-то причине нет, а пороги и арки не имеют пластиковой или иной защиты, установка щитков за колесами настоятельно рекомендуется. Лучшее решение при этом – выбор оригинальных или максимально близких к таковым деталей. С универсальными брызговиками важно угадать с размером и обеспечить надежный монтаж. Лучше обходиться без высверливания новых отверстий, но если без этого никак, то хотя бы обработать в этих местах кузов антикоррозионными составами и в дальнейшем не забывать про их периодическую инспекцию.

Под надежной защитой. Брызговики в базе объявлений Автобизнеса

Нужно ли ставить брызговики, если с завода машины приходят без них?

Часто менеджеры по продажам в автосалонах навязывают автомобилистам установку дополнительных брызговиков. Наиболее грамотные открывают Правила дорожного движения и показывают документ под названием «Перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Там есть упоминание о необходимости эксплуатации машины только с брызговиками. Удивленным водителям приходится брать на себя дополнительные расходы. Но стоить ли верить рассказам менеджеров?

Читайте также:
Какие лампы можно ставить на авто

Брызговики и подкрылки ставят на конвейере

Действительно, брызговики (грязезащитные фартуки) должны присутствовать на всех автомобилях. Они выполняют важную функцию: защищают попутные транспортные средства от грязи и камней, летящих из-под колес назад. Часто камни величиной с лесной орех подхватываются протектором и выстреливают назад, как снаряды из катапульты, врезаясь в переднюю кромку капота или в лобовое стекло автомобилей сзади. В местах ударов остаются крупные сколы лакокрасочного покрытия или «раковины» на стекле. Поэтому из-за требований безопасности производителям предписано в обязательном порядке оборудовать машины защитными фартуками. Более того, без них эксплуатация транспортных средств действительно запрещена.

В приложении к Правилам дорожного движения под названием «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации» (глава 7) сказано, что ездить на машине запрещается, если «отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики». Однако это не повод бежать в магазин запчастей и прикручивать накладки саморезами к кузову.

Внесение изменений в конструкцию машины

Более того, если их потревожить и поставить дополнительные элементы, то формально будет считаться, что в конструкцию машины были внесены изменения, то есть произведен тюнинг, требующий утверждения в ГИБДД. В ПТС должна вноситься пометка о технических изменениях. Однако это почти никто никогда не делает, за что опять же юридически предусмотрено наказание.

Конечно, сотрудники дорожной полиции не штрафуют пока за установленные у дилера брызговики от сторонних производителей, хотя и имеют на это право.

Однако если штатные подкрылки, спроектированные инженерами компании-производителя и установленные как серийное оборудование на конвейере, в процессе езды были сняты или отвалились во время прохождения заездов на офф-роуде, то можно попасть на штраф.

В соответствии со статьей 12.5.1 КоАП РФ, «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». Отсутствующий штатный брызговик может считаться такой неисправностью.

Таким образом, ставить дополнительные брызговики, навязываемые дилерами, необязательно, однако необходимо следить за сохранностью штатных пластиковых подкрылков, которые выполняют функцию брызговиков. Без них ездить действительно нельзя.

Штраф за отсутствие брызговиков

Автомобильные брызговики (фартуки грязезащитные) — мелкие накладки на колеса машины или мотоцикла, которые выполнены из эластичного пластика или жесткой резины, крепятся к задней части колесного крыла и выполняют защитную функцию: они предохраняют сзади идущие транспортные средства от грязи, мелких камешков и мусора, летящие из-под колес вашего авто.

Читайте также:
Галоген или светодиод для авто

Требования к брызговикам

Брызговики, при своих малых размерах — важный элемент дорожной безопасности, защищающий других участников дорожного движения от повреждений и аварийных ситуаций. Значит, согласно п.7.5 ПДД, они обязательны в конструкции эксплуатирующейся машины, а их отсутствие является нарушением и должно наказываться административным штрафом.

По ГОСТу 52422, брызговик должен:

  • быть литым или сборным, но без зазоров в поверхности;
  • соответствовать ширине колеса, но выступать за него не более, чем на 200 мм;
  • быть по длине достаточным для обеспечения требуемой защиты (не ниже 200 мм до асфальтного покрытия);
  • укрепляться по нижнему краю;
  • располагаться под углом в 10 градусов против движения авто;
  • с внутренней стороны покрываться устройством для задержки и отведения воды.

Машина выехавшая на трассу должна иметь только целые брызговики. Полностью или частично оторванный брызговик, а также половина детали не допускается.

Штраф за отсутствие брызговиков

Штраф за отсутствие брызговиков (всех или одного, поврежденных или полуоборванных) регламентируется статьей 12.5 КоАП: эксплуатация автомобиля, комплектация которого не соответствует заводским требованиям производителя, запрещается. Размер штрафа составляет 500 рублей.

Неважно, сколько брызговиков отсутствует на остановленной машине или насколько они повреждены — нарушением является отсутствие, повреждение или несоответствие установленному ГОСТу даже одной детали. Штраф от этого не меняется.

Важно также помнить, что:

  • Если вас оштрафовали за отсутствие или несоответствие брызговиков, штраф вы можете оплатить в любое время в пределах установленного законом срока, но ездить на авто не имеете права, пока не замените их.
  • Обжалованию штраф за брызговики не подлежит, так как их отсутствие или неисправность — это нарушение комплектации авто и угроза безопасности дорожного движения. Рассказы о том, что «с утра он был, но отпал по дороге» – во внимание инспекторами также не принимаются.
  • В случае утери или поломки брызговиков, устранить неисправность необходимо на месте и сразу. Можете сделать это самостоятельно, или вызвать мастера. Если попробуете поехать дальше, снова будете остановлены и оштрафованы повторно.

Можно ли избежать штрафа? Можно. Вам придется подтвердить, что вы потеряли брызговик только что и движетесь на СТО для устранения неисправности. Если отсутствуют брызговики на передней паре колес — это тоже разрешено по ПДД. Можно также отказаться признавать штраф и написать объяснительную, указав, что повреждение случилось по дороге (помогает в суде).

Почему у вас есть шанс избежать штрафа и отделаться устным предупреждением? Практика в РФ показывает, что сотрудники ГИБДД редко выписывают штрафы на брызговики, хотя имеют на это все права. Обычно его могут вспомнить «довесом»: штрафуют по более серьезной причине, а потом просто добавляют еще 500 рублей штрафа и за брызговик.

Кроме того, есть и реальные основания не платить штраф: заводская конструкция вашего автомобиля не имела брызговиков и в стандартный комплект авто они не входят (их функцию выполняют колесные крылья специальной формы). Это значит, что, во-первых, вы не нарушаете требования статьи 12.5 КоАП, а во-вторых, вы вообще не имеете права самостоятельно устанавливать брызговики — это фактическое изменение конструкции машины, которое требует регистрации и отметки в ПТС.

Читайте также:
Что такое страховка с франшизой авто

FAQ (часто задаваемые вопросы)

  1. 1. Если в заводской комплектации авто не предусмотрены брызговики, надо ли платить штраф?

Инспектор ГИБДД не имеет права вас оштрафовать , если автопроизводителем не предусмотрены брызговики — отсутствует состав административного правонарушения (ст. 12.5 КоАП). Вы можете потребовать от него доказать комплектность такой детали в вашей машине и занести в протокол свое несогласие со штрафом. Если сотрудник ДПС не передумает, оплатите штраф, а затем обжалуйте его.

2. Если я утерял один передний брызговик во время поездки, справедливо ли меня штрафовать?

Штрафовать вас нельзя, так как брызговики на колесах передней оси не обязательны по ПДД. А вот аргумент, что деталь утеряна недавно — не работает. В статье 12.5 КоАП на это скидки нет.

3. Если брызговик оказался не по размеру колеса, будет ли штраф?

Если брызговик будет чуть больше ширины колеса, то штрафа не будет. А вот если он уже колеса и слишком короткий, это значит, что деталь не соответствует ГОСТ, что является нарушением.

4. Меня оштрафовали за отсутствие брызговика и отпустили. Что делать дальше?

Поскольку брызговик — это важный элемент безопасности дорожного движения, его отсутствие является серьезным нарушением ПДД. Если после оформления штрафа за отсутствие грязезащитного фартука, вы попробуете двинуться с места, инспектор имеет право тут же остановить вас повторно и выписать еще один штраф за несоблюдение требований статьи 12.5 КоАП. Все зависит от того, захочет ли он это делать. Правильные действия: вы меняете/устанавливаете брызговик сами или вызываете мастера для устранения неисправности, после чего можете продолжать движение.

В заключении следует отметить, что брызговики — это мелкий, но достаточно важный элемент безопасности дорожного движения. Они защищают сзади идущие автомобили от повреждений, которые могут быть вызваны вылетающими из-под колес вашего авто грязью, камнями и мусором. Поэтому, если заводская конструкция машины предполагает наличие грязезащитных фартуков — они должны быть, не иметь повреждений и соответствовать ГОСТ.

Сотрудники ГИБДД редко обращают внимание на наличие и целостность брызговиков, но имеют полное право выписать вам штраф в размере 500 рублей за нарушение конструктивной комплектации авто (12.5 КоАП). В этом случае, вы сначала должны устранить неисправность (установить деталь), и только потом продолжить движение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: